Недействующий


Российская Федерация

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ


УСТАВ
(Основной Закон)
Ямало-Ненецкого автономного округа

____________________________________________________________________
Прекратил действие на основании
Устава (Основного закона) Ямало-Ненецкого автономного округа,
принятого 27 декабря 1998 года
____________________________________________________________________


Принят
 Государственной Думой
 Ямало-Ненецкого автономного округа
19 сентября 1995 года



Ямало-Ненецкий автономный округ (ранее - национальный округ) был образован Постановлением СНК и ВЦИК СССР от 10 декабря 1930 года с целью сохранения самобытного образа жизни, культурного и экономического развития коренных малочисленных народов Севера, этнических общностей.

Местоположение Ямало-Ненецкого автономного округа в приполярно-арктической зоне, разработка на его территории сырьевых ресурсов, обеспечивающих стратегические интересы России, значительная численность некоренного населения, проживающего в автономном округе, добавляют к первоначальным целям деятельности органов государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа задачи по осуществлению политики Российской Федерации в сфере социально-экономического развития районов Крайнего Севера и Приполярья.

Проявляя уважение к истории,  традициям,  культуре,  языкам многонационального населения Ямало-Ненецкого автономного округа, гарантируя совместно с Российской Федерацией защиту прав и свобод человека и гражданина на территории Ямало-Ненецкого автономного округа,

стремясь обеспечить права и интересы коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории своего исторического формирования, а также этнических общностей, связавших свою судьбу Ямало-Ненецким автономным округом,

осознавая роль Ямало-Ненецкого автономного округа в реализации государственной политики в приполярных и арктических регионах Российской Федерации,

признавая свою долю ответственности за сохранение территориальной целостности Российской Федерации,

стремясь укрепить правовой статус Ямало-Ненецкого автономного округа и создать законодательную основу для его всестороннего развития,

Государственная Дума Ямало-Ненецкого автономного округа принимает настоящий Устав - Основной закон Ямало-Ненецкого автономного округа.

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 1. Ямало-Ненецкий автономный округ - субъект Российской Федерации

1. Ямало-Ненецкий автономный округ (в дальнейшем - автономный округ) находится в составе Российской Федерации в качестве ее равноправного субъекта.

2. Статус автономного округа определяется Конституцией Российской Федерации и настоящим Уставом (Основным законом).

3. По представлению законодательных и исполнительных органов государственной власти автономного округа Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации может принять федеральный закон об автономном округе.

4. Статус автономного округа может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и автономного округа в соответствии с федеральным конституционным законом.

5. Автономный округ самостоятельно решает вопрос об изменении своего наименования на основе итогов референдума автономного округа с последующим включением нового наименования в Конституцию Российской Федерации.

Статья 2. Население, территория и границы автономного округа


1. Население автономного округа составляют коренные малочисленные народы Севера, этнические общности, другие нации и народы Российской Федерации.

2. Территория автономного округа является неотъемлемой частью единой территории Российской Федерации.

3. Территорию автономного округа составляют исторически сложившиеся самоуправляющиеся административно-территориальные единицы (образования):

- города окружного значения: Лабытнанги, Муравленко, Надым, Новый Уренгой, Ноябрьск, Салехард;

- районы: Красноселькупский, Надымский, Приуральский, Пуровский, Тазовский, Шурышкарский, Ямальский;

- включенные в районы поселения (населенные пункты).

4. Изменение наименования и статуса населенных пунктов, а также границ административно-территориальных единиц, находящихся на территории автономного округа, производится его законодательным (представительным) органом государственной власти в соответствии с Конституцией Российской Федерации и законом автономного округа.

5. Административным центром автономного округа является город Салехард.

Статус административного центра автономного округа устанавливается его уставом (положением) о местном самоуправлении и законом автономного округа.

6. Автономный округ граничит с субъектами Российской Федерации: Ненецким автономным округом. Республикой Коми, Ханты-Мансийским автономным округом, Красноярским краем, Таймырским (Долгано-Ненецким) автономным округом, а также имеет северную морскую границу, являющуюся частью государственной границы Российской Федерации.

7. Границы между автономным округом и другими субъектами Российской Федерации могут быть изменены по их взаимному согласию, в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.

Статья 3. Права и свободы человека и гражданина и гарантии их реализации


1. Права и свободы человека и гражданина, установленные общепризнанными нормами  международного  права  и Конституцией Российской Федерации, непосредственно действуют на территории автономного округа и  могут быть ограничены только федеральным законом.

2. В соответствии с Конституцией Российской Федерации на территории автономного округа гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, происхождения, пола и иных признаков.

3. Коренные малочисленные народы Севера, этнические общности, проживающие на территории автономного округа, пользуются дополнительными правами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, ратифицированными Российской Федерацией и международными договорами Российской Федерации.

4. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в автономном округе правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международными договорами Российской Федерации.

5. Законы и иные нормативные правовые акты, издаваемые органами государственной власти автономного округа, не должны отменять или умалять права и свободы человека и гражданина.

Статья 4. Охрана и использование жизненно важных ресурсов автономного округа


1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в автономном округе как основа жизни и деятельности населения, проживающего в автономном округе.

2. Отчуждение земель под промышленное освоение и транспортные коммуникации на территории автономного округа должно компенсироваться в денежном или натуральном выражении в соответствии с федеральными законам и законами автономного округа.

Статья 5. Политические партии, общественные организации, массовые движения


1. Политические партии, профсоюзные, молодежные, религиозные и иные общественные организации и массовые движения, зарегистрированные на территории автономного округа в порядке, установленном федеральным законом, через своих представителей, избранных в органы государственной власти автономного округа и органы местного самоуправления в автономном округе, могут участвовать в управлении государственными и общественными делами автономного округа.

2. Правовой статус политических партий, общественных организаций и массовых движений определяется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами автономного округа и уставами указанных партий, организаций, движений.

Статья 6. Разделение властей в автономном округе

1. Государственная власть в автономном округе осуществляется на основе разделения на законодательную (представительную), исполнительную и судебную.

2. Государственную власть в автономном округе осуществляют:

- законодательную (представительную) власть - Государственная Дума Ямало-Ненецкого автономного округа (в дальнейшем - Государственная Дума автономного округа);

- исполнительную власть - Губернатор автономного округа и формируемые им исполнительные органы;

         
     - судебную власть - суды, образованные в соответствии с федеральным законом.

     3. Органы законодательной (представительной), исполнительной и судебной властей автономного округа самостоятельны при осуществлении ими государственной власти на территории автономного округа.


Статья 7. Местное самоуправление в автономном округе

1. Местное самоуправление в автономном округе осуществляется самостоятельно на основе Конституции Российской Федерации, федеральных законов, законов и иных нормативных правовых актов автономного округа, уставов (положений) о местном самоуправлении.

    2. Органы местного самоуправления автономного округа не входят в систему органов государственной власти автономного округа и в пределах своих полномочий самостоятельно решают вопросы местного значения.

Статья 8. Законность в деятельности органов государственной власти автономного округа
и органов местного самоуправления в автономном округе

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица в автономном округе обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, настоящий Устав (Основной закон), законы автономного округа.

Статья 9. Основы отношений автономного округа с Российской Федерацией,
ее территориальными органами государственной власти

1. Органы государственной власти автономного округа строят свои отношения с органами государственной власти Российской Федерацией в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий, договорами на двусторонней основе с федеральными министерствами и ведомствами, настоящим Уставом (Основным законом), законами автономного округа.

2. Органы государственной власти автономного округа оказывают содействие в создании условий для осуществления функций территориальных органов федеральных органов государственной власти, расположенных в автономном округе.


Статья 10. Представительства автономного округа

1. Органы государственной власти автономного округа могут создавать свои постоянные представительства при Правительстве Российской Федерации, на территориях других субъектов Российской Федерации, действующие на основе нормативных правовых  актов Российской  Федерации,  автономного округа, соответствующих субъектов Российской Федерации, договоров и соглашений, заключенных между их органами исполнительной власти.

2. В целях защиты интересов населения автономного округа органы государственной власти автономного округа по согласованию с федеральными органами государственной власти могут создавать свои представительства на территориях зарубежных государств.

Статья 11. Сфера собственного ведения органов государственной власти автономного округа

Вне пределов ведения Российской Федерации, а также полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и автономного округа, законодательный (представительный) орган власти автономного округа и орган исполнительной власти автономного округа самостоятельно осуществляют на территории автономного округа государственную власть (собственное ведение), обеспечивают правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов автономного округа.     

Статья 12. Автономный округ как участник международных и внешнеэкономических связей, отношений с субъектами Российской Федерации

1. Автономный округ является самостоятельным участником международных и внешнеэкономических связей, самостоятельно заключает договоры и соглашения с краями, областями, республиками, автономной областью, автономными округами в составе Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерацией и федеральными законами.

2. Координация международных и внешнеэкономических связей автономного округа и его участие в выполнении международных договоров Российской Федерации осуществляется федеральными органами государственной власти по согласованию с органами государственной власти автономного округа.

Статья 13. Система нормативных правовых актов автономного округа

1. Систему нормативных правовых актов автономного округа составляют:

- решения референдума автономного округа;

- Устав (Основной закон) автономного округа;

- законы автономного округа;

- постановления законодательного (представительного) органа власти автономного округа;

     -
постановления и распоряжения Губернатора автономного округа;

- нормативные акты органа исполнительной власти автономного округа.

2. В целях регулирования отношений автономного округа с Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации между ними и автономным округом заключаются двусторонние и многосторонние договоры и соглашения.

3. Нормативные правовые акты, действующие на территории автономного округа, должны соответствовать Конституции Российской Федерации, федеральным законам, общепризнанным нормам международного права, международным договорам Российской Федерации, настоящему Уставу (Основному закону) и законам автономного округа.

Статья 14. О языках в автономном округе

1. На территории автономного округа русский язык имеет статус государственного языка Российской Федерации и является основным средством межнационального общения населения автономного округа.

В соответствии со сложившимися историко-культурными традициями каждый гражданин имеет право на свободный выбор языка общения. В автономном округе национальным меньшинствам гарантируется право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.

В местах проживания коренных малочисленных народов Севера, этнических общностей создаются условия для сохранения и использования их родного языка в образовательных учреждениях, в культурной и иных социально значимых сферах Ямало-Ненецкого автономного округа.

2. Органы государственной власти автономного округа определяют перечень территорий и объектов, где географические наименования и надписи, топографические обозначения, дорожные указатели должны оформляться на русском языке и языках коренных малочисленных народов Севера, этнических общностей, а также на иных языках, с учетом интересов местного населения в соответствии с законом автономного округа.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»