Недействующий

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КПСС

СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 марта 1986 года N 328

О дополнительных мерах по совершенствованию капитального строительства в целях ускорения научно-технического прогресса в народном хозяйстве страны

____________________________________________________________________
Не действует на территории Российской Федерации
с 21 февраля 2020 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 3 февраля 2020 года N 80

____________________________________________________________________



Центральный комитет КПСС и Совет Министров СССР отмечают, что в целях реализации решений XXVII съезда партии по вопросам ускорения социально-экономического развития страны на основе научно-технического прогресса требуется принятие дополнительных мер по совершенствованию капитального строительства и повышению его эффективности. Необходимо поднять на новый индустриальный и организационный уровень весь строительный комплекс, минимум в два раза сократить инвестиционный цикл как при реконструкции предприятий, так и при сооружении новых объектов.

Совершенно недопустимо, что в народном хозяйстве продолжается распыление капитальных вложений, не обеспечивается ввод в действие в установленные сроки многих предприятий и объектов. Вследствие этого устаревают предусматриваемые в проектах технологические процессы и оборудование. Все это в конечном итоге сдерживает темпы научно-технического прогресса.

Госпланом СССР, министерствами и ведомствами СССР, Советами Министров союзных республик, объединениями и предприятиями не уделяется должного внимания техническому перевооружению и реконструкции действующих производств. Медленно увеличивается доля средств, выделяемых на эти цели в общем объеме капитальных вложений. Недостаточно обновляется на базе достижений науки и техники активная часть основных фондов.

Низкими темпами наращиваются объемы строительных работ, выполняемых хозяйственным способом. Не в полной мере реализуются благоприятные возможности, предоставляемые предприятиям и организациям по использованию фондов развития производства, социально-культурных мероприятий и жилищного строительства. Это оказывает отрицательное влияние на решение производственных задач и социальное развитие трудовых коллективов.

Руководствуясь решениями XXVII съезда КПСС по дальнейшему совершенствованию капитального строительства и в целях ускорения научно-технического прогресса в народном хозяйстве страны, Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР

постановляют:


1. ЦК компартий союзных республик, крайкомам и обкомам КПСС, министерствам и ведомствам СССР, Советам Министров союзных и автономных республик, исполкомам краевых и областных Советов народных депутатов, всем партийным, советским, хозяйственным, профсоюзным и комсомольским организациям:

рассматривать повышение эффективности капитального строительства как одну из важнейших хозяйственно-политических задач, направленных на ускорение темпов социально-экономического развития страны, внедрение достижений научно-технического прогресса, перевод народного хозяйства на интенсивный путь развития, реализацию основных программных целей КПСС - укрепление экономического потенциала страны и быстрый рост народного благосостояния;

обеспечить в соответствии с требованиями XXVII съезда КПСС по совершенствованию инвестиционной политики повышение эффективности использования капитальных вложений, концентрацию их на решающих участках, перенос центра тяжести с нового строительства на техническое перевооружение и реконструкцию действующих производств, сокращение сроков и повышение качества строительства, мобилизацию внутренних резервов предприятий для получения наибольшего прироста продукции и национального дохода на каждый рубль затрат.

О дополнительных мерах по обеспечению сооружения предприятий и объектов в нормативные сроки


2. Считать одной из главных задач министерств и ведомств СССР, Советов Министров союзных и автономных республик, исполкомов краевых и областных Советов народных депутатов, производственных объединений, предприятий и организаций переход в двенадцатой пятилетке к сооружению предприятий и объектов в строгом соответствии с установленными нормами продолжительности строительства и вводу их в действие в срок и досрочно.

Установить, что планирование строительства объектов в соответствии с нормами продолжительности осуществляется по вновь начинаемым стройкам с 1986 года и по переходящим стройкам с 1987 года.

3. Госплану СССР, министерствам и ведомствам СССР, Советам Министров союзных республик, производственным объединениям, предприятиям и организациям при разработке планов капитального строительства и титульных списков строек неукоснительно соблюдать нормы продолжительности строительства предприятий, зданий и сооружений.

Запретить министерствам и ведомствам, производственным объединениям, предприятиям и организациям согласовывать планы подрядных работ, если они не соответствуют утвержденным титульным спискам строек.

Если в истекшем году работы были выполнены в меньшем объеме, чем предусмотрено в плане и титульном списке, допущенное отставание должно быть восполнено, как правило, в последующем году (без изменения сроков ввода в действие мощностей и объектов), с внесением соответствующих изменений в титульный список и план подрядных работ.

По особо крупным и уникальным объектам, включаемым в план капитального строительства и не имеющим утвержденных норм продолжительности строительства, срок их сооружения и распределение объемов капитальных вложений и строительно-монтажных работ по годам определяются в проектах на строительство этих объектов соответствующими министерствами и ведомствами и утверждаются Госпланом СССР и Госстроем СССР.

Госстрою СССР и Госплану СССР с участием министерств и ведомств уточнить в 6-месячный срок нормы продолжительности строительства предприятий, зданий и сооружений на двенадцатую пятилетку с учетом достижений научно-технического прогресса, повышения эффективности капитального строительства, индустриализации и совершенствования организации строительного производства, а также расширить перечень объектов, для которых устанавливаются такие нормы.

4. Министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик с участием министерств-подрядчиков при подготовке проекта плана на двенадцатую пятилетку:

а) определить очередность строительства предприятий и объектов, перешедших на двенадцатую пятилетку, исходя из намечаемых на 1986-1990 годы лимитов капитальных вложений и строительно-монтажных работ и утвержденных норм продолжительности строительства, имея в виду обеспечить ввод в действие в первую очередь объектов социально-культурной сферы, производственных мощностей, определяющих пропорциональное развитие экономики страны и отраслей, и на которых предусматривается выпуск важнейшей для народного хозяйства продукции;

б) принять решения о временной консервации строящихся предприятий и объектов, технический уровень которых не отвечает современным требованиям, которые не могут быть обеспечены капитальными вложениями для ввода их в действие в соответствии с нормами продолжительности строительства. Решения о консервации предприятий и объектов, титульные списки которых согласно действующему порядку министерства и ведомства СССР и Советы Министров союзных республик не имеют права утверждать самостоятельно, должны быть согласованы с Госпланом СССР.

Госплану СССР обобщить предложения о консервации строек и об изменении сроков ввода в действие мощностей и объектов, строительство которых предусмотрено ранее принятыми решениями Правительства СССР, и представить соответствующие предложения в Совет Министров СССР, исходя из того, что намеченные на двенадцатую пятилетку мощности должны быть введены в строй в полном объеме.

Секретно.

5. Стройбанку СССР и Госбанку СССР не принимать к финансированию начиная с 1986 года вновь начинаемые стройки, продолжительность строительства которых по титульным спискам превышает нормативную, а с 1987 года - переходящие стройки, по которым лимиты капитальных вложений и строительно-монтажных работ выделены в меньших объемах, чем это необходимо для завершения их строительства в нормативные сроки.

6. Госплану СССР осуществлять дальнейшее совершенствование методов планирования, имея в виду обеспечить начиная с 1987 года рациональное сочетание и увязку отраслевых и территориальных планов.

Госплану СССР совместно с Госстроем СССР, министерствами и ведомствами СССР, Советами Министров союзных республик обеспечивать тщательную проработку вопросов размещения новых и реконструкции действующих предприятий в районах сосредоточенного строительства. При высоких темпах роста объемов строительства в соответствующем регионе предусматривать в планах необходимые мероприятия по увеличению мощностей строительных организаций, первоочередному направлению на стройки этого региона прогрессивных конструкций, изделий и материалов, высокопроизводительных машин и механизмов, позволяющих значительно повысить технический уровень строительного производства; определять рациональную очередность строительства и ввода в действие предприятий и объектов.

Строительным министерствам для выполнения плановых заданий по строительству и вводу в действие предприятий и объектов в нормативные сроки обеспечить своевременное развитие производственных мощностей строительно-монтажных организаций за счет средств, выделяемых указанным министерствам, а также средств, передаваемых в установленном порядке на эти цели заказчиками.

Министерствам, ведомствам, производственным объединениям, предприятиям и организациям при разработке проектов планов капитального строительства рассматривать и решать совместно с Советами Министров союзных республик, исполкомами краевых и областных Советов народных депутатов вопросы своевременного ввода в действие предприятий и объектов, укомплектования их и строительных организаций трудовыми ресурсами и освоения введенных в действие мощностей в нормативные сроки.

7. Министерствам и ведомствам СССР, Советам Министров союзных республик, Госснабу СССР, его союзглавкомплектам и территориальным органам обеспечить комплектную поставку на стройки конструкций, материалов и оборудования по графикам, строго увязанным со сроками выполнения строительно-монтажных работ и ввода в действие производственных мощностей и объектов.

Госснабу СССР осуществить в 1987-1988 годах мероприятия по совершенствованию материально-технического обеспечения строек, имея в виду организовать снабжение строительных подразделений, производственных объединений и предприятий по их заказам в соответствии с выделенными фондами непосредственно через территориальные органы Госснаба СССР.

8. Предоставить право министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик утверждать начиная с 1987 года лимиты проектно-изыскательских работ, осуществляемых за счет капитальных вложений, по нормативам, устанавливаемым им Госпланом СССР на пятилетний период.

Министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик принять действенные меры по коренному улучшению планирования и повышению качества проектно-изыскательских работ. Должностные лица, виновные в разработке проектно-сметной документации, не соответствующей современному научно-техническому уровню, а также не использованной в строительстве в плановый срок, привлекаются в установленном порядке к материальной ответственности.

9. Взимать начиная с 1987 года в доход государственного бюджета плату с заказчиков в размере 3 процентов стоимости основных производственных фондов, не введенных в действие в установленный срок, а с подрядных строительно-монтажных организаций - в размере 3 процентов за кредит на затраты по незавершенному производству строительно-монтажных работ на предприятиях и объектах по истечении плановых сроков ввода их в эксплуатацию.

Расходы, связанные с взиманием указанной платы с заказчиков по действующим предприятиям, относятся на результаты их хозяйственной деятельности, а по новому строительству производятся за счет централизованных фондов и резервов вышестоящих органов хозяйственного управления. Расходы, связанные с взиманием с подрядных организаций платы за кредит, относятся на результаты их хозяйственной деятельности.

Министерству финансов СССР совместно со Стройбанком СССР и Госбанком СССР издать соответствующее указание по данному вопросу.

10. Министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик разрабатывать и осуществлять мероприятия по обеспечению ритмичности сооружения предприятий и объектов как важнейшего условия сокращения продолжительности строительства и ввода в действие производственных мощностей в установленные нормативные сроки. Последовательно снижать удельные капитальные вложения на единицу вводимых в действие мощностей. Принять меры по дальнейшему развитию хозрасчетных отношений между подрядными организациями и заказчиками и другими участниками строительства.

О мерах по повышению заинтересованности строительно-монтажных организаций и других участников строительства в осуществлении работ по техническому перевооружению и реконструкции действующих производств


11. Считать техническое перевооружение и реконструкцию действующих производств на качественно новой технической основе одним из главных направлений развития и обновления основных производственных фондов народного хозяйства. Обеспечить в практической работе, чтобы реконструкция предприятий была экономически выгодной как заказчику, так и подрядчику.

12. Госплану СССР, министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик предусмотреть в проекте плана на двенадцатую пятилетку увеличение доли средств, направляемых на техническое перевооружение и реконструкцию действующих производств, в целом по народному хозяйству не менее чем до 50 процентов общего объема капитальных вложений на строительство объектов производственного назначения. При этом учитывать, что прежде всего на эти цели объединениями и предприятиями направляются средства фонда развития производства.

13. Госплану СССР устанавливать министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик:

в годовых и пятилетних планах строительно-монтажных работ, выполняемых подрядным и хозяйственным способами, объемы работ по техническому перевооружению и реконструкции действующих производств;

задания по росту производительности труда, прибыли, а также нормативы заработной платы с учетом объемов и трудоемкости работ по техническому перевооружению и реконструкции.

Министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик планировать в таком же порядке указанные показатели и нормативы подведомственным строительно-монтажным организациям, а также производственным объединениям и предприятиям, осуществляющим техническое перевооружение и реконструкцию производств хозяйственным способом.

14. В целях усиления заинтересованности производственных объединений, предприятий и строительно-монтажных организаций в проведении технического перевооружения и реконструкции действующих производств, дальнейшего расширения их хозяйственной самостоятельности и повышения ответственности за конечные результаты работы предоставить право заказчикам и подрядчикам при осуществлении таких работ определять организационные и экономические взаимоотношения на основе специальных договоров подряда и согласованной сметной стоимости (договорной цены) работ.

Производственные объединения и предприятия - заказчики, строительно-монтажные и проектные организации одновременно с разработкой проектов на техническое перевооружение и реконструкцию действующих производств составляют проекты производства работ и определяют методы и последовательность их выполнения с учетом конкретных условий. Устанавливают размеры и формы компенсации дополнительных затрат, связанных с проведением работ в условиях действующего производства, порядок и условия направления строительно-монтажным организациям рабочих с основного производства, передачи необходимого технологического оборудования и оказания различных услуг.

Установить, что экономия средств по сравнению с согласованной и утвержденной сметной стоимостью (договорной ценой) работ по техническому перевооружению и реконструкции, полученная строительно-монтажными организациями в результате применения прогрессивных методов организации труда и производства, эффективных конструкций и материалов, выполнения работ с меньшей численностью рабочих и осуществления других мероприятий, удешевляющих строительство (при обеспечении высокого качества работ, долговечности конструкций и эксплуатационной надежности сооружаемых объектов), остается в распоряжении этих организаций.

Разрешить производственным объединениям, предприятиям и проектным организациям при составлении сметной документации на техническое перевооружение и реконструкцию действующих производств:

применять индивидуальные сметные нормы, расценки и калькуляции или повышающие коэффициенты к сметной стоимости строительно-монтажных работ и накладные расходы по повышенным нормам;

включать резерв средств на непредвиденные работы и затраты в размерах согласно приложению;

предусматривать средства на премирование за ввод в действие в срок и досрочно производственных мощностей и объектов по нормативам, увеличенным до 50 процентов против действующих;

включать затраты, связанные с премированием рабочих за выполнение аккордных заданий по увеличенным нормативам и распространением на строителей льгот при работе в действующих цехах с вредными условиями труда.

Возложить персональную ответственность за обоснованность и правильность применения индивидуальных сметных норм, расценок и калькуляций, накладных расходов на руководителей предприятий-заказчиков и проектных организаций.

Госстрою СССР и Госплану СССР подготовить и утвердить в месячный срок нормативно-методологические документы, необходимые для разработки смет на техническое перевооружение и реконструкцию действующих производств, в том числе по определению накладных расходов.

Государственному комитету СССР по труду и социальным вопросам, Госстрою СССР и ВЦСПС в месячный срок внести в соответствующие нормативные документы изменения, вытекающие из настоящего пункта.

15. Разрешить проектным и изыскательским организациям принимать дополнительно в течение года заказы от производственных объединений и предприятий на разработку проектно-сметной документации на техническое перевооружение с передачей заказчиками, в случае необходимости, соответствующих лимитов численности работников и фонда заработной платы.

16. Разрешить руководителям производственных объединений и предприятий:

а) по согласованию с профсоюзными комитетами перечислять в распоряжение строительно-монтажных организаций часть средств фонда материального поощрения для премирования работников за досрочное проведение работ по реконструкции отдельных установок, агрегатов, систем, позволяющее предприятию получить дополнительную продукцию или дополнительную прибыль;

б) передавать материально-технические ресурсы (за счет их экономии), полученные в плановом порядке для основной деятельности, строительно-монтажным организациям для ускорения выполнения работ по техническому перевооружению и реконструкции действующих производств без ущерба для выполнения утвержденного плана производства.

17. Разрешить руководителям строительно-монтажных организаций в период выполнения работ по техническому перевооружению и реконструкции действующих производств:

устанавливать работникам, осуществляющим работу в действующих цехах с вредными условиями труда без остановки производства, дополнительные отпуска с учетом фактически отработанного времени и сокращенный рабочий день, выдавать бесплатно лечебное питание, а также спецодежду по нормативам, установленным для эксплуатационного персонала указанных цехов;

повышать рабочим в пределах установленного фонда заработной платы максимальные размеры премий за выполнение на условиях подряда аккордных заданий в срок и досрочно до 60 процентов сдельного заработка.

18. Повысить ответственность союзглавкомплектов и территориальных органов Госснаба СССР, объединений и предприятий - поставщиков оборудования и материалов за своевременную по графикам поставку оборудования и материалов для технического перевооружения и реконструкции действующих производств, обеспечивающую ввод в действие мощностей и объектов в установленные сроки. В этих целях Госснабу СССР производить оценку деятельности указанных организаций и их экономическое стимулирование с учетом результатов своевременного и в полном объеме выполнения договоров и планов поставки материально-технических ресурсов для технического перевооружения и реконструкции действующих производств.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»