ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 декабря 2021 года N 942

О внесении изменения в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 14.11.2017 N 936



В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2013 N 1039 "О порядке принятия решений о разработке государственных программ Санкт-Петербурга, формирования, реализации и проведения оценки эффективности их реализации" Правительство Санкт-Петербурга

постановляет:

1. Внести изменение в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 14.11.2017 N 936 "О государственной программе Санкт-Петербурга "Развитие сферы туризма в Санкт-Петербурге", изложив приложение к постановлению в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Соколова М.Ю.

Губернатор Санкт-Петербурга
А.Д.Беглов

     

Приложение
к постановлению
Правительства Санкт-Петербурга
от 03.12.2021 N 942

     

Государственная программа Санкт-Петербурга "Развитие сферы туризма в Санкт-Петербурге"

1. Государственная программа Санкт-Петербурга "Развитие сферы туризма в Санкт-Петербурге"

1.1. Паспорт государственной программы Санкт-Петербурга "Развитие сферы туризма в Санкт-Петербурге" (далее - государственная программа)

1

Ответственный исполнитель государственной программы

КРТ

2

Соисполнители государственной программы

КВЗПБ;
КЗ;
КИ;
КИО;
КППИТ;
КРТИ;
КТ

3

Участники государственной программы

Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение "Городское туристско-информационное бюро" (далее - ГБУ "ГТИБ");
Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение "Конгрессно-выставочное бюро" (далее - ГБУ "КВБ")

4

Цель государственной программы

Создание системных условий для реализации стратегической роли устойчивого туризма в экономическом и социокультурном развитии Санкт-Петербурга

5

Задачи государственной программы

Задача 1. Содействие строительству и модернизации объектов туристской и сопутствующей инфраструктуры (далее - Задача 1).
Задача 2. Расширение спектра, качества и доступности предоставляемых туристских услуг (далее - Задача 2).
Задача 3. Создание системных условий для интенсивного развития конгрессно-выставочной деятельности и делового туризма (далее - Задача 3).
Задача 4. Эффективная интеграция метабренда Санкт-Петербурга в экономическое и социокультурное пространство Российской Федерации и за рубежом (далее - Задача 4).
Задача 5. Создание благоприятных условий для устойчивого развития туризма (далее - Задача 5)

6

Основания разработки государственной программы

Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2013 N 1039 "О порядке принятия решений о разработке государственных программ Санкт-Петербурга, формирования, реализации и проведения оценки эффективности их реализации";
Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.09.2019 N 2129-р

7

Региональные проекты, реализуемые в рамках государственной программы

-

8

Оценка объемов налоговых расходов, соответствующих целям государственной программы

Общий объем налоговых расходов, соответствующих целям государственной программы составляет 1840550,0 тыс.руб., в том числе:
2021 г. - 1590956,0 тыс.руб.;
2022 г. - 83198,0 тыс.руб.;
2023 г. - 83198,0 тыс.руб.;
2024 г. - 83198,0 тыс.руб.

9

Перечень подпрограмм и отдельных мероприятий государственной программы

Подпрограмма 1. Развитие и совершенствование инфраструктуры туристской дестинации (далее - подпрограмма 1).
Подпрограмма 2. Диверсификация туристского предложения с учетом соблюдения принципов устойчивости туризма (далее - подпрограмма 2).
Подпрограмма 3. Развитие системы управления метабрендом Санкт-Петербурга и его продвижения (далее - подпрограмма 3)

10

Общий объем финансирования государственной программы по источникам финансирования с указанием объемов финансирования, предусмотренных на реализацию региональных проектов, в том числе по годам реализации государственной программы

Общий объем финансирования государственной программы составляет 4147393,5 тыс.руб., из них: за счет средств бюджета Санкт-Петербурга - 4147393,5 тыс.руб., в том числе по годам реализации:
2021 г. - 897898,9 тыс.руб.;
2022 г. - 674848,3 тысруб.;
2023 г. - 683974,5 тыс.руб.;
2024 г. - 605551,3 тыс.руб.;
2025 г. - 629652,4 тыс.руб.;
2026 г. - 655468,1 тыс.руб.;
за счет средств федерального бюджета - 0,0 тыс.руб.;
за счет внебюджетных средств - 0,0 тыс.руб.

11

Ожидаемые результаты реализации государственной программы

Увеличение доли туризма в ВРП до 4,5% в 2026 году;
перевод сферы туризма на инновационный путь развития, укрепление роли туризма как драйвера роста экономики Санкт-Петербурга, в том числе через широкое внедрение информационных технологий;
увеличение социальной роли туризма в развитии Санкт-Петербурга;
достижение необходимого уровня эффективности государственно-правового регулирования сферы туризма;
повышение качества, разнообразия, эффективности и доступности услуг в сфере туризма;
рост внутренних и въездных туристских потоков, включая увеличение числа поездок иностранных граждан в Санкт-Петербург до 2,7 млн. единиц к 2026 году и числа ночевок в гостиницах и аналогичных средствах размещения Санкт-Петербурга до 18,5 млн. единиц;
укрепление статуса Санкт-Петербурга как туристской дестинации мирового уровня;
повышение информированности иностранных и российских граждан о возможностях и преимуществах туристско-рекреационного комплекса Санкт-Петербурга

     

1.2. Характеристика текущего состояния сферы туризма Санкт-Петербурга


Государственную политику Санкт-Петербурга в сфере развития туризма проводит КРТ.

В глобальном экономическом и социокультурном пространстве Санкт-Петербург является признанным мировым туристским центром, развивающимся в соответствии с основными мировыми тенденциями в сфере туризма. Санкт-Петербург обладает уникальным опытом, высокой конкурентоспособностью и значительным потенциалом развития как российская и мировая туристская дестинация, в которой обеспечены и постоянно совершенствуются системные условия для устойчивого развития туризма.

В 2018 и 2019 году в Санкт-Петербурге прошли два важнейших мировых события, которые подтвердили статус Санкт-Петербурга как безопасного и комфортного туристского региона мирового уровня: Чемпионат мира по футболу FIFA 2018 (далее - Чемпионат) и 23-я сессия Генеральной Ассамблеи Всемирной туристской организации (UNWTO). Кроме того, в 2021 году Санкт-Петербург стал хозяином 6 матчей Чемпионата Европы по футболу UEFA 2020.

Санкт-Петербург был трижды удостоен звания ведущего мирового культурно-туристического направления по версии World Travel Awards в 2017, 2018 и 2020 годах.

В 2019 году стал лучшим в номинаций "Ведущее городское культурное направление мира" (World's Leading Cultural City Destination 2019) и в номинации "Ведущее направление городского туризма в Европе" (Europe's Leading City Destination 2019).

В 2020 году Санкт-Петербург одержал победу в номинации "Лучший город для ведения гостиничного бизнеса (население более 1 млн.)" Национальной гостиничной премии.

Санкт-Петербург стал лучшим городом-организатором Чемпионата и самым гостеприимным городом Чемпионата.

Санкт-Петербург является самым энергоэффективным и инновационным регионом России, занимает 2-е место в рейтинге инвестиционной привлекательности регионов.

В 2018 году Санкт-Петербург стал первым городом России, который присоединился к международному урбанистическому рейтингу GDS-Index (Индекс устойчивости мировых дестинаций) и соответствовал его критериям на 47%. Несмотря на ужесточение критериев оценки и расширение списка параметров, которым должны соответствовать устойчивые дестинации, Санкт-Петербургу удалось улучшить свои показатели, набрав 49%.

Общий объем туристского потока в Санкт-Петербург в 2019 году достиг уровня 10,4 млн. человек, из которых 4,9 млн. человек - иностранные туристы и 5,5 млн. человек - российские туристы. Прирост туристского потока в Санкт-Петербурге в 2019 году по сравнению с 2018 годом составил 26,8%.

Рост турпотока в 2019 году обусловлен:

проведением в 2018 году Чемпионата (рост количества повторных посещений города);

открытием в 2019 году 14 новых прямых авиарейсов в Санкт-Петербург (в 2018 году открыто 17 новых направлений);

увеличением количества событийных туристов (по данным сотовых операторов, Фестиваль света посетило порядка 210 тыс. человек, из них туристов - более 57 тыс., Фестиваль огня - более 400 тыс. человек, из них иностранных граждан порядка 80 тыс.);

проведением 23-й сессии Генеральной Ассамблеи Всемирной туристской организации ЮНВТО (увеличение узнаваемости Санкт-Петербурга в том числе мировых СМИ, порядка 1000 публикаций);

активным проведением маркетинговых мероприятий (презентации на международных выставках, роуд-шоу, участие в выставках, пресс-туры для иностранных СМИ и блогеров, программа "Амбассадоры");

гибкой ценовой политики гостиниц и отелей;

введением механизма электронных виз.

Общий объем вклада туризма в экономику Санкт-Петербурга (совокупные расходы туристов в Санкт-Петербурге) за 2019 год составил порядка 375 млрд.руб.

Общий объем потребления платных услуг в сфере туризма (услуги гостиниц и аналогичные услуги по предоставлению временного жилья, услуги турфирм) по итогам 2019 года составили 31,1 млрд.руб.

Пандемия, вызванная новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (далее соответственно - пандемия, коронавирусная инфекция), объявленная Всемирной организацией здравоохранения 11.03.2020, оказала существенное влияние на туристскую отрасль. Вводимые повсеместно ограничительные меры на долгое время сделали невозможным перемещение людей между странами и регионами.

Туризм оказался в числе отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в результате ухудшения ситуации в результате распространения коронавирусной инфекции.

В начале 2020 года в Санкт-Петербурге наблюдалась положительная динамика развития отрасли - в январе средняя загрузка гостиниц составила 80%, что на 10% превысило аналогичный показатель 2019 года. Введенные ограничительные меры привели к почти полной остановке отрасли. Во II квартале 2020 года Санкт-Петербург посетило лишь незначительное количество специалистов, направляющихся в безотлагательные служебные командировки. Последовавший в июле 2020 года постепенный выход из режима ограничений оживил турпоток из регионов Российской Федерации, однако новая волна пандемии сильно ограничила возможности отрасли к восстановлению.

Предпринятые Правительством Санкт-Петербурга меры по поддержке отрасли туризма и сохранению рабочих мест, слаженная работа КРТ с федеральными и региональными исполнительными органами государственной власти позволили Санкт-Петербургу принять по итогам 2020 года 2,9 млн. туристов, из них 82% (2,37 млн.чел.) пришлись на туристов из России и 18% (552 тыс. человек) на гостей из зарубежных стран. Кроме того, удалось сохранить более 1,5 тыс. рабочих мест на предприятиях туриндустрии.

Прямой вклад отрасли туризма в валовый региональный продукт Санкт-Петербурга в 2020 году составил 1,4%, что эквивалентно 60,3 млрд.руб. и сопоставимо с вкладом отрасли культуры и спорта Санкт-Петербурга.

Принятые решения и колоссальный потенциал Санкт-Петербурга как туристической столицы создают возможности для быстрого восстановления и последующего прорывного роста в сфере туризма.

Прибытие туристов в Санкт-Петербург возможно по нескольким видам точек входа туристского потока: автовокзалы (автостанции), аэропорт, железнодорожные вокзалы, пассажирские остановочные пункты (платформы), морские и речные вокзалы, причалы и пристани, пункты пропуска на государственной границе Российской Федерации.

Аэропорт "Пулково" выполняет полеты по 150 направлениям, среди наиболее востребованных маршрутов такие туристические направления, как Симферополь, Сочи, Калининград, Ларнака, Ираклион, Бургас, Энфидха, Джерба, Монастир, а также Пекин, Барселона, Рига. По результатам исследования Международного совета аэропортов (Airports Council International) по общей удовлетворенности пассажиров качеством обслуживания аэропорт Пулково стал лучшим аэропортом Европы в категории 15-25 млн. пассажиров в год в 2020 году.

В Санкт-Петербурге налажено сообщение с городами Российской Федерации и Европы по железной дороге. В Санкт-Петербурге действуют 5 железнодорожных вокзалов, обеспечивающих сообщение со всеми крупными городами страны, а благодаря скоростным поездам "Аллегро" и "Сапсан" можно легко и быстро добраться до Хельсинки и до Москвы за 4 часа.

В области водного транспорта на паромных, круизных морских и речных судах наблюдается тенденция увеличения пассажиропотока за счёт повышения наполняемости принимаемых в Санкт-Петербурге судов. Современный пассажирский порт Санкт-Петербурга "Морской фасад" - первый и единственный в Северо-Западном регионе Российской Федерации специализированный пассажирский порт. В 2019 году Санкт-Петербург посетило порядка 870 тыс. круизных туристов. В связи с принятием ограничительных мер, направленных на предотвращение распространения коронавирусной инфекции в 2020 году заход круизных судов в Санкт-Петербург не осуществлялся.

Туристская привлекательность Санкт-Петербурга обусловлена высокой концентрацией музейно-исторических и культурно-зрелищных объектов, вхождением исторического центра Санкт-Петербурга в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Однако климатические особенности Санкт-Петербурга, где влияние циклонов Балтийского моря дает жаркое влажное короткое лето и длинную холодную сырую зиму, а на протяжении большей части года преобладают дни с облачной пасмурной погодой, обусловливают ярко выраженную сезонность туристского интереса. Особенно большой поток туристов посещает Северную столицу в период белых ночей, приходящийся на конец мая - середину июля. "Высоким" сезоном в Санкт-Петербурге можно считать срок с мая по октябрь, Количество прибытий иностранных граждан по туристической визе через пограничные пункты пропуска Санкт-Петербурга и Ленинградской области во II и III кварталах почти в семь раз перекрывает количество прибытий в осенне-зимний сезон.

С учетом негативного влияния на туристическую отрасль последствий пандемий, очень большую значимость приобретает государственное регулирование сферы туризма, призванное сбалансировать интересы всех ее субъектов и содействовать максимально эффективному использованию туристских ресурсов в целях социокультурного и экономического развития Санкт-Петербурга.

Туристская функция является системообразующей, оказывая стимулирующее действие и на другие секторы экономики (в том числе транспорт, связь, торговлю), способствуя созданию значительного количества рабочих мест, увеличению налогооблагаемой базы и поступлений средств от налогов в казну Санкт-Петербурга и Российской Федерации.

Для систематизации туристских ресурсов, определения степени их востребованности и влияния на экономику Санкт-Петербурга в процесс государственного регулирования отрасли необходимо включать проведение научно-исследовательской работы, маркетинговых и социологических исследований и мероприятия по повышению кадрового потенциала сферы туризма.

Следует отметить, что Санкт-Петербург - первый город в Российской Федерации, применивший программно-целевые методы для развития туризма. После принятия первой долгосрочной программы развития Санкт-Петербурга как туристского центра на 2005-2010 годы количество туристов в Санкт-Петербурге за 10 лет увеличилось на 76% - с 3,7 млн. человек в 2005 году до 6,5 млн. человек в 2015 году, что в настоящее время требует актуализации целей и задач, стоящих перед отраслью.

По состоянию на 31.12.2020 в Санкт-Петербурге классифицировано 1107 коллективных средств размещения. Общий номерной фонд составляет более 44 тыс. номеров, порядка 94 тыс. койкомест.

Растущий спрос на туристские услуги вызывает не только интерес инвесторов к строительству гостиниц, но и увеличение числа гостиниц, входящих в международные гостиничные сети: Kempinski, ACCOR (бренды Novotel и IBIS), Carlson Rezidor (бренды Radisson и Park INN), Sokos Hotels, Marriott (бренды Courtyard by Marriott и Renaissance), Starwood (бренд "W"), Four Seasons Hotels & Resorts и целый ряд других.

Необходимо, отметить, что отели Санкт-Петербурга заслуженно являются лучшими как в Российской Федерации, так и за рубежом - по версии престижной Европейской премии World Travel Awards 2018 года Radisson Royal Hotel был признан лучшим историческим отелем Европы. В Российской Федерации Lotte Hotel был признан лучшим отелем страны, Corinthia Hotel получил сразу три награды: лучший бизнес-отель и лучший конференц-отель, номер Royal Suite от Corinthia Hotel получил награду как лучший гостиничный номер Российской Федерации.

Перспективным направлением совершенствования гостиничной индустрии Санкт-Петербурга является развитие гостиниц премиум-класса, гостиниц среднего ценового сегмента и хостелов, работающих по международным стандартам сервиса.

Кроме того, в связи с развитием индивидуального, прежде всего молодежного и семейного, видов туризма актуально развитие относительно нового для Санкт-Петербурга и Российской Федерации сектора индустрии гостеприимства - автокемпингов.

Уникальное географическое положение Санкт-Петербурга позволяет также развивать сеть плавучих гостиниц - аквателей, ботелей, хостелов на воде.

Для наиболее полной и равномерной загрузки номерного фонда гостиниц Санкт-Петербурга, а также в целях роста и перераспределения туристских потоков требуется обеспечить диверсификацию туристского предложения, развивая как традиционные для Санкт-Петербурга виды туризма - культурно-познавательный, водный, событийный и деловой, так и новые - медицинский туризм, социальный туризм, авиатуризм, автотуризм, заинтересованность в которых диктуется мировыми тенденциями в отрасли и туристским потенциалом Санкт-Петербурга.

Для поддержания интереса к культурно-историческому наследию Санкт-Петербурга требуется создание новых пешеходных территорий и маршрутов, включающих объекты отечественной и мировой науки, памятники промышленной архитектуры, объекты ландшафтной архитектуры, исторические курортные зоны и другие объекты, разработка и реализация маркетинговых мероприятий по продвижению пешеходных, трамвайных, каретных, водных и вертолетных экскурсий в Санкт-Петербурге, а также водных экскурсионных маршрутов, включая систему оборонительных фортов Кронштадта. Кроме того, необходимо развитие и продвижение Санкт-Петербурга не только как самостоятельного туристского направления, но и как одного из ключевых элементов межрегионального туристского проекта "Серебряное ожерелье России", объединяющего туристский потенциал регионов Северо-Западного федерального округа.

Необходима планомерная работа по продвижению Санкт-Петербурга на чрезвычайно конкурентном круизном рынке, которая требует эффективного использования мощностей акционерного общества "Пассажирский порт Санкт-Петербург "Морской фасад", а также реконструкции портовой инфраструктуры для приема пассажирских судов и грузопассажирских паромов на набережных р.Невы и Морском вокзале Васильевского о-ва. Привлекательным для Санкт-Петербурга представляется яхтенный туризм как один из наиболее динамично развивающихся и прибыльных видов туризма во всем мире. Главное препятствие для развития яхтенного туризма в Санкт-Петербурге заключается в отсутствии развитой и доступной инфраструктуры для приема и обслуживания яхт и разработанного законодательства для яхтенного туризма как направления водного туризма в Российской Федерации.

Санкт-Петербург, в котором функционируют всемирно известные медицинские школы по кардиологии и онкологии, присутствуют современные центры медицинской помощи и четыре клиники, имеющие международную сертификацию (ISO), может стать лидером внутреннего медицинского туризма в Российской Федерации по ряду направлений (кардиохирургия, онкология, репродуктология и травматология). Для достижения указанной цели необходимо обеспечить четкое позиционирование Санкт-Петербурга на рынке медицинского туризма и формирование пакетов предложений по данным видам медицинской помощи.

Учитывая наличие устойчивого спроса на услуги объектов санаторно-курортного хозяйства и инфраструктуры отдыха, спорта и развлечений, целесообразно совместно с Правительством Ленинградской области разработать меры экономического стимулирования данных видов услуг, которые должны предусматривать поддержку курортов с развитой инфраструктурой.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»