Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 сентября 2003 года N 259


Об утверждении республиканской программы "Совершенствование инвестиционной привлекательности Республики Алтай на 2004-2010 годы"

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Республики Алтай от 19 октября 2007 года N 210
____________________________________________________________________     

____________________________________________________________________

Действие  настоящего постановления приостановлено:

с 1 января по 31 декабря 2005 года - Закон Республики Алтай от 29.12.2004 N 66-РЗ,

с 1 января по 31 декабря 2007 года - Закон Республики Алтай от 25.12.2006 N 95-РЗ,

с 1 января по 31 декабря 2008 года - Закон Республики Алтай от 24.12.2007 N 83-РЗ.

____________________________________________________________________


Правительство Республики Алтай

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую республиканскую программу "Совершенствование инвестиционной привлекательности Республики Алтай на 2004-2010 годы".

2. Министерству финансов Республики Алтай (Альпимов У.) при формировании республиканского бюджета на 2004-2010 годы предусматривать средства, необходимые для реализации Программы в пределах возможности доходов республиканского бюджета.

3. Комитету по инвестиционной политике Республики Алтай (Антарадонов Ю.В.) предоставлять на рассмотрение Правительства Республики Алтай ежегодно до 1 июля информацию о ходе реализации Программы.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Первого заместителя Председателя Правительства Республики Алтай Тайтакова Н.М.

Глава Республики Алтай,
Председатель Правительства
Республики Алтай
М.И.Лапшин

     

     

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Республики Алтай
от 17 сентября 2003 года N 259

     
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ПРОГРАММА
"Совершенствование инвестиционной привлекательности Республики Алтай на 2004-2010 годы"

Паспорт программы

Наименование Программы

Республиканская программа "Совершенствование инвестиционной привлекательности Республики Алтай на 2004-2010 годы"

Основание для разработки Программы

Распоряжение Правительства Республики Алтай от 5 марта 2003 года N 99-р

Государственный заказчик Программы

Комитет по инвестиционной политике Республики Алтай

Основные разработчики

Рабочая группа, утвержденная распоряжением Правительства Республики Алтай от 5 марта 2003 года N 99-р, Комитет по инвестиционной политике Республики Алтай

Основная цель Программы

Повышение уровня благосостояния населения Республики Алтай путем привлечения прямых инвестиций

Основные задачи Программы

- Развитие инфраструктуры, способствующей инвестиционной активности;

- формирование благоприятной инвестиционной среды;

- развитие кредитно-финансовых механизмов и имущественная поддержка субъектов инвестиционной деятельности

Сроки и этапы реализации Программы

Программа осуществляется в 2004-2010 годы и реализуется в три этапа - 2004-2006, 2007-2008 и 2009-2010 годы

Исполнители мероприятий Программы

Министерство экономического развития, торговли и предпринимательства Республики Алтай, Комитет по инвестиционной политике Республики Алтай, Министерство имущественных отношений Республики Алтай, Министерство образования и науки Республики Алтай

Предполагаемые участники Программы

Управление Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по Республике Алтай, органы местного самоуправления города, районов Республики Алтай, Управление Министерства антимонопольной политики Российской Федерации по Республике Алтай, ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию"

Объемы и источники финансирования

Суммарный объем финансирования в 2004-2010 годы составляет 525,7 млн.руб., в том числе:

- республиканский бюджет - 148 млн.руб.;

- другие источники финансирования - 377,7 млн.руб.

Система организации контроля за исполнением Программы

Исполнители направляют отчет о ходе реализации мероприятий в адрес Комитета по инвестиционной политике Республики Алтай по истечении сроков, указанных в Программе. Контроль за реализацией Программы осуществляет Правительство Республики Алтай

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

- Повышение инвестиционной привлекательности республики для отечественных и иностранных инвесторов;

- повышение позиций республики в рейтинге инвестиционной привлекательности российских регионов;

- снижение уровня безработицы;

- увеличение налогооблагаемой базы.

     
Содержание

          

Паспорт Программы

1. Введение

2. Предпосылки роста активности инвестиционной деятельности в Республике Алтай

3. Основные проблемы развития инвестиционной деятельности

4. Создание благоприятного инвестиционного климата

5. Факторы инвестиционной привлекательности

6. Система программных мероприятий

7. Механизм реализации Программы

8. Ресурсное обеспечение Программы

9. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

     
1. Введение


Целью инвестиционной политики Республики Алтай является обеспечение экономического роста, повышения эффективности экономики и уровня жизни населения. Данная Программа является естественным продолжением политики Правительства Республики Алтай в сфере привлечения инвестиций.

Ключевыми приоритетами в экономике республики являются повышение инвестиционной привлекательности республики, активная поддержка высокоэффективных инвестиционных проектов по производству конкурентоспособной продукции и услуг, совершенствование механизма привлечения и использования средств коммерческих банков и других кредитных организаций, предприятий и населения, иностранных инвесторов.

Задачей инвестиционной политики является достижение устойчивых темпов роста совокупных инвестиций и формирование условий для технологического обновления основного капитала и воспроизводства конкурентоспособной продукции и услуг.

Программа повышения инвестиционной привлекательности Республики Алтай является составной частью Комплексной программы социально-экономического развития Республики Алтай, конкретизирует и развивает ее основные положения, касающиеся создания условий для привлечения инвестиций в экономику и социальную сферу республики. При долгосрочности программы вполне логична ее корректировка, дополнение и уточнение в соответствии с текущими условиями и предпосылками. Программа направлена на решение следующих основных задач:

разработка и совершенствование нормативно-правовой основы в инвестиционной сфере;

проведение мероприятий по созданию инвестиционно привлекательного имиджа республики;

создание условий и правовых гарантий для привлечения инвестиций, обеспечения прав и защиты имущественной, финансовой, интеллектуальной и иной собственности инвесторов;

концентрация средств в стратегических, бюджетообразующих, высокотехнологичных, наукоемких отраслях для обеспечения выпуска конкурентоспособной продукции и услуг;

участие в финансировании инвестиционных проектов, имеющих приоритетный характер для экономики республики.

Программа содержит конкретные взаимоувязанные практические меры, направленные на повышение инвестиционной привлекательности республики и создание конкретных механизмов по поиску инвестиционных ресурсов и реализации проектов.

2. Предпосылки роста активности инвестиционной деятельности в Республике Алтай


Важнейший показатель общеэкономической, социальной ситуации и перспектив развития республики - состояние инвестиционного климата, основными составляющими которого являются инвестиционный потенциал и инвестиционный риск. Согласно инвестиционному рейтингу регионов России за 2001-2002 годы, опубликованному аналитическим журналом "Эксперт" (N 45 от 02.12.2002), Республика Алтай входит в группу регионов, в которых происходит снижение риска при росте потенциала за 1997/1998-2001/2002 годы.

При всей положительной тенденции, Республика Алтай пока еще входит в число регионов со средними трудовым, потребительским, инфраструктурным, финансовым и институциональным потенциалами.

Более динамичным показателем инвестиционного климата республики является инвестиционный риск. За анализируемый период ситуация с рисками в республике улучшилась. Наиболее высокие ранги составляющих инвестиционного риска: законодательный (5 место) и экологический (6 место). Комплексный показатель инвестиционного риска республики снизился: с 40 до 35 места среди субъектов Российской Федерации. В области инвестиционного потенциала основная задача состоит в сохранении уже достигнутых результатов и наиболее полном раскрытии потенциала для инвесторов.

Созданы базовые условия для развития инвестиционной деятельности в Республике Алтай: разработана нормативная база инвестиционной деятельности - Закон Республики Алтай от 5 июня 2002 года N 5-31 "Об инвестиционной деятельности в Республике Алтай", Закон Республики Алтай от 5 июня 2002 года N 5-33 "О налоговых льготах, предоставляемых социальным инвесторам в Республике Алтай".

В соответствии с Законами Республики Алтай от 5 июня 2002 года N 5-31 "Об инвестиционной деятельности в Республике Алтай", от 5 июня 2002 года N 5-33 "О налоговых льготах, предоставляемых социальным инвесторам в Республике Алтай" инвесторы имеют право на:

а) получение льгот по налогу на прибыль, на имущество, льготы по транспортному налогу (по шкале в зависимости от вида транспорта), освобождение от уплаты местных налогов и сборов;

б) получение субсидий в размере уплаты части единого налога, поступающей в республиканский бюджет (для социальных инвесторов, применяющих упрощенную систему налогообложения).

В настоящее время нарабатывается правоприменительная практика реализации инвестиционной законодательной базы Республики Алтай.

Постановлением Правительства Республики Алтай от 16 сентября 2002 года N 266 утверждена инвестиционная программа в социальной сфере на 2002-2003 годы, ежегодный план вложений в объекты капитального строительства социальной сферы Республики Алтай.

В целях повышения инвестиционной привлекательности республики разработан и в настоящее время поддерживается официальный сайт Правительства Республики Алтай. Для стимулирования привлечения инвестиций в экономику республики на сайте предусмотрен раздел, посвященный инвестициям, в котором размещены новости, инвестиционное законодательство, аналитические материалы об инвестиционной ситуации в Республике Алтай, информация о работающих в республике страховых компаниях, юридических конторах. Для потенциальных инвесторов представлены базы данных инвестиционных проектов Республики Алтай.

Одним из актуальных и эффективно действующих механизмов стимулирования инвестиций в настоящее время является компенсация части процентной ставки за счет республиканского бюджета по кредитам, выдаваемым коммерческими банками на развитие предприятий. Этот механизм эффективен не только для крупных предприятий, но также для средних и мелких. Данный вид поддержки применяется в рамках программ поддержки малого предпринимательства, агропромышленного комплекса и легкой промышленности.

К настоящему времени в Республике Алтай уже сложилась базовая инвестиционная инфраструктура - совокупность организаций, обслуживающих и способствующих привлечению социальных инвесторов. Однако, по-прежнему сохраняет свою актуальность необходимость ее дальнейшего развития и совершенствования.

Важнейшим элементом инвестиционной инфраструктуры является банковская система. В Республике Алтай работают 7 кредитных организаций и филиалов. На 1 мая 2003 года вложение средств составило - 843 млн.руб., из них привлеченные средства (остатки, депозит, инвестиции) - 698 млн.руб., собственные - 145 млн.руб., Сбербанк Российской Федерации и филиал ОАО "Банк Зенит" - 24 млн.руб., остальные банки - 121 млн.руб.

Большинство кредитных организаций являются универсальными и представляют полный перечень банковских услуг. Спектр инструментов помощи предприятиям в привлечении дополнительных средств велик: кредитная линия, овердрафт, документарные операции.

Следующий элемент инвестиционной инфраструктуры - страховой сектор, который позволяет аккумулировать долгосрочные инвестиционные ресурсы путем трансформации сбережений населения в долгосрочные инвестиции с использованием механизмов долгосрочного страхования жизни. В настоящее время страховой рынок услуг находится в стадии становления. Но уже сейчас страховой сектор на территории Республики Алтай представлен 7 страховщиками. Спектр услуг достаточно широк: более 40 видов страхования различного рода рисков.

В целях активизации инвестиционной деятельности в республике необходимо введение следующих механизмов, направленных на привлечение денежных средств в реальный сектор экономики республики:

финансовый лизинг. Лизинговые операции способны повысить доступность объектов инвестирования хозяйствующим субъектам. Эффективная работа данного механизма связана с отменой НДС по данным банковским операциям;

ипотечное кредитование. Данный вид банковских операций связан с автоматизацией учета имущества и сделок с ним. Для этой цели необходимо ускорить реализацию нормативных документов и программы по формированию единой системы учета и регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

необходимо расширить залоговые формы для кредитов, выдаваемых банками республики коммерческим организациям на регулирование ликвидности. Данная мера позволит отвлечь денежные средства кредитных организаций от вложений в ценные бумаги и направить высвобожденные средства на инвестирование в экономику республики. Использование этого механизма позволит привлечь свободные денежные средства на реализацию конкретных инвестиционных проектов под залог материальных и товарных ресурсов предприятий республики;

создание системы рейтинговой оценки предприятий республики, строящейся на финансово-экономических показателях, позволит упростить процедуру получения кредитов.

Дополнительным источником финансирования капитальных вложений являются средства населения, направляемые на индивидуальное жилищное строительство, доля которых в общем объеме инвестиций ежегодно имеет тенденцию к увеличению.

3. Основные проблемы развития инвестиционной деятельности


Республика Алтай обладает большим природным потенциалом - гидроресурсы, минеральное сырье, лес, биоресурсы для отдыха и туризма. Однако на процесс развития инвестиционной деятельности оказывают влияние следующие проблемы:

- проблемы в инвестиционной сфере на общефедеральном уровне, в том числе:

- высокая стоимость кредитных ресурсов в банковской системе Российской Федерации и их краткосрочность;

- сохраняющийся высокий уровень политического риска;

- низкий международный кредитный рейтинг России;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»