Администрация Санкт-Петербурга
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ПРИКАЗ

от 26 июня 2003 года N 1014


Об утверждении концепции
"Воспитание петербуржца XXI века" в системе
образования Санкт-Петербурга



В декабре 2002 года на коллегии Комитета по образованию прошло обсуждение концепции "Воспитание петербуржца XXI века", которая была разработана временным творческим коллективом под руководством доктора педагогических наук Родионовой Н.Ф. с участием ведущих ученых и практиков Санкт-Петербурга, занимающихся вопросами воспитания.

Коллегия в целом одобрила концепцию, высказав ряд предложений и замечаний. Предложения и замечания были устранены в ходе обсуждений на заседаниях научно-методического координационного совета по вопросам воспитания при Комитете по образованию.

Приказываю:

1. Утвердить концепцию "Воспитание петербуржца XXI века" в системе образования Санкт-Петербурга (далее - концепция) согласно приложению.

2. Санкт-Петербургскому государственному университету педагогического мастерства (Воронцова В.Г.):

2.1. Разработать методические рекомендации по реализации концепции для руководителей образовательных учреждений.

2.2. Включить в программы курсовой подготовки и повышения квалификации педагогических кадров вопросы изучения и реализации концепции.

2.3. Организовать в 2003/2004 учебном году работу постоянно действующего семинара для специалистов ТОУО, курирующих вопросы воспитания, по освоению и реализации основных положений концепции.

3. Руководителям ТОУО и образовательных учреждений организовать работу по реализации концепции в образовательных учреждениях.

4. Центру педагогической информации Комитета по образованию (Шмелева Л.М.) опубликовать концепцию в сборнике нормативно-правовых и методических материалов по вопросам воспитания в количестве 1000 экз.

Председатель Комитета
Т.И.Голубева

     

Приложение
к приказу КО
от 26.06.2003 N 1014

     

Концепция воспитания в системе образования Санкт-Петербурга
"Воспитание петербуржца XXI века"


В условиях современного Санкт-Петербурга сосуществуют и успешно реализуются различные концептуальные подходы к воспитанию. Среди них можно отметить Программу воспитания (Петербургская концепция), "Педагогику успеха", "Воспитание человека-созидателя", "Педагогику заботы" и др.

Концепция "Воспитание петербуржца XXI века" представляет собой документ, в котором сделана попытка, сохраняя уникальность и неповторимость каждой из названных концепций, согласовать позиции всех заинтересованных сторон в понимании сущности воспитательного процесса в образовательной системе Санкт-Петербурга.

В ней определяются базовые подходы педагогического сообщества Санкт-Петербурга к ценностям, целям, содержанию и формам воспитательной деятельности в различных типах образовательных учреждений Санкт-Петербурга.

Концепция разработана в соответствии с государственными документами, которые определяют общую стратегию развития образования в России:

Федеральная программа развития образования;

Национальная доктрина образования;

Концепция модернизации российского образования;

Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы";

Федеральная целевая программа "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)".

В основу согласования позиций положены характеристики уникального социокультурного пространства Санкт-Петербурга:

Поликультурность, определяемая изначальным сосуществованием и взаимовлиянием разнообразных культурно-исторических традиций, национальных и конфессиональных особенностей, архитектурных стилей, многосословностью, определенной демократичностью городского сообщества.

Инновационный и творческий характер петербургского стиля жизни. Город изначально создавался как уникальный проект и является творческой лабораторией, в которой осуществляются самые разные эксперименты (в том числе и педагогические), рождаются тенденции, определяющие перспективы развития для всей России.

Устремленность петербуржцев к большим и труднодостижимым целям. Жители города во все века решали сложнейшие (порой, неразрешимые) задачи: построили один из красивейших городов мира, отстояли его в дни блокады, проявляя при этом профессионализм, силу воли и духа.

Открытость города миру. Направленность на взаимодействие и непрерывную коммуникацию с мировой культурой. Город изначально аккумулировал и взращивал лучшие образцы воспитания, привлекая для этого элиту теоретиков и практиков образования и воспитания.

Эти особенности определяют суть понятия Петербургское воспитание и выступают как базовые идеи предлагаемой концепции.

Концепция адресуется всем работникам системы образования Санкт-Петербурга и представляет собой совокупность общих подходов в области воспитания, на основе которых предлагается разработать комплексную программу воспитательной деятельности в образовательной системе Санкт-Петербурга.

В рамках концепции петербургского воспитания можно сформулировать следующие основные понятия:

1. Воспитание представляет собой ценностно-смысловой диалог ребенка с субъектами окружающего мира, способствующий формированию и развитию опыта самоопределения, творчества и созидательной жизни ребенка. Такое понимание воспитания позволяет говорить о наличии в мире большого круга субъектов воспитания, одним из которых является система образования.

2. В системе образования Санкт-Петербурга воспитание рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса, направленная на создание условий для:

- становления системы жизненных смыслов и ценностей растущего человека;

- включения подрастающих поколений в пространство петербургской культуры;

- осмысления ребенком цели своей жизни в соответствии с возможными путями развития;

- включения учащихся в решение соответствующих их возрастным особенностям и возможностям проблем в различных сферах жизни.

3. Цель воспитания в системе образования Санкт-Петербурга определяется как воспитание человека, готового и способного:

- к жизненному самоопределению в поликультурном пространстве Санкт-Петербурга,

- к гармонизации отношений с окружающим миром, решению жизненных проблем различной степени сложности,

- к созидательной деятельности,

- к самостоятельному выбору здорового образа жизни.

4. Содержание воспитания петербуржца включает в себя следующие составляющие ценностно-смыслового диалога ребенка с окружающим миром:

- диалог с самим собой: воспитание культуры жизненного и профессионального самоопределения, трудолюбия, становление внутренней гармонии подрастающего человека, успешное решение проблем, возникающих в процессе отношения с самим собой;

- диалог с другим человеком: воспитание толерантности, культуры общения и взаимодействия;

- диалог с социумом: социализация, социальная адаптация, социальное творчество, направленные на воспитание этико-правовой культуры, гражданственности, обеспечивающее осознанное принятие и соблюдение нравственных установок, норм, правил, законов социальной жизни Санкт-Петербурга, России, мира;

- диалог с миром человеческой культуры: воспитание патриотизма и культуры наследования, обеспечивающее включение подрастающего поколения в процесс воспроизводства ценностей петербургской и мировой культуры;

- диалог с миром природы: воспитание культуры здорового образа жизни, обеспечивающее заботу человека о своем здоровье и здоровье окружающего мира (экологическое благополучие).

Наличие данных составляющих обеспечивает целостность содержания воспитания, отражает всю полноту отношений (и соответственно, проблем) человека с окружающим миром.

5. Основной технологией осуществления воспитательного процесса в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга является создание уникальной, саморазвивающейся воспитательной системы (как совокупного субъекта, возникающего в ходе ценностно-смыслового диалога участников воспитательного процесса в ОУ: учителей, учащихся, родителей), которая упорядочивает деятельность образовательного учреждения относительно целей воспитания, придает ей определенную ценностно-смысловую направленность и обеспечивает активное участие воспитанников в различных видах созидательной деятельности. Воспитательная система образовательного учреждения представляет собой комплексную технологию, включающую в себя систему упорядоченных локальных воспитательных технологий (решения определенных воспитательных проблем, форм воспитательной работы и событий, технологий воспитательных методов и приемов). Самая современная технология воспитания, ограниченная пространством и временем, теряет свою эффективность и приносит лишь локальный успех, если она не является компонентом воспитательной системы.

6. В процессе становления и развития воспитательной системы образовательного учреждения цели и задачи воспитания осуществляются в процессе согласования ценностей и целей, а также взаимодействия учителей, учащихся, родителей при осуществлении следующих видов деятельности:

- просветительская, обучающая деятельность;

- создание детского коллектива и организация его деятельности;

- различные виды культурно-творческой деятельности;

- общественно-полезная, трудовая, созидательная деятельность;

- поддержка детских инициатив, организация ученического самоуправления, детско-юношеских общественных объединений и организаций;

- спортивно-оздоровительная деятельность;

- создание уклада жизни образовательного учреждения, наличие годового круга традиций, событий, праздников;

- освоение ценностей петербургской культуры;

- активное участие детей в жизни города (районные и городские конкурсы, соревнования, мероприятия, акции, гражданские и социальные проекты).

7. Непрерывность и преемственность воспитательного процесса в системе образования обеспечивается согласованностью программ и проектов воспитательной деятельности для детей различных возрастных групп с учетом их индивидуальных особенностей.

Специфика воспитания человека меняется в процессе его развития. Особенно необходима воспитательная деятельность со стороны педагога - воспитателя в кризисные периоды развития ребенка, когда возникшая потребность в изменении отношений с миром не подкрепляется реальными возможностями развивающегося человека.

Воспитание ребенка до 3 лет можно рассматривать как помощь в освоении основных человеческих навыков (речь, прямохождение, удовлетворение физических потребностей) на основе учета индивидных особенностей ребенка (темперамент, ритм жизни, специфика развития). Основным воспитателем в этом возрасте является семья.

Воспитание ребенка 3-7 лет можно рассматривать как помощь в ролевом освоении мира. Существенную помощь семье в воспитании детей этого возраста оказывают учреждения дошкольного образования.

Воспитание младших школьников рассматривается как эмоционально-чувственное сопереживание в процессе самостоятельной деятельности, организуемой совместно со сверстниками и под руководством педагога.

Воспитание младших подростков (5-7 классы) рассматривается как совместное с педагогом информационно-деятельностное освоение мира.

Воспитание старших подростков (8-9 классы) рассматривается как создание условий для становления внутреннего мира подростка и его самоидентификации.

Воспитание старшеклассников рассматривается как педагогическая поддержка учащихся в самостоятельном ценностно-смысловом диалоге с миром.

Воспитание детей школьного возраста обеспечивается интеграцией усилий учреждений основного и дополнительного образования.

В отношении взрослого человека воспитание рассматривается как поддержка его в кризисные моменты жизни, когда происходит разрушение ценностно-смысловой позиции человека и возникает необходимость корректировки смыслов жизни.

8. Наиболее сложные вопросы воспитания, связанные с преодолением индивидуально-психологических и личностно-социальных проблем ребенка, осуществляются в процессе психолого-педагогического, медико-социального сопровождения. Данный вид работы осуществляется соответствующими специалистами (педагог-психолог, социальный педагог, дефектолог, логопед, медицинские специалисты и т.д.) с учетом специфики воспитательного процесса в образовательном учреждении.

9. Ценности и цели воспитательной деятельности в образовательном учреждении согласуются с ценностями и целями семейного воспитания учащихся. Образовательное учреждение ведет целенаправленную деятельность по педагогическому сопровождению семейного воспитания, обеспечивая тесный контакт с семьей, родительский всеобуч, участие родителей в процессе воспитания, доступность информации об эффективности процесса воспитания ребенка, его индивидуальных особенностей.

10. Воспитание петербуржца обеспечивается созданием единого воспитательного пространства города, в котором осуществляется взаимодействие различных учреждений и субъектов социальной жизни. Помимо учреждений системы образования (ДОУ, общеобразовательных учреждений, учреждений НПО, УДО) активное участие в воспитательной деятельности принимают различные учреждения культуры (музеи, библиотеки, театры, сады, парки и др.), производственные и общественные объединения и организации, бизнес-структуры и др. Развитию единого воспитательного пространства в Санкт-Петербурге способствуют органы законодательной, исполнительной и муниципальной власти.

11. Для успешной реализации концепции необходимо:

- наличие педагогов-воспитателей, владеющих современными технологиями воспитания, строящих свои отношения с воспитанниками на гуманистических принципах и понимающих природу современного ребенка;

- упорядоченность, интегрированность, ценностно-смысловая направленность, диалогичность, технологичность, индивидуально-личностная ориентация воспитательного процесса каждого образовательного учреждения.

12. Реализация концепции предполагает обеспечить формирование у воспитанников и учащихся:

- нравственной и гражданской позиции по отношению к Санкт-Петербургу и России;

- толерантности по отношению к ценностям различных культур;

- готовности к позитивной личностной и профессиональной самореализации;

- осознанной потребности в здоровом образе жизни.



Официальный

электронный текст
ИПС "Кодекс"



Текст документа сверен по:

рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»