ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
ЧЕТВЕРТЫЙ СОЗЫВ
Сорок третье заседание

РЕШЕНИЕ

от 5 июня 2007 года N 33/43
г.Екатеринбург

Об отчете Главы Екатеринбурга "Об итогах деятельности Администрации города Екатеринбурга по социально-экономическому развитию муниципального образования "город Екатеринбург" в 2006 году"



В соответствии со статьей 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", рассмотрев "Сводный отчет об итогах социально-экономического развития муниципального образования "город Екатеринбург" в 2006 году и достижении контрольных параметров" и "Отчет об итогах выполнения целевых программ социально-экономического развития муниципального образования "город Екатеринбург" за 2006 год", утвержденные постановлением Главы Екатеринбурга от 23 апреля 2007 года N 1705, а также заслушав отчет Главы Екатеринбурга об итогах деятельности Администрации города Екатеринбурга по социально-экономическому развитию муниципального образования "город Екатеринбург" за 2006 год, руководствуясь статьей 26 Устава муниципального образования "город Екатеринбург", Екатеринбургская городская Дума

решила:

1. Утвердить отчет Главы Екатеринбурга "Об итогах деятельности Администрации города Екатеринбурга по социально-экономическому развитию муниципального образования "город Екатеринбург" в 2006 году" (Приложение 1).

2. Настоящее решение вступает в силу со дня его подписания.

3. Опубликовать настоящее решение в "Вестнике Екатеринбургской городской Думы".

4. Контроль исполнения настоящего решения возложить на постоянную комиссию по бюджету и экономической политике (Косинцев А.П.).

Глава Екатеринбурга
А.М.Чернецкий


Приложение 1
к решению Екатеринбургской
городской Думы
от 5 июня 2007 года N 33/43

ОТЧЕТ
"Об итогах деятельности Администрации города Екатеринбурга по социально-экономическому развитию муниципального образования "город Екатеринбург" в 2006 году"



Уважаемые депутаты, коллеги!


Прошедший 2006 год не только стал самым успешным для развития экономики и социальной сферы города за прошедшее десятилетие, но и поставил перед нами новые задачи, решение которых уже в ближайшие годы даст значительный результат и позволит сделать серьезный рывок в развитии экономики города и социально-культурной сферы. Мы говорим не только о начале реализации приоритетных национальных проектов, но и начале второго этапа реализации Стратегического плана Екатеринбурга.

Продолжающийся экономический рост как в России в целом, так и в Екатеринбурге стал основой для успешной реализации запланированных мероприятий. Наш город по динамике роста основных показателей превосходит среднероссийский уровень. Опережающими темпами по отношению к инфляции росла заработная плата. Объемы жилищного строительства достигли рекордной отметки 735 тыс.кв.м. Продолжился рост промышленного производства. Прибыль предприятий по сравнению с 2005 годом возросла в 2 раза. Оборот розничной торговли превысил 200 млрд.руб. и продолжает опережать показатели других городов-миллионников как в абсолютных значениях, так и в пересчете на душу населения.

Разрешите вначале коротко остановиться на общих экономических результатах развития города в 2006 году.

Рост доходов населения и показатели уровня жизни в Екатеринбурге в 2006 году были заметно лучше, чем в среднем по Российской Федерации. Можно отметить тот факт, что среднемесячная заработная плата по Российской Федерации за 2006 год (10736 руб.) соответствует уровню, отмеченному в Екатеринбурге годом раньше (заработная плата в Екатеринбурге в 2005 году - 10735 руб., в 2006 году - 13832 руб.), причем разрыв между заработной платой в Екатеринбурге и средней по Российской Федерации увеличивается.

Миграционный приток в наш город (10 тыс.чел.) продолжает перекрывать естественную убыль (3,35 тыс.чел.), благодаря чему численность населения Екатеринбурга продолжает увеличиваться. В основном это миграция в пределах России (90%), в том числе внутри региона (47%). Положительный миграционный прирост населения в 2006 году перекрыл естественную убыль почти в 3 раза. Показатель естественной убыли населения также сократился по сравнению с 2005 годом благодаря увеличению рождаемости (на 3% по сравнению 2005 годом) и снижению смертности (на 5,6%).

На 1 января 2006 года численность населения Екатеринбурга составила 1 млн.346,3 тыс.чел., увеличившись на 6,7 тыс.чел.

Как уже отмечалось ранее, такое увеличение характерно лишь для нашего города, в рассматриваемых городах-миллионниках (исключая Москву и Санкт-Петербург) миграционный прирост не перекрывает естественную убыль и численность постоянного населения снижается.

Активное развитие потребительского рынка в 2006 году было связано со стабильным ростом реальных доходов горожан, а также с расширением ассортимента товаров и услуг, вводом в эксплуатацию крупных торгово-развлекательных центров, привлекающих как жителей Екатеринбурга, так и близлежащих городов.

Рост потребительского рынка Екатеринбурга существенно превышает среднероссийские и среднеобластные показатели. По сравнению с 1998 годом розничный товарооборот в городе вырос в сопоставимых ценах более, чем в 3 раза и превысил 200 млрд.руб. Рост к уровню 2005 года составил почти 20% в сопоставимых ценах. Платные услуги населению выросли в сопоставимой оценке на 24% и составили 55,7 млрд.руб.

Отметим, что Екатеринбург формирует более чем две трети (68%) всего розничного товарооборота Свердловской области, что свидетельствует о роли города как регионального торгового центра. Несомненно, этому способствует развитие в городе самых современных форматов розничной торговли, строительство новых торгово-развлекательных центров в рамках стратегических проектов "Торговые узлы Екатеринбурга" и "Центральная торговая зона". К концу 2006 года на территории города Екатеринбурга функционировало 16 торговых центров и 14 торговых комплексов.

Общий объем торговых площадей в городе за 2006 год увеличился в 1,5 раза и на конец года составил 908,7 тыс.кв.м.

В прошедшем году продолжилось формирование современного гостиничного комплекса города. Уже второй год в рамках стратегического проекта "Гостиницы Екатеринбурга" вводится в эксплуатацию по 10 гостиниц, что позволило увеличить единовременную вместимость гостиничного комплекса города до 5386 мест.

Таким образом, важнейшим индикатором экономического развития Екатеринбурга в 2006 году стала положительная динамика инвестиционных процессов. Темпы роста объема инвестиций в последние годы превышают общероссийские и областные показатели. Особенностью текущих инвестиционных процессов является их обусловленность, прежде всего частными инвестициями в рыночные сегменты экономики: торговля, бытовое обслуживание, связь, строительство. Общий объем инвестиций значительно увеличился. На 12% в сопоставимых ценах вырос объем строительно-монтажных работ. Ввод жилья увеличился по сравнению с 2005 годом на 14% и достиг рекордно высокого для Екатеринбурга значения - 735,3 тыс.кв.м (это исторический максимум и для Свердловска и для Екатеринбурга).

В последние годы развитие жилищного строительства было обеспечено не только возрастающими доходами населения, доступностью кредитных ресурсов, но и притоком на рынок жилья инвестиционных ресурсов граждан. По данным аналитиков рынка жилья, в течение 2006 года наблюдался рост спроса, спровоцировавший резкий рост цен на жилье. Однако подобная ситуация была характерна для всех крупных городов России: в 2 и более раза выросли цены на жилье в Нижнем Новгороде, Уфе, Санкт-Петербурге, в 1,5-2 раза - в Перми, Тюмени, Новосибирске, Ростове-на-Дону и других городах.

В этой связи особое внимание следует уделить государственным и муниципальным программам обеспечения жильем тех категорий граждан, которые не могут самостоятельно приобрести жилье на рынке, а также переселению граждан из ветхого жилья. В 2006 году продолжился ввод жилья по программе муниципальных облигаций и строительство дома для работников муниципальной бюджетной сферы.

По состоянию на 1 января 2007 года в администрациях города и районов в очереди на жилье состояло 17362 семьи. В прошедшем году приоритетным направлением нашей жилищной политики стало отселение из ветхого фонда. Из ветхого фонда произведено отселение 620 семей, что в 1,65 раза больше, чем в 2005 году. Администрациями города Екатеринбурга и административных районов жилые помещения были предоставлены 244 семьям граждан, а предприятиями и организациями города в связи с отводом земельных участков под строительство объектов гражданского и иного назначения - 376 семьям.

В своем послании Федеральному собранию Президент Российской Федерации В.В.Путин подчеркнул, что "расселение аварийного фонда должно стать долгосрочной программой, которая переломила бы неблагоприятные тенденции в этой сфере и помогла бы миллионам граждан России решить свои жилищные проблемы". Формирование федерального фонда реформирования ЖКХ, средства которого будут направлены на программу переселения граждан из ветхих и аварийных домов, а также на ремонт жилищного фонда, позволит существенно улучшить ситуацию. Притом, как отметил в своем послании Президент, "ранее из федерального бюджета мы на эти цели вообще не выделяли средств". В 2007 году отселение из ветхого и аварийного жилья - один из наших приоритетов.

Как уже отмечалось в начале, одним из важнейших положительных итогов последних лет является возобновление роста промышленного производства. По итогам 2006 года индекс промышленного производства на крупных и средних предприятиях города составил 105,5%, а объем отгрузки товаров собственного производства в действующих ценах вырос на 33,5%.

Второй год сохраняется высокая производственная динамика на предприятиях, выпускающих машины и оборудование (индекс производства составил 122,9%). Это связано с ростом спроса на продукцию со стороны добывающих производств (физические объемы производства оборудования для добычи полезных ископаемых возросли на 78%), сохранением спроса металлургических предприятий (физические объемы производства машин и оборудования для металлургии возросли на 9%). Высокий спрос строительного комплекса города и соседних областей обусловил рост производства строительных материалов (индекс производства - 126,7%).

В 2006 году значительный вклад в развитие обрабатывающих производств внесли предприятия, производящие электрооборудование (индекс производства - 115,7%).

В связи с активным развитием в городе инфокоммуникаций, заменой и реконструкцией существующих АТС и других станционных сооружений связи, в 2006 году возобновился рост производства электрической аппаратуры для проводной телефонной связи (индекс производства - 120,3%), а также производства изделий медицинской техники, средств измерений и оптических приборов (индекс производства - 157,7%).

Однако темпы роста обрабатывающих производств несколько ниже, чем в 2005 году, что обусловлено положением дел в металлургии, которая обеспечивает более 35% отгрузки обрабатывающих производств. В силу того, что в 2006 году осуществлен перенос за пределы городской черты производственных мощностей крупнейшего предприятия цветной металлургии ОАО "Екатеринбургский завод обработки цветных металлов", индекс объема производства на металлургических предприятиях достиг лишь 85,5%.

В 2006 году отмечено снижение объемов в химическом производстве (индекс производства - 96,9%).

На предприятиях, производящих пищевые продукты, физические объемы производства сократились на 3,8% к уровню прошлого года.

За 2006 год на 55,1% сократилось производство табачных изделий, что связано с переносом производства ОАО "Табачная фабрика "Альвис" за пределы городской черты.

В результате ликвидации ряда крупных предприятий (ОАО "Екатеринбургская фабрика "Одежда") значительно сократились объемы текстильного и швейного производства (индекс производства - 93,9%), производства обуви (индекс производства - 31%), что происходит на фоне динамичного развития этих сфер деятельности в России в целом.

В 2006 году объем балансовой прибыли промышленных предприятий увеличился в 3,3 раза к уровню прошлого года, наблюдается рост уровня платежеспособности предприятий.

Улучшение финансового состояния выразилось также в ликвидации задолженности по выплате заработной платы.

Таковы в целом экономические итоги развития Екатеринбурга за 2006 год.

Традиционно мы сравниваем итоги развития нашего города и других городов-миллионников Российской Федерации.

Сравнивая, мы ориентируемся на основные показатели развития экономики городов-миллионников (индекс промышленного производства, объем инвестиций), а также на прямые и косвенные показатели роста благосостояния жителей этих городов: среднюю заработную плату, розничный товарооборот, платные услуги, объемы жилищного строительства, демографические показатели.

Екатеринбург стабильно занимает ведущее положение среди учитываемых городов-миллионников(1) в целом ряде отраслей.

_________________________

(1) Рассматриваются города с численностью населения свыше 1 млн.чел., за исключением Москвы и Санкт-Петербурга


Как и в предшествующие годы, в 2006 году в Екатеринбурге отмечен наибольший объем розничного товарооборота, платных услуг, предоставленных населению. Размер среднемесячной заработной платы и темп ее роста в 2006 году в Екатеринбурге превысил соответствующие показатели в других городах-миллионниках.

Динамика объема инвестиций в основной капитал в последние годы демонстрирует устойчивую привлекательность городов-миллионников для инвесторов как в производственную сферу, так и сферу торговли и услуг, что обусловлено их высоким финансовым, кадровым, производственным и научным потенциалом.

В то же время крупные города являются и основными конкурентами в привлечении инвестиций в инфраструктуру и модернизацию производств, гарантирующих дальнейшее стабильное развитие крупных городов и рост благосостояния их жителей.

Необходимо отметить, что привлекательность для инвесторов сфер торговли, услуг, производства потребительских товаров, строительства жилья определяют именно высокая покупательская способность жителей крупного города, наличие развитых городов-спутников (которые также являются потенциальными потребителями) и перспективы развития города и региона в целом. В Екатеринбурге уровень заработной платы и покупательский спрос -самые высокие среди рассматриваемых городов-миллионников.

Уважаемые депутаты!

Основная деятельность Администрации города Екатеринбурга сосредоточена на вполне конкретных вопросах городского хозяйства и социальной сферы, которые непосредственно затрагивают повседневную жизнь горожан. В 2006 году планирование деятельности Администрации города Екатеринбурга по социально-экономическому развитию города осуществлялось в рамках реализации Стратегического плана Екатеринбурга и приоритетных национальных проектов.

На 2006 год в рамках выполнения стратегических направлений было установлено в общей сложности 569 контрольных показателей. Большинство из них (74%) успешно выполнены и перевыполнены. Вместе с тем ряд плановых контрольных значений (около 26%) не были достигнуты по разным объективным и субъективным причинам. Данные факты стали предметом анализа в Сводном отчете об итогах социально-экономического развития города Екатеринбурга в 2006 году.

Позвольте подробнее остановиться на реализации отраслевых направлений деятельности Администрации города Екатеринбурга в 2006 году.

Особое внимание при подведении итогов уделено реализации приоритетных национальных проектов в сфере образования и здравоохранения. Кроме этого, Правительством Свердловской области было заявлена реализация двух региональных компонентов приоритетных национальных проектов в сфере культуры и физической культуры.

С учетом важности решения сформулированных федеральным центром задач в начале 2006 года были разработаны сетевые графики приоритетных национальных проектов "Здоровье", "Образование", "Доступное и комфортное жилье", "Развитие АПК в муниципальном образовании "город Екатеринбург", которые утверждены Постановлением Главы Екатеринбурга от 20 марта 2006 года N 171, а 16 августа 2006 года подписано соглашение между Правительством Свердловской области и Администрацией города Екатеринбурга "О реализации приоритетных национальных проектов "Здоровье", "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", "Развитие АПК в Свердловской области". Этим же Соглашением определены контрольные значения показателей, которые необходимо было достичь в течение 2006 года.

Нужно отметить, что сформулированные мероприятия и плановые значения показателей исполнения приоритетных национальных проектов максимально соотнесены с соответствующими стратегическими проектами города Екатеринбурга, что позволяет контролировать их исполнение при подведении итогов реализации Основных направлений деятельности Администрации города Екатеринбурга.

Всего в 2006 году из бюджетов всех уровней на реализацию приоритетных национальных проектов было направлено более 2 млрд.руб. Половина этой суммы была направлена на развитие здравоохранения; на реализацию проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" направлено 670,6 млн.руб., что составляет 33% от общего объема финансирования; на проект "Образование" - 283,2 млн.руб. (14% от общего объема финансирования национальных проектов).

Приоритетный национальный проект "Здоровье" реализуется в рамках городских стратегических проектов: "Здоровье маленьких горожан", "Три шага к долголетию (онкология, кардиология, травматология)", "Профилактика - упреждающий удар", "Екатеринбург - медицинский центр региона".

На реализацию заложенных в проектах мероприятий было направлено более 1 млрд.руб., в том числе из федерального бюджета - 491,5 млн.руб., из областного бюджета - 317,3 млн.руб., из местного бюджета - 181,7 млн.руб.

Увеличение объемов финансирования существенно повлияло на многие показатели, характеризующие развитие сферы здравоохранения. В течение года на подстанции скорой медицинской помощи поступило 32 новых автомобиля скорой медицинской помощи, из них 4 реанимобиля (3 приобретено за счет местного бюджета).

В 2006 году значительно выросла заработная плата всех работников первичного звена (участковых терапевтов, педиатров и врачей общей (семейной) практики), а с 1 июля начались выплаты дополнительных надбавок врачам и фельдшерам скорой медицинской помощи. На эти цели было направлено 181,2 млн.руб., в том числе из местного бюджета - 49,4 млн.руб. Заработная плата врачей выросла на 33,6% и составила 17944 рубля, участковых терапевтов - 21512 руб., участковых педиатров - 20811 руб. Заработная плата среднего медицинского персонала увеличилась на 27% и составила 10 402 руб.

Улучшилась техническая оснащенность медицинских учреждений города. В 2006 году было поставлено 456 единиц диагностического оборудования на общую сумму 190,7 млн.руб., в том числе из местного бюджета - 114 млн.руб. Доля амбулаторно-поликлинических учреждений, оснащенных диагностическим оборудованием, по итогам года достигла 30%. В начале 2006 года этот показатель составлял только 6%.

И хотя реализация национального проекта "Здоровье" дала столь значительный импульс именно техническому оснащению, развитие здравоохранения города не сводится лишь к заданному кругу мероприятий проекта. Важнейшим событием для развития амбулаторно-поликлинической службы города в 2006 году стал ввод в эксплуатацию новой поликлиники по пер.Суворовскому (Орджоникидзевский р-н) на 500 посещений в смену и лечебного корпуса ЦГБ N 3 в Железнодорожном р-не (ул.Бр.Быковых), включающего поликлинику на 300 посещений в смену, женскую консультацию на 110 посещений в смену, подстанцию скорой медицинской помощи на 6 бригад.

Стабильная работа муниципальных учреждений здравоохранения и реализация ряда долгосрочных городских целевых программ, направленных на развитие систем диагностики и комплексной медицинской профилактики, способствовали тому, что по большинству социально значимых заболеваний в последние годы отмечается тенденция к их сокращению.

Приоритетный национальный проект "Образование" реализуется в Екатеринбурге в соответствии со стратегической программой "Образование - основа развития, залог успеха", в состав которой входят стратегические проекты "Городская школа-стандарт "Пять звезд", "Одаренные дети", "Большой университет". В свою очередь, такие проекты, как "Библиотека ХХI века", "Доступный Интернет - последняя миля" также оказывают существенное влияние на уровень и качество образования.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»