Недействующий

       

МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ


З А К О Н


Об областной целевой программе "Содействие реформированию
уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции
Российской Федерации в Московской области на 2003-2006 годы"  

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2004 года на основании
Закона Московской области от 11 декабря 2003 года N 160/2003-ОЗ
____________________________________________________________________



1. Утвердить областную целевую программу "Содействие реформированию уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации в Московской области на 2003-2006 годы". (Приложение).      

2. Настоящий Закон вступает в силу на следующий день после его официального опубликования.

Губернатор

Московской области                                               Б.В.Громов

31 октября 2002 г.

№ 112/2002-ОЗ


Принят решением

Московской областной Думы

от 09.10.2002 № 9/32


Приложение
к Закону Московской области
"Об областной целевой программе
"Содействие реформированию
уголовно-исполнительной системы
Министерства юстиции
Российской Федерации
 в Московской области
на 2003-2006 годы"




ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

"Содействие реформированию уголовно-исполнительной системы
Министерства юстиции Российской Федерации в Московской области
на 2003-2006 годы"


ПАСПОРТ
ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ

"Содействие реформированию уголовно-исполнительной системы
Министерства юстиции Российской Федерации в Московской области
на 2003-2006 годы"



Наименование

Программы  

Областная целевая программа "Содействие реформированию уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации в Московской области на 2003-2006 годы" (далее - Программа).

Основания для разработки

Программы  

Закон Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (в редакции федеральных законов от 15.06.1996 № 73-ФЗ, от 13.04.1998 № 61-ФЗ, от 21.07.1998 № 117-ФЗ, от 20.06.2000 № 83-ФЗ, от 09.03.2001 № 25-ФЗ), постановление Правительства Российской Федерации от 29.08.2001 № 636 "О Федеральной целевой программе "Реформирование уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации на 2002-2006 годы", Закон Московской области № 11/96-ОЗ "О Концепции, прогнозах и государственных программах социально-экономического развития Московской области" (в редакции Закона Московской области № 47/99-ОЗ, с учетом изменений и дополнений, внесенных законами Московской области       № 81/2001-ОЗ и № 4/2002-ОЗ), постановление Правительства Московской области от 01.04.1996 № 16/7 "О концепции развития уголовно-исполнительной системы Московской области на период до 2005 года", постановление Правительства Московской области от 23.04.2002 № 155/14 "О разработке проекта областной целевой программы "Содействие реформированию уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации в Московской области на 2003-2006 годы".

Государственный

заказчик Программы  

Главное управление региональной безопасности Московской области.

Разработчик Программы  

Управление исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области (по согласованию).

Цели и основные задачи Программы  

Укрепление правопорядка и законности в учреждениях уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации в Московской области. Организация надежной охраны и надзора за лицами, содержащимися в следственных изоляторах и исправительных учреждениях, создание условий, исключающих совершение побегов из мест лишения свободы. Оснащение следственных изоляторов и исправительных учреждений современными инженерно-техническими средствами охраны и связи. Приведение условий содержания лиц, заключенных под стражу, в соответствие с требованиями минимальных стандартных правил обращения с заключенными и положениями Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации. Повышение уровня социальной защищенности персонала следственных изоляторов и исправительных учреждений. Создание необходимых условий для обеспечения занятости осужденных и улучшение экономических показателей их трудовой деятельности; устойчивое функционирование промышленного сектора уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации в Московской области в условиях рыночной экономики.

Исполнители Программы  

Министерство строительного комплекса Московской области, Министерство экологии и природопользования Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, Главное управление региональной безопасности Московской области, Комитет социальной защиты населения Московской области, Комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства Московской области; Управление исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области (по согласованию), Главное управление внутренних дел Московской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области  (по согласованию).

Сроки и этапы реализации Программы  

2003-2006 годы, в том числе:

1 этап - 2003-2004 годы;

2 этап - 2005-2006 годы.

Объемы и источники финансирования Программы  

Общий объем финансирования Программы в 2003-2006 годах составляет:

Всего: 291,039 млн. рублей, в том числе:

2003 год - 104,551 млн. рублей;

2004 год - 86,228 млн. рублей;

2005 год - 51,756 млн. рублей;

2006 год - 48,504 млн. рублей.

В том числе:

Средства федерального бюджета:

Всего: 147,798 млн. рублей, в том числе:

2003 год - 36,348 млн. рублей;

2004 год - 37,100 млн. рублей;

2005 год - 36,850 млн. рублей;

2006 год - 37,500 млн. рублей.

Средства областного бюджета:

Всего: 143,241 млн. рублей, в том числе:

2003 год - 68,203 млн. рублей;

2004 год - 49,128 млн. рублей;

2005 год - 14,906 млн. рублей;

2006 год -  11,004 млн. рублей.

Ожидаемые результаты от реализации Программы  

Укрепление правопорядка и законности в местах лишения свободы.

Организация надежной охраны и надзора за лицами, содержащимися в следственных изоляторах и исправительных учреждениях, предотвращение побегов из учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации в Московской области. Оснащение учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации в Московской области современными инженерно-техническими средствами охраны и связи.

Строительство первой очереди следственного изолятора в г. Ногинске на 625 мест; сдача в эксплуатацию     9359 кв. метров общей площади жилых домов в Московской области для сотрудников уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации в Московской области; повышение уровня организации охраны и надзора за лицами, содержащимися в местах лишения свободы; обеспечение устойчивого функционирования промышленного сектора учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области; привлечение к труду 540 неработающих осужденных или более 90 процентов от общего количества неработающих осужденных; прирост объемов промышленного производства на 40 процентов.

Увеличение налогооблагаемой базы на 15-20 процентов в результате развития промышленного сектора уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации в Московской области.  

Контроль за исполнением Программы  

Контроль за исполнением настоящей Программы осуществляют государственный заказчик Программы, Правительство Московской области и Московская областная Дума в соответствии с законодательством Московской области.


I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами  


На территории Московской области исполнение уголовных наказаний и содержание под стражей осуществляют 10 следственных изоляторов, 3 исправительные и 2 воспитательные колонии, 1 колония-поселение, в которых содержатся свыше 11 тысяч осужденных, подозреваемых и обвиняемых, а также 39 уголовно-исполнительных инспекций, на учете в которых состоит более 17 тысяч осужденных к наказаниям без изоляции от общества.

На протяжении длительного времени органы и учреждения, исполняющие уголовные наказания в виде лишения свободы, вынуждены функционировать в условиях постоянного дефицита бюджетных средств, не обеспечивающих в полном объеме покрытие расходов на приобретение и ремонт инженерно-технических средств охраны, строительство и капитальный ремонт зданий и сооружений, лечение заключенных, оплату коммунальных и транспортных услуг.

Инженерно-технические средства охраны и надзора учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации в Московской области не обеспечивают надежность охраны подозреваемых, обвиняемых и осужденных.

Укомплектованность указанных учреждений инженерно-техническими средствами охраны и надзора составляет 60 процентов от норм положенности, из них 30 процентов требуют списания, что увеличивает вероятность совершения побегов.

Основные и маскировочные ограждения эксплуатируются более 30 лет и пришли в негодность. Существенно уменьшено время преодоления ограждений. Количество ложных срабатываний технических средств охраны в 8-10 раз превышает суточную норму. Срабатывание происходит от перемены погодных условий. Личный состав подразделений охраны, действуя по ложным срабатываниям, теряет бдительность.

Противопобеговые заграждения пришли в негодность либо отсутствуют. Это не обеспечивает задержание нарушителей на время, необходимое для прибытия резервной группы охраны к месту нарушения. Отсутствие противопобеговых заграждений стало одной из причин побегов, совершенных в августе 2001 года из учреждения ИЗ-50/6 и в марте 2002 года из учреждения УУ-163/2.

Наиболее сложное положение сложилось в следственных изоляторах, материально-техническая база которых десятилетиями практически не обновлялась. Восемь следственных изоляторов размещены в зданиях, построенных с 1754 по 1870 годы и в разное время приспособленных для содержания лиц, взятых под стражу. Более половины следственных изоляторов переполнено, в указанных учреждениях на одного человека приходится по 1,2 кв. метра площади в камере при установленной законодательством Российской Федерации норме 4 кв. метра. Постоянное переполнение камер неизбежно влечет за собой распространение инфекционных заболеваний, в первую очередь, туберкулеза легких.

По состоянию на 1 мая 2002 года в учреждениях уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации в Московской области содержалось 414 больных активными формами туберкулеза. Кроме больных туберкулезом в учреждениях уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации в Московской области содержится 634 ВИЧ-инфицированных.

Сотрудники уголовно-исполнительной системы несут службу в сложных и напряженных условиях. На протяжении ряда лет сложилось тяжелое положение с комплектованием учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации в Московской области кадрами. За 2001 год со службы уволилось 702 человека, что составляет шестую часть персонала. Некомплект личного состава составляет 579 человек или около 16 процентов. Вынужденной мерой для укомплектования вакантных должностей является прием на должности начальствующего состава женщин, общее количество которых составляет 40 процентов от фактической численности сотрудников. В нарушение требований действующих нормативных правовых актов женщины вынуждены  нести службу с оружием на двух - трех совмещенных постах.

Такое положение с кадровым составом обусловлено крайне низким уровнем заработной платы сотрудников учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, средняя заработная плата которых составляет 1600 рублей.

Одной из главных причин высокой текучести кадров является также отсутствие перспективы получения сотрудниками жилья в целях улучшения их жилищных условий. В настоящее время 528 сотрудников состоят в очереди на улучшение жилищных условий.

Требует развития и промышленный сектор учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации в Московской области, эффективная работа которого могла бы дать дополнительные средства для финансирования неотложных нужд указанной системы и существенно снизить нагрузку на бюджеты всех уровней.

Комплексное решение этих проблем возможно только при поддержке органов государственной власти Московской области, что требует программного подхода к их решению.

Настоящая Программа разработана в соответствии с Законом Московской области "О Концепции, прогнозах и государственных программах социально-экономического развития Московской области", постановлением Правительства Российской Федерации от 29.08.2001 № 636 "О федеральной целевой программе "Реформирование уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации на 2002-2006 годы", постановлением Правительства Московской области от 23.04.2002 № 155/14 "О разработке проекта областной целевой программы "Содействие реформированию уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации в Московской области на 2003-2006 годы".

Программа состоит из четырех разделов: "Оснащение учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации в Московской области современными инженерно-техническими средствами охраны и связи, оперативной техникой"; "Строительство и реконструкция в Московской области следственных изоляторов, исправительных колоний и жилья для сотрудников Управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области и подведомственных учреждений"; "Реформирование промышленного сектора учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации в Московской области и содействие занятости осужденных", "Повышение уровня социальной защищенности сотрудников органов и учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации в Московской области".


II. Цели и основные задачи Программы


Основными целями настоящей Программы являются:

укрепление правопорядка и законности в учреждениях уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации в Московской области;

организация надежной охраны и надзора за лицами, содержащимися в следственных изоляторах и исправительных учреждениях;

создание условий, исключающих совершение побегов из мест лишения свободы;

оснащение подразделений современными инженерно-техническими средствами охраны и связи;

приведение условий содержания заключенных в соответствие с положениями Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и требованиями минимальных стандартных правил обращения с заключенными;

повышение уровня социальной защищенности персонала следственных изоляторов и исправительных учреждений;

обеспечение занятости осужденных и улучшение экономических показателей их трудовой деятельности, устойчивое функционирование промышленного сектора учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации в Московской области в условиях рыночной экономики.  


III. Сроки и этапы реализации Программы

  

Реализация настоящей Программы рассчитана на 2003-2006 годы и предполагает два этапа.

Первый этап (2003-2004 годы) - предусматривает проведение организационных мероприятий, направленных на решение приоритетных вопросов в деятельности уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации в Московской области; выработку механизма взаимодействия участников настоящей Программы; а также реализацию программных мероприятий, направленных на материально-техническое развитие, обеспечение устойчивого функционирования промышленного сектора учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации в Московской области, увеличение объема и реализации производимой ими продукции и, как следствие, налогооблагаемой базы, создание условий для обеспечения занятости осужденных, строительство и реконструкцию следственных изоляторов, исправительных колоний и жилья для сотрудников Управления исполнения наказаний Минюста России по Московской области и подведомственных учреждений, повышение уровня социальной защищенности сотрудников уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации в Московской области, освобождение учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации в Московской области от несвойственных им функций по содержанию объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения.

Второй этап (2005-2006 годы) - предусматривает реализацию программных мероприятий, направленных на укрепление правопорядка и законности в местах лишения свободы; организацию надежной охраны и надзора за лицами, содержащимися в следственных изоляторах и исправительных учреждениях, предотвращение побегов из учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации в Московской области.  


IV. Ожидаемые результаты от реализации Программы


     Реализация настоящей Программы позволит:   

укрепить правопорядок и законность в учреждениях уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации в Московской области;

повысить надежность охраны и надзора за лицами, содержащимися в следственных изоляторах и исправительных учреждениях; создать условия, исключающие совершение побегов из мест лишения свободы;

обеспечить оперативное реагирование на чрезвычайные происшествия в следственных изоляторах и исправительных колониях в Московской области;

улучшить условия содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных, приведя их в соответствие с положениями Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и требованиями минимальных стандартных правил обращения с заключенными;

создать условия для обеспечения занятости осужденных, дополнительно трудоустроить 540 неработающих осужденных или более 90 процентов от их общего количества;

обеспечить устойчивое функционирование промышленного сектора учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации в Московской области, увеличив объем производства на 40 процентов (объем производства за 2001 год составил более 100 млн. рублей);

повысить уровень социальной защищенности сотрудников уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации в Московской области, обеспечить жильем более 150 семей сотрудников;

увеличить налогооблагаемую базу на 15-20 процентов в результате развития промышленного сектора учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации в Московской области.


V. Ресурсное обеспечение Программы


Финансирование настоящей Программы предполагается осуществлять не только за счет средств областного бюджета, но и за счет средств федерального бюджета, а также средств инвесторов. После принятия Программы создается комиссия по инвестиционной деятельности, которая осуществляет конкурсный отбор инвесторов в порядке, установленном Правительством Московской области.

На реализацию мероприятий настоящей Программы предполагается выделить:

по разделу "Оснащение учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации в Московской области современными инженерно-техническими средствами охраны и связи, оперативной техникой":

Финансирование программных мероприятий  

Годы  

Областной бюджет
(млн. руб.)

2003  

6,250  

2004  

4,650  

2005  

5,000  

2006  

5,000  

Итого:  

20,900  


по разделу "Строительство и реконструкция в Московской области следственных изоляторов, исправительных колоний и жилья для сотрудников Управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации в Московской области и подведомственных учреждений":

Финансирование программных мероприятий  


Годы  

   

   

   

   

Федеральный бюджет
(млн. руб.)

Областной
Бюджет
(млн. руб.)

Общая сумма  

(млн. руб.)

2003  

36,337  

33,020  

69,357  

2004  

37,100  

35,017  

72,117  

2005  

36,850  

4,595  

41,445  

2006  

37,500  

3,593  

41,093  

Итого:  

147,787  

76,225  

224,012  

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»