Недействующий

ЗАКОН

АЛТАЙСКОГО КРАЯ

от 06 июля 2006 года N 58-ЗС

Об утверждении краевой целевой программы "Развитие промышленного производства в Алтайском крае" на 2006-2008 годы

Истек срок действия.

Принят постановлением Алтайского краевого Совета народных депутатов от 5 июля 2006 года N 347.

Опубликован: газета "Алтайская правда" от 15 июля 2006 года N 216-217 с. 3; Сборник законодательства Алтайского края 2006 год N 123 часть 1 с. 93.

Вступил в силу 15 июля 2006 года.

Статья 1


Утвердить краевую целевую программу "Развитие промышленного производства в Алтайском крае" на 2006-2008 годы (прилагается).

Статья 2


Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Глава Администрации Алтайского края А.Б. Карлин


Приложение
к закону Алтайского края
"Об утверждении краевой целевой
программы "Развитие промышленного
производства в Алтайском крае"
на 2006-2008 годы"

КРАЕВАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Развитие промышленного производства в Алтайском крае" на 2006-2008 годы


Наименование
 Программы

краевая целевая программа "Развитие промышленного производства в Алтайском крае" на 2006-2008 годы (далее - Программа)

Основание для
 разработки Программы

постановление Администрации Алтайского края от 30 января 2004 года N 47 "О стратегии социально-экономического развития Алтайского края на период до 2010 года";

 постановление Администрации Алтайского края от 2 марта 2006 года N 85 "О приоритетных направлениях социально-экономического развития Алтайского края на 2006 - 2008 годы"

Заказчик Программы

Администрация Алтайского края

Основной разработчик
 Программы

Алтайский научно-технологический центр "Институт проблем промышленного развития" АлтГТУ им. И.И. Ползунова, научный руководитель разработки Программы - д.э.н., профессор Бородин В.А. (по согласованию)

Цель Программы

стабилизация промышленного производства и переход к качественным преобразованиям в промышленности Алтайского края

Исполнители основных
 мероприятий Программы

промышленные предприятия (по согласованию), администрации муниципальных образований (по согласованию), органы исполнительной власти Алтайского края

Основные задачи
 Программы

восстановление конкурентоспособностипромышленных предприятий, находящихся в состоянии экономического кризиса;

 реализация организационно-технических мероприятий и инновационных проектов, направленных на стабилизацию промышленного производства и создание условий для его развития на качественно новом уровне;

 реализация инновационных проектов по созданию конкурентоспособных промышленных производств

Целевые индикаторы и
 показатели Программы

инди каторы:
 доля промышленности в структуре валового регионального продукта Алтайского края;

 доля налоговых поступлений от промышленного производства в краевой и местные бюджеты;

 динамика численности работающих в промышленности;

 динамика соотношения средней заработной платы в промышленности и средней заработной платы по краю;

 динамика структурных изменений в промышленном производстве;

 показатели:
 объём отгруженных товаров собственного производства промышленных предприятий Алтайского края в сопоставимых ценах;

 число убыточных промышленных предприятий в Алтайском крае;

 издержки производства на один рубль реализованной продукции;

 загрузка мощностей;

 коэффициент износа основных фондов;

 выпуск инновационной продукции в объёме продаж

Сроки реализации
 Программы

2006-2008 годы

Ресурсное обеспечение
 Программы

источниками финансирования Программы являются средства краевого бюджета и собственные средства промышленных предприятий Алтайского края.
 Объем финансирования Программы из краевого бюджета составляет 788630 тыс. рублей, в том числе:
 2006 год - 200400 тыс. рублей;

 2007 год - 281660 тыс. рублей;

 2008 год - 306570 тыс. рублей.
 Объем финансирования Программы подлежит ежегодному уточнению при формировании краевого бюджета на очередной финансовый год.
 Кадровое обеспечение Программы осуществляется за счёт создания в Алтайском крае адаптивной системы подготовки и переподготовки кадров.

Ожидаемые результаты
 реализации Программы
 и показатели социально-
 экономической эффективности

рост промышленного производства в Алтайском крае к 2008 году на 17,5 млрд.руб., создание 8400 новых рабочих мест, увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней на 511,9 млн.руб., получение дополнительной прибыли в объёме 1,7 млрд. руб. при достижении средней рентабельностипромышленного производства -10 процентов

Контроль за реализацией
 Программы

Администрация Алтайского края

Вклад промышленности в экономику и социальное развитие Алтайского края характеризуется следующими показателями:

доля промышленной продукции и услуг в валовом региональном продукте составляет 22,1 процента;

промышленное производство определяет занятость населения, особенно в городах Алтайского края;

финансовые результаты работы промышленности предопределяют наполняемость краевого и местных бюджетов.

Промышленное производство остаётся отраслью экономики, определяющей научно-технический, производственный и кадровый потенциал Алтайского края. Вместе с тем нарастающие негативные тенденции в работе предприятий привели к сокращению в 2,5 раза объёма промышленного производства в 2004 году по сравнению с уровнем 1990 года в сопоставимых ценах. По ряду отраслей, имевших наиболее высокий удельный вес в объёме промышленного производства Алтайского края в 1990 году, произошло более глубокое, чем в целом по Российской Федерации, падение объёмов производства (машиностроение - в 5 раз, лёгкая промышленность - почти в 10 раз, химическая и нефтехимическая промышленность - в 2 раза). За период с 1999 по 2004 годы произошло снижение доли налоговых поступлений в краевой бюджет от промышленных предприятий (25,8 процента в 2004 году по сравнению с 45,7 процента в 1999 году). Задолженность промышленных предприятий Алтайского края в бюджет и внебюджетные фонды всех уровней в структуре кредиторской задолженности составляет 25,8 процента.

Негативное влияние на экономику и социальную сферу Алтайского края оказывает сокращение доли налоговых поступлений от промышленного производства в бюджеты всех уровней и снижение занятости населения на промышленных предприятиях. По сравнению с 1990 годом численность работающих в промышленности края сократилась почти вдвое. Если в 1991 году промышленность обеспечивала рабочими местами более 30 процентов занятого в экономике края трудоспособного населения (около 400 тыс. чел.), в 1999 году - 20 процентов (221,8 тыс.чел.), то в 2004 году - 18,3 процента (202,4 тыс. чел.).

Отмечаемая положительная динамика промышленного производства в 1999 -2004 годах объясняется как сохраняющимся внутренним спросом, так и наличием избыточных производственных мощностей. При этом качественных изменений, обеспечивающих постоянный промышленный рост, стабильное финансовое положение и устойчивую конкурентоспособность, на большинстве промышленных предприятий в Алтайском крае в указанный период не произошло. Эффективность используемых основных фондов и технологий остаётся низкой. Фондоотдача, несмотря на прогрессирующее снижение стоимости основных фондов, остаётся в целом по промышленности очень низкой (1,07 руб. на 1 рубль основных фондов). Использование среднегодовой мощности основных производственных фондов в производстве значительной части промышленной продукции не превышает 30 процентов.

Не более 45,9 процента рынка потребительских товаров удовлетворяется продукцией, производимой в Алтайском крае, в том числе по продовольственной группе - не более 80 процентов, по непродовольственной - не более 14,7 процентов. Недостающая часть покрывается продукцией предприятий других регионов России и импортными поставками. Емкость внутреннего рынка непродовольственных потребительских товаров составляет 34,6 млрд.руб. и стабильно растет, открывая устойчивые рыночные перспективы для алтайской промышленности. Период до 2008 года будет характеризоваться нарастанием остроты конкуренции в продвижении продукции на рынки края и Российской Федерации. Проникновение на алтайский рынок производителей из соседних регионов Сибири, а в отдельных случаях и российских производителей из центральных территорий Российской Федерации обостряет конкурентную борьбу. В этой ситуации негативное влияние на конкурентоспособность промышленных предприятий края оказывает низкий уровень патентной защищённости продукции и используемых технологий.

Действующие технологии и технологическое оборудование на предприятиях Алтайского края физически и морально устарели и не удовлетворяют условиям, предъявляемым рынком; систем управления издержками на предприятиях практически нет. Коэффициент обновления основных производственных фондов промышленных предприятий Алтайского края, по данным Алтайкрайстата, в 4-5 раз ниже нормативного уровня.

Отрицательно сказывается на решении предприятиями проблем повышения эффективности производства и конкурентоспособности выпускаемой продукции нехватка высококвалифицированных специалистов, высокая текучесть и старение персонала, низкий уровень оплаты труда рабочих и специалистов.

Продолжается процесс дифференциации крупных и средних предприятий по уровню финансовой устойчивости. Комплексная оценка промышленных предприятий позволила дифференцировать их по следующим группам:

I группа - развивающиеся предприятия (40,8 процента от общего объёма промышленного производства всех крупных и средних промышленных предприятий Алтайского края);

II группа - предприятия с устойчивым финансовым состоянием и положением на рынке (11,4 процента от общего объема промышленного производства всех крупных и средних промышленных предприятий Алтайского края);

III группа - предприятия с неустойчивым финансовым состоянием и положительной динамикой основных показателей (21,4 процента от общего объёма промышленного производства всех крупных и средних промышленных предприятий Алтайского края);

IV группа - предприятия с неустойчивым финансовым состоянием и отрицательной динамикой основных показателей (4,4 процента от общего объёма промышленного производства всех крупных и средних промышленных предприятий Алтайского края);

V группа - предприятия, находящиеся в кризисном состоянии (2,1 процента от общего объёма промышленного производства всех крупных и средних промышленных предприятий Алтайского края).

Таким образом, 52 процента промышленной продукции производится на крупных и средних предприятиях, которые имеют устойчивое финансовое положение (I и II группы). Доля объёмов производства малых предприятий в общем объеме производства промышленной продукции выросла с 5,4 до 7,4 процента (без учета деятельности индивидуальных предпринимателей); при этом темпы роста промышленного производства на малых предприятиях стабильно превышают рост производства на крупных и средних предприятиях. Средняя рентабельность малых промышленных предприятий низкая (около 3,0 процентов), образуемая у них прибыль не может служить источником капитальных вложений в основные фонды и расширенное воспроизводство продукции.

Цель реализации Программы - стабилизация промышленного производства и переход к качественным преобразованиям в промышленности Алтайского края.

К приоритетным отраслям следует отнести:

пищевую промышленность (включая мукомольно-крупяную);

производство фармацевтической, витаминной продукции и лекарственных препаратов преимущественно на основе местного сырья;

производство тракторной и сельскохозяйственной техники для удовлетворения потребностей агропромышленного комплекса;

энергетическое машиностроение и производство транспортных средств;

дизелестроение;

производство химической продукции;

производство строительных материалов;

легкую промышленность;

лесную, деревообрабатывающую промышленность;

горно-добывающую промышленность.

Задачи Программы:

восстановление конкурентоспособности убыточных предприятий;

реализация сформированных совместно с промышленными предприятиями и администрациями муниципальных образований организационно-технических мероприятий и инновационных проектов, направленных на стабилизацию промышленного производства и создание условий для качественного развития;

реализация инновационных проектов по созданию новых конкурентоспособных промышленных производств, а также расширению предпринимательства в сфере промышленного производства в городах и сельских населённых пунктах;

внедрение организационно-технических мероприятий, направленных на повышение эффективности и безопасности энергосистемы Алтайского края;

создание инфраструктуры инновационной деятельности, обеспечивающей её эффективность, возможность использования промышленными предприятиями современных технологий в области патентных, маркетинговых исследований;

обеспечение методического сопровождения процессов реструктуризации и реформирования промышленных предприятий;

разработка инструментов и механизмов регулирования деятельности промышленных предприятий на территории Алтайского края и оказания им целевой инвестиционной поддержки.

Приоритетные направления реализации Программы:

повышение уровня конкурентоспособности промышленных предприятий, в первую очередь градообразующих и находящихся в кризисном состоянии;

диверсификация и стимулирование качественных преобразований промышленного производства, достижение на этой основе роста объёмов продукции, повышения финансовой результативности и занятости населения на промышленных предприятиях в Алтайском крае;

оказание инвестиционной финансовой поддержки предприятиям приоритетных отраслей промышленности Алтайского края.

Реализация инвестиционных проектов направлена на создание в Алтайском крае интегрированных научно-производственных комплексов (промышленных кластеров) по производству конкурентоспособной, высокотехнологичной продукции. Образование интегрированных промышленных комплексов (кластеров) является эффективным направлением промышленной политики в Алтайском крае, обеспечивающим поддержку создания и производства конкурентоспособной продукции, имеющей устойчивый рыночный спрос. К задачам, стоящим перед такими комплексами, следует отнести:

объединение и концентрацию ресурсов предприятий и научных организаций для создания и совместного производства конкурентоспособной продукции;

расширение рынков сбыта и увеличение объемов продаж путем разработки и реализации совместных маркетинговых программ;

сокращение издержек производства и повышение финансовых результатов;

проведение единой ценовой, а также инновационной и научно-технической политики;

координацию действий в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и привлечение инвестиций.

Механизмом реализации процесса организации интегрированных комплексов является на настоящем этапе заключение договоров о совместной деятельности предприятий и организаций-участников в соответствии с законодательством Российской Федерации. Указанная форма организации интегрированных производств позволит решить стоящие перед ними задачи.

В Программе предусмотрены организационные меры по восстановлению конкурентоспособности предприятий, отнесённых к предприятиям с неустойчивым финансовым и рыночным положением и предприятиям, находящимся в кризисном состоянии.

3.1. Объёмы и источники финансирования мероприятий Программы (приведены в Таблице).

Источники финансирования:

собственные средства промышленных предприятий (по согласованию);

банковские кредиты;

средства, предусмотренные в краевом бюджете на соответствующий финансовый год на субсидирование части банковской процентной ставки, лизинг оборудования и субсидирование налога на имущество.

Расчёт необходимых объёмов финансирования Программы за счёт средств краевого бюджета выполнен исходя из форм поддержки, указанных в представленных предприятиями проектах. При дальнейшей работе по реализации Программы предполагается выбор наиболее рациональных форм бюджетной поддержки мероприятий, включенных в Программу, в части кредитования, страхования, залога, налогообложения и других форм.

Объёмы и источники финансирования Программы ежегодно уточняются на основании закона Алтайского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год.

3.2. Кадровое обеспечение.

Обеспечение промышленного производства Алтайского края трудовыми ресурсами будет осуществляться за счёт:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»