Прокуратура Российской Федерации
ПРОКУРОР САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ПРОТЕСТ

от 4 ноября 2003 года N 7-215-03


На распоряжение Комитета финансов от 25.04.2003 N 31-р
"О проведении конкурса среди коммерческих банков на право
обслуживания счетов бюджета Санкт-Петербурга"



25.04.2003 председателем Комитета финансов издано распоряжение N 31-р "О проведении конкурса среди коммерческих банков на право обслуживания счетов бюджета Санкт-Петербурга".

Данным распоряжением утверждено Положение "О проведении конкурса среди коммерческих банков на право обслуживания счетов бюджета Санкт-Петербурга" (далее - Положение).

Пункт 1.3 Положения данного распоряжения устанавливает, что к участию в конкурсе допускаются коммерческие банки и иные кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, с местонахождением в Санкт-Петербурге, представившие все необходимые документы в соответствии с Положением и выполняющие обязательные условия участия в конкурсе, изложенные в пункте 4.1 Положения. При этом местонахождением банка считается местонахождение исполнительного органа данного банка. К участию в конкурсе не допускаются филиалы и иные обособленные подразделения банков, осуществляющие деятельность и расположенные на территории Санкт-Петербурга.

В соответствии [с] подпунктами "а", "и", "л" пункта 4.1 Положения обязательными условиями участия в конкурсе являются: местонахождение банка в Санкт-Петербурге, период деятельности банка на территории Санкт-Петербурга не менее 6 лет, наличие положительного опыта работы по обслуживанию счетов бюджета Санкт-Петербурга должно быть не менее 6 лет, обслуживания счетов бюджета Санкт-Петербурга должно осуществляться без взимания комиссионного вознаграждения.

Пункт 4.2 предусматривает дополнительные условия участия в конкурсе: выполнение основных экономических нормативов Центрального банка Российской Федерации (Н6 - Н13); участие банка в финансировании проектов и программ, направленных на развитие Санкт-Петербурга и объектов городского хозяйства; участие в финансировании и/или организация банком благотворительных проектов и акций в Санкт-Петербурге; участие в финансировании и/или организация банком мероприятий, направленных на развитие международного статуса Санкт-Петербурга.

Пункт 1.3, п.п."а", "и", "л" пункта 4.1 и п.4.2 Положения противоречат федеральному законодательству по следующим основаниям.

Пунктом 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

Статья 12 Федерального закона "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" устанавливает, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не вправе принимать нормативные правовые акты, ограничивающие конкуренцию на рынке финансовых услуг, направленные на создание необоснованно благоприятных условий отдельным финансовым организациям и (или) ущемляющие интересы других финансовых организаций, предоставлять одной или нескольким финансовым организациям льготы, ставящие их в преимущественное положение по отношению к другим финансовым организациям, работающим на одном и том же рынке финансовых услуг.

Статьей 13 данного Федерального закона установлено, что перечень финансовых организаций, привлекаемых для осуществления отдельных операций со средствами соответствующего бюджета, определяется путем проведения открытого конкурса.

Согласно пункту 1 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации в открытом конкурсе может участвовать любое лицо.

В соответствии с пунктом 1 статьи 14 названного Закона ограничение или прекращение доступа любых лиц к участию в открытом конкурсе, а также исключения из состава его участников лиц, имеющих право участвовать в открытом конкурсе, возможно только в случаях нарушения ими установленных правил проведения открытого конкурса и законодательства Российской Федерации. Также данный пункт предусматривает, что ни одному из участников открытого конкурса не могут быть созданы преимущественные условия участия в открытом конкурсе.

Вместе с тем подпунктами "а", "и", "л" пункта 4.1 Положения неправомерно ограничен допуск к участию в открытом конкурсе коммерческих банков, а также фактически ограничен круг участников открытого конкурса только теми банками, которые имеют положительный опыт работы по обслуживанию бюджета Санкт-Петербурга не менее 6 лет и осуществляют такое обслуживание на данный момент. Положения пункта 4.2 незаконно предоставляют преимущества банкам, участвующим в финансировании проектов и программ, направленных на развитие Санкт-Петербурга и объектов городского хозяйства, участвующим в финансировании и/или организации банком благотворительных проектов и акций в Санкт-Петербурге, участвующим в финансировании и/или организации банком мероприятий.

Следовательно, ущемляется право коммерческих банков на участие в открытом конкурсе по обслуживанию счетов бюджета Санкт-Петербурга.

С учетом изложенного и руководствуясь ст.23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", предлагаю:

1. Рассмотреть настоящий протест и привести пункт 1.3, п.п."а", "и", "л" пункта 4.1 и п.4.2 Положения от 25.04.2003 N 31-р "О проведении конкурса среди коммерческих банков на право обслуживания счетов бюджета Санкт-Петербурга" в соответствие с требованиями федерального законодательства.

2. О результатах рассмотрения сообщить в прокуратуру города в установленный законом 10-дневный срок.

Заместитель прокурора города
старший советник юстиции
С.И.Литвиненко


Текст документа сверен по:

рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»