Недействующий

 
ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 декабря 2003 года N 782-ПП

О КОНЦЕПЦИИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ЖИТЕЛЯМ СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

____________________________________________________________________

Утратил силу на основании Постановления Правительства Свердловской области от 12.04.2019 N 227-ПП.

____________________________________________________________________

(в редакции Постановления Правительства Свердловской области от 29.03.2010 N 493-ПП)


Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 05.11.97 N 1387 "О Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации" и Постановления Правительства Свердловской области от 03.04.2003 N 179-ПП "О Концепции развития здравоохранения Свердловской области на 2003 - 2010 годы" (Собрание законодательства Свердловской области, 2003, N 4, ст. 304) и с целью совершенствования медицинской помощи жителям сельских поселений Правительство Свердловской области постановляет:

1. Одобрить Концепцию совершенствования медицинской помощи жителям сельских поселений в Свердловской области (далее Концепция) (прилагается).

2. Министерству здравоохранения Свердловской области (Скляр М.С.), Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Свердловской области (Чарный Б.И.) при планировании мероприятий по вопросам здравоохранения в сельских поселениях в Свердловской области руководствоваться положениями Концепции, одобренной настоящим Постановлением.

3. Возложить на Министерство здравоохранения Свердловской области (Скляр М.С.) организационно-методическое обеспечение реализации Концепции.

4. Рекомендовать главам муниципальных образований в Свердловской области при планировании мероприятий по вопросам здравоохранения в сельских поселениях руководствоваться положениями Концепции, одобренной настоящим Постановлением.

5. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя председателя Правительства Свердловской области по социальной политике Спектора С.И.

6. Настоящее Постановление опубликовать в "Областной газете".


Председатель Правительства
Свердловской области
А.П.ВОРОБЬЕВ



К Постановлению
Правительства Свердловской области
от 18 декабря 2003 года N 782-ПП

КОНЦЕПЦИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ЖИТЕЛЯМ СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(в редакции Постановления Правительства Свердловской области от 29.03.2010 N 493-ПП)

Глава 1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ РАЗРАБОТКОЙ КОНЦЕПЦИИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ЖИТЕЛЯМ СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ


В последние годы в здравоохранении Свердловской области наиболее актуальными являются вопросы медицинской помощи жителям сельских поселений.

Традиционно к сельским территориям относят 30 муниципальных образований в Свердловской области, где проживают 1149800 человек, что составляет 25,3 процента от общей численности населения области.

Здравоохранение этих территорий представлено 28 центральными районными больницами, 1 центральной районной поликлиникой, 63 городскими, районными, поселковыми и участковыми больницами, 37 сельскими врачебными амбулаториями, 697 фельдшерско-акушерскими пунктами, в которых работают 796 врачей и 1513 специалистов со средним медицинским образованием. Укомплектованность врачебными кадрами составляет 51,3 процента. Показатель обеспеченности врачами - 6,9 на 10000 жителей (при областном показателе - 34,7 на 10000 жителей).

К особенностям системы организации здравоохранения в сельских поселениях в Свердловской области относят следующие:

1) неоднородность органов управления здравоохранением и структуры учреждений:

функции органа управления возложены на центральную районную больницу (в 28 муниципальных образованиях), центральную районную поликлинику (муниципальное образование Серовский район), управление здравоохранения (муниципальное образование Пригородный район);

65 медицинских учреждений (49,6 процента) являются самостоятельными юридическими лицами, остальные являются структурными подразделениями медицинских учреждений;

2) различная мощность центральных районных больниц, зависящая от численности населения, обуславливает разные возможности по оснащению, а значит и доступности тех или иных видов медицинской помощи;

3) значительно изношенная материально-техническая база. Так, из 707 зданий медицинских учреждений износ до 50 процентов выявлен в 356 зданиях (50 процентов), от 50 до 80 процентов - в 165 (24 процента) и в 186 зданиях (26 процентов) медицинских учреждений изношенность составляет от 80 до 100 процентов. Аналогичным образом выглядит ситуация и с медицинским оборудованием;

4) низкая укомплектованность врачами, широкое использование лиц, имеющих среднее медицинское образование, для оказания всех видов медицинской помощи;

5) укоренение системы пассивной обращаемости населения за медицинской помощью только при развитии заболевания.

К числу особенностей следует отнести и специфику социально-экономических, бытовых факторов и условий жизни в сельской местности: отдаленность и "разбросанность" населенных пунктов от районного центра; низкая обеспеченность транспортом и трудности с дорожным сообщением и связью; низкий уровень доходов населения; сезонный характер работ на селе и особенности сельскохозяйственного труда - непосредственное воздействие климатических условий, высокая доля физического труда.

Одним из вариантов решения проблем сельского здравоохранения является разработка и реализация Концепции совершенствования медицинской помощи жителям сельских поселений в Свердловской области (далее - Концепция), продиктованные результатами анализа сложившейся в настоящее время системы медицинской помощи в сельских поселениях Свердловской области.

Существующая система не в полной мере удовлетворяет насущным потребностям населения, не способствует снижению заболеваемости, обеспечению доступности, повышению эффективности и качества медицинской помощи, особенно на догоспитальном этапе, рациональному использованию ресурсов, ежегодно направляемых на финансирование здравоохранения.

Предлагаемая реорганизация медицинской помощи базируется на внедрении новой модели деятельности системы сельского здравоохранения, основу которой составляет общая врачебная практика (семейная медицина), прообразом которой явилась самобытная и оригинальная форма медицинского обслуживания в России - земская медицина. Лига Наций в 1934 году признала земскую медицину наиболее рациональной формой организации первичной медицинской помощи населению. Система предполагает, что этапность оказания медицинской помощи будет осуществляться следующим образом.

Важнейшим первичным врачебным этапом в системе учреждений, обслуживающих сельское население, целесообразно сделать общие врачебные практики (семейная медицина).

Общая врачебная практика (семейная медицина) представляет собой отделение общей врачебной практики, оказывающее амбулаторную плановую и неотложную медицинскую помощь, в том числе в условиях дневного стационара. Возглавляет работу врач общей практики, являющийся и организатором здравоохранения в зоне своей деятельности (территориального участка), в которую входят фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты (если таковые имеются), расположенные на территории участка.

Вторым этапом оказания врачебной помощи становится центральная районная больница муниципального образования.

Третий этап - оказание специализированной помощи в межрайонных (окружных) специализированных учреждениях.

Четвертый этап - областные больницы, областные специализированные медицинские учреждения (центры).

Полномасштабное развитие проекта по совершенствованию первичной медицинской помощи сельскому населению было закреплено Постановлением Правительства Свердловской области от 23.08.2002 N 1172-ПП "О Концепции развития общих врачебных практик (семейной медицины) в муниципальном образовании Алапаевский район" (Собрание законодательства Свердловской области, 2002, N 8, ст. 1182). Реализация постановления доказала целесообразность оказания медицинской помощи населению сельских поселений по принципу общей врачебной практики (семейной медицины).

Первая практика в Свердловской области начала свою деятельность в 1996 году в селе Камышево Белоярского района. Сегодня в соответствии с лицензионными условиями функционируют 10 практик: в селе Камышево муниципального образования Белоярский район, в селах Кировское, Костино, Голубковское, Санкино, Деево, Коптелово, Махнево муниципального образования Алапаевский район. Общая численность прикрепленного населения составляет 20790 человек.

Анализ деятельности общей врачебной практики в муниципальных образованиях Белоярский район и Алапаевский район свидетельствует о следующих позитивных изменениях:

улучшилась доступность и спектр оказания лечебной и диагностической помощи населению независимо от пола и возраста (включая помощь детям, беременным женщинам);

повысилась эффективность использования ресурсов здравоохранения;

уменьшились структурные диспропорции в организации медицинской помощи (снизились уровень госпитализаций в круглосуточный стационар центральной районной больницы и количество вызовов скорой медицинской помощи, уменьшилось количество консультаций узкими специалистами без ущерба для больных);

существенно увеличился уровень оплаты труда в первичном звене здравоохранения;

повысилась заинтересованность медицинских работников в результатах труда;

появилась возможность реализации творческого потенциала медицинских работников сельской местности.

Таким образом, результаты деятельности общих врачебных практик в муниципальных образованиях Белоярский район и Алапаевский район позволяют говорить о положительном опыте и необходимости продолжения развития общих врачебных практик в других сельских поселениях области.

Реализация настоящей Концепции направлена на улучшение здоровья населения, увеличение продолжительности и качества жизни за счет обеспечения доступной и квалифицированной медицинской помощи сельскому населению путем организации первичного звена по принципу работы врача общей практики (семейного врача) и повышение эффективности всей системы здравоохранения сельских поселений.

Для этого необходимо решение следующих задач:

1) обеспечение государственных гарантий доступной и бесплатной медицинской помощи сельскому населению в объеме утверждаемой ежегодно Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим в Свердловской области, бесплатной медицинской помощи в соответствии с целевыми программами здравоохранения области;

2) создание системы мониторинга состояния здоровья сельского населения на основе современных информационных технологий;

3) реализация оптимального подхода к первичной медико-санитарной помощи путем организации первичного звена по принципу работы врача общей практики (семейного врача) и совершенствования взаимодействия всех звеньев здравоохранения сельских поселений (скорая медицинская помощь - общая врачебная практика с фельдшерско-акушерскими пунктами - поликлиника, стационар и выездная поликлиника центральной районной больницы - межрайонные (окружные) центры);

4) совершенствование взаимодействия между учреждениями здравоохранения сельских поселений и областными лечебно-профилактическими учреждениями и областными специализированными центрами;

5) увеличение объемов и эффективности мероприятий по медицинской профилактике среди сельского населения;

6) повышение эффективности использования ресурсов за счет внедрения рациональной модели финансирования сельских общеврачебных практик и всей территориальной системы здравоохранения муниципального образования;

7) подготовка кадров врачей и медицинских работников, имеющих среднее медицинское образование, для семейных практик и закрепление их на селе;

8) оснащение отделений семейной медицины необходимым медицинским оборудованием и оргтехникой для внедрения современных организационных и медицинских технологий;

9) формирование у сельских жителей мотивации к укреплению и сохранению своего здоровья.

Актуальность и новизна Концепции заключается в совершенствовании оказания первичной медико-санитарной помощи сельскому населению в Свердловской области на основе развития общих врачебных практик (семейной медицины), ориентированных на гарантированное удовлетворение населения в первичной медико-санитарной помощи надлежащего качества и рациональное использование ресурсов отрасли.

Экономическая целесообразность Концепции обеспечивается рациональным использованием финансовых средств здравоохранения, основанным на изменении структуры медицинской помощи, с переориентацией от "затратной" стационарной помощи на более экономичную амбулаторную медицинскую помощь и профилактическое обслуживание населения.

Успешное решение проблем сельского здравоохранения возможно только в рамках реализации Концепции.

Основанием для разработки Концепции являются:

Постановление Правительства Российской Федерации от 05.11.97 N 1387 "О концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации";

Постановление Правительства Свердловской области от 04.01.2001 N 8-ПП "О Концепции реформирования амбулаторно-поликлинической помощи в здравоохранении Свердловской области" (Собрание законодательства Свердловской области, 2001, N 1, ст. 101);

Постановление Правительства Свердловской области от 03.04.2003 N 179-ПП "О Концепции развития здравоохранения Свердловской области на 2003 - 2010 годы" (Собрание законодательства Свердловской области, 2003, N 4, ст. 304);

Решение коллегии Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.01.2002 протокол N 1 "О ходе выполнения отраслевой программы "Общая (семейная) врачебная практика";

Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.11.2002 N 350 "О совершенствовании амбулаторно-поликлинической помощи населению Российской Федерации";

Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.03.2003 N 112 "О штатных нормативах центра, отделения общей врачебной (семейной) практики".

Глава 2. ЦЕЛЬ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ФЕЛЬДШЕРСКО-АКУШЕРСКИХ (ФЕЛЬДШЕРСКИХ) ПУНКТОВ


В настоящее время в Свердловской области на территории 30 муниципальных образований функционируют 697 фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов. 1080 фельдшеров, акушерок, медицинских сестер и зубных врачей обеспечивают медицинскую помощь населению сельских поселений.

Жизненная необходимость и социальная значимость фельдшерско-акушерских (фельдшерских) пунктов для населения области обусловлена, прежде всего, географической отдаленностью многих сельских поселений от центральных районных и участковых больниц. Учитывая недостаточное транспортное обеспечение, суровые климатические условия, не очень хорошие дороги, для жителей таких поселков становится проблематичным получение не только врачебной помощи, но и просто медицинской помощи при отсутствии фельдшерско-акушерских пунктов.

Материально-техническая база фельдшерско-акушерских (фельдшерских) пунктов требует обновления и пополнения.

Еще одной проблемой является многообразие форм управления фельдшерско-акушерскими (фельдшерскими) пунктами. На одной и той же территории они могут быть в управлении или центральной районной больницы, или участковой больницы, или главы администрации. Отсутствие единой системы управления создает серьезные трудности в вопросах материально-технического обеспечения, организационно-методического руководства.

В связи с вышесказанным предлагаемая модель организации деятельности фельдшерско-акушерских (фельдшерских) пунктов в составе общей врачебной практики позволит изменить существующее положение дел и оказывать существенное положительное влияние на состояние здоровья обслуживаемого населения.

В этом случае деятельность фельдшерско-акушерских (фельдшерских) пунктов в составе общей врачебной практики позволит приблизить врачебную помощь к населению.

Работа, выполняемая на фельдшерско-акушерских (фельдшерских) пунктах, включает следующие основные разделы:

1) лечебно-профилактическая работа в пределах компетенции и прав фельдшера и акушерки:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»