Недействующий

ЗАКОН

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

от 12 января 2005 года N 4/2005-ОЗ

О народных дружинах в Московской области

(с изменениями на 22 февраля 2012 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 3 февраля 2015 года на основании
Закона Московской области от 21 января 2015 года N 2/2015-ОЗ
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Законом Московской области от 22 февраля 2012 года N 14/2012-ОЗ (Ежедневные Новости. Подмосковье, N 34, 29.02.2012).

____________________________________________________________________

     

Принят
постановлением
Московской областной Думы
от 22 декабря 2004 года N 20/122-П


Настоящий Закон регулирует общественные отношения, возникающие в связи с деятельностью народных дружин по содействию правоохранительным органам в охране общественного порядка на территории Московской области.

Статья 1. Правовые и организационные основы создания и деятельности народных дружин

1. Правовое регулирование деятельности народных дружин на территории Московской области осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом Московской области, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Московской области, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области (далее - органы местного самоуправления).

2. Народные дружины являются добровольными объединениями граждан и решают стоящие перед ними задачи во взаимодействии с органами государственной власти Московской области, органами местного самоуправления, правоохранительными и иными органами и общественными объединениями граждан на основе принципов добровольности, законности, гуманности, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина.

3. Народные дружины могут создаваться по инициативе органов местного самоуправления и правоохранительных органов.

4. В народную дружину могут приниматься граждане Российской Федерации, достигшие 18-летнего возраста, проживающие в Московской области, добровольно изъявившие желание участвовать в деятельности народной дружины, способные по своим деловым, моральным качествам и состоянию здоровья выполнять обязанности народного дружинника.

5. Органы местного самоуправления могут утверждать Примерное положение о народной дружине (далее - Примерное положение), в котором указываются:

задачи и формы деятельности народной дружины;

структура народной дружины;

порядок формирования народной дружины;

права и обязанности народного дружинника;

порядок осуществления деятельности народных дружин;

порядок взаимодействия народных дружин с правоохранительными органами и иными органами, указанными в пункте 2 настоящей статьи;

иные положения о народной дружине.

Статья 2. Основные задачи народных дружин

1. Основными задачами народных дружин являются содействие правоохранительным органам в охране общественного порядка, участие в предупреждении и пресечении правонарушений.

2. Народные дружины, совместно с сотрудниками правоохранительных органов, выполняют следующие возложенные на них задачи:

участвуют в обеспечении правопорядка в общественных местах, в том числе при проведении массовых общественно-политических, спортивных и культурно-зрелищных мероприятий;

участвуют в мероприятиях по предупреждению и пресечению правонарушений;

осуществляют взаимодействие и оказывают содействие в работе антитеррористических комиссий;

участвуют в обеспечении безопасности дорожного движения;

принимают участие в организации помощи лицам, пострадавшим от несчастных случаев или правонарушений, а также находящимся в беспомощном состоянии;

участвуют в поддержании общественного порядка при стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях;

участвуют в иных мероприятиях, связанных с охраной общественного порядка.

Статья 3. Взаимодействие органов местного самоуправления, правоохранительных органов с народными дружинами

1. В целях координации взаимодействия органов местного самоуправления, правоохранительных органов и народных дружин по решению вопросов по охране общественного порядка, предупреждению и пресечению правонарушений в органах местного самоуправления могут создаваться постоянно действующие органы.

2. Органы местного самоуправления могут учреждать символику народной дружины, к которой относятся нагрудный знак народного дружинника и нарукавная повязка, а также устанавливать образцы удостоверений и форменной одежды народных дружинников.

3. Органы местного самоуправления и правоохранительные органы оказывают народным дружинам правовую помощь и содействие в организации их деятельности, а также могут оказывать финансовую помощь и содействие в организации прохождения специальной и физической подготовки, в том числе на умение оказывать доврачебную помощь пострадавшим.

Статья 4. Права и обязанности народного дружинника

1. В Примерном положении могут быть предусмотрены следующие права народного дружинника при исполнении им совместно с сотрудниками правоохранительных органов обязанностей по охране общественного порядка, предупреждению и пресечению правонарушений:

требовать от граждан и должностных лиц соблюдения установленного общественного порядка;

сопровождать в медицинские учреждения либо дежурные части органов внутренних дел лиц, находящихся в общественных местах в состоянии опьянения, либо лиц, совершивших правонарушения;

беспрепятственно входить в клубы, на стадионы, в кинотеатры, другие общественные помещения для преследования лиц, подозреваемых в совершении правонарушений, либо при наличии достаточных оснований полагать, что там совершено или совершается правонарушение или произошел несчастный случай;

пользоваться безвозмездно в случаях, не терпящих отлагательства, для связи с правоохранительными органами или постоянно действующими органами, указанными в пункте 1 статьи 3 настоящего Закона, телефонами, принадлежащими организациям независимо от форм собственности;

осуществлять контроль за выполнением водителями транспортных средств и пешеходами правил дорожного движения;

иные права народного дружинника.

2. В Примерном положении могут быть предусмотрены следующие обязанности народного дружинника:

соблюдать требования действующего законодательства, не допускать необоснованного ограничения прав и свобод граждан, проявлять корректность и выдержку при обращении к гражданам и должностным лицам, не совершать действий, ущемляющих честь и достоинство человека и гражданина;

при обращении к гражданам и должностным лицам представляться им и предъявлять по их требованию удостоверение народного дружинника;

знать права и обязанности народного дружинника, изучать формы и методы предупреждения и пресечения правонарушений, постоянно совершенствовать свои правовые знания, повышать уровень специальной и физической подготовки;

своевременно сообщать о выявленных, ставших известными или готовящихся правонарушениях в правоохранительные органы;

принимать меры по оказанию помощи, в том числе доврачебной, гражданам, пострадавшим от правонарушений или от несчастных случаев, а также гражданам, находящимся в беспомощном или ином состоянии, опасном для их здоровья и жизни;

не разглашать оперативную и иную служебную информацию о деятельности правоохранительных органов, ставшую ему известной в связи с осуществлением деятельности по охране общественного порядка, предупреждению и пресечению правонарушений, а также сведения, относящиеся к частной жизни, личной и семейной тайне граждан, если иное не установлено законодательством;

выполнять законные требования сотрудников правоохранительных органов при выполнении обязанностей по охране общественного порядка;

иные обязанности народного дружинника.

Статья 5. Социальная защита, моральное и материальное стимулирование народных дружинников

1. Органы местного самоуправления могут принимать меры социальной защиты народных дружинников и определять порядок их осуществления в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Московской области (часть в редакции, введенной в действие с 1 марта 2012 года Законом Московской области от 22 февраля 2012 года N 14/2012-ОЗ, - см. предыдущую редакцию).

2. Для поощрения народных дружинников, активно участвующих в охране общественного порядка, предупреждении и пресечении правонарушений, органы государственной власти Московской области, органы местного самоуправления, правоохранительные органы могут устанавливать и применять различные формы морального и материального поощрения.

3. За особые заслуги в деле охраны общественного порядка, предупреждении и пресечении правонарушений, проявленные при этом мужество и героизм, народные дружинники могут быть представлены к награждению государственными наградами Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и наградами Московской области в соответствии с законодательством Московской области.

     

Статья 6. Материально-техническое обеспечение деятельности народных дружин


Органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, а также организации могут обеспечивать на безвозмездной основе народные дружины помещениями, оборудованием и средствами связи, необходимыми для осуществления их деятельности.

(Статья в редакции, введенной в действие с 1 марта 2012 года Законом Московской области от 22 февраля 2012 года N 14/2012-ОЗ, - см. предыдущую редакцию)

Статья 7. Вступление в силу настоящего Закона


Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.

И.о. Губернатора
Московской области
А.Б.Пантелеев

 12 января 2005 года
 N 4/2005-ОЗ


Редакция документа с учетом

изменений и дополнений подготовлена

ЗАО "Кодекс"

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»