Недействующий

   Правительство Ленинградской области
КОМИТЕТ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРИКАЗ

от 6 мая 2006 года N 368


Об утверждении решения Регионального экспертного совета
Ленинградской области

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании приказа
 Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области
 от 26 сентября 2011 года N 90

____________________________________________________________________

На основании решения Регионального экспертного совета Ленинградской области от 22.03.2006, протокол N 1,

приказываю:

1. Утвердить Программу регионального эксперимента введения профильного обучения в системе образования Ленинградской области (приложение 1).

2. Утвердить состав участников регионального эксперимента введения профильного обучения в системе образования Ленинградской области (приложение 2).

3. Присвоить статус "Региональная экспериментальная площадка комитета общего и профессионального образования Ленинградской области" муниципальным общеобразовательным учреждениям согласно приложению 2.

4. Утвердить сроки реализации экспериментальной программы по июнь 2008 года.

5. Планово-экономическому отделу (Ведеринкова Т.И.) предусмотреть финансовую поддержку региональным экспериментальным площадкам (приложение 2) в проекте областного бюджета на 2007 и 2008 годы за счет средств, предусмотренных в областном бюджете по разделу "Образование".

6. Отделу прогнозирования и развития региональной системы образования (Шаповалова А.Д.) осуществить мероприятия по укреплению материально-технической базы данных региональных экспериментальных площадок за счет средств, предусмотренных в 2007 и 2008 годах.

7. Ленинградскому областному институту развития образования (Лисицын С.А.) обеспечить научно-методическое сопровождение эксперимента и возложить общее научное руководство на Воротилова В.И., доцента кафедры проектирования региональных образовательных систем ЛОИРО, к.п.н.

8. Муниципальным органам управления образованием, участвующим в реализации эксперимента рекомендовать:

8.1. Оказывать организационную, методическую и финансовую поддержку региональным экспериментальным площадкам.

8.2. Совместно с образовательными учреждениями - участниками регионального эксперимента, создать условия для организации образовательного процесса в образовательных учреждениях - региональных экспериментальных площадках на основе Федерального базисного учебного плана 2004 года.

9. Утвердить состав научных руководителей по сопровождению регионального эксперимента введения профильного обучения в системе образования Ленинградской области (приложение 3).

10. Утвердить состав координационного совета по сопровождению регионального эксперимента введения профильного обучения в системе образования Ленинградской области (приложение 4).

11. Утвердить состав рабочих групп для обеспечения управления региональным экспериментом введения профильного обучения в системе образования Ленинградской области (приложение 5).

12. Контроль за исполнением данного приказа оставляю за собой.

Председатель комитета
3.Г.Найденова

     

Приложение 1
к приказу комитета
от 06.05.2006 N 368

     

Программа
регионального эксперимента по введению профильного обучения
в образовательных учреждениях Ленинградской области

     

Введение

Разработка настоящей программы эксперимента по введению профильного обучения на территории Ленинградской области проходила в соответствии с Концепцией профильного обучения и Концепцией Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы, а также на основе поступивших заявок от образовательных учреждений. Программа предполагает введение профильного обучения для обеспечения перехода образовательных учреждений на новый Федеральный компонент содержания образования и Региональный базисный учебный план.

Реализация концепции профильного обучения направлена на достижение следующих целей:

более глубокого изучения учащимися ряда предметов, входящих в программу полного общего образования;

подготовки выпускников общеобразовательных школ к освоению программ высшего профессионального образования;

повышения адаптивной способности выпускников школ к современным рыночным условиям;

дифференциации содержания обучения старшеклассников в соответствии с их интересами и возможностями и построения на ее основе гибких индивидуальных образовательных программ;

снятия существенных региональных расхождений в возможностях получения равноценного, в том числе и профильного, обучения.

Показателями, свидетельствующими о реализации целей профильного обучения, служат не только готовность учащихся к продолжению образования по избранному направлению, но и зрелость в выборе способа его получения после школы. Переход к профильному обучению в старшей школе ставит выпускника основной ступени образования перед необходимостью ответственного выбора. Уже в 9-м классе основной школы ученик должен будет получить информацию о возможных путях продолжения образования, оценить свои силы и принять ответственное решение. Важность подготовки к этому выбору определяет значение предпрофильной подготовки девятиклассников.

Основанием зрелого выбора служит наличие у школьников широкой информационной готовности к его осуществлению. Она включает в себя информированность:

о возможных способах получения желаемого образования после школы;

об усилиях, которые потребуется приложить для его получения;

о наличии собственной практической готовности и способностей для получения избранного образования;

о профессиях, которыми можно овладеть благодаря получаемому образованию;

о содержании и условиях возможной профессиональной деятельности;

о последствиях, которые могут иметь место по завершении обучения (например, востребованности специалистов с данным образованием на рынке труда, оплате труда, возможностям для личностного роста и карьеры и др.);

о возможности реализовать свои жизненные цели и планы через избранный способ образования и последующую профессиональную деятельность.

Помимо информационной, зрелость предполагает также наличие практической и мотивационно-ценностной готовности человека к выбору. Практическая готовность включает в себя;

владение выпускниками школы умениями делать выбор дальнейшего способа получения образования;

наличие у школьников практических знаний и умений, необходимых для продолжения обучения после школы в избранном направлении.

Умение делать выбор предполагает наличие у ученика нескольких умений, включающих:

выделение альтернатив получения образования, соответствующих собственным потребностям и возможностям;

оценку их преимуществ и недостатков;

выбор из имеющихся вариантов наилучшего. Мотивационно-ценностная или психологическая готовность включает:

сформированность у выпускника самооценки, адекватной личным способностям и возможностям получить желаемое образование;

наличие ценностных ориентации и индивидуально выраженных целей, связанных с дальнейшим способом получения образования и будущей профессией.

Оценивать результаты предпрофильной подготовки и профильного обучения нужно будет по полноте реализации выше названных целей. Наиболее трудно оценивать степень зрелости того выбора, который сделали школьники.

При оценке выборов, совершенных школьниками, прежде всего следует рассмотреть, совершался ли ими самостоятельный выбор, сколько альтернатив при этом рассматривалось и оценивалось. Некоторые школьники отказываются от выбора, не готовы к его осуществлению психологически, совершают его под влиянием ситуации, соглашаются с теми выборами, которые предлагают им окружающие значимые взрослые или одноклассники.

В других ситуациях возможности для выбора не предоставляет педагогическая система. Задача предпрофильной подготовки и профильного обучения состоит в том, чтобы их расширить, предоставив учащимся множество альтернатив.

Основным признаком сделанного выбора служит его однозначность и устойчивость, то есть сохранение интереса к нему на длительное время. Пока учащийся колеблется, не может выбрать между несколькими альтернативами, решение окончательно не принято.

Для того чтобы установить, насколько он был зрелым, нужно в беседе с учащимися или при помощи специальных методик (например, сочинения) выявить, что послужило основаниями для выбора. Если в основе сделанного школьниками выбора лежит хорошая информированность о его последствиях, а сам выбор соответствует способностям, собственному желанию ребенка и сделан им самостоятельно, то его можно считать достаточно зрелым.

Признаком зрелости служит также ответственность и способность человека самостоятельно отвечать за последствия своего выбора, готовность прилагать усилия для реализации избранного направления получения образования.

Изменение существующей системы работы школы при переходе на профильное обучение своим результатом предполагает следующее:

Прозрачность процедуры набора, учет потребностей учащихся. Зачисление по итогам конкурса портфолио.

Компетентностный подход при структурировании целей и содержания образования.

Формирование способности к выбору самого ребенка. Самоопределение ребенка.

Ориентация на будущую сферу профессиональной деятельности и личностное развитие.

Вариативный учебный план, индивидуальный учебный план и учебные программы.

Индивидуальная образовательная траектория.

Расширение образовательного пространства. Глубокая интеграция школы в сеть.

Расширение сфер коммуникации, улучшение условий для социализации.

Социально-педагогический контроль, аутентичное оценивание.

Циклопоточная, лекционно-семинарская системы обучения. Блочно-модульный принцип составления расписания. Обучение не в классах, а в группах. Гибкое расписание занятий.

Равнозначность учебных предметов; приоритеты расставляет сам ребенок.

Акцент на поиск возможности для самоопределения, самостоятельную творческую работу учащихся.

Развитие системы маркетинга, учет потребностей ребенка и социума. Открытость системы, интеграция в образовательную сеть.

В связи с выше изложенным, определяя перечень тех изменений традиционной системы, которые повлечет за собой переход школ на профильное обучение, можно выделить следующее:

В системе набора учащихся профильных классов

1. Введение элементов образовательного маркетинга.

2. Проведение зачисления в 10-й класс, особенно в случае наличия конкурса, с учетом оценки содержимого портфолио.

В целях и содержании общего профильного образования

1. Ориентация результатов обучения на требования вузов, ЕГЭ, новые стандарты.

2. Переход в содержании образования на компетентностный подход.

3. Переход на преподавание предметов на базовом и профильном уровнях, введение элективных курсов.

4. Обучение учащихся способам осуществления выбора (учебного плана, профильных дисциплин, элективных курсов, заданий и т.д.).

5. Обучение школьников способам и средствам самопознания, профильного и профессионального самоопределения.

В педагогической системе в целом

1. Переход от классно-урочной системы к лекционно-практической, предметно-групповой, обучению по индивидуальным учебным планам, к дистанционному обучению, очно-заочному, экстернату.

2. Интеграция школ в сеть учреждений профильного обучения.

В планировании учебного процесса

1. Разработка и введение школьных учебных планов профильного обучения.

2. Разработка и введение индивидуального учебного плана.

3. Введение программы элективных профильных курсов.

4. Переход к блочно-модульному принципу планирования учебного процесса.

5. Составление расписания учебных занятий под новую педагогическую систему, интегрированную в сеть профильного обучения.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»