• Текст документа
  • Статус
Оглавление
Поиск в тексте
Недействующий


Российская Федерация

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

ЗАКОН


О жилищно-коммунальном хозяйстве Ямало-Ненецкого автономного округа

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
Закона Ямало-Ненецкого автономного округа
от 13 февраля 2001 года N 13-ЗАО

____________________________________________________________________


Принят
Государственной Думой
Ямало-Ненецкого автономного округа
23 сентября 1998 года


Настоящий закон устанавливает правовые основы содержания и использования объектов жилищно-коммунального хозяйства, определяет состав и границы жилищно-коммунального хозяйства в системе отраслей экономики и территориальной инфраструктуры, задачи, принципы его хозяйствования как системы жизнеобеспечения городских и сельских поселений, обеспечения защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг, а также методов и форм государственного контроля и регулирования деятельности жилищно-коммунального хозяйства на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ).

Раздел I. Общие положения

Глава 1. Основные положения

Статья 1. Основные понятия и термины


Жилищно-коммунальное хозяйство
- комплекс отраслей и видов деятельности (собирательная отрасль экономики), осуществляющих жизнеобеспечение городских и сельских поселений путем предоставления услуг, создающих удобство и комфортабельность проживания в квартире, доме, поселении.

Объект жилищно-коммунального хозяйства - жилищный фонд, сооружения, инженерные коммуникации, здания и технологические звенья производственного цикла, непосредственно осуществляющие процесс предоставления услуг.

Организации основного производства - юридические лица независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, непосредственно обслуживающие объекты жилищно-коммунального хозяйства и осуществляющие предоставление услуг потребителям.

Специализированные и вспомогательные организации, способствующие нормальному функционированию организаций основного производства - государственные и муниципальные унитарные предприятия, акционерные общества, ассоциации и иные юридические лица других организационно-правовых форм, осуществляющие материально-техническое, транспортное, строительно-монтажное, организационно-наладочное, нормативно-методическое и иное обеспечение организаций основного производства.

Потребитель жилищно-коммунальных услуг - гражданин или организация, пользующиеся или имеющие намерение воспользоваться услугами жилищно-коммунального хозяйства.

Исполнитель жилищно-коммунальных услуг - организация, в обязанности которых входит предоставление потребителю жилищно-коммунальных услуг. Исполнителем жилищно-коммунальных услуг может быть организация, в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении которой находятся объекты жилищно-коммунального хозяйства.

Служба заказчика - орган местного самоуправления или должностные лица местного самоуправления, наделенные полномочиями для решения вопросов формирования муниципального заказа на жилищно-коммунальное обслуживание, установления нормативов потребления коммунальных услуг, разработки тарифов, заключения договоров, контроля их выполнения.

Тарифы на жилищно-коммунальные услуги - система ставок платы за обслуживание жилья и предоставление коммунальных услуг.

Инвестиционная составляющая тарифа - часть тарифа, предназначенная для финансирования развития объектов жилищно-коммунального хозяйства.

Нормативы потребления коммунальных услуг - государственный минимальный социальный стандарт, характеризующий объективно необходимый минимальный объем и качество предоставляемых услуг, обеспечивающих жизнедеятельность населения и муниципального поселения в целом. В пределах указанного норматива осуществляется предоставление компенсаций (субсидий) по оплате жилья и коммунальных услуг.

Надежность работы объектов жилищно-коммунального хозяйства - способность объектов выполнять функции по обеспечению жизнедеятельности населенного пункта без существенного снижения качества среды обитания при любых воздействиях извне. Надежность работы объектов жилищно-коммунального хозяйства измеряется интенсивностью отказов: количеством аварий и повреждений на единицу измерения масштаба объекта - на 1 км инженерных сетей в год или обобщенно на 1 тыс. рублей стоимости основных фондов (в сопоставимых ценах).

Устойчивость работы объектов жилищно-коммунального хозяйства - способность объектов восстанавливать свои функции жизнеобеспечения муниципального поселения после временной потери функциональных свойств под воздействием внешних негативных факторов. Устойчивость работы объектов жилищно-коммунального хозяйства измеряется продолжительностью среднего (максимального) времени восстановления функциональных свойств указанных объектов.

Статья 2. Цели законодательства о жилищно-коммунальном хозяйстве


Основными целями законодательства о жилищно-коммунальном хозяйства являются:

- обеспечение высокого качества среды обитания человека путем предоставления услуг потребителям и обеспечения сохранности объектов жилищно-коммунального хозяйства, поддержания необходимого санитарного состояния городских и сельских поселений, надежности и устойчивости работы указанных объектов;

- обеспечение государственного контроля за состоянием и использованием объектов жилищно-коммунального хозяйства;

- снижение издержек производителей услуг и соответственно тарифов при поддержании стандартов качества предоставляемых услуг;

- смягчение для населения процесса реформирования системы оплаты жилья и коммунальных услуг при переходе отрасли на режим безубыточного функционирования.

Статья 3. Задачи законодательства о жилищно-коммунальном хозяйстве


Задачами законодательства о жилищно-коммунальном хозяйстве являются:

- регулирование отношений по производству и реализации жилищно-коммунальных услуг между собственниками объектов жилищно-коммунального хозяйства, исполнителями и потребителями услуг;

- установление ответственности за состояние и развитие объектов жилищно-коммунального хозяйства;

- регламентация основных положений по оценке и стимулированию результатов обслуживания, определению параметров качества жилищно-коммунальных услуг, их надежности и экологической безопасности;

- определение условий и порядка обеспечения гарантированной надежности и устойчивости работы систем жизнеобеспечения;

- установление механизма защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг, регулирования деятельности организаций жилищно-коммунального хозяйства.

Статья 4. Правовые основы деятельности жилищно-коммунального хозяйства


Правовую основу деятельности жилищно-коммунального хозяйства составляют Конституция Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Устав (Основной закон) Ямало-Ненецкого автономного округа, законы и иные нормативные правовые акты автономного округа, правовые акты органов местного самоуправления принятые в пределах их полномочий.

Статья 5. Основные принципы деятельности жилищно-коммунального хозяйства автономного округа


Основными принципами деятельности жилищно-коммунального хозяйства являются:

- интеграция развития и текущего функционирования объектов жилищно-коммунального хозяйства, оценка и стимулирование этих процессов исходя из приоритета интересов потребителей;

- разграничение полномочий в области регулирования деятельности жилищно-коммунального хозяйства между органами государственной власти автономного округа, органами местного самоуправления, организациями жилищно-коммунального хозяйства для обеспечения баланса интересов потребителей услуг, их исполнителей, собственников объектов жилищно-коммунального хозяйства и государства;

- взаимная ответственность исполнителей жилищно-коммунальных услуг, их потребителей, собственников объектов жилищно-коммунального хозяйства и государства за нарушения законодательства в области жилищно-коммунального хозяйства, несоблюдения правил и норм обслуживания объектов жилищно-коммунального хозяйства и предоставления услуг;

- рациональное сочетание экономических, социальных и экологических критериев управления, обеспечивающих реальные гарантии прав граждан на здоровую и благоприятную среду обитания;

- применение методов и технических средств, обеспечивающих рациональное использование природных и энергетических ресурсов;

- построение взаимоотношений между органами местного самоуправления и организациями основного производства, исполнителями жилищно-коммунальных услуг на договорных началах, обеспечивающих выполнение профилактических работ на объектах жилищно-коммунального хозяйства, своевременной замены основных фондов для поддержания их необходимой надежности и устойчивости.

Статья 6. Виды деятельности в жилищно-коммунальном хозяйстве

1. К жилищно-коммунальному хозяйству относятся виды деятельности, характеризующиеся общим целевым назначением и характером потребления услуг: индивидуальным и общественным.

2. Услугами индивидуального (семейного) потребления являются услуги, доводимые непосредственно до каждого потребителя в жилище (квартире, индивидуальном доме): водоснабжение, водоотведение, тепло -, энерго-, газоснабжение. Данные услуги создают комфортабельность проживания в жилище конкретного человека (семьи).

3. Услугами общественного потребления являются услуги, предоставляемые в многоквартирном доме (обслуживание и ремонт мест общего пользования, лифтового хозяйства, внеквартирного инженерного оборудования), на придомовой территории (уборка и снегоочистка придомовой территории, сбор и вывоз бытовых отходов) и территории муниципального образования в целом (уборка улиц, строительство, ремонт и уборка дорог, мостов и тротуаров, озеленение, уличное освещение, утилизация и захоронение твердых бытовых отходов, перевозки городскими транспортом, бани, прачечные, ритуальные услуги, гостиницы). Данные услуги создают комфортабельность проживания, качество среды обитания на территории муниципального образования.

4. Исходя из функциональных и технологических особенностей жилищно-коммунальное хозяйство включает в свой состав виды деятельности по оказанию следующих услуг:


а) промышленно-индустриального характера:

- водоснабжение;

- водоотведение, включая ливневую канализацию;

- теплоснабжение;

- электроснабжение;

- газоснабжение (включая сжиженный и природный газ);


б) обеспечивающих санитарно-экологическую безопасность территории муниципального образования:


- очистка сточных вод, включая утилизацию осадков сточных вод;

- сбор, вывоз, утилизация и захоронение бытовых отходов;

- уборка улиц и дорог (зимняя и летняя);

в) обеспечивающих благоустройство населенных пунктов:


- строительство и ремонт дорог, тротуаров, мостов, тоннелей и берегозащитных сооружений;


- озеленение улиц и дорог, лесопарковое хозяйство;

- уличное освещение;

г) по обслуживанию жилищного фонда:

- содержание и ремонт жилого дома, включая его лифтовое хозяйство;

- уборка и благоустройство придомовых территорий;

д) коммунально-бытового характера:

- бани;

- прачечные;


- гостиницы;


- ритуальные услуги;

е) транспортные:

- автобус;

- маршрутное такси.

Раздел II. Собственность на объекты жилищно-коммунального хозяйства

Глава 2. Право собственности на объекты жилищно-коммунального хозяйства

Статья 7. Формы собственности на объекты жилищно-коммунального хозяйства

1. Объекты жилищно-коммунального хозяйства могут находиться в государственной, муниципальной и частной собственности, а также общей собственности.

2. Объекты жилищно-коммунального хозяйства, находящиеся в государственной собственности, могут быть переданы в хозяйственное ведение или оперативное управление государственным предприятиям или учреждениям.

3. Объекты жилищно-коммунального хозяйства, находящиеся в муниципальной собственности, могут быть переданы в хозяйственное ведение или оперативное управление муниципальным предприятиям или учреждениям.


4. Объекты жилищно-коммунального хозяйства могут находиться в частной собственности юридических лиц и граждан, за исключением тех видов объектов, которые в соответствии с федеральным законодательством, законодательством автономного округа не могут принадлежать на праве частной собственности юридическим лицам и гражданам.

5. Головные сооружения и инженерные коммуникации водо-, энергоснабжения поселений являются муниципальной или государственной собственностью.

6. Собственники жилищно-коммунальных объектов, а также предприятия, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся объекты жилищно-коммунального хозяйства, несут бремя содержания этих объектов, если иное не предусмотрено законом или договором.

Статья 8. Возникновение права собственности на вновь создаваемые объекты жилищно-коммунального хозяйства.

1. Объекты жилищно-коммунального хозяйства, деятельность которых направлена на обслуживание потребителей на территории одного муниципального образования и созданные за счет средств бюджета этого муниципального образования, подлежат регистрации как муниципальная собственность.

2. Объекты жилищно-коммунального хозяйства, деятельность которых направлена на обслуживание потребителей на территории нескольких муниципальных образований, подлежат регистрации:

- как муниципальная собственность одного муниципального образования, в случае, если объекты созданы за счет средств местного бюджета этого муниципального образования, а обслуживание иных муниципальных образований осуществляется на основе договора;


- как общая собственность нескольких муниципальных образований, в случае, если объекты созданы за счет средств местных бюджетов всех указанных муниципальных образований или нескольких из них;


- как муниципальная собственность одного или общая собственность нескольких муниципальных образований, в случае, если объекты созданы за счет средств местных бюджетов муниципальных образований и за счет бюджета автономного округа или/и средств федерального бюджета, если средства автономного округа или средства федерального бюджета были направлены целевым назначением в качестве государственной поддержки на создание муниципальных объектов.

3. Объекты жилищно-коммунального хозяйства, обслуживающие потребителей на территории автономного округа и созданные за счет средств окружного или федерального бюджетов, а также за счет средств государственных предприятий, учреждений, подлежат регистрации как государственная собственность.

4. Объекты жилищно-коммунального хозяйства, созданные за счет средств акционерных обществ, иных юридических лиц, в том числе финансово-строительных компаний, а также граждан, регистрируются как их собственность. При этом собственники указанных объектов могут осуществлять их обслуживание, содержание и ремонт собственными силами при наличии лицензии на осуществление данного вида деятельности за счет средств, поступающих в виде доходов за обслуживание этих объектов и иных средств, не запрещенных законом.

5. Право собственности на объекты жилищно-коммунального хозяйства возникает с момента его государственной регистрации.

Статья 9. Изменение права собственности на объекты жилищно-коммунального хозяйства

1. Объекты жилищно-коммунального хозяйства могут в установленном порядке переходить из одной формы собственности в другую путем:

- приватизации;

- передачи государственных объектов жилищно-коммунального хозяйства, находящихся в хозяйственном ведении или оперативном управлении государственных предприятий или учреждений (ведомственные объекты), в муниципальную собственность;

- купли-продажи объектов жилищно-коммунального хозяйства;

- по иным основаниям, предусмотренным законодательством.

2. Отдельные виды объектов жилищно-коммунального хозяйства не подлежат передаче из одной формы собственности в другую в случаях, предусмотренных федеральным законодательством, настоящим Законом.

Статья 10. Приватизация объектов жилищно-коммунального хозяйства

1. Объекты жилищно-коммунального хозяйства, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, могут быть переданы их собственниками в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном федеральным законом “О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации”.

2. Приватизация объектов жилищно-коммунального хозяйства осуществляется в организационно-правовых формах, предусмотренных федеральным законодательством в установленном порядке с учетом особенностей, изложенных в настоящем Законе.

Статья 11. Передача объектов жилищно-коммунального хозяйства, находящихся в хозяйственном ведении или оперативном управлении государственных предприятий и учреждений (ведомственных объектов) в муниципальную собственность

1. Передача ведомственных объектов жилищно-коммунального хозяйства в муниципальную собственность осуществляется в установленном порядке при переходе государственных предприятий и учреждений, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых они находятся, в иную форму собственности с целью их освобождения от несвойственных им функций по обслуживанию объектов жилищно-коммунального хозяйства либо при ликвидации указанных предприятий и учреждений.

2. Объекты жилищно-коммунального хозяйства, находящиеся в хозяйственном ведении или оперативном управлении государственных предприятий и учреждений, не подлежат включению в состав приватизируемого имущества этих предприятий и учреждений (за исключением находящихся на территории предприятий).

3. Передача ведомственных объектов жилищно-коммунального хозяйства может осуществляться также путем создания акционерных обществ с распределением акций между органами местного самоуправления, государственными предприятиями и учреждениями, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых они находятся, и другими акционерами.

4. Передача объектов жилищно-коммунального хозяйства должна осуществляться в едином комплексе со службами (организациями), осуществляющими их обслуживание, содержание и ремонт, включая производственные базы, мастерские, гаражи, складские помещения, транспортные средства, иное оборудование, предназначенное для технического обслуживания и ремонта передаваемых объектов, с учетом действующих нормативов.

5. При отсутствии основных фондов, обеспечивающих обслуживание объектов основного производства новому собственнику передаются финансовые средства на строительство новых или расширение существующих производственных баз, мастерских и других объектов, а также служебная жилая площадь.

6. Условия и формы передачи ведомственных объектов жилищно-коммунального хозяйства в муниципальную собственность, а также, в отдельных случаях - в собственность автономного округа, устанавливаются законодательством Российской Федерации.

Статья 12. Права и обязанности собственников объектов жилищно-коммунального хозяйства

1. Собственники объектов жилищно-коммунального хозяйства имеют право:

- осуществлять контроль за обеспечением надежного и экологически безопасного функционирования объектов жилищно-коммунального хозяйства;


- осуществлять контроль за состоянием основных фондов, принадлежащих потребителю и влияющих на качество потребляемых услуг путем проведения осмотров состояния инженерного оборудования у потребителя;


- санкционировать прекращение предоставления услуг (для юридических лиц) в случае просрочки потребителем оплаты более установленного срока в случаях, предусмотренных федеральным законодательством, настоящим законом, а также в случаях, предусмотренных договором;


- взыскивать в установленном порядке задолженность собственника или нанимателя жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по оплате жилья, а также по оплате коммунальных услуг, независимо от формы собственности жилого дома;


- осуществлять иные права, предусмотренные законодательством, а также заключенным договором на обслуживание объектов.

2. Собственники объектов жилищно-коммунального хозяйства обязаны:

- обеспечивать финансирование развития принадлежащих им объектов жилищно-коммунального хозяйства для достижения установленных параметров качества обслуживания, если иное не предусмотрено договором;


- своевременно принимать меры по заключению договоров на обслуживание объектов;


- заключать договоры на обслуживание объектов жилищно-коммунального хозяйства только с теми организациями, которые имеют лицензию на осуществление соответствующих видов деятельности;


- контролировать предоставление потребителям услуг надлежащего качества в соответствии с действующими правилами, нормами и нормативами, принимать своевременные меры по предотвращению и устранению нарушений качества услуг;


- предусматривать и обеспечивать реализацию мер по повышению качества потребительских услуг, а также рациональному использованию природных, материальных и энергетических ресурсов;


- своевременно проводить подготовку объектов жилищно-коммунального хозяйства к сезонной эксплуатации;


- производить своевременно и в полном объеме оплату за обслуживание, содержание и ремонт жилищного фонда, объектов инженерной инфраструктуры и внешнего благоустройства в соответствии с договором между собственником и организацией, обеспечивающим обслуживание этих объектов;


- нести иные обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законами автономного округа, а также заключенным договором на обслуживание объектов жилищно-коммунального хозяйства.

Статья 13. Ответственность собственников объектов жилищно-коммунального хозяйства


Собственники объектов жилищно-коммунального хозяйства несут ответственность за нарушение правил содержания и использования жилищного фонда, предоставления коммунальных услуг, нормативов обеспечения населения услугами, а также условий договора найма жилого помещения и обслуживания объектов жилищного коммунального хозяйства в виде:


- административной ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации и автономного округа;


- выплаты в установленном порядке неустойки в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения принятых на себя обязательств;


- возмещения в установленном порядке убытков за невыполнение своих обязательств перед потребителями;


- возмещения в установленном порядке вреда, причиненного жизни, здоровью и имуществу потребителя;


- возмещения в установленном порядке морального вреда;


- аннулирования или приостановления в установленном порядке действия лицензий на осуществление деятельности по содержанию и ремонту объектов жилищно-коммунального хозяйства.

Глава 3. Особенности реализации права собственности на объекты жилищно-коммунального хозяйства и организации их обслуживающие

Статья 14. Изменение форм собственности на объекты жилищно-коммунального хозяйства, предоставляющие услуги промышленно-индустриального характера и организации их обслуживающие

1. Объекты жилищно-коммунального хозяйства, предоставляющие услуги промышленно-индустриального характера, не могут находиться в частной собственности граждан и юридических лиц, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и автономного округа.

2. Изменение форм собственности на объекты жилищно-коммунального хозяйства, предоставляющие услуги промышленно-индустриального характера, возможно путем создания в ходе приватизации государственного и\или муниципального имущества, в установленном порядке, акционерных обществ, при условии обеспечения контроля за деятельностью этих акционерных обществ со стороны администрации автономного округа или органов местного самоуправления, путем закрепления ста процентов акций в государственной собственности автономного округа или муниципальной собственности.

3. Приватизация объектов жилищно-коммунального хозяйства, предоставляющих услуги промышленно-индустриального характера, может осуществляться в едином комплексе с организациями основного производства (в том числе переданными в муниципальную собственность организациями (или их службами), обслуживающими ведомственные объекты).

Статья 15. Изменение форм собственности на объекты жилищно-коммунального хозяйства, обеспечивающие санитарно-экологическую безопасность населенного пункта и предоставляемых услуг и организации их обслуживающие

1. Объекты, обеспечивающие очистку сточных вод и захоронение твердых бытовых отходов не могут находиться в частной собственности граждан и юридических лиц, за исключение случаев, предусмотренных частью 4 статьи 8 настоящего Закона.

2. Объекты, обеспечивающие утилизацию осадка сточных вод и твердых бытовых отходов, а также уборку улиц и дорог могут находиться в любой форме собственности.

3. Изменение форм собственности на объекты жилищно-коммунального хозяйства, обеспечивающие очистку сточных вод, захоронение твердых бытовых отходов, возможно путем создания в ходе приватизации государственного и\или муниципального имущества, в установленном порядке акционерных обществ, при условии обеспечения контроля за деятельностью этих акционерных обществ со стороны администрации автономного округа или органов местного самоуправления. С этой целью в государственной собственности автономного округа или муниципальной собственности закрепляется сто процентов акций.

4. Приватизация организаций жилищно-коммунального хозяйства, осуществляющих уборку улиц и дорог, а также другие виды работ и услуг по благоустройству муниципальных образований осуществляется в установленном федеральным законодательством порядке при условии сохранения профиля деятельности приватизируемых объектов. Продажа данных объектов с аукциона, как способа не обеспечивающего сохранение профиля деятельности приватизируемых объектов, не допускается.

Статья 16. Изменение форм собственности на объекты жилищно-коммунального хозяйства, обеспечивающие благоустройство населенных пунктов и организации их обслуживающие

1. Объекты благоустройства населенных пунктов (дороги, мосты, тротуары, тоннели, лесные и парковые массивы, объекты уличного освещения), не могут находиться в частной собственности граждан и юридических лиц.

2. Организации, обеспечивающие строительство, обслуживание и ремонт объектов благоустройства населенных пунктов, могут находиться в любой форме собственности, при условии сохранения профиля их деятельности.


3. Изменение форм собственности предприятий, находящихся в государственной и муниципальной собственности, обеспечивающих строительство, обслуживание и ремонт объектов благоустройства, возможно путем их приватизации в установленном порядке.


4. Продажа акций данных предприятий на специализированном аукционе допускается при соблюдении условий, обеспечивающих сохранение профиля деятельности, приватизируемых организаций.

5. Контроль за соблюдением условий, указанных в части 4 настоящей статьи осуществляют органы местного самоуправления.

Статья 17. Изменение форм собственности организаций, осуществляющих обслуживание жилищного фонда

1. Организации, осуществляющие обслуживание жилищного фонда, могут находиться в любой форме собственности.


2. Предприятия, осуществляющие обслуживание жилищного фонда и находящиеся в муниципальной собственности, могут быть приватизированы в установленном федеральным законодательством порядке, при условии сохранения профиля их деятельности.

3. Продажа данных организаций на специализированном аукционе допускается при соблюдении условий, обеспечивающих сохранение профиля деятельности, приватизируемых организаций.

4. Контроль за соблюдением условий, указанных в части 3 настоящей статьи осуществляют органы местного самоуправления.

Статья 18. Изменение форм собственности на объекты жилищно-коммунального хозяйства, предоставляющие коммунально-бытовые услуги

1. Объекты жилищно-коммунального хозяйства, предоставляющие коммунально-бытовые услуги (за исключением крематориев и кладбищ), могут находиться в любой форме собственности.

2. Кладбища и крематории не могут находиться в иной форме собственности, кроме государственной или муниципальной.

3. Объекты жилищно-коммунального хозяйства, предоставляющие коммунально-бытовые услуги, могут быть приватизированы в установленном порядке при условии сохранения профиля их использования. Продажа данных объектов с аукциона, как способа, не обеспечивающего сохранение профиля деятельности приватизируемых объектов не допускается.

Статья 19. Изменение форм собственности на объекты городского транспорта

1. Объекты городского транспорта могут находиться в любой форме собственности.


2. Изменение формы собственности объектов городского транспорта осуществляется в ходе приватизации государственного и\или муниципального имущества, в установленном порядке, при условии обеспечения контроля за деятельностью этих акционерных обществ со стороны администрации автономного округа или органов местного самоуправления. С этой целью в государственной собственности автономного округа или муниципальной собственности закрепляется сто процентов акций.

Раздел III. Управление жилищно-коммунальным хозяйством

Глава 4. Государственное и муниципальное управление жилищно-коммунальным хозяйством

Статья 20. Компетенция администрации автономного округа в сфере управление жилищно-коммунальным хозяйством в автономном округе


1. Государственное регулирование развития и текущей деятельности жилищно-коммунального хозяйства осуществляет администрация автономного округа.

Отдельные функции управления жилищно-коммунальным хозяйством по решению органов государственной власти автономного округа могут быть переданы специализированным государственным и\или муниципальным организациям (государственной жилищной инспекции автономного округа, бюро технической инвентаризации, государственным предприятиям, акционерным обществам и ассоциациям жилищно-коммунального хозяйства).

2. Органы государственного управления жилищно-коммунальным хозяйством автономного округа:


- анализируют тенденции развития жилищно-коммунального хозяйства на территории автономного округа, разрабатывают и организуют выполнение единой экономической, научно-технической и социальной политики в жилищно-коммунальном хозяйстве;


- организуют выполнение единой финансовой и ценовой политики, включая формирование тарифов, субсидий на строительство и обслуживание жилищно-коммунальных объектов;


- проводят совместно с органами местного самоуправления работу по реализации и развитию договорных отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве;


- разрабатывают проекты законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам жилищно-коммунального хозяйства;


- проводят совместно с органами местного самоуправления работу по реализации единой технической политики на объектах жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению надежности, устойчивости и экологической безопасности на территориях населенных пунктов;


- обеспечивают координацию деятельности жилищно-коммунального хозяйства по подготовке к сезонной эксплуатации;


- координируют создание и использование чрезвычайных резервных фондов материально-технических ресурсов на окружном и местном уровнях для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах жилищно-коммунального хозяйства;


- участвуют совместно с органами местного самоуправления в реализации реформы экономического механизма в жилищно-коммунальном хозяйстве;


- осуществляют меры по формированию заказов на производство продукции для нужд жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с объективными потребностями в ней на территории автономного округа;


- организуют подготовку и повышение квалификации кадров для жилищно-коммунального хозяйства;


- обеспечивают совместно с органами местного самоуправления организацию учета недвижимости в жилищной сфере;


- осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законами автономного округа.

Статья 21. Компетенция органов местного самоуправления в сфере управление жилищно-коммунальным хозяйством в муниципальных образованиях автономного округа

1. Управление жилищно-коммунальным хозяйством в муниципальных образованиях осуществляют органы местного самоуправления.

2. В сфере управления жилищно-коммунальным хозяйством, органы местного самоуправления:

- организуют, финансируют и обеспечивают обслуживание потребителей, развитие и эксплуатацию объектов жилищно-коммунального хозяйства, создание комфортной среды обитания в населенном пункте;


- выполняют функции заказчика на обслуживание, содержание и ремонт объектов жилищно-коммунального хозяйства, находящихся в муниципальной собственности, а также предоставление услуг потребителям на основе договоров;


- осуществляют контроль за использованием, содержанием и ремонтом объектов жилищно-коммунального хозяйства;


- анализируют тенденции и проблемы развития жилищно-коммунального хозяйства городских и сельских поселений, разрабатывают и реализуют решения по развитию жилищно-коммунального хозяйства на территории муниципального образования;


- формируют бюджетные средства для финансирования развития, капитального, текущего ремонта, реконструкции и содержания объектов жилищно-коммунального хозяйства, льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, установленных на местном уровне;


- разрабатывают и утверждают ставки и тарифы на услуги жилищно-коммунального хозяйства, а также нормативы потребления коммунальных услуг;


- разрабатывают перспективные планы и программы по сносу ветхого и аварийного жилищного фонда в пределах своей компетенции;


- организуют техническое перевооружение и реконструкцию объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечивают надежность, устойчивость и экологическую безопасность обслуживания ими населенных пунктов;


- проводят работу по подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства к сезонной эксплуатации;


- создают чрезвычайный резервный фонд материально-технических ресурсов для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах жилищно-коммунального хозяйства;


- участвуют в разработке и реализации местных программ приватизации объектов жилищно-коммунального хозяйства;


- создают, реорганизуют и ликвидируют муниципальные предприятия жилищно-коммунального хозяйства;


- содействуют развитию конкуренции в строительстве, обслуживании и ремонте объектов жилищно-коммунального хозяйства, создавая равные условия организациям различных форм собственности;


- оказывают поддержку малому предпринимательству в жилищно-коммунальном обслуживании потребителей;


- оказывают поддержку несостоятельным организациям жилищно-коммунального хозяйства различных форм собственности, предотвращая угрозу их банкротства и нарушение функций жизнеобеспечения;


- осуществляют зарубежные связи и деловое сотрудничество с российскими и иностранными партнерами - производителями коммунальных машин, механизмов, оборудования и инвесторами в развитие объектов жилищно-коммунального хозяйства;


- участвуют в создании фондов поддержки жилищно-коммунального хозяйства;


- организуют учет недвижимости в жилищной сфере;

- осуществляют формирование и ведение базы данных по регистрации граждан по месту жительства и временного пребывания;


- осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законами автономного округа.

Глава 5. Организация регулирования и контроля деятельности жилищно-коммунального хозяйства

Статья 22. Службы заказчика

1. Служба заказчика заключает договоры на обслуживание, содержание и ремонт объектов жилищно-коммунального хозяйства с организациями различных форм собственности.

2. В случае, если служба заказчика является юридическим лицом, ей могут быть переданы в хозяйственное ведение основные фонды объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечивающих жизнедеятельность городских и сельских поселений.

3. Служба заказчика финансируются за счет местных бюджетов. Предпринимательская деятельность службы заказчика не допускается.

4. Функции заказчика на жилищно-коммунальное обслуживание могут быть возложены на должностных лиц органов местного самоуправления.

5. Служба заказчика обязана:

- заключать на конкурсной основе договоры на жилищно-коммунальное обслуживание с организациями различных форм собственности;


- формировать муниципальный заказ;


- контролировать качество работ и услуг, выполняемых и оказываемых организациями жилищно-коммунального хозяйства в соответствие с договором;


- предъявлять санкции организациям и службам, осуществляющим жилищно-коммунальное обслуживание за невыполнение договорных обязательств в соответствии с условиями договора;


- обеспечивать оплату жилищно-коммунальных услуг в соответствии с договорными обязательствами;


- согласовывать с соответствующими органами местного самоуправления нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг, тарифы на услуги с учетом обеспечения социальной защиты малоимущих граждан и эффективности работы организаций жилищно-коммунального хозяйства;


- участвовать в отборе объектов жилищно-коммунального хозяйства для капитального ремонта и реконструкции, а также в приемке работ по их завершению;


- обеспечивать и контролировать работу по подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства к сезонной эксплуатации;


- участвовать в приемке в состав муниципальной собственности вновь вводимых, а также передаваемых ведомственных объектов жилищно-коммунального хозяйства;


- рассматривать предложения, заявления и жалобы потребителей по качеству жилищно-коммунального обслуживания и принимать по ним меры в пределах предоставленных им полномочий;


- осуществлять иные обязанности по обеспечению качества среды обитания, защиты интересов потребителей;


- нести иные обязанности, предусмотренные законодательством.

6. На службу заказчика могут быть возложены функции по сбору платежей за жилье и коммунальные услуги с населения и прочих потребителей.

7. Положение о службе заказчика утверждается органами местного самоуправления соответствующего муниципального образования.

Статья 23. Государственная жилищная инспекция автономного округа


1. Система органов государственной жилищной инспекции, состоящей из Главной государственной жилищной инспекции Российской Федерации и государственной жилищной инспекции автономного округа осуществляет контроль за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, отвечающих требованиям федеральных стандартов качества, использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его принадлежности.

2. Государственная жилищная инспекция автономного округа осуществляет свою деятельность на основании положения утверждаемого губернатором автономного округа. Государственная жилищная инспекция автономного округа финансируется за счет средств окружного бюджета, ее отделения могут финансироваться за счет средств местных бюджетов.

3. Государственная жилищная инспекция планирует, организует и осуществляет инспекционные обследования в городских и сельских поселениях на территории автономного округа через своих представителей (государственных жилищных инспекторов) и/или отделения в муниципальных образованиях.

4. Государственная жилищная инспекция автономного округа, а также орган управления жилищно-коммунальным хозяйством автономного округа, осуществляющий контроль за безопасностью услуг жилищно-коммунального хозяйства, вправе принимать участие в разработке гарантированного минимального уровня требований к содержанию и использованию объектов жилищно-коммунального хозяйства с учетом его состава и износа, климатических и других региональных особенностей.

Статья 24. Лицензионное регулирование в жилищно-коммунальном хозяйстве

1. Организации имеют право деятельности по предоставлению жилищно-коммунальных услуг потребителям, содержанию и ремонту объектов жилищно-коммунального хозяйства при наличии лицензии.

2. Лицензирование деятельности организаций по жилищно-коммунальному обслуживанию осуществляют администрация автономного округа или специально уполномоченные органы, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Статья 25. Учет недвижимости в жилищно-коммунальном хозяйстве

1. Учет недвижимости в жилищно-коммунальном хозяйстве осуществляется учреждениями юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Данные учреждения осуществляют сбор, обработку, хранение и выдачу информации о наличии, составе, местоположении, техническом состоянии, стоимости основных фондов объектов жилищно-коммунального хозяйства на основе результатов периодических обследований, а также ведение единой базы данных.

2. До создания учреждений юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, их функции выполняют бюро технической инвентаризации.

3. Органы государственной власти автономного округа, органы местного самоуправления должны обеспечить предоставление необходимых данных учреждениям, предприятиям, осуществляющим учет недвижимости в жилищной сфере.

4. Архивы учреждений юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются национальным достоянием, находятся в государственной (федеральной или автономного округа) или муниципальной собственности.

5. Федеральный орган управления учреждениями, осуществляющими учет недвижимости в жилищной сфере, обеспечивает методическое руководство и информационное обслуживание их деятельности.

6. Положение о системе учета недвижимости в жилищно-коммунальном хозяйстве утверждается губернатором автономного округа.

Статья 26. Развитие конкуренции в жилищно-коммунальном хозяйстве


Развитие конкуренции в жилищно-коммунальном хозяйстве осуществляется с целью создания условий для преодоления негативных последствий монопольного или доминирующего положения (в том числе технологически обусловленного) путем:


- реализации мер по поощрению создания множественности организаций жилищно-коммунального хозяйства различных форм собственности;


- осуществления перехода на договорные отношения, гарантирующие защиту интересов потребителей услуг, между собственниками объектов жилищно-коммунального хозяйства, организациями жилищно-коммунального хозяйства и потребителями;


- регулирования государственных минимальных социальных стандартов, регламентирующих качество обслуживания потребителей предприятиями-исполнителями различных форм собственности; на уровне органов местного самоуправления - тарифов или их предельного уровня на услуги организаций жилищно-коммунального хозяйства, относящихся к естественным монополиям (электро- и теплоснабжение), а также являющимися доминирующими на региональных и местных рынках (водоснабжение, водоотведение, организации озеленения городов, занимающиеся созданием и сохранением элитного генофонда);


- выполнения органами местного самоуправления или службами заказчика функций по формированию муниципального заказа на жилищно-коммунальное обслуживание, а также наделение их правом контроля за качеством, надежностью и экологической безопасностью предоставления услуг, организацией их оплаты и применения экономических санкций за нарушение договорных обязательств;


- размещения органами местного самоуправления муниципального заказа на оказание жилищно-коммунальных услуг на конкурсной основе;


- определения приоритетных групп потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию и установление минимального уровня их обеспечения услугами в случае невозможности полного удовлетворения их потребностей из-за недостатка ресурсов или мощностей у организации, отнесенной к естественной монополии или являющейся таковой на местном рынке.

Глава 6. Управление производством и реализацией услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства

Статья 27. Организации основного производства в жилищно-коммунальном хозяйстве

1. Организации основного производства в жилищно-коммунальном хозяйстве могут создаваться и действовать в форме муниципальных унитарных предприятий, акционерных обществ и других организационно-правовых формах в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и автономного округа.

2. Организации основного производства в жилищно-коммунальном хозяйстве могут создаваться как для реализации одного определенного вида деятельности - водоснабжения, водоотведения и очистки стоков, тепло -, электро- и газоснабжения, сбора, вывоза и утилизации отходов, уборки улиц, строительства и ремонта дорог, озеленения городов, обслуживания и ремонта жилищного фонда и других, так и в виде многоотраслевых организаций, выполняющих комплекс работ по обслуживанию жилищно-коммунального хозяйства.

3. Обслуживание объектов жилищно-коммунального хозяйства, находящихся в хозяйственном ведении или оперативном управлении государственных предприятий (ведомственных объектов), может осуществляться физическими и юридическими лицами.

4. Объекты жилищно-коммунального хозяйства передаются организациям основного производства на обслуживание в соответствии с условиями договора.

5. Органы местного самоуправления передают муниципальным предприятиям жилищно-коммунального хозяйства в хозяйственное ведение основные фонды (производственные базы, мастерские, гаражи, склады, транспортные средства, иное оборудование), предназначенные для обслуживания, содержания и ремонта объектов основного производства.

Статья 28. Функции организаций основного производства в жилищно-коммунальном хозяйстве

1. Организации основного производства в жилищно-коммунальном хозяйстве:

- непосредственно осуществляют деятельность по производству и реализации услуг потребителям;

- обслуживают и ремонтируют объекты жилищно-коммунального хозяйства для обеспечения их необходимой надежности, устойчивости и экологической безопасности;

- обеспечивают сбор, передачу, анализ и накопление оперативной и достоверной информации о ходе технологических процессов и состояния основных фондов, организуют работу диспетчерских служб;

- организуют работы по ликвидации аварий и повреждений на обслуживаемых объектах жилищно-коммунального хозяйства;

- участвуют в подготовке и реализации процессов развития, реконструкции и технического перевооружения объектов жилищно-коммунального хозяйства;

- участвуют в развитии собственных или общегородских (межрайонных) производственно-технических баз, обеспечивающих возможность выполнения строительно-монтажных, наладочных, ремонтных, складских работ и услуг;

- осуществляют иные функции в соответствии с их назначением.

2. Органы местного самоуправления могут поручить организациям, обслуживающим объекты жилищно-коммунального хозяйства, осуществлять сбор платежей за жилье и коммунальные услуги с населения, а также других потребителей услуг. В случае, если организация основного производства заключает прямой договор с потребителем, то сбор платежей, как правило, осуществляет указанная организация.

3. Не допускается возложение на организации основного производства, осуществляющие обслуживание потребителей и ремонт объектов жилищно-коммунального хозяйства, функций органов управления жилищно-коммунальным хозяйством автономного округа, а также функций заказчика.

Статья 29. Особенности договорных отношений органов управления жилищно-коммунальным хозяйством автономного округа и органов местного самоуправления с организациями жилищно-коммунального хозяйства различных форм собственности

1. Взаимоотношения органов управления жилищно-коммунальным хозяйством автономного округа и органов местного самоуправления с организациями жилищно-коммунального хозяйства различных форм собственности строятся на основе договоров.

2. Органы местного самоуправления непосредственно или через службы заказчика выступают заказчиками на обслуживание, содержание, ремонт и развитие объектов жилищно-коммунального хозяйства, находящихся в муниципальной собственности, а также на предоставление услуг потребителям.

3. Организации основного производства различных форм собственности выполняют функции подрядчиков (исполнителей услуг) по обслуживанию, содержанию, ремонту объектов жилищно-коммунального хозяйства. Подрядчиками по реконструкции и строительству жилищно-коммунальных объектов являются ремонтно-строительные организации различных форм собственности, финансово-строительные или финансово-строительные эксплуатационные компании.

4. Договоры на обслуживание, ремонт и развитие объектов жилищно-коммунального хозяйства заключаются службой заказчика, на конкурсной основе с привлечением организаций-подрядчиков различных форм собственности.

5. Договоры на обслуживание, содержание и ремонт объектов жилищно-коммунального хозяйства, а также на предоставление услуг потребителям должны соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законодательством Российской Федерации, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами, действующими в момент его заключения.

6. В договорах на обслуживание должны быть отражены следующие взаимные обязательства сторон:


- гарантии уровня качества, надежности и экологической безопасности обслуживания и объемы предоставляемых услуг со стороны организации основного производства - подрядчика (исполнителя услуги;


- гарантии со стороны службы заказчика оплаты услуг в соответствии с качеством обслуживания, условия контроля выполнения договорных обязательств, определение размера санкций за нарушение показателей качества.

7. Договор заключается на весь технологический цикл работ, обеспечивающий конечный результат - реализацию услуги непосредственно потребителю, независимо от существующей организации и распределения работ по обслуживанию, содержанию и ремонту объектов жилищно-коммунального хозяйства: все виды работ могут выполняться одной организацией; отдельные виды работ могут поручаться субподрядчикам.

Статья 30. Особенности договорных отношений граждан и юридических лиц, имеющих в собственности объекты жилищно-коммунального хозяйства, с организациями различных форм собственности

1. Взаимоотношения собственников объектов жилищно-коммунального хозяйства с организациями, обслуживающими эти объекты, строятся на основе договоров.

2. Собственники объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечивающие непосредственное жилищно-коммунальное обслуживание потребителей, в случае привлечения специальной организации для их обслуживания, обязаны заключать договор, выступая заказчиками на содержание, обслуживание и ремонт этих объектов, а также на предоставление услуг потребителям с соответствующими гарантиями качества услуг.

3. Организации жилищно-коммунального хозяйства различных форм собственности могут выполнять функции подрядчиков.

4. Договоры на обслуживание, содержание, ремонт и развитие объектов жилищно-коммунального хозяйства между собственниками объектов жилищно-коммунального хозяйства и подрядчиками заключаются исходя из взаимно согласованных объемов работ, услуг, их качества, надежности и экологической безопасности с учетом состава и состояния основных фондов, величины средств, направляемых на их оплату, а также размера санкций за нарушение договорных обязательств.

5. Контроль за содержащимися в договоре гарантиями качества обслуживания потребителей и их выполнением осуществляет государственная жилищная инспекция и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции.

6. Обслуживание и ремонт мест общего пользования в жилом доме, принадлежащим на праве общей собственности собственникам жилых помещений, а также на предоставление коммунальных услуг могут осуществляться организациями жилищно-коммунального хозяйства различных форм собственности по договору:


- с собственниками жилых помещений;


- с товариществами собственников жилья;


- со службой заказчика на жилищно-коммунальное обслуживание на территории муниципального образования при согласии на передачу им этих функций собственниками жилых помещений.

7. Условия заключения договоров, права, обязанности и ответственность сторон определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 31. Взаимоотношения между организациями различных видов деятельности жилищно-коммунального хозяйства

1. Договорные отношения между организациями жилищно-коммунального хозяйства различных видов деятельности и форм собственности, взаимодействующими при выполнении основных технологических процессов, строятся исходя из действующих социальных стандартов и требований правил технической эксплуатации на основе договоров.

2. Договоры между организациями заключаются на выполнение конкретного объема и видов работ (обслуживание внутридомовых сетей, прочистка сетей, вывоз мусора, обслуживание лифтового хозяйства и иные виды работ) - и содержат точные технические данные, сведения о разграничении зон обслуживания, сроки и способы оплаты услуг, права, обязанности и ответственность каждой из сторон, включая санкции за нарушение условий договора.

3. Организации, которым поручается в соответствии с договором выполнение отдельных видов работ, являются субподрядчиками и отвечают за качество выполненных работ перед организациями-подрядчиками, отвечающими за конкретный вид услуги в целом перед заказчиками и потребителями услуг.

Статья 32. Особенности договорных отношений организаций жилищно-коммунального хозяйства различных форм собственности с организациями - потребителями услуг

1. Жилищно-коммунальное обслуживание организаций-потребителей услуг (водо-, тепло-, электро-, газоснабжение, канализация, благоустройство территории, вывоз отходов, ремонт здания) регламентируются договорами между организациями жилищно-коммунального хозяйства и организациями - потребителями услуг.

2. Региональная энергетическая комиссия имеет право при необходимости (ограниченности природных или энергетических ресурсов, особые природные условия и иные ограничения) устанавливать предельные лимиты, квоты на промышленное потребление, а также устанавливать многоставочные тарифы в целях экономии природных или энергетических ресурсов.

3. Договоры на предоставление услуг организациям-потребителям заключаются исходя из взаимно согласованных условий, объемов и качества предоставления услуг, а также согласованных со службой заказчика тарифов на оказываемые услуги. В договоре обязательно должны быть указаны конкретные гарантии качества услуг и санкции за нарушение договорных обязательств.

4. Величина тарифа на предоставление услуг организациям-потребителям не должна превышать утвержденного органами местного самоуправления тарифа, обеспечивающего полное возмещение затрат организации жилищно-коммунального хозяйства, включая инвестиционную составляющую.

Глава 7. Защита интересов потребителей

Статья 33. Особенности реализации мер по защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг

1. Система договорных отношений по предоставлению жилищно-коммунальных услуг предусматривает защиту прав потребителей этих услуг путем:


- гарантированной возможности получения потребителем услуги, соответствующей по качеству обязательным требованиям нормативов, стандартов, санитарных правил и норм и другим условиям договора, определяющим местные особенности;


- ответственности исполнителей за нарушение порядка и условий предоставления услуг, а также гарантий их качества.

2. Вопросы защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг регламентируются законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Российской Федерации, законодательством автономного округа, нормативными правовыми актами автономного округа.

Статья 34. Права и обязанности потребителя жилищно-коммунальных услуг

1. Потребитель жилищно-коммунальных услуг имеет право:


- получать услуги установленного в договоре качества, безопасные для его жизни и здоровья, не причиняющих вреда его имуществу;


- требовать от исполнителя возмещения в полном объеме убытков и вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу вследствие недостатков в предоставлении услуг, а также морального вреда в размере и порядке, определяемом в соответствии с законодательством Российской Федерации и автономного округа;


- не производить оплату услуг на время перерывов сверх установленных договором. Прекращение оплаты не освобождает исполнителя от возмещения убытков и вреда;


- на устранение исполнителем выявленных недостатков в предоставлении услуг в установленные договором сроки;


- на государственную и судебную защиту в соответствии с законодательством Российской Федерации в случае нарушения его прав;


- иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законами автономного округа.

2. Потребитель жилищно-коммунальных услуг обязан:


- своевременно, в установленные договором сроки, оплачивать предоставленные коммунальные услуги;


- рационально использовать услуги по их прямому назначению;


- не совершать действий, ведущих к повреждению объектов жилищно-коммунального хозяйства;


- соблюдать требования техники безопасности при пользовании услугами;


- производить перепланировку жилых помещений и\или переоборудование внеквартирного инженерного оборудования лишь с разрешения органов местного самоуправления и собственника;


- устанавливать, подключать и использовать электробытовые приборы и машины мощностью, превышающей технические возможности внутридомовой электрической сети, устанавливать, подключать и использовать дополнительные секции приборов отопления, регулирующую и запорную арматуру лишь с разрешения органов местного самоуправления и собственника жилого помещения;


- не нарушать имеющиеся и не повреждать технические средства учета услуг;


- использовать теплоноситель в системах отопления по прямому назначению;


- устранять за свой счет повреждения и проводить ремонт либо замену оборудования, выведенного из строя по его вине;


- нести иные обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Статья 35. Права и обязанности исполнителя жилищно-коммунальных услуг

1. Исполнитель жилищно-коммунальных услуг имеет право:


- применять меры, предусмотренные договором, в случае нарушения потребителем сроков платежей;


- осуществлять контроль за потреблением услуг путем проведения плановых проверок;


- осматривать состояние инженерного оборудования у потребителя;


- обладать иными правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации и автономного округа.

2. Исполнитель жилищно-коммунальных услуг обязан:


- своевременно принимать меры по заключению договора на предоставление услуг;


- предоставлять услуги установленного качества (потребительских свойств и режима предоставления);


- устанавливать по согласованию с органами местного самоуправления форму регистрации требований (претензий), предъявляемых потребителем в связи с нарушением установленного качества услуг и срока устранения недостатков;


- принимать своевременные меры по предупреждению и устранению нарушений качества предоставляемых услуг потребителю;


- своевременно информировать потребителей об изменении качества услуг;


- не допускать нарушений технологических процессов и снижения качества услуг, предусматривать меры по повышению потребительских свойств и качества предоставляемых услуг, а также рациональному использованию ресурсов;


- нести иные обязанности, предусмотренные законодательством.

Статья 36. Ответственность исполнителя жилищно-коммунальных услуг


1. Исполнители жилищно-коммунальных услуг за нарушение правил и нормативов обеспечения населения жилищно-коммунальными услугами, а также условий договора найма, аренды или обслуживания жилого помещения несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и автономного округа.


2. Если исполнитель своевременно после заключения договора не приступил к предоставлению услуг или допускал нарушения их качества потребитель в соответствии с установленными в муниципальном заказе и договоре со службой заказчика условиями вправе уменьшить размер оплаты за услуги и получить возмещение убытков.

Раздел IV. Финансирование и оплата услуг жилищно-коммунального хозяйства

Глава 8. Источники финансирования жилищно-коммунального хозяйства

Статья 37. Источники финансирования развития жилищно-коммунального хозяйства

1. Основными источниками финансирования развития жилищно-коммунального хозяйства являются:


- средства федерального бюджета, выделяемые в качестве государственной поддержки развития жилищно-коммунального хозяйства, обеспечения льгот по оплате строительства, обслуживания и ремонта жилья и других объектов жилищно-коммунального хозяйства, установленных на федеральном уровне;


- средства окружного бюджета, выделяемые на реализацию программ развития жилищно-коммунального хозяйства, а также на поддержку развития городов, имеющих слабую градообразующую базу и других населенных пунктов с неразвитой инфраструктурой;


- средства местного бюджета на развитие и реконструкцию объектов жилищно-коммунального хозяйства населенного пункта;


- средства инвесторов;

- средства акционерных обществ, специально созданных органами местного самоуправления, организаций градообразующей базы, других юридических лиц;


- средства потребителей услуг в виде инвестиционной составляющей тарифа, обеспечивающей покрытие затрат на реконструкцию и новое строительство объектов жилищно-коммунального хозяйства;


- иные источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации.

2. Порядок использования средств бюджетов различных уровней для обеспечения пропорциональности развития жилищно-коммунального хозяйства и достижения нормативов потребления услуг устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, администрацией автономного округа, органами местного самоуправления в зависимости от источников поступления бюджетных средств.

Статья 38. Источники финансирования текущей деятельности жилищно-коммунального хозяйства


Основными источниками финансирования текущей деятельности жилищно-коммунального хозяйства являются:


- средства населения, которые реализуются в форме платежей за жилищно-коммунальные услуги;


- средства организаций-потребителей услуг в виде оплаты за пользование услугами жилищно-коммунального хозяйства;


- ассигнования из местного бюджета - как прямые дотации организациям жилищно-коммунального хозяйства;


- средства от сдачи в аренду объектов жилищно-коммунального хозяйства;


- разовые внесения средств потребителей для финансирования конкретных мероприятий по ремонту жилых домов, объектов коммунального хозяйства и благоустройства населенных пунктов;


- иные источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации.

Статья 39. Компенсация дополнительных расходов органов местного самоуправления и льгот по оплате жилья и коммунальных услуг

1. Дополнительные расходы или уменьшение доходов органов местного самоуправления, возникшие в результате решений органов государственной власти Российской Федерации и автономного округа компенсируются органами, принявшими соответствующее решение, в порядке и сроки, установленные законодательством Российской Федерации и автономного округа.

2. Льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законами автономного округа финансируются из бюджета соответствующего муниципального образования.

3. Порядок финансирования устанавливается органами местного самоуправления.

Статья 40. Налогообложение объектов жилищно-коммунального хозяйства

1. Налогообложение объектов жилищно-коммунального хозяйства осуществляется в соответствии с федеральными законами, законами автономного округа, правовыми актами органов местного самоуправления, изданными в пределах их компетенции.

2. Средства, поступающие на развитие и обслуживание объектов жилищно-коммунального хозяйства, носящие характер целевого бюджетного финансирования (затраты на долгосрочные инвестиции) не включаются в налогооблагаемую базу предприятий жилищно-коммунальной сферы.

Глава 9. Оплата жилья и коммунальных услуг

Статья 41. Оплата жилья

1. Оплата жилья включает в свой состав следующие элементы:

оплата содержания и ремонта жилья, которая устанавливается в размере, обеспечивающем возмещение издержек на обслуживание, капитальный, текущий и профилактический ремонты лестниц, лифтов, коридоров, крыш, подвалов, мусоропроводов и других мест общего пользования, внутри - и внеквартирного инженерного оборудования и придомовых территорий с обязательным соблюдением единых правил и норм, утверждаемых соответствующими федеральными органами.

Для компенсации неполного возмещения объективно необходимых и согласованных службой заказчика затрат организаций жилищно-коммунального хозяйства на обслуживание объектов жилищно-коммунального хозяйства и предоставление услуг за счет средств населения сохраняется порядок частичного бюджетного финансирования капитального ремонта государственного и муниципального жилищного фонда

2. Оплата жилья по договору найма в домах государственного и муниципального жилищного фонда устанавливается в размере, обеспечивающем возмещение издержек на содержание и ремонт жилья в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Ставки на оплату жилья по договору социального найма в домах государственного и муниципального жилищного фонда утверждаются органами местного самоуправления дифференцированно в зависимости от качества жилищного фонда (материал стен, этажность, износ и др.), его комфортности, наличия отдельных видов благоустройства (вода, тепло-, газо-, электроснабжение, канализация, горячее водоснабжение, мусоропровод, лифт) с учетом предельного уровня платежей граждан (в процентах к затратам, обеспечивающим полное возмещение издержек на содержание и ремонт жилья), установленного в порядке, определенном законодательством Российской Федерации и автономного округа.

3. Взимание платы за жилье осуществляется, исходя из ставок, установленных на 1 м2 общей площади квартиры.

В коммунальных квартирах плата взимается исходя из ставок, установленных на 1 м2 жилой площади комнат.

4. Оплата жилья собственником жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предусматривает возмещение издержек на содержание и ремонт жилого дома, в котором находится жилое помещение, принадлежащее гражданам на праве собственности и устанавливается в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и автономного округа.

5. Плата за общежитие взимается исходя из ставок, установленных на 1 м2 жилой площади.

Плата за пользование жилой площадью, коммунальные услуги и другие услуги, предоставляемые, проживающим в общежитиях, производятся по установленным ставкам и тарифам.

Статья 42. Оплата коммунальных услуг

1. Оплата коммунальных услуг индивидуального (семейного) потребления - водо-, тепло -, газо-, электроснабжения, канализации, горячего водоснабжения устанавливается в размере, обеспечивающем возмещение издержек на их производство и реализацию.

2. Органы местного самоуправления утверждают единые тарифы на коммунальные услуги для граждан, проживающих в различных видах жилищного фонда и домах различных форм собственности в пределах данного муниципального образования, с учетом предельного уровня платежей граждан (в процентах к затратам, обеспечивающим возмещение издержек на предоставление коммунальных услуг), установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации и законами автономного округа

3. Тарифы для организаций-потребителей устанавливаются в договоре на обслуживание конкретного потребителя исходя из уровня экономически обоснованного тарифа, установленного органом местного самоуправления.

Статья 43. Срок внесения платы за жилье и коммунальные услуги


Плата за жилье нанимателями и собственниками жилья в государственном и муниципальном жилищном фонде, а также плата за коммунальные услуги в жилищном фонде независимо от формы собственности вносится ежемесячно не позднее десятого числа следующего за оплачиваемым месяца. Плата за жилье нанимателем в частном жилищном фонде вносится в срок, установленный договором найма.

Статья 44. Льготы по оплате жилья и коммунальных услуг


Установленные законодательством Российской Федерации и автономного округа льготы по оплате жилья и коммунальных услуг применяются в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг.

Статья 45. Предоставление компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг

1. Компенсации (субсидии) на оплату жилья и коммунальных услуг предоставляются гражданам администрацией автономного округа и органами местного самоуправления в порядке установленном законодательством Российской Федерации и законами автономного округа.

2. Величина компенсаций (субсидий) определяется как разница между принятыми на данный период размерами платы за часть жилых помещений, занимаемых по социальной норме площади жилья и коммунальных услуг в соответствии с нормативами их потребления и предельно допустимыми расходами граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг с учетом доходов семьи и действующих льгот.

3. Необходимый уровень оплаты нормативов потребления коммунальных услуг и социальной нормы площади жилья должен быть оценен в стоимостном эквиваленте, который характеризует единую социальную плату за жилье со стандартными (наиболее типичными) для конкретной территории муниципального образования удобствами и видами благоустройства.

4. Доля предельно допустимых расходов граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг устанавливается администрацией автономного округа, исходя из максимального уровня этих расходов, утвержденного Правительством Российской Федерации.

Раздел V. Развитие и обеспечение надежности и устойчивой работы объектов жилищно-коммунального хозяйства

Глава 10. Развитие жилищно-коммунального хозяйства

Статья 46. Обеспечение сохранности и развития объектов жилищно-коммунального хозяйства

1. За развитие объектов жилищно-коммунального хозяйства путем их реконструкции и нового строительства отвечают собственники этих объектов.

2. Организации жилищно-коммунального хозяйства обеспечивают в результате своей хозяйственной деятельности простое воспроизводство основных фондов жилищно-коммунального хозяйства. Организации основного производства несут ответственность за качество обслуживания потребителей, определяемое состоянием основных фондов объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечением их расширенного воспроизводства в соответствии с долей покрытия затрат на реконструкцию и новое строительство объектов жилищно-коммунального хозяйства за счет инвестиционной составляющей коммунальных тарифов в оплате жилья.

3. Развитие жилищно-коммунального хозяйства, определяемое объективными требованиями поддержания социальных нормативов среды обитания муниципального образования и не покрываемое инвестиционной составляющей тарифов на оплату жилья и коммунальных услуг, контролируют, координируют и финансируют органы местного самоуправления.

Статья 47. Регулирование и организация развития жилищно-коммунального хозяйства

1. Органы управления жилищно-коммунальным хозяйством прогнозируют перспективы и пропорции развития жилищно-коммунального хозяйства в автономном округе и отражают их в кратко- и среднесрочных программах, основанных на социальных нормативах потребления и анализе фактического уровня обеспеченности услугами, включая их качественные характеристики (надежность, устойчивость и экологическую безопасность обслуживания). Указанные программы подлежат согласованию с органами местного самоуправления в части конкретных мероприятий и инвестиционных проектов.

2. Программы развития жилищно-коммунального хозяйства должны содержать целевые ориентиры в уровне обслуживания, необходимые организационные и технические мероприятия и объемы инвестиций по годам.

3. Перспективы развития жилищно-коммунального хозяйства автономного округа по конкретным населенным пунктам определяются соответствующими программами автономного округа и муниципальных образований. Целевыми ориентирами для данных программ являются показатели уровня обслуживания, предусмотренные федеральными программами.

4. В программе развития жилищно-коммунального хозяйства автономного округа должно предусматриваться финансирование мероприятий за счет средств окружного бюджета. Финансирование особо важных мероприятий указанной программы может осуществляться также с участием средств федерального бюджета, выделяемых в качестве поддержки развития жилищно-коммунального хозяйства.

5. Приоритет в финансировании из окружного бюджета имеют те инвестиционные проекты которые входят в программу развития жилищно-коммунального хозяйства автономного округа.

6. Для реализации инвестиционных проектов администрация автономного округа и органы местного самоуправления объявляют и проводят конкурсы инвесторов и подрядных организаций.

7. Органы местного самоуправления несут непосредственную ответственность за развитие объектов жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования как собственники объектов жилищно-коммунального хозяйства, финансирующие их развитие, а также координирующие и планирующие их деятельность, обеспечивающие правильность применения нормативно-правовой базы при реализации программ развития жилищно-коммунального хозяйства и инвестиционных проектов.

8. Строительство и реконструкция объектов жилищно-коммунального хозяйства могут осуществляться за счет инвестора, финансирующего проекты на коммерческой основе. Для финансирования таких проектов могут создаваться хозяйственные товарищества и общества, которые могут включать: организации градообразующей базы, другие юридические лица или их объединения, физические лица.

9. Содержание, обслуживание и ремонт объектов жилищно-коммунального хозяйства, созданных за счет средств, указанных в части 8 настоящей статьи, могут осуществляться на платной основе.

10. Проектирование, строительство (реконструкцию) объектов жилищно-коммунального хозяйства, инвестирование, а также последующую эксплуатацию могут осуществлять специально создаваемые финансово- строительно-эксплуатационные организации. При этом, каждый из указанных этапов деятельности может выполняться этой компанией самостоятельно или с привлечением подрядных организаций.

Статья 48. Научно-техническое обеспечение развития жилищно-коммунального хозяйства

1. Проведение научных исследований, опытно-конструкторских работ, имеющих наибольшее значение для обеспечения надежности, устойчивости и экологической безопасности жилищно-коммунального хозяйства автономного округа, а также способствующих экономии природных, материальных и энергетических ресурсов, организуют и финансируют органы управления жилищно-коммунальным хозяйством автономного округа.

2. Наиболее важные для повышения эффективности работы жилищно-коммунального хозяйства научные исследования и опытно-конструкторские работы могут финансироваться за счет средств окружного бюджета и внебюджетных фондов в порядке, установленном администрацией автономного округа. Отбор проектов и исполнителей для такого финансирования производится на конкурсной основе.

Статья 49. Обоснование проектов развития жилищно-коммунального хозяйства


Принятие решений по реализации проектов нового строительства, реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, а также по проведению научно-технических разработок машин, механизмов, оборудования, технологических процессов осуществляется на основе технико-экономического обоснования, подтверждающего получение экономического эффекта, предотвращение экологического ущерба, социальные результаты (повышение качества среды обитания населенного пункта). Решения по реализации конкретного проекта развития жилищно-коммунального хозяйства принимают органы управления жилищно-коммунальным хозяйством автономного округа, органы местного самоуправления в зависимости от значимости конкретного проекта и источников финансирования.

Глава 11. Обеспечение надежности и устойчивой работы объектов жилищно-коммунального хозяйства

Статья 50. Надежность и устойчивость работы объектов жилищно-коммунального хозяйства

1. Надежность и устойчивость работы объектов жилищно-коммунального хозяйства зависит от состояния основных фондов, составляющих производственную структуру объектов жилищно-коммунального хозяйства, и от качества обслуживания этих фондов организацией жилищно-коммунального хозяйства.

2. Для каждого типа основных фондов устанавливается предельный (критический) уровень износа, при превышении которого организации жилищно-коммунального хозяйства не несут ответственность за поддержание стандартных требований по надежности и устойчивости данного вида жилищно-коммунального обслуживания потребителей. При достижении предельного (критического) уровня износа, собственник обязан принять решение о реконструкции, капитальном ремонте существующих основных фондов, либо о строительстве новых и изыскать пути и средства организации этой деятельности.

3. Решение о достижении критического состояния основных фондов выносятся независимой экспертной комиссией, созданной государственной жилищной инспекцией автономного округа. Порядок определения предельного (критического) уровня износа и обеспечение реализации ответственности собственника определяется администрацией автономного округа.

4. При несоответствии мощностей объектов, обеспечивающих санитарно-экологическую безопасность объективным потребностям муниципальных образований (по объему и качеству очистки стоков, утилизации бытовых отходов), собственник вправе использовать для развития указанных объектов средства государственного внебюджетного экологического фонда и местных внебюджетных экологических фондов в порядке, установленном федеральным законодательством, законодательством автономного округа и правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с их полномочиями. Контроль за использованием указанных средств по целевому назначению осуществляет администрация автономного округа, специальный уполномоченный орган по охране окружающей среды автономного округа и органы местного самоуправления.

Статья 51. Обеспечение надежности функционирования объектов жилищно-коммунального хозяйства

1. С целью предупреждения достижения критического состояния основных фондов организации жилищно-коммунального хозяйства обязаны проводить профилактическую замену основных фондов, исходя из объективной оценки их надежности, устойчивости, срока и условий службы. При заключении договоров на обслуживание устанавливается плановый норматив замены основных фондов либо конечные требования по обеспечению надежности.

2. При согласовании службой заказчика тарифов на жилищно-коммунальные услуги учитывается фактический уровень надежности и устойчивости их предоставления. Увеличение размера оплаты услуг жилищно-коммунального хозяйства под будущие мероприятия по повышению надежности и устойчивости не допускается.

3. Исполнитель жилищно-коммунальных услуг при включении в тарифы на услуги жилищно-коммунального хозяйства инвестиционной составляющей обязан инвестировать средства в замену основных фондов.

Статья 52. Управление и обслуживание объектов жилищно-коммунального хозяйства в чрезвычайных (аварийных) ситуациях

1. Для получения органами местного самоуправления достоверной и оперативной информации о надежности и устойчивости работы объектов жилищно-коммунального хозяйства, а также об экологической безопасности, в муниципальных образованиях могут создаваться единые диспетчерские службы, независимые от организаций жилищно-коммунального хозяйства для получения информации непосредственно от потребителей услуг. Указанные диспетчерские службы могут быть созданы непосредственно при органах местного самоуправления, службах заказчика или государственной жилищной инспекции автономного округа либо ее отделениях.

2. Для ликвидации аварийных ситуаций на объектах жилищно-коммунального хозяйства при единых диспетчерских службах может создаваться запас материалов и оборудования.

3. Нормативы аварийно-технических запасов определяются для каждого населённого пункта автономного округа органом управления жилищно-коммунальным хозяйством автономного округа.

4. Формирование аварийно-технических запасов материально-технических ресурсов в муниципальных образованиях осуществляется за счет доходов от основной деятельности организаций жилищно-коммунального хозяйства автономного округа, на уровне автономного округа за счет средств окружного бюджета.

Статья 53. Подготовка объектов жилищно-коммунального хозяйства к сезонной эксплуатации

1. Ответственность за подготовку объектов жилищно-коммунального хозяйства на территории муниципального образования к сезонной эксплуатации, предполагающей пиковые экстремальные нагрузки оборудования, несут органы местного самоуправления.

2. Координацию деятельности жилищно-коммунального хозяйства по подготовке к сезонной эксплуатации, а также контроль за ходом подготовки осуществляют органы управления жилищно-коммунальным хозяйством муниципальных образований и органы управления жилищно-коммунальным хозяйством автономного округа.

3. Непосредственную реализацию функций объективного контроля за подготовкой объектов жилищно-коммунального хозяйства к сезонной эксплуатации, за надежностью и устойчивостью предоставления услуг осуществляют диспетчерские службы при органах управления жилищно-коммунальным хозяйством автономного округа.

4. По решению администрации автономного округа функции по обеспечению подготовки объектов жилищно-коммунального хозяйства к сезонной эксплуатации, контроля и анализа надежности и устойчивости, создания и использования чрезвычайных резервных фондов материально-технических ресурсов для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах жилищно-коммунального хозяйства на территории автономного округа могут выполняться организациями жилищно-коммунального хозяйства, способствующими нормальному функционированию основного производства с созданием соответствующей диспетчерской службы.

5. Финансирование мероприятий по подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства к сезонной эксплуатации осуществляется за счет средств окружного бюджета автономного округа, местных бюджетов, средств организаций градообразующей базы и других внебюджетных источников. На случаях возникновения экстремальных ситуаций и недостаточности средств для их устранения в местных бюджетах, муниципальным образованиям может быть оказана единовременная финансовая помощь из средств резервного фонда окружного бюджета в порядке, определяемом Губернатором автономного округа.

6. Финансирование на цели подготовки жилищного фонда, объектов жилищно-коммунального хозяйства к сезонной эксплуатации является целевым предусматривается в окружном и местных бюджетах защищенной строкой.

Раздел VI. Заключительные положения

Статья 54. Вступление настоящего Закона в силу

1. Настоящий Закон вступает в силу с момента официального опубликования в окружных средствах массовой информации.

2. Нормативные акты органов государственной власти автономного округа с момента вступления в силу настоящего закона действуют в части ему не противоречащей.


Губернатор
Ямало-Ненецкого автономного округа
Ю.В.Неелов


г. Салехард

6 октября 1998 года
N 41-ЗАО

Текст документа сверен по:
файл-рассылка Государственной Думы
Ямало-Ненецкого автономного округа

О жилищно-коммунальном хозяйстве Ямало-Ненецкого автономного округа (утратил силу на основании Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 13.02.01 N 13-ЗАО)

Название документа: О жилищно-коммунальном хозяйстве Ямало-Ненецкого автономного округа (утратил силу на основании Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 13.02.01 N 13-ЗАО)

Номер документа: 41-ЗАО

Вид документа: Закон Ямало-Ненецкого автономного округа

Принявший орган: Законодательное Собрание Ямало-Ненецкого автономного округа

Статус: Недействующий

Дата принятия: 06 октября 1998