Недействующий


Устав Воронежской области

____________________________________________________________________
Утратил силу с 01.01.2023 на основании Устава Воронежской области от 16.12.2022.
____________________________________________________________________

(с изменениями на 25 февраля 2022 года)
(в ред. законов Воронежской области от 04.04.2007 N 33-ОЗ, от 09.10.2007 N 89-ОЗ, от 03.04.2008 N 20-ОЗ, от 30.09.2008 N 74-ОЗ, от 30.09.2008 N 75-ОЗ, от 26.05.2009 N 60-ОЗ, от 07.12.2009 N 147-ОЗ, от 29.12.2009 N 180-ОЗ, от 06.05.2010 N 33-ОЗ, от 02.06.2010 N 36-ОЗ, от 29.12.2010 N 156-ОЗ, от 05.04.2011 N 18-ОЗ, от 28.04.2011 N 59-ОЗ, от 31.10.2011 N 136-ОЗ, от 02.04.2012 N 24-ОЗ, от 08.06.2012 N 54-ОЗ, от 25.06.2012 N 83-ОЗ, от 11.03.2013 N 08-ОЗ, от 26.04.2013 N 41-ОЗ, от 26.04.2013 N 42-ОЗ, от 02.10.2013 N 130-ОЗ, от 01.04.2014 N 43-ОЗ, от 27.05.2014 N 71-ОЗ, от 01.12.2014 N 165-ОЗ, от 05.06.2015 N 96-ОЗ, от 30.11.2015 N 174-ОЗ, от 18.12.2015 N 208-ОЗ, от 18.07.2016 N 98-ОЗ, от 16.12.2016 N 173-ОЗ, от 05.10.2017 N 110-ОЗ, от 31.10.2017 N 137-ОЗ, от 29.03.2018 N 35-ОЗ, от 04.02.2019 N 2-ОЗ, от 08.04.2019 N 29-ОЗ, от 13.09.2019 N 102-ОЗ, от 23.12.2019 N 161-ОЗ, от 13.07.2020 N 68-ОЗ, от 30.11.2020 N 105-ОЗ, от 27.04.2021 N 42-ОЗ, от 25.02.2022 N 1-ОЗ)



Принят
 областной Думой
25 мая 2006 года



Воронежская областная Дума, основываясь на истории, традициях и культуре Воронежской области; признавая принципы правового государства и гражданского общества; исходя из необходимости закрепления правового статуса Воронежской области и создания правовой основы для ее всестороннего развития; стремясь к утверждению социального согласия, доверия и взаимопонимания в Воронежской области; учитывая уникальные природные богатства, необходимость их сохранения и рационального использования в интересах всего населения Воронежской области и будущих поколений ее жителей; руководствуясь Конституцией Российской Федерации, принимает настоящий Устав Воронежской области, обладающий высшей юридической силой в системе нормативных правовых актов органов государственной власти Воронежской области.



Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ



Статья 1. Конституционные основы статуса Воронежской области


1. Воронежская область в соответствии с Конституцией Российской Федерации является равноправным субъектом Российской Федерации.


Территория Воронежской области является неотъемлемой частью Российской Федерации.


2. Статус Воронежской области как субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и Воронежской области в соответствии с федеральным конституционным законом.


3. Воронежская область образована Постановлением Президиума ВЦИК РСФСР от 13 июня 1934 года и занимает территорию общей площадью 52,6 тысячи квадратных километров в границах, установленных Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1954 года.


4. Дата принятия Постановления Президиума ВЦИК РСФСР от 13 июня 1934 года об образовании Воронежской области является памятным днем - Днем области.


5. Основы правового статуса Воронежской области определяются Конституцией Российской Федерации и настоящим Уставом Воронежской области.



Статья 2. Отношения Воронежской области с Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации


Воронежская область как субъект Российской Федерации вправе вступать в договорные отношения с Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, настоящим Уставом Воронежской области и законами Воронежской области.



Статья 3. Международные и внешнеэкономические связи Воронежской области


1. Воронежская область в пределах полномочий, предоставленных ей Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, вправе осуществлять международные и внешнеэкономические связи с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, а также участвовать в деятельности международных организаций в рамках органов, созданных специально для этих целей.


2. Органы государственной власти Воронежской области в пределах полномочий, предоставленных Конституцией Российской Федерации, федеральным и областным законодательством, имеют право на ведение переговоров с иностранными партнерами, указанными в части 1 настоящей статьи, а также на заключение с ними соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей.



Статья 4. Территория Воронежской области как субъекта Российской Федерации и ее границы


1. Территория Воронежской области едина. Изменение границ Воронежской области, являющихся ее границами с иными субъектами Российской Федерации, осуществляется на основе соглашений, утверждаемых Воронежской областной Думой и законодательными (представительными) органами государственной власти данных субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.


2. Изменение границ Воронежской области, являющихся внешними границами Российской Федерации, осуществляется в порядке, предусмотренном Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.


3. Описание границ Воронежской области, содержащее картографические материалы, определяется в приложении к настоящему Уставу Воронежской области.



Статья 5. Административно-территориальное устройство


1. Административно-территориальное устройство Воронежской области, порядок его изменения регулируются законами Воронежской области.


Наименование и переименование административно-территориальных единиц производится в соответствии с федеральными законами.


2. Административным центром Воронежской области является город Воронеж.



Статья 6. Жители Воронежской области


1. Жителями Воронежской области являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно или преимущественно проживающие на территории Воронежской области.


2. В Воронежской области признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и Конституции Российской Федерации.



Статья 7. Осуществление власти в Воронежской области


В соответствии с Конституцией Российской Федерации жители Воронежской области осуществляют свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти Воронежской области и органы местного самоуправления Воронежской области. Высшим выражением непосредственной власти являются референдум и свободные выборы.



Статья 8. Референдум


1. На областной и местный референдумы могут выноситься наиболее важные вопросы общественной жизни и проекты нормативных правовых актов Воронежской области и муниципальных образований Воронежской области.


2. На референдум Воронежской области могут быть вынесены только вопросы, находящиеся в ведении Воронежской области или в совместном ведении Российской Федерации и Воронежской области, если данные вопросы не урегулированы Конституцией Российской Федерации, федеральным законом.


На референдум Воронежской области не могут быть вынесены вопросы о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов государственной власти Воронежской области, о приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов этих органов либо об отсрочке указанных выборов; о персональном составе органов государственной власти Воронежской области; об избрании депутатов и должностных лиц, об утверждении назначения на должность и об освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности; о принятии или об изменении областного бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств области; о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения. На референдум Воронежской области не могут быть вынесены также вопросы, находящиеся в ведении Российской Федерации.


3. На местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения, находящиеся в ведении данного муниципального образования.


На местный референдум не могут быть вынесены вопросы о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов местного самоуправления Воронежской области (далее - органы местного самоуправления), о приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов этих органов либо об отсрочке указанных выборов; о персональном составе органов местного самоуправления; об избрании депутатов и должностных лиц; об утверждении назначения на должность и об освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности; о принятии или об изменении местного бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств муниципального образования; о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.


4. Порядок назначения и проведения референдума Воронежской области, а также основания и порядок изменения или отмены решений, принятых на референдуме Воронежской области, устанавливаются законом Воронежской области в соответствии с федеральным законодательством.


5. Порядок назначения и проведения местного референдума, а также основания и порядок изменения или отмены решений, принятых на местном референдуме, устанавливаются уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами Воронежской области.



Статья 9. Народное обсуждение


1. Органы государственной власти Воронежской области могут выносить важнейшие вопросы социально-экономического развития Воронежской области, проекты нормативных правовых актов на народное обсуждение. Итоги обсуждения доводятся до сведения жителей Воронежской области через средства массовой информации.


2. Порядок назначения и проведения народного обсуждения определяется законом Воронежской области.



Статья 10. Гражданская инициатива


1. Граждане Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающие на территории Воронежской области, имеют право на гражданскую инициативу в форме коллективного обращения в органы государственной власти Воронежской области и местного самоуправления по вопросам, отнесенным к их полномочиям. Порядок осуществления гражданской инициативы определяется законом Воронежской области.


2. Гражданская инициатива может иметь своей целью:


1) проведение областного или местного референдума;


2) внесение в органы государственной власти Воронежской области и (или) в органы местного самоуправления предложений о рассмотрении и разрешении вопросов, относящихся к их полномочиям и затрагивающих интересы жителей Воронежской области;


3) отзыв депутатов представительного органа муниципального образования, иных выборных должностных лиц местного самоуправления, избранных жителями области.


(в ред. закона Воронежской области от 26.04.2013 N 41-ОЗ)



Статья 11. Право на информацию


1. Правовые акты органов государственной власти Воронежской области, органов местного самоуправления, образованных на территории Воронежской области, не содержащие информации, которая согласно законодательству Российской Федерации отнесена к категории информации ограниченного доступа, являются открытыми и доступными для ознакомления. Органы государственной власти Воронежской области и органы местного самоуправления формируют общедоступные фонды официальной информации.


2. Законы Воронежской области, а также иные нормативные правовые акты, принимаемые органами государственной власти Воронежской области, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат официальному опубликованию.


3. Информация о назначении на должность и освобождении от должности руководителей исполнительных органов государственной власти Воронежской области, избрании (переизбрании) руководителей Воронежской областной Думы, о проведении конкурсов на замещение вакантных должностей гражданских служащих публикуется в средствах массовой информации.


4. Жители Воронежской области имеют право:


1) участвовать в парламентских слушаниях, организуемых Воронежской областной Думой в установленном ею порядке;


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»