САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 21 октября 2004 года Дело N 3-532/04

     
[О признании недействующей ч.3 п.3 "Порядка предоставления
льгот жителям Санкт-Петербурга в соответствии
с Федеральным законом "О ветеранах", расходы на реализацию которых возмещаются за счет средств бюджета Санкт-Петербурга"]



Санкт-Петербургский городской суд в составе: судьи ... с участием прокурора ... при секретаре ... рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Г-ой М.Р. о признании недействующей ч.3 п.3 "Порядка предоставления льгот жителям Санкт-Петербурга в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", расходы на реализацию которых возмещаются за счет средств бюджета Санкт-Петербурга", утвержденного распоряжением Администрации Санкт-Петербурга от 15 января 2003 года N 32-ра "О мерах по реализации Федерального закона "О ветеранах" в Санкт-Петербурге", установлено:

Г-ва М.Р., являющаяся участницей Великой Отечественной войны, инвалидом 1 группы, ветераном труда, обратилась в Санкт-Петербургский городской суд с заявлением о признании недействующим полностью со дня принятия распоряжения Администрации Санкт-Петербурга от 15 января 2003 года N 32-ра "О мерах по реализации Федерального закона "О ветеранах" в Санкт-Петербурге" (л.д.17-18).

В судебном заседании представитель Г-ой М.Р., Е-ва И.А., уточнив требования Г-ой М.Р., просила признать недействующей с момента принятия распоряжения Администрации Санкт-Петербурга от 15 января 2003 года N 32-ра "О мерах по реализации Федерального закона "О ветеранах" в Санкт-Петербурге" часть 3 пункта 3 "Порядка предоставления льгот жителям Санкт-Петербурга в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", расходы на реализацию которых возмещаются за счет средств бюджета Санкт-Петербурга", утвержденного данным распоряжением Администрации Санкт-Петербурга (л.д.82, 86).

В обоснование заявления было указано, что в соответствии с частью 3 пункта 3 "Порядка предоставления льгот жителям Санкт-Петербурга в соответствии с Федеральным законом " О ветеранах", расходы на реализацию которых возмещаются за счет средств бюджета Санкт-Петербурга", утвержденного распоряжением Администрации Санкт-Петербурга от 15 января 2003 года N 32-ра "О мерах по реализации Федерального закона "О ветеранах" в Санкт-Петербурге", льгота по оплате в размере 50% коммунальных услуг, электроэнергии, услуг за пользование радио и коллективной телевизионной антенной, предусмотренные для ветеранов, предоставляются только им лично независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности занимаемого жилья.

Указанная норма, по утверждению заявительницы, противоречит совокупности правовых норм - пункту 3 статьи 11 и подпункту 9 пункта 1 статьи 14 ФЗ "О ветеранах", пункту 17 Положения о льготах для инвалидов Великой Отечественной войны и семей погибших военнослужащих, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 23.02.1981 N 209, и не соответствует конституционно-правовому смыслу подпункта 9 пункта 1 статьи 14 ФЗ "О ветеранах", выявленному в определении Конституционного суда РФ от 4 декабря 2003 года N 423-О по запросу Конституционного суда Республики Татарстан о проверке конституционности подпункта 9 пункта 1 статьи 14 Федерального закона "О ветеранах", согласно которому положение подпункта 9 пункта 1 статьи 14 ФЗ "О ветеранах" не может рассматриваться как лишающее льгот по оплате коммунальных услуг в размере 50 процентов проживающих совместно с инвалидами Великой Отечественной войны или с бывшими несовершеннолетними узниками фашизма членов их семей.

Как следует из материалов дела, оспоренное Г-ой М.Р. распоряжение было принято Администрацией Санкт-Петербурга, однако в соответствии с законами Санкт-Петербурга "О внесении изменений и дополнений в Устав Санкт-Петербурга от 10.10.2003 N 578-85 и "О правительстве Санкт-Петербурга" от 30.10.2003 N 642-87 в настоящее время высшим постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга является Правительство Санкт-Петербурга, которому и принадлежит право отменять правовые акты иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, противоречащие федеральным законам (л.д.66-67, 70, 72).

С учетом данного обстоятельства к участию в деле в качестве заинтересованного лица было привлечено Правительство Санкт-Петербурга.

Представитель Правительства Санкт-Петербурга М-ко Ю.В. возражала против удовлетворения заявления Г-ой М.Р., указав в обоснование своих возражений, что оспоренное заявительницей распоряжение Администрации Санкт-Петербурга не регулирует вопросы предоставления льгот по оплате коммунальных услуг в размере 50 процентов проживающим совместно с инвалидами Великой Отечественной войны членам их семей. Данный вопрос урегулирован другим нормативным актом -постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25 мая 2004 года N 803 "О порядке предоставления льгот членам семей инвалидов Великой Отечественной войны". Указанные нормативные акты подлежат применению в их совокупности и не нарушают права на льготы при оплате коммунальных услуг инвалидов и проживающих совместно с инвалидами Великой Отечественной войны членов их семей (л.д.35-37).

Выслушав объяснения сторон, проверив представленные суду доказательства, заслушав заключение прокурора О-ой Н.А., полагавшей заявление Г-ой М.Р. не подлежащим удовлетворению, суд находит заявление Г-ой М.Р. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно подп.9 п.1 ст.14 ФЗ "О ветеранах" инвалидам войны предоставляется льгота по оплате в размере 50 процентов коммунальных услуг, абонентной платы за телефон, услуг за пользование радио и коллективной телевизионной антенной. Льготы по оплате указанных услуг предоставляются независимо от вида жилищного фонда.

Таким образом, в данной правовой норме действительно не содержится указания на то, что льгота по оплате в размере 50 процентов коммунальных услуг предоставляется не только инвалидам войны, но и совместно проживающим с инвалидами войны членам их семей.

Вместе с тем согласно конституционно-правовому смыслу подп.9 п.1 ст.14 ФЗ "О ветеранах", выявленному Конституционным судом Российской Федерации в определении от 4 декабря 2003 года N 423-О по запросу Конституционного суда Республики Татарстан о проверке конституционности подпункта 9 пункта 1 статьи 14 Федерального закона "О ветеранах", само по себе положение подпункта 9 пункта 1 статьи 14 Федерального закона "О ветеранах" - во взаимосвязи с положениями ст.11 этого же Закона, пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 года N 1235 и пунктом 17 Положения о льготах для инвалидов Великой Отечественной войны и семей погибших военнослужащих, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 23.02.1981 N 209, - не может рассматриваться как лишающее льгот по оплате коммунальных услуг в размере 50 процентов проживающих совместно с инвалидами Великой Отечественной войны или с бывшими несовершеннолетними узниками фашизма членов их семей.

Следовательно, правовым основанием для предоставления льгот по оплате коммунальных услуг в размере 50 процентов проживающим совместно с инвалидами Великой Отечественной войны членам их семей являются положения подп.9 п.1 ст.14 ФЗ "О ветеранах" во взаимосвязи с положениями ст.11 этого же Закона, согласно которой права, льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР и законодательством Российской Федерации, не могут быть отменены без равноценной замены, и пунктом 17 Положения о льготах для инвалидов Великой Отечественной войны и семей погибших военнослужащих, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 23.02.1981 N 209, которое не было отменено принятием ФЗ "О ветеранах". Coгласно ч.2 п.17 указанного Положения о льготах для инвалидов Великой Отечественной войны и семей погибших военнослужащих, инвалидам Великой Отечественной войны и проживающим совместно с ними членам их семей, предоставляется скидка в размере 50 процентов с установленной платы за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией (л.д.59).

Действительно, оспоренной заявительницей частью 3 пункта 3 "Порядка предоставления льгот жителям Санкт-Петербурга в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", расходы на реализацию которых возмещаются за счет средств бюджета Санкт-Петербурга", утвержденного распоряжением Администрации Санкт-Петербурга от 15 января 2003 года N 32-ра "О мерах по реализации Федерального закона "О ветеранах" в Санкт-Петербурге" установлено, что льгота по оплате в размере 50% коммунальных услуг, электроэнергии, услуг за пользование радио и коллективной телевизионной антенной, предусмотренные для ветеранов, предоставляются только им лично независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности занимаемого жилья.

Однако 25 мая 2004 года Правительством Санкт-Петербурга принято постановление N 803 "О порядке предоставления льгот членам семей инвалидов Великой Отечественной войны", утвердившее "Порядок предоставления льгот по оплате коммунальных услуг и электроэнергии членам семей инвалидов Великой Отечественной войны, предусмотренных постановлением Совета Министров СССР от 23.02.1981 N 209 "Об утверждении Положения о льготах для инвалидов Великой Отечественной войны и семей погибших военнослужащих", расходы на реализацию которых возмещаются за счет средств бюджета Санкт-Петербурга". В соответствии с п.2 указанного Порядка льготы по оплате в размере 50% от установленной платы за коммунальные услуги и электроэнергию предоставляются членам семей инвалидов Великой Отечественной войны, совместно с ними проживающими.

Таким образом, "Порядок предоставления льгот по оплате коммунальных услуг и электроэнергии членам семей инвалидов Великой Отечественной войны, предусмотренных постановлением Совета Министров СССР от 23.02.1981 N 209 "Об утверждении Положения о льготах для инвалидов Великой Отечественной войны и семей погибших военнослужащих", утвержденный постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25 мая 2004 года N 803 "О порядке предоставления льгот членам семей инвалидов Великой Отечественной войны" дополняет "Порядок предоставления льгот жителям Санкт-Петербурга в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", расходы на реализацию которых возмещаются за счет средств бюджета Санкт-Петербурга", утвержденный распоряжением Администрации Санкт-Петербурга от 15 января 2003 года N 32-ра "О мерах по реализации Федерального закона "О ветеранах" в Санкт-Петербурге". Указанные нормативные акты исполнительной власти Санкт-Петербурга в их взаимосвязи предоставляют членам семьи инвалидов Великой Отечественной войны, совместно с ними проживающих, льготы по оплате в размере 50% от установленной платы за коммунальные услуги и электроэнергию и в их взаимосвязи не противоречат совокупности правовых норм п.3 ст.11 и подп.9 п.1 ст.14 ФЗ "О ветеранах", п.17 Положения о льготах для инвалидов Великой Отечественной войны и семей погибших военнослужащих, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 23.02.1981 N 209, и соответствуют конституционно-правовому смыслу подп.9 п.1 ст.14 ФЗ "О ветеранах", выявленному в определении Конституционного суда РФ от 4 декабря 2003 года N 423-О по запросу Конституционного суда Республики Татарстан о проверке конституционности подпункта 9 пункта 1 статьи 14 Федерального закона "О ветеранах".

Учитывая, что оспоренное заявительницей положение ч.3 п.3 "Порядка предоставления льгот жителям Санкт-Петербурга в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", расходы на реализацию которых возмещаются за счет средств бюджета Санкт-Петербурга", утвержденного распоряжением Администрации Санкт-Петербурга от 15 января 2003 года N 32-ра, не регулируют вопросы предоставления льгот по оплате коммунальных услуг совместно проживающим с инвалидами Великой Отечественной войны членам их семей, которые регулируются иным нормативным актом Правительства Санкт-Петербурга, не имеется оснований утверждать, что данное положение оспоренного нормативного акта Администрации Санкт-Петербурга противоречит совокупности правовых норм - пункту 3 статьи 1 и подпункту 9 пункта 1 статьи 14 ФЗ "О ветеранах", пункту 17 Положения о льготах для инвалидов Великой отечественной войны и семей погибших военнослужащих, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 23.02.1981 N 209, и не соответствует конституционно-правовому смыслу подпункта 9 пункта 1 статьи 14 ФЗ "О ветеранах", выявленному в определении Конституционного суда РФ от 4 декабря 2003 года N 423-О по запросу Конституционного суда Республики Татарстан о проверке конституционности подпункта 9 пункта 1 статьи 14 Федерального закона "О ветеранах".

Как следует из представленных суду доказательств, заявительница Г-ва М.Р. является участницей Великой Отечественной войны. Кроме того, Г-ой М.Р. с 3 апреля 2001 года установлена 1 группа инвалидности по общему заболеванию (л.д.17-18).

Согласно п.2.ст.15 ФЗ "О ветеранах" участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются права и льготы инвалидов войны в соответствии с установленной группой инвалидности без дополнительного экспертного медицинского освидетельствования.

Таким образом, Г-ой М.Р. предоставляются права и льготы инвалидов войны, предусмотренные ст.14 ФЗ "О ветеранах".

Из представленных Г-ой М.Р. доказательств также следует, что в связи с принятием Администрацией Санкт-Петербурга оспоренного заявительницей нормативного акта с марта 2003 года льгота по оплате коммунальных услуг предоставляется лишь одной Г-ой М.Р. без учета ее сына Г-ва И.Я., проживающего совместно с заявительницей (л.д.19-30).

Указанное обстоятельство не отрицались в судебном заседании представителем Правительства Санкт-Петербурга М-ко Ю.В.

Однако данное обстоятельство также не может служить основанием для удовлетворения заявления Г-ой М.Р., так как члены семьи инвалидов Великой Отечественной войны, совместно с ними проживающие, не лишены возможности защитить в исковом порядке свое право на оплату коммунальных услуг и электроэнергии в размере 50% от установленной платы за период с марта 2003 года и до 25 мая 2004 года, то есть до принятия Правительством Санкт-Петербурга постановления N 803 "О порядке предоставления льгот членам семей инвалидов Великой Отечественной войны", утвердившего "Порядок предоставления льгот по оплате коммунальных услуг и электроэнергии членам семей инвалидов Великой Отечественной войны, предусмотренных постановлением Совета Министров СССР от 23.02.1981 N 209 "Об утверждении Положения о льготах для инвалидов Великий Отечественной войны и семей пoгибших военнослужащих", на основании п.17 указанного выше постановления Совета Министров СССР от 23.02.1981 N 209.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.197, 253 ГПК РФ, суд решил:

Заявление Г-ой М.Р. о признании недействующей ч.3 п.3 "Порядка предоставления льгот жителям Санкт-Петербурга в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", расходы на реализацию которых возмещаются за счет средств бюджета Санкт-Петербурга", утвержденного распоряжением Администрации Санкт-Петербурга от 15 января 2003 года N 32-ра "О мерах по реализации Федерального закона "О ветеранах" в Санкт-Петербурге" оставить без удовлетворения.

На решение суда может быть подана сторонами кассационная жалоба или принесено кассационное представление прокурором, участвующим в деле, в Верховный Суд Российской Федерации через Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 дней.

Судья
(подпись)




Текст документа сверен по:

рассылка