ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 сентября 2003 года N 806


О законодательной инициативе Законодательного Собрания
Оренбургской области по проекту федерального закона
"О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный
кодекс Российской Федерации"



Рассмотрев законодательную инициативу Законодательного Собрания Оренбургской области, Законодательное собрание Ленинградской области

постановляет:

1. Поддержать законодательную инициативу Законодательного Собрания Оренбургской области по проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации".

2. Направить настоящее постановление и указанный проект федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

3. Постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Законодательного собрания
К.Поляков

     

[Приложения]

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

от 2 июля 2003 года N 23-01/308

Законодательные (представительные) органы
государственной власти субъектов
Российской Федерации

Направляю постановление Законодательного Собрания Оренбургской области N 352 "О законодательной инициативе по внесению проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" и прошу поддержать законодательную инициативу.

Председатель
Законодательного Собрания
Оренбургской области
Ю.В.Трофимов

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
третий созыв

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 июня 2003 года N 352


О законодательной инициативе по внесению проекта
федерального закона "О внесении изменений и дополнений
в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"



В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации Законодательное Собрание области

постановляет:

1. Внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации".

2. Направить данное постановление в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации с просьбой поддержать законодательную инициативу.

3. Контроль за исполнением данного постановления возложить на комитет Законодательного Собрания области по вопросам военнослужащих, казачества, законности, правопорядка и прав человека.

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Законодательного Собрания
Оренбургской области
Ю.В.Трофимов

     

Проект
вносится Законодательным
Собранием Оренбургской области

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


О внесении изменений и дополнений
в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации

     

Принят
Государственной Думой

Статья 1


Внести в Уголовно-процессуальный кодекс Российский Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52, ст.4921; 2002, N 22, ст.2027) изменения и дополнения.

1. Часть шестую статьи 37 изложить в редакции:

"6. Полномочия прокурора, предусмотренные настоящей статьей, осуществляются прокурорами района, города, их заместителями и помощниками, приравненными к ним прокурорами и вышестоящими прокурорами, а также заместителями, начальниками управлений и отделов, старшими помощниками прокуроров, прокурорами управлений и отделов, прокурорами-криминалистами вышестоящих прокуратур".

2. Подпункт первый части первой статьи 39 дополнить словами "направив прокурору ходатайство об организации следственной группы".

3. Подпункт первый части второй статьи 75 изложить в редакции:

"1) показания подозреваемого, обвиняемого, данные в ходе досудебного производства по уголовному делу в отсутствие защитника, за исключением случаев добровольного отказа от защитника".

4. В части первой статьи 281 слова "с согласия" заменить словами "по ходатайству".

5. Часть шестую статьи 220 изложить в редакции:

"6. После подписания следователем обвинительного заключения в случаях, предусмотренных статьей 18 настоящего Кодекса, следователь обеспечивает перевод обвинительного заключения и уголовное дело немедленно направляется прокурору".

6. Часть вторую статьи 222 дополнить предложением "В случаях когда обвиняемый, не содержащийся под стражей, скрылся от органов следствия и прокурор лишен возможности вручить ему обвинительное заключение, он вправе ставить перед судом вопрос о заочном аресте скрывшегося обвиняемого для обеспечения его розыска".

Статья 2


Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации
В.В.Путин

Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений
и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс
Российской Федерации"


Предлагаемые изменения и дополнения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - УПК РФ) подготовлены на основании замечаний и предложений практических работников правоохранительных органов и касаются вопросов применения нового уголовно-процессуального законодательства.

В соответствии с частью 6 статьи 37 УПК РФ надзор за досудебным производством по уголовным делам осуществляют лишь прокуроры района, города, их заместители, приравненные к ним прокуроры и вышестоящие прокуроры. Все остальные прокурорские работники лишены этих полномочий, что отрицательно сказывается на качестве и эффективности следствия и дознания. В связи с этим предлагается расширить круг прокурорских работников, осуществляющих надзор за досудебным производством

Согласно подпункту первому части первой статьи 39 УПК РФ начальник следственного отдела уполномочен поручать производство предварительного следствия следователю либо нескольким следователям, а часть 2 статьи 163 УПК РФ предусматривает, что решение о производстве предварительного следствия следственной группой принимает прокурор по ходатайству начальника следственного отдела. Вносимыми в статью 39 изменениями устраняются противоречия между указанными статьями УПК РФ, одновременно уполномочивающими прокурора и начальника следственного отдела принимать решение о производстве расследования группой следователей.

Результаты работы с новым уголовно-процессуальным законодательством выявили ряд противоречий в нормах, которые существенно ограничивают возможность использования в суде доказательств, собранных на досудебных стадиях.

В соответствии с подпунктом первым части второй статьи 75 УПК РФ показания обвиняемого и подозреваемого, данные на стадии предварительного следствия без адвоката и не подтвержденные в суде, являются недопустимыми доказательствами. Между тем указанная норма явно противоречит статье 74, части первой статьи 75 УПК РФ, которые определяют общее правило недопустимости доказательств как полученных с нарушением закона. Изменение статьи 75 позволит устранить данное противоречие.

При наличии существенных противоречий показания свидетелей и потерпевших на следствии оглашаются судами в соответствии с буквальным толкованием части первой статьи 281 УПК РФ лишь с согласия сторон в процессе. Такая позиция активно используется стороной защиты для искусственного исключения допустимых доказательств обвинения из доказательной базы по делу и негативно сказывается на законности приговоров. При этом не принимается во внимание, что в соответствии в частью первой статьи 88 УПК РФ оценке подлежит каждое доказательство. Такая практика стимулирует и противоправное воздействие на потерпевших и свидетелей со стороны обвиняемых и их родственников с целью добиться изменения изобличающих показаний, отказа от них либо неявки последних в судебное заседание.

Именно этими проблемами в применении УПК РФ объясняется в первую очередь значительный рост оправдательных приговоров. В связи с этим предлагается новая редакция статьи 281.

После подписания обвинительного заключения по уголовным делам, по которым в качестве обвиняемых привлечены иностранные граждане, следователь не может немедленно направить дело прокурору, так как необходимо обеспечить перевод обвинительного заключения, который занимает длительное время. Поэтому предлагается изменить формулировку части шестой статьи 220 УПК РФ.

В случаях когда обвиняемый, не содержащийся под стражей, скрылся от органов следствия и прокурор лишен возможности вручить ему обвинительное заключение в порядке статьи 222 УПК РФ, предлагается предусмотреть право прокурора ставить вопрос перед судом о его заочном аресте.

Внесение предлагаемых изменений в указанные статьи Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации будет способствовать улучшению судопроизводства по уголовным делам в целом.

Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений
и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс
Российской Федерации"


Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" не потребует дополнительных финансовых затрат из федерального бюджета.

Перечень актов федерального законодательства,
подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению,
изменению, дополнению или принятию в связи с принятием
проекта федерального закона "О внесении изменений и
дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс
Российской Федерации"


В случае принятия проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия федеральных нормативных правовых актов.



Официальный

электронный текст
ИПС "Кодекс"



Текст документа сверен по:

рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»