ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 сентября 2008 года N 794/33

Об утверждении долгосрочной целевой программы Московской области "Улучшение демографической ситуации в Московской области на 2009-2012"

(с изменениями на 24 июля 2012 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Московской области от 17 августа 2009 года N 666/33 (Информационный вестник Правительства Московской области, N 10 (часть I), 30.10.2009);

постановлением Правительства Московской области от 16 октября 2009 года N 857/45 (Информационный вестник Правительства МО, N 11, часть II, 10.12.2009);

постановлением Правительства Московской области от 11 декабря 2009 года N 1098/53;

постановлением Правительства Московской области от 15 июля 2010 года N 557/29;

постановлением Правительства Московской области от 13 октября 2010 года N 880/48 (Информационный вестник Правительства МО, N 11, 30.11.2010);

постановлением Правительства Московской области от 4 июля 2011 года N 630/24;

постановлением Правительства Московской области от 9 ноября 2011 года N 1382/45 (Информационный вестник Правительства МО, N 1, часть 2, 31.01.2012);

постановлением Правительства Московской области от 3 мая 2012 года N 645/16;

постановлением Правительства Московской области от 24 июля 2012 года N 949/26 (Ежедневные Новости. Подмосковье, N 137, 04.08.2012).

____________________________________________________________________


В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Московской области от 15.08.2008 N 684/31 "О разработке долгосрочной целевой программы Московской области "Улучшение демографической ситуации в Московской области на 2009-2012 годы" Правительство Московской области

постановляет:

1. Утвердить долгосрочную целевую программу Московской области "Улучшение демографической ситуации в Московской области на 2009-2012 годы" (прилагается).

2. Настоящее постановление вступает в силу с 01.01.2009.

Губернатор
Московской области
Б.В.Громов

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Московской области
от 9 сентября 2008 года N 794/33

Долгосрочная целевая программа
Московской области "Улучшение демографической ситуации в Московской области на 2009-2012 годы"

(с изменениями на 24 июля 2012 года)

     

     

Паспорт
долгосрочной целевой программы Московской области "Улучшение демографической ситуации в Московской области на 2009-2012 годы"

(с изменениями на 24 июля 2012 года)

Наименование Программы

Долгосрочная целевая программа Московской области "Улучшение демографической ситуации в Московской области на 2009-2012 годы" (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

Постановление Правительства Московской области от 15.08.2008 N 684/31 "О разработке долгосрочной целевой программы Московской области "Улучшение демографической ситуации в Московской области на 2009-2012 годы".

Государственный заказчик Программы

Министерство социальной защиты населения Московской области

Разработчик Программы

Министерство социальной защиты населения Московской области

Цели Программы

Стабилизация численности населения Московской области, создание условий для ее роста.

Повышение качества жизни, увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения.

Задачи Программы

1. Создание условий для повышения рождаемости в Московской области, сохранения и улучшения репродуктивного здоровья населения.

2. Обеспечение сохранения здоровья, снижения уровня смертности населения.

3. Регулирование миграционных процессов.

Сроки реализации Программы

2009-2012 годы

Исполнители Программы

Министерство социальной защиты населения Московской области, Министерство здравоохранения Московской области, Министерство культуры Московской области, Министерство по делам печати и информации Московской области, Главное управление по труду и социальным вопросам Московской области, Главное управление государственной службы занятости населения Московской области, Управление Федеральной миграционной службы по Московской области

(позиция в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Московской области от 17 августа 2009 года N 666/33, - см. предыдущую редакцию)

Объемы и источники финансирования Программы

Общий объем финансирования Программы - 559168,11тыс.рублей, в том числе: за счет средств бюджета Московской области в сумме: 471548,40 тыс.рублей:

2009 год - 116300,00 тыс.рублей;
2010 год - 61559,40 тыс.рублей;
2011 год - 81632,00 тыс.рублей;
2012 год - 212057,00 тыс.рублей;

за счет средств (грантов), перечисленных Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации: 37619,7 тыс.рублей:

2009 год - 6811,4 тыс.рублей;
2010 год - 11884,87 тыс.рублей (в том числе 1578,6 тыс. руб. - денежные средства, не израсходованные в 2009 году);
2011 год - 13523,5 тыс.рублей (в том числе 4568,7 тыс. руб. - денежные средства, не израсходованные в 2010 году);
2012 год - 5399,92 тыс.рублей (в том числе 3547,98 тыс.рублей - денежные средства, не израсходованные в 2011 году);
за счет средств внебюджетных источников (привлеченные средства):
2010 год - 50000,0 тыс.рублей

(позиция в редакции постановления Правительства Московской области от 24 июля 2012 года N 949/26, - см. предыдущую редакцию)

Планируемые результаты Программы

Общие ожидаемые результаты:

- сокращение естественной убыли населения, создание условий для устойчивого роста численности населения;

- увеличение продолжительности жизни населения за счет сохранения и улучшения здоровья и качества жизни населения, снижение преждевременной, особенно предотвратимой смертности, в первую очередь в младенческом возрасте, среди подростков и лиц трудоспособного возраста;    

- увеличение доли детей-инвалидов, прошедших социальную реабилитацию, от общего количества детей-инвалидов;

- укрепление социального института семьи, возрождение и сохранение отечественных духовно-нравственных традиций семейных отношений, семейного воспитания, формирование в обществе нравственных, в т.ч. семейных ценностей, установка на создание полной, состоящей в законном браке семьи, формирование ориентации населения на расширенное демографическое воспроизводство, улучшение демографических показателей;

- повышение уровня рождаемости, улучшение репродуктивного здоровья населения, переход от преимущественно малодетного к среднедетному типу репродуктивного поведения семей.

Целевые индикаторы демографического развития:

- стабилизация среднегодовой численности населения Московской области на уровне не ниже 6,67 млн.человек к 2012 году;

- сокращение естественной убыли населения до 38-41 тысячи человек в 2012 году за счет снижения общего коэффициента смертности от 17,2 промилле до 16,8 промилле, увеличения общего коэффициента рождаемости от 9,6 промилле до 10,0 промилле;

- повышение суммарного коэффициента рождаемости до уровня 1,35-1,40 (среднее число детей на одну женщину);

- увеличение доли детей-инвалидов, получающих реабилитационные услуги в государственных учреждениях социального обслуживания, подведомственных Министерству социальной защиты населения Московской области, от общего числа детей-инвалидов ежегодно на 3 процента;

     
- снижение младенческой смертности до 7,5 на 1000 родившихся живыми;

- снижение показателя смертности в трудоспособном возрасте по предотвратимым причинам с 8,3 до 8,0 промилле;

- увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения до 66,7 лет;

- снижение доли социальных сирот среди выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от 70 процентов до 38 процентов;

- увеличение миграционного прироста от 8,2 промилле до 8,5 промилле

(позиция в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Московской области от 4 июля 2011 года N 630/24, - см. предыдущую редакцию)

     

     

1. Демографическая ситуация в Московской области и прогноз  ее развития с учетом реализации мероприятий Программы


Московская область является одним из крупнейших по численности населения регионов России. На ее территории проживает 6670,0 тыс.человек (около 4,6 процента от общего числа жителей России). В течение последних лет в Московской области наметилась положительная тенденция изменения ряда демографических показателей. В 2007 году по сравнению с 1992 годом увеличился показатель рождаемости на 1000 человек с 7,7 до 9,6.

Положительным фактором в социально-демографическом развитии Московской области явилось снижение коэффициента младенческой смертности за период 1992-2007 годов в 2,1 раза. Его значение в 2007 году составило 8,0 промилле, что значительно ниже среднероссийского.

Несмотря на то, что в Московской области уровень младенческой смертности имеет устойчивую тенденцию к ее снижению, ее дальнейшее снижение является важнейшей социально-демографической задачей общества, поскольку ее уровень и динамика отражают не только состояние здоровья народа, но и общий уровень социально-экономического развития здравоохранения.

Для Московской области характерны проблемы демографической ситуации Российской Федерации в целом. Так, уровень рождаемости в области ниже необходимого для воспроизводства населения.

Общероссийская тенденция старения населения характерна и для Московской области. Особенностью возрастного состава населения области является неуклонный рост лиц старших возрастов, снижение удельного веса детей и подростков. Численность населения области старше трудоспособного возраста составляет 23 процента в общей численности населения.

Старение населения увеличивает нагрузку на его трудоспособную часть, а также систему здравоохранения, социального и пенсионного обеспечения.

Повышение доли граждан старшего возраста оказывает существенное влияние как на показатель смертности населения, который в 2007 году составил 16,6 на 1000 человек, так и на структуру причин смертности. В 2007 году болезни системы кровообращения составили 59 процентов; новообразования - 15,2 процента; травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних факторов - 11,8 процента.

Недостаточными темпами снижается смертность трудоспособного населения. Значительное сокращение уровня смертности от "устранимых" внешних причин - существенный резерв ее снижения.

Московская область - регион высокой миграционной притягательности. Однако до настоящего времени приток мигрантов имеет недостаточно организованный характер, квалификация приезжающих работников не отвечает потребностям областного рынка труда.

Настоящая Программа предусматривает осуществление мероприятий по следующим направлениям:

снижение смертности и рост продолжительности жизни за счет: создания условий для мотивации к ведению здорового образа жизни, сохранения здоровья населения; снижения смертности и травматизма населения от социально значимых заболеваний, дорожно-транспортных происшествий, несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;

повышение рождаемости и укрепление семьи за счет: снижения материнской и младенческой смертности; развития адресной системы поддержки семьи в связи с рождением и воспитанием детей; укрепления института семьи, популяризации семейных ценностей; профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства;

оптимизация процессов миграции;

организационное, научно-методическое обеспечение проведения демографической политики;

развитие сети учреждений социальной сферы, обеспечение их оптимального функционирования.

Конкретные мероприятия представлены в приложении N 1 к Программе.

В результате реализации программы к 2012 году планируется:

стабилизировать среднегодовую численность населения;

снизить общий коэффициент смертности на 2,3 процента;

повысить суммарный показатель рождаемости на 30,8 процента;

снизить общий коэффициент младенческой смертности на 6,2 процента;

снизить показатель смертности в трудоспособном возрасте по предотвратимым причинам на 3,6 процента;

повысить среднюю ожидаемую продолжительность жизни населения на 0,5 процента;

снизить долю граждан с доходом ниже прожиточного минимума на 42,9 процента;

снизить долю социальных сирот среди выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до 38 процентов и увеличить долю детей-инвалидов, прошедших социальную реабилитацию, от общего количества детей-инвалидов ежегодно на 3 процента (абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Московской области от 13 октября 2010 года N 880/48, - см. предыдущую редакцию);

повысить показатель миграционного прироста на 3,66 процента.

Учитывая демографические проблемы, сложившиеся в регионе, решение их возможно комплексными программными методами по трем основным направлениям: повышение суммарного показателя рождаемости до 1,40, снижение показателя смертности в трудоспособном возрасте до 8,0 промилле и увеличение миграционного прироста до 8,5 промилле, направленными на достижение стабилизации численности населения к 2012 году и создание условий для его последующего роста.

2. Сведения о государственном заказчике, исполнителях и разработчиках Программы


Государственным заказчиком Программы является Министерство социальной защиты населения Московской области.

Исполнителями Программы являются: Министерство социальной защиты населения Московской области, Министерство здравоохранения Московской области, Министерство образования Московской области, Министерство по делам печати и информации Московской области, Министерство культуры Московской области, Комитет по труду и занятости населения Московской области, УФМС России по Московской области (абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Московской области от 17 августа 2009 года N 666/33, - см. предыдущую редакцию).

3. Цели и задачи Программы


Целями настоящей Программы являются:

стабилизация численности населения Московской области, создание условий для ее роста;

повышение качества жизни, увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения.

Задачи Программы:

создание условий для повышения рождаемости в Московской области, сохранения и улучшения репродуктивного здоровья населения;

обеспечение сохранения здоровья, снижение уровня смертности населения;

регулирование миграционных процессов.

4. Планируемые количественные и качественные показатели эффективности реализации Программы

(раздел в редакции, введенной в действие постановлением Правительства
Московской области от 16 октября 2009 года N 857/45
, -

см. предыдущую редакцию)


N п/п

Задачи, направленные на достижение цели

Планируемый объем финансирования на решение данной задачи (тыс.руб.)

Показатели, характеризующие достижение цели

Единица измерения

Базовое значение показателя (на

Планируемое значение показателя по годам реализации

01.01.2008 -

2009

2010

2011

2012

бюджет Московской области

другие источники

начало реализации Программы)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Цели:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стабилизация численности населения Московской области, создание условий для ее роста

Среднегодовая численность постоянного населения Московской области

тыс.человек

6670,0

6670,0

6670,0

6670,0

6670,0

Повышение качества жизни, увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения

Средняя ожидаемая продолжительность жизни населения

лет

66,4

66,4

66,4

66,6

66,7

1.

Задачи: Создание условий для повышения рождаемости в Московской области, сохранения и улучшения репродуктивного здоровья населения

399440,00

0,00

Суммарный коэффициент рождаемости

число рождений на одну женщину репродуктивного возраста

1,2

1,25

1,30

1,35

1,40

Общий коэффициент рождаемости

промилле

9,6

9,7

9,8

9,9

10,0

(пункт в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Московской области от 4 июля 2011 года N 630/24, - см. предыдущую редакцию)

2.

Обеспечение сохранения здоровья, снижение уровня смертности населения

71658,4

24915,57

Общий коэффициент смертности

промилле

17,2

17,1

17,0

16,9

16,8

Общий коэффициент младенческой смертности

промилле

8,0

7,9

7,7

7,6

7,5

Показатель смертности в трудоспособном возрасте по предотвратимым причинам

промилле

8,3

8,3

8,2

8,1

8,0

Средняя ожидаемая продолжительность жизни населения

лет

66,4

66,4

66,4

66,6

66,7

Доля граждан с доходом ниже прожиточного минимума

проценты

10,5

9

8

7

6

Доля социальных сирот среди выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

проценты

70

65

60

49

38

Доля детей-инвалидов, получающих реабилитационные услуги в государственных учреждениях социального обслуживания, подведомственных Министерству социальной защиты населения Московской области, от общего числа детей-инвалидов

проценты

59

63

66

69

71

(пункт в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Московской области от 4 июля 2011 года N 630/24, - см. предыдущую редакцию)

3.

Регулирование миграционных процессов

450,00

Показатель миграционного прироста с учетом реализации Программы

промилле

8,2

8,3

8,4

8,4

8,5

Прогнозный прирост миграции

промилле

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»