ЗАКОН
АЛТАЙСКОГО КРАЯ
от 06 июля 2006 года N 58-ЗС
Об утверждении краевой целевой программы "Развитие промышленного производства в Алтайском крае" на 2006-2008 годы
Истек срок действия.
Принят постановлением Алтайского краевого Совета народных депутатов от 5 июля 2006 года N 347.
Опубликован: газета "Алтайская правда" от 15 июля 2006 года N 216-217 с. 3; Сборник законодательства Алтайского края 2006 год N 123 часть 1 с. 93.
Вступил в силу 15 июля 2006 года.
Утвердить краевую целевую программу "Развитие промышленного производства в Алтайском крае" на 2006-2008 годы (прилагается).
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава Администрации Алтайского края А.Б. Карлин
КРАЕВАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Развитие промышленного производства в Алтайском крае" на 2006-2008 годы
Наименование | краевая целевая программа "Развитие промышленного производства в Алтайском крае" на 2006-2008 годы (далее - Программа) |
Основание для | постановление Администрации Алтайского края от 30 января 2004 года N 47 "О стратегии социально-экономического развития Алтайского края на период до 2010 года"; |
Заказчик Программы | Администрация Алтайского края |
Основной разработчик | Алтайский научно-технологический центр "Институт проблем промышленного развития" АлтГТУ им. И.И. Ползунова, научный руководитель разработки Программы - д.э.н., профессор Бородин В.А. (по согласованию) |
Цель Программы | стабилизация промышленного производства и переход к качественным преобразованиям в промышленности Алтайского края |
Исполнители основных | промышленные предприятия (по согласованию), администрации муниципальных образований (по согласованию), органы исполнительной власти Алтайского края |
Основные задачи | восстановление конкурентоспособностипромышленных предприятий, находящихся в состоянии экономического кризиса; |
Целевые индикаторы и | инди каторы: |
Сроки реализации | 2006-2008 годы |
Ресурсное обеспечение | источниками финансирования Программы являются средства краевого бюджета и собственные средства промышленных предприятий Алтайского края. |
Ожидаемые результаты | рост промышленного производства в Алтайском крае к 2008 году на 17,5 млрд.руб., создание 8400 новых рабочих мест, увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней на 511,9 млн.руб., получение дополнительной прибыли в объёме 1,7 млрд. руб. при достижении средней рентабельностипромышленного производства -10 процентов |
Контроль за реализацией | Администрация Алтайского края |
Вклад промышленности в экономику и социальное развитие Алтайского края характеризуется следующими показателями:
доля промышленной продукции и услуг в валовом региональном продукте составляет 22,1 процента;
промышленное производство определяет занятость населения, особенно в городах Алтайского края;
финансовые результаты работы промышленности предопределяют наполняемость краевого и местных бюджетов.
Промышленное производство остаётся отраслью экономики, определяющей научно-технический, производственный и кадровый потенциал Алтайского края. Вместе с тем нарастающие негативные тенденции в работе предприятий привели к сокращению в 2,5 раза объёма промышленного производства в 2004 году по сравнению с уровнем 1990 года в сопоставимых ценах. По ряду отраслей, имевших наиболее высокий удельный вес в объёме промышленного производства Алтайского края в 1990 году, произошло более глубокое, чем в целом по Российской Федерации, падение объёмов производства (машиностроение - в 5 раз, лёгкая промышленность - почти в 10 раз, химическая и нефтехимическая промышленность - в 2 раза). За период с 1999 по 2004 годы произошло снижение доли налоговых поступлений в краевой бюджет от промышленных предприятий (25,8 процента в 2004 году по сравнению с 45,7 процента в 1999 году). Задолженность промышленных предприятий Алтайского края в бюджет и внебюджетные фонды всех уровней в структуре кредиторской задолженности составляет 25,8 процента.
Негативное влияние на экономику и социальную сферу Алтайского края оказывает сокращение доли налоговых поступлений от промышленного производства в бюджеты всех уровней и снижение занятости населения на промышленных предприятиях. По сравнению с 1990 годом численность работающих в промышленности края сократилась почти вдвое. Если в 1991 году промышленность обеспечивала рабочими местами более 30 процентов занятого в экономике края трудоспособного населения (около 400 тыс. чел.), в 1999 году - 20 процентов (221,8 тыс.чел.), то в 2004 году - 18,3 процента (202,4 тыс. чел.).
Отмечаемая положительная динамика промышленного производства в 1999 -2004 годах объясняется как сохраняющимся внутренним спросом, так и наличием избыточных производственных мощностей. При этом качественных изменений, обеспечивающих постоянный промышленный рост, стабильное финансовое положение и устойчивую конкурентоспособность, на большинстве промышленных предприятий в Алтайском крае в указанный период не произошло. Эффективность используемых основных фондов и технологий остаётся низкой. Фондоотдача, несмотря на прогрессирующее снижение стоимости основных фондов, остаётся в целом по промышленности очень низкой (1,07 руб. на 1 рубль основных фондов). Использование среднегодовой мощности основных производственных фондов в производстве значительной части промышленной продукции не превышает 30 процентов.
Не более 45,9 процента рынка потребительских товаров удовлетворяется продукцией, производимой в Алтайском крае, в том числе по продовольственной группе - не более 80 процентов, по непродовольственной - не более 14,7 процентов. Недостающая часть покрывается продукцией предприятий других регионов России и импортными поставками. Емкость внутреннего рынка непродовольственных потребительских товаров составляет 34,6 млрд.руб. и стабильно растет, открывая устойчивые рыночные перспективы для алтайской промышленности. Период до 2008 года будет характеризоваться нарастанием остроты конкуренции в продвижении продукции на рынки края и Российской Федерации. Проникновение на алтайский рынок производителей из соседних регионов Сибири, а в отдельных случаях и российских производителей из центральных территорий Российской Федерации обостряет конкурентную борьбу. В этой ситуации негативное влияние на конкурентоспособность промышленных предприятий края оказывает низкий уровень патентной защищённости продукции и используемых технологий.
Действующие технологии и технологическое оборудование на предприятиях Алтайского края физически и морально устарели и не удовлетворяют условиям, предъявляемым рынком; систем управления издержками на предприятиях практически нет. Коэффициент обновления основных производственных фондов промышленных предприятий Алтайского края, по данным Алтайкрайстата, в 4-5 раз ниже нормативного уровня.
Отрицательно сказывается на решении предприятиями проблем повышения эффективности производства и конкурентоспособности выпускаемой продукции нехватка высококвалифицированных специалистов, высокая текучесть и старение персонала, низкий уровень оплаты труда рабочих и специалистов.
Продолжается процесс дифференциации крупных и средних предприятий по уровню финансовой устойчивости. Комплексная оценка промышленных предприятий позволила дифференцировать их по следующим группам:
I группа - развивающиеся предприятия (40,8 процента от общего объёма промышленного производства всех крупных и средних промышленных предприятий Алтайского края);
II группа - предприятия с устойчивым финансовым состоянием и положением на рынке (11,4 процента от общего объема промышленного производства всех крупных и средних промышленных предприятий Алтайского края);
III группа - предприятия с неустойчивым финансовым состоянием и положительной динамикой основных показателей (21,4 процента от общего объёма промышленного производства всех крупных и средних промышленных предприятий Алтайского края);
IV группа - предприятия с неустойчивым финансовым состоянием и отрицательной динамикой основных показателей (4,4 процента от общего объёма промышленного производства всех крупных и средних промышленных предприятий Алтайского края);
V группа - предприятия, находящиеся в кризисном состоянии (2,1 процента от общего объёма промышленного производства всех крупных и средних промышленных предприятий Алтайского края).
Таким образом, 52 процента промышленной продукции производится на крупных и средних предприятиях, которые имеют устойчивое финансовое положение (I и II группы). Доля объёмов производства малых предприятий в общем объеме производства промышленной продукции выросла с 5,4 до 7,4 процента (без учета деятельности индивидуальных предпринимателей); при этом темпы роста промышленного производства на малых предприятиях стабильно превышают рост производства на крупных и средних предприятиях. Средняя рентабельность малых промышленных предприятий низкая (около 3,0 процентов), образуемая у них прибыль не может служить источником капитальных вложений в основные фонды и расширенное воспроизводство продукции.
Цель реализации Программы - стабилизация промышленного производства и переход к качественным преобразованиям в промышленности Алтайского края.
К приоритетным отраслям следует отнести:
пищевую промышленность (включая мукомольно-крупяную);
производство фармацевтической, витаминной продукции и лекарственных препаратов преимущественно на основе местного сырья;
производство тракторной и сельскохозяйственной техники для удовлетворения потребностей агропромышленного комплекса;
энергетическое машиностроение и производство транспортных средств;
дизелестроение;
производство химической продукции;
производство строительных материалов;
легкую промышленность;
лесную, деревообрабатывающую промышленность;
горно-добывающую промышленность.
Задачи Программы:
восстановление конкурентоспособности убыточных предприятий;
реализация сформированных совместно с промышленными предприятиями и администрациями муниципальных образований организационно-технических мероприятий и инновационных проектов, направленных на стабилизацию промышленного производства и создание условий для качественного развития;
реализация инновационных проектов по созданию новых конкурентоспособных промышленных производств, а также расширению предпринимательства в сфере промышленного производства в городах и сельских населённых пунктах;
внедрение организационно-технических мероприятий, направленных на повышение эффективности и безопасности энергосистемы Алтайского края;
создание инфраструктуры инновационной деятельности, обеспечивающей её эффективность, возможность использования промышленными предприятиями современных технологий в области патентных, маркетинговых исследований;
обеспечение методического сопровождения процессов реструктуризации и реформирования промышленных предприятий;
разработка инструментов и механизмов регулирования деятельности промышленных предприятий на территории Алтайского края и оказания им целевой инвестиционной поддержки.
Приоритетные направления реализации Программы:
повышение уровня конкурентоспособности промышленных предприятий, в первую очередь градообразующих и находящихся в кризисном состоянии;
диверсификация и стимулирование качественных преобразований промышленного производства, достижение на этой основе роста объёмов продукции, повышения финансовой результативности и занятости населения на промышленных предприятиях в Алтайском крае;
оказание инвестиционной финансовой поддержки предприятиям приоритетных отраслей промышленности Алтайского края.
Реализация инвестиционных проектов направлена на создание в Алтайском крае интегрированных научно-производственных комплексов (промышленных кластеров) по производству конкурентоспособной, высокотехнологичной продукции. Образование интегрированных промышленных комплексов (кластеров) является эффективным направлением промышленной политики в Алтайском крае, обеспечивающим поддержку создания и производства конкурентоспособной продукции, имеющей устойчивый рыночный спрос. К задачам, стоящим перед такими комплексами, следует отнести:
объединение и концентрацию ресурсов предприятий и научных организаций для создания и совместного производства конкурентоспособной продукции;
расширение рынков сбыта и увеличение объемов продаж путем разработки и реализации совместных маркетинговых программ;
сокращение издержек производства и повышение финансовых результатов;
проведение единой ценовой, а также инновационной и научно-технической политики;
координацию действий в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и привлечение инвестиций.
Механизмом реализации процесса организации интегрированных комплексов является на настоящем этапе заключение договоров о совместной деятельности предприятий и организаций-участников в соответствии с законодательством Российской Федерации. Указанная форма организации интегрированных производств позволит решить стоящие перед ними задачи.
В Программе предусмотрены организационные меры по восстановлению конкурентоспособности предприятий, отнесённых к предприятиям с неустойчивым финансовым и рыночным положением и предприятиям, находящимся в кризисном состоянии.
3.1. Объёмы и источники финансирования мероприятий Программы (приведены в Таблице).
Источники финансирования:
собственные средства промышленных предприятий (по согласованию);
банковские кредиты;
средства, предусмотренные в краевом бюджете на соответствующий финансовый год на субсидирование части банковской процентной ставки, лизинг оборудования и субсидирование налога на имущество.
Расчёт необходимых объёмов финансирования Программы за счёт средств краевого бюджета выполнен исходя из форм поддержки, указанных в представленных предприятиями проектах. При дальнейшей работе по реализации Программы предполагается выбор наиболее рациональных форм бюджетной поддержки мероприятий, включенных в Программу, в части кредитования, страхования, залога, налогообложения и других форм.
Объёмы и источники финансирования Программы ежегодно уточняются на основании закона Алтайского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год.
3.2. Кадровое обеспечение.
Обеспечение промышленного производства Алтайского края трудовыми ресурсами будет осуществляться за счёт: