Недействующий


ЗАКОН

     
ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

     
от 25 декабря 2008 года N 127-ЗАО

     

Об окружной целевой программе "Развитие минерально-сырьевой базы Ямало-Ненецкого автономного округа на 2009-2011 годы"

____________________________________________________________________
Утратил силу с 24 сентября 2009 года на основании
Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 апреля 2009 года N 22-ЗАО
____________________________________________________________________

     

Принят
 Государственной Думой
Ямало-Ненецкого
 автономного округа
17 декабря 2008 года

     
Статья 1


Утвердить окружную целевую программу "Развитие минерально-сырьевой базы Ямало-Ненецкого автономного округа на 2009-2011 годы".

Статья 2


Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор
 Ямало-Ненецкого
автономного округа
 Ю.В.Неёлов

г.Салехард

25 декабря 2008 года

N 127-ЗАО

УТВЕРЖДЕНА
Законом Ямало-Ненецкого автономного округа
"Об окружной целевой программе "Развитие
минерально-сырьевой базы Ямало-Ненецкого
автономного округа на 2009-2011 годы"

     

ОКРУЖНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Развитие минерально-сырьевой базы Ямало-Ненецкого автономного округа на 2009-2011 годы"

     

ПАСПОРТ
Программы


Наименование Программы

Окружная целевая программа "Развитие минерально-сырьевой базы Ямало-Ненецкого автономного округа на 2009-2011 годы" (далее - Программа)

Основание для разработки

Федеральный закон от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах";

Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 10 февраля 1997 года N 5 "О недрах и недропользовании в Ямало-Ненецком автономном округе";

Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 23 декабря 1996 года N 51 "О пользовании недрами в целях геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых и строительства подземных сооружений местного значения на территории Ямало-Ненецкого автономного округа";

распоряжение Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 13 ноября 2008 года N 546-РА "О разработке окружной целевой программы "Развитие минерально-сырьевой базы Ямало-Ненецкого автономного округа (2009-2011 годы)"

Государственный заказчик

Департамент природно-ресурсного регулирования и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - департамент природно-ресурсного регулирования и развития нефтегазового комплекса автономного округа)

Ответственные
за выполнение мероприятий

Департамент природно-ресурсного регулирования и развития нефтегазового комплекса автономного округа

Разработчики Программы

Департамент природно-ресурсного регулирования и развития нефтегазового комплекса автономного округа

Цели и задачи Программы

Цели:

1. Увеличение объема разведанных запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых.

2. Научно-аналитическое и информационное обеспечение органов государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ).

3. Формирование информационной базы данных по недропользованию.

4. Контроль за состоянием скважин, пробуренных за счет средств окружного бюджета.

Задачи:

1. Прирост запасов и прогнозных ресурсов общераспространенных полезных ископаемых.

2. Обеспечение городов и поселков автономного округа подземными источниками хозяйственно-питьевого водоснабжения.

3. Мониторинг ресурсной базы полезных ископаемых.

4. Сопровождение геологоразведочных работ.

5. Сбор, обработка, систематизация и загрузка оперативной информации по недропользованию.

6. Развитие территориальных кернохранилищ в г. Лабытнанги и г. Тарко-Сале.

7. Систематизация геолого-технической инфор-мации и создание обзоров геологоразведочных работ по месторождениям и площадям полезных ископаемых.

8. Проведение организационных мероприятий - совещаний, семинаров, конференций, выставок и др.

9. Обеспечение профилактики и контроля за состоянием противофонтанной безопасности на скважинах, пробуренных за счет средств окружного бюджета

Сроки и этапы реализации Программы

2009-2011 годы

Важнейшие целевые индикаторы и показатели по этапам реализации рограммы

Прирост запасов и прогнозных ресурсов общераспространенных полезных ископаемых.

Прирост запасов подземных вод.

Количество подготовленной информационно-аналитической информации.

Количество месторождений и ловушек углеводородного сырья, ресурсы и запасы по которым уточняются в течение отчетного года.

Объем обработанной и загруженной оперативной информации по недропользованию.

Количество обследованных скважин

Основные направления реализации мероприятий

Направление 1. Увеличение объема разведанных запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых.

1.1. Поисковые и оценочные работы на строительный камень в пределах Бурхойлинской площади.

1.2. Поисковые и оценочные работы на строительный камень в пределах Малоуральской площади.

1.3. Поисковые и оценочные работы на пески для строительных работ в окрестностях г.Cалехарда.

1.4. Поисково-разведочные гидрогеологические работы с целью изыскания подземных источников хозяйственно-питьевого водоснабжения поселков Шурышкарского района (с.Азовы, с.Восяхово и с.Питляр) (II этап).

Направление 2. Научно-аналитическое и информационное обеспечение органов государственной власти автономного округа.

2.1. Анализ перспективных и прогнозных ресурсов углеводородов на территории автономного округа.

2.2. Формирование ежегодных сводных балансов запасов по нефти, газу и конденсату по предприятиям, работающим на территории автономного округа.

2.3. Мониторинг состояния и изменения разведанных запасов углеводородов.

2.4. Анализ использования попутного нефтяного и природного газа по добывающим предприятиям на территории автономного округа.

2.5. Мониторинг современного состояния и аналитический обзор прогноза развития мировых и российских рынков нефти и газа.

2.6. Мониторинг разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых по данным дистанционных исследований.

2.7. Актуализация сводных карт недрополь-зования по территории автономного округа.

2.8. Разработка программы развития и освоения минерально-сырьевой базы общераспространенных полезных ископаемых на территории автономного округа на 2010-2014 годы.

2.9. Создание гидрогеологической основы территории освоения восточного склона Полярного Урала (II-III этапы).

Направление 3. Формирование информационной базы данных по недропользованию.

3.1. Сбор, обработка, систематизация и загрузка оперативной информации по недропользованию.

3.2. Вывоз и закладка кернового материала на длительное хранение.

3.3. Создание эталонных коллекций керна глубоких параметрических скважин.

3.4. Систематизация геолого-технической информации и создание обзоров геологоразведочных работ по месторождениям и площадям полезных ископаемых.

3.5. Проведение организационных мероприятий, издательские работы.

Направление 4. Контроль за состоянием скважин, пробуренных за счет средств окружного бюджета.

Обеспечение профилактики и контроля за состоянием противофонтанной безопасности на скважинах

Объемы и источники финансирования

 Общий объем финансирования программы составляет 435000,0 тыс.рублей, в том числе:

2009 год - 135000,0 тыс.рублей;

2010 год - 150000,0 тыс.рублей;

2011 год - 150000,0 тыс.рублей.

Источником финансирования программы является окружной бюджет. Объемы финансирования программы на период 2009-2011 годов могут быть скорректированы на этапе утверждения параметров окружного бюджета на очередной финансовый год и плановый период

Ожидаемые конечные результаты реализации и показатели
социально-экономической эффективности

1. Увеличение запасов и прогнозных ресурсов общераспространенных полезных ископаемых в следующих объемах: строительный камень на 115 млн.м; песок для строительных работ на 8 млн.м.

2. Создание новых рабочих мест, увеличение налоговых поступлений в окружной бюджет и бюджеты муниципальных образований. Поступления в окружной бюджет разовых платежей при лицензировании недр в 2012-2017 годах суммарно составят до 948,75 млн.рублей, при этом ежегодный прирост поступлений составит около 100 млн.рублей по сравнению с уровнем 2007 и 2008 годов. В дальнейшем при производстве добычных работ поступления в окружной бюджет с 2013 по 2022 год составят около 1 млрд.рублей от налога на добычу полезных ископаемых. При этом объем прироста платежей составит около 85-90 млн.рублей в год по сравнению с уровнем 2007 и 2008 годов.

3. Прирост эксплуатационных запасов подземных вод в объеме 300 м/сут. в целях реализации программы по изысканиям подземных источников водоснабжения в поселениях Шурышкарского района, испытывающих наиболее острую потребность в качественной питьевой воде. Улучшение санитарно-гигиенических условий жизни в селах Азовы, Восяхово и Питляр, снижение негативного влияния водного фактора на состояние здоровья людей.

4. Обеспечение информационно-аналитической информацией по недропользованию органов исполнительной и законодательной власти автономного округа посредством выполнения научно-аналитических, экспертно-правовых работ. Обеспечение государственного регулирования процессов пользования недрами на территории автономного округа, а также принятие оптимальных решений, направленных на эффективное и рациональное использование и охрану недр на территории автономного округа.

5. Проведение постоянного мониторинга состояния минерально-сырьевой базы автономного округа, отраслей топливно-энергетического комплекса и горнодобывающего сектора, существующих и прогнозируемых в этих отраслях угроз экономической безопасности, разработка мер по их нейтрализации.

6. Обеспечение сбора и хранения геолого-геофизической и промысловой информации, полученной в результате проведения геологоразведочных работ и добычи полезных ископаемых на территории автономного округа.

7. Обеспечение сбора и долговременного хранения кернового материала нефтегазоносных провинций и рудных районов автономного округа.

8. Обеспечение информационных потребностей и взаимодействие органов государственной власти Российской Федерации, автономного округа, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц в сфере недропользования.

9. Обеспечение государственного регулирования процессами пользования недрами на территории автономного округа, а также принятие оптимальных решений, направленных на эффективное и рациональное использование и охрану недр на территории автономного округа.

10. Обследование геологоразведочных скважин, находящихся в государственной собственности автономного округа, с целью обеспечения противофонтанной безопасности и проведения оценки их воздействия на окружающую природную среду. Рекомендации по дальнейшему использованию скважин

     

Раздел I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


В Программе рассматриваются проблемы обеспечения строительной индустрии автономного округа собственной сырьевой базой, населенных пунктов качественной питьевой водой, научно-аналитического и информационного обеспечения, формирования фонда геологической информации, противофонтанной безопасности на геологоразведочных скважинах, а также необходимость и возможность решения этих вопросов путем развития минерально-сырьевой базы автономного округа.

Настоящая Программа направлена на решение следующих приоритетов в развитии и освоении минерально-сырьевой базы автономного округа:

развитие минерально-сырьевой базы общераспространенных полезных ископаемых с целью обеспечения потребностей строительного комплекса автономного округа в сырье для производства строительных материалов, в том числе для успешной реализации проекта "Урал промышленный - Урал Полярный";

изыскание защищенных от загрязнения подземных источников хозяйственно-питьевого водоснабжения населенных пунктов автономного округа с целью обеспечения населения качественной питьевой водой;

информационно-аналитическое обеспечение принятия решений в сфере недропользования;

ведение и пополнение Территориального фонда геологической информации автономного округа;

контроль за состоянием скважин, находящихся в собственности автономного округа.

Указанные приоритеты изложены в ежегодных посланиях Президента Российской Федерации и Губернатора автономного округа. Реализация приоритетов будет способствовать достижению основных стратегических целей социально-экономического развития автономного округа:

1. Создание потенциала будущего развития путем повышения разведанных запасов полезных ископаемых.

2. Обеспечение высоких темпов устойчивого экономического роста в результате улучшения инвестиционного климата и создание новых производственных субъектов на территории автономного округа.

3. Изучение и разработка месторождений общераспространенных полезных ископаемых Полярного Урала.

4. Повышение качества жизни населения автономного округа, улучшения здоровья за счет использования качественной питьевой воды.

5. Предотвращение негативного воздействия на окружающую среду и ликвидацию ее последствий путем проведения профилактических работ по предупреждению возникновения газонефтепроявлений открытых газовых и нефтяных фонтанов.

С увеличением темпов гражданского и промышленного строительства на территории автономного округа и всей Тюменской области особо актуальным становится вопрос создания собственной базы строительной индустрии.

В период 2009-2011 годов в автономном округе планируется резкий всплеск строительства железных и автомобильных дорог и, в первую очередь, строительство железнодорожной магистрали "Обская - Полуночное" в рамках проекта "Урал промышленный - Урал Полярный". А все разведанные месторождения камня строительного находятся преимущественно в районе п.Харп, а также вдоль строящейся железной дороги "Обская - Бованенково". Кроме того, перспективная потребность муниципальных образований автономного округа оценивается в 3-4 млн.м в год, в том числе порядка 1 млн.м скальной породы и бутового камня, остальное - щебень. Для удовлетворения потребностей автономного округа для промышленного и гражданского строительства в камне строительном, бутовом, щебне планируется постановка поисковых и оценочных работ на восточном склоне Полярного Урала для выявления порядка 10 месторождений камня строительного. Подготовка этих участков и выставление на аукционы позволит вернуть затраченные на геологоразведочные работы средства в бюджет автономного округа и обеспечить потребность строительной индустрии автономного округа в камне строительном на 15-20 лет.

В связи со спросом на пески для строительных работ в районе г.Салехарда, п.Аксарки и для строительства железной дороги "Салехард - Надым" целесообразно поставить поисковые и оценочные работы на этот дефицитный вид сырья. При выполнении поисковых работ на титан-циркониевые россыпи выделено 4 наиболее перспективных участка в окрестностях г.Салехарда с песками строительными, пригодными для отсыпки дорог и площадок. Для подготовки этих участков к лицензированию необходимо провести оценочные работы, подсчитать и утвердить в Территориальной комиссии по запасам полезных ископаемых категорийные запасы.

Требует дальнейшего решения проблема обеспечения качественной питьевой водой населения автономного округа. В соответствии со СНиП 2.04.02-84 "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения" хозяйственно-питьевого водоснабжения необходимо максимально использовать имеющиеся ресурсы подземных вод. Согласно Водному кодексу Российской Федерации в полномочия субъектов Российской Федерации входит резервирование подземных источников водоснабжения для питьевых нужд населения в случае чрезвычайных ситуаций.

Перечнем поручений Президента Российской Федерации от 30 сентября 2003 года Пр-1748 по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 3 сентября 2003 года предложено исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления ежегодно при подготовке бюджетов предусматривать необходимые средства на развитие и техническое совершенствование систем водоснабжения городов и населенных пунктов.

Для выполнения этого поручения на территории автономного округа проводятся поисково-разведочные гидрогеологические работы с целью изыскания резервного подземного источника водоснабжения в г.Салехарде, а также изыскания источников в г.Лабытнанги и основных поселениях Приуральского и Шурышкарского районов, испытывающих наиболее острую потребность в качественной питьевой воде.

В результате выполнения работ за 2006-2008 годы получены необходимые данные для проектирования резервного водозабора с производительностью 5,0 тыс.м/сут. для обеспечения населения г.Салехарда питьевой водой в случае чрезвычайной ситуации на основном водозаборе, предварительно оценены прогнозные ресурсы подземных вод в районе поверхностного незащищенного водозабора для г.Лабытнанги, изысканы подземные источники для хозяйственно-питьевого водоснабжения поселков Горнокнязевск, Пельвож и села Горки. Начаты гидрогеологические работы по изысканию подземных источников в селах Азовы и Восяхово. Для завершения этих работ и для изыскания источника в с.Питляр необходимо продолжение и завершение этих работ в 2009 году.

Главной задачей, которая должна быть выполнена в результате научно-аналитических и тематических работ, является повышение эффективности геологоразведочных работ и подготовка активных запасов углеводородов, обеспечивающих стабилизацию их добычи в районах с развитой инфраструктурой, обоснование перспектив нефтегазоносности малоизученных территорий автономного округа.

Приоритетными направлениями региональной политики в этой области являются:

мониторинг ресурсной базы углеводородов, региональный прогноз на углеводороды;

сопровождение геологоразведочных работ на нефть и газ;

мониторинг сырьевой базы углеводородов на территории округа;

мониторинг ресурсно-сырьевой базы общераспространенных полезных ископаемых.

Выполнение комплекса научно-исследовательских работ в части мониторинга ресурсной базы, геологоразведочных работ и добычи обеспечит контроль за недропользованием в автономном округе, что, в свою очередь, позволит Администрации автономного округа иметь свою обоснованную позицию как при взаимодействии с нефтегазодобывающими компаниями, работающими на территории автономного округа, так и с уполномоченными органами исполнительной власти Российской Федерации при решении вопросов, связанных с природно-ресурсным регулированием и развитием нефтегазового комплекса автономного округа.

Работы, направленные на обоснование перспектив нефтегазоносности неизученных районов автономного округа, должны способствовать повышению инвестиционной привлекательности освоения данных районов со всеми вытекающими отсюда последствиями: создание новых районов нефтегазодобычи, развитие транспортных коммуникаций, создание новых рабочих мест, расширение налогооблагаемой базы.

Вопрос утилизации попутного нефтяного газа является особой проблемой. Значительные капитальные затраты не позволяют в сложившейся экономической ситуации предприятиям обеспечить строительство объектов для его транспортировки на газоперерабатывающие предприятия. От целого ряда месторождений попутный нефтяной газ, являющийся ценным сырьевым ресурсом, сжигается на факелах. Проблема утилизации попутного нефтяного газа - одна из наиболее актуальных проблем для автономного округа. Она требует всестороннего решения как со стороны нефтедобывающих предприятий, так и со стороны органов государственной власти.

Топливно-энергетический комплекс (далее - ТЭК) России, основу которого составляет нефтяная и газовая промышленность, - важнейший элемент экономики страны, значимая часть мировой системы энергообеспечения. И от того, насколько успешно он функционирует, зависит достижение стратегических целей, направленных на стабильное и экономически эффективное удовлетворение внутреннего и внешнего спроса на энергоресурсы, обеспечение валютных и налоговых поступлений в бюджет России. Важную роль в процессе управления, функционирования и развития секторов ТЭК играют органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Поэтому одной из важнейших задач является их постоянное и своевременное обеспечение аналитической информацией.

Разработка "Программы развития и освоения минерально-сырьевой базы общераспространенных полезных ископаемых на территории автономного округа на 2012-2014 годы" позволит выработать основные направления геологоразведочных работ по укреплению и развитию минерально-сырьевой базы для строительной индустрии, составить перечень объектов лицензирования и программы освоения месторождений ОПИ, определить планируемые объемы добычи с учетом перспектив строительства и реализации крупнейших инвестиционных проектов.

Постановка работы по научному обоснованию гидрогеологических условий нового горнодобывающего региона России, с созданием гидрогеологической карты масштаба 1:500000 и комплекта аналитических карт будет иметь несомненный практический интерес в части возможности водоснабжения промышленных предприятий и населенных пунктов, обеспечения рационального водопользования, прогноза условий обводнения горных выработок при разработке месторождений полезных ископаемых.

В соответствии с полномочиями департамента природно-ресурсного регулирования и развития нефтегазового комплекса автономного округа будет продолжена работа по сбору, обработке, систематизации и загрузке геолого-геофизической и промысловой информации в Территориальный фонд геологической информации автономного округа и перевод всей информации из исходного формата хранения в цифровой формат.

В задачи Территориального фонда входит сбор, хранение данных и активное использование этих данных как для внутренних целей Администрации автономного округа, так и оказание информационных услуг для недропользователей.

Однако данные имеют различное качество, вид, форму, физическое состояние.

Это объективное обстоятельство препятствует эффективному использованию их и требует дополнительных работ по приведению всех данных к стандартному и удобному виду. С этой целью будут развернуты параллельные работы по оперативному пополнению всех типов информации: сейсмической, каротажной, промысловой, по бурению и испытанию, керну и лабораторным исследованиям; дальнейшему наполнению и развитию системы мониторинга лицензионных соглашений; формированию аналитических обзоров по недропользованию; интеграции в общий Банк Данных информации о Полярном Урале (на сегодня существует Банк Данных по твердым полезным ископаемым, но эти данные находятся вне основной системы).

Экологическая обстановка в автономном округе создала предпосылки для формирования и реализации программных мероприятий, направленных на обеспечение экологической безопасности населения автономного округа и контроля за рациональным использованием недр.

В соответствии с полномочиями департамента природно-ресурсного регулирования и развития нефтегазового комплекса автономного округа по предотвращению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидации ее последствий необходимо решать вопросы по предупреждению возникновения газонефтепроявлений открытых газовых и нефтяных фонтанов в целях контроля за состоянием противофонтанной безопасности на скважинах, пробуренных за счет государственных средств. В 2009-2011 годах предполагается продолжить работы по обеспечению профилактики и контроля за состоянием противофонтанной безопасности на окружных скважинах, ремонтные работы на аварийно-опасных в экологическом отношении скважинах.

Раздел II. Основные цели и задачи Программы


Основными целями Программы являются:

1. Увеличение объема разведанных запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых.

2. Научно-аналитическое и информационное обеспечение органов государственной власти автономного округа.

3. Формирование информационной базы данных по недропользованию.

4. Контроль за состоянием скважин, пробуренных за счет средств окружного бюджета.

Указанные цели будут достигнуты путем выполнения следующих задач:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»