• Текст документа
  • Статус
0 %
Начинаю
Завершаю
Поиск в тексте
Действующий

ЗАКОН

КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 21 июня 2004 года N 5-РЗ

О Конституционном Суде Карачаево-Черкесской Республики

Принят Народным Собранием (Парламентом)

5 марта 2004 года 4 июня 2004 года


Изменения:

Закон КЧР от 05.07.2011 N 34-РЗ RU 09000201100251

в абзаце втором пункта 3 статьи 2 и далее по всему тексту слова "Президента Карачаево-Черкесской Республики" заменить словами "Главы Карачаево-Черкесской Республики" в соответствующих падежах. (в ред. Закона КЧР от 05.07.2011 N 34-РЗ RU 09000201100251)

Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", Конституцией Карачаево-Черкесской Республики устанавливает порядок создания и деятельности Конституционного Суда Карачаево-Черкесской Республики.

Раздел I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Конституционный Суд Карачаево-Черкесской Республики

1. Конституционный Суд Карачаево-Черкесской Республики (далее -Конституционный Суд) является судебным органом конституционного контроля Карачаево-Черкесской Республики. Конституционный Суд входит в единую судебную систему Российской Федерации.

2. Конституционный Суд осуществляет судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

3. Деятельность Конституционного Суда направлена на защиту конституционного строя Российской Федерации, обеспечение единства государственной власти, принципа разделения властей, на содействие в создании целостной системы законодательства Карачаево-Черкесской Республики как составной части единого правового пространства Российской Федерации, упрочение законности в правотворчестве и применении права.

4. Основными принципами деятельности Конституционного Суда являются независимость, коллегиальность, гласность, равенство и состязательность сторон.

5. Конституционный Суд является юридическим лицом.

Статья 2. Подведомственность дел Конституционному Суду

1 . Конституционный Суд разрешает дела, которые отнесены к его ведению в соответствии с Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", Конституцией Карачаево-Черкесской Республики и настоящим Законом.

2. Конституционный Суд осуществляет официальное толкование Конституции Карачаево-Черкесской Республики.

3. Конституционный Суд Карачаево-Черкесской Республики разрешает дела о соответствии Конституции Карачаево-Черкесской Республики:

1) законов Карачаево-Черкесской Республики, нормативных правовых актов Главы Карачаево-Черкесской Республики, Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики, Правительства Карачаево-Черкесской Республики;

2) нормативных правовых актов органов местного самоуправления Карачаево-Черкесской Республики.

Конституционный Суд по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона и иного нормативного правового акта Карачаево-Черкесской Республики, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

4. По вопросам своей внутренней деятельности Конституционный Суд принимает Регламент Конституционного Суда Карачаево-Черкесской Республики.

Статья 3. Основные начала деятельности Конституционного Суда

1. Конституционный Суд решает дела, отнесенные к его ведению, исключительно по вопросам права, не вмешиваясь в решение политических вопросов.

2. Конституционный Суд не вправе вмешиваться в компетенцию федеральных судов и мировых судей. Конституционный Суд при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

Статья 4. Состав, порядок образования и срок полномочий Конституционного Суда

1. Конституционный Суд состоит из пяти судей, назначаемых Народным Собранием (Парламентом) Карачаево-Черкесской Республики.

2. Конституционный Суд вправе осуществлять правосудие при наличии в его составе не менее четырех судей.

3. Полномочия Конституционного Суда не ограничены определенным сроком.

Статья 5. Обязательность решений Конституционного Суда

1. Вступившие в силу решения Конституционного Суда, а также его законные распоряжения, требования, поручения, вызовы, запросы и обращения, вынесенные по вопросам, отнесенным к его подведомственности, обязательны для органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Карачаево-Черкесской Республики.

2. Неисполнение решений Конституционного Суда, а равно иное проявление неуважения к Конституционному Суду влекут ответственность, предусмотренную федеральными законами и законами Карачаево-Черкесской Республики.

3. Правовые акты либо отдельные их части, признанные Конституционным Судом противоречащими Конституции Карачаево-Черкесской Республики, признаются не подлежащими применению со дня провозглашения решения Конституционного Суда.

В случае, если решением Конституционного Суда нормативный правовой акт либо отдельные его части признаны не соответствующими Конституции Карачаево-Черкесской Республики, соответствующие органы государственной власти Карачаево-Черкесской Республики и их должностные лица, органы местного самоуправления и их должностные лица в течение трех месяцев со дня опубликования решения Конституционного Суда обязаны принять меры по приведению указанного нормативного правового акта либо отдельной его части в соответствие с Конституцией Карачаево-Черкесской Республики.

Статья 6. Гарантии деятельности Конституционного Суда

1. Конституционный Суд независим в организационном, финансовом и материально-техническом отношениях от любых других органов. В республиканском бюджете предусматриваются отдельной строкой средства, необходимые для обеспечения деятельности Конституционного Суда. Размер средств, выделяемых на содержание Конституционного Суда, не может быть уменьшен по сравнению с предыдущим финансовым годом.

Председатель Конституционного Суда вправе участвовать в обсуждении вопросов финансирования Конституционного Суда на заседании Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики.

Смета расходов на содержание Конституционного Суда утверждается его Председателем. Конституционный Суд самостоятельно распоряжается своими средствами и перераспределяет их в рамках сметы.

2. Конституционный Суд самостоятельно и независимо осуществляет информационное и кадровое обеспечение своей деятельности.

3. Имущество, переданное Конституционному Суду для осуществления его деятельности, является государственной собственностью Карачаево-Черкесской Республики и закрепляется за ним на праве оперативного управления.

Глава 2. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА

Статья 7. Независимость Конституционного Суда

1. Судьи Конституционного Суда независимы и руководствуются при осуществлении своих полномочий федеральным законодательством, Конституцией Карачаево-Черкесской Республики и настоящим Законом.

2. В своей деятельности судьи Конституционного Суда выступают только в личном качестве и не представляют каких бы то ни было государственных или общественных органов, политических партий, движений и блоков, государственных, общественных, иных организаций. Решения Конституционного Суда выражают свободную от политических пристрастий правовую позицию судей, соответствующую Конституции Российской Федерации и Конституции Карачаево-Черкесской Республики.

3. Судьи Конституционного Суда принимают решения и выносят постановления в условиях, исключающих какое бы то ни было воздействие на свободу их волеизъявления. Они не вправе запрашивать или получать любые указания по вопросам, принятым к предварительному изучению либо рассматриваемым Конституционным Судом.

4. Вмешательство в деятельность Конституционного Суда не допускается и влечет за собой предусмотренную действующим законодательством ответственность.

Статья 8. Коллегиальность

Рассмотрение дел и вопросов и принятие постановлений по ним производится Конституционным Судом коллегиально. Решение принимается только теми судьями, которые участвовали в рассмотрении дела в судебном заседании.

Статья 9. Гласность

1. Рассмотрение дел в заседаниях Конституционного Суда открытое. Проведение закрытых заседаний допускается лишь в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

2. При разбирательстве дела в судебном заседании присутствуют стороны и их представители, а в необходимых случаях также свидетели, эксперты и переводчики.

3. Решения, принятые как в открытых, так и в закрытых заседаниях провозглашаются публично.

Статья 10. Устность, непосредственность, непрерывность разбирательства

1. Разбирательство на заседаниях Конституционного Суда происходит устно и при неизменном составе судей. В случае замены одного из судей в процессе рассмотрения дела разбирательство дела должно быть произведено с самого начала.

2. Конституционный Суд обязан непосредственно исследовать имеющиеся в рассматриваемом деле документы, заслушать объяснения сторон, заключения экспертов, показания свидетелей.

3. Заседание Конституционного Суда по каждому делу происходит непрерывно, за исключением времени, предназначенного для отдыха или необходимого для подготовки участников процесса к дальнейшему разбирательству, а также для устранения обстоятельств, препятствующих нормальному ходу заседания.

До окончания рассмотрения начатого дела или до отложения его слушания Конституционный Суд не вправе рассматривать другие дела, отнесенные федеральным законодательством и настоящим Законом к его компетенции.

Статья 11. Язык производства в Конституционном Суде

Производство в Конституционном Суде ведется на русском языке.

Участникам процесса, не владеющим русским языком, обеспечивается право давать объяснения на родном языке и пользоваться услугами переводчика. Судебные документы вручаются таким лицам в переводе на родном языке.

Статья 12. Состязательность и равноправие сторон

Стороны пользуются равными правами и возможностями по представлению доказательств, участию в их исследовании, отстаиванию своей позиции по делу на основе состязательности.

Конституционный Суд, сохраняя беспристрастность, создает необходимые условия для осуществления сторонами их прав и выполнения обязанностей, оказывает им содействие в истребовании материалов в случаях, когда по объективным причинам стороны лишены возможности получить требуемую информацию.

Глава 3. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СУДЬИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА

Статья 13. Судьи Конституционного Суда Карачаево-Черкесской Республики

1. Судьи Конституционного Суда Карачаево-Черкесской Республики являются носителями судебной власти, осуществляемой в форме конституционного судопроизводства.

2.Правовое положение судьи Конституционного Суда Карачаево-Черкесской Республики определяется федеральным законодательством, Конституцией Карачаево-Черкесской Республики и настоящим Законом.

Статья 14. Требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи Конституционного Суда

Судьей Конституционного Суда может быть гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста 25 лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права.

Признанная высокая квалификация предполагает наличие опыта (не менее трех лет) работы на должностях, непосредственно связанных с защитой прав и законных интересов граждан и юридических лиц, укреплением законно-

сти и правопорядка, требующих знаний в различных отраслях права и умений применять их на практике либо наличие опыта (не менее трех лет) в сфере законотворчества либо наличие звания "Заслуженный юрист Российской Федерации" или ученой степени (ученого звания) в области права.

Статья 15. Порядок назначения на должность судьи Конституционного Суда

1. Судьи Конституционного Суда назначаются на должность Народным Собранием (Парламентом) Карачаево-Черкесской Республики по представлению Главы Карачаево-Черкесской Республики.

Предложения о кандидатах на должность судьи Конституционного Суда могут вноситься Главе Карачаево-Черкесской Республики депутатской группой численностью не менее 1/3 от установленного числа депутатов Народного Собрания (Парламента), представительными органами местного самоуправления Карачаево-Черкесской Республики, Верховным Судом Карачаево-Черкесской Республики, Арбитражным судом Карачаево-Черкесской Республики, Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике, юридическими научными и учебными заведениями, находящимися на территории Карачаево-Черкесской Республики, объединениями профессиональных юристов, действующими на территории Карачаево-Черкесской Республики.

2. На должность судьи Конституционного Суда может быть предложено несколько кандидатур.

3. Глава Карачаево-Черкесской Республики в устанавливаемом им порядке осуществляет отбор кандидатов на должность судьи Конституционного Суда на конкурсной основе из числа лиц, соответствующих требованиям статьи 14 настоящего Закона, и вносит отобранные кандидатуры на рассмотрение Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики.

Количество представленных Главой Карачаево-Черкесской Республики в Народное Собрание (Парламент) кандидатур должно соответствовать количеству вакантных мест на должность судьи Конституционного Суда.

4. Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики рассматривает вопрос о назначении на должность судьи Конституционного Суда на очередной сессии.

Назначение на должность судьи Конституционного Суда осуществляется тайным голосованием депутатов Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики с использованием бюллетеней. Кандидат считается назначенным на должность судьи Конституционного Суда, если за него проголосовало более половины от избранного состава депутатов Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики.

Если предложенная кандидатура на должность судьи Конституционного Суда не получила требуемого количества голосов, то в течение тридцати дней представляется новая кандидатура.

Назначение судьи Конституционного Суда оформляется постановлением Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики.

5.В случае выбытия судьи из состава Конституционного суда представление о назначении другого лица на вакантное место судьи вносится в установленном настоящим Законом порядке в Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики не позднее месяца со дня открытия вакансии.

6. Судья Конституционного Суда, срок полномочий которого истек, продолжает исполнять обязанности судьи до назначения на должность нового судьи или до принятия итогового решения по делу, начатому с его участием. В последнем случае вновь избранный судья приступает к исполнению своих обязанностей только после принятия итогового решения по делу, рассматриваемому с участием судьи, срок полномочий которого истек.

Статья 16. Вступление в должность судьи Конституционного Суда

1 .Судья Конституционного Суда Карачаево-Черкесской Республики считается вступившим в должность с момента принесения им присяги, а при вступлении в должность судьи Конституционного Суда лица, ранее приносившего присягу, со дня его избрания на должность судьи Конституционного Суда Карачаево-Черкесской Республики.

2.Судья Конституционного Суда приносит присягу на заседании Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики.

3.Судье Конституционного Суда Карачаево-Черкесской Республики выдается удостоверение, подписанное Председателем Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики.

Удостоверение судье Конституционного Суда вручается Председателем Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики либо его заместителем на заседании Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики.

В случае прекращения полномочий судьи Конституционного Суда по основаниям, предусмотренным подпунктами 1,2,4, и 12 пункта 1 статьи 14 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", удостоверение судьи Конституционного Суда остается у него на вечное хранение в качестве символа правового статуса. В случае прекращения полномочий судьи Конституционного Суда по иным основаниям, предусмотренным указанным Федеральным законом, удостоверение судьи Конституционного Суда подлежит возвращению в Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики.

Судья Конституционного Суда, утративший удостоверение, подает соответствующее заявление на имя Председателя Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики и в течение десяти дней со дня поступления указанного заявления ему выдается дубликат удостоверения.

Статья 17. Занятия и действия, несовместимые с должностью судьи Конституционного Суда

1.Судья Конституционного Суда не вправе быть депутатом, занимать либо сохранять за собой другие государственные, муниципальные или общественные должности, иметь частную практику, заниматься предпринимательской, иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, занятие которыми не должно препятствовать выполнению обязанностей судьи Конституционного Суда Карачаево-Черкесской Республики и не может служить уважительной причиной отсутствия на заседании, если на то не дано согласие Конституционного Суда Карачаево-Черкесской Республики.

2.Судья Конституционного Суда Карачаево-Черкесской Республики не вправе осуществлять защиту или представительство, кроме законного представительства, в суде или иных органах, оказывать кому бы то ни было покровительство в получении прав и освобождении от обязанностей.

3.Судья Конституционного Суда не может принадлежать к политическим партиям и движениям, материально их поддерживать, участвовать в политических акциях, вести политическую пропаганду или агитацию, участвовать в кампаниях по выборам в органы государственной власти и органы местного самоуправления, присутствовать на съездах и конференциях политических партий и движений, заниматься иной политической деятельностью. Он не может также входить в руководящий состав каких-либо общественных объединений, даже если они не преследуют политических целей.

4.Судья Конституционного Суда не вправе, выступая в печати, иных средствах массовой информации и перед любой аудиторией, публично высказывать свое мнение по вопросу, который может стать предметом рассмотрения в Конституционном Суде Карачаево-Черкесской Республики, а также который изучается или принят к рассмотрению Конституционным Судом Карачаево-Черкесской Республики, до принятия решения по данному вопросу.

5.Вышесказанное в настоящей статье не может рассматриваться, как ограничение права судьи Конституционного Суда свободно выражать свою волю гражданина и избирателя путем голосования на выборах и референдуме.

Статья 18. Срок полномочий судьи Конституционного Суда

1 .Судья Конституционного Суда назначается на должность сроком на восемь лет. Предельный возраст для пребывания в должности судьи Конституционного Суда Карачаево-Черкесской Республики - 65 лет.

Избрание на должность судьи Конституционного Суда КЧР на второй срок не допускается.

2. Полномочия судьи Конституционного Суда Карачаево-Черкесской Республики прекращаются в последний день месяца, в котором истекает срок его полномочий или в котором ему исполняется шестьдесят пять лет, а в случае досрочного прекращения полномочий - с момента принятия решения о прекращении полномочий.

Судья Конституционного Суда, полномочия которого прекращены в связи с истечением их срока или в связи с достижением предельного возраста, продолжает осуществлять полномочия судьи до вступления в должность нового судьи или до окончания рассмотрения по существу дела, начатого с участием данного судьи.

Статья 19. Гарантии независимости судьи Конституционного Суда

1. Независимость судьи Конституционного Суда обеспечивается его несменяемостью, неприкосновенностью, равенством прав судей, установленными федеральным законодательством и настоящим Законом порядком приостановления и прекращения полномочий судьи, правом на отставку, обязательностью установленной процедуры конституционного судопроизводства, запретом вмешательства в судебную деятельность, предоставлением судье материального и социального обеспечения, гарантий безопасности, соответствующих его высокому статусу.

2. Материальные гарантии независимости судьи Конституционного Суда устанавливаются применительно к соответствующим гарантиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации для судей федеральных судов. В случаях, если другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Карачаево-Черкесской Республики для судей предусмотрены иные нормы, повышающие уровень их правовой защиты, материального и социального обеспечения, в отношении судей Конституционного Суда применяются положения этих актов.

3. Денежное вознаграждение Председателя Конституционного Суда, заместителя Председателя Конституционного Суда, секретаря Конституционного Суда, судей Конституционного Суда устанавливается Законом Карачаево-Черкесской Республики "О денежном содержании лиц, замещающих государственные должности и государственные должности государственной службы Карачаево-Черкесской Республики".

Статья 20. Несменяемость судьи Конституционного Суда

1. Судья Конституционного Суда в период осуществления его полномочий несменяем.

2. Полномочия судьи Конституционного Суда могут быть прекращены или приостановлены только в порядке и по основаниям, установленным действующим законодательством.

Статья 21. Равенство прав судей Конституционного Суда

1 .Судьи Конституционного Суда пользуются равными правами.

2.Судья Конституционного Суда Карачаево-Черкесской Республики имеет право решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым в заседаниях Конституционного Суда.

3. Полномочия Председателя, заместителя Председателя и судьи - секретаря Конституционного Суда устанавливаются настоящим Законом.

Статья 22. Приостановление полномочий судьи Конституционного Суда

1. Полномочия судьи приостанавливаются при наличии одного из следующих оснований:

1)признание судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;

2)в отношении судьи возбуждено уголовное дело либо он привлечен в качестве обвиняемого по другому уголовному делу.

2. Приостановление полномочий судьи Конституционного Суда, за исключением случаев, когда ему в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, не влечет за собой прекращения выплаты этому судье, а если он признан безвестно отсутствующим, его семье заработной платы в соответствии с действующим законодательством. Приостановление полномочий судьи, за исключением случая избрания ему в качестве меры пресечения заключение под стражу, не влечет за собой снижение уровня иных видов материального и социального обеспечения судьи.

3.Приостановление полномочий судьи Конституционного Суда осуществляется по решению Конституционного Суда, принимаемому не позднее трех дней со дня выявления основания к их приостановлению.

4. Судья Конституционного Суда, полномочия которого приостановлены, не вправе участвовать в заседаниях Конституционного Суда, направлять официальные документы в органы государственной власти и местного самоуправления, должностным лицам и гражданам, общественным объединениям и иным организациям, а также истребовать от указанных органов, лиц и организаций какие-либо документы и иную информацию.

5.Конституционный Суд приостанавливает полномочия судьи на период действия оснований к их приостановлению. Возобновление полномочий судьи оформляется решением Конституционного Суда.

Статья 23. Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда

1. Полномочия судьи Конституционного Суда прекращаются по следующим основаниям:

1) письменное заявление судьи об отставке;

2) ввиду неспособности по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам в течение длительного времени (не менее шести месяцев подряд) исполнять обязанности судьи;

3) письменное заявление судьи о прекращении его полномочий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам;

4) истечение срока полномочий судьи;

5) прекращение гражданства Российской Федерации;

6) занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи;

7) вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера;

8) достижение предельного возраста пребывания в должности судьи Конституционного Суда Карачаево-Черкесской Республики;

9) вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо о признании его недееспособным;

10) смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим;

11) упразднение или реорганизация Конституционного Суда.

2. Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда осуществляется постановлением Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики, принимаемым по представлению Главы Карачаево-Черкесской Республики при наличии решения Конституционного Суда об установления факта наличия оснований для прекращения полномочий судьи. Решение Народного Собрания (Парламента) о прекращении полномочий судьи Конституционного Суда принимается тайным голосованием.

Статья 24. Отставка судьи Конституционного Суда

1. Отставкой судьи по смыслу настоящего Закона признается почетный уход или почетное удаление судьи с должности. За лицом, пребывающим в отставке, сохраняются звание судьи Конституционного Суда, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу.

2. Каждый судья Конституционного Суда имеет право на отставку по собственному желанию независимо от возраста. Судья считается ушедшим или удаленным в отставку, если его полномочия прекращены по основаниям, предусмотренным подпунктами 1,2, 4,9 и 11 пункта 1 статьи 23 настоящего Закона.

3. Ушедшему или удаленному в отставку судье Конституционного Суда выплачивается выходное пособие из расчета месячной заработной платы по последней должности за каждый полный год работы судьей, но не менее шестикратного размера месячной заработной платы по оставляемой должности. При этом судье, ранее уходившему или удалявшемуся в отставку, учитывается лишь время работы судьей, прошедшее с момента прекращения последней отставки.

4. За судьей Конституционного Суда Карачаево-Черкесской Республики после ухода или удаления его в отставку сохраняются права, предусмотренные для данной категории судей действующим законодательством.

5. Пребывающему в отставке судье выплачивается пенсия на общих основаниях. Пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в должности судьи не менее 15 лет, выплачивается по его выбору пенсия на общих основаниях или не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание в размере восьмидесяти процентов заработной платы работающего судьи Конституционного Суда. Пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в должности судьи менее 15 лет и достигшему возраста 55 (для женщин - 50) лет, размер ежемесячного пожизненного содержания исчисляется пропорционально количеству полных лет, отработанных в должности судьи.

Пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в этой должности более 15 лет, ежемесячное пожизненное содержание увеличивается из расчета: за каждый год стажа работы свыше 15 лет - один процент указанного содержания, но всего не более 85 процентов заработной платы судьи Конституционного Суда Карачаево-Черкесской Республики.

Судья считается пребывающим в отставке до тех пор, пока соблюдает требования, предусмотренные пунктом 1 статьи 17 настоящего Закона, сохраняет гражданство Российской Федерации и не допускает поступков, его порочащих и тем самым умаляющих авторитет судебной власти.

Судья, отставка которого прекращена, имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Глава 4. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА

Статья 25. Организационные формы Конституционного судопроизводства

1. Конституционный Суд рассматривает и разрешает дела в заседаниях Конституционного Суда.

2. Кроме разрешения отнесенных к его ведению дел Конституционный Суд исключительно в заседаниях:

1) решает вопрос о выступлении с законодательной инициативой;

2) избирает Председателя, заместителя Председателя и судью-секретаря Конституционного Суда;

3) принимает Регламент Конституционного Суда и вносит в него изменения и дополнения;

4) устанавливает очередность рассмотрения дел;

5) принимает решения о досрочном освобождении от должности Председателя, заместителя Председателя, судьи-секретаря Конституционного Суда.

3. В заседаниях участвуют все судьи Конституционного Суда.

Статья 26. Избрание Председателя и заместителя Председателя и судьи-секретаря Конституционного Суда

1. На заседании Конституционного Суда судьи тайным голосованием большинством от установленного числа судей Конституционного Суда избирают из своего состава в индивидуальном порядке сроком на четыре года Председателя, заместителя Председателя и судью-секретаря Конституционного Суда.

2. Председатель, заместитель Председателя и судья-секретарь Конституционного Суда могут по личному письменному заявлению сложить с себя свои полномочия. Сложение полномочий оформляется решением Конституционного Суда. Лица, заявившие о сложении полномочий, продолжают исполнять свои обязанности до избрания соответственно нового Председателя, заместителя Председателя, судьи-секретаря Конституционного Суда.

3. По инициативе не менее чем двух судей Конституционного Суда, считающих, что Председатель, заместитель Председателя или судья-секретарь Конституционного Суда недобросовестно исполняет свои обязанности либо злоупотребляет своими правами, может быть поставлен вопрос о досрочном освобождении от соответствующей должности. Вопрос о досрочном освобождении от должности указанных лиц решается большинством не менее двух третей от установленного числа судей Конституционного Суда тайным голосованием.

4. В случае если должность Председателя, заместителя Председателя или судьи-секретаря Конституционного Суда окажется вакантной, новые выборы проводятся не позднее одного месяца со дня открытия вакансии в порядке, установленном настоящей статьей. По истечении срока полномочий указанные лица продолжают исполнять свои обязанности до избрания соответственно нового Председателя, заместителя Председателя и судьи-секретаря Конституционного Суда.

Статья 27. Председатель Конституционного Суда

1. Председатель Конституционного Суда:

1) руководит подготовкой заседаний Конституционного Суда, созывает их и председательствует на них;

2) вносит на обсуждение Конституционного Суда вопросы, подлежащие рассмотрению в заседаниях;

3) представляет Конституционный Суд в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями;

4) осуществляет руководство аппаратом Конституционного Суда;

5) утверждает смету расходов Конституционного Суда, положение о секретариате Конституционного Суда и штатное расписание Конституционного Суда;

6) осуществляет другие полномочия в соответствии с федеральным законодательством, настоящим Законом и Регламентом Конституционного Суда.

2. Председатель Конституционного Суда издает приказы и распоряжения по вопросам внутренней деятельности Конституционного Суда.

Статья 28. Заместитель Председателя Конституционного Суда

Заместитель Председателя Конституционного Суда осуществляет по поручению Председателя Конституционного Суда его отдельные полномочия, а также исполняет обязанности Председателя Конституционного Суда в период его временного отсутствия.

Статья 29. Судья-секретарь Конституционного Суда

Судья-секретарь Конституционного Суда:

1) организационно обеспечивает подготовку и проведение заседаний Конституционного Суда;

2) доводит до сведения соответствующих органов, организаций и лиц решения, принятые Конституционным Судом, и информирует Конституционный Суд об их исполнении;

3) организует информационное обеспечение судей Конституционного Суда;

4) осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим Законом и Регламентом Конституционного Суда.

Статья 30. Аппарат Конституционного Суда

Деятельность Конституционного Суда обеспечивает аппарат, состоящий из секретариата Конституционного Суда и иных подразделений.

Секретариат Конституционного Суда осуществляет организационное, научно-аналитическое, информационно-справочное и иное обеспечение Конституционного Суда, проводит прием посетителей; в предварительном порядке рассматривает обращения в адрес Конституционного Суда в случаях, когда они не затрагивают вопросов, требующих изучения судьями Конституционного Суда; содействует судьям в подготовке дел и иных вопросов к рассмотрению в заседаниях и на совещаниях; изучает и обобщает деятельность органов государственной власти по обеспечению исполнения решений Конституционного Суда. Иные подразделения аппарата осуществляют материально-техническое и социально-бытовое обеспечение Конституционного Суда.

Права, обязанности, ответственность сотрудников аппарата Конституционного Суда, а также условия прохождения ими службы определяются законами и иными нормативными правовыми актами о государственной службе, нормативными правовыми актами о правовом положении работников судов, а также законодательством Российской Федерации о труде.

Статья 31. Регламент Конституционного Суда

1. В Регламенте Конституционного Суда на основе федерального законодательства, Конституции Карачаево-Черкесской Республики и настоящего Закона устанавливаются порядок распределения дел между судьями, определения очередности рассмотрения дел в заседаниях, правила процедуры и особенности делопроизводства в Конституционном Суде, требования к работникам аппарата Конституционного Суда, иные вопросы внутренней деятельности Конституционного Суда.

2. Регламент Конституционного Суда принимается на заседании Конституционного Суда большинством голосов от установленного числа судей Конституционного Суда.

Раздел II. ПРАВИЛА СУДОПРОИЗВОДСТВА В КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Глава 5. ОБРАЩЕНИЕ В КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД

Статья 32. Поводы к рассмотрению дела в Конституционном Суде Поводом к рассмотрению дела в Конституционном Суде является обращение в форме запроса, ходатайства или жалобы, отвечающее требованиям настоящего Закона и определенное Конституционным Судом в качестве подведомственного.

Основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Карачаево-Черкесской Республики закон, иной нормативный правовой акт или обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции Карачаево-Черкесской Республики.

Статья 33. Общие требования к обращению

1. Обращение направляется в Конституционный Суд в письменной форме и подписывается управомоченным лицом (управомоченными лицами).

2. В обращении должны быть указаны:

1) Конституционный Суд в качестве органа, в который направляется обращение;

2) наименование заявителя (в обращении гражданина - фамилия, имя, отчество), адрес или местонахождение, иные данные о заявителе;

3) необходимые данные о представителе заявителя и его полномочиях, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности;

4) наименование и адрес государственного органа, органа местного самоуправления, должностного лица, издавшего соответственно закон или иной нормативный правовой акт, совершившего действие или принявшего решение, подлежащий проверке;

5) нормы настоящего Закона, дающие право на обращение в Конституционный Суд;

6) точное название, номер, дата принятия, источники официального опубликования и иные данные о подлежащем проверке законе, нормативном правовом акте; положение Конституции Карачаево-Черкесской Республики, в отношении которого ставится вопрос о толковании;

7) позиция заявителя по поставленному им вопросу и ее правовое обоснование со ссылкой на соответствующие нормы Конституции Карачаево-Черкесской Республики;

8) требование, обращенное к Конституционному Суду;

9) перечень прилагаемых к обращению документов.

Статья 34. Документы, прилагаемые к обращению

1. К направляемому в Конституционный Суд обращению прилагаются:

1) текст акта, подлежащего проверке, или положение Конституции Карачаево-Черкесской Республики, подлежащее толкованию;

2) доверенность или иной документ, подтверждающие полномочия представителя, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности, а также копии документов, подтверждающих право лица выступать в Конституционном Суде Карачаево-Черкесской Республики в качестве представителя;

3) перевод на русский язык всех документов и иных материалов, изложенных на другом языке;

4) к обращению могут быть приложены списки свидетелей и экспертов, которых предлагается вызвать в заседание Конституционного Суда, а также другие документы и материалы, относящиеся к предмету обращения.

2. Обращение и прилагаемые к нему документы, иные материалы представляются в Конституционный Суд в двух экземплярах.

Глава 6. ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССМОТРЕНИЕ ОБРАЩЕНИЙ

Статья 35. Рассмотрение обращений Председателем Конституционного Суда

1. Обращение в письменной форме, поступившее в Конституционный Суд, подлежит обязательной регистрации.

2. В случаях, если:

1) разрешение вопроса не подведомственно Конституционному Суду,

2) обращение по форме не отвечает требованиям настоящего Закона,

3) обращение исходит от неуправомоченного органа или лица, - Председатель Конституционного Суда в письменной форме уведомляет заявителя о несоответствии его обращения требованиям настоящего Закона.

3. Заявитель после устранения недостатков, указанных в подпунктах 2, 3 пункта 2 настоящей статьи, вправе вновь направить обращение в Конституционный Суд.

4. В случае если обращение не подведомственно Конституционному Суду, Председатель Конституционного Суда сообщает заявителю в какой орган, управомоченный на решение поставленных в нем вопросов, следует обратиться.

5. При несогласии с уведомлением Председателя Конституционного Суда о неподведомственности обращения Конституционному Суду заявитель вправе потребовать принятия решения по этому вопросу Конституционным Судом в его присутствии.

Статья 36. Предварительное изучение обращения судьями Конституционного Суда

Председатель Конституционного Суда или его заместитель поручает одному или нескольким судьям Конституционного Суда предварительное изучение обращения, которое должно быть завершено не позднее одного месяца с момента регистрации обращения. Предварительное изучение обращения судьей (судьями) является обязательной стадией производства в Конституционном Суде. Заключение судьи (судей) по результатам предварительного изучения обращения докладывается в заседании Конституционного Суда.

Статья 37. Принятие обращения к рассмотрению

1. Решение по вопросу о принятии обращения к рассмотрению принимается Конституционным Судом в специальном заседании не позднее месяца с момента завершения предварительного изучения обращения судьей (судьями).

О принятом Конституционным Судом решении стороны уведомляются в письменной форме.

2. В случаях, не терпящих отлагательства, Конституционный Суд может предложить соответствующим органам и должностным лицам приостановить действие оспариваемого нормативного правового акта до завершения рассмотрения дела Конституционным Судом.

Статья 38. Отказ в принятии обращения к рассмотрению

1. Конституционный Суд принимает решение об отказе в принятии обращения к рассмотрению в случаях, если:

1) разрешение вопроса, поставленного в обращении, не подведомственно Конституционному Суду;

2) по предмету обращения Конституционным Судом ранее было принято решение, сохраняющее свою силу, в том числе по запросу других лиц.

2. В случае, если акт, соответствие которого Конституции Карачаево-Черкесской Республики оспаривается, был отменен или утратил силу к началу или в период рассмотрения дела в заседании Конституционного Суда, производство по делу может быть прекращено, за исключением случаев, когда действием этого акта были нарушены конституционные права и свободы граждан.

Статья 39. Отзыв обращения

Обращение в Конституционный Суд может быть отозвано заявителем до начала рассмотрения дела в заседании Конституционного Суда. В случае отзыва обращения производство по делу прекращается.

Глава 7. ПРАВИЛА РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ В КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ

Статья 40. Созыв заседаний и порядок рассмотрения вопросов

Заседания Конституционного Суда созываются Председателем Конституционного Суда и проводятся в соответствии с порядком, установленным настоящим Законом.

Статья 41. Назначение дела к слушанию. Соединение дел

1. Решение о назначении дела к слушанию в заседании Конституционного Суда принимается не позднее чем через месяц после принятия обращения к рассмотрению. Конституционный Суд может соединить в одном производстве дела по обращениям, касающимся одного и того же предмета.

2. Конституционный Суд самостоятельно определяет сроки рассмотрения дела, принятого к слушанию, если иное не указано в настоящем Законе.

Статья 42. Подготовка дела к слушанию

1. Для подготовки дела к слушанию, составления проекта постановления Конституционного Суда, а также изложения материалов заседания Конституционный Суд назначает одного или нескольких судей-докладчиков.

2. При изучении обращения и подготовке дела к слушанию судья- докладчик в соответствии с полномочиями Конституционного Суда истребует документы и иные необходимые материалы, поручает производство проверок, исследований, экспертиз, пользуется консультациями специалистов, направляет запросы. Судья-докладчик и председательствующий в заседании определяют круг лиц, подлежащих приглашению и вызову в заседание, дают распоряжения об оповещении, о месте и времени заседания, а также о направлении участникам процесса необходимых материалов.

Статья 43. Обязательность требований Конституционного Суда

1. Требования Конституционного Суда о предоставлении текстов нормативных правовых и других правовых актов, документов и их копий, дел, сведений и других материалов, о заверении документов и текстов нормативных актов, о проведении проверок, исследований, экспертиз; об установлении определенных обстоятельств; о привлечении экспертов и специалистов; о даче разъяснений, консультаций; об изложении профессиональных мнений по рассматриваемым делам обязательны для всех органов, организаций и лиц, которым они адресованы. Требования Конституционного Суда должны быть рассмотрены и ответ по результатам их рассмотрения должен быть направлен Конституционному Суду в течение двух недель со дня получения этих требований, если иной срок не указан Конституционным Судом.

2. Расходы, связанные с выполнением государственными органами и организациями требований Конституционного Суда, несут эти органы и организации.

3. Отказ или уклонение от рассмотрения либо исполнения, нарушение сроков рассмотрения либо исполнения, неисполнение или ненадлежащее исполнение требований Конституционного Суда, а также введение его в заблуждение влекут установленную законодательством ответственность.

Статья 44. Рассылка материалов. Уведомление о заседании

1. Уведомление о заседании Конституционного Суда, копии обращений и поступивших отзывов на них, копии оспариваемых нормативных правовых актов, а при необходимости и иные документы направляются судьям и участникам процесса не позднее, чем за десять дней до начала заседания. При этом отзывы на обращения направляются в указанный срок лишь в случае, если они поступили не позднее, чем за десять дней до начала заседания.

2. Объявления о заседании Конституционного Суда помещаются в доступных для всех заинтересованных лиц местах занимаемого Конституционным Судом здания (помещения), а также в средствах массовой информации.

Статья 45. Участники процесса

1 .Участниками процесса в Конституционном Суде считаются стороны, их представители, свидетели, эксперты, переводчики.

2.В заседании Конституционного Суда Карачаево-Черкесской Республики могут принимать участие Председатель Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики, Председатель Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики, прокурор Карачаево-Черкесской Республики и начальник Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике, которые вправе излагать свою позицию по всем рассматриваемым вопросам.

3. На заседании Конституционного Суда Карачаево-Черкесской Республики вправе присутствовать и излагать свое мнение по рассматриваемым вопросам Глава Карачаево-Черкесской Республики, Председатель и депутаты Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики, Председатель и члены Правительства Карачаево-Черкесской Республики.

Статья 46. Стороны и их представители

1. Сторонами в конституционном судопроизводстве являются:

1) заявители - органы или лица, направившие в Конституционный Суд обращение;

2) органы или должностные лица, издавшие либо подписавшие акт, подлежащий проверке.

2. Представителями сторон могут выступать руководитель органа, подписавший обращение в Конституционный Суд, руководитель органа, издавшего оспариваемый акт.

Представителями сторон могут быть также адвокаты и лица, имеющие полномочия, оформленные в соответствии с законодательством Российской Федерации. Каждая из сторон может иметь не более двух представителей.

Стороны обладают равными процессуальными правами.

3. Стороны и их представители вправе знакомиться с материалами дела, представлять письменные отзывы на обращения, излагать свою позицию по делу устно и письменно, задавать вопросы другим участникам процесса, заявлять отводы судьям и ходатайства, знакомиться с письменными отзывами другой стороны.

Письменные отзывы сторон подлежат приобщению к материалам дела.

4. Стороны или их представители обязаны явиться по вызову Конституционного Суда, дать необходимые объяснения, ответить на вопросы. Неявка стороны или ее представителя, надлежащим образом извещенных о дне и месте рассмотрения дела, в заседание Конституционного Суда не препятствует рассмотрению дела, за исключением случаев, когда сторона ходатайствует о рассмотрении дела с ее участием и подтверждает уважительную причину своего отсутствия.

Статья 47. Судебная дисциплина

1. Председатель Конституционного Суда с согласия Конституционного Суда может распорядиться в целях обеспечения безопасности присутствующих на заседании Конституционного Суда о проведении проверки лиц, желающих присутствовать на заседании, включая проверку документов, удостоверяющих личность, а также о досмотре проносимых в зал вещей и личном досмотре.

2. Участники процесса и лица, присутствующие в зале заседания, обязаны уважительно относиться к Конституционному Суду и принятым в Конституционном Суде правилам и процедурам, подчиняться распоряжениям председательствующего.

Лицо, нарушающее порядок на заседании или не подчиняющееся законным распоряжениям председательствующего, после предупреждения может быть удалено из зала. Председательствующий с согласия Конституционного Суда может, после предупреждения, удалить присутствующих в зале судебного заседания граждан, если ими допущены нарушения порядка, мешающие нормальному ходу заседания.

Статья 48. Отстранение судьи от участия в рассмотрении дела

1. Судья Конституционного Суда отстраняется от участия в рассмотрении дела в случаях, если:

1) судья ранее в силу должностного положения участвовал в принятии акта, являющегося предметом рассмотрения;

2) объективность судьи в рассмотрении дела может быть поставлена под сомнение ввиду его родственных, супружеских связей со сторонами или представителями сторон, либо имеются иные обстоятельства, ставящие под сомнение его беспристрастность.

При наличии указанных обстоятельств судья обязан заявить самоотвод до начала слушания дела.

2. Отстранение судьи Конституционного Суда от участия в деле производится мотивированным решением суда, принимаемым большинством от числа присутствующих судей после заслушивания судьи, вопрос об отстранении которого рассматривается.

Статья 49. Порядок проведения заседания Конституционного Суда

1. В назначенное время Председатель Конституционного Суда либо действующий по его поручению заместитель Председателя Конституционного Суда, удостоверившись в наличии кворума судей, открывает заседание Конституционного Суда и объявляет, какое дело подлежит рассмотрению.

Председательствующий удостоверяется в явке участников процесса, проверяет полномочия представителей сторон. В случае неявки кого-либо из участников процесса или отсутствия у представителя стороны надлежащим образом оформленных полномочий, председательствующий ставит вопрос о возможности рассмотрения дела. В случае если Конституционный Суд признает невозможным рассмотрение дела, оно откладывается.

2.Председательствующий разъясняет сторонам и их представителям права и обязанности, а другим участникам процесса - их права, обязанности и ответственность.

3. При входе судей в зал заседания все присутствующие в зале судебного заседания встают. Постановление Конституционного Суда все находящиеся в зале судебного заседания лица выслушивают стоя.

Участники процесса обращаются к Конституционному Суду и дают свои объяснения и показания стоя. Отступление от этого правила может быть допущено лишь с разрешения Конституционного Суда.

Статья 50. Председательствующий в заседании

1. Председательствующий в заседании руководит всем ходом рассмотрения дела, принимая необходимые меры к обеспечению установленного порядка судебного заседания, полноты исследования обстоятельств, всесторонности фиксации хода заседания и его результатов, устраняет из разбирательства всё не имеющее отношения к рассматриваемому делу, предоставляет слово судьям и участникам процесса, прерывает выступления участников процесса, если они касаются вопросов, не входящих в предмет рассмотрения, лишает их слова при самовольном нарушении ими последовательности выступлений, двукратном неисполнении требований председательствующего, использовании грубых или оскорбительных выражений, провозглашении преследуемых по закону утверждений и призывов.

2. Возражения какого-либо из участников процесса против распоряжений и действий председательствующего заносятся в протокол заседания. Распоряжения и действия председательствующего могут быть по предложению стороны или любого из судей пересмотрены Конституционным Судом в этом же заседании.

Статья 51. Протоколирование

1. В заседании Конституционного Суда ведется протокол, соответствующий требованиям, установленным Регламентом Конституционного Суда.

Для обеспечения полноты и точности протокола может вестись стенограмма заседания. В исключительных случаях при особой сложности рассматриваемого дела Председатель Конституционного Суда вправе признать необходимым ведение звуке- или видеозаписи процесса, о чем выносится специальное распоряжение. Стенограмма и звукозапись не заменяют собой протокол, а служат приложением к нему.

Протокол должен быть подписан председательствующим и секретарем судебного заседания.

2. Стороны имеют право знакомиться с протоколами, стенограммой, звуко- или видеозаписью заседания Конституционного Суда и приносить на них свои замечания. Иные участники процесса могут знакомиться с протоколом, стенограммой, звукозаписью с разрешения Конституционного Суда.

3. Замечания по протоколу, стенограмме, звуко- или видеозаписи заседания Конституционного Суда рассматриваются совместно председательствующим на заседании и судьей-докладчиком (судьями-докладчиками) с участием в случае необходимости лиц, подавших замечания. Замечания, а также решение об удостоверении их правильности или об их отклонении приобщаются соответственно к протоколу, стенограмме, звуко- или видеозаписи.

4. Протокол должен быть оформлен и подписан, а стенограмма должна быть расшифрована не позднее пяти дней с момента окончания рассмотрения дела. Замечания по протоколу, стенограмме, звукозаписи приносятся не позднее пяти дней с момента оформления протокола, расшифровки стенограммы, окончания звуко- или видеозаписи процесса.

Статья 52. Порядок исследования дела

1. Исследование по существу рассматриваемого на заседании Конституционного Суда дела начинается с сообщения судьи-докладчика или сообщений судей-докладчиков о поводах и основаниях к его рассмотрению. Судье- докладчику могут быть заданы вопросы другими судьями Конституционного Суда, принимающими участие в заседании.

2. По окончании выступления судьи-докладчика Конституционный Суд заслушивает предложения сторон и принимает решение о порядке исследования вопросов и материалов дела.

Установленный решением Конституционного Суда порядок может быть изменен только самим Конституционным Судом. Заявленные в ходе рассмотрения дела предложения судей Конституционного Суда по порядку исследования вопросов рассматриваются Конституционным Судом безотлагательно.

Статья 53. Отложение рассмотрения дела

1. Рассмотрение дела может быть отложено в случае, если Конституционный Суд сочтет дело недостаточно подготовленным, нуждающимся в дополнительном изучении, которое невозможно произвести на том же заседании вследствие неявки стороны, свидетеля или эксперта, явка которых была признана обязательной, а также непредставления необходимых материалов. В этом случае Конституционный Суд назначает дату, на которую переносится заседание. Заседание по делу, рассмотрение которого было отложено, начинается сначала или с момента, на который оно было отложено.

2. При отложении рассмотрения дела Конституционный Суд может допросить явившихся свидетелей, если на судебном заседании присутствуют стороны или их неявка признана неуважительной. Вторичный вызов этих свидетелей в новое судебное заседание допускается лишь в необходимых случаях.

Статья 54, Объяснения сторон

1. В соответствии с порядком, установленным Конституционным Судом, председательствующий в заседании предлагает сторонам дать пояснения по существу рассматриваемого вопроса и привести правовые аргументы в обоснование своей позиции.

В случае, когда позиция стороны отстаивается несколькими ее представителями, последовательность и объем их выступлений определяются этой стороной.

2. Стороны и их представители не вправе использовать свои выступления в Конституционном Суде для политических заявлений и деклараций и не должны допускать оскорбительных высказываний в адрес государственных органов, организаций, общественных объединений, участников процесса, должностных лиц и граждан.

Объяснения сторон выслушиваются Конституционным Судом в полном объеме. Пояснения, не имеющие отношения к делу, не заслушиваются.

3. После объяснения стороны ей могут быть заданы вопросы судьями Конституционного Суда и другой стороной, а с разрешения Конституционного Суда - также экспертами.

Статья 55. Заключение эксперта

1. В заседание Конституционного Суда может быть вызвано в качестве эксперта лицо, обладающее специальными познаниями по вопросам, касающимся рассматриваемого дела. Вопросы, по которым экспертом должно быть дано заключение, определяются судьей-докладчиком либо Конституционным Судом.

Эксперт перед выступлением предупреждается об ответственности за дачу заведомо ложных заключений.

2. Эксперт вправе, с разрешения Конституционного Суда, знакомиться с материалами дела, задавать вопросы сторонам и свидетелям, а также заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов.

После изложения заключения эксперт обязан ответить на дополнительные вопросы судей Конституционного Суда и сторон.

Статья 56. Показания свидетелей

1. При необходимости исследования фактических обстоятельств, установление которых отнесено к ведению Конституционного Суда, в заседание могут быть вызваны в качестве свидетелей лица, располагающие сведениями о таких обстоятельствах.

Свидетель перед заслушиванием его показаний предупреждается об ответственности за дачу заведомо ложных показаний.

2. Свидетель обязан сообщить Конституционному Суду обстоятельства, касающиеся существа рассматриваемого дела, которые известны ему лично, и ответить на дополнительные вопросы судей Конституционного Суда и сторон. При необходимости он может пользоваться письменными заметками, документами и другими материалами.

Статья 57. Исследование документов

1. В заседании Конституционного Суда по инициативе судей или ходатайству сторон могут быть оглашены документы, содержащие сведения по рассматриваемому Конституционным Судом вопросу. Не подлежат оглашению документы, подлинность или достоверность которых вызывает сомнение.

2. Документы, исследованные Конституционным Судом, подлежат, по решению суда, приобщению к материалам дела в подлиннике или в заверенных копиях.

Статья 58. Заключительные выступления сторон

1. По окончании судебного исследования заслушиваются заключительные выступления сторон. Конституционный Суд может предоставить сторонам по их просьбе время для подготовки к заключительным выступлениям.

2. Стороны не вправе в заключительных выступлениях ссылаться на обстоятельства, которые Конституционным Судом не выяснялись, а также на материалы и документы, которые не исследовались в судебном заседании.

Статья 59. Возобновление рассмотрения вопросов

1. Если после заключительных выступлений сторон Конституционный Суд признает необходимым выяснить дополнительные обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела, или исследовать новые документы и материалы, он выносит решение о возобновлении рассмотрения вопроса.

2. По окончании дополнительного исследования стороны имеют право на повторные заключительные выступления, но лишь в связи с новыми обстоятельствами дела и новыми доказательствами.

Статья 60. Прекращение производства по делу

1. Конституционный Суд прекращает производство по делу в случаях, если:

1) в ходе заседания будут выявлены основания к отказу в принятии обращения к рассмотрению;

2) будет установлено, что вопрос, регулируемый республиканским законом или иным нормативным правовым актом, соответствие которые конституции Карачаево-Черкесской Республики предлагается проверить, не регулируется Конституцией Карачаево-Черкесской Республики или по своему характеру и значению не относится к числу тех, которые подлежат проверке в Конституционном Суде;

3) акт, соответствие которого Конституции Карачаево-Черкесской Республики оспаривается, был отменен или утратил силу к началу или в период рассмотрения дела в заседании Конституционного Суда;

4) обращение отозвано заявителем до начала рассмотрения дела

2. В случае прекращения производства по делу вторичное обращение в Конституционный Суд с тождественным обращением не допускается.

Статья 61. Окончание слушания дела

После признания Конституционный Судом исследования вопросов дела завершенным, председательствующий объявляет об окончании слушания дела и об удалении суда на закрытое совещание для принятия итогового решения.

Статья 62. Совещание по принятию итогового решения

1. Итоговое решение по рассматриваемому делу принимается Конституционным Судом в закрытом совещании.

В совещании участвуют только судьи Конституционного Суда рассматривающие данное дело. В совещательной комнате в необходимых случаях могут присутствовать сотрудники Конституционного Суда, обеспечивающие протоколирование и нормальный ход совещания.

2. В ходе совещания каждый из судей вправе свободно излагать свою позицию по обсуждаемому вопросу и просить других судей уточнить их позиции.

Число и продолжительность выступлений на совещании не могут быть ограничены.

В протоколе совещания в обязательном порядке фиксируются вопросы, ставившиеся на голосование, и результаты голосования. Протокол подписывается всеми присутствующими судьями и не подлежит оглашению.

3. Судьи и другие лица, присутствовавшие на закрытом совещании, не вправе разглашать содержание дискуссии и результаты голосования.

Глава 8. РЕШЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА

Статья 63. Виды решений

1. Итоговое решение Конституционного Суда по существу любого из вопросов, принятых к рассмотрению, именуется постановлением.

Постановления выносятся именем Карачаево-Черкесской Республики.

2. Все иные решения Конституционного Суда, принимаемые в ходе осуществления конституционного судопроизводства, именуются определениями.

3. В заседаниях Конституционного Суда принимаются также решения по вопросам организации его деятельности.

Статья 64. Принятие решения

1. Решение Конституционного Суда принимается открытым голосованием путем поименного опроса судей. Председательствующий голосует последним.

Решение Конституционного Суда считается принятым при условии, что за него проголосовало большинство участвовавших в голосовании судей, если иное не предусмотрено настоящим Законом.

2. В случае если при принятии решения по делу голоса разделились поровну, решение считается принятым в пользу соответствия оспариваемого акта Конституции Карачаево-Черкесской Республики.

3. Судья Конституционного Суда не вправе воздерживаться при голосовании либо уклоняться от голосования.

Статья 65. Требования, предъявляемые к решениям

1. Решение Конституционного Суда должно основываться на материалах, исследованных в судебном заседании.

Конституционный Суд принимает решение по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе правовых актов.

2. Конституционный Суд принимает постановления и дает заключения только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта, соответствие которой Конституции Карачаево-Черкесской Республики подвергается сомнению. Конституционный Суд при принятии решения не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.

3. Постановления Конституционного Суда излагаются в виде отдельных документов с обязательным указанием мотивов их принятия.

Определения Конституционного Суда оглашаются в заседании и заносятся в протокол.

Статья 66. Изложение решения

1. В решении Конституционного Суда, излагаемом в виде отдельного документа, в зависимости от характера рассматриваемого вопроса содержатся следующие сведения:

1) наименование решения, дата и место его принятия;

2) персональный состав Конституционного Суда, принявший решение;

3) необходимые данные о сторонах;

4) формулировка рассматриваемого вопроса, поводы и основания к его рассмотрению;

5) нормы Конституции Карачаево-Черкесской Республики и нормы настоящего Закона, согласно которым Конституционный Суд вправе рассматривать данный вопрос;

6) требования, содержащиеся в обращении;

7) фактические обстоятельства, установленные Конституционным Судом;

8) нормы Конституции Карачаево-Черкесской Республики и настоящего Закона, которыми руководствовался Конституционный Суд при принятии решения;

9) доводы в пользу принятого Конституционным Судом решения, а при необходимости также доводы, опровергающие утверждения сторон;

10) формулировка решения;

11) указание на окончательность и обязательность решения;

12) порядок вступления решения в силу, а также порядок, сроки и особенности его исполнения и опубликования.

2. Итоговое решение Конституционного Суда подписывается всеми судьями, участвовавшими в голосовании.

Статья 67. Особое мнение судьи

1. Судья Конституционного Суда, не согласный с решением Конституционного Суда, вправе письменно изложить свое особое мнение. Особое мнение судьи приобщается к материалам дела и подлежит опубликованию вместе с решением Конституционного Суда.

2. Судья Конституционного Суда, голосовавший за принятое постановление по существу рассматриваемого в Конституционном Суде вопроса, но оставшийся в меньшинстве при голосовании по какому-либо другому вопросу или по мотивировке принятого решения, вправе письменно изложить свое мнение о несогласии с большинством судей. В таком случае письменное несогласие судьи приобщается к материалам дела и подлежит опубликованию вместе с решением Конституционного Суда

Статья 68. Провозглашение решения

1. Решение Конституционного Суда провозглашается в полном объеме в открытом заседании Конституционного Суда немедленно после его подписания.

2. Постановления Конституционного Суда не позднее чем в недельный срок со дня их подписания направляются судьям Конституционного Суда, сторонам, Главе Карачаево-Черкесской Республики, Народному Собранию (Парламенту) Карачаево-Черкесской Республики, Верховному Суду Карачаево-Черкесской Республики, Арбитражному суду Карачаево-Черкесской Республики, прокурору Карачаево-Черкесской Республики, начальнику Управления юстиции Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике.

3. Решения Конституционного Суда могут быть также направлены другим органам государственной власти Российской Федерации и Карачаево-Черкесской Республики, органам местного самоуправления, иным организациям, общественным объединениям и должностным лицам.

Статья 69. Опубликование решения

Постановления Конституционного Суда подлежат обязательному опубликованию в семидневный срок в газете "День Республики".

Статья 70. Юридическая сила решения

1. Решение Конституционного Суда окончательно, обжалованию не подлежит и вступает в законную силу немедленно после его провозглашения.

2. Решение Конституционного Суда действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Юридическая сила постановления Конституционного Суда о признании акта не соответствующим Конституции Карачаево-Черкесской Республики не может быть преодолена повторным принятием того же акта.

3. Акты или их отдельные положения, признанные не соответствующими Конституции Карачаево-Черкесской Республики, признаются не подлежащими применению независимо от решения об отмене указанных актов органами, их принявшими.

4. В случае если признанием нормативного правового акта не соответствующим Конституции Карачаево-Черкесской Республики создан пробел в правовом регулировании, то до принятия соответствующим государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом нового нормативного правового акта, либо акта о внесении соответствующих изменений и (или) дополнений, устраняющих созданный пробел, непосредственному применению подлежит Конституция Карачаево-Черкесской Республики.

Статья 71. Сроки исполнения решения

1. Решение Конституционного Суда подлежит исполнению немедленно после опубликования либо вручения его официального текста, если иные сроки специально в нем не оговорены.

2. Неисполнение, ненадлежащее исполнение, либо воспрепятствование исполнению решения Конституционного Суда влекут привлечение к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации.

Статья 72. Исправление неточностей решения

Конституционный Суд после провозглашения решения может исправить допущенные в нем неточности в наименованиях, обозначениях, описки и явные редакционные и технические погрешности, о чем выносит определение, которое подлежит обязательному опубликованию и направлению органам, должностным лицам, указанным в пункте 2 статьи 68 настоящего Закона.

Статья 73. Разъяснение решения

1. Решение Конституционного Суда может быть официально разъяснено только самим Конституционным Судом в судебном заседании, по ходатайству органов и лиц, имеющих право на обращение в Конституционный Суд.

В судебное заседание приглашаются заявители, а также органы и лица, выступавшие в качестве сторон по рассматриваемому делу.

2. О разъяснении решения Конституционного Суда выносится определение, излагаемое в виде отдельного документа и подлежащее опубликованию в газете "День Республики".

Раздел III. ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ОТДЕЛЬНЫМ КАТЕГОРИЯМ ДЕЛ

Глава 9. РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ О ТОЛКОВАНИИ КОНСТИТУЦИИ КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Статья 74. Право на обращение в Конституционный Суд

Правом на обращение в Конституционный Суд с запросом о толковании Конституции Карачаево-Черкесской Республики обладают Глава Карачаево-Черкесской Республики, Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики, депутаты Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики, Правительство Карачаево-Черкесской Республики и органы местного самоуправления Карачаево-Черкесской Республики.

Статья 75. Особенности производства

Общие правила судопроизводства при рассмотрении дел о даче толкования Конституции Карачаево-Черкесской Республики применяются с учетом того, что:

1) правовое обоснование позиции заявителя, предусмотренное подпунктом 7 пункта 2 статьи 33 настоящего Закона должно включать описание правовой ситуации, обусловившей обращение с запросом;

2) если положение Конституции Карачаево-Черкесской Республики о толковании которого поступил запрос, к началу или в период рассмотрения дела получит во вступившем в силу законе Карачаево-Черкесской Республики конкретизацию, содержание которой даст ответ на поставленный в обращении заявителя вопрос, производство по делу прекращается при условии, что в обращении не осталось вопросов, не разъясненных новым законом. Если не разъясненными осталась часть вопросов, то производство продолжается только по этим вопросам.

Статья 76. Пределы толкования

При толковании положений Конституции Карачаево-Черкесской Республики Конституционный Суд исходит:

1) из принципов, получивших закрепление в Конституции Карачаево-Черкесской Республики;

2) из недопустимости противоречия другим нормам Конституции Карачаево-Черкесской Республики;

3) из признания человека, его прав и свобод высшей ценностью;

4) из непосредственного действия прав и свобод человека и гражданина, определяющих смысл, содержание и применение законов, деятельность органов и учреждений публичной власти.

Толкование положений Конституции Карачаево-Черкесской Республики Конституционным Судом не может вступать в противоречие с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права.

Толкованием Конституции Карачаево-Черкесской Республики должна быть обеспечена максимальная защита прав граждан.

При толковании положений Конституции Карачаево-Черкесской Республики Конституционный Суд связан поставленным в обращении заявителя вопросом (вопросами), однако не связан пределами изложенной в запросе конкретной правовой ситуации, побудившей заявителя к обращению, и его правовой аргументацией.

Статья 77. Обязательность толкования Конституции Карачаево-Черкесской Республики

Толкование Конституции Карачаево-Черкесской Республики, данное Конституционным Судом, является официальным и обязательным для всех органов государственной власти, судов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, должностных лиц и граждан.

Глава 10. РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ О СООТВЕТСТВИИ КОНСТИТУЦИИ КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ

Статья 78. Право на обращение в Конституционный Суд

Правом на обращение в Конституционный Суд с запросом о соответствии Конституции Карачаево-Черкесской Республики законов Карачаево-Черкесской Республики, нормативных правовых актов Главы Карачаево-Черкесской Республики, Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики, Правительства Карачаево-Черкесской Республики органов местного самоуправления Карачаево-Черкесской Республики обладают Глава Карачаево-Черкесской Республики, Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики, депутаты Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики, Правительство Карачаево-Черкесской Республики, органы местного самоуправления Карачаево-Черкесской Республики, Верховный Суд Карачаево-Черкесской Республики Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики, граждане, включая иностранных граждан и лиц без гражданства, чьи права нарушаются нормативным правовым актом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, либо их объединения.

Статья 79. Допустимость запроса

Запрос в Конституционный Суд о соответствии Конституции Карачаево-Черкесской Республики нормативных правовых актов в целом или их отдельных частей допустим, если заявитель считает их не подлежащими действию из-за несоответствия Конституции Карачаево-Черкесской Республики либо подлежащими действию вопреки официально принятому решению органов государственной власти Карачаево-Черкесской Республики, органов местного самоуправления, должностных лиц об отказе применять и исполнять их как не соответствующих Конституции Карачаево-Черкесской Республики.

Статья 80. Пределы проверки

1. Конституционный Суд проверяет соответствие Конституции Карачаево-Черкесской Республики нормативных правовых актов:

1) по содержанию норм;

2) по форме нормативного правового акта;

3) по порядку подписания, принятия, опубликования или введения в действие.

Конституционный Суд проверяет соответствие Конституции Карачаево-Черкесской Республики нормативных правовых актов также с точки зрения разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную и разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Карачаево-Черкесской Республики.

2. Проверка соответствия Конституции Карачаево-Черкесской Республики нормативных правовых актов, принятых до вступления в силу Конституции Карачаево-Черкесской Республики, производится Конституционным Судом только по содержанию норм.

Статья 81. Итоговое решение по делу

1. По итогам рассмотрения дела о проверке соответствия Конституции Карачаево-Черкесской Республики нормативных правовых актов Конституционный Суд принимает одно из следующих решений:

1) о признании нормативного правового акта либо отдельного его положения (положений) соответствующими Конституции Карачаево-Черкесской Республики;

2) о признании нормативного правового акта или отдельного его положения (положений) не соответствующими Конституции Карачаево-Черкесской Республики.

2. Признание нормативного правового акта или отдельного его положения (положений) не соответствующими Конституции Карачаево-Черкесской Республики является основанием для отмены в установленном порядке положений других нормативных правовых актов, основанных на нормативном правовом акте, признанном не соответствующим Конституции Карачаево-Черкесской Республики, либо воспроизводящих его. Положения этих нормативных правовых актов не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами.

Раздел IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 82. Печать Конституционного Суда

Конституционный Суд имеет печать с изображением Государственного герба Карачаево-Черкесской Республики и со своим наименованием.

Статья 83. Символы судебной власти Конституционного Суда

1. На здании (в помещении), занимаемом Конституционным Судом, устанавливаются Государственный флаг Российской Федерации и Государственный флаг Карачаево-Черкесской Республики.

2. В зале судебных заседаний Конституционного Суда устанавливается Государственный флаг Российской Федерации и находится изображение Государственного герба Российской Федерации, а также устанавливается Государственный флаг Карачаево-Черкесской Республики и помещается изображение Государственного герба Карачаево-Черкесской Республики

3. Судьи Конституционного Суда заседают в мантиях.

4.Судья Конституционного Суда Карачаево-Черкесской Республики имеет удостоверение, являющееся документом, подтверждающим личность и полномочия судьи.

Положение об удостоверении судьи Конституционного Суда Карачаево-Черкесской Республики утверждается Народным Собранием (Парламентом) Карачаево-Черкесской Республики.

Статья 84. Местопребывание Конституционного Суда

1. Местом постоянного пребывания Конституционного Суда является город Черкесск.

2. Заседания Конституционного Суда проводятся в месте его постоянного пребывания. Конституционный Суд может провести заседание в другом месте, когда он сочтет это необходимым.

Статья 85. Порядок вступления в силу настоящего Закона

1. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Конституционный Суд начинает свою деятельность с момента его избрания в полном составе.

3. Нормативные правовые акты республики подлежат приведению в соответствие с настоящим Законом в течение трех месяцев со дня вступления его в силу.

Президент Карачаево-Черкесской Республики

М.А-А Батдыев


О Конституционном Суде Карачаево-Черкесской Республики

Название документа: О Конституционном Суде Карачаево-Черкесской Республики

Номер документа: 5-РЗ

Вид документа: Закон Карачаево-Черкесской Республики

Принявший орган: Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики

Статус: Действующий

Опубликован: День Республики, N 104-105, 24.06.2004
Дата принятия: 21 июня 2004

Дата редакции: 05 июля 2011