Недействующий

СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 ноября 1987 года N 1287


О переводе строительных, монтажных и ремонтно-строительных организаций и предприятий (объединений) на полный хозяйственный расчет и самофинансирование

____________________________________________________________________
Не действует на территории Российской Федерации
с 21 февраля 2020 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 3 февраля 2020 года N 80

____________________________________________________________________



В соответствии с решениями июньского (1987 года) Пленума ЦК КПСС о коренной перестройке управления экономикой необходимо осуществить комплекс мер по интенсификации строительного производства, совершенствованию хозяйственного механизма в строительстве, переводу строительных организаций на полный хозяйственный расчет и самофинансирование, создать условия для эффективного применения в инвестиционной сфере положений Закона СССР о государственном предприятии (объединении).

Новые условия хозяйствования открывают широкие возможности для качественного улучшения капитального строительства, обеспечивают дальнейшую демократизацию в управлении инвестиционным процессом, всемерную активизацию человеческого фактора и на этой основе - ускорение развития и реконструкции народного хозяйства.

Совет Министров СССР

постановляет:


1. Госстрою СССР, министерствам и ведомствам СССР, Советам Министров союзных республик, используя в полной мере преимущества новой системы хозяйствования, повысить эффективность инвестиционного процесса, сократить его продолжительность, создать надежные условия для динамичного развития экономики и повышения заинтересованности всех участников строительства в обеспечении ввода в действие в нормативные сроки производственных мощностей, объектов и сооружений, жилых домов и других объектов социального назначения. Повысить качество готовой строительной продукции и поднять строительное производство на новый индустриальный и организационный уровень.

Во исполнение постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 11 июня 1987 года N 665 перевести в 1988-1989 годах строительно-монтажные тресты и приравненные к ним организации, ремонтно-строительные и монтажные организации и предприятия (объединения) строительной индустрии*, независимо от их ведомственной принадлежности, на полный хозяйственный расчет и самофинансирование, обеспечить условия их деятельности в строгом соответствии с положениями Закона СССР о государственном предприятии (объединении). При этом исходить из того, что:

________________

* В дальнейшем именуются - организации и предприятия.


организации и предприятия строительного комплекса и ряда отраслей народного хозяйства переводятся на полный хозяйственный расчет и самофинансирование в сроки согласно приложению;

организации и предприятия республиканских министерств (ведомств), главных управлений по строительству при Советах Министров союзных республик, областных (городских) Советах народных депутатов переводятся на полный хозяйственный расчет и самофинансирование Советами Министров союзных республик в сроки, согласованные с Комиссией по совершенствованию управления, планирования и хозяйственного механизма;

строительно-монтажные тресты и приравненные к ним организации, ремонтно-строительные, монтажные и наладочные организации и предприятия строительной индустрии других министерств и ведомств СССР переводятся на условия работы, предусмотренные настоящим постановлением, в сроки, установленные для перевода объединений и предприятий отраслей народного хозяйства на полный хозяйственный расчет и самофинансирование.

2. Госплану СССР, министерствам и ведомствам, организациям и предприятиям обеспечить разработку планов экономического и социального развития исходя из показателей плана на двенадцатую пятилетку и устанавливаемых на этот период экономических нормативов, в строгом соответствии с положениями Закона СССР о государственном предприятии (объединении).

Госплану СССР доводить до министерств и ведомств СССР, Советов Министров союзных республик, а министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик - до организаций и предприятий:

государственные заказы;

лимиты государственных централизованных капитальных вложений, строительно-монтажных и подрядных работ для нового строительства и решения особо важных задач в соответствии с перечнем предприятий и объектов, включенных в государственный план, централизованно распределяемых материально-технических ресурсов с учетом их экономии.

Одновременно сообщаются следующие исходные данные для разработки плана, предусмотренные Законом СССР о государственном предприятии (объединении) в составе контрольных цифр:

объемы подрядных строительно-монтажных работ и услуг в стоимостном выражении (расчетно) для заключения договоров;

прибыль (доход);

рост производительности труда;

показатели развития социальной сферы;

совершенствование технологических процессов или другие важнейшие обобщающие показатели научно-технического прогресса, характерные для различных типов строительного производства.

3. Министерствам и ведомствам СССР, Советам Министров союзных республик при организации материально-технического обеспечения организаций и предприятий строительства, переведенных на условия хозяйствования, предусмотренные настоящим постановлением, исходить из необходимости всемерного развития оптовой торговли.

В этих целях Госснабу СССР и Госплану СССР сокращать объемы и номенклатуру централизованно распределяемых материалов, изделий и конструкций, ежегодно определять конкретные их виды, подлежащие реализации на условиях оптовой торговли, имея в виду завершить переход на оптовую торговлю в обеспечении строительных организаций материально-техническими ресурсами в основном в 1990 году.

4. В соответствии с Законом СССР о государственном предприятии (объединении) организации и предприятия с разрешения вышестоящего органа могут использовать формы хозяйственного расчета, основанные на нормативном распределении прибыли или дохода.

Считать целесообразным обеспечить широкое применение в капитальном строительстве формы хозяйственного расчета, основанной на нормативном распределении дохода, как наиболее полно отвечающей достижению конечных результатов строительства - вводу в действие производственных мощностей и объектов с наименьшими затратами.

Министерствам и ведомствам проводить организаторскую и экономическую работу по последовательному переходу строительных организаций и предприятий на указанную форму хозяйственного расчета.

Утверждать организациям и предприятиям следующие экономические нормативы:

платы за производственные фонды, трудовые, природные ресурсы;

отчислений от расчетной прибыли (дохода) в государственный (в том числе в местный) бюджет;

отчислений от расчетной прибыли (дохода), а также от амортизации, предназначенной на полное восстановление основных фондов, в централизованный фонд развития производства, науки и техники и резервы вышестоящей организации;

образования фонда развития производства, науки и техники;

образования фонда социального развития;

образования фонда материального поощрения и образования фонда заработной платы (по видам деятельности) для организаций и предприятий, применяющих форму хозяйственного расчета, основанную на нормативном распределении прибыли;

предельного уровня запасов товарно-материальных ценностей на рубль объема строительно-монтажных работ, продукции и услуг (на 1988-1990 годы);

соотношения между приростом средней заработной платы и приростом производительности труда.

Фонд заработной платы (фонд оплаты труда) работников вновь вводимых в действие предприятий и объектов, а также фонды материального поощрения и социального развития для указанных предприятий и объектов определяются по нормативам, устанавливаемым с учетом нормативных сроков освоения производственных мощностей, и предусматриваются в планах экономического и социального развития за счет резервов, образуемых в вышестоящих организациях.

5. В целях своевременного и качественного определения экономических нормативов по организациям и предприятиям, переводимым с 1 января 1988 года на новые условия хозяйствования:

Госплану СССР и Министерству финансов СССР довести в 10-дневный срок до министерств и ведомств СССР и Советов Министров союзных республик основные показатели, необходимые для разработки и установления указанным организациям и предприятиям экономических нормативов на 1988-1990 годы;

министерствам и ведомствам СССР, Советам Министров союзных республик утвердить и обеспечить доведение до 1 декабря 1987 года экономических нормативов до подведомственных организаций и предприятий.

Учитывая важность экономических нормативов как основы хозрасчетного механизма хозяйствования, обратить особое внимание министров и руководителей ведомств на необходимость обеспечения их стабильности и обоснованности, соблюдения равнонапряженных требований к использованию организациями и предприятиями производственных ресурсов.

6. Госстрою СССР, министерствам и ведомствам СССР, Советам Министров союзных республик осуществить комплекс мер по оздоровлению финансового положения подведомственных строительных организаций и предприятий. Уделить особое внимание разработке и проведению в строительстве и строительной индустрии конкретных организационных и технических мероприятий, направленных на ликвидацию убыточности и повышение эффективности работы организаций и предприятий, с тем чтобы в 1990 году в основном ликвидировать убыточность в отрасли.

7. Установить следующую очередность в распределении полученной организациями и предприятиями прибыли (дохода):

плата за производственные фонды, трудовые и природные ресурсы;

уплата процентов за краткосрочный банковский кредит;

отчисления в государственный (в том числе в местный) бюджет;

отчисления вышестоящей организации на образование централизованного фонда развития производства, науки и техники и резервов.

Остающаяся в распоряжении организаций и предприятий после внесения указанных платежей и отчислений прибыль (доход) направляется по утвержденным нормативам:

в фонд развития производства, науки и техники;

в фонд социального развития;

в фонд материального поощрения (в организациях и на предприятиях, применяющих форму хозяйственного расчета, основанную на нормативном распределении прибыли).

В организациях и на предприятиях, применяющих форму хозяйственного расчета, основанную на нормативном распределении дохода, единый фонд оплаты труда формируется как остаток хозрасчетного дохода коллектива после образования из него фонда развития производства, науки и техники и фонда социального развития.

8. Установить, что критерием оценки деятельности организаций и предприятий является выполнение обязательств по вводу в действие производственных мощностей, объектов и сооружений, жилых домов и других объектов социального назначения по договорам с учетом обеспечения плановых сроков строительства, обязательств по поставкам продукции и услугам. При выполнении указанных обязательств на 100 процентов фонд материального поощрения увеличивается на 15 процентов, а в организациях и на предприятиях, применяющих форму хозяйственного расчета, основанную на нормативном распределении дохода, фонд оплаты труда увеличивается на 1,5 процента.

Увеличение фонда материального поощрения (фонда оплаты труда) производится за счет хозрасчетного дохода организаций и предприятий или централизованного фонда и резервов вышестоящей организации.

При срыве установленных планом сроков ввода в действие производственных мощностей и объектов взимать в доход государственного бюджета плату с подрядных организаций в размере до 3 процентов стоимости строительно-монтажных работ по не введенным в действие производственным объектам. С заказчиков соответственно взимать плату в размере до 3 процентов стоимости не введенных в действие основных производственных фондов. Размер указанной платы дифференцировать в зависимости от сроков задержки ввода в действие мощностей и объектов: при задержке ввода свыше одного месяца взимается 1 процент, более трех месяцев - 2 процента и свыше шести месяцев - 3 процента.

Расходы подрядных организаций, вызванные невыполнением планов ввода в действие мощностей и объектов, относить на результаты их хозяйственной деятельности. Расходы заказчиков, связанные с взиманием указанной платы, а также с компенсацией возникших по их вине дополнительных затрат подрядчика, относить по действующим предприятиям на результаты хозяйственной деятельности, а по новому строительству производить за счет средств централизованных фондов и резервов вышестоящей организации.

9. Установить, что общесоюзные и союзно-республиканские строительные и специализированные строительные министерства СССР, министерства строительства союзных республик, Госстрои Эстонской ССР и Киргизской ССР, главные управления по строительству при Советах Министров союзных республик, областных и городских Советах народных депутатов для усиления экономических методов хозяйственного руководства образуют по установленному ими нормативу за счет прибыли и амортизационных отчислений, предназначенных на полное восстановление основных фондов организаций и предприятий, централизованный фонд развития производства, науки и техники, а также резервы.

Средства указанных фондов и резервов направляются на финансирование конкретных важнейших научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, капитальных вложений общеотраслевого характера, погашение банковских ссуд и уплату процентов по ним, на возмещение убытков и финансирование других затрат планово-убыточных и малорентабельных организаций и предприятий по устанавливаемым в планах лимитам дотаций с их прогрессивным сокращением, на оказание временной финансовой помощи организациям и предприятиям, осуществление природоохранных мероприятий и на другие цели.

10. Предусмотреть, что в случае нарушения организациями и предприятиями соотношения между ростом средней заработной платы и ростом производительности труда, нарастающим итогом с начала пятилетки исчисленного исходя из установленного по годам пятилетки нормативного соотношения между приростом этих показателей, соответствующая часть фонда материального поощрения (фонда оплаты труда) резервируется для использования при достижении нормативного соотношения или перечисляется в фонд социального развития на финансирование капитальных вложений.

11. Министерствам и ведомствам СССР, Советам Министров союзных республик в 2-месячный срок разработать и утвердить по согласованию с Госстроем СССР положения о переводе ремонтно-строительных организаций на полный хозяйственный расчет и самофинансирование с учетом отраслевой специфики и настоящего постановления.

12. В целях дальнейшего совершенствования хозяйственного механизма в капитальном строительстве, повышения эффективности капитальных вложений, улучшения работы всех участников инвестиционного процесса Госстрою СССР с участием министерств и ведомств СССР и Советов Министров союзных республик обеспечить перестройку механизма формирования цен в строительстве, исключив неоправданное влияние материалоемкости на уровень цен готовой строительной продукции.

Создать условия для широкого применения договорных сметных цен на готовые объекты и другую конечную строительную продукцию с учетом дифференциации этих цен в зависимости от качества строительной продукции.

13. Госстрою СССР, министерствам и ведомствам СССР, Советам Министров союзных республик организовать работу по переводу организаций и предприятий на новые формы хозяйствования в соответствии с развернутыми программами, создавать необходимые условия для всестороннего применения Закона СССР о государственном предприятии (объединении).

С этой целью:

обеспечить готовность организаций и предприятий к работе в условиях полного хозяйственного расчета и самофинансирования, взаимную увязку доводимых до них показателей, нормативов и лимитов;

организовать контроль за подготовкой организаций и предприятий к работе в условиях полного хозяйственного расчета и самофинансирования, постоянно оказывать им всемерную помощь в решении возникающих вопросов.

Обеспечить активное участие в этой работе трудовых коллективов и специалистов организаций и предприятий, широко использовать передовой опыт предприятий, работающих в условиях хозяйственного расчета и самофинансирования. Особое внимание уделять развитию и углублению внутрипроизводственного хозяйственного расчета, нацелить экономические рычаги и стимулы на достижение высоких конечных результатов.

14. Госплану СССР, Министерству финансов СССР и Советам Министров союзных республик внести необходимые уточнения в показатели государственного плана, вытекающие из настоящего постановления.

Госстрою СССР с участием Госплана СССР и Министерства юстиции СССР подготовить и представить в Совет Министров СССР предложения о внесении в действующее законодательство изменений, вытекающих из настоящего постановления.

15. Возложить на министров (руководителей ведомств) персональную ответственность за организацию подготовки и перевода организаций и предприятий на полный хозяйственный расчет и самофинансирование.

Председатель
Совета Министров СССР
Н.Рыжков

Управляющий Делами
Совета Министров СССР
М.Смиртюков

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»