ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

ПРИКАЗ

от 21 июля 2021 года N 359

Об утверждении Порядка введения и осуществления антикризисного управления в образовательных организациях, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы



В целях формирования механизма по предотвращению риска появления кризисных тенденций финансово-экономического характера при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности образовательными организациями, подведомственными Департаменту образования и науки города Москвы,

приказываю:

1. Утвердить Порядок введения и осуществления антикризисного управления в образовательных организациях, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы, согласно приложению к настоящему приказу.

2. Контроль за выполнением настоящего приказа оставляю за собой.    

Руководитель
А.Б.Молотков



Приложение
к приказу Департамента
образования и науки города Москвы
от 21 июля 2021 года N 359



Порядок введения и осуществления антикризисного управления в образовательных организациях, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы

1. Общие положения

     

1.1. Настоящий Порядок устанавливает правила введения и осуществления Департаментом образования и науки города Москвы (далее - ДОНМ) антикризисного управления в подведомственных образовательных организациях (далее - образовательные организации) и исполнения должностными лицами функций по принятию мер по оздоровлению финансового состояния образовательных организаций.

1.2. Для целей настоящего Порядка под антикризисным управлением в образовательных организациях понимается комплекс мероприятий, проводимых ДОНМ в целях повышения результативности и социально-экономической эффективности расходов образовательных организаций, включающий анализ финансово-хозяйственной деятельности образовательных организаций, разработку мер по преодолению негативных факторов и рисков в их деятельности и контроль за реализацией этих мер.

1.3. Функции по антикризисному управлению осуществляет Государственное казенное учреждение города Москвы Служба финансового контроля ДОНМ (далее - ГКУ СФК ДОНМ). При необходимости к осуществлению антикризисного управления могут быть привлечены работники других организаций, подведомственных ДОНМ (далее - ЦГУ).

Работники ГКУ СФК ДОНМ и других ЦГУ, привлеченные к антикризисному управлению, сохраняют статус работников соответствующих учреждений и обладают правами и обязанностями, предусмотренными их должностными регламентами, а также правами и обязанностями, предусмотренными настоящим Порядком.

1.4. Должностные лица и работники ГКУ СФК ДОНМ и других ЦГУ при организации и осуществлении антикризисного управления обязаны руководствоваться законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации, города Москвы, правовыми актами ДОНМ, регламентирующими порядок осуществления финансово-хозяйственной деятельности образовательных организаций, и настоящим Порядком.

2. Порядок принятия решения о введении антикризисного управления в образовательной организации и организация введения антикризисного управления

     

2.1. Решение о введении антикризисного управления принимается в отношении образовательной организации, в финансово-хозяйственной деятельности которой выявлены негативные явления, влекущие риск потери финансовой устойчивости, не обеспечивающей достижения оптимальных показателей эффективности управления финансовыми ресурсами, допускающей нарушения законодательства, правовых актов и рекомендаций ДОНМ, регулирующих отношения в финансово-бюджетной сфере и сфере закупок, а также в отношении той образовательной организации, чьи действия/бездействие послужили причиной обоснованных обращений (жалоб) граждан по вопросам, связанным с финансовой и закупочной деятельностью.

2.2. Решение о введении антикризисного управления принимается руководителем ДОНМ на основании служебной записки руководителя ГКУ СФК ДОНМ или руководителей других ЦГУ, кураторов и инспекторов округов, при выявлении в деятельности образовательных организаций фактов, указанных в пункте 2.1 настоящего Порядка, в том числе в случаях выявления:

- риска возникновения несбалансированности запланированных расходов организации и объемов финансирования;

- риска превышения расходов над доходами организации;

- фактов несоблюдения законодательных и других нормативных правовых актов Российской Федерации и города Москвы, а также правовых актов и рекомендаций ДОНМ, создающих риск возникновения негативных последствий для финансовой устойчивости организации и/или фактов, имеющих признаки административного или/и уголовного правонарушения в финансово-бюджетной сфере;

- подтвержденных контрольными мероприятиями ГКУ СФК ДОНМ фактов финансовых нарушений, нарушений законодательства о закупочной деятельности, трудового законодательства, а также фактов поборов с родителей (законных представителей) обучающихся и/или работников организации, изложенных в обращениях (жалобах).

2.3. Решение руководителя ДОНМ о введении антикризисного управления в образовательной организации оформляется его поручением.

2.4. При принятии руководителем ДОНМ решения о введении антикризисного управления руководитель ГКУ СФК ДОНМ формирует группу специалистов из работников ГКУ СФК ДОНМ с привлечением работников других ЦГУ (при необходимости) для осуществления антикризисного управления (далее - антикризисная группа) и назначает ее руководителя.

2.5. Лица, имеющие личную заинтересованность, которая может привести к конфликту интересов, в состав антикризисной группы не включаются.

О наличии личной заинтересованности работники ГКУ СФК ДОНМ и других ЦГУ (в случае принятия решения о привлечении работников ЦГУ) обязаны уведомить руководителя ГКУ СФК ДОНМ (руководителя ЦГУ) до включения (привлечения) его в антикризисную группу. Лица, ранее занимавшие должности в образовательной организации, в отношении которой введено антикризисное управление, не вправе принимать участие в антикризисном управлении такой образовательной организации в течение двух лет после увольнения.

2.6. Введение антикризисного управления и члены антикризисной группы утверждаются приказом ГКУ СФК ДОНМ по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку.

В приказе указываются:

- основание введения антикризисного управления (поручение руководителя ДОНМ о введении антикризисного управления, его реквизиты);

- полное наименование образовательной организации и ее адрес;

- срок введения антикризисного управления;

- фамилии, инициалы, должности членов антикризисной группы и ее руководителя.

2.7. Срок введения антикризисного управления устанавливается руководителем ГКУ СФК ДОНМ с учетом объема предстоящей работы, определяемого на основании данных анализа негативных фактов в деятельности образовательной организации, явившихся причиной введения антикризисного управления. При необходимости руководитель ГКУ СФК ДОНМ может проводить консультацию по вопросу о сроке введения антикризисного управления с руководителями других ЦГУ.

Продление первоначально установленного срока принимается руководителем ГКУ СФК ДОНМ.

В случае установления срока введения антикризисного управления решением руководителя ДОНМ, изменение первоначально установленного срока осуществляется по согласованию с руководителем ДОНМ.

3. Осуществление антикризисного управления

     

3.1. Осуществление антикризисного управления включает в себя следующие этапы:

I. Определение текущего финансового состояния образовательной организации, его стабильности.

II. Сбор и анализ информации о результатах финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации и принятых управленческих решениях в целях определения причин, повлекших введение антикризисного управления.

Документы и информация могут быть получены посредством использования автоматизированных информационных систем и непосредственно в образовательной организации.

III. Разработка комплекса мер, необходимых для оздоровления ситуации в образовательной организации (далее - Требование).

IV. Контроль за выполнением Требования.

В целях предотвращения в дальнейшем ситуаций, повлекших введение антикризисного управления, ГКУ СФК ДОНМ может быть принято решение о проведении мониторинга финансово-хозяйственной деятельности (или отдельных ее вопросов) образовательной организации на срок от одного до шести месяцев, в том числе путем предоставления организацией дополнительной информации.

3.2. В целях определения текущего финансового состояния организации и сбора информации о результатах ее финансово-хозяйственной деятельности составляется план обследования финансового состояния организации (далее - План обследования) по форме согласно приложению 2 к настоящему Порядку.

Период, за который производится сбор информации о результатах финансово-хозяйственной деятельности, не ограничивается.

3.3. План обследования может быть реализован как камерально, так и с выходом в образовательную организацию, реализация Плана обследования может также сочетать эти способы.

3.4. Данные о показателях финансово-хозяйственной деятельности образовательных организаций при необходимости предоставляются другими ЦГУ по запросу ГКУ СФК ДОНМ.

3.5. Запрос о предоставлении другими ЦГУ информации о показателях финансово-хозяйственной деятельности и (или) необходимости привлечения должностных лиц и (или) работников других ЦГУ к анализу финансово-хозяйственной деятельности соответствующей образовательной организации оформляется письмом на имя руководителя ЦГУ, подписанного руководителем ГКУ СФК ДОНМ, составляемым в произвольной форме. Запрос может быть направлен электронной почтой или посредством системы электронного документооборота Правительства Москвы.

Привлеченный работник (работники) другого (других) ЦГУ включаются в антикризисную группу приказом руководителя ГКУ СФК ДОНМ.

3.6. Итоги первого и второго этапов фиксируются в заключении о результатах обследования финансового состояния образовательной организации (далее - Заключение) (по форме согласно приложению 3 к настоящему Порядку).

Заключение должно содержать:

- сведения о должностных лицах, ответственных за организацию и ведение финансово-хозяйственной деятельности в образовательной организации, в отношении которой введено антикризисное управление;

- информацию о результатах финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации и принятых управленческих решениях, приведших к необеспечению эффективного управления финансовыми ресурсами и другим нарушениям при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности.

3.7. В Заключение также могут быть включены обоснованные выводы о конкретных должностных лицах, чьи действия (бездействие) послужили причиной ухудшения финансового состояния образовательной организации, в том числе не состоящих с образовательной организацией в трудовых отношениях на момент введения и (или) осуществления антикризисного управления, и предложения о принятии управленческих решений в отношении этих лиц.

3.8. По результатам I и II этапов антикризисная группа разрабатывает Требование по форме согласно приложению 4 к настоящему Порядку.

Требование определяет перечень и содержание мер, необходимых для устранения/предотвращения факторов, послуживших причиной введения антикризисного управления, а также сроки их реализации.

Установленные сроки обязаны обеспечить максимально быстрое принятие мер по устранению нарушений, повлекших введение антикризисного управления, но быть реальными. Если требуемые меры позволяют определить конкретный срок (дату) их исполнения либо период, в течение которого они должно быть приняты (исполнены), дата (срок) и период указываются в Требовании. В случае если конкретную дату (срок), период принятия мер установить не представляется возможным, применяется термин "в возможно короткие сроки".

Ответственные исполнители определяются из числа должностных лиц образовательной организации.

В случае увольнения указанных лиц в период исполнения Требования ответственным исполнителем назначается руководитель образовательной организации, в отношении которой осуществляется антикризисное управление.

В случае, если необеспечение эффективного управления финансовыми ресурсами, другие нарушения произошли по вине работников Государственного казенного учреждения города Москвы Центра финансового обеспечения Департамента образования и науки города Москвы (далее - ГКУ ЦФО ДОНМ), осуществляющего бухгалтерское обслуживание финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации, или (и) по вине работников Государственного казенного учреждения города Москвы Дирекции по обеспечению деятельности государственных учреждений Департамента образования и науки города Москвы (далее - ГКУ Дирекция ДОНМ), осуществляющего закупочную деятельность и материально-техническое обеспечение казенных образовательных организаций, ответственным исполнителем устанавливается руководитель ГКУ ЦФО ДОНМ или (и) руководитель ГКУ Дирекции ДОНМ (аналогично в отношении других ЦГУ, осуществлявших взаимодействие с объектом антикризисного управления).

3.9. Требование является обязательным документом для исполнения образовательной организацией, в отношении которой введено антикризисное управление (ответственных исполнителей), и для руководителей ГКУ ЦФО ДОНМ и ГКУ Дирекции ДОНМ (в случае определения их ответственными исполнителями).

3.10. Проект Заключения подписывается членами антикризисной группы, проект Требования - руководителем антикризисной группы. После подписания проекты указанных документов передаются на бумажном носителе в ГКУ СФК ДОНМ на рассмотрение.

Копии проектов Заключения и Требования направляются руководителем антикризисной группы в образовательную организацию в течение пяти рабочих дней с даты составления.

3.11. Руководитель ГКУ СФК ДОНМ рассматривает проекты документов, указанных в п.3.10 настоящего Порядка, утверждает Требование и составляет информационное письмо о результатах обследования образовательной организации, в отношении которой введено антикризисное управление, с приложением утвержденного Требования.

Утвержденное Требование направляется ГКУ СФК ДОНМ в образовательную организацию и в ГКУ ЦФО ДОНМ или (и) ГКУ Дирекцию ДОНМ (при необходимости).

3.12. Утвержденное Требование ставится на контроль в ГКУ СФК ДОНМ.

При необходимости руководитель антикризисной группы, ее члены консультируют управленческую команду образовательной организации по стратегии реализации утвержденного Требования, в том числе с выходом в образовательную организацию.

Директор образовательной организации, в отношении которой введено антикризисное управление, предоставляет отчет в ГКУ СФК ДОНМ о принятых мерах в соответствии со сроками их выполнения, установленными Требованием.

3.13. После получения информации о полной реализации Требования ГКУ СФК ДОНМ обследует образовательную организацию на предмет достоверности данных о реализации Требования. Результаты оформляются Заключением и доводятся до сведения руководителя ДОНМ информационным письмом, которое должно содержать предложение об окончании/продлении срока действия антикризисного управления.

3.14. Руководитель ДОНМ рассматривает информацию и принимает решение об окончании/продлении срока действия антикризисного управления в срок не более пяти рабочих дней со дня получения информационного письма, указанного в п.3.13 настоящего Порядка. Решение оформляется поручением руководителя ДОНМ и доводится до сведения ГКУ СФК ДОНМ и соответствующей образовательной организации.

3.15. Дата поручения, указанного в п.3.14 настоящего Порядка, считается датой окончания действия антикризисного управления.

4. Права и обязанности членов антикризисной группы (антикризисного управляющего)

     

4.1. Члены антикризисной группы при осуществлении антикризисного управления имеют право:

- запрашивать у должностных лиц образовательной организации и других ЦГУ документы, информацию, пояснения и объяснения, необходимые для установления текущего финансового состояния образовательной организации, в отношении которой введено антикризисное управление. Запросы обязательны для исполнения лицами, которым они направлены. При отсутствии запрашиваемых документов и (или) запрашиваемой информации должностное лицо, получившее запрос, обязано представить письменное объяснение о причинах невозможности представления запрашиваемого документа и (или) информации;

- посещать без каких-либо ограничений помещения, сооружения и территории, занимаемые образовательной организацией, в отношении которой введено антикризисное управление, если это необходимо для достижения цели введения антикризисного управления;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»