МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 25 февраля 2021 года N 626

Об утверждении Методических рекомендаций по определению новых товарных групп в целях подготовки предложений Правительству Российской Федерации для принятия решения о включении в перечень отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации



В соответствии с пунктом 6 Положения о государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2019 г. N 515 "О системе маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров"

приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по определению новых товарных групп в целях подготовки предложений Правительству Российской Федерации для принятия решения о включении в перечень отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на статс-секретаря - заместителя Министра промышленности и торговли Российской Федерации В.Л.Евтухова.

Министр
Д.В.Мантуров



УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Минпромторга России
от 25 февраля 2021 года N 626



Методические рекомендации по определению новых товарных групп в целях подготовки предложений Правительству Российской Федерации для принятия решения о включении в перечень отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации



I. Общие положения

     

1. Методические рекомендации по определению новых товарных групп в целях подготовки предложений Правительству Российской Федерации для принятия решения о включении в перечень отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (далее - Методические рекомендации), разработаны в соответствии с пунктом 6 Положения о государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2019 г. N 515.

Методические рекомендации выступают в качестве дополнительного инструмента, которым может воспользоваться координатор государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, функции которого осуществляет Минпромторг России, в целях формирования и подготовки предложений по расширению перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2018 г. N 792-р (далее - Перечень товаров).

Методические рекомендации носят рекомендательный характер.

В Методических рекомендациях используются следующие понятия:

"информационная система мониторинга" - государственная информационная система мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации;

"импортер" - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие ввоз товара в Российскую Федерацию с целью реализации (продажи) товара на территории Российской Федерации;

"контрафактная промышленная продукция" - промышленная продукция, находящаяся в обороте с нарушением прав правообладателей на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации;

"координатор государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации" - Министерство промышленности и торговли Российской Федерации;

"незаконный оборот промышленной продукции" - процессы (стадии) производства, переработки, реализации (купли-продажи или поставки) промышленной продукции, включая ввоз (импорт) и вывоз (экспорт) промышленной продукции, в том числе контрафактной промышленной продукции и фальсифицированной промышленной продукции, а также связанные с ними процессы расфасовки, упаковки, маркировки, хранения и транспортировки, осуществляемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, с нарушением требований законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации, а также установленных вступившими в законную силу решений суда или уполномоченного органа государственной власти;

"оператор системы" - лицо, определяемое Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 20.1 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации";

"отдельные товары" (далее также - "товарные группы") - совокупность товаров и их видов, сгруппированных по сочетанию экономических, социальных, технологических и экологических признаков, основными из которых являются потребительские свойства, назначение товара, характер сырья, отраслевое происхождение товара;

"закупочная стоимость оборудования" - цена, устанавливаемая организацией производителем и/или поставщиком и фиксируемая в прейскурантах цен, договорах купли-продажи;

"промышленная продукция, незаконно ввезенная на территорию Российской Федерации" - товары, ввезенные на территорию Российской Федерации вне мест, через которые в соответствии со статьей 10 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза должно или может осуществляться перемещение товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, или вне времени работы таможенных органов, находящихся в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным таможенным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, в том числе ввезенные с неправомерным применением льгот по уплате таможенных платежей и тарифных преференций, а также товары, ввезенные на территорию Российской Федерации из государств - членов Евразийского экономического союза с непредставлением или представлением недостоверных сведений в статистических формах учета перемещения товаров в таможенные органы Российской Федерации;

"промышленная продукция, произведенная с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" - продукция, производство которой осуществляется без постановки производителя на учет в налоговых органах Российской Федерации или связано с уклонением производителя от уплаты налогов и сборов;

"фальсифицированная промышленная продукция" - промышленная продукция, сопровождаемая заведомо неполной или недостоверной (ложной) информацией о составе и (или) ее потребительских свойствах, предоставление которой установлено законодательством Российской Федерации и (или) правом Евразийского экономического союза.

Иные термины и определения в Методических рекомендациях используются в значениях, определенных Федеральным законом от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", а также иными законодательными актами и актами Правительства Российской Федерации, регулирующими вопросы маркировки товаров средствами идентификации.

2. Определение новой товарной группы в целях подготовки предложений Правительству Российской Федерации для принятия решения о включении в Перечень товаров и оценка целесообразности введения в отношении такой группы товаров обязательной маркировки средствами идентификации (далее - оценка целесообразности) проводится Министерством промышленности и торговли Российской Федерации (далее - координатор системы) по поручению Правительства Российской Федерации в течение 90 календарных дней с момента получения такого поручения, за исключением случаев, когда срок исполнения указан в поручении Правительства Российской Федерации и (или) в инициативном порядке при подготовке предложений о расширении Перечня в порядке, предусмотренном в разделе II Методических рекомендаций.

2.1. Доклад об оценке целесообразности направляется координатором системы в Правительство Российской Федерации.

3. Оценку целесообразности введения обязательной маркировки средствами идентификации в отношении товарных групп в Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации осуществляет Департамент системы цифровой маркировки товаров и легализации оборота продукции Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Департамент).

4. При осуществлении оценки целесообразности введения обязательной маркировки средствами идентификации в отношении товарных групп Департамент может использовать следующую информацию:

а) официальные статистические данные;

б) информацию федеральных органов исполнительной власти, в том числе данные об осуществлении государственного контроля (надзора);

Дополнительно при осуществлении оценки целесообразности введения обязательной маркировки средствами идентификации в отношении товарных групп Департамент может использовать:

а) результаты социологических исследований;

б) информацию, поступившую из общественных, научных, правозащитных, отраслевых и иных организаций и объединений;

в) судебную практику.

II. Общий порядок оценки целесообразности введения обязательной маркировки средствами идентификации для товарной группы

     

4. Оценку целесообразности рекомендуется осуществлять Департаментом в следующем порядке:

а) сбор исходных данных для расчета показателей, используемых при оценке целесообразности.

Департамент может осуществлять запрос исходных данных у заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, Оператора системы, заинтересованных структурных подразделений Минпромторга России. В случае отсутствия исходных данных Департамент может получить исходные данные из открытых источников информации, включая результаты исследования рынков, иных независимых исследований, консультации с отраслевыми объединениями, союзами, ассоциациями, члены которых участвуют в обороте рассматриваемой товарной группы;

б) расчет и анализ показателей, используемых при оценке целесообразности введения обязательной маркировки средствами идентификации в отношении товарных групп, в соответствии с разделами III-V настоящих Методических рекомендаций;

в случае отсутствия необходимых исходных данных или наличия значительной отраслевой специфики анализируемой товарной группы Департамент может изменить состав показателей и порядок их расчета для конкретной товарной группы; при этом в докладе об оценке целесообразности введения обязательной маркировки средствами идентификации в отношении рассматриваемой товарной группы Департамент включает обоснование выбранного состава показателей и порядка их расчета;

в) подготовка проекта доклада об оценке целесообразности, при этом на официальном сайте координатора системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" предварительно за 15 календарных дней размещается уведомление о подготовке проекта доклада об оценке целесообразности в отношении определенной товарной группы;

г) направление подготовленного доклада об оценке целесообразности на рассмотрение в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, рабочие группы по контролю за введением маркировки товаров средствами идентификации в субъектах Российской Федерации (оперативные штабы), а также в адрес экспертных организаций и организаций, осуществляющих защиту и представление интересов субъектов предпринимательской деятельности, ассоциации и союзы, объединяющих участников рынка;

д) одновременно с направлением доклада об оценке целесообразности на рассмотрение соответствующий доклад размещается на официальном сайте координатора системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в целях проведения публичных обсуждений на 30 календарных дней;

е) рассмотрение замечаний и предложений, поступивших от уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, рабочих групп по контролю за введением маркировки товаров средствами идентификации в субъектах Российской Федерации (оперативных штабов), экспертных организаций и организаций, осуществляющих защиту и представление интересов субъектов предпринимательской деятельности, ассоциаций и союзов, объединяющих участников рынка, и поступивших в рамках проведения публичных обсуждений замечаний и предложений, а также их совместное обсуждение осуществляется Департаментом в течение 30 календарных дней с момента поступления;

г) указанные в подпункте "е" пункта 4 Методических рекомендаций замечания и предложения направляются в Правительство Российской Федерации вместе с докладом в соответствии с пунктом 2.1 настоящих Методических рекомендаций.

5. Оценку целесообразности рекомендуется осуществлять на основе оценки и последующего анализа следующих показателей:

5.1. предельный допустимый рост цен на продукцию, относящуюся к анализируемой товарной группе, вызванный введением обязательной маркировки средствами идентификации в отношении товарной группы (Ц.1), рекомендуемый порядок расчета которого установлен в разделе III настоящих Методических рекомендаций;

5.2. прогнозируемый возможный рост цен на продукцию, относящуюся к анализируемой товарной группе, вызванный введением обязательной маркировки средствами идентификации в отношении товарной группы (И.1), рекомендуемый порядок расчета которого установлен в разделе IV настоящих Методических рекомендаций.

Показатель Ц.1 определяется независимо от расчета показателя И.1.

5.3. баланс доходов и затрат хозяйствующих субъектов и государства, участвующих в обороте маркируемой продукции в случае замещения незаконной продукции законной (Б.1), рекомендуемый порядок расчета которого установлен в разделе V настоящих Методических рекомендаций.

6. Введение обязательной маркировки средствами идентификации в отношении товарной группы может признаваться целесообразным в случае одновременного выполнения следующих условий:

     И.1 < = Ц.1;

(1)

     

     Б.1 > = 0.

(2)


В случае если для товарной группы выполняется только одно из условий (1) или (2), Департаментом может быть принято решение об оценке дополнительных социальных и (или) прочих эффектов введения обязательной маркировки средствами идентификации в отношении данной товарной группы. Решение о включении в анализ показателей, характеризующих дополнительные социальные и прочие эффекты, может быть принято при оценке целесообразности введения обязательной маркировки средствами идентификации в отношении товарных групп, оказывающих прямое влияние на жизнь и здоровье граждан.

7. При включении в анализ показателей, характеризующих дополнительные социальные и (или) прочие эффекты, в заключении об оценке целесообразности введения обязательной маркировки средствами идентификации в отношении товарной группы может приводиться детальное описание используемой для оценки показателей методологии с учетом специфики конкретной товарной группы.

III. Порядок определения предельного допустимого роста цен на продукцию, относящуюся к анализируемой товарной группе, вызванного введением обязательной маркировки средствами идентификации в отношении товарной группы

     

8. Предельно допустимый рост цен на продукцию, относящуюся к анализируемой товарной группе, вызванный введением обязательной маркировки средствами идентификации в отношении товарной группы, может определяться за период в течение 6 лет с момента начала предполагаемого внедрения обязательной маркировки средствами идентификации в отношении товарной группы.

9. Значение показателя предельного допустимого роста цен на продукцию, относящуюся к анализируемой товарной группе, вызванного введением обязательной маркировки средствами идентификации в отношении товарной группы (Ц.1), может быть установлено Правительством Российской Федерации в поручении координатору системы на проведение оценки целесообразности.

10. Если значение показателя предельного допустимого роста цен на продукцию, относящуюся к анализируемой товарной группе, вызванного введением обязательной маркировки средствами идентификации в отношении товарной группы (Ц.1), не задано в поручении Правительства Российской Федерации либо оценка целесообразности осуществляется координатором системы в инициативном порядке, значение показателя (Ц.1) может определяться как накопленный прогнозный индекс роста реальных располагаемых доходов за 6 лет периода прогнозирования социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период - с даты планируемого введения обязательной маркировки средствами идентификации для рассматриваемой товарной группы. Расчет может производиться на основе базового сценария долгосрочного Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, разработанного Министерством экономического развития Российской Федерации и утвержденного Правительством Российской Федерации. В случае если в хотя бы один из прогнозных периодов прогнозный индекс реальных располагаемых доходов оказывается меньше 100 (снижение реальных располагаемых доходов) или если отсутствует утвержденный долгосрочный Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации, значение показателя предельного допустимого роста цен на продукцию, относящуюся к анализируемой товарной группе, вызванного введением обязательной маркировки средствами идентификации в отношении товарной группы (Ц.1), может определяться координатором системы.

________________

При оценке показателя Ц.1 для товарных групп, для которых обязательная маркировка средствами идентификации вводится с 1 января 2021 г., должен использоваться накопленный индекс роста реальных располагаемых доходов за 2021 - 2026 годы. В этом случае значение Ц.1, рассчитанное на основе "Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2036 года" будет равно 15%:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»