ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 марта 2022 года N 309

Об установлении экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций и утверждении Программы экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств



В соответствии с частью 4 статьи 10 Федерального закона "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Установить экспериментальный правовой режим в сфере цифровых инноваций по эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств.

2. Утвердить прилагаемую Программу экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств.

3. Реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется в пределах установленной штатной численности федеральных органов исполнительной власти, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным органам исполнительной власти в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин

     

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 9 марта 2022 года N 309

     

Программа экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств

     

I. Направление разработки, апробации и внедрения цифровых инноваций

1. Направлением разработки, апробации и внедрения цифровых инноваций в соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) являются проектирование, производство и эксплуатация транспортных средств, в том числе высокоавтоматизированных транспортных средств и беспилотных воздушных судов, аттестация их операторов, предоставление транспортных и логистических услуг и организация транспортного обслуживания.

2. Для целей настоящей Программы используются следующие понятия:

"автоматизированная система управления" - программно-аппаратные средства, осуществляющие управление транспортным средством без физического воздействия со стороны водителя-испытателя;

"автоматизированный режим управления" - режим управления транспортным средством посредством автоматизированной системы управления;

"водитель-испытатель" - находящееся внутри высокоавтоматизированного транспортного средства 1 категории на месте водителя или переднем пассажирском сиденье физическое лицо, осуществляющее контроль за движением высокоавтоматизированного транспортного средства 1 категории в автоматизированном режиме управления, а также осуществляющее управление высокоавтоматизированным транспортным средством 1 категории в режиме ручного управления на месте водителя в случаях деактивации автоматизированной системы управления. Водитель-испытатель признается водителем в соответствии с положениями Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 "О правилах дорожного движения" (далее - правила дорожного движения);

"высокоавтоматизированное транспортное средство" - транспортное средство, сертифицированное в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в конструкцию которого внесены изменения, связанные с его оснащением автоматизированной системой управления;

"высокоавтоматизированное транспортное средство 1 категории" - высокоавтоматизированное транспортное средство, осуществляющее движение с водителем-испытателем, находящимся на месте водителя или переднем пассажирском сиденье;

"высокоавтоматизированное транспортное средство 2 категории" - высокоавтоматизированное транспортное средство, осуществляющее движение без водителя (в том числе водителя-испытателя) в салоне при удаленных маршрутизации и диспетчеризации со стороны оператора;

"декларация о безопасности высокоавтоматизированного транспортного средства" - заявление субъекта экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций (далее - экспериментальный правовой режим) о том, что экземпляр высокоавтоматизированного транспортного средства или партия высокоавтоматизированных транспортных средств соответствует требованиям, установленным настоящей Программой (за исключением требований, установленных подпунктом "а" пункта 16 настоящей Программы), являющееся неотъемлемой частью заявки на проведение испытаний, подаваемой субъектом экспериментального правового режима в испытательную лабораторию;

"заключение о соответствии" - заключение о соответствии экземпляра высокоавтоматизированного транспортного средства или партии высокоавтоматизированных транспортных средств требованиям, установленным пунктом 16 настоящей Программы, выдаваемое субъекту экспериментального правового режима испытательной лабораторией на основании декларации о безопасности высокоавтоматизированного транспортного средства и протокола (протоколов) испытаний, проведенных испытательной лабораторией в целях подтверждения соответствия высокоавтоматизированного транспортного средства требованиям, предусмотренным подпунктом "а" пункта 16 настоящей Программы;

"испытательная лаборатория" - испытательная лаборатория (центр), имеющая аккредитацию в области проведения оценки соответствия транспортных средств требованиям, установленным техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011) (далее - технический регламент), включенная в единый реестр органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза;

"оператор" - не являющееся водителем-испытателем физическое лицо, находящееся вне высокоавтоматизированного транспортного средства 2 категории, осуществляющее маршрутизацию и диспетчеризацию высокоавтоматизированного транспортного средства 2 категории (определение и изменение маршрута движения, активацию и деактивацию), а также контроль за его движением в соответствии с пунктом 20 настоящей Программы, не осуществляющее управление высокоавтоматизированным транспортным средством 2 категории;

"партия высокоавтоматизированных транспортных средств" - не более 150 единиц высокоавтоматизированных транспортных средств, в конструкцию которых внесены идентичные изменения в отношении их конструкции, установленной автоматизированной системы управления, а также способа изменений, связанных с их оснащением автоматизированной системой управления;

"пассажир высокоавтоматизированного транспортного средства" - лицо, не осуществляющее управление и контроль за движением высокоавтоматизированного транспортного средства и находящееся в нем, а также лицо, которое входит в высокоавтоматизированное транспортное средство или выходит из него;

"среда штатной эксплуатации" - условия, для работы в которых предназначена автоматизированная система управления, определяемые субъектом экспериментального правового режима;

"устройство E-stop" - устройство, позволяющее водителю-испытателю, находящемуся на месте водителя или переднем пассажирском сиденье, выполнить торможение высокоавтоматизированного транспортного средства (в том числе экстренное) вплоть до его полной остановки.

II. Описание цифровой инновации, которая планируется к созданию, использованию или введению в употребление в рамках экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона

3. Цифровой инновацией являются эксплуатация высокоавтоматизированных транспортных средств, а также предоставление транспортных и логистических услуг с использованием высокоавтоматизированных транспортных средств.

Для реализации цифровой инновации при перевозке пассажиров и багажа субъект экспериментального правового режима осуществляет следующие мероприятия:

а) закупка оборудования или комплектующих;

б) внесение изменений в конструкцию транспортного средства с использованием комплектующих, произведенных самостоятельно или третьими лицами (далее - дополнительное оборудование);

в) разработка специализированного программного обеспечения, необходимого для функционирования высокоавтоматизированного транспортного средства;

г) подготовка водителей-испытателей и операторов;

д) испытания высокоавтоматизированного транспортного средства на закрытом полигоне, эксплуатация высокоавтоматизированного транспортного средства на автомобильных дорогах общего пользования и на автомобильных дорогах необщего пользования;

е) контроль технического состояния, осуществление технического обслуживания и ремонта высокоавтоматизированного транспортного средства, а также организация оценки соответствия высокоавтоматизированного транспортного средства в испытательной лаборатории с выдачей заключения о соответствии;

ж) непрерывный контроль со стороны водителя-испытателя за движением высокоавтоматизированного транспортного средства 1 категории во время эксплуатации;

з) маршрутизация и диспетчеризация движения высокоавтоматизированного транспортного средства 2 категории во время эксплуатации со стороны оператора;

и) обеспечение доступа физическим и юридическим лицам к цифровой инновации посредством обеспечения возможности осуществления заказа перевозки высокоавтоматизированным транспортным средством через информационный сервис субъекта экспериментального правового режима;

к) обеспечение со стороны оператора информационной поддержки пассажиров высокоавтоматизированного транспортного средства 2 категории.

III. Сведения о технологиях, применяемых в рамках экспериментального правового режима в соответствии с перечнем технологий, утвержденным в соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона

4. В рамках экспериментального правового режима применяются следующие технологии:

а) нейротехнологии и технологии искусственного интеллекта, в том числе технологии в области компьютерного зрения, машинных рекомендаций и поддержки принятия решений;

б) технологии работы с большими данными, в том числе в области:

прослеживаемости и интероперабельности данных;

программно определяемых хранилищ данных;

обработки, утилизации данных с использованием машинного обучения;

обогащения данных;

дескриптивной, прескриптивной, предиктивной и предписывающей аналитики;

сбора, хранения и обработки данных, в том числе децентрализованных;

в) технологии робототехники и сенсорики, в том числе в области:

сенсоромоторной координации и пространственного позиционирования;

сенсоров и обработки сенсорной информации;

интеллектуальных систем управления робототехническими системами;

систем автоматизации управления;

г) технологии промышленного интернета (интернет вещей), в том числе в области автономного принятия решений;

д) отраслевые цифровые технологии, в том числе технологии:

направленные на цифровую трансформацию отраслей экономики, включая технологическую трансформацию процессов, задействованных в создании продуктов (услуг), а также технологий взаимодействия с контрагентами;

анализа данных.

IV. Цели установления экспериментального правового режима в соответствии со статьей 3 Федерального закона

5. Целями установления экспериментального правового режима являются:

а) формирование по результатам реализации экспериментального правового режима новых видов и форм экономической деятельности, способов осуществления экономической деятельности;

б) совершенствование общего регулирования по результатам реализации экспериментального правового режима;

в) создание благоприятных условий для разработки и внедрения цифровых инноваций.

V. Срок действия экспериментального правового режима

6. Срок действия экспериментального правового режима составляет 3 года.

VI. Срок участия субъекта экспериментального правового режима в экспериментальном правовом режиме

7. Срок участия субъекта экспериментального правового режима устанавливается на срок действия экспериментального правового режима.

VII. Территория, в рамках которой устанавливается экспериментальный правовой режим

8. Экспериментальный правовой режим для высокоавтоматизированных транспортных средств 1 категории устанавливается на территориях г.Москвы (зоны эксплуатации приведены в пунктах 32 и 33 настоящей Программы), г.Иннополиса (Республика Татарстан) и федеральной территории "Сириус".

Экспериментальный правовой режим для высокоавтоматизированных транспортных средств 2 категории устанавливается на территориях г.Иннополиса (Республика Татарстан) и инновационного центра "Сколково" г.Москвы.

VIII. Положения (требования, предписания, запреты, ограничения) отдельных актов общего регулирования, не подлежащие применению в рамках экспериментального правового режима

9. Не подлежат применению в рамках экспериментального правового режима следующие положения отдельных актов общего регулирования:

а) пункт 5_1 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 "О правилах дорожного движения" (далее - основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации);

б) пункт 1 статьи 15 и абзац третий пункта 2 статьи 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения";

в) пункт 1 статьи 17 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" в части соблюдения обязательных требований безопасности транспортных средств, предъявляемых при проведении технического осмотра к транспортным средствам отдельных категорий, предусмотренных пунктом 38 приложения N 1 к Правилам проведения технического осмотра транспортных средств, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2020 г. N 1434 "Об утверждении Правил проведения технического осмотра транспортных средств, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Правила проведения технического осмотра);

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»