Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 февраля 1997 года N 7


О региональной целевой комплексной программе "Основные
направления реализации молодежной политики
в Ленинградской области до 2000 года"

(с изменениями на 27 ноября 2000 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 18 апреля 2005 года на основании
постановления Правительства Ленинградской области
от 18 апреля 2005 года N 101

____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________
     Документ с изменениями, внесенными:
     распоряжением Губернатора Ленинградской области от 30 января 1998 года N 42-рг;
     постановлением Правительства Ленинградской области от 27 ноября 2000 года N 32.
____________________________________________________________________


В целях реализации в Ленинградской области государственной молодежной политики и создания благоприятных экономических, социальных и политических условий для удовлетворения потребностей и интересов молодежи в сфере образования, труда, занятости, культуры, быта, предпринимательства, творчества и социальной защиты правительство Ленинградской области постановляет:

1. Утвердить разработанную комитетом по делам молодежи и туризму региональную целевую комплексную программу "Основные направления реализации молодежной политики в Ленинградской области до 2000 года" (прилагается).

2. Комитету финансов осуществлять финансирование региональной целевой комплексной программы "Основные направления реализации молодежной политики в Ленинградской области до 2000 года" за счет средств областного бюджета на 1997 год по разделу "Молодежная политика".

Предусмотреть в проектах областного бюджета на 1998 и 1999 годы ассигнования на реализацию указанной программы.

3. Рекомендовать главам муниципальных образований принять аналогичные программы на местном уровне и предусмотреть в бюджетах муниципальных образований финансирование местных программ и долевое участие в финансировании мероприятий, проектов и подпрограмм региональной целевой программы "Основные направления реализации молодежной политики в Ленинградской области до 2000 года", проводимых на базе данного муниципального образования.

4. Поручить комитету по делам молодежи и туризму Ленинградской области (Деникину В.И.) разработать и представить до 31 октября 1997 года в установленном порядке в законодательное собрание Ленинградской области проект областного закона "О государственной молодежной политике в Ленинградской области".

5. Контроль за исполнением постановления возложить на вице-губернатора Ленинградской области - заместителя председателя правительства по социальному развитию Воронцова А.В.

Губернатор
                                                 В.Густов

     

УТВЕРЖДЕНА
постановлением правительства
Ленинградской области
от 13 февраля 1997 года N 7
(приложение)

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Основные направления реализации государственной
молодежной политики в Ленинградской области до 2000 года"

(с изменениями на 27 ноября 2000 года)

____________________________________________________________________

Региональная программа продлена на 2000-2001 годы - постановление Правительства Ленинградской области от 27 ноября 2000 года N 32.

____________________________________________________________________


Региональная целевая программа "Основные направления реализации государственной молодежной политики в Ленинградской области до 2000 года" (далее программа) разработана на основании:

постановления Верховного Совета Российской Федерации от 3 июня 1993 года N 5090-1 "Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации";

Федеральной программы "Молодежь России", принятой Указом Президента Российской Федерации от 15 сентября 1994 года;

постановления правительства Ленинградской области от 22 июня 1995 года N 235 "О Концепции государственной молодежной политики в Ленинградской области".

1. Анализ проблемы и обоснование необходимости
ее решения программно-целевыми методами
в приоритетном порядке

Экономическая ситуация в России, снижение за последние годы уровня жизни населения не могли не сказаться на положении молодежи в обществе как в России в целом, так и в Ленинградской области.

В настоящее время ситуация в молодежной среде характеризуется следующими проблемными вопросами:

- обостряется демографическая ситуация (продолжается стремительное старение населения области, что приводит к увеличению социальной нагрузки на каждого работающего молодого человека);

- снижается физическая и психическая дееспособность молодежи (по оценкам специалистов, здоровыми признаются только около шести процентов детей и подростков Ленинградской области);

- продолжается криминализация молодежной среды;

- снижается образовательный, профессиональный уровень молодежи, нет возможности его повышения;

- постоянно растет число безработной молодежи.

По данным социологических исследований, проблема трудоустройства по жизненной значимости для молодежи в 1992 году занимала второе место (после жилищной проблемы), а в 1995 году вышла на первое (проблема поиска работы стоит на первом месте у 49,9 процента жителей области молодежного возраста, в том числе у 35 процентов юношей и у 53,3 процента девушек, а в Подпорожском районе проблемой безработицы озабочено 60,9 процента опрошенных).

Молодежь, особенно молодые женщины, наряду с людьми предпенсионного и пенсионного возраста, как правило, составляет основной контингент безработных. Сложившаяся ситуация ведет к снижению уровня жизни и, как следствие, к криминализации молодежи. Не случайно криминальные способы зарабатывания денег в трудной ситуации считают приемлемыми для себя 30 процентов молодых мужчин и 14 процентов женщин.

В последнее время наметилась устойчивая тенденция ухудшения как демографической ситуации в целом, так и состояния здоровья детей, подростков и молодежи в Ленинградской области.

Деформации в состоянии здоровья характерны практически для всех категорий молодежи и населения. Рождаемость на 1000 человек населения составила в 1994 году 7,34 человека, общая заболеваемость подростков и взрослых выросла с 44200 в 1985 году до 71047 случаев на 100000 населения в 1994 году. Число наблюдаемых медицинскими службами наркоманов в 1990 году составляло 0,56 случая на 100000 человек, в 1993 году - уже 4,7 случая , а в 1994 - 7,0.

По данным опроса, считают себя здоровыми только 39 процентов опрошенных, в то же время пробовали наркотики от одного до нескольких раз 69,7 процента молодых людей!

Можно отметить, что катастрофическое положение со здоровьем молодежи связано с недооценкой социальной роли физической культуры, которой занимается в свободное время только 27 процентов молодых людей, а также состоянием окружающей среды с низким уровнем экологического образования.

С 1992 года в сознании живущих на территории России людей произошли ощутимые противоречия. Социологические исследования на тему "Жизненные планы молодежи Ленинградской области" (данные 1996 года) говорят о том, что гражданами сегодняшней России себя считают только около двух третей опрошенных. Хотели бы жить не в России, а в другой, преуспевающей стране 45,2 процента опрошенной молодежи.

В то же время по этим же данным большинство молодых людей ориентируется в своей родословной на 3-6 поколений. Только 19,5 процента опрошенных ответили, что им в детстве никогда не рассказывали о Родине, ее знаменитых людях, героях, умельцах, изобретателях, ученых.

Это говорит о том, что у довольно большой части современной молодежи имеется определенная историческая память, составляющая основу гражданских представлений. Поэтому работа по гражданскому воспитанию молодежи не начинается с нуля, но требует учета специфики каждой характерной группы молодых людей.

Практически полная ликвидация ранее действовавшей системы профсоюзных, ведомственных и иных лагерей молодежного и детского отдыха привела к увеличению числа неорганизованных детей и подростков летом. Кроме того, ухудшение физического и психического состояния здоровья подрастающего поколения, отсутствие стимулов для дальнейшего творческого роста, закрытие бесплатных секций, клубов по месту жительства, неумение подростков самостоятельно заполнить свой досуг являются важными причинами увеличения преступности несовершеннолетних, приводят к снижению интереса молодых к собственному интеллектуальному, творческому и духовному совершенствованию.

Одной из особенностей общественного сознания подростков и молодежи является четко выраженное стремление к объединению в малые, так называемые "неформальные" группы. Такое общение и взаимодействие позволяет молодым людям менее болезненно для себя переживать процессы социализации и адаптации к "взрослой" жизни.

По данным социологических исследований, 61,4 процента молодых людей считают, что молодежи нужны свои общественные организации, а 37,6 процента готовы принять участие в создании таких организаций.

Кроме того, участие в деятельности молодежного объединения или организации является одним из важных компонентов воспитательной работы, направленной на наиболее полное развитие потенциальных способностей личности.

Необходимо отметить, что молодежные группы и объединения могут нести как положительные, так и отрицательные общественные эффекты. Многое здесь зависит от жизненной установки и личности, вокруг которой объединяются подростки и молодые люди. Поэтому при реализации государственной молодежной политики нельзя упускать из виду лидеров молодежных общественных объединений, необходимо работать с ними отдельно, формируя их позитивные и социально значимые личностные установки.

По данным социологических исследований, проведенных среди молодежи Ленинградской области в 1995-1996 годах можно выделить две основные тенденции общественного сознания нынешнего поколения молодежи на ближайший период.

Первая группа проблем связана с низким уровнем влияния на молодежные массы государственных и муниципальных органов, обязанных осуществлять работу с молодежью (21,2 процента опрошенных указывают, что государство и общество ничего не делают для молодежи, 53,3 процента отмечают, что уровень жизни их семьи за годы реформ снизился).

Второй блок молодежных проблем проистекает из общественной пассивности самой молодежи, включая неучастие в выборах, отсутствие значимого интереса к предпринимательству, желание "легких" заработков и так далее (55,5 процента опрошенных согласны с мнением о гражданской пассивности молодежи; постоянно и время от времени испытывают страх перед будущим 76 процентов; а 42,3 процента считают, что им сейчас не до гражданской активности, важнее выжить, завершить учебу, найти работу).

Поэтому основные усилия по реализации государственной молодежной политики в Ленинградской области в 1997 году и в перспективе до 2000 года необходимо сосредоточить на следующих направлениях:

а) становление отдельной самостоятельной отрасли молодежной политики:

на местном уровне - развитую сеть учреждений для подростков и молодежи (подростковые, молодежные и семейные клубы; информационно правовые и досуговые центры, службы молодежной занятости; социально-психологические службы для молодежи и другие);

на областном уровне - несколько крупных учреждений, охватывающих основные виды деятельности в сфере молодежной политики и оказывающих местным структурам информационную, методическую и организационную помощь;

б) расширение общественно-государственного характера молодежной политики через государственную поддержку общественных инициатив молодежи:

инициирование создания новых молодежных и детских общественных организаций;

бюджетное дотирование социально-значимых программ этих организаций;

оказание информационной, методической, кадровой и иной помощи молодежным и детским объединениям со стороны государственных структур.

2. Цели и задачи программы

Государственная молодежная политика реализуется на территории Ленинградской области органами государственной власти с 1992 года. Ее целями, сформулированными в нормативных документах, являются:

- определение важнейших приоритетов государства в молодежной политике;

- формирование основ новой общественно-государственной системы работы с молодежью;

- создание отрасли государственной молодежной политики;

- создание правовых, экономических и организационных механизмов осуществления государственной молодежной политики в Ленинградской области.

Для реализации этих целей предусматривается решение следующих задач:

- научно-методические, информационно-аналитическое, кадровое обеспечение молодежной политики в Ленинградской области;

- обеспечение молодежи информацией о правах и возможностях в наиболее важных сферах жизнедеятельности;

- создание условий для самостоятельной, эффективной деятельности молодежи в сфере образования и культуры, занятости и предпринимательства, инноваций, международных обменов;

- поддержка молодой семьи и социально ущемленных категорий молодежи;

- внедрение постоянно действующей системы поддержки деятельности детских и молодежных общественных организаций и их программ.

Настоящая программа предусматривает осуществление мероприятий государственной молодежной политики как на областном, так и на местном уровнях.

Программа является комплексной, осуществление ее положений возлагается на комитет по делам молодежи и туризму Ленинградской области при содействии министерств и ведомств Ленинградской области, органов местного самоуправления и других организаций.

Региональная целевая программа "Основные направления реализации государственной молодежной политики в Ленинградской области до 2000 года" состоит из семи подпрограмм:

1. Создание и развитие инфраструктуры молодежной политики

Становление и развитие государственной молодежной политики в Ленинградской области невозможно без создания полноценной отрасли молодежной политики, функционирующей в виде разветвленной сети учреждений, решающих проблемы молодежи. Это позволит повысить доверие молодежи к указанным учреждениям, увеличить шансы участия молодых людей в осуществлении молодежной политики и переломить массовую установку молодых людей на отношение государства и его институтов к молодежи как безразличное (25 процентов опрошенных) или корыстно-заинтересованное, исходя из конкретной ситуации (56 процентов опрошенных). При этом структуры могут находиться как в государственной, так и в иных формах собственности и на различных уровнях государственной и местной власти.

2. Лето

Реализация данной подпрограммы решает проблему организации полноценного отдыха и оздоровления детей и подростков в летний период.

Основные направления подпрограммы:

- оказание помощи в трудоустройстве и занятости подростков и молодежи в летний период;

- организация лагерей для детей из малообеспеченных, неполных семей, семей безработных, подростков, состоящих на учете в органах внутренних дел (по данным исследований число таких семей составляет до 32 процентов);

- организация тематических и профильных смен.

3. Занятость молодежи. Здоровый образ жизни

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»