ЗАКОН
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
от 20 июля 1995 года N 23-з
Устав (Основной Закон) Воронежской области
Принят областной Думой 6 июля 1995 г.
Повторно принят областной Думой 20 июля 1995 г.
(Изменения и дополнения:
Закон Воронежской области от 15.01.1996 г. N 42-з НГР ru36000199500012;
Закон Воронежской области от 23.09.1996 г. N 68-з НГР ru36000199600015;
Закон Воронежской области от 29.04.1998 г. N 38-II-ОЗ НГР ru36000199800007;
Закон Воронежской области от 20.11.1998 г. N 60-II-ОЗ НГР ru36000199800023;
Закон Воронежской области от 20.11.1998 г. N 61-II-ОЗ НГР ru36000199800025)
(Отменен
Законом Воронежской области от 02.07.2001 N 11-III-ОЗ УНД ru36dmj200100095)
Воронежская областная Дума, выражая волю и интересы населения области, признавая права и свободы человека и гражданина как высшие ценности, сознавая свою ответственность за социально-экономическое, политическое и культурное развитие области, заботясь о создании для населения области достойных условий жизни, стремясь к упрочению принципов федерализма, демократии, созданию гражданского общества и правового государства, исходя из равноправия субъектов Российской Федерации, выражая стремление населения Воронежской области видеть свой край неотъемлемой частью Российского государства, принимает в соответствии с Конституцией Российской Федерации настоящий Устав - Основной Закон области.
Воронежская область образована Постановлением Президиума ВЦИК РСФСР от 13 июня 1934 года и занимает территорию общей площадью 52,6 тысячи квадратных километров в границах, установленных Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1954 года.
1. На территории области признаются и обеспечиваются права и свободы человека и гражданина установленные Конституцией Российской Федерации, законами, нормами международного права и иными нормативными правовыми актами.
2. Основные права и свободы человека и гражданина на территории области признаются неотчуждаемыми, принадлежащими им от рождения и не могут быть ограничены иначе как федеральным законом в случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.
3. На территории области обеспечивается равноправие граждан Российской Федерации во всех сферах жизни общества, независимо от расы, национальности, пола, языка, социального происхождения, общественного положения, отношения к религии и других факторов социального или личного характера.
1. Органы государственной власти области, органы местного самоуправления обязаны создавать на своей территории условия для беспрепятственного и действенного осуществления гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и законами.
2. Органы государственной власти области не могут принимать правовые нормативные акты, ограничивающие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, установленные Конституцией Российской Федерации.
3. Все государственные органы и должностные лица при решении вопросов, затрагивающих права и свободы человека и гражданина, должны совершать действия в форме и в порядке, предусмотренных федеральным и областным законодательством.
4. Каждый человек имеет право на возмещение ущерба, причиненного неправомерными действиями (бездействием) органов государственной власти области или органов местного самоуправления в порядке, установленном законодательством.
1. Жителем Воронежской области является гражданин Российской Федерации, проживающий на территории Воронежской области.
2. Для жителей Воронежской области законодательством области могут устанавливаться дополнительные права и гарантии их обеспечения.
3. Для жителей Воронежской области могут устанавливаться почетные звания.
Закон "О почетных званиях Воронежской области" принимается областной Думой.
Иностранные граждане и лица без гражданства (подданства), на территории области имеют права и несут обязанности, предусмотренные федеральным и областным законодательством.
1. Воронежская область является равноправным субъектом Российской Федерации.
Территория Воронежской области является неотъемлемой частью Российской Федерации.
2. Статус Воронежской области может быть изменен в соответствии с федеральным конституционным законом по взаимному согласию с Российской Федерацией при условии принятия соответствующего решения на областном референдуме.
1. Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации и Воронежской области также являются частью правовой системы области. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством области, применяются правила международного договора.
2. Международный договор Воронежской области, если им устанавливаются иные правила, чем предусмотренные законодательством области, может быть ратифицирован областной Думой только после принятия ею закона, вносящего изменения в действующее законодательство области в соответствии с международным договором Воронежской области, подлежащим ратификации.
Организационно-правовыми формами международных связей области являются общепринятые в международной практике формы, за исключением договоров (соглашений) межгосударственного уровня.
1. Систему нормативных правовых актов области составляют:
Устав (Основной Закон) области;
областные законы;
иные нормативные правовые акты органов государственной власти области.
2. Устав Воронежской области является основным законом в системе нормативных правовых актов области и обладает высшей юридической силой по отношению к иным нормативным правовым актам области. Устав области обладает прямым действием на территории Воронежской области.
3. Устав области, областные законы и иные нормативные правовые акты органов государственной власти области подлежат обязательному исполнению на территории области и обеспечиваются защитой органов государственной власти.
4. Устав, законы и иные нормативные правовые акты Воронежской области не могут противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и Воронежской области.
5. В случае противоречия Устава, закона или иного нормативного правового акта области федеральному закону, принятому по предмету ведения Российской Федерации или предмету совместного ведения Российской Федерации и Воронежской области, действует федеральный закон.
6. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом Воронежской области, принятым по предметам ведения области, действует нормативный правовой акт области.
Предметы ведения и полномочия Воронежской области определяются исходя из разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и Воронежской областью, установленных Конституцией Российской Федерации, федеративным и
иными договорами на:
- исключительное ведение Российской Федерации (статья 71 Конституции Российской Федерации);
- полномочия Воронежской области по предметам совместного ведения Российской Федерации и Воронежской области как субъекта Российской Федерации;
- предметы ведения и полномочия, переданные федеральными органами власти субъектам Федерации или конкретно Воронежской области;
- предметы ведения и полномочия Воронежской области.
1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации, в совместном ведении Российской Федерации и Воронежской области как субъекта Федерации находятся:
а) обеспечение соответствия Устава, законов области и иных правовых нормативных актов органов государственной власти области Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству;
б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;
в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
г) разграничение государственной собственности;
д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;
е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита населения, включая социальное обеспечение;
з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;
и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;
к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;
л) кадры судебных и правоохранительных органов, органов прокуратуры; адвокатура, нотариат;
м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;
н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;
о) координация международных и внешнеэкономических связей Воронежской области, выполнение международных договоров Российской Федерации.
1. По предметам совместного ведения Российской Федерации и Воронежской области издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты Воронежской области.
2. Воронежская областная Дума имеет право законодательной инициативы в Государственной Думе Российской Федерации.
3. До принятия соответствующих законов Российской Федерации по вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федерации к совместному ведению, Воронежская областная Дума осуществляет по этим вопросам собственное правовое регулирование. При издании в последующем федеральных законов по таким вопросам правовые акты области приводятся в соответствие с федеральными актами.
Вне пределов ведения Российской Федерации и совместных полномочий Российской Федерации и Воронежской области Воронежская область обладает всей полнотой государственной власти.
К ведению области относятся:
а) принятие, изменение Устава области, законов и иных правовых нормативных актов области, контроль за их соблюдением и исполнением;
б) определение административно-территориального устройства области;
в) установление системы органов государственной власти области в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральными законами;
г) законодательное обеспечение организации местного самоуправления;
д) распоряжение и управление областной государственной собственностью и федеральной собственностью, переданной в ведение области;