Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 ноября 1997 года  N 40


О региональной целевой Программе *) развития образования
Ленинградской области до 2000 года

(с изменениями на 19 сентября 2000 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 18 апреля 2005 года на основании
постановления Правительства Ленинградской области
от 18 апреля 2005 года N 101

____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________
     Документ с изменениями, внесенными:
     постановлением Губернатора Ленинградской области от 19 сентября 2000 года N 396-пг.
____________________________________________________________________

_______________

*) Здесь и далее по тексту постановления наименование программы в редакции постановления Губернатора Ленинградской области от 19 сентября 2000 года N 396-пг.

Во исполнение Федерального закона "Об образовании" от 13 января 1996 года N 12-ФЗ* и в целях дальнейшего развития системы образования Правительство Ленинградской области постановляет:

____________________

* Ссылка на Закон Российской Федерации от 13 января 1996 года N 12-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании", утверждающий новую редакцию Закона Российской Федерации "Об образовании". - Примечание "КОДЕКС".

1. Утвердить прилагаемую региональную целевую Программу развития образования Ленинградской области до 2000 года.

2. Определить руководителем региональной целевой Программы развития образования Ленинградской области до 2000 года председателя комитета общего и профессионального образования Найденову 3.Г.

3. Рекомендовать главам муниципальных образований Ленинградской области разработать и утвердить районные и городские программы развития образования до 2000 года.

4. Комитету финансов и комитету по экономике и инвестициям при формировании бюджета на очередной финансовый год предусматривать расходы на выполнение указанной региональной целевой программы.

Финансирование осуществлять по мере реализации программы.

5. Контроль за исполнением постановления возложить на вице-губернатора Ленинградской области по социальному развитию Воронцова А.В.

О результатах выполнения программы по итогам 1997 года доложить в январе 1998 года.

Губернатор
                                                 В.Густов

     

     

ПАСПОРТ
региональной целевой Программы развития образования
Ленинградской области до 2000 года

(в редакции постановления Губернатора Ленинградской области
от 19 сентября 2000 года N 396-пг
)

Полное наименование
программы

Региональная целевая Программа развития образования Ленинградской области до 2000 года

Основание для разработки

Закон Российской Федерации "Об образовании", Федеральная программа развития образования в России

Цель программы

Определение основных стратегических направлений развития образования Ленинградской области на период до 2000 года, механизмы управления инновационными процессами: возможности ресурсного обеспечения стабильного функционирования всех структур системы образования для удовлетворения образовательных потребностей жителей области

Основные задачи, мероприятия
программы

Разработка концепции и моделей развития образовательных учреждений, образовательных систем на уровне территорий; научно-методическое обеспечение инновационных процессов; внедрение научно-методических концепций, новых моделей образовательных систем; обеспечение нормативными правовыми документами системы образования в едином образовательном пространстве Ленинградской области; диагностический и результативный этап

Объем финансовых ресурсов, запланированных на 2000 год по отрасли "Образование" за счет средств областного бюджета

1486 тысяч рублей

Объем освоенных в рамках программы финансовых ресурсов за весь период действия программы

7507 тысяч рублей

Объем финансирования, необходимый для завершения программы

37000 тысяч рублей

Ожидаемые конечные результаты, важнейшие целевые показатели программы

Сохранение целостности культурно- образовательного пространства Ленинградской области, усиление роли образования в процессе стабилизации всей общественной системы области, ее связи с жизнью, с социальной практикой построения нового общества; всестороннее удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей всех социальных слоев населения области; создание образовательных систем, удовлетворяющих потребности учителей, учащихся и их родителей; рост социальной зрелости выпускников школ, профессиональных училищ; повышение профессионализма педагогических кадров; улучшение ресурсного обеспечения региональных образовательных систем

Разработчики программы

Комитет общего и профессионального образования Правительства Ленинградской области, Ленинградской областной государственный университет имени А.С.Пушкина, Ленинградский областной институт развития образования

Сроки разработки программы

1996 - 1997 годы

Стоимость разработки
программы

  

Представитель заказчика
программы

Правительство Ленинградской области

Основной исполнитель и соисполнители программы

Государственные, муниципальные, негосударственные учреждения образования, органы местного самоуправления

Фамилия, имя, отчество, должность и телефон руководителя программы

Найденова Зоя Георгиевна - председатель комитета общего и профессионального образования Правительства Ленинградской области, 273-33-78

Постановление об утверждении программы

Постановление Правительства Ленинградской области от 12 ноября 1997 года N 40

Система организации контроля за выполнением программы

Контроль за выполнением программы осуществляют комитет общего и профессионального образования Правительства Ленинградской области и органы местного самоуправления. Результаты контроля представляются в Правительство Ленинградской области и Министерство образования Российской Федерации


УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Ленинградской области
от 12 ноября 1997 года N 40
(приложение)

ПРОГРАММА
развития образования Ленинградской области
до 2000 года

(с изменениями на 19 сентября 2000 года)



1. Характеристики программы

Программа развития образования Ленинградской области до 2000 года (далее - Программа) разработана в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" от 13 января 1996 года N 12-ФЗ * и Федеральной программой развития образования в России. Разработчики Программы исходили из того, что Ленинградская область является полноправным субъектом Российской Федерации, а Правительство Ленинградской области осуществляет региональную социокультурную политику, направленную на развитие культурно-образовательного пространства Ленинградской области как части Северо-Западного региона России. Образование при этом рассматривается как средство стабилизации и развития всей региональной общественной системы Ленинградской области, включая духовную и производственную сферу жизни населения.

____________________

* Ссылка на Закон Российской Федерации от 13 января 1996 года N 12-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании", утверждающий новую редакцию Закона Российской Федерации "Об образовании". - Примечание "КОДЕКС".

Социокультурная региональная политика предусматривает концентрацию ресурсов при решении приоритетных задач образования всех социальных слоев населения Ленинградской области с учетом его многонационального состава, миграции и общих демографических тенденций развития и расценивает образование как средство формирования новых социальных отношений в обществе с рыночной экономикой на данном историческом этапе становления России как суверенного государства и полноправного партнера в новом мировом сообществе. Образование наряду с обороной и промышленностью составляет основу реализации общегосударственной программы безопасности России.

Под образованием в Программе понимается совокупность всех образовательных учреждений и органов управления, подведомственных комитету общего и профессионального образования Ленинградской области, обеспечивающих непрерывность образования растущего человека и гарантию его прав на образование путем выбора соответствующих образовательных программ.

Программа представляет собой нормативный и управленческий документ, включает социально-педагогический анализ состояния образования, задачи и направления его развития на ближайшую перспективу, прогноз результатов реализации проектов, их ресурсное обеспечение в современных социально-экономических условиях.

Программа является результатом научно-практического и социально-педагогического проектирования развития образовательной системы региона. Как межотраслевая она концентрирует деятельность различных ведомств, общественных и государственных организаций, призванных осуществлять региональную социокультурную политику.

Программа является основанием для принятия Правительством Ленинградской области нормативных актов и распорядительных документов, обеспечивающих необходимые условия для развития образования, реализации его государственного стандарта и регионального компонента на всех ступенях непрерывного образования.

Программа открывает перспективы для целенаправленной педагогической и управленческой деятельности всех работников системы образования Ленинградской области, для сотрудничества с родителями, а также учреждениями социально-педагогической защиты населения в новых условиях развития общества.

Цель Программы - определить основные стратегические направления развития образования Ленинградской области до 2000 года, механизмы управления инновационными процессами, возможности ресурсного обеспечения стабильного функционирования всех структур системы образования в русле задач ее развития и всестороннего удовлетворения образовательных потребностей жителей области.

Первый этап реализации Программы предполагает разработку концепции и моделей развития образовательных учреждений, образовательных систем на уровне территорий, научно-методическое обеспечение инновационных процессов, опытно-экспериментальную работу как средство развития системы образования Ленинградской области.

Второй этап предусматривает внедрение научно-методических концепций, новых моделей образовательных систем, обеспечение нормативно-правовыми документами системы образования в едином культурно-образовательном пространстве Ленинградской области, диагностический и результативный этап.

2. Состояние и проблемы развития образования
Ленинградской области

Основное достижение развития образования Ленинградской области в 1991-1996 годах - создание вариативной системы, предоставляющей жителям возможность выбора образовательной программы, а в городах - и образовательного учреждения, что стало возможным в результате целенаправленной инновационной деятельности образовательных учреждений.

Серьезные изменения претерпевает содержание дошкольного образования. Так, среди дошкольных образовательных учреждений, а их в области 661, появились общеразвивающие, компенсирующие, ухода и присмотра, кратковременного пребывания и комплексные. В образовательных учреждениях проходят апробацию программы нового поколения: образовательные, психолого-педагогические, специализированные. Расширился спектр дополнительных образовательных услуг. В 496 общеобразовательных школах используются девять образовательных программ, в том числе базовая, углубленная, лицейская, гимназическая, компенсирующая. Открыто более 350 классов с углубленным изучением отдельных предметов, 3 школы с изучением ряда предметов на иностранных языках, 23 профильных класса, 27 комплексов "Школа - детский сад", 38 школ отрабатывают новые модели обучения и воспитания.

На очередной этап развития вышли сельские школы, составляющие 64 процента всех школ области. Успешно развиваются Рождественская и Сельцовская аграрные школы, Вартемякская природная школа, Котельская школа здоровья, школы традиционной русской культуры, экологической направленности и другие.

Значительно вырос интерес школьников и их родителей к изучению истории, культуры Ленинградской области и своей малой Родины. Во Всеволожском, Выборгском, Кингисеппском, Тосненском районах введены уроки краеведения.

По заявкам учеников и родителей в ряде районов изучаются вепсский, финский и шведский языки.

Изменения в профессиональном образовании вызывают реформирование учебных заведений, осуществляющих профессиональную подготовку. В настоящее время в области 18 профессиональных лицеев, обеспечивающих многоуровневую, ступенчатую образовательную подготовку специалистов (от рабочего до техника). В них обучаются 9189 человек, что составляет 41,3 процента контингента учебных заведений начального профессионального образования.

Появились новые типы учебных заведений: техническая школа, колледж, центр по повышению квалификации или переобучению, что значительно расширило как образовательную сферу, так и сферу услуг.

Стала более разнообразной система образования, представленная 8 негосударственными образовательными учреждениями.

Расширился спектр дополнительных образовательных услуг, что значительно увеличило возможности для одаренных детей, детей с проблемами развития, социально запущенных подростков, а также дошкольников, не посещающих детские сады.

В рамках программы "Дети России" усилена социально-педагогическая защита прав детей, чему также способствуют создание детских домов семейного типа, открытие новых муниципальных центров психолого-педагогической реабилитации детей и подростков, организация психолого-педагогических консультаций, деятельность валеологической службы.

В области созданы необходимые условия для функционирования системы непрерывного педагогического образования, позволяющей совершенствовать педагогическое мастерство учителей, воспитателей. Сложилась система стимулирования достижений учащихся и творческой деятельности педагогов: стипендии губернатора особо одаренным учащимся и студентам, областные конкурсы "Школа года", "Учитель года", "Студент года".

Важным стимулом профессионального роста, реализации творческого потенциала является аттестация педагогических и руководящих кадров.

По состоянию на 1 сентября 1997 года аттестацию прошли 6220 человек (24 процента), в том числе на высшую категорию - 1048 человек, на первую - 2607, на вторую - 2565.

Из руководителей учреждений образования 257 человек (14 процентов) аттестованы как предметники, в том числе 64 человека - на высшую категорию, 168 - на первую, 25 - на вторую.

Значительно расширились международные контакты как учителей и учащихся, так и управленцев разного уровня.

Однако в процессе развития образования выявились проблемы, характерные для региональной системы в целом:

недостаточное учебно-методическое обеспечение инновационных процессов;

нехватка и старение педагогических кадров;

слабая общественная поддержка образования;

снижение роли воспитательной работы в учреждениях образования;

снижение общественно-полезной и социальной активности детей и подростков;

увеличение числа детей, не посещающих школу;

частичная утрата традиций работы с родителями и общественностью.

2.1. Ключевые проблемы образования Ленинградской области, требующие программного решения

2.1.1. В сфере дошкольного образования:

сохранение сети дошкольных учреждений;

обеспечение вариативности форм, содержания и методов дошкольного образования;

создание развивающей среды в дошкольном учреждении;

диагностика движения ребенка в образовательном пространстве;

регионализация системы дошкольного образования;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»