• Текст документа
  • Статус
Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 февраля 2005 года N 37


О Концепции демографического развития Ленинградской области на период до 2010 года

(с изменениями на 11 августа 2008 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Ленинградской области
от 14 марта 2014 года N 61

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Ленинградской области от 11 августа 2008 года N 239.
____________________________________________________________________


Заслушав доклад вице-губернатора Ленинградской области - председателя комитета экономического развития Дваса Г.В. о состоянии и перспективах развития демографической ситуации в Ленинградской области, приоритетных направлениях и механизмах реализации демографической политики на территории Ленинградской области, Правительство Ленинградской области

постановляет:

1. Одобрить прилагаемую Концепцию демографического развития Ленинградской области на период до 2025 года (пункт в редакции постановления Правительства Ленинградской области от 11 августа 2008 года N 239.

2. Комитету экономического развития совместно с комитетом по труду и социальной защите населения, комитетом здравоохранения, комитетом общего и профессионального образования, комитетом по физической культуре, спорту, туризму и молодежной политике разработать до 1 октября 2005 года план основных мероприятий по реализации Концепции.

3. Контроль за исполнением постановления возложить на вице-губернатора Ленинградской области - председателя комитета экономического развития Дваса Г.В. и вице-губернатора Ленинградской области Пустотина Н.И.

Губернатор
Ленинградской области
В.Сердюков

Приложение к постановлению. Концепция демографического развития Ленинградской области на период до 2025 года

Приложение

ОДОБРЕНА
постановлением Правительства
Ленинградской области
от 24 февраля 2005 года N 37
(в редакции постановления
Правительства Ленинградской области
от 11 августа 2008 года N 239
-
см. предыдущую редакцию)



Концепция
демографического развития Ленинградской области
на период до 2025 года

Концепция демографического развития Ленинградской области на период до 2025 года (далее - Концепция) разработана в соответствии с положениями Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года N 1351, посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 10 мая 2006 года и 26 апреля 2007 года, а также направлениями и основными мероприятиями по улучшению демографической ситуации в Российской Федерации на 2007-2010 годы и параметрами их реализации, утвержденными Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике от 23 мая 2007 года N 19.

Концепция представляет собой систему целей, задач и приоритетных направлений деятельности органов государственной власти Ленинградской области и органов местного самоуправления по регулированию социально-демографического развития Ленинградской области на период до 2025 года.

В Концепции проведен анализ современной демографической ситуации в Ленинградской области, выявлены ключевые проблемы, последствия и ограничения текущего и перспективного социально-демографического развития, определены цели, задачи и приоритеты воздействия на демографическую ситуацию, направления реализации активной демографической политики, а также механизм реализации основных задач, сформулированных в Концепции.

1. Анализ тенденций современного демографического развития Ленинградской области


Современное демографическое развитие Ленинградской области в значительной степени обусловлено социально-экономическими и демографическими процессами, происходившими в 1990-е годы.

С 1990 года изменился характер воспроизводства населения Ленинградской области, динамика естественного прироста приобрела устойчивый депопуляционный характер. С 1990 по 2007 год коэффициент естественной убыли населения вырос с -1,5 до -9,9 чел. на 1000 населения. В 2007 году число умерших превысило число родившихся на 16,1 тыс. человек, или в 2,2 раза (в целом по России - в 1,3 раза).

Однако, несмотря на депопуляцию, численность населения Ленинградской области до 1998 года возрастала как в городской, так и в сельской местности, главным образом за счет внешней миграции, в основном из стран СНГ и Балтии. Это обусловило принципиальное отличие итогов демографического развития Ленинградской области и Российской Федерации между переписями населения 1989 и 2002 годов: в целом по России численность постоянного населения сократилась, численность населения Ленинградской области увеличилась на 0,9 процента, или 15,5 тыс.человек.

Постепенное уменьшение миграционного прироста населения, объемы которого не компенсировали высокую естественную убыль, привело к сокращению численности населения Ленинградской области начиная с 1999 года на 59,9 тыс.человек, или на 3,5 процента (ежегодно в среднем на 6,6 тыс.человек). Миграционный прирост в 2007 году компенсировал естественную убыль только на 72,7 процента.

Динамика численности населения Ленинградской области в межпереписной период и последующие годы характеризуется следующими данными:

Год

Численность постоянного населения на начало года*, тыс.чел.

Прирост (убыль) населения, тыс.чел.

Темпы прироста (убыли) населения, проц.

1989 (на 12 января)

1653,7

2002

1672,7

-7,7

99,5

2002 (на 9 октября)

1669,2

15,5**

100,9**

2003

1667,2

-5,5

99,7

2004

1659,9

-7,3

99,6

2005

1652,9

-7,0

99,6

2006

1643,9

-9,0

99,5

2007

1637,7

-6,2

99,6

2008

1633,4

-4,3

99,7

__________________

* В таблице и далее сведения о численности постоянного населения Ленинградской области представлены с учетом итогов Всероссийской переписи населения 2002 года.

** Данные по отношению к численности населения по итогам предыдущей переписи.

Развитие процессов естественного движения населения и миграции в Ленинградской области отражают следующие показатели:

1990 год

1995 год

2000 год

2001 год

2002 год

2003 год

2004 год

2005 год

2006 год

2007 год

Число родившихся, тыс.чел.

18,3

12,1

11,3

12,1

12,9

13,3

13,7

12,9

12,9

13,6

Число умерших, тыс.чел.

20,9

30,5

31,6

33,4

34,0

35,0

33,6

33,4

31,6

29,7

в том числе детей в возрасте до года, чел.

264

174

116

128

151

123

123

128

102

103

Естественный прирост (убыль) населения, тыс.чел.

-2,6

-18,4

-20,3

-21,3

-21,1

-21,7

-19,9

-20,5

-18,7

-16,1

Миграционный прирост (убыль) населения, тыс.чел.

10,5

21,2

13,9

13,6

15,5

13,9

12,0

11,5

12,2

11,7

Коэффициент рождаемости, чел. на 1000 населения

11,0

7,2

6,8

7,3

7,8

8,0

8,3

7,8

7,9

8,3

Коэффициент смертности, чел. на 1000 населения

12,5

18,2

18,9

20,1

20,6

21,1

20,3

20,3

19,3

18,2

Коэффициент младенческой смертности, чел. на 1000 родившихся

14,2

14,3

11,8

10,8

11,8

9,3

9,0

9,8

7,9

7,5

Коэффициент естественного прироста (убыли), чел. на 1000 населения

-1,5

-11,0

-12,1

-12,8

-12,8

-13,1

-12,0

-12,5

-11,4

-9,9

Коэффициент миграционного прироста, чел. на 1000 населения

6,3

12,6

8,2

8,1

9,3

8,4

7,3

7,0

7,4

7,2

Уровень замещения естественной убыли миграционным приростом, проц.

в 4 раза

115,2

68,5

63,8

73,5

64,0

60,3

56,1

65,2

72,7


Вместе с тем в последние годы в демографическом развитии Ленинградской области наблюдаются позитивные изменения. Так, с 2000 года устойчивую тенденцию приобрело увеличение числа родившихся (за исключением 2005 года). В 2004 году наметилась тенденция снижения общего коэффициента смертности населения, которая сохранилась и в последующие годы. Отмечается дальнейшее снижение младенческой смертности.

Коэффициент рождаемости вырос с 6,5 чел. на 1000 населения в 1999 году до 7,9 чел. в 2006 году и 8,3 чел. в 2007 году. Коэффициент смертности сократился с 21,1 чел. на 1000 населения в 2003 году (наиболее высокий показатель за последние 10 лет) до 19,3 чел. в 2006 году и 18,2 чел. в 2007 году.

В 2006 и 2007 годах отмечалась положительная динамика всех основных показателей смертности, в том числе от болезней системы кровообращения (в 2006 году - на 12,9 процента, 2007 году - на 4,5 процента) и от внешних причин: травм, отравлений и последствий воздействия других внешних факторов (в 2006 году - на 2,6 процента, в 2007 году - на 8,1 процента). Достигнуто снижение числа смертей от отдельных внешних причин, в частности - алкогольных отравлений (в 2006 году - на 4,6 процента, в 2007 году - на 6,2 процента), самоубийств (в 2006 году - на 4,5 процента, в 2007 году - на 12,7 процента).

Снижается смертность от инфекционных заболеваний, болезней органов дыхания.

К числу важных положительных тенденций следует отнести снижение детской и младенческой смертности.

Младенческая смертность является важным индикатором, отражающим социально-экономическое благополучие территории, состояние здоровья населения и качество медицинской помощи. На протяжении последних 15 лет уровень смертности детей первого года жизни в Ленинградской области устойчиво ниже, чем в среднем по стране, и один из самых низких в Северо-Западном федеральном округе.

Благодаря планомерно проводимой работе по укреплению службы детства и родовспоможения коэффициент младенческой смертности снизился по сравнению с 1990 годом более чем на 40 процентов и в 2007 году составил 7,5 на 1000 родившихся (в целом по России - 9,4). В 2006 году данный показатель снизился на 20,3 процента, в 2007 году - на 5,0 процента. Дальнейшее снижение уровня младенческой смертности является одним из важных резервов повышения рождаемости населения Ленинградской области.

В результате отмеченных положительных изменений в динамике процессов естественного движения населения в 2006-2007 годах заметно уменьшились темпы сокращения численности населения Ленинградской области: в 2005 году численность населения сократилась на 9,0 тыс. человек, в 2006 году - на 6,2 тыс. человек и в 2007 году - на 4,3 тыс. человек. Уменьшились также масштабы естественной убыли населения: с 12,5 чел. на 1000 населения в 2005 году до 11,4 чел. в 2006 году и 9,9 чел. в 2007 году.

Однако, несмотря на достигнутую в последние годы положительную динамику, наиболее серьезными остаются следующие вопросы демографического развития Ленинградской области:

1. Сокращение общей численности населения, создающее угрозу снижения не только демографического, но и трудового потенциала региона.

2. Сохранение депопуляционного характера воспроизводства населения. Потери населения Ленинградской области из-за естественной убыли составляют 10 чел. на 1000 населения (в целом по России - 3 человека).

3. Низкие значения показателя рождаемости, несмотря на интенсивные притоки относительно молодого населения. В 2007 году уровень рождаемости в Ленинградской области по сравнению с показателями Российской Федерации был ниже на 26,5 процента (соответственно 8,3 и 11,3 чел. на 1000 населения).

Низкая рождаемость обусловлена значительным старением всего населения Ленинградской области, в том числе женщин детородного возраста (средний возраст женского населения увеличился в период после переписи 1989 года с 38 до 43 лет), общим для Российской Федерации демографическим переходом от много- и среднедетной к малодетной современной семье, социально-экономическими факторами (материальное положение и образ жизни населения, социальный статус семей, жилищные условия), неблагоприятными тенденциями брачности и разводимости, ухудшением репродуктивного здоровья населения.

Как правило, две трети общего числа рождений приходится на женщин в возрасте 20-29 лет, численность которых к началу 2007 года значительно снизилась по сравнению с 1986-1987 годами, когда число новорожденных было наибольшим за три последних десятилетия. В худшую сторону изменилось соотношение указанной возрастной группы среди женщин репродуктивного возраста (15-49 лет): по переписи 1989 года - 29 процентов, 2002 года - 26 процентов.

Повышается средний возраст матери при рождении первого ребенка: в 1990 году - 23,3 года, в 2006 году - 24,6 года. Наибольшее число родившихся в 1990 году отмечалось у женщин в возрастной группе 20-24 года (35,4 процента), в 2006 году - 25-29 лет (34,6 процента). Средний возраст женщин, родивших детей в 2006 году, составил 25,6 года.

В составе родившихся в последние годы резко возрастает доля "первенцев" (главным образом, это дети молодых матерей) и составляет около 60,0 процента (в 1990 году - 49,7 процента), что свидетельствует о тенденции ограничения числа рождений, откладывания рождений вторых и третьих детей. В то же время уменьшается частота рождений вторых, третьих и более детей: в 1987 году доля рожденных вторыми и более составляла около 60 процентов, в 2006 году - около 40 процентов.

В настоящее время суммарный показатель рождаемости (число детей, рожденных за период пребывания женщины в репродуктивном возрасте) практически вдвое ниже уровня, необходимого для простого воспроизводства населения (2,15-2,17), и в 2006 году составил в Ленинградской области 1,03 (в целом по России - 1,30).

Показатель брачности на 1000 населения в Ленинградской области ниже, чем в России, на 18 процентов и составляет 7,3 (в целом по России - 7,8 процента). Уровень разводимости - 5,0 на 1000 населения (в целом по России - 4,5).

Указанные тенденции рождаемости не носят специфического характера и отмечаются во многих регионах Российской Федерации, что связано с завершением очередного этапа перехода к новому типу рождаемости, при котором значения основных параметров процесса деторождения приблизились к их значениям в большинстве экономически развитых стран.

4. Сохранение высокого уровня смертности населения, прежде всего в трудоспособном возрасте. Коэффициент смертности составляет 18,2 чел. на 1000 населения, что на 23,8 процента выше, чем в целом по стране (14,7).

На динамику общего коэффициента смертности в последние десятилетия, как и в целом по России, наибольшее влияние оказал процесс старения населения, а также высокая смертность мужчин трудоспособного возраста, для которых в первую очередь характерны внешние причины смерти. Смертность мужчин трудоспособного возраста в 3,5 раза превышает смертность женщин (соответственно 1594,0 и 457,8 на 100 тыс. населения), в том числе от внешних причин - в 5 раз (560,3 и 110,7 на 100 тыс. населения). При этом на самоубийства, убийства и случайные отравления алкоголем приходится около трети преждевременных неестественных смертей.

5. Неблагоприятная структура причин смертности населения: внешние причины смерти (несчастные случаи, травмы и отравления) с 1992 года опережают смертность от новообразований, занимая второе место (15 процентов всех случаев смерти), а среди населения в трудоспособном возрасте выходят на первое место, составляя более трети всех смертей (среди мужчин - 35,2 процента, женщин - 24,2 процента).

Первое место в структуре причин смертности населения занимают болезни системы органов кровообращения (54 процента).

6. Низкие показатели продолжительности жизни населения, обусловленные сохраняющимся высоким уровнем смертности. В 2006 году ожидаемая продолжительность жизни при рождении составила 63,1 года для всего населения, в том числе мужчин - 56,3 года, женщин - 70,8 года (в целом по России - 60 лет для мужчин и 72 года для женщин). Наметившееся снижение показателя смертности способствовало некоторому повышению продолжительности жизни населения - с 61,4 года в 2003 году до 63,1 года в 2006 году.

Сохраняется существенная разница показателей продолжительности жизни для мужчин и женщин - около 15 лет против 7-8 лет в экономически развитых странах.

7. Наличие демографических показателей, имеющих более негативные значения в сельской местности, чем в городской (общая и младенческая смертность, ожидаемая продолжительность жизни при рождении).

8. Деформация возрастно-половой структуры населения, а следовательно, и всей системы его воспроизводства, существенное изменение возрастного состава населения и его дальнейшее старение.

С 1989 по 2007 год средний возраст населения увеличился на пять лет и составил 40,2 года (в целом по России - 38,5 года). Доля населения старше трудоспособного возраста возросла с 20,0 процента в 1989 году до 22,9 процента в 2007 году, в том числе в сельской местности - с 18,6 до 24,3 процента (в целом по России - 20,6 процента). Доля населения моложе трудоспособного возраста сократилась с 23,5 процента в 1989 году до 13,4 процента в 2007 году, в том числе в сельской местности - с 20,6 до 13,1 процента (в целом по России - 16,0 процента). Таким образом, повышается демографическая нагрузка лицами старше трудоспособного возраста на трудоспособное население.

В условиях естественной убыли населения значительно повышается роль миграционных процессов в формировании и сохранении демографического потенциала региона. Основную часть прибывших в Ленинградскую область составляют лица трудоспособного возраста (свыше 70 процентов), что оказывает позитивное влияние на возрастную структуру населения и формирование трудового потенциала. Кроме того, миграция улучшает общее соотношение полов, способствует омоложению возрастной структуры и увеличению доли репродуктивного населения. В составе миграционного прироста населения 24,0 процента составляют лица с высшим образованием, 47,8 процента - с незаконченным высшим и средним специальным образованием.

Значительную часть миграционного прироста в последние годы (около 80 процентов) составляет межрегиональная миграция, что указывает на высокую миграционную привлекательность Ленинградской области для жителей других регионов России. Сальдо внутренней межрегиональной миграции в 2007 году в 2,4 раза превысило сальдо внешней миграции.

В последние годы наблюдается тенденция некоторого увеличения потоков внешней миграции из стран ближнего зарубежья: в 2001 году - 1,3 тыс. человек, в 2006 году - 3,0 тыс. человек и в 2007 году - 3,6 тыс. человек. Наиболее ощутим миграционный приток населения из Казахстана, Украины, Узбекистана, Молдавии, Киргизии.

Указанные тенденции демографического развития Ленинградской области определяют цели, задачи и приоритеты демографической политики Ленинградской области на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

2. Прогноз демографического развития Ленинградской области


Прогноз демографического развития Ленинградской области на период до 2025 года выполнен в двух вариантах (первый вариант - "инерционный", второй вариант - "реальный") и учитывает возможные сценарии демографического развития Ленинградской области, основанные на предположениях относительно будущих тенденций рождаемости, смертности и миграции.

Варианты прогноза сформированы исходя из текущих тенденций демографического развития Ленинградской области, объективных изменений демографической структуры населения в прогнозном периоде, влияющих на показатели воспроизводства населения, а также условия продолжения реализации демографической политики в Ленинградской области.

В период до 2015 года ожидается сохранение и дальнейшее развитие позитивных изменений в демографическом развитии, наметившихся в последние годы. Продолжится рост рождаемости и снижение смертности населения, несколько активизируется миграционный прирост.

Увеличение уровня рождаемости в краткосрочной и среднесрочной перспективе продолжится под влиянием структурного фактора, выражающегося в увеличении численности и доли молодого репродуктивного населения 20-29 лет, а также миграции. Указанная возрастная группа будет формироваться поколением женщин, родившихся в конце 80-х - начале 90-х годов, когда наблюдался более высокий уровень рождаемости.

Влияние на рост рождаемости окажет активная реализация мер социальной поддержки семей с детьми на территории Ленинградской области.

Вместе с тем вследствие высокой инерционности демографических процессов существующие тенденции сокращения численности населения Ленинградской области в период до 2015 года сохранятся.

Увеличение общего коэффициента рождаемости прогнозируется с 8,3 чел. на 1000 населения в 2007 году до 9,2 чел. на 1000 населения в 2015 году. Коэффициент смертности в результате реализации мер по снижению преждевременной смертности, а также программ по охране здоровья населения снизится с 18,2 чел. на 1000 населения в 2007 году до 17,5 чел. на 1000 населения в 2015 году.

Коэффициент миграционного прироста повысится с 7,2 чел. на 1000 населения в 2007 году до 8,2 чел. на 1000 населения в 2015 году.

Под влиянием указанных положительных тенденций темпы сокращения численности Ленинградской области заметно снизятся. В 2010 году среднегодовая численность постоянного населения Ленинградской области предположительно составит 98,7 процента по отношению к 2005 году, в 2015 году - 99,7 процента по отношению к 2010 году.

В соответствии с первым прогнозным вариантом предполагается некоторое снижение общего коэффициента рождаемости в 2015-2025 годах при одновременном дальнейшем снижении коэффициента смертности. В результате темпы сокращения численности населения к 2020 году существенно замедлятся и наметятся предпосылки демографического роста.

Наибольшее влияние на постепенное снижение коэффициента рождаемости начиная с 2015 года окажет вступление в репродуктивный возраст малочисленных поколений, родившихся в 90-е годы.

В то же время не ожидается существенного снижения общего коэффициента смертности под влиянием развития процесса старения населения.

Второй вариант прогноза основывается на предположении, что миграционный прирост населения будет более активным, а темпы снижения рождаемости замедлятся (в сравнении с первым вариантом). Важными стимулирующими факторами миграции в Ленинградскую область станут развитие регионального рынка труда, создание новых рабочих мест в результате размещения крупных промышленных и транспортных объектов, увеличение спроса на рабочую силу, повышение уровня заработной платы и активизация жилищного строительства.

При усилении контроля за преждевременной смертностью населения может быть достигнуто более ощутимое снижение общего коэффициента смертности. В результате по второму варианту прогноза предпосылки роста численности населения Ленинградской области наметятся уже в 2020 году.

По прогнозу, общий коэффициент рождаемости сократится с 9,2 чел. на 1000 населения в 2015 году до 8,7 чел. в 2020 году и 8,3 чел. в 2025 году (по второму варианту прогноза - до 8,5), коэффициент смертности снизится с 17,5 чел. на 1000 населения в 2015 году до 17,2 чел. в 2020 году и 16,6 чел. в 2025 году (по второму варианту прогноза - до 16,2).

Коэффициент миграционного прироста увеличится с 8,2 чел. на 1000 населения в 2015 году до 8,3 чел. в 2020 году (по второму варианту - до 8,5) и 8,9 чел. в 2025 году (по второму варианту - до 9,0).

Среднегодовая численность постоянного населения Ленинградской области в 2020 году составит: по первому варианту прогноза - 99,9 процента, по второму варианту - 100,03 процента по отношению к 2015 году. К 2025 году численность населения области увеличится и по первому варианту прогноза составит 100,1 процента, по второму варианту - 100,2 процента по отношению к 2020 году.

Изменение возрастной структуры населения в долгосрочной перспективе будет выражаться в некотором увеличении доли населения моложе трудоспособного возраста (под влиянием растущей рождаемости) и росте доли населения старше трудоспособного возраста.

По оценке Федеральной службы государственной статистики, доля населения моложе трудоспособного возраста увеличится с 13,4 процента в 2007 году до 14,1 процента в 2015 году и 14,6 процента в 2025 году, при этом доля лиц старше трудоспособного возраста повысится с 22,9 процента в 2007 году до 26,0 процента в 2015 году и 29,1 процента в 2025 году.

На протяжении прогнозного периода предполагается сокращение численности населения в трудоспособном возрасте, вызванное падением рождаемости в начале 90-х годов и снижением интенсивности миграционных процессов: в трудоспособный возраст будут вступать малочисленные поколения, рожденные в 90-х годах, выбывать - лица послевоенных годов рождения. В 2006 году численность населения в трудоспособном возрасте уменьшилась на 2,2 тыс. человек, в 2010 году - на 11,9 тыс. человек, в 2015 году - на 9,2 тыс. человек. В долгосрочном периоде темпы сокращения замедлятся с 6,0 тыс. человек в 2020 году до 1,9 тыс. человек в 2025 году. По оценке Федеральной службы государственной статистики, доля населения в трудоспособном возрасте снизится с 63,7 процента в 2007 году до 59,9 процента в 2015 году и 56,3 процента в 2025 году.

Прогнозные варианты демографического развития Ленинградской области в период до 2025 года отражают следующие показатели:

2005 год (отчет)

2006 год (отчет)

2007 год (отчет)

2008 год (прогноз)

2009 год (прогноз)

2010 год (прогноз)

2015 год (прогноз)

2020 год (прогноз)

2025 год (прогноз)

первый вариант

второй вариант

первый вариант

второй вариант

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Среднегодовая численность постоянного населения, тыс.чел.

1648,4

1640,8

1635,6

1631,9

1628,9

1626,7

1622,3

1621,7

1622,8

1623,4

1625,5

проц. к предыдущему году

99,5

99,5

99,7

99,8

99,8

99,9

99,9

99,9

100,01

100,1

100,1

Коэффициент рождаемости, чел. на 1000 населения

7,8

7,9

8,3

8,5

8,7

8,9

9,2

8,7

8,7

8,3

8,5

Коэффициент смертности, чел. на 1000 населения

20,3

19,3

18,2

18,2

18,0

17,8

17,5

17,2

17,2

16,6

16,2

Коэффициент естественного прироста (убыли), чел. на 1000 населения

-12,5

-11,4

-10,0

-9,7

-9,3

-8,9

-8,3

-8,5

-8,5

-8,3

-7.7

Коэффициент миграционного прироста, чел. на 1000 населения

7,0

7,4

7,2

7,6

7,7

7,9

8,2

8,3

8,3

8,9

9,0

3. Ограничения и последствия демографического развития Ленинградской области


В перспективе основными следствиями суженного воспроизводства и старения населения Ленинградской области станут:

дальнейшие потери численности населения, в том числе в трудоспособном возрасте;

уменьшение численности подростков и молодежи в возрасте 16-25 лет, как следствие, снижение объемов подготовки квалифицированных кадров в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях;

сокращение численности молодежи, вступающей в трудоспособный возраст, и ухудшение соотношения возрастных групп населения моложе и старше трудоспособного возраста, что вызовет обострение проблемы дефицита трудовых ресурсов. Темпы прироста новой рабочей силы будут недостаточными для замещения дополнительных рабочих мест;

дальнейшее развитие тенденции старения населения и снижение мобильности трудовых ресурсов;

рост демографической нагрузки на трудоспособное население, прежде всего, лицами старше трудоспособного возраста, а также повышение нагрузки на систему здравоохранения и социального обеспечения;

дальнейшее увеличение дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы в результате роста числа лиц, выбывающих за пределы трудоспособного возраста, и сокращения численности населения трудоспособного возраста.

4. Цели, задачи и приоритеты демографического развития Ленинградской области


С учетом сложившейся демографической ситуации и перспективных задач в сфере социально-экономического развития основной целевой установкой демографического развития Ленинградской области является снижение темпов убыли населения и постепенное формирование предпосылок к стабилизации численности населения и последующему демографическому росту.

Достижение планируемых целевых показателей воспроизводства населения Ленинградской области позволит стабилизировать численность населения Ленинградской области на уровне 1641,0-1642,0 тыс. человек к 2015 году и обеспечить рост до 1660,0 тыс. человек к 2025 году, а также увеличить ожидаемую продолжительность жизни населения в период до 2025 года до 72 лет.

4.1. Главными задачами демографического развития Ленинградской области являются:

повышение рождаемости и укрепление института семьи, возрождение и распространение ее духовно-нравственных ценностей;

снижение предотвратимой и преждевременной смертности населения, существенное снижение уровня заболеваемости и смертности от болезней социального характера, увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения, в том числе продолжительности активной жизни, улучшение состояния здоровья населения;

дальнейшее сокращение уровня материнской и младенческой смертности, повышение качества жизни пожилых людей и инвалидов;

стагнация процесса депопуляции населения;

регулирование миграционных потоков в целях обеспечения социально-экономического комплекса региона кадрами необходимых профессий и уровня квалификации, а также миграционного замещения естественной убыли населения.

В период до 2025 года планируется достичь следующих целевых показателей демографического развития Ленинградской области:

2006 год (отчет)

2010 год (планируется достичь)

2015 год (планируется достичь)

2025 год (планируется достичь)

1

2

3

4

5

Численность населения (среднегодовая), тыс.чел.

1640,8

1630,0

1641,0-1642,0

1660,0

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет

63,1

64,5

66,5

72,0

Суммарный коэффициент рождаемости, рождений на одну женщину

1,03

1,1

1,3

1,55

Общий коэффициент смертности, чел. на 1000 населения

19,3

16,5

15,2

12,8

Материнская смертность, на 100 тыс. родившихся живыми

38,5

19,5

16,8

14,3

Младенческая смертность, детей до года на 1000 родившихся

7,9

6,9

6,3

5,0


Достижение целевых показателей демографического развития Ленинградской области в период до 2025 года предполагает проведение активной и сбалансированной социально-демографической политики и реализацию мероприятий Концепции, запланированных по каждому из приоритетных направлений демографического развития.

Важным условием оздоровления демографической ситуации и эффективного решения задач социально-демографического развития является необходимость улучшения всех основных параметров качества жизни населения на основе согласованных действий органов исполнительной власти всех уровней, негосударственных структур и общественных организаций.

4.2. Приоритетными направлениями демографического развития Ленинградской области являются:

4.2.1. В сфере повышения рождаемости и укрепления института семьи:

повышение социального статуса молодых семей, создание наиболее благоприятных условий для вступления в брак и активной жизнедеятельности семьи с несколькими детьми, самостоятельного стабильного функционирования молодых семей;

усиление материальной поддержки семей при рождении и воспитании детей;

укрепление учреждений родовспоможения и улучшение оказания медицинской помощи женщинам во время беременности и родов и диспансерного наблюдения детей в течение первого года жизни;

создание условий для обеспечения доступности и качества услуг дошкольных образовательных учреждений и возвращения матерей к активной трудовой деятельности;

повышение занятости женщин, имеющих малолетних детей, их профессиональная подготовка и переподготовка;

стимулирование устройства на воспитание в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

повышение материального благосостояния, уровня и качества жизни семей;

обеспечение адресной и эффективной социальной поддержки молодых семей и семей с детьми (в том числе оказавшихся в трудной жизненной ситуации);

улучшение репродуктивного здоровья населения, в том числе здоровья женщин, детей и подростков;

содействие закреплению молодых семей, в том числе молодых специалистов в населенных пунктах Ленинградской области, рациональное использование их репродуктивного и трудового потенциала;

изменение общественных установок населения в сторону изменения репродуктивных установок семей, повышения ценности семьи и детей (через средства массовой информации, организацию подготовки молодых людей к семейной жизни).

Для реализации указанных приоритетных направлений в среднесрочной и долгосрочной перспективе планируется:

разработка и внедрение механизмов материального стимулирования семей к рождению детей на основе дальнейшего совершенствования системы выплаты пособий гражданам, имеющим детей (пособий в связи с рождением и воспитанием детей), включая регулярные пересмотр и индексацию их размеров с учетом инфляции, а также дифференциацию размеров в зависимости от очередности рождения;

реализация дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в форме предоставления материнского (семейного) капитала и расширение в этой связи рынка образовательных услуг и масштабов строительства доступного жилья для семей с детьми;

совершенствование механизмов дополнительной поддержки отдельных категорий семей, в первую очередь, молодых семей, неполных семей с детьми, многодетных семей, семей, потерявших кормильца, семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, семей, имеющих детей-инвалидов, в том числе формирование государственного заказа на оказание организациями различной организационно-правовой формы социальных услуг семьям с детьми;

создание системы комплексной государственной поддержки молодежи, в том числе молодых семей, учащейся молодежи и молодых специалистов, в обеспечении жильем и улучшении жилищных условий, профессиональной подготовке и эффективной занятости;

реализация долгосрочных (региональных) программ по обеспечению жильем молодых семей; предоставление молодым семьям при рождении ребенка дополнительных безвозмездных субсидий на компенсацию части затрат, произведенных на приобретение или строительство жилья, и на погашение части кредита (займа); дифференциация мер поддержки при приобретении (строительстве) жилья в зависимости от рождения детей и числа детей в семье;

создание условий для повышения доступности жилья длядемей с детьми, в первую очередь, молодых семей, за счет расширения строительства доступного жилья и объектов социальной инфраструктуры, отвечающих потребностям семей с детьми, многодетных семей;

разработка системы дополнительных мер, направленных на обеспечение жильем малоимущих граждан с детьми, нуждающихся в улучшении жилищных условий, многодетных семей, граждан, принявших на воспитание детей-сирот;

развитие системы адресной социальной поддержки отдельных категорий семей по оплате жилищно-коммунальных услуг;

обеспечение потребности семей с детьми в услугах дошкольного образования на основе развития инфраструктуры всех форм дошкольного обучения и воспитания (государственных, муниципальных, частных, в том числе на базе общеобразовательных учреждений);

повышение доступности и качества услуг дошкольного образования для всех слоев населения путем снижения очередности при устройстве детей в дошкольные образовательные учреждения, развития гибких форм предоставления услуг по уходу и воспитанию детей в зависимости от их возраста, установления оптимального размера родительской платы с адресной поддержкой малоимущего населения, обеспечения компенсации родителям части платы за содержание ребенка в государственном или муниципальном дошкольном образовательном учреждении, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования; разработка и реализация программ строительства новых и реконструкции действующих дошкольных образовательных учреждений;

совершенствование регионального законодательства, направленного на развитие системы оказания социальных услуг семьям с детьми, в том числе семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, семьям с детьми-инвалидами;

укрепление и развитие региональной инфраструктуры социального и медицинского обслуживания семьи и детей (перинатальных центров, центров и кабинетов (служб) планирования семьи, социальных служб для молодежи, специализированных учреждений социальной реабилитации детей и подростков);

развитие сети детских оздоровительных и лечебно-профилактических учреждений;

разработка и внедрение системы паспортизации социально значимых категорий семей для реализации адресной семейной политики;

расширение и совершенствование различных форм социального обслуживания семей (натуральная помощь, услуги социальных служб, консультирование);

организация деятельности клубов молодой семьи и передвижного областного клуба молодой семьи в муниципальных образованиях в целях оказания информационной, юридической, психолого-педагогической помощи молодым семьям;

обеспечение поддержки проектов и мероприятий по работе с молодыми семьями в муниципальных образованиях;

разработка и реализация стратегии развития доступных форм семейного обустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе детей-инвалидов; взаимодействие в этой сфере с общественными и благотворительными организациями;

подготовка и комплексное сопровождение семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе детей-инвалидов; реализация мероприятий по повышению общественного статуса замещающих семей;

постепенное повышение размера денежных выплат на содержание детей-сирот в семьях опекунов и приемных семьях и оплаты труда приемных родителей;

разработка и реализация дополнительных мер по первоочередному предоставлению жилья детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в семьях опекунов (попечителей), приемных семьях, а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации;

обеспечение конкурентоспособного образования, трудоустройства и жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях обеспечения их успешной интеграции в общество;

реализация мер по повышению эффективности деятельности органов опеки и попечительства, включая профилактику социального сиротства, в том числе путем подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, осуществляющих деятельность по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних;

разработка и реализация комплекса мер по приоритетному содействию занятости женщин с малолетними детьми, в том числе выходящих из отпуска по уходу за ребенком, предоставлению им приоритетного права на профессиональную подготовку, переподготовку, организацию собственного дела, обеспечению летнего отдыха детей; организация системы их переобучения и повышения квалификации по профессиям, востребованным на рынке труда; расширение использования гибких форм занятости (надомный труд, частичная занятость), позволяющих совмещать работу с выполнением семейных обязанностей;

реализация мероприятий по профилактике семейного неблагополучия, социального сиротства детей, в том числе:

расширение практики получения образования детьми из семей, находящихся в социально опасном положении, в образовательных интернатных учреждениях, а также их временного семейного устройства, содействие развитию семейных воспитательных групп учреждений социального обслуживания семьи и детей,

оказание социально-педагогических, социально-психологических, социально-медицинских, социально-правовых услуг семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации, в учреждениях социального обслуживания семьи и детей,

развитие системы консультативной и психологической поддержки семьи в целях создания благоприятного внутрисемейного климата, профилактики семейного неблагополучия, социальной реабилитации семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации,

обеспечение внедрения в социозашитных учреждениях муниципальных образований моделей социального, психолого-педагогического сопровождения молодых семей, находящихся в трудной жизненной ситуации,

внедрение технологий социально-психологического сопровождения и поддержки несовершеннолетних, склонных к правонарушениям, в том числе условно осужденных, отбывших срок наказания в исправительно-воспитательных учреждениях;

внедрение в работу органов исполнительной власти и правоохранительных органов современных технологий профилактики правонарушений, защиты прав детей, социальной реабилитации и последующей интеграции в общество несовершеннолетних правонарушителей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

развитие кризисных служб помощи подросткам по выходу из трудной жизненной ситуации (социальные гостиницы, телефоны доверия, общественные приемные);

разработка и внедрение технологий работы с беременными женщинами и молодыми семьями в целях профилактики безнадзорности несовершеннолетних;

развитие службы социального такси для семей, имеющих детей-инвалидов (детей с ограниченными возможностями), проживающих в отдаленных сельских районах;

разработка и внедрение стандартов по охране репродуктивного здоровья населения (по мере разработки федеральных стандартов);

реализация информационно-пропагандистских мероприятий, направленных на изменение установок семьи на рождение детей, поддержку нравственных ценностей института семьи, а также различных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей;

создание системы морального поощрения многодетных семей;

поддержка деятельности негосударственных некоммерческих организаций, занимающихся проблемами семьи, женщин и детей; развитие волонтерского движения;

пропаганда опыта и поощрение предприятий и организаций, активно реализующих программы социальной поддержки работников, имеющих детей.

4.2.2. В сфере улучшения состояния здоровья населения и снижения смертности:

укрепление здоровья детей, подростков и молодежи за счет развития физической культуры и спорта, проведения мероприятий, направленных на профилактику травматизма и отравлений, борьбу с курением, алкоголизмом и наркоманией, охрану репродуктивного здоровья, организацию досуга детей, подростков и молодежи и т.д.;

создание условий для снижения смертности от неестественных причин (производственный и бытовой травматизм, алкогольные и прочие отравления, дорожно-транспортные происшествия), а также преждевременной смертности от болезней системы кровообращения и новообразований;

стабилизация и снижение младенческой, детской и материнской смертности;

снижение смертности трудоспособного населения за счет профилактики травматизма и отравлений, раннего выявления болезней системы кровообращения, новообразований и инфекционных заболеваний;

охрана и укрепление здоровья населения, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни;

повышение потенциала здоровья пожилых людей и нетрудоспособного населения, в первую очередь, за счет предупреждения сердечно-сосудистых, онкологических, эндокринных и инфекционных заболеваний;

повышение качества жизни пожилых людей и инвалидов путем создания необходимых условий для максимального использования их потенциала, продления периода социальной активности;

снижение числа смертельных и тяжелых несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний;

усиление борьбы с болезнями социального характера (туберкулез, гепатит, ВИЧ-инфекция, алкоголизм, наркомания); сокращение уровня смертности от самоубийств.

Для реализации указанных приоритетных направлений в среднесрочной и долгосрочной перспективе планируется:

дальнейшее развитие и укрепление амбулаторных учреждений здравоохранения, в том числе в сельской местности, проведение структурно-экономических преобразований в сети учреждений здравоохранения в соответствии с перспективными демографическими тенденциями;

обеспечение выполнения комплекса мероприятий по реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" на территории Ленинградской области, в том числе мероприятий по укреплению кадрового потенциала лечебных учреждений первичной медико-санитарной помощи, развитию материально-технической базы муниципальных амбулаторно-поликлинических учреждений и учреждений скорой медицинской помощи, профилактике инфекционных заболеваний, иммунизации населения, дополнительной диспансеризации работающих граждан;

внедрение в практику работы учреждений здравоохранения новых медицинских технологий диагностики, лечения и реабилитации больных, в том числе с использованием эндоскопической техники; развитие практики выездных консультативных форм помощи; внедрение новых форм работы (телекоммуникационная и селекторная связь, автоматизированные экспертные системы и другие);

совершенствование консультативно-профилактической работы в лечебно-профилактических учреждениях муниципальных образований, в том числе в сельской местности;

совершенствование работы экспертной комиссии при Ленинградском областном патолого-анатомическом бюро по оперативному разбору случаев смерти, контролю за достоверностью учета случаев смерти с последующим анализом причин;

укрепление кадрового обеспечения учреждений здравоохранения, в том числе путем организации подготовки, усовершенствования и специализации медицинских работников на базе учреждений здравоохранения федерального значения и областных лечебно-профилактических учреждений;

осуществление мероприятий организационного характера, направленных:

на разработку и реализацию специальных программ по снижению смертности и улучшению демографической ситуации методами медицинского воздействия,

на обеспечение реализации подпрограмм региональной целевой программы "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера и развитие материально-технической базы учреждений здравоохранения в Ленинградской области", направленных на борьбу с болезнями социального характера (туберкулез, ВИЧ-инфекция, алкоголизм, наркомания и другие), а также комплекса мероприятий по снижению заболеваемости от инфекций, управляемых средствами специфической профилактики,

на разработку и организацию проведения комплекса мероприятий по первичной, вторичной и третичной медицинской профилактике заболеваемости, инвалидности и смертности населения,

на разработку и внедрение медико-экономических стандартов в практику работы учреждений скорой медицинской помощи, амбулаторно-поликлинического звена и стационаров,

на создание системы мониторинга качества оказываемой медицинской помощи,

на координацию разработки планов мероприятий муниципальных образований по снижению смертности в форме трехстороннего соглашения между администрациями муниципальных образований, комитетом по здравоохранению Ленинградской области и главными врачами муниципальных учреждений здравоохранения;

обеспечение своевременной и качественной медицинской помощи, в первую очередь, при дорожно-транспортных происшествиях, сердечно-сосудистых заболеваниях, производственных травмах и профессиональных заболеваниях, болезнях социального характера;

совершенствование профилактической и лечебно-диагностической помощи населению при болезнях системы кровообращения за счет:

обеспечения диагностики и лечения заболеваний на ранних этапах,

создания комплексной системы профилактики факторов риска (первичной и вторичной), совершенствования работы кабинетов доврачебного приема в амбулаторно-поликлинических учреждениях, школ гипертонической болезни и сахарного диабета в муниципальных лечебно-профилактических учреждениях с целью эффективного выявления контингентов с повышенным риском сердечно-сосудистых заболеваний,

проведения скринингов на промышленных предприятиях с целью раннего выявления пациентов с болезнями системы кровообращения;

внедрения образовательных программ, направленных на предупреждение развития болезней системы кровообращения,

создания и совершенствования телемедицинских технологий для лечения больных с болезнями системы кровообращения,

оснащения станций скорой медицинской помощи оборудованием для дистанционных ЭКГ-консультаций,

развития сети отделений для оказания медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, их оснащение ангиографическим оборудованием,

повышения доступности высокотехнологичной медицинской помощи больным с болезнями системы кровообращения;

развития системы восстановительного лечения и реабилитации больных с болезнями системы кровообращения,

усиления контроля за организацией медицинской помощи больным с болезнями системы кровообращения, ее доступности и качества,

организации системы широкого информирования населения о факторах риска, методах само- и взаимопомощи в случае острых состояний при болезнях системы кровообращения;

обеспечение контроля за соблюдением законодательства в области охраны материнства и детства;

совершенствование организации и качества оказания акушерско-гинекологической помощи и лекарственного обеспечения до и во время беременности и родов, пренатальной и перинатальной помощи, диспансерного наблюдения детей в течение первого года жизни; дальнейшее развитие профилактики и лечения бесплодия;

укрепление материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений, учреждений родовспоможения; переоснащение лечебно-диагностической базы учреждений здравоохранения для интенсивного наблюдения и лечения беременных и новорожденных; оснащение и кадровое обеспечение учреждений здравоохранения в соответствии со стандартами;

расширение комплекса услуг, предоставляемых беременным женщинам и детям первого года жизни; материальное стимулирование медицинского персонала детских поликлиник в проведении углубленного обследования детей;

совершенствование специализированной медицинской помощи, реанимационной интенсивной терапии беременным женщинам и новорожденным, специализированной медицинской помощи детям;

оснащение оборудованием лечебно-профилактических учреждений, реабилитационных центров, отделений восстановительного лечения для детей с целью оказания реанимационной помощи и интенсивной терапии новорожденным детям;

разработка комплекса мер, направленных на предупреждение невынашивания беременности и решение проблемы выхаживания маловесных детей, совершенствование технологий диагностики и лечения заболеваний у новорожденных;

обеспечение в детских поликлиниках деятельности школ будущих матерей и родителей;

обеспечение выплаты ежемесячных компенсаций на полноценное питание беременным женщинам, кормящим матерям и детям в возрасте до трех лет;

реализация комплекса мер по дальнейшему снижению числа преждевременных прерываний беременности (абортов);

создание эффективной системы профилактики и предупреждения факторов развития, ранней диагностики, консультативной помощи, лечения и реабилитации при социально значимых заболеваниях; совершенствование контроля эффективности лечения этих заболеваний и их осложнений;

обеспечение современного уровня диагностики и лечения ВИЧ-инфекции; совершенствование программ профилактики этого заболевания;

повышение качества и своевременности диагностики и лечения туберкулеза, обеспечение профилактических противотуберкулезных мероприятий среди детского населения;

разработка и реализация комплексных мероприятий по профилактике и раннему выявлению онкологических заболеваний;

совершенствование эпидемиологического надзора за инфекциями, управляемыми средствами специфической профилактики, и государственного контроля за проведением профилактических и противоэпидемических мероприятий;

обеспечение доступности медицинской помощи больным с тяжелыми формами заболеваний; развитие высокотехнологичной медицинской помощи;

дальнейшее развитие различных видов специализированной медицинской помощи, психиатрической, наркологической помощи населению, профилактики инфекционных заболеваний;

организация межрайонных отделений для оказания специализированной медицинской помощи населению, в частности, кардиологического и неврологического профиля;

развитие геронтологического здравоохранения в целях повышения эффективности медицинской помощи пожилому населению, вторичной и третичной профилактики, своевременной диагностики и лечения сердечно-сосудистых, онкологических, эндокринных и инфекционных заболеваний;

повышение эффективности работы системы санитарно-эпидемиологического надзора и улучшение экологической обстановки, в том числе путем увеличения расходов на природоохранные мероприятия, развития экологического и санитарно-гигиенического мониторинга;

снижение смертности от неестественных, в том числе насильственных, причин, и воздействий других внешних факторов за счет:

совершенствования лечебно-диагностического процесса при оказании медицинской помощи больным с травматическими повреждениями, отравлениями и воздействиями других внешних факторов,

улучшения работы персонала учреждений скорой медицинской помощи в соответствии с медико-экономическими стандартами,

разработки мер, направленных на снижение количества потребляемого алкоголя,

повышения уровня оказания медицинской помощи больным алкоголизмом и наркотической зависимостью, своевременного выявления и проведения динамического наблюдения за данным контингентом,

улучшения экстренной диагностики отравлений, в том числе наркотиками, алкоголем и его суррогатами, техническими спиртосодержащими жидкостями,

своевременного информирования органов внутренних дел о случаях отравлений населения спиртосодержащими продуктами для выявления источников распространения этой продукции,

осуществления жесткого контроля за качеством алкогольной продукции,

реализации в образовательных учреждениях профилактических программ, направленных на недопущение потребления алкоголя и табачных изделий детьми и подростками;

сокращение уровня смертности и травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий за счет:

обеспечения правопорядка и безопасности дорожного движения, повышения качества дорожной инфраструктуры, улучшения организации дорожного движения,

обеспечения своевременности и качества оказания медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях в соответствии со стандартами скорой медицинской помощи,

приближения и совершенствования оказания первой медицинской помощи пострадавшим на месте аварии путем обучения сотрудников различных ведомств (МЧС, ГИБДД, пожарная служба) правилам и приемам оказания доврачебной медицинской помощи,

оснащения больниц скорой медицинской помощи, травматологических, нейрохирургических и хирургических отделений и других учреждений, оказывающих медицинскую помощь пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях,

усиления контроля за алкоголизацией водителей автотранспортных средств и повышения качества экспертизы опьянения;

реализация правовых, социально-экономических, организационных, санитарно-гигиенических, профилактических, реабилитационных и иных мер в целях улучшения условий и охраны труда работников, снижения производственного травматизма, в том числе со смертельным исходом, и профессиональной заболеваемости среди работников предприятий и организаций всех форм собственности, в том числе:

разработка и внедрение моделей выявления на ранней стадии вредных факторов воздействия производственной среды в наиболее проблемных с позиции условий труда сферах экономики,

создание системы оценки влияния условий труда на здоровье работников, системы управления профессиональными рисками,

совершенствование государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и государственного управления охраной труда,

повышение охвата и качества периодических профилактических осмотров работающего населения, в том числе при поступлении на работу, в целях профилактики производственного травматизма и профессиональных заболеваний,

развитие системы социального партнерства в сфере охраны труда, внедрение работодателями систем управления охраной труда в организациях,

разработка стандартов и регламентов оказания государственных услуг в сфере охраны труда на территории Ленинградской области,

организация работы Ленинградской областной межведомственной комиссии по охране труда, включая комплексные проверки по охране труда организаций с высоким уровнем травматизма,

организация взаимодействия по вопросам охраны труда на основе двусторонних соглашений с администрациями муниципальных образований и отраслевыми объединениями работодателей,

осуществление надзора и контроля за состоянием условий и охраны труда в организациях с высоким уровнем травматизма,

организация проведения дней охраны труда в муниципальных образованиях,

проведение семинаров-совещаний по актуальным вопросам охраны труда, состояния и совершенствования организации работы по проведению аттестации рабочих мест в организациях Ленинградской области,

организация методической помощи организациям по вопросам внедрения современных систем управления охраной труда,

методическое сопровождение внедрения методики оценки экономических затрат и потерь, связанных с несчастными случаями на производстве в организациях,

организация обучения по охране труда руководителей и специалистов субъектов малого бизнеса;

дальнейшее совершенствование комплекса организационно-экономических, медико-профилактических, спортивно-оздоровительных, пропагандистско-просветительных мероприятий по охране и укреплению здоровья детей, подростков и молодежи, в том числе:

профилактика алкоголизма и наркомании, табакокурения, нежелательной беременности, охрана репродуктивного здоровья молодежи,

повышение охвата молодежи физической культурой и спортом, организация досуга,

организация летнего отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков,

пропаганда здорового образа жизни и установок на самосохранительное поведение,

формирование системы воспитания и подготовки детей, подростков и молодежи к семейной жизни,

раннее выявление нарушений состояния здоровья детей и подростков, совершенствование системы оказания реабилитационной помощи детям и подросткам,

обеспечение организации специализированной помощи подросткам в детских поликлиниках, женских консультациях, медико-социально-психологических центрах в целях сохранения репродуктивного здоровья,

развитие системы оказания медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях;

проведение ежегодной диспансеризации детей-сирот, находящихся в стационарных учреждениях всех ведомств (домах ребенка, детских домах-интернатах), и разработка комплекса мер по проведению оздоровительных и реабилитационных мероприятий, позволяющих в дальнейшем обеспечить социальную адаптацию детей-сирот и передачу их на воспитание в семью;

оказание поддержки отдельным категориям семей с детьми в организации семейного отдыха и санаторно-курортного лечения; обеспечение санаторно-курортным лечением детей-инвалидов;

расширение и обеспечение доступности для семей, имеющих детей, образовательных услуг (в том числе услуг детских дошкольных учреждений) и услуг летних оздоровительных лагерей;

организация качественного горячего питания школьников и учащихся учреждений начального профессионального образования, в том числе бесплатного питания для детей из малообеспеченных семей;

введение в образовательные программы образовательных учреждений обязательных разделов, направленных на формирование понятия о ценности здоровья и здорового образа жизни;

обеспечение реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе учреждений образования всех типов и видов;

создание условий для развития физической культуры и спорта, оздоровительного туризма среди различных категорий населения, организации отдыха и досуга в местах проживания; широкое привлечение к проведению физкультурно-спортивных мероприятий предприятий и организаций, малого и среднего бизнеса;

развитие системы социального обслуживания населения, направленной на максимальное продление возможностей граждан пожилого возраста и инвалидов для проживания в домашних условиях, их социальной активности, осуществление мер по социальной реабилитации и адаптации, в том числе:

развитие альтернативных форм (негосударственного сектора) социального обслуживания населения, граждан пожилого возраста и инвалидов,

проведение профилактической работы с гражданами пожилого возраста и инвалидами, направленной на сохранение и повышение уровня их социальной адаптации, включая комплекс мероприятий по социальной реабилитации, сохранению социальной активности,

повышение эффективности социальной реабилитации инвалидов, включая социально-бытовую адаптацию, социально-средовую ориентацию, создание условий для их трудоустройства,

расширение базы коек сестринского ухода в муниципальных районах в целях сохранения здоровья лиц пожилого и старческого возраста, снижения среди них преждевременной смертности и увеличения продолжительности жизни; рассмотрение вопроса о создании хосписа на территории Ленинградской области для медицинского обслуживания лиц с заболеваниями смертельного характера,

расширение системы медицинских и медико-социальных услуг, оказываемых пожилым людям на дому,

разработка и внедрение комплекса оздоровительных и реабилитационных программ, развитие услуг санаторно-курортных организаций и оздоровительных учреждений;

совершенствование системы комплексной медицинской, социальной и профессиональной реабилитации инвалидов; дальнейшее развитие сети реабилитационных учреждений, в том числе для детей и подростков с ограниченными возможностями; обеспечение безбарьерной среды обитания для лиц с ограниченными возможностями;

предоставление дополнительной социальной и материальной поддержки инвалидам, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности и относящимся к малообеспеченным слоям населения;

создание и развитие комплексной системы реабилитации женщин, находящихся в трудной жизненной ситуации, предоставляющей различные виды медицинской, психологической и юридической поддержки;

расширение форм и методов оказания психологической помощи населению, прежде всего подросткам, оказавшимся в сложных жизненных обстоятельствах, женщинам, гражданам из групп риска, наркозависимым и членам их семей;

пропаганда опыта и поощрение предприятий и организаций, активно реализующих программы укрепления здоровья работников;

организация широкого информирования населения через средства массовой информации, размещение социальной рекламы по вопросам сохранения здоровья и о факторах риска, по вопросам пропаганды здорового образа жизни и самосохранительного поведения, в том числе о мерах по предупреждению заболеваний, управляемых средствами специфической профилактики.

4.2.3. В сфере регулирования миграции:

обеспечение положительного баланса миграции рабочей силы из других регионов Российской Федерации, стран СНГ и Балтии;

создание условий для привлечения и закрепления определенных категорий иммигрантов в Ленинградскую область (находящихся в репродуктивном и трудоспособном возрасте, обладающих соответствующим уровнем профессионально-квалификационной подготовки) в целях обеспечения экономики региона необходимыми трудовыми ресурсами, восстановления систем расселения, использования процесса свободного перемещения рабочей силы;

сокращение оттока трудоспособного населения;

рациональное и эффективное использование потенциала мигрантов в целях приостановления депопуляционных процессов, восстановления сельской системы расселения, привлечения дополнительных трудовых ресурсов и улучшения их качества;

содействие добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, на постоянное место жительства в Ленинградскую область;

создание благоприятных условий для социальной адаптации и интеграции иммигрантов в российское общество.

Для реализации указанных приоритетных направлений в среднесрочной и долгосрочной перспективе планируется:

осуществление комплексной оценки потребностей и возможностей территорий Ленинградской области в привлечении и обустройстве различных категорий мигрантов с определением мест их приоритетного размещения с учетом перспектив экономического развития, состояния рынка труда, социальной инфраструктуры, возможностей жилищного и социального обустройства;

расширение сотрудничества с переселенческими и общественными объединениями переселенцев;

организация информационного взаимодействия с общественными организациями соотечественников в странах СНГ и Балтии в части распространения информации о социально-экономическом развитии региона, перспективах развития экономики с учетом реализации новых инвестиционных проектов, расширения и модернизации действующих предприятий, возможностях трудоустройства и условиях обеспечения жильем;

развитие межрегионального сотрудничества в сфере миграции и занятости населения, в том числе с регионами стран СНГ; рассмотрение вопроса о создании на территории Ленинградской области центра профессиональной и языковой подготовки, временного размещения, трудовой легализации и трудоустройства мигрантов из стран СНГ;

формирование и распространение через средства массовой информации реестров свободных рабочих мест и свободного жилья в Ленинградской области;

создание системы государственной поддержки отдельных категорий граждан, в том числе молодых семей, молодых ученых и специалистов, сельского населения, по обеспечению жильем и улучшению жилищных условий путем формирования соответствующих правовых, организационных и финансово-кредитных условий в целях закрепления населения и профессиональных кадров на предприятиях и в организациях Ленинградской области, сокращения оттока трудоспособного населения;

активизация целевого жилищного строительства на территории Ленинградской области на основе расширения источников финансирования и увеличения доли внебюджетных средств и кредитных ресурсов, в том числе с использованием механизмов ипотечного жилищного кредитования, в целях обеспечения жильем отдельных категорий граждан;

дальнейшее совершенствование организационных и финансово-кредитных механизмов государственной поддержки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, при строительстве или приобретении жилья, молодежи и молодых семей, граждан, проживающих в сельской местности (рассрочка платежа, предоставление безвозмездных субсидий, содействие становлению системы долгосрочного жилищного кредитования, жилищной потребительской кооперации, предоставление социального жилья молодым малообеспеченным семьям и специалистам, работающим в бюджетной сфере);

расширение участия Ленинградской области в федеральных целевых программах, направленных на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета отдельных категорий граждан (военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и других, определенных федеральным законодательством);

повышение эффективности регулирования объемов и качественной структуры внешней трудовой миграции в соответствии с потребностями социально-экономического комплекса региона в квалифицированных кадрах и возможностями их обеспечения на основе совершенствования механизма квотирования привлечения и использования иностранной рабочей силы;

предотвращение незаконной внешней иммиграции и занятости иностранных граждан на территории Ленинградской области, обеспечение контроля за привлечением и использованием иностранной рабочей силы в целях защиты регионального рынка труда;

регулирование расселения, обустройство и адресная социальная поддержка отдельных категорий мигрантов (беженцы, вынужденные переселенцы, жители Крайнего Севера, военнослужащие, соотечественники, прибывающие из-за рубежа) в жилищном обустройстве, занятости, обеспечение их интеграции и адаптации;

обеспечение соответствия объемов и профилей подготовки кадров в системе профессионального образования потребностям рынка труда в кадрах в целях повышения качественных характеристик трудовых ресурсов, обеспечения закрепляемости кадров на предприятиях и в организациях Ленинградской области, предотвращения оттока трудоспособного населения;

использование ротационных схем формирования трудовых ресурсов с учетом реальных потребностей производства, более широкое использование вахтового метода ведения работ;

создание цивилизованного и эффективного рынка труда, обеспечивающего территориальную мобильность рабочей силы и качественные изменения в структуре занятости, на основе проведения инвестиционной и налоговой политики, стимулирующей развитие новых производств, создание новых и повышение эффективности существующих рабочих мест, улучшение условий и оплаты труда, развитие малого предпринимательства.

5. Механизм реализации Концепции


Механизмом реализации Концепции предусматривается:

объединение и координация действий органов государственной власти Ленинградской области и органов местного самоуправления, государственных, муниципальных и общественных организаций, направленные на оздоровление демографической ситуации;

совершенствование системы мониторинга и анализа демографической ситуации в Ленинградской области;

разработка методики прогнозирования демографических процессов во взаимосвязи с процессами социально-экономического развития, а также программ социально-демографических и социологических исследований в демографической сфере;

дальнейшее совершенствование областного законодательства в сфере социальной и семейной политики, здравоохранения, образования, жилищного обеспечения, занятости, миграции с учетом мер по реализации демографической политики;

создание областного и муниципальных межведомственных координационных органов по вопросам реализации демографической политики;

обеспечение координации деятельности межведомственных органов по вопросам реализации мер демографического развития (комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения при Правительстве Ленинградской области, антинаркотической комиссии Ленинградской области, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Ленинградской области, Ленинградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации);

разработка и реализация долгосрочных (региональных) целевых программ (планов мероприятий) по улучшению демографической ситуации в Ленинградской области на среднесрочную перспективу;

разработка и реализация мероприятий в составе долгосрочных (региональных) целевых программ в сфере охраны здоровья, занятости, социальной защиты населения, молодежной политики, направленных на решение основных задач Концепции;

включение задач и мероприятий, направленных на улучшение демографической ситуации, в долгосрочную (региональную) и муниципальные программы социально-экономического развития;

обеспечение учета демографической ситуации при разработке долгосрочных (региональных) целевых программ;

организация системы информирования заинтересованных служб и ведомств о состоянии смертности и влиянии неблагоприятных факторов на показатель смертности в целях разработки комплекса совместных мероприятий по снижению предотвратимой смертности населения;

учет задач демографического развития при формировании областного бюджета Ленинградской области и бюджетов муниципальных образований, внебюджетных фондов; привлечение дополнительных внебюджетных средств на решение задач демографического развития;

организация заслушивания глав администраций муниципальных образований Ленинградской области о демографической ситуации в муниципальных образованиях и принимаемых мерах по ее улучшению; обеспечение координации деятельности органов местного самоуправления по разработке программ (планов мероприятий) по улучшению демографической ситуации на местном уровне;

осуществление методического обеспечения деятельности органов исполнительной власти Ленинградской области и органов местного самоуправления, направленной на управление демографическими процессами;

организация мониторинга эффективности принимаемых мер в сфере реализации Концепции;

организация информационно-просветительской деятельности в средствах массовой информации, информационных структурах органов государственной власти Ленинградской области, направленная на пропаганду целей и задач региональной демографической политики, повышение ценности семьи и детей, повышение информированности граждан о мерах социально-демографической поддержки и порядке ее получения.

6. Этапы и первоочередные задачи реализации Концепции


Реализация Концепции осуществляется в три этапа:

На первом этапе (до 2010 года) продолжается реализация первоочередных мер, направленных на закрепление и дальнейшее развитие положительных тенденций демографического развития Ленинградской области, сложившихся в последние годы. Важным условием на данном этапе является координация и согласование указанных мер с мероприятиями приоритетных национальных проектов, реализуемых в сфере образования, здравоохранения, жилищной политики и сельского хозяйства.

Приоритетные направления демографического развития Ленинградской области на первом этапе - дальнейшее совершенствование мер материальной поддержки семей с детьми и семей при рождении и воспитании детей; удовлетворение потребности семей с детьми в услугах дошкольных образовательных учреждений; развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; расширение комплекса реализуемых мероприятий по снижению преждевременной смертности населения, в первую очередь, от сердечно-сосудистых заболеваний и дорожно-транспортных происшествий, снижение заболеваемости и смертности от социально значимых заболеваний, а также производственного травматизма; развитие инфраструктуры учреждений по работе с молодыми семьями; проведение комплексной работы с молодежью и молодыми семьями по основным направлениям демографической политики (пропаганда здорового образа жизни, улучшение репродуктивного здоровья, содействие занятости и др.) и т.д.

На первом этапе планируется разработка и принятие программы содействия занятости женщин, имеющих малолетних детей, в том числе выходящих из отпуска по уходу за ребенком; дополнительного комплекса мероприятий, направленных на снижение травматизма и гибели населения в результате дорожно-транспортных происшествий, профилактику и противодействие злоупотреблению наркотическими и психотропными средствами; дополнительных мер по обеспечению жильем семей с детьми, многодетных и малообеспеченных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Кроме того, необходимо сформировать правовые, организационные и финансовые условия на региональном и местном уровнях для дальнейшей реализации мер демографического развития Ленинградской области.

На втором этапе (2011-2015 годы) будет продолжено создание условий для стабилизации демографической ситуации в Ленинградской области, что предполагает усиление мер по распространению здорового образа жизни и повышению мотивации населения к ведению здорового образа жизни, расширению вовлечения населения в занятие физической культурой и спортом, профилактической направленности мероприятий по снижению смертности и заболеваемости от социально значимых причин и по активизации информационно-пропагандистской работы в отношении определенных групп населения, предупреждению профессиональных заболеваний и улучшению условий труда, созданию благоприятных и стабильных условий для жизнедеятельности семей с детьми, в том числе семей с несколькими детьми, по реализации специальных мер содействия занятости женщин, имеющих детей, закреплению в обществе репродуктивных установок, повышающих значимость семьи и детей, и т.д.

На втором этапе необходимо обеспечить миграционный прирост в Ленинградскую область на постоянное место жительства, создать условия для закрепления трудоспособного населения, в том числе молодых специалистов, и привлечения квалифицированных специалистов в приоритетные сферы экономики Ленинградской области.

На третьем этапе (2016-2025 годы) предполагается с учетом результатов реализации мероприятий первых этапов осуществить корректировку запланированных мер и разработать дополнительные мероприятия, направленные на предупреждение возможных негативных тенденций в сфере демографического развития, вызванных снижением рождаемости под влиянием предшествующего демографического развития, а также продолжающимся старением населения.


Редакция документа с учетом
изменений и дополнений
подготовлена ЗАО “КОДЕКС”

О Концепции демографического развития Ленинградской области на период до 2010 года (с изменениями на 11 августа 2008 года) (утратило силу на основании постановления Правительства Ленинградской области от 14.03.2014 N 61)

Название документа: О Концепции демографического развития Ленинградской области на период до 2010 года (с изменениями на 11 августа 2008 года) (утратило силу на основании постановления Правительства Ленинградской области от 14.03.2014 N 61)

Номер документа: 37

Вид документа: Постановление Правительства Ленинградской области

Принявший орган: Правительство Ленинградской области

Статус: Недействующий

Опубликован: Вестник Правительства Ленинградской области, N 12, 12 апреля 2005 года
Дата принятия: 24 февраля 2005

Дата начала действия: 24 февраля 2005
Дата окончания действия: 14 марта 2014
Дата редакции: 11 августа 2008