РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
ТРЕТИЙ СОЗЫВ

Десятое заседание

РЕШЕНИЕ

от 27 ноября 2001 г. N 10/5

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА
В ГОРОДЕ ЕКАТЕРИНБУРГЕ ДО 2003 ГОДА"

В соответствии с Областным законом от 31.12.99 г. N 51-ОЗ "О туризме и туристической деятельности в Свердловской области" (в редакции Областного закона от 17.04.01 г. N 35-ОЗ), руководствуясь статей 14 Устава муниципального образования "город Екатеринбург", в целях развития въездного туризма из стран ближнего и дальнего зарубежья на территорию города Екатеринбурга, Екатеринбургская городская Дума решила:

1. Утвердить Программу "Развитие туризма в г. Екатеринбурге до 2003 года" (Приложение 1).

2. Настоящее Решение вступает в силу со дня его официального опубликования.

3. Опубликовать настоящее Решение в "Вестнике Екатеринбургской городской Думы".

4. Контроль за исполнением настоящего Решения возложить на постоянную депутатскую комиссию по социальной политике (Москвина Е.А.).

Глава города
А.М.ЧЕРНЕЦКИЙ





Приложение 1
к Решению
Екатеринбургской городской Думы
от 27 ноября 2001 г. N 10/5

ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В Г. ЕКАТЕРИНБУРГЕ ДО 2003 Г."

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
I. Паспорт программы . . . . . . . . . . . . . . . . .
II. Нормативно - правовые и научно - практические основы для разработки программы . . . . . . . . . . . . . .
III. Цели и задачи программы . . . . . . . . . . . . . .
IV. Общие положения . . . . . . . . . . . . . . . . . .
V. Мероприятия программы . . . . . . . . . . . . . . .


ВВЕДЕНИЕ

Вопросам развития въездного туризма в последние несколько лет уделяется значительное внимание как на федеральном, так и на региональном уровне. "Развитие туризма оказывает стимулирующее воздействие на такие секторы экономики, как транспорт, связь, торговля, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и составляет одно из наиболее перспективных направлений структурной перестройки экономики", - указывается в принятой в 1996 г. федеральной целевой программе "Развитие туризма в Российской Федерации". В указанной федеральной программе рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать и утвердить региональные программы развития туризма.

Данная программа является организационной основой муниципальной политики в области развития туризма в городе, которая определяет принципы выбора приоритетных направлений развития туризма и обеспечивает их реализацию.

I. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В
Г. ЕКАТЕРИНБУРГЕ ДО 2003 ГОДА

+----------------------------------------------------------------+
¦Наименование   ¦Программа развития туризма в г. Екатеринбурге   ¦
¦программы      ¦до 2003 г.                                      ¦
+---------------+------------------------------------------------¦
¦Заказчик -     ¦Администрация г. Екатеринбурга                  ¦
¦координатор    ¦Екатеринбургская городская Дума                 ¦
+---------------+------------------------------------------------¦
¦Разработчики   ¦Руководитель разработки и реализации Программы: ¦
¦программы      ¦Галченков Андрей Иванович - председатель        ¦
¦               ¦Комитета по внешним связям администрации        ¦
¦               ¦г. Екатеринбурга                                ¦
¦               ¦                                                ¦
¦               ¦Основной состав авторов - разработчиков         ¦
¦               ¦Программы:                                      ¦
¦               ¦1. Бугров Д.В. - декан исторического факультета,¦
¦               ¦   кандидат исторических наук, доцент Уральского¦
¦               ¦   государственного университета им.            ¦
¦               ¦   А.М. Горького;                               ¦
¦               ¦2. Киреев Е.П. - начальник Управления по        ¦
¦               ¦   развитию физкультуры, спорта и туризма       ¦
¦               ¦   администрации г. Екатеринбурга, президент    ¦
¦               ¦   Уральской Ассоциации туризма;                ¦
¦               ¦3. Кротова Е.Л. - кандидат экономических наук,  ¦
¦               ¦   научный сотрудник Института экономики        ¦
¦               ¦   УрО РАН                                      ¦
¦               ¦4. Умников А.В. - директор туристической фирмы  ¦
¦               ¦   "Променад"                                   ¦
+---------------+------------------------------------------------¦
¦Цели программы ¦1. Повышение качества жизни горожан,            ¦
¦               ¦использование социальной роли туризма (отдых    ¦
¦               ¦горожан, развитие социальных контактов и связей ¦
¦               ¦между людьми), улучшение здоровья населения.    ¦
¦               ¦2. Сохранение и рациональное использование      ¦
¦               ¦культурно - исторического и природного наследия.¦
¦               ¦3. Приток инвестиций и создание новых рабочих   ¦
¦               ¦мест.                                           ¦
¦               ¦4. Увеличение доходной части городского бюджета ¦
+---------------+------------------------------------------------¦
¦Направления    ¦Развитие:                                       ¦
¦программы      ¦- конгрессно - выставочного (делового,          ¦
¦               ¦  общественно - политического, научного), а     ¦
¦               ¦  также познавательного и образовательного      ¦
¦               ¦  туризма;                                      ¦
¦               ¦- первоочередного информационного обеспечения   ¦
¦               ¦  указанных видов туризма;                      ¦
¦               ¦- инвестиционных проектов в туристской отрасли; ¦
¦               ¦- международного сотрудничества в области       ¦
¦               ¦  туризма;                                      ¦
¦               ¦- туристского образования, повышения            ¦
¦               ¦  квалификации и переподготовки персонала       ¦
¦               ¦  туристских фирм и предприятий туристской      ¦
¦               ¦  отрасли                                       ¦
+---------------+------------------------------------------------¦
¦Сроки          ¦2001-2003 гг.                                   ¦
¦реализации     ¦                                                ¦
+---------------+------------------------------------------------¦
¦Система        ¦Координационный Совет Программы осуществляет    ¦
¦организации    ¦текущее управление, координацию и контроль за   ¦
¦контроля за    ¦выполнением мероприятий Программы. Результаты   ¦
¦исполнением    ¦выполнения мероприятий Программы рассматриваются¦
¦мероприятий    ¦на коллегии администрации города, заседаниях у  ¦
¦               ¦Главы города и его заместителей, городской Думы ¦
+---------------+------------------------------------------------¦
¦Объемы и       ¦Городской бюджет, дополнительное целевое        ¦
¦источники      ¦финансирование, обеспечивающее выполнение       ¦
¦финансирования ¦мероприятий Программы, привлеченные средства.   ¦
¦               ¦Ежегодно Программа пересматривается по          ¦
¦               ¦источникам и объемам финансирования,            ¦
¦               ¦корректируется объем мероприятий при утверждении¦
¦               ¦бюджета на очередной год                        ¦
+---------------+------------------------------------------------¦
¦Ожидаемые      ¦- оптимизация имеющегося туристского потенциала ¦
¦конечные       ¦  в городе;                                     ¦
¦результаты     ¦- создание основ для формирования туризма как   ¦
¦               ¦  значимой отрасли экономики города             ¦
+---------------+------------------------------------------------¦
¦Механизм       ¦Программа реализуется через конкретные          ¦
¦реализации     ¦программные мероприятия, комплексно - целевые   ¦
¦               ¦программы и локальные проекты                   ¦
+----------------------------------------------------------------+

II. НОРМАТИВНО - ПРАВОВЫЕ И НАУЧНО - ПРАКТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ

Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 28.08.95 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом РФ от 24.11.96 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", Распоряжением Правительства РФ от 17.12.99 г. N 2090-р, проектом закона РФ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации, Федеральной Программой развития туризма в Российской Федерации (1998-2005 гг.), Законом Свердловской области от 31.12.99 г. N 51-ОЗ "О туризме и туристской деятельности в Свердловской области", Областным законом от 12.11.97 г. "О статусе административного центра Свердловской области", Уставом города Екатеринбурга.

При разработке Программы были учтены также нормативные документы, регулирующие стандарты в сфере туризма и услуг:

1. Постановление Правительства РФ от 12.12.95 г. "О лицензировании международной туристской деятельности";

2. Правила сертификации туристских услуг и услуг гостиниц (Утверждено Постановлением Госстандарта в России от 14.10.94 г. N 18) введены с 01.01.95 г.;

3. Постановление Правительства РФ от 15.08.97 г. N 1025 "Об утверждении правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации";

4. Постановление Правительства РФ от 15.08.97 г. N 1036 "Об утверждении правил оказания услуг общественного питания";

5. ГОСТ 28681.0-90 "Стандартизация в сфере туристско экскурсионного обслуживания" (основные положения);

6. ГОСТ Р50644-94 "Туристско - экскурсионное обслуживание. Требования к обеспечению безопасности туристов и экскурсантов";

7. ГОСТ Р50645-94 "Туристско - экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц";

8. ГОСТ Р50690-94 "Туристско - экскурсионное обслуживание. Туристские услуги. Общие требования";

9. ГОСТ Р50681-94 "Туристско - экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг";

10. ГОСТ Р51185-98 "Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования".

III. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цели, которые могут быть достигнуты при реализации Программы на уровне муниципального образования, следующие:

1. Повышение качества жизни горожан, использование социальной роли туризма (отдых горожан, развитие социальных контактов и связей между людьми), улучшение здоровья населения.

2. Сохранение и рациональное использование культурно исторического, индустриального и природного наследия.

3. Приток инвестиций и создание новых рабочих мест.

4. Увеличение доходной части городского бюджета.

5. Позиционирование города как крупного туристического центра.

Анализ состояния нормативно - правовой базы и организационной основы развития туризма в Российской Федерации, специфики Екатеринбурга как туристического объекта, позволяет определить в качестве основной задачи развития туристской отрасли города создание благоприятных условий для въездного и внутреннего туризма.

При этом необходимо оптимизировать использование уже имеющегося туристского потенциала, а также выполнить ряд кратко- и среднесрочных проектов, дополняющих этот потенциал.

Приоритетные направления реализации поставленной задачи заключаются в организации и развитии:

- конгрессно - выставочного (делового, общественно политического, научного), а также познавательного и образовательного туризма;

- первоочередного информационного обеспечения указанных видов туризма;

- инвестиционных проектов в туристской отрасли;

- международного сотрудничества в области туризма;

- туристского образования, повышения квалификации и переподготовки персонала туристских фирм и предприятий туристской отрасли.

IV. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Туризм является одной из ведущих и наиболее динамичных отраслей мировой экономики. Быстрые темпы роста позволяют квалифицировать туризм как экономический феномен столетия. Во многих странах и регионах он играет значительную роль в формировании валового внутреннего продукта, создании дополнительных рабочих мест и обеспечении занятости населения, активизации внешнеторгового баланса. Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство и перерабатывающая промышленность. В свою очередь, на развитие туризма воздействуют различные факторы: демографические, природно - географические, социально - экономические, исторические, религиозные и политико правовые. Значение туризма как источника валютных поступлений, фактора расширения и углубления международных контактов, обеспечения занятости населения постоянно растет, что особо актуально для Екатеринбурга - одного из ведущих городов России, который имеет колоссальный экономический и интеллектуальный потенциал, развитую инфраструктуру, богатую историю, своеобразный архитектурный облик, живописные окрестности.

Количество иностранных граждан, посещающих Екатеринбург в течение года, составляет 10-15 тыс. чел. (официально регистрируемые иностранные граждане, прибывающие в Свердловскую область). Число иностранцев, пользующихся туристско экскурсионными услугами фирм, расположенных в Екатеринбурге, варьируется в пределах 1-2 тыс. чел. в год (около 10% от количества прибывших). Прием российских туристов из других регионов России в 1999 - 2000 гг. несколько вырос по сравнению с предыдущим периодом и составил четверть от общего туристского потока, который обслуживают туристские фирмы.

В среднем суточное пребывание одного иностранного гражданина в Екатеринбурге обходится от 60 долларов (научный и образовательный туризм) до 120 долларов (деловой туризм). При этом учитывается только средняя стоимость проживания и питания. Минимальную продолжительность пребывания туриста в Екатеринбурге можно условно принять за 2 дня (многие приезжают для дальнейшего следования в другие города региона, но, поскольку пунктом прибытия и отправления является аэропорт "Кольцово", день прилета и день отлета проводят именно в Екатеринбурге).

Следовательно, даже при привлечении имеющегося числа приезжих только гостиничные предприятия города получат как минимум 1,2 2,4 млн. долларов в год. Если же приезжим будут предлагаться хорошо организованные (пусть даже короткие) туристско экскурсионные мероприятия, если в дополнение к этому будут развиваться сопутствующие туризму отрасли (выпуск сувенирной продукции, увеличение сети развлекательных заведений), то эта цифра значительно возрастет. Очевидно, что даже существующий поток приезжающих в Екатеринбург иностранцев дает основания говорить о необходимости развития въездного туризма.

Однако для развития туризма как значимой отрасли экономики города следует ориентироваться на создание потока собственно туристов, которые будут посещать Екатеринбург именно с туристическими целями.

Следует отметить, что на сегодняшний день уже имеется достаточное количество положительных моментов, которые позитивно влияют на развитие в городе въездного и внутреннего туризма:

- большой интерес иностранцев к истории, культуре, искусству нашей страны, ее разнообразной природе, национальным особенностям, что является основным мотивом для развития туризма в любой стране (научный, познавательный, образовательный и спортивный виды туризма);

- широкая сеть ресурсов для экскурсионного обслуживания туристов (Таблица 1);

- экономическая заинтересованность жителей других регионов и стран в установлении деловых контактов с предприятиями и организациями города (научный и деловой туризм);

- наличие в регионе естественных природных условий для развития спортивного, охотничьего и экстремального туризма, а транспортная инфраструктура города делает его начальным и конечным пунктом туристских маршрутов по Уралу;

- особое желание зарубежных граждан познакомиться с современной жизнью россиян, с теми политическими, экономическими и социальными переменами в России, о которых так много пишут и говорят за границей (событийный и познавательный туризм);

- увеличение в городе числа гостиниц со средним и высоким уровнем обслуживания (19 гостиниц, пригодных для размещения туристов, имеют 736 номеров среднего и 250 - уровня "люкс");

- прямое воздушное и железнодорожное сообщение со многими городами СНГ и через связывающие рейсы (Lufthansa, Синьцзяньские авиалинии, Malev, British Airlines (в перспективе), Чешские авиалинии) с городами всех континентов;

- увеличение числа ресторанов и развлекательных центров, соответствующих мировым стандартам;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»