Недействующий

ЗАКОН

РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

от 27 декабря 2002 года N 296-зс

Об утверждении программы развития малого предпринимательства в Ростовской области на 2003-2005 годы

Принят

Законодательным Собранием

10 декабря 2002 года

(ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:

Областной закон от 16.06.2003 N 7-ЗС, НГР:ru61000200300139;

Областной закон от 31.12.2003 N 79-ЗС, НГР:ru61000200300336;

Областной закон от 22.10.2004 N 181-ЗС, НГР:ru61000200400254;

Областной закон от 08.06.2005 N 336-ЗС, НГР:ru61000200500131;

Областной закон от 07.10.2005 N 365-ЗС, НГР:ru61000200500213:

Областной закон от 21.12.2005 N 418-ЗС, НГР:ru61000200500310).

Статья 1. Утвердить прилагаемую программу развития малого предпринимательства в Ростовской области на 2003-2005 годы.

Статья 2. Настоящий Областной закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Глава Администрации (Губернатор)

Ростовской области

В.Чуб

г.Ростов-на-Дону

27 декабря 2002 года

N 296-ЗС

Приложение

к Областному закону

"Об утверждении программы

развития малого предпринимательства

в Ростовской области

на 2003-2005 годы"

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2003-2005 ГОДЫ г.Ростов-на-Дону 2002 год

Паспорт программы развития малого предпринимательства в Ростовской области на 2003-2005 годы


Наименование  Программы

Программа развития малого предпринимательства в  Ростовской области на 2003-2005 годы (далее - Программа)

Наименование документов, регламентирующих разработку  Программы

Областной закон "О поддержке малого  предпринимательства в Ростовской области\" от 16.06.1997 N 40-ЗС.  Решение коллегии Адм инистрации области от 17 июня  2002 года.

Государственный заказчик Программы

Администрация Ростовской области

Заказчик работ по выполнению Программы

Министерство экономики, торговли, международных и  внешнеэкономических связей Ростовской области

Разработчик проекта и ответственный исполнитель  Программы

Министерство экономики, торговли, международных и  внешнеэкономических связей Ростовской области (управление развития малого  предпринимательства и международных связей)

Цель Программы

- рост числа субъектов малого бизнеса с одновременным  увеличением количества рабочих мест, организацией предпринимательской деятельности  незанятым населением, увеличением налоговых поступлений в бюджеты всех  уровней и доли в выпуске продукции (работ, услуг).  - выравнивание потенциала и условий для развития  малого предпринимательства в различных территориях области.

Задачи Программы

- разработка мер по адресной поддержке  предпринимателей и малых предприятий;
 - снижение уровня административных барьеров;
 - формирование конкурентной среды;
 - поддержка отечественных товаропроизводителей,  продвижение их продукции на межрегиональный и международный рынок;
 - создание и развитие объектов инфраструктуры для  обеспечения цивилизованных форм развития бизнеса;
 - расширение информационно-консультационного поля в  сфере предпринимательства;
 - обеспечение занятости населения и повышение уровня  его благосостояния;
 - определение приоритетных отраслей для оказания  поддержки в их развитии.

Контингент охвата Программой

I. По организационной форме:  Малые предприятия  Предприниматели без образования юридического лица  Крестьянские (фермерские) хозяйства  II. По уровню развития предпринимательской  деятельности:  Начинающие предприниматели.  Развивающиеся предприниматели.  Успешно действующие предприниматели.

Период реализации Программы

2003-2005 годы

Перечень основных разделов Программы

Совершенствование действующего законодательства;
 Применение финансовых технологий поддержки малого  предпринимательства;
 Поддержка инвестиционно-инновационной деятельности  субъектов малого предпринимательства;
 Имущественная поддержка субъектов малого  предпринимательства;
 Развитие сети инфраструктуры поддержки малого  предпринимательства  Подготовка кадров для сферы малого  предпринимательства, методическое и информационное обеспечение малого  бизнеса;
 Устранение административных барьеров на пути развития  предпринимательства  Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и других  субъектов малого предпринимательства в АПК;
 Оказание государственной поддержки малого  предпринимательства в шахтерских территориях области

Объем и источники  финансирования мероприятий Программы

ВСЕГО: 9867928,74  тыс.руб.,  (в редакции  Областных законов от 22.10.2004 N 181-ЗС , НГР:ru61000200400254 ;
от  08.06.2005 N 336-ЗС, НГР:ru61000200500131 , от  07.10.2005 N 365-ЗС, НГР:ru61000200500213 ).  в том числе:  Средства  муниципальных бюджетов - после утверждения соответствующих бюджетов;
 Средства  областного бюджета - 119120 тыс.руб.;
 (в редакции  Областных законов от 22.10.2004 N 181-ЗС, НГР:ru61000200400254 ;
 от 08.06.2005 N 336-ЗС, НГР:ru61000200500131 ).  Средства  федерального бюджета - 16258,74тыс.руб.;
 (в редакции Областного закона от 22.10.2004 N 181-ЗС,  НГР:ru61000200400254 , от  07.10.2005 N 365-ЗС, НГР:ru61000200500213 ).  Средства  коммерческих банков - 9581790тыс.руб.;
 (в редакции О бластного закона от 22.10.2004 N 181-ЗС,  НГР:ru61000200400254 ).  5. Средства прочих исполнителей и участников - 10760 тыс.руб.
 (в редакции Областных законов от 22.10.2004 N 181-ЗС, НГР:ru61000200400254 ;
от 08.06.2005 N 336-ЗС, НГР:ru61000200500131 ).

Приоритеты в оказании поддержки

Инновационная сфера  Производство продукции широкого потребления и  промышленного назначения  Сельхозпроизводство и сельхозпереработка  Развитие художественных промыслов и народных ремесел  ЖКХ  Здравоохранение  Сохранение и защита экологии  Реализация инвестиционных проектов, создающих новые и  дополнительные рабочие места.

Ожидаемые конечные результаты Программы

Обеспечение ежегодного прироста количества субъектов  малого предпринимательства на 1,5-3%.  Обеспечение ежегодного прироста доли малых  предприятий в выпуске продукции, работ, услуг в размере 1,5-2%;
 Насыщение рынка товарами (услугами) местного  производства.  Увеличение вклада малого предпринимательства в  формирование областного и консолидированного бюджета. Создание предпринимателям  условий для выхода из \"тени\".  Создание дополнительных рабочих мест, прирост числа  занятых в малом бизнесе на 1,5-3%.

Органы, координирующие и контролирующие исполнение  Программы

Координация деятельности исполнителей по реализации  Программы:  Министерство экономики, торговли, международных и  внешнеэкономических связей (управление развития малого предпринимательства и  межрегиональных связей).  Контроль исполнения Программы:  Администрация Ростовской области, Законодательное  Собрание Ростовской области.

(в редакции Областных законов от 16.06.2003 N 7-ЗС, НГР:ru61000200300139; от 31.12.2003 N 79-ЗС, НГР:ru61000200300336).

I. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ


В Ростовской области малое предпринимательство развивается с положительной динамикой, что позволяет нашему региону стабильно входить в десятку лучших по количеству малых предприятий и числу занятых на них.

Однако для области характерны те же проблемы, что и для России в целом. Это:

несовершенство законодательства в части несоответствия действующих нормативно-правовых актов вновь принимаемым;

нестабильная налоговая политика,

административные барьеры при регистрации и ведении предпринимательской деятельности,

недостаточная заинтересованность органов власти в решении проблем малого предпринимательства, незначительные объемы бюджетного финансирования малого бизнеса,

ограниченный спектр финансовой поддержки предпринимателей (т.к. не разработан механизм предоставления льгот банкам, лизинговым и страховым компаниям, обеспечивающим кредитно-инвестиционное обслуживание субъектов малого предпринимательства, не развита система гарантирования и страхования кредитов);

дефицит консультационной и маркетинговой поддержки бизнеса (действующая сеть инфраструктуры поддержки не охватывает все территории области, что негативно сказывается на развитии предпринимательства, особенно в сельских районах);

ограниченное бюджетное финансирование, отсутствие разработанных и законодательно утвержденных нормативов отчисления бюджетных средств на поддержку и развитие малого бизнеса;

отсутствие достаточного информационного обеспечения.

Всё это ведёт к сокращению числа малых предприятий и количества занятых на них, уходу в \"тень\" малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, нарушению положений Трудового Кодекса РФ по отношению к наемным работникам, занижению уровня официальной заработной платы.

Отсутствие должной инвестиционной поддержки (особенно в части долгосрочных инвестиций) сказывается на распределении малых предприятий по отраслям экономики: основная их часть (более 50%) традиционно относится к торговле и общепиту, значительная часть - к промышленности (более 16%) и строительству (более 14%). А такие отрасли, как наука и научное обслуживание, образование, здравоохранение, и другие из непроизводственной сферы остаются практически неохваченными.

Индивидуальные предприниматели в основном занимаются торговлей и бытовым обслуживанием населения (более 80%), остальные (менее 20%) - производством промышленной продукции, перевозкой грузов и пассажиров, оказанием медицинских, ветеринарных, юридических, образовательных услуг.

Крестьянские (фермерские) хозяйства (КФХ) специализируются на выращивании сельхозпродукции.

На момент разработки новой программы развития малого предпринимательства в малом бизнесе Ростовской области сложилась следующая ситуация. Впервые за последние четыре года после экономического кризиса увеличилось число малых предприятий и достигло 25219 единиц. На малых предприятиях занято более 180 тыс.человек, из которых 17 тыс.человек привлекаются на условиях вторичной занятости.

Доля малых предприятий в выпуске товаров и рыночных услуг по всем предприятиям области составляет: в торговле и общественном питании 68,6%, в промышленности 8%, в строительстве 42,3%.

По последним отчетным данным малые предприятия области обеспечивают 17% выпуска продукции, работ и услуг, что составляет 12,3 млрд.руб., 30% объемов грузовых и пассажирских перевозок, около 40% объема подрядных работ, более 70% оборота оптовой торговли и 37% оборота розничной торговли. Но самое главное - рост производства на малых предприятиях практически во всех отраслях экономики выше, чем на крупных и средних предприятиях области.

Продолжает расти инвестиционная активность малых предприятий: в 2001 году объем инвестиций в основной капитал составил в целом по малым предприятиям 1780,6 млн.руб., что в фактических ценах выше уровня соответствующего периода 2000 года на 38,9%.

По оценке наибольший объем инвестиций освоен малыми предприятиями промышленности и малыми предприятиями оптовой, розничной торговли и общественного питания. Их доля в основной капитал по малым предприятиям составила соответственно 34,5% и 35,9%. Следует отметить, что малые предприятия направляют около 60 процентов капитальных вложений на обновление машин и оборудования и около 25 процентов вкладывают в здания и сооружения, в то время как крупные предприятия направляют на эти цели 36% и 44% соответственно.

Помимо отечественных инвестиций в 2001 году на малые предприятия области поступали долларовые и рублевые инвестиции из-за рубежа. Так, на 23 малых предприятиях поступление иностранных инвестиций составило 35,7 млн.долларов, что в 1,8 раза больше уровня 2000 года. Из них 89% приходится на кредиты и 11% - прямые инвестиции в форме кредитов, полученных предприятиями от зарубежных совладельцев. Кроме долларовых инвестиций, на 15 малых предприятий поступило иностранных инвестиций на 419,8 млн.рублей (на половину меньше, чем в 2000 году). Это прямые инвестиции в качестве взносов в уставный капитал. Наибольший объем долларовых инвестиций поступил на предприятия оптовой торговли (43,7%), а рублевых - на промышленные предприятия (почти 100%).

В Ростовской области в 2001 году действовало 177 малых предприятий с участием иностранного капитала, что составило 88% от общего количества предприятий такого типа. Основные инвесторы - учредители из Германии, Кипра, США, Британии, Турции.

Зарубежными инвесторами активно поддерживается развитие предприятий малого бизнеса. Основной объем иностранной валюты поступил на текущие валютные счета малых предприятий торговли - 69,5%, промышленности - 11%, транспорта - 6%, заготовительных организаций - 7,8%.

В то же время инвестиционный потенциал малых предприятий Ростовской области используется не в полной мере.

В 2001 году несколько улучшились финансовые результаты деятельности малых предприятий. Большинство из них - 71,3 процента от общего количества малых предприятий получили прибыль в размере 5,4 млрд.руб., а 28,7 процента предприятий сработали с убытком, сумма которого составила 0,9 млрд.руб.

Анализируя развитие малого предпринимательства в области следует отметить, что увеличение количества малых предприятий не повлияло на изменение их распределения по территориям области. Наиболее активно малые предприятия создаются в городах (84,6%), в сельских районах их расположено только 15,4%. Более половины малых предприятий (51,9%) сосредоточено в областном центре - г.Ростове-на-Дону, 8% - в г.Таганроге, по 5% - в гг.Волгодонске и Новочеркасске. Среди сельских районов наибольшее количество зарегистрировано в Аксайском районе (9,5%), Азовском (6,0%), Мясниковсом и Зерноградском (по 5,5%), Неклиновском (4,9%), Октябрьском (4,7%), Орловском (4,4%), Волгодонском.

Этот факт говорит о том, что в данных территориях имеются наиболее благоприятные географические и экономические условия для ведения бизнеса, в остальных городах и районах области такие условия необходимо создавать.

Наряду с малыми предприятиями осуществляют свою деятельность предприниматели без образования юридического лица и крестьянские (фермерские) хозяйства. В Ростовской области предпринимателей - более 180 тыс. чел. и КФХ - 17 тыс.единиц.

Необходимо отметить, что индивидуальными предпринимателями выполняется более 30% оборота розничной торговли по области и более 80% бытовых услуг населению. Более трети бытовых услуг населению составляют услуги по ремонту и строительству жилья и других построек, 18% приходится на услуги по ремонту и индивидуальному пошиву одежды, 12% - на услуги по ремонту и техобслуживанию автотранспортных средств.

Доля индивидуальных предпринимателей в выпуске продукции, товаров и услуг составляет около 4%, в строительстве - около 7%, на транспорте - более 4%.

Номенклатура промышленной продукции, производимой индивидуальными предпринимателями, включает около 80 наименований. В основном это потребительские товары - мебель, одежда, головные уборы, обувь, постельное белье, мука, хлеб и хлебобулочные изделия, масло растительное, колбасные, макаронные, кондитерские изделия и др.

Кроме того, индивидуальные предприниматели также участвуют в решении проблем занятости населения. По последним данным индивидуальным трудом и по найму у частных предпринимателей было занято около 350 тыс.человек, что составляет примерно 19% занятых во всех секторах экономики.

Возрастает значимость крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств в общем выпуске сельхозпродукции. Так, в животноводстве эти категории хозяйств занимают лидирующие позиции - в настоящее время в них содержится примерно 55% всего скота в условном исчислении. А в производстве мясо-молочной продукции лидерами являются личные подсобные хозяйства населения - ими произведено 68,7% всего мяса и 75,2% всего молока. В растениеводстве наиболее высока (75%) доля личных подсобных хозяйств в производстве овощей.

Это ещё раз указывает на необходимость создания правовых и других условий для вовлечения сельского населения, работающего в подсобных хозяйствах, в предпринимательство.

В целом предпринимательство в Ростовской области занимает достаточно прочные позиции. Однако от показателей уровня развития малого бизнеса, измеряемых по общепринятым стандартам в промышленно развитых странах, область ещё отстает и по количеству малых предприятий в расчете на душу населения, и по охвату отраслевой структуры, и по доле в валовом региональном продукте.

Для того чтобы повлиять на происходящие процессы в сфере малого предпринимательства, обеспечить ежегодный прирост малых предприятий, внести изменения в их отраслевую структуру и территориальную принадлежность, необходима всемерная поддержка развивающегося малого сектора экономики со стороны органов исполнительной власти и местного самоуправления.

Основным инструментом государственной поддержки малого предпринимательства являются специальные программы, в которых прописана концепция такой поддержки и сформирован комплекс мероприятий по её выполнению. Такие программы разработаны в каждом городе и районе Ростовской области. На правительственном уровне разработан и рассматривается проект Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2003-2005 годы.

Прогноз развития малого предпринимательства на 2003-2005 годы был рассчитан на основании анализа: данных комитета государственной статистики Ростовской области о развитии малого предпринимательства в 1999-2001 годах, I полугодия 2002 г., прогнозов развития малого предпринимательства, представленных экономическими службами городов и районов области, сценарных условий и индексов-дефляторов, рекомендованных Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, перспектив государственной поддержки малого предпринимательства в Ростовской области в 2003-2005 гг., одобренных коллегией Администрации Ростовской области 17.06.2002 г., и мероприятий данной программы (приложение 1).

Прогноз развития малого предпринимательства в 2003-2005 годах представлен в приложении 2.

Прогноз развития КФХ рассчитан Минсельхозпродом области и представлен в приложении 3.

Основанием для оптимистического варианта прогноза развития малого бизнеса служат меры, принимаемые на федеральном уровне, в части поддержки малого предпринимательства, а также разрабатываемые и действующие в области программы развития малого предпринимательства. При условии реализации мероприятий данных программ на областном и муниципальном уровнях в 2003-2005 гг., соблюдения единого и комплексного подхода при оказании поддержки предпринимателей в целом по области и в разрезе каждой территории, намечено создание оптимальных условий, позволяющих развиваться малому сектору экономики, решение за счет развития малого предпринимательства проблем экономического подъема территории и занятости населения.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»