Недействующий

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ

от 21 апреля 2008 года N 10-рз

О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ, СЫРЬЯ И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ В РЕСПУБЛИКЕ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ" НА 2008-2012 ГОДЫ

{Изменения и дополнения:
Закон РСО-Алания от 14.11.11 N 43-рз; НГР: ru 15000201100278}

Статья 1


Утвердить прилагаемую Республиканскую целевую программу "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Северная Осетия-Алания" на 2008-2012 годы.

Статья 2


Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Глава Республики Северная Осетия-Алания Т. Мамсуров

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Северная Осетия-Алания" на 2008-2012 годы

Республиканской целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Северная Осетия-Алания" на 2008-2012 годы


Наименование Программы - Республиканская целевая программа "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Северная Осетия-Алания" на 2008-2012 годы (далее - Программа)

Государственный заказчик Программы - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Северная Осетия-Алания

Основные исполнители Программы - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Северная Осетия-Алания и иные органы исполнительной власти республики, органы местного самоуправления; Северо-Осетинский филиал ОАО "Россельхозбанк"; Государственное унитарное предприятие "Инфоцентр"; Федеральное государственное учреждение "Севосетинмелиоводхоз"; сельхозтоваропроизводители всех форм собственности.

Основные разработчики Программы - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Северная Осетия-Алания; Горский государственный аграрный университет; государственное унитарное предприятие "Инфоцентр"

Цели Программы - Целями Программы являются: устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения,повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, а также на основе ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства; сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов

Задачи Программы - Основными задачами Программы являются: создание предпосылок для устойчивого развития сельских территорий; улучшение общих условий функционирования сельского хозяйства; обеспечение ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства; совершенствование механизмов регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия

Сроки реализации Программы - 2008-2012 годы

Объемы и источники финансирования - Объем финансирования Программы в 2008-2012 годах составит: за счет средств федерального бюджета - 1466,3 млн.руб. (2008 год - 186,6 млн.руб., 2009 год - 294,6 млн.руб., 2010 год - 306,8 млн.руб., 2011 год -327,3 млн.руб., 2012 год-351,0 млн.руб.); за счет средств республиканского бюджета-1615,2 млн.рублей (2008 год - 204,9 млн.руб., 2009 год - 295,5 млн.руб., 2010 год - 337,8 млн.руб., 2011 год - 369,8 млн.руб., 2012 г. -407,2 млн.руб.); за счет внебюджетных источников - 358,6 млн.рублей

Ожидаемые результаты - Улучшение жилищных условий в сельской местности; повышение обеспеченности сельского населения питьевой водой и уровня газификации домов природным газом до 100 процентов; увеличение объема производства продукции сельского хозяйства на 28,3 процента по отношению к показателю 2006 года; доведение доли собственного производства в формировании ресурсов: мяса и мясопродуктов - до 95 процентов, молока - до 97 процентов

Координатор Программы и контроль за ходом ее выполнения - Координатором Программы является Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Северная Осетия-Алания, контроль за исполнением Программы осуществляется Парламентом Республики Северная Осетия-Алания, Контрольно-счетной палатой Республики Северная Осетия-Алания и Правительством Республики Северная Осетия-Алания в соответствии с их полномочиями, установленными действующим законодательством

Состав и сроки представления отчетности - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Северная Осетия-Алания ежегодно готовит доклад о ходе реализации Программы и представляет его в Правительство Республики Северная Осетия-Алания до 1 мая года, следующего за отчетным.

I. Постановка проблемы и необходимость разработки программных мероприятий


Программа разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года N 446 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы".

Программа определяет цели, задачи и основные направления развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий, показатели их результативности.

Экономический рост в сельском хозяйстве продолжается последние 8 лет. С 1999 по 2006 год объем производства продукции сельского хозяйства увеличился на 36,7 процента при среднегодовом темпе прироста на 5,2 процента.

Однако динамика производства сельскохозяйственной продукции нестабильна и колеблется от 113,1 процента в 1999 году до 96,9 процента в 2005 году. Это во многом объясняется большим влиянием природно-климатического фактора, ценовой политикой монополистов энергетического комплекса, производителей сельскохозяйственной техники и удобрений.

Уровень производства молока в 2006 году по сравнению с 1990 годом составил 109,9 процента, по остальным видам продукции растениеводства и животноводства: зерновых и зернобобовых - 57,8 процента, подсолнечника -20,9, картофеля - 81,4, овощей - 53,2, мяса - 80,7 и яиц - 69,8 процента. Сократилось поголовье крупного рогатого скота на 33,9 процента, свиней -15,1 и овец - на 57,9 процента.

Основными причинами относительно медленного развития отрасли сельского хозяйства являются:

низкие темпы структурно-технологической модернизации отрасли, обновления основных производственных фондов;

неблагоприятные общие условия функционирования сельского хозяйства, прежде всего неудовлетворительный уровень развития рыночной инфраструктуры, затрудняющий доступ сельскохозяйственных

товаропроизводителей к рынкам финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, готовой продукции;

финансовая неустойчивость отрасли, обусловленная нестабильностью рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, недостаточным притоком частных инвестиций на развитие отрасли, слабым развитием страхования при производстве сельскохозяйственной продукции;

недостаток квалифицированных кадров, вызванный низким уровнем и качеством жизни в сельской местности.

В этих обстоятельствах создание условий для устойчивого развития сельских территорий, ускорения темпов роста объемов сельскохозяйственного производства на основе повышения его конкурентоспособности становится приоритетным направлением аграрной экономической политики.

Динамичное и эффективное развитие сельского хозяйства должно стать не только общеэкономической предпосылкой успешного решения большинства накопленных в отрасли производственных, финансовых, социальных проблем, но и способом увеличения валового регионального продукта, сокращения бедности и повышения уровня обеспеченности населения продуктами питания, то есть должно обеспечить успешную реализацию всего комплекса целей социально-экономического развития республики в рассматриваемой перспективе.

II. Цели Программы и прогноз развития сельского хозяйства на 2008-2012 годы


Целями Программы на 5- летний период являются:

устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения;

повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, а также на основе ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства;

сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов.

Для достижения этих целей необходимо решение основных задач в рамках следующих подпрограмм (направлений):

создание предпосылок для устойчивого развития сельских территорий и обеспечение улучшения к 2012 году жилищных условий в сельской местности;

повышение обеспеченности сельского населения питьевой водой и уровня газификации домов природным газом до 100 процентов за счет восстановления и наращивания потенциала социальной и инженерной инфраструктуры села;

улучшение общих условий функционирования сельского хозяйства путем сохранения и поддержания почвенного плодородия, создания системы государственного информационного обеспечения, привлечения союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей к участию в формировании государственной аграрной политики;

обеспечение ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства, прежде всего животноводства, на основе доведения удельного веса племенного скота в общем объеме поголовья сельскохозяйственных животных до 7 процентов, а также на основе доведения удельного веса площади, засеваемой элитными семенами в общей площади посева, до 15 процентов (научно обоснованная норма);

повышение финансовой устойчивости сельского хозяйства за счет мер по расширению доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей к кредитным ресурсам на льготных условиях и повышению удельного веса застрахованных площадей посевов в общей площади до 40 процентов;

совершенствование механизмов регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, включая сглаживание сезонных колебаний цен на зерно и продукты его переработки.

В результате реализации Программы базовые показатели социально-экономического развития сельского хозяйства Республики Северная Осетия-Алания должны существенно улучшиться. Их динамика приведена в приложении 1.

Условия достижения прогнозных показателей развития сельского хозяйства в 2008-2012 годах и социально-экономических проблем характеризуются следующими тенденциями.

Производство продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств к 2012 году должно вырасти по отношению к 2006 году на 28,3 процента.

Среднегодовой рост объема продукции сельского хозяйства за 5- летний период должен составить 4,7 процента.

Рост продукции сельского хозяйства в большей степени будет обеспечен за счет роста объемов производства в животноводстве на основе создания принципиально новой технологической базы, использования современного технологического оборудования для модернизации животноводческих ферм, а также за счет наращивания генетического потенциала продуктивности животноводства и создания соответствующей кормовой базы.

Положительное влияние на рост объемов производства продукции сельского хозяйства окажет увеличение инвестиций. Наибольший прирост инвестиций в сельское хозяйство, наблюдавшийся в 2007 году, является результатом реализации приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса".

В первые годы реализации Программы обеспеченность сельскохозяйственных товаропроизводителей некоторыми видами техники будет снижаться за счет опережающего выбытия устаревшей техники. Стабилизация обеспеченности основными видами техники намечается к 2011 году. В сельское хозяйство будет поступать более энергонасыщенная и ресурсосберегающая техника. Всего за период реализации Программы будет приобретено 350 тракторов и 89 зерноуборочных комбайнов.

Рост объемов производства мяса и молока позволит к 2012 году увеличить долю собственного производства в формировании ресурсов мяса до 95, молока - до 97 процентов. Среднедушевое потребление мяса и мясопродуктов в пересчете на мясо увеличится с 48 килограммов в 2005 году до 60 килограммов в 2012 году, молока и молокопродуктов в пересчете на молоко - соответственно с 216 до 240 килограммов.

Среднемесячная заработная плата работников сельскохозяйственных организаций к 2012 году должна повыситься относительно 2006 года более чем в 2 раза. Планируется создание 700 рабочих мест.

развитие направлений, определенных приоритетным национальным проектом "Развитие агропромышленного комплекса";

развитие кормовой базы на основе производства белковых культур;

переход к использованию новых высокопроизводительных и ресурсосберегающих технологий;

улучшение финансового положения сельскохозяйственных товаропроизводителей и их материально-технической базы; повышение платежеспособности сельскохозяйственных товаропроизводителей; реорганизация неплатежеспособных сельскохозяйственных предприятий, развитие интеграционных связей с эффективными собственниками; повышение производительности труда на основе стимулирования к использованию современных технологий, совершенствование организации производства, а также организации труда и управления; создание условий сельскохозяйственным и другим товаропроизводителям агропромышленного комплекса для инвестирования в модернизацию и техническое перевооружение производства.

Вместе с тем наращиванию прогнозируемых темпов роста социально-экономического развития сельского хозяйства на 2008 год и до 2012 года могут помешать риски, сложившиеся под воздействием негативных факторов социально-экономических проблем в аграрном секторе.

К основным рискам относятся следующие: природно-климатические риски, обусловленные тем, что сельское хозяйство относится к отраслям, в значительной степени зависящим от природно-климатических условий, а также тем, что колебания погодных условий оказывают серьезное влияние на урожайность сельскохозяйственных культур, объемы их производства и на обеспеченность животноводства кормовыми ресурсами, которые могут существенно повлиять на степень достижения прогнозируемых показателей. Зависимость функционирования отрасли от природно-климатических условий также снижает ее инвестиционную привлекательность; социальные риски, обусловленные возможностью консервации или усиления социальной непривлекательности сельской местности и увеличения разрыва между уровнями жизни в городе и на селе, которые создадут серьезную угрозу демографического кризиса в сельской местности и спровоцируют нехватку трудоспособного населения, а также поставят под угрозу срыва реализацию программ развития аграрного сектора; законодательные риски, выражающиеся в недостаточном совершенстве законодательной базы по регулированию сельскохозяйственной деятельности и сложности эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения.

III. Устойчивое развитие сельских территорий


Одним из направлений устойчивого развития сельских территорий является повышение уровня и качества жизни сельского населения, которое включает в себя мероприятия по повышению уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства сельских поселений.

Повышение уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства сельских поселений.

Целью осуществления мероприятий по развитию социальной инфраструктуры села является повышение уровня и качества жизни сельского населения, а также создание условий для улучшения социально-демографической ситуации в сельской местности.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: улучшение жилищных условий сельского населения;

повышение уровня и качества инженерного обустройства сельских поселений; развитие социальной инфраструктуры села.

Реализация мероприятий по развитию социальной и инженерной инфраструктуры села осуществляется в рамках Федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 г. N 858, Республиканской целевой программы "Социальное развитие села в Республике Северная Осетия-Алания до 2010 года", утвержденной постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 23 апреля 2004 г. N 105.

Финансирование мероприятий по развитию социальной и инженерной инфраструктуры села будет осуществляться на основе принципа софинансирования за счет средств федерального и республиканского бюджетов и внебюджетных источников.

Средства государственной поддержки за счет бюджетов различных уровней бюджетной системы Российской Федерации предоставляются гражданам, проживающим в сельской местности, молодым семьям и молодым специалистам на условиях и в порядке, которые предусмотрены Правилами предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2006 г. N 250.

Мероприятия по развитию жилищного строительства в сельской местности и обеспечению доступным жильем молодых семей и молодых

специалистов предполагается осуществлять также с использованием механизма ипотечного кредитования.

Ипотечный кредит предполагается предоставлять на следующие цели: приобретение готового жилого помещения в сельской местности; создание объекта индивидуального жилищного строительства в сельской местности, в том числе завершение ранее начатого; приобретение жилого помещения путем участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома в сельской местности.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»