Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 апреля 1994 года N 83

О программе демонополизации экономики
 Ленинградской области на 1994 год

____________________________________________________________________
Утратило силу с 17 сентября 2004 года на основании
постановления Правительства Ленинградской области
 от 17 сентября 2004 года N 193

____________________________________________________________________


В целях реализации на территории области государственной политики демонополизации как одного из основных направлений экономической реформы и в связи с предоставлением рабочей группой, образованной распоряжением правительства области от 21 февраля 1994 года N 92-р, программы демонополизации экономики Ленинградской области на 1994 год, состоящей из аналитической записки и плана мероприятий,

постановляю:

1. Принять к сведению аналитическую записку программы демонополизации экономики Ленинградской области на 1994 год (приложение 1).

2. Утвердить план мероприятий программы демонополизации экономики Ленинградской области на 1994 год (приложение 2).

3. Администрациям районов и городов области в практической работе по реализации экономической реформы руководствоваться планом мероприятий программы демонополизации экономики Ленинградской области на 1994 год.

4. Руководителям структурных подразделений правительства Ленинградской области обеспечить выполнение в установленные сроки мероприятий по демонополизации экономики Ленинградской области на 1994 год.

5. Контроль за исполнением постановления возложить на министра экономики Ленинградской области Оксютик Г.П.

Первый заместитель председателя правительства
 Ю.Павлов


Приложение 1
к постановлению правительства
Ленинградской области
от 11.04.1994 N 83

Программа
демонополизации экономики Ленинградской области
на 1994 год

     

Раздел 1. Аналитическая записка

Программа демонополизации экономики Ленинградской области на 1994 год разработана в соответствии с распоряжением Правительства области от 21 февраля 1994 года N 92-р.

Программа сформирована на базе общей концепции политики демонополизации, направленной на создание и укрепление рыночных условий функционирования экономики, и на основании Законов Российской Федерации "О предприятиях и предпринимательской деятельности", "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", "О защите прав потребителей", а также правительственных нормативных актов.

Программа предусматривает комплексность решения задач демонополизации, приватизации и структурной перестройки экономики Ленинградской области с учетом ее отраслевых и региональных особенностей.

Целью программы является демонополизация экономики Ленинградской области путем обеспечения единства методологических подходов всех органов власти и управления в реализации государственной политики Российской Федерации по развитию конкуренции и товарного рынка, ограничению монополистической деятельности, пресечению недобросовестной конкуренции и защите прав потребителей.

Демонополизация экономики Ленинградской области на данном этапе предусматривает решение следующих задач:

- проведение анализа рынков и деятельности на них предприятий и  различных их объединений;

- содействие формированию конкурентной среды рынков путем создания новых и реформирования форм собственности действующих предприятий;

- организация государственного контроля за монополистической деятельностью;

- защита прав потребителей;

- правовое и организационное обеспечение антимонопольного регулирования.

Обозначенные задачи реализуются в соответствии с планом мероприятий (раздел 2 программы), который наряду с основными направлениями борьбы с монополизмом в различных его проявлениях включает также меры воспроизводственных основ монополизма.

Выполнение плана мероприятий является продолжением начатой в 1992-1993 годах работы, заложившей фундамент решения долгосрочных задач процесса демонополизации будущих периодов.

Так, в 1993 году в рамках осуществления государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства основной упор делается на предупреждение намечающихся монополистических тенденций и далее - на выявление предприятий монополистов и борьбу с монополистическими злоупотреблениями.

В перечне хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, состояли на начало 1994 года 182 предприятия, в том числе на областном уровне - 57 и на районном 125 предприятий.

За 1993 год по признакам нарушений антимонопольного законодательства было проверено в Ленинградской области 28 предприятий. Ряд проверок проводился по указанию Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. Среди проверенных предприятия газового хозяйства, железнодорожного транспорта и другие.

В результате выявленных нарушений антимонопольного законодательства было возбуждено 11 дел, выдано 7 предписаний.

Около 60 процентов дел связано с нарушением порядка ценообразования. По этой причине в 1993 году сумма штрафов превысила 0,5 миллиарда рублей. Крупные штрафы заплатили Выборгский целлюлозно-бумажный комбинат, акционерные общества "Киришинефтеоргсинтез" и "Невская Дубровка", Лужский завод "Белкозин" и ряд других.

Существенной особенностью 1994 года стало временное прекращение государственного регулирования и декларирования цен на продукцию предприятий, включенных в Государственный реестр. До особого распоряжения федеральных органов этот перечень станет просто инструментом наблюдения за их деятельностью.

По вопросам соблюдения антимонопольного законодательства проводилась просветительская и профилактическая работа непосредственно в районах и городах области. Население и должностные лица оперативно информировались о проблемах борьбы с монополиями и монополистическими злоупотреблениями, в частности, с помощью публикаций в областной, районных и городских газетах.

В целях содействия рыночных отношений на основе конкуренции, предпринимательства и реформирования форм собственности осуществлялся контроль за созданием новых  предприятий,  слиянием  и преобразованием действующих.

В соответствии с планом приватизации на 1993 год Ленинградским территориальным антимонопольным управлением рассмотрены с точки зрения соблюдения антимонопольного законодательства 75 заявлений.

Осуществлялся контроль за крупными продажами акций предприятий с целью предупреждения возникновения монополии в финансово-кредитной сфере и на рынке ценных бумаг.

Для развития конкуренции - полярного монополизму явления - в Ленинградской области принята развернутая программа поддержки предпринимательства на 1994 год, основной задачей которой является создание оптимальных условий для развития малого и среднего бизнеса. Малый и средний бизнес должен помочь обеспечить насыщение рынка товарами и услугами, преодолеть отраслевой и территориальный монополизм, внедрить достижения научно-технического прогресса, обеспечить развитие сел и небольших городов, помочь решению экологических проблем.

В 1993 году в администрациях районов и городов Ленинградской области подошел к завершению процесс формирования отделов по защите прав потребителей. В настоящее время штат районных, городских подразделений насчитывает 46 человек.

Отделами по защите прав потребителей проводится большая работа по пропаганде Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей". Сфера контрольно-исполнительских функций этих органов охватывает всю без исключения хозяйственно-экономическую деятельность Ленинградской области.

За 1993 год в районах и городах области отделами по защите прав потребителей осуществлено свыше 2000 проверок деятельности предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания и других. По их результатам на рассмотрение административных комиссий передано более 500 дел. Предъявлены 33 иска в суды по заявлениям потребителей.

Общее количество жалоб и заявлений потребителей, рассмотренных в 1993 году по всем районам и городам области, составляет 1583, из них решены положительно в пользу потребителей 1286 обращений.

Следует отметить, что в Тихвинском и Лужском районах созданы союзы потребителей на общественных началах, оказывающие большую помощь существующим отделам. Процесс создания таких обществ продолжается.

Перечисленные экономические подходы к решению проблем монополизма в Ленинградской области найдут свое развитие в реализации плана мероприятий программы 1994 года. Успехи процесса демонополизации во многом будут зависеть от его непрерывности и преемственности мероприятий. Поэтому к завершению 1994 года разработчикам программы предстоит на основе анализа и обобщения достигнутых результатов подготовить проект программы демонополизации экономики области на 1995-1996 годы.

Как важнейшая составная часть экономической реформы осуществление антимонопольной политики будет определять успехи социально-экономических преобразований в Ленинградской области.

Приложение 2

     

     

Утвержден
постановлением Правительства
Ленинградской области
от 11 апреля 1994 года N 83


Раздел 2. План мероприятий по демонополизации экономики
Ленинградской области на 1994 год

--------------------------------------------------------------------
Поряд-   Наименование мероприятия            Исполнитель   Срок
ковый                                                     исполнения
номер
--------------------------------------------------------------------

1. Анализ рынков и деятельности на них предприятий
всех форм собственности


1.1.    Подготовка      совместно      с  Леноблминэконо-  третий
       Петербургкомстатом    обоснования  мики, ЛенТАУ*    квартал
       включения в перечень обязательной
       государственной        отчетности
       показателей,      характеризующих
       состояние экономики    с    точки
       зрения монополизации

1.2.    Министерству           экономики  Леноблминэконо-  второй
       Ленинградской области и  комитету  мики             квартал
       экономик и     финансов     мэрии
       Санкт-Петербурга совместно      с
       Петербургкомстатом    разработать
       методику формирования           и
       технологии ведения  реестра
       предприятий и организаций региона
       всех форм собственности

1.3.    Формирование             единого  Леноблминэконо-  четвертый
       регионального реестра предприятий  мики, ЛенТАУ,    квартал
       всех форм собственности            Леноблкомзаня-
                                          тости
                                                                                                        период
1.4.    Формирование      информационных  Леноблминэнер-   весь
       массивов:                          гопромторг,      период
        - о   сложившихся  на  областном  Леноблминэконо-
       рынке               товаропотоках  мики
       продовольственных        товаров,
       предметов народного  потребления,
       входящих в        потребительскую
       корзину;
--------------------------------------------------

* ЛенТАУ - Ленинградское территориальное

антимонопольное управление

        - о производственных   мощностях  Леноблминстрой,  весь
       предприятий                  всех  Леноблминэнер-   период
       организационно-правовых форм    и  гопромторг
       форм собственности,   о    рынках
       сбыта их продукции

1.5.    Оценка степени     монополизации  ЛенТАУ, Ленобл-  весь
       отраслей экономики  Ленинградской  минэкономики,    период
       области                            Леноблминэнерго-
                                          промторг
1.6.    Поэтапное проведение     анализа  ЛенТАУ, Ленобл-  весь
       структуры товарного рынка          минэкономики     период

1.7.    Организация           проведения  Леноблминэнерго- четвертый
       научно-исследовательской   работы  промторг         квартал
       по теме   "Анализ,    оценка    и
       разработка предложений         по
       совершенствованию
       внутрирегиональных              и
       межрегиональных            связей
       промышленного производства"

2. Содействие формированию конкурентной среды рынка путем
создания новых и реформирования форм собственности
действующих предприятий

2.1.    Формирование           стратегии
       приватизации      государственных
       предприятий с              учетом
       социально-экономического развития
       Ленинградской области:

        - подготовка    предложений    к  Леноблкомимущес- второй
       программе            приватизации  тво, Леноблмин-  квартал
       государственных предприятий    на  экономики
       основе анализа структуры товарных
       рынков;

        - формирование           перечня  Леноблкомимущес- третий
          предприятий, расположенных  на  тво              квартал
       территории Ленинградской области,
       приватизация которых        будет
       проводится по   решению   органов
       представительной и исполнительной
       власти;

        - подготовка   предложений    по  Леноблкомимущес- весь
       развитию                  системы  тво              период
       децентрализованного    управления
       хозяйствующими субъектами      на
       рынке товаров и услуг

2.2.    Выборочная проверка   соблюдения  Леноблфондиму-   второй
       условия    аукционов,   конкурсов  щество, Ленобл-  квартал
       аренды,     других      договоров  минтерриторий
       купли-продажи         предприятий
       промышленности,         торговли,
       общественного  питания,  бытового
       обслуживания

        Разработка и  реализация  мер по  Леноблфонд-      четвертый
       устранению нарушений,  выявленных  имущество        квартал
       в ходе проверки

2.3.    Включение в               состав  Леноблкомимущес- второй
       приватизационной комиссии по       во Леноблмин-    квартал
       реформированию форм собственности  экономики
       предприятий        представителей
       отраслевых            министерств
       Ленинградской области

2.4.    Содействие в  поиске  зарубежных  Леноблкомимущес- весь
       партнеров в целях продажи пакетов  во, Леноблмин-   период
       акций для             привлечения  экономики, Лен-
       иностранного капитала в экономику  облминвнешсвязей
       Ленинградской области

2.5.    Содействие в            создании  Леноблминстрой,  весь
       конкурирующих предприятий      на  Леноблминэконо-  период
       неиспользуемых площадях         и  ки
       мощностях, а  также  путем нового
       строительства и продажи  объектов
       незавершенного строительства    в
       целях размещения            новых
       производств

2.6.    Содействие в создании  совместно  Леноблминсельхоз, весь
       с мэрией   Санкт-Петербурга  сети  Леноблминэнер- период
       фирменных магазинов  по   продаже  гопромторг, Лен-
       потребительских товаров         и  облминэкономики
       сельскохозяйственной   продукции,
       произведенной       предприятиями
       Ленинградской области

2.7.    Разработка рекомендаций        и  Леноблминсельхоз второй
       организация работ   по   созданию                   квартал
       сети организованных      товарных
       (оптовых)       продовольственных
       рынков

2.8.    Содействие увеличению      числа  Леноблминэнерго- весь
       поставщиков и   объема   поставок  промторг, Лен-   период
       продукции путем ввоза  из  других  облминвнешсвязей
       регионов

2.9.    Содействие организации         в  Леноблминвнеш-   весь
       отдельных городах   Ленинградской  связей           период
       области сети  фирменных магазинов  Леноблминэнерго-
       стран Содружества     Независимых  промторг
       Государств и Прибалтики на основе
       долгосрочных договоров          и
       соглашений

2.10.   Содействие созданию конкурентной  Леноблминэконо-  весь
       среды по     отдельным      видам  мики, ЛенТАУ,    период
       продукции товарного         рынка  Леноблминэнерго-
       (переработка сельскохозяйственной  промторг
       продукции)

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»