ЗАКОН
КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ
от 21 июня 2004 года N 5-РЗ
О Конституционном Суде Карачаево-Черкесской Республики
Принят Народным Собранием (Парламентом) | 5 марта 2004 года 4 июня 2004 года |
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Закона Карачаево-Черкесской Республики от 24.06.2021 N 33-РЗ.
____________________________________________________________________
Изменения:
Закон Карачаево-Черкесской Республики от 05.07.2011 N 34-РЗ RU 09000201100251
в абзаце втором пункта 3 статьи 2 и далее по всему тексту слова "Президента Карачаево-Черкесской Республики" заменить словами "Главы Карачаево-Черкесской Республики" в соответствующих падежах. (в ред. Закона Карачаево-Черкесской Республики от 05.07.2011 N 34-РЗ RU 09000201100251)
Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", Конституцией Карачаево-Черкесской Республики устанавливает порядок создания и деятельности Конституционного Суда Карачаево-Черкесской Республики.
Раздел I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Конституционный Суд Карачаево-Черкесской Республики
1. Конституционный Суд Карачаево-Черкесской Республики (далее -Конституционный Суд) является судебным органом конституционного контроля Карачаево-Черкесской Республики. Конституционный Суд входит в единую судебную систему Российской Федерации.
2. Конституционный Суд осуществляет судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
3. Деятельность Конституционного Суда направлена на защиту конституционного строя Российской Федерации, обеспечение единства государственной власти, принципа разделения властей, на содействие в создании целостной системы законодательства Карачаево-Черкесской Республики как составной части единого правового пространства Российской Федерации, упрочение законности в правотворчестве и применении права.
4. Основными принципами деятельности Конституционного Суда являются независимость, коллегиальность, гласность, равенство и состязательность сторон.
5. Конституционный Суд является юридическим лицом.
Статья 2. Подведомственность дел Конституционному Суду
1 . Конституционный Суд разрешает дела, которые отнесены к его ведению в соответствии с Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", Конституцией Карачаево-Черкесской Республики и настоящим Законом.
2. Конституционный Суд осуществляет официальное толкование Конституции Карачаево-Черкесской Республики.
3. Конституционный Суд Карачаево-Черкесской Республики разрешает дела о соответствии Конституции Карачаево-Черкесской Республики:
1) законов Карачаево-Черкесской Республики, нормативных правовых актов Главы Карачаево-Черкесской Республики, Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики, Правительства Карачаево-Черкесской Республики;
2) нормативных правовых актов органов местного самоуправления Карачаево-Черкесской Республики.
Конституционный Суд по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона и иного нормативного правового акта Карачаево-Черкесской Республики, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.
4. По вопросам своей внутренней деятельности Конституционный Суд принимает Регламент Конституционного Суда Карачаево-Черкесской Республики.
Статья 3. Основные начала деятельности Конституционного Суда
1. Конституционный Суд решает дела, отнесенные к его ведению, исключительно по вопросам права, не вмешиваясь в решение политических вопросов.
2. Конституционный Суд не вправе вмешиваться в компетенцию федеральных судов и мировых судей. Конституционный Суд при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.
Статья 4. Состав, порядок образования и срок полномочий Конституционного Суда
1. Конституционный Суд состоит из пяти судей, назначаемых Народным Собранием (Парламентом) Карачаево-Черкесской Республики.
2. Конституционный Суд вправе осуществлять правосудие при наличии в его составе не менее четырех судей.
3. Полномочия Конституционного Суда не ограничены определенным сроком.
Статья 5. Обязательность решений Конституционного Суда
1. Вступившие в силу решения Конституционного Суда, а также его законные распоряжения, требования, поручения, вызовы, запросы и обращения, вынесенные по вопросам, отнесенным к его подведомственности, обязательны для органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Карачаево-Черкесской Республики.
2. Неисполнение решений Конституционного Суда, а равно иное проявление неуважения к Конституционному Суду влекут ответственность, предусмотренную федеральными законами и законами Карачаево-Черкесской Республики.
3. Правовые акты либо отдельные их части, признанные Конституционным Судом противоречащими Конституции Карачаево-Черкесской Республики, признаются не подлежащими применению со дня провозглашения решения Конституционного Суда.
В случае, если решением Конституционного Суда нормативный правовой акт либо отдельные его части признаны не соответствующими Конституции Карачаево-Черкесской Республики, соответствующие органы государственной власти Карачаево-Черкесской Республики и их должностные лица, органы местного самоуправления и их должностные лица в течение трех месяцев со дня опубликования решения Конституционного Суда обязаны принять меры по приведению указанного нормативного правового акта либо отдельной его части в соответствие с Конституцией Карачаево-Черкесской Республики.
Статья 6. Гарантии деятельности Конституционного Суда
1. Конституционный Суд независим в организационном, финансовом и материально-техническом отношениях от любых других органов. В республиканском бюджете предусматриваются отдельной строкой средства, необходимые для обеспечения деятельности Конституционного Суда. Размер средств, выделяемых на содержание Конституционного Суда, не может быть уменьшен по сравнению с предыдущим финансовым годом.
Председатель Конституционного Суда вправе участвовать в обсуждении вопросов финансирования Конституционного Суда на заседании Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики.
Смета расходов на содержание Конституционного Суда утверждается его Председателем. Конституционный Суд самостоятельно распоряжается своими средствами и перераспределяет их в рамках сметы.
2. Конституционный Суд самостоятельно и независимо осуществляет информационное и кадровое обеспечение своей деятельности.
3. Имущество, переданное Конституционному Суду для осуществления его деятельности, является государственной собственностью Карачаево-Черкесской Республики и закрепляется за ним на праве оперативного управления.
Глава 2. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА
Статья 7. Независимость Конституционного Суда
1. Судьи Конституционного Суда независимы и руководствуются при осуществлении своих полномочий федеральным законодательством, Конституцией Карачаево-Черкесской Республики и настоящим Законом.
2. В своей деятельности судьи Конституционного Суда выступают только в личном качестве и не представляют каких бы то ни было государственных или общественных органов, политических партий, движений и блоков, государственных, общественных, иных организаций. Решения Конституционного Суда выражают свободную от политических пристрастий правовую позицию судей, соответствующую Конституции Российской Федерации и Конституции Карачаево-Черкесской Республики.
3. Судьи Конституционного Суда принимают решения и выносят постановления в условиях, исключающих какое бы то ни было воздействие на свободу их волеизъявления. Они не вправе запрашивать или получать любые указания по вопросам, принятым к предварительному изучению либо рассматриваемым Конституционным Судом.
4. Вмешательство в деятельность Конституционного Суда не допускается и влечет за собой предусмотренную действующим законодательством ответственность.
Статья 8. Коллегиальность
Рассмотрение дел и вопросов и принятие постановлений по ним производится Конституционным Судом коллегиально. Решение принимается только теми судьями, которые участвовали в рассмотрении дела в судебном заседании.
Статья 9. Гласность
1. Рассмотрение дел в заседаниях Конституционного Суда открытое. Проведение закрытых заседаний допускается лишь в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
2. При разбирательстве дела в судебном заседании присутствуют стороны и их представители, а в необходимых случаях также свидетели, эксперты и переводчики.
3. Решения, принятые как в открытых, так и в закрытых заседаниях провозглашаются публично.
Статья 10. Устность, непосредственность, непрерывность разбирательства
1. Разбирательство на заседаниях Конституционного Суда происходит устно и при неизменном составе судей. В случае замены одного из судей в процессе рассмотрения дела разбирательство дела должно быть произведено с самого начала.
2. Конституционный Суд обязан непосредственно исследовать имеющиеся в рассматриваемом деле документы, заслушать объяснения сторон, заключения экспертов, показания свидетелей.
3. Заседание Конституционного Суда по каждому делу происходит непрерывно, за исключением времени, предназначенного для отдыха или необходимого для подготовки участников процесса к дальнейшему разбирательству, а также для устранения обстоятельств, препятствующих нормальному ходу заседания.
До окончания рассмотрения начатого дела или до отложения его слушания Конституционный Суд не вправе рассматривать другие дела, отнесенные федеральным законодательством и настоящим Законом к его компетенции.
Статья 11. Язык производства в Конституционном Суде
Производство в Конституционном Суде ведется на русском языке.
Участникам процесса, не владеющим русским языком, обеспечивается право давать объяснения на родном языке и пользоваться услугами переводчика. Судебные документы вручаются таким лицам в переводе на родном языке.
Статья 12. Состязательность и равноправие сторон
Стороны пользуются равными правами и возможностями по представлению доказательств, участию в их исследовании, отстаиванию своей позиции по делу на основе состязательности.
Конституционный Суд, сохраняя беспристрастность, создает необходимые условия для осуществления сторонами их прав и выполнения обязанностей, оказывает им содействие в истребовании материалов в случаях, когда по объективным причинам стороны лишены возможности получить требуемую информацию.
Глава 3. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СУДЬИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА
Статья 13. Судьи Конституционного Суда Карачаево-Черкесской Республики
1. Судьи Конституционного Суда Карачаево-Черкесской Республики являются носителями судебной власти, осуществляемой в форме конституционного судопроизводства.
2.Правовое положение судьи Конституционного Суда Карачаево-Черкесской Республики определяется федеральным законодательством, Конституцией Карачаево-Черкесской Республики и настоящим Законом.
Статья 14. Требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи Конституционного Суда
Судьей Конституционного Суда может быть гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста 25 лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права.
Признанная высокая квалификация предполагает наличие опыта (не менее трех лет) работы на должностях, непосредственно связанных с защитой прав и законных интересов граждан и юридических лиц, укреплением законно-
сти и правопорядка, требующих знаний в различных отраслях права и умений применять их на практике либо наличие опыта (не менее трех лет) в сфере законотворчества либо наличие звания "Заслуженный юрист Российской Федерации" или ученой степени (ученого звания) в области права.
Статья 15. Порядок назначения на должность судьи Конституционного Суда
1. Судьи Конституционного Суда назначаются на должность Народным Собранием (Парламентом) Карачаево-Черкесской Республики по представлению Главы Карачаево-Черкесской Республики.
Предложения о кандидатах на должность судьи Конституционного Суда могут вноситься Главе Карачаево-Черкесской Республики депутатской группой численностью не менее 1/3 от установленного числа депутатов Народного Собрания (Парламента), представительными органами местного самоуправления Карачаево-Черкесской Республики, Верховным Судом Карачаево-Черкесской Республики, Арбитражным судом Карачаево-Черкесской Республики, Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике, юридическими научными и учебными заведениями, находящимися на территории Карачаево-Черкесской Республики, объединениями профессиональных юристов, действующими на территории Карачаево-Черкесской Республики.
2. На должность судьи Конституционного Суда может быть предложено несколько кандидатур.
3. Глава Карачаево-Черкесской Республики в устанавливаемом им порядке осуществляет отбор кандидатов на должность судьи Конституционного Суда на конкурсной основе из числа лиц, соответствующих требованиям статьи 14 настоящего Закона, и вносит отобранные кандидатуры на рассмотрение Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики.
Количество представленных Главой Карачаево-Черкесской Республики в Народное Собрание (Парламент) кандидатур должно соответствовать количеству вакантных мест на должность судьи Конституционного Суда.
4. Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики рассматривает вопрос о назначении на должность судьи Конституционного Суда на очередной сессии.