Недействующий

 

ГУБЕРНАТОР ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

   

Об утверждении Программы о дополнительных мерах
по развитию системы образования Ямало-Ненецкого автономного округа
в 1999 году

   

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании постановления Губернатора ЯНАО от 23.04.2010 N 64-ПГ.
____________________________________________________________________

В целях развития системы образования автономного округа

постановляю:

1. Утвердить прилагаемую Программу о дополнительных мерах по развитию системы образования Ямало-Ненецкого автономного округа в 1999 году.

          

2. Департаменту финансов администрации автономного округа (Свинцова А.П.) обеспечить финансирование данной Программы в пределах средств, предусмотренных на эти цели в окружном бюджете.

          

3. Контроль за выполнением данного Постановления возложить на заместителя губернатора автономного округа по социальному развитию Смарыгину Л.Н.

   


Губернатор
Ямало-Ненецкого автономного округа
Ю.В.Неёлов


22 февраля 1999 года N 125

г.Салехард

   

Утверждена
Постановлением губернатора
автономного округа
от 22 февраля 1999 г. N 125

   

Программа
о дополнительных мерах по развитию системы образования
Ямало-Ненецкого автономного округа
в 1999 году

Паспорт Программы

    

Наименование
Программы

Программа о дополнительных мерах по развитию системы образования Ямало-Ненецкого автономного округа в 1999 году

Основание для разработки
Программы

Статья 29 (пункт 5) Закона РФ "Об образовании";
Закон Ямало-Ненецкого автономного округа "О ставке сбора на нужды образовательных учреждений, взимаемого с юридических лиц"

Государственный
заказчик

Главное управление образования администрации
автономного округа

Основные разработчики
Программы

Главное управление образования администрации автономного округа, муниципальные органы управления образования

Цели и задачи
Программы






Создание условий для нормального образовательного процесса в сельской местности, в местах проживания коренных малочисленных народов Севера;
Обеспечение режима развития всех типов образовательных учреждений в соответствии с запросами населения автономного округа и реальными потребностями рынка труда;
Обеспечение образовательных учреждений современными техническими средствами и учебно-наглядными пособиями;
Более полное и качественное обеспечение прав граждан на образование, соответствующее мировому уровню

Сроки реализации
Программы

1999 год

Перечень основных
мероприятий







Изменение условий воспитания в интернатных и реабилитационных образовательных учреждениях (приложение N 1);
Развитие инновационных учреждений (приложение N 2);
Приобретение и строительство жилья в автономном округе учителям сельских школ и педагогическим работникам высокой квалификации для укомплектования инновационных учреждений (приложение N 3);
Обеспечение оборудованием, учебными пособиями и современными техническими средствами обучения образовательных учреждений (приложение N 4);
Создание условий для развития начального, среднего и высшего профессионального образования (приложение N 5)

Исполнители основных
мероприятий Программы

Главное управление образования администрации автономного округа

Объемы и источники
финансирования

118555 тыс. рублей из окружного бюджета, за счет сборов на нужды образовательных учреждений

Ожидаемые конечные
результаты реализации
Программы

Улучшение материально-технической базы учреждений образования;
Существенные изменения в содержании образования, повышение его качества;
Улучшение жилищно-бытовых условий учителей

Организация контроля за
исполнением Программы

Ежеквартальный отчет перед заместителем губернатора автономного округа по социальному развитию и департаментом финансов администрации автономного округа

             

I. Содержание проблемы и необходимость ее решения
программными средствами

             

Анализ работы системы образования в 1998 году показывает, что в условиях явно недостаточного финансирования трудно обеспечить ее нормальное функционирование, тем более развитие. Естественно, без развития системы проблематично получение качественного среднего и профессионального образования. Анализ деятельности образовательных учреждений показывает, что уровень образовательных услуг для населения автономного округа не одинаков. В городах он соответствует среднероссийскому стандарту, а по отдельным показателям превосходит.

          

В то же время в сельской местности образовательные учреждения имеют весьма ограниченные возможности. Это связано со слабой учебно-материальной базой, преобладанием старых, подчас аварийных и ветхих школьных зданий и помещений. Проблема обостряется тем, что большинство сельских школ обучает и воспитывает детей коренных малочисленных народов Севера, поэтому большая часть выделенных средств направляется на содержание этого контингента.

          

В условиях недостаточного финансирования, естественно, не хватает средств на совершенствование учебно-воспитательного процесса, обновление материальной базы и содержания образования. Поэтому одной из целей предлагаемого проекта является выравнивание условий функционирования образовательных учреждений на селе по отношению к городу.

          

Немаловажной проблемой является изменение содержания воспитательной работы в интернатных учреждениях. Традиционная система воспитания в условиях интерната порождает иждивенчество, слабо готовит детей к жизни, не способствует сохранению преемственности между поколениями, в известной степени разрушает семью.

          

Для того чтобы обеспечить выполнение Закона РФ "Об образовании" и избежать вышеперечисленных недостатков интернатной системы в автономном округе уже несколько лет ведется целенаправленная работа по переводу этих типов учебных заведений на так называемый "семейный".

          

Эта система предполагает постепенное создание более комфортных условий для детей, возможность использования потенциала семьи в воспитании, отработку механизма по обеспечению самообслуживания подростков, осуществление допрофессиональной подготовки с учетом изменившихся экономических условий, воспитание бережного отношения к государственному имуществу, использование этнопедагогики малочисленных народов для укрепления семьи и подготовки детей к ведению традиционного тундрового хозяйства. В настоящее время в той или иной степени готовности 24 из 34 интернатных учреждений работают в таком режиме.

          

Естественно, такой подход не удается реализовать за один год и, по нашим предположениям, эта работа рассчитана на десятилетие. Это, прежде всего, связано со значительными финансовыми затратами, а также постепенной переориентацией педагогов, родителей, общественности на другие образовательные ценности.

          

Полномасштабное решение этой проблемы должно включить в себя строительство интернатов нового типа, подготовку кадров и постоянное наращивание материальной базы. Однако на 1999 год предлагаемая Программа ставит относительно скромные задачи: проведение капитальных ремонтов, закупку оборудования, инвентаря, мебели для вновь созданных интернатов семейного типа и укрепления материальной базы существующих, так как многие из них пока можно назвать условно семейными. Их развитие еще не один год будет требовать к себе повышенного внимания и увеличения финансовых и материальных затрат.

          

Одной из стратегических задач в развитии образования на ближайшие пять лет остается создание условий для детей, имеющих отклонения в развитии, обделенных вниманием родителей, из малообеспеченных семей и потерявших родителей по различным причинам.

          

В настоящее время в автономном округе имеется устойчивая тенденция увеличения детей-сирот и детей, нуждающихся в реабилитации. Например, последние пять лет число детей - сирот увеличилось в среднем по автономному округу на 100 человек ежегодно. Возникла необходимость иметь детские дома, реабилитационные центры в каждой территории. Совместными усилиями администраций территорий, органов управления образования всех уровней удалось открыть 7 реабилитационных учреждений (пять лет назад в автономном округе был единственный детский дом в г. Лабытнанги).

          

На следующий год планируется открытие таких учреждений в г.Муравленко, на юге Тюменской области. Существующие реабилитационные центры (как правило, они открыты на основе перепрофилированных учреждений) требуют целевого финансирования. Это в первую очередь касается г. Салехарда, Тазовского, Ямальского, Приуральского, Красноселькупского районов.

          

В условиях финансирования только по защищенным статьям нет возможности в нормальном развитии инновационных учреждений, научного их обоснования, экспертизы, однако их число в автономном округе с каждым годом растет.

          

Только в текущем учебном году открыто 28 гимназических и лицейских классов, более 120 классов компенсирующего и коррекционного направления. Эти педагогические эксперименты и новации не всегда однозначны и требуют повышенного внимания, зачастую требуют привлечения независимой экспертизы, участия ученых. Вместе с тем понятно, что развитие системы образования без экспериментальной работы невозможно.

          

Развитие образовательной системы автономного округа невозможно без постоянной заботы по совершенствованию кадрового потенциала педагогов, обеспечению ими всех образовательных учреждений. Несмотря на принимаемые меры, в автономном округе по состоянию на 1 сентября 1998 года имеется около 344 вакансий. Одной из причин неукомплектованности учебных заведений педагогическими кадрами является отсутствие жилья. Проведенный анализ показывает, что 1230 педагогов (11,5%) проживают в арендованных квартирах, балках, школах-интернатах, всего нуждаются в улучшении жилищных условий 3200 человек (28%), в том числе около 210 молодых специалистов.

          

Эта Программа не предусматривает кардинального решения этой проблемы (в силу ограниченности финансовых ресурсов), но позволяет разрешить ряд наиболее острых кадровых проблем, в том числе за счет долевого строительства домов и квартир.

          

В Программе часть средств предполагается направить на развитие учреждений начальной и средней профессиональной подготовки, в частности на создание и укрепление материальной базы для получения новых профессий. Эта проблема связана с необходимостью реально учитывать потребности рынка труда, своевременно изменять содержание и образование, материальную базу для получения молодыми людьми нужных автономному округу профессий.

          

Не удалось в течение прошлого года полностью решить проблему обновления оборудования кабинетов гуманитарного и естественно-математического цикла. В большинстве из них приборное и техническое оснащение не обеспечивает выполнение общеобразовательных стандартов. Практически во все образовательные учреждения автономного округа необходимы комплекты химических реактивов, современные технические средства обучения. Поэтому более 30% предусмотренных в Программе средств предлагается направить на эти цели.

   

II. Цели и задачи Программы

             

Программа ориентирована на реализацию государственной политики в области образования, перехода от стабилизации к развитию части образовательных учреждений. Ее реализация позволит улучшить содержание сельской школы, несколько выровнять ее функционирование и развитие, поддержать инновационные учреждения, улучшить материальную базу кабинетов естественно-математического цикла, решать более успешно введение новых специальностей в профессиональных училищах и средних профессиональных учебных заведениях, решать некоторые наиболее острые проблемы в обеспечении образовательных учреждений высококвалифицированными педагогическими кадрами.

          

Эта Программа является составной частью Программы развития образования автономного округа до 2000 года. Ее основная цель - обеспечение прав граждан на получение современного образования, соответствующего мировому уровню.

   

III. Ресурсное обеспечение Программы

             

Программа рассчитана на сборы с юридических лиц налога на нужды образовательных учреждений автономного округа. В 1999 году на развитие системы образования автономного округа дополнительно предполагается направить 118555 тыс. рублей.

   

IV. Система программных мероприятий

             

Предположительный расчет расходования средств налога нацелен не только на поддержку системы образования, но, прежде всего, на ее развитие.

          

Причем выбраны такие направления совершенствования и развития, которые являются в настоящее время жизненно необходимыми и приоритетными. В частности, предстоит осуществить мероприятия по постепенному переводу интернатных учреждений на семейный тип воспитания, поддержке инновационных учреждений, детских домов и учреждений, работающих с больными детьми, укреплению материальной базы кабинетов естественно-математического цикла, созданию более благоприятных условий для введения новых специальностей в профессиональные училища и средние специальные учебные заведения, обеспечению педагогическими кадрами высокой квалификации.

          

Все эти мероприятия нацелены и объединены общей целью на улучшение условий функционирования системы образования и перевести ее в режим развития.

                                                          

Приложение N 1
к Программе о дополнительных мерах
по развитию системы образования
Ямало-Ненецкого автономного округа
                                                             в 1999 году

   

Мероприятия
по изменению условий воспитания
в интернатных и реабилитационных учреждениях


Таблица 1

                                                                                                                                                      (тыс. руб.)

N
п/п

Наименование территорий

Объемы финансирования

1

Учреждения окружного подчинения

1500

2

Салехард

1300

3

Лабытнанги

1300

4

Шурышкарский

3100

5

Приуральский

1700

6

Ямальский

2700

7

Тазовский

2700

8

Красноселькупский

1700

Итого

16000



                                                               Таблица 2

Наименование
территории





Проведение
исследовательских
работ по
проблемам
реабилитации

Приобретение
специального
оборудования,
технических
средств обучения,
литературы
и т.д.)

Укрепление
материальной
базы
(мебель,
технологическое
оборудование и
т.д.)

Реконструкция
зданий,
сооружений



Всего
расходов





1. Салехард

70

350

800

480

1700

2. Ямальский

70

500

1000

630

2200

3. Тазовский

70

460

1000

670

2200

4. Красноселькупский

30

250

350

370

1000

5. Лабытнанги

70

320

350

460

1200

6. Шурышкарский

70

500

1000

730

2300

7. Надым

140

500

500

2060

3200

8. Приуральский

70

460

1000

670

2200

Итого

590

3340

6000

6070

16000

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»