ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 февраля 2003 года N 7


О Концепции организации отдыха и оздоровления детей,
 подростков и молодежи Санкт-Петербурга


В целях наиболее полного обеспечения прав детей и подростков на отдых и оздоровление в летний период, сохранения и развития учреждений, деятельность которых направлена на летний отдых и оздоровление детей в Санкт-Петербурге, рассмотрев итоги работы по анализу результатов летней оздоровительной кампании 2001 и 2002 годов, результаты инвентаризации загородных лагерей и баз, представленные Городской постоянной межведомственной комиссией по организации отдыха и оздоровления детей, подростков и молодежи Санкт-Петербурга, Правительство Санкт-Петербурга

решило:

1. Одобрить Концепцию организации отдыха и оздоровления детей, подростков и молодежи Санкт-Петербурга на 2003-2005 годы (далее - Концепция) согласно приложению.

2. Предложить Комитету по образованию, Комитету по молодежной политике совместно с отраслевыми и территориальными исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга разработать план мероприятий по реализации Концепции и представить его на утверждение в установленном порядке.

3. Контроль за выполнением постановления возложить на члена Правительства Санкт-Петербурга, вице-губернатора Санкт-Петербурга Шитарева В.И.

  Губернатор Санкт-Петербурга -
      председатель Правительства
      Санкт-Петербурга
В.А.Яковлев

  Приложение
      к постановлению Правительства
      Санкт-Петербурга
      от 27.02.2003 N 7  

Концепция
организации отдыха и оздоровления
детей, подростков и молодежи Санкт-Петербурга
на 2003-2005 годы

В Санкт-Петербурге сложилась система организации летнего отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи. Количество детей, подростков и молодежи, охваченных различными формами оздоровительного отдыха и занятости, ежегодно возрастает.

Увеличиваются размеры финансирования как из бюджетных, так и внебюджетных источников на эти цели.

Динамика финансирования дана в таблице:

Год

Количество детей, охваченных организованными формами отдыха, оздоровления и занятости,

тыс.чел.

Объем средств, израсходованных

на отдых, оздоровление и занятость детей, подростков и молодежи

в летний период,

млн.руб.

Всего

За счет средств бюджета

Санкт-Петербурга

Всего

За счет средств

бюджета

Санкт-Петербурга

2000

226

140

255

155

2001

236

110

315

145

2002

214

100

415

160


Ответственность за организацию отдыха и оздоровления детей, подростков и молодежи распределяется между государственными структурами, родителями (законными представителями) и органами местного самоуправления.

Летнюю оздоровительную кампанию организуют отраслевые и территориальные органы государственной власти Санкт-Петербурга, органы местного самоуправления, Департамент Федеральной государственной службы занятости населения по Санкт-Петербургу, Главное управление внутренних дел Санкт-Петербурга и Ленинградской области (далее - ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области), межрегиональное объединение "Федерация профсоюзов Санкт-Петербурга и Ленинградской области" (далее - Федерация профсоюзов Санкт-Петербурга и Ленинградской области), Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, промышленные предприятия и учреждения различной формы собственности.

Координацию работы осуществляет Городская межведомственная комиссия по организации отдыха и оздоровления детей, подростков и молодежи Санкт-Петербурга (далее - Городская межведомственная комиссия). В ее состав входят представители отраслевых исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, ведомств и общественных организаций, в том числе Федерация профсоюзов Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Анализ итогов летней оздоровительной кампании 2001 и 2002 годов, результаты инвентаризации загородных лагерей и баз выявили ряд проблем, решение которых требует принятия дополнительных мер организационного характера. Среди них:

адресность бюджетной помощи и поддержки летнего отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи;

организация в период школьных каникул занятости детей, подростков и молодежи по месту жительства, в том числе за счет создания условий для занятий физической культурой и спортом;

развитие сети спортивных школ с круглогодичным функционированием загородных баз;

эффективность использования и управления загородными базами и лагерями, находящимися в собственности Санкт-Петербурга;

механизм более широкого привлечения средств предприятий и организаций на летнюю оздоровительную кампанию;

кадровое обеспечение летней оздоровительной кампании за счет более широкого привлечения студенческих отрядов к воспитательной работе в загородных лагерях;

разработка закона Санкт-Петербурга, определяющего порядок предоставления бюджетной поддержки с соблюдением социальных гарантий и льгот детям, нуждающимся в особой заботе государства.

Целью разработки Концепции организации отдыха и оздоровления детей, подростков и молодежи Санкт-Петербурга на 2003-2005 годы (далее - Концепция) является необходимость решения названных проблем и определения порядка планирования и направленности бюджетных расходов на летнюю оздоровительную кампанию на основе действующего законодательства и реализации принципа адресности бюджетной помощи и поддержки.

Нормативной основой Концепции является Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", постановление Правительства Российской Федерации от 29.03.2002 N 191 "Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в 2002 году", приказ Министерства образования Российской Федерации от 13.07.2001 N 2688 "Об утверждении порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха" и другие нормативные акты.

1. Адресность бюджетной помощи и поддержки летнего отдыха,
оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи

Организационные мероприятия Администрации Санкт-Петербурга по летней оздоровительной кампании охватывают детей в возрасте от 4 до 15 лет включительно и должны проводиться по следующим направлениям:

отдых и оздоровление детей, подростков и молодежи на стационарных загородных базах, в лагерях, в том числе спортивных, палаточных; в походах, в лагерях труда и отдыха (далее - ЛТО);

отдых и воспитание детей, подростков и молодежи в городских лагерях на базе школ, подростковых клубов, внешкольных учреждений;

отдых и воспитание детей, подростков и молодежи по месту жительства, преимущественно за счет организации занятий физической культурой и спортом.

Настоящая Концепция не рассматривает вопросы организации отдыха детей с родителями, самостоятельный туризм и другие формы семейного отдыха.

1.1. Организация отдыха и оздоровления детей, подростков
 и молодежи на стационарных загородных базах, в лагерях,
(в том числе спортивных, палаточных), походах, ЛТО.
Развитие сети спортивных школ с круглогодичными
загородными базами

Основная ответственность за организацию летнего отдыха, оздоровление и занятость детей и подростков в период школьных каникул лежит на родителях.

Родители приобретают путевки в стационарные загородные лагеря самостоятельно. Средства, затраченные ими на приобретение путевок, возмещаются по месту работы из средств предприятий и Санкт-Петербургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в размере от 10 до 90 процентов.

Исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга оказывают содействие родителям. Это содействие выражается в предоставлении информации о возможностях летнего отдыха и оздоровления для детей разного возраста и групп здоровья, а также в предоставлении льгот, установленных действующим законодательством.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29.03.2002 N 191 "Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в 2002 году" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации с участием органов местного самоуправления, профсоюзных, молодежных, детских, иных организаций и общественных объединений обязаны обеспечить в первоочередном порядке отдых (включая проезд до места отдыха и обратно), оздоровление и занятость детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов, детей, имеющих недостатки в психическом и (или) физическом развитии, детей - жертв вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий, детей, оказавшихся в экстремальных условиях, детей, проживающих в малоимущих семьях, детей, состоящих на профилактическом учете в органах внутренних дел, детей, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также других категорий детей, нуждающихся в особой заботе государства.

Особое внимание должно уделяться организации отдыха, оздоровления и занятости беспризорных и безнадзорных детей.

В соответствии с этими нормами в Санкт-Петербурге в первоочередном порядке за счет средств бюджета Санкт-Петербурга должен обеспечиваться летний отдых, оздоровление детей, нуждающихся в особой заботе государства, следующих категорий:

детей-инвалидов;

детей-сирот;

безнадзорных детей и подростков, в том числе состоящих на учете в органах милиции;

детей беженцев и вынужденных переселенцев;

детей безработных граждан;

детей из приютов;

детей - жертв вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф;

детей, находящихся под опекой (попечительством);

детей из малоимущих многодетных и неполных семей, в том числе детей малообеспеченных работников бюджетной сферы (далее - дети, нуждающиеся в особой заботе государства).

Потребность в путевках для детей, нуждающихся в особой заботе государства, составляет около 42 тысяч ежегодно. К 2005 году процент охвата летним отдыхом детей-инвалидов будет доведен до 50 процентов в соответствии с наличием мест в специализированных лагерях, а для всех остальных детей, нуждающихся в особой заботе государства, - до 100 процентов по отношению к заявленной потребности.

Очередность и критерии предоставления путевок детям-инвалидам определяются соответствующим положением, утверждаемым Городской межведомственной комиссией.

Поэтапное обеспечение детей, нуждающихся в особой заботе государства, путевками в стационарные загородные лагеря представлено в таблице 1.

Родителям (законным представителям) детей, нуждающихся в особой заботе государства, предоставляются льготы на приобретение путевок в стационарные загородные лагеря в виде субсидий из средств бюджета Санкт-Петербурга. Субсидии предоставляются при наличии справки из органов социальной защиты населения о доходах семьи ниже прожиточного минимума, утвержденного для Санкт-Петербурга на 1 января текущего года (далее - справка о доходах семьи из органов социальной защиты населения).

Размер субсидии для детей, нуждающихся в особой заботе государства, равняется 100 процентам стоимости путевки в стационарный загородный лагерь.

Решения о предоставлении льготных путевок в стационарный загородный лагерь принимают районные комиссии по организации отдыха и оздоровления детей на основании заявлений родителей и справок о доходе семьи из органов социальной защиты населения. Комиссии образуются при территориальных управлениях административных районов Санкт-Петербурга. Каждому району определяется квота путевок исходя из численности проживающих на его территории детей в возрасте от 7 до 15 лет включительно.

Предоставление льготных путевок детям-инвалидам осуществляет комиссия при Комитете по труду и социальной защите населения, образованная при участии Санкт-Петербургской ассоциации общественных объединений родителей детей-инвалидов.

Обеспечение путевками детей, состоящих на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних, осуществляет комиссия при ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Организация отдыха детей, находящихся под опекой, является задачей органов опеки и попечительства, которыми в соответствии с действующим законодательством являются органы местного самоуправления в Санкт-Петербурге. Методическое сопровождение органов местного самоуправления осуществляет Комитет по образованию.

Решение вопросов общего управления организацией летнего отдыха и оздоровления детей, подростков и молодежи в Санкт-Петербурге возлагается на Городскую межведомственную комиссию.

Для координации работы по организации летнего отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи заключается Трехстороннее соглашение Санкт-Петербурга между Администрацией Санкт-Петербурга, профсоюзами и работодателями Санкт-Петербурга, в рамках которого предусматриваются совместные действия по данному направлению.

Аналогичные задачи решаются регулярными семинарами глав территориальных управлений административных районов Санкт-Петербурга, представителей органов местного самоуправления.

Традиционным для Санкт-Петербурга является организация оздоровления детей дошкольного возраста, воспитанников дошкольных образовательных учреждений в загородной зоне на собственных базах. Под эти цели используются 42 базы для 63 дошкольных образовательных учреждений. Всего вывозится более 9 тысяч детей. Данные об отдыхе воспитанников дошкольных образовательных учреждений на собственных базах за 2002 год представлены в таблице 2. В настоящее время 70 процентов стоимости путевки дошкольника оплачивается за счет средств бюджета Санкт-Петербурга. В последующий период льготы на приобретение путевок для родителей дошкольников будут предоставляться в объеме не более 50 процентов и при наличии справки о доходах семьи из органов социальной защиты населения.

В целях гражданского и патриотического воспитания юного поколения, развития одаренных детей, в том числе занимающихся в спортивных и художественных коллективах, бюджетная и организационная поддержка ежегодно оказывается воспитанникам патриотических (поисковые, скаутские отряды, клубы юных моряков, юные спасатели), спортивных, туристско-краеведческих коллективов внешкольных и других образовательных учреждений, а также творческих общественных молодежных организаций. Этими формами отдыха и воспитания в летний период охвачено свыше 26 тысяч школьников.

Оплата путевок для молодежных и детских коллективов будет осуществляться с учетом привлеченных средств, таких как родительская плата и средства внебюджетных фондов.

Отдых и оздоровление этой категории детей будут осуществляться как на собственных загородных базах и в лагерях (для 2570 человек), так и на ведомственных (для 1047 человек). Дальнейшее развитие получат палаточные лагеря, лагеря дневного пребывания, походы, ЛТО и другие низкозатратные формы отдыха, имеющие большое воспитательное значение. Всего в туристско-краеведческих походах ежегодно примет участие свыше 4200 человек.

Бюджетную поддержку детские и молодежные коллективы будут получать в соответствии с заявленной потребностью в виде государственного гранта. Размер гранта, предоставляемого коллективу, не превышает 40 процентов от общих затрат на отдых группы. Переход на такую систему будет осуществляться поэтапно и завершится в 2005 году.

Критерии предоставления государственного гранта, его доля в стоимости путевки в стационарный загородный лагерь подростков отражены в таблице 3.

Таким образом, доля привлеченных средств на отдых и оздоровление детей - воспитанников детских и молодежных объединений должна возрасти к 2005 году с 30 до 65 процентов.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»