СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 декабря 1987 года N 1428
О переводе предприятий и организаций системы Госагропрома СССР на полный хозяйственный расчет и самофинансирование
____________________________________________________________________
Не действует на территории Российской Федерации
с 21 февраля 2020 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 3 февраля 2020 года N 80
____________________________________________________________________
Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР отмечают, что в результате претворения в жизнь современной аграрной политики партии, последовательного осуществления курса XXVII съезда КПСС, решений апрельского (1985 года) и последующих Пленумов ЦК КПСС, направленных на обеспечение более устойчивого развития сельского хозяйства и связанных с ним отраслей, в aгропромышленном комплексе наметились позитивные перемены.
Нарастают темпы интенсификации производства, существенный сдвиг произошел в инвестиционной политике на основе концентрации капитальных вложений на приоритетных направлениях развития колхозов, совхозов, перерабатывающих отраслей и социально-культурной сферы. Проделана большая работа по организационной перестройке всей системы управления агропромышленным комплексом, укрепляются хозрасчетные отношения, широкое распространение получают прогрессивные формы организации труда, коллективный и семейный подряды, внутрихозяйственный расчет. Значительно повысилась трудовая активность колхозников, работников совхозов, других предприятий и организаций комплекса.
Все это положительно сказывается на темпах прироста выпуска продукции и производительности труда, росте прибыли. Многие ранее убыточные предприятия стали работать рентабельно. Особое значение имеет то, что осуществление крупномасштабных мер по ускоренному развитию агропромышленного комплекса позволило улучшить продовольственное обеспечение советских людей и структуру их питания.
Наряду с этим ЦК КПСС и Совет Министров СССР подчеркивают, что реализация принятых решений по совершенствованию управления и экономического механизма хозяйствования в агропромышленном комплексе создает необходимые предпосылки для подъема его отраслей на качественно новый уровень на основе перевода колхозов, совхозов, предприятий и организаций системы Госагропрома СССР на полный хозяйственный расчет и самофинансирование.
Неотложность проведения этой работы диктуется прежде всего тем, что использование огромных потенциальных возможностей наращивания объемов производства в сельском хозяйстве и перерабатывающей промышленности существенно сдерживается из-за недостаточного применения современных экономических методов управления, медлительности в переводе колхозов, совхозов, предприятий и объединений на новые прогрессивные условия хозяйствования.
Совершенно нетерпимым является то, что в системе Госагропрома СССР слабо внедряется противозатратный механизм, ограниченное развитие получают хозрасчетные методы ведения хозяйства, договорные отношения. Действующая система управления и экономический механизм не в полной мере способствуют углублению интеграции сельского хозяйства и перерабатывающих отраслей промышленности, усилению заинтересованности всех звеньев агропромышленного производства в достижении высоких конечных результатов. По-прежнему сохраняются жесткая регламентация хозяйственной деятельности предприятий и организаций и административно-командные методы управления ими.
Особенно недопустимо то, что Госагропром СССР, агропромышленные комитеты и объединения, советские органы на местах не принимают эффективных мер по оздоровлению финансового состояния объединений, предприятий и организаций. Многие колхозы, совхозы и предприятия переработки в своей практической деятельности не соизмеряют затраты с получаемыми доходами, потребительски относятся к использованию средств на оплату труда. В результате продолжает неоправданно расти их задолженность по ссудам банка, а ряд хозяйств и перерабатывающих предприятий утратили свои оборотные средства. Все это ограничивает возможности расширенного воспроизводства, не позволяет активизировать процесс интеграции и эффективно развивать специализацию.
Медленно преодолеваются консервативные, устаревшие методы руководства сельским хозяйством и перерабатывающей промышленностью, особенно на уровне районных агропромышленных объединений, которые до сих пор не стали по-настоящему производственно-хозяйственными формированиями. Это привело к тому, что вместо производственной интеграции здесь, как правило, произошло механическое слияние управленческих звеньев.
ЦК компартий союзных республик, крайкомы, обкомы, горкомы и райкомы партии, первичные партийные организации зачастую не уделяют должного внимания партийно-политическому обеспечению процессов перестройки, происходящих в агропромышленном комплексе. Не предъявляют принципиального спроса к руководителям, допускающим серьезные недостатки в выполнении решений Партии и Правительства по созданию действенного хозяйственного механизма в системе Госагропрома СССР, широкому применению экономических методов в работе его подразделений. Местные партийные органы нередко мирятся с бесхозяйственностью и иждивенчеством, некомпетентным вмешательством в производственную деятельность трудовых коллективов. Недостаточно уделяется внимания подбору, расстановке кадров, их учебе, формированию стабильного состава руководителей и специалистов хозяйств, слабо распространяется передовой опыт работы в условиях бригадного, семейного и арендного подрядов. Во многих случаях в этом важном деле допускаются формализм, шаблонный подход, принижается авангардная роль партийных организаций в развитии демократических начал и гласности в управлении.
В целях дальнейшего повышения эффективности работы предприятий и организаций агропромышленного комплекса, усиления их заинтересованности в достижении высоких конечных результатов производства и обеспечения на этой основе коренного улучшения снабжения населения продуктами питания Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР
постановляют:
1. Обратить внимание ЦК компартий союзных республик, крайкомов и обкомов партии, Госагропрома СССР, центральных экономических органов, министерств и ведомств СССР, Советов Министров союзных и автономных республик, крайисполкомов и облисполкомов на то, что перевод в 1988-1989 годах колхозов, совхозов, других предприятий и организаций на полный хозяйственный расчет и самофинансирование является решающим условием кардинального улучшения положения дел в агропромышленном комплексе, наращивания объема производства продовольствия, расширения ассортимента продуктов питания, углубления интеграции и повышения эффективности сельскохозяйственного производства и перерабатывающих отраслей промышленности.
Вся эта работа должна быть неразрывно связана с широким применением достижений науки и техники, и прежде всего интенсивных и безотходных технологий, эффективных форм организации производства и труда, новых экономических методов управления и хозяйствования, созданием прогрессивных структурных формирований, в том числе на кооперативной основе, - агропромышленных комбинатов и объединений, агрофирм, производственных и научно-производственных систем, а также с коренной перестройкой и дальнейшим улучшением деятельности районных агропромышленных объединений как производственно-хозяйственных формирований, работающих на демократических принципах управления.
Принять предложение Госагропрома СССР, Советов Министров союзных республик о переводе с 1 января 1988 года на полный хозяйственный расчет и самофинансирование сельскохозяйственных, перерабатывающих и других предприятий и организаций республиканских, краевых и областных агропромышленных комитетов, а также предприятий и организаций, непосредственно подчиненных Госагропрому СССР, согласно приложению N 1.
Предоставить Советам Министров союзных республик право по согласованию с Госагропромом СССР переводить в 1988 году по мере готовности на полный хозяйственный расчет и самофинансирование предприятия и организации агропромышленных комитетов других республик, краев и областей, а также районных агропромышленных объединений на условиях, предусмотренных настоящим постановлением, без изменения взаимоотношений с союзным бюджетом.
2. Установить, что предприятия и организации системы Госагропрома СССР, переведенные на полный хозяйственный расчет и самофинансирование, самостоятельно разрабатывают и утверждают пятилетний план экономического и социального развития (с распределением по годам) на основе доведенных до них исходных данных планирования: контрольных цифр, государственных заказов, долговременных экономических нормативов и лимитов, а также прямых заказов потребителей и органов материально-технического снабжения на продукцию (работы, услуги) в соответствии с Законом СССР о государственном предприятии (объединении) и требованиями Примерного Устава колхоза.
Исходные данные планирования доводятся в установленном порядке до Госагропрома СССР, госагропромов союзных и автономных республик, краевых, областных агропромышленных комитетов, районных агропромышленных объединений и других агропромышленных формирований, предприятий и организаций. Они охватывают лишь важнейшие показатели, оставляя предприятиям и организациям широкий простор для выбора решений и заключения договоров, нацеливают их на достижение высоких конечных результатов.
Состав контрольных цифр определяется Госагропромом СССР в зависимости от особенностей деятельности предприятий и организаций в пределах показателей, предусмотренных Законом СССР о государственном предприятии (объединении), и с учетом Примерного Устава колхоза.
Государственные заказы до предприятий и организаций системы Госагропрома СССР доводятся на поставку продукции (выполнение работ, услуг), а также на ввод в действие производственных мощностей и объектов социальной сферы за счет государственных централизованных капитальных вложений.
При этом государственный заказ на поставку сельскохозяйственной продукции доводится, как правило, до районных агропромышленных объединений, агрокомбинатов и других агропромышленных формирований.
Районные агропромышленные объединения, агропромышленные комитеты и другие агропромышленные формирования, исходя из контрольных цифр и государственных заказов, организуют работу по заключению договоров на поставку продукции колхозами, совхозами и другими сельскохозяйственными предприятиями, включая продукцию, не вошедшую в государственный заказ и реализуемую ими самостоятельно.
Установить, что по мере развития интеграции сельскохозяйственного производства и перерабатывающих отраслей промышленности последовательно сокращаются государственные заказы на промежуточные виды сельскохозяйственного сырья и остаются преимущественно государственные заказы на конечные виды продукции агропромышленного комплекса.
Разрешить Госагропрому СССР, Советам Министров союзных республик, агропромышленным комитетам при изменении спроса населения и заявок торгующих организаций на продукцию агропромышленного комплекса вносить поправки в государственные заказы на ее поставку.
До предприятий и организаций доводятся следующие долговременные экономические нормативы:
платы за производственные фонды, трудовые, природные ресурсы и отчислений от расчетной прибыли (дохода) в государственный (в том числе местный) бюджет;
отчислений от расчетной прибыли (дохода), а также от амортизации, предназначенной на полное восстановление основных фондов, в централизованные фонды и резервы вышестоящей организации;
образования фонда развития производства, науки и техники;
образования фонда социального развития;
образования фонда материального поощрения и образования общего фонда заработной платы (для предприятий и организаций, применяющих форму хозяйственного расчета, основанную на нормативном распределении прибыли);
образования фонда валютных отчислений (для предприятий и организаций, имеющих право выхода на внешний рынок);
соотношения между приростом средней заработной платы и приростом производительности труда (исчисленной по хозрасчетному доходу или другому показателю).
Нормативы образования фондов экономического стимулирования устанавливаются советом районного агропромышленного объединения или другим вышестоящим органом, которому непосредственно подчинены предприятия и организации.
Предоставить право Советам Министров союзных республик разрешать агропромышленным комитетам, районным агропромышленным объединениям и другим агропромышленным формированиям утверждать предприятиям и организациям, в виде исключения, нормативы образования единого фонда производственного и социального развития. Разрешить Госагропрому СССР принимать аналогичное решение по предприятиям и организациям союзного подчинения.
Фонд заработной платы (фонд оплаты труда) работников вновь вводимых в действие предприятий и объектов, а также фонды материального поощрения и социального развития для указанных предприятий и объектов определяются по нормативам, устанавливаемым с учетом нормативных сроков освоения производственных мощностей, и предусматриваются в планах экономического и социального развития отдельно.
Сохранить, в виде исключения, на 1988-1990 годы:
для совхозов, других государственных сельскохозяйственных предприятий, а также межхозяйственных предприятий - порядок установления нормативов платежей от прибыли (дохода) в бюджет с учетом экономической оценки земли, обеспеченности основными фондами и трудовыми ресурсами;
для колхозов - порядок установления нормативов уплаты в бюджет подоходного налога с учетом экономической оценки земли, обеспеченности основными фондами и трудовыми ресурсами.
Порядок определения нормативов отчислений от доходов колхозов в централизованные фонды и резервы вышестоящей организации согласовывается с советами колхозов союзных республик.
Доводимые до предприятий и организаций лимиты устанавливают предельный размер государственных централизованных капитальных вложений для развития межотраслевых производств, нового строительства и решения особо важных задач в соответствии с перечнем предприятий и объектов, включенных в государственный план, объемов строительно-монтажных и подрядных работ, централизованно распределяемых материально-технических ресурсов (с учетом экономии).
Капитальные вложения, ввод в действие производственных мощностей и основных фондов, осуществляемые за счет собственных средств и кредитов банка, определяются и утверждаются предприятиями и организациями самостоятельно.
Планы по производству продукции, работ и оказанию услуг обслуживающих, строительных, транспортных и других предприятий и организаций формируются ими самостоятельно, преимущественно на основе заключенных договоров (заявок) с предприятиями и организациями зоны обслуживания.
Учитывая, что перевод предприятий и организаций системы Госагропрома СССР на полный хозяйственный расчет и самофинансирование осуществляется в условиях утвержденного пятилетнего плана, Госплану СССР, Госагропрому СССР и Советам Министров союзных республик, республиканским, краевым, областным агропромышленным комитетам, районным агропромышленным объединениям, предприятиям и организациям системы Госагропрома СССР обеспечить разработку планов экономического и социального развития на 1988-1990 годы, исходя из показателей пятилетнего плана и устанавливаемых на эти годы экономических нормативов.
3. В целях своевременного и обоснованного определения экономических нормативов по предприятиям и организациям системы Госагропрома СССР:
Госплану СССР, Министерству финансов СССР, Госагропрому СССР и Советам Министров союзных республик довести в 10-дневный срок до госагропромов союзных республик основные показатели, необходимые для разработки и установления предприятиям и организациям экономических нормативов на 1988-1990 годы. При установлении нормативов платежей и отчислений в бюджет, образования фонда развития производства, науки и техники, фонда социального развития учесть расходы (по отчету за 1986 год), финансируемые в настоящее время за счет бюджета и в порядке перераспределения прибыли, затраты на техническое перевооружение, реконструкцию и расширение производства, строительство жилья и других объектов непроизводственной сферы, а также расходы на создание централизованных страховых фондов в размере до 10 процентов прибыли предприятий и организаций, перерабатывающих сельскохозяйственное сырье;
госагропромам союзных республик утвердить и довести экономические нормативы до подведомственных предприятий и организаций.
При разработке экономических нормативов на 1988-1990 годы обеспечить соответствие между размерами платежей в государственный бюджет, фондов заработной платы по предприятиям и организациям и агропромышленным комитетам в целом.
Учитывая важность экономических нормативов как основы хозрасчетного механизма хозяйствования, обеспечить их стабильность и обоснованность, соблюдение равнонапряженных требований к использованию предприятиями и организациями производственных ресурсов.
4. Установить следующий порядок распределения полученной предприятиями и организациями системы Госагропрома СССР прибыли (дохода):
плата за производственные фонды, трудовые и природные ресурсы и другие отчисления в государственный (в том числе местный) бюджет;
уплата процентов за краткосрочный банковский кредит;
отчисления вышестоящей организации на образование централизованных фондов и резервов.
Остающаяся в распоряжении предприятий и организаций после внесения указанных платежей и отчислений прибыль (доход) направляется ими на образование по утвержденным нормативам фонда развития производства, науки и техники, фонда социального развития, фонда материального поощрения (на предприятиях и в организациях, применяющих форму хозяйственного расчета, основанную на нормативном распределении прибыли), а также резервного фонда предприятия (организации).
На предприятиях и в организациях, применяющих форму хозяйственного расчета, основанную на нормативном распределении дохода, единый фонд оплаты труда формируется как остаток хозрасчетного дохода коллектива после образования из него фонда развития производства, науки и техники, фонда социального развития и резервного фонда предприятия (организации).
5. Госагропрому СССР совместно с Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам и ВЦСПС в целях повышения заинтересованности и ответственности органов управления, предприятий и организаций агропромышленного комплекса за конечные результаты производства обеспечить поэтапный переход к оплате труда всех участников производства, включая руководителей и специалистов, в прямой зависимости от валового дохода, использовать также другие противозатратные формы стимулирования производства. Особое внимание уделить широкому внедрению и углублению внутрипроизводственного хозяйственного расчета, бригадного и семейного подрядов, активнее применять арендную форму договорных отношений. Повысить удельный вес натуральной оплаты труда работников сельского хозяйства, непосредственно увязывая размер ее выдачи с конечными результатами.
Обеспечить строгий контроль за расходованием заработной платы, не допускать ее неоправданного роста без существенного улучшения производственных и экономических показателей деятельности предприятий и организаций. В случае нарушения предприятиями и организациями системы Госагропрома СССР установленного по годам пятилетки нормативного соотношения между приростом средней заработной платы и приростом производительности труда соответствующая часть фонда материального поощрения (фонда оплаты труда) резервируется для ее использования при достижении нормативного соотношения или перечисляется в фонд социального развития на финансирование капитальных вложений.
Указанный порядок резервирования не применяется на сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятиях и в организациях, которые не обеспечивают установленного нормативного соотношения по причинам, не зависящим от их производственной деятельности (в связи с неблагоприятными погодно-климатическими условиями, уменьшением количества и ухудшением качества перерабатываемого сырья). Перечень таких предприятий и организаций определяется Госагропромом СССР, госагропромами союзных республик (не имеющих областного деления), автономных республик, а также агропромышленными комитетами краев и областей.
Госагропрому СССР, госагропромам союзных и автономных республик, агропромышленным комитетам краев и областей глубоко анализировать причины снижения темпов роста производительности труда, необоснованного увеличения заработной платы на предприятиях и в организациях и принимать конкретные меры по их устранению.
6. Госагропрому СССР и Советам Министров союзных республик в целях коренного улучшения материально-технического снабжения предприятий и организаций агропромышленного комплекса осуществить поэтапный переход на оптовую торговлю продукцией производственно-технического назначения с доведением ее удельного веса в общем объеме реализации в 1988 году не менее чем до 25 процентов, 1990 году - 70 процентов и 1992 году - 80 процентов.
Обеспечить широкое внедрение новых форм организации материально-технического снабжения, создание пунктов проката строительной, землеройной и другой техники, сети комиссионных магазинов, расширение производственно-коммерческих услуг по подготовке промышленных изделий к применению на предприятиях и в организациях агропромышленного комплекса.