Приложение N 1

к приказу Министерства финансов
Российской Федерации
от 16 октября 2023 года N 166н

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СТАНДАРТ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ 1

"УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ В АУДИТОРСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ, ПРОВОДЯЩИХ АУДИТ ИЛИ ОБЗОРНЫЕ ПРОВЕРКИ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ, А ТАКЖЕ ВЫПОЛНЯЮЩИХ ПРОЧИЕ ЗАДАНИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ УВЕРЕННОСТЬ, ИЛИ ЗАДАНИЯ ПО ОКАЗАНИЮ СОПУТСТВУЮЩИХ УСЛУГ"

Международный стандарт управления качеством (МСК 1) "Управление качеством в аудиторских организациях, проводящих аудит или обзорные проверки финансовой отчетности, а также выполняющих прочие задания, обеспечивающие уверенность, или задания по оказанию сопутствующих услуг" следует рассматривать вместе с Предисловием к Сборнику международных стандартов контроля качества, аудита, обзорных проверок, прочих заданий, обеспечивающих уверенность, и заданий по оказанию сопутствующих услуг.

Введение

Сфера применения настоящего стандарта

1.

 Международный стандарт управления качеством (МСК) регламентирует обязанности аудиторской организации по разработке, внедрению и обеспечению функционирования системы управления качеством при проведении аудита или обзорных проверок финансовой отчетности, а также при выполнении прочих заданий, обеспечивающих уверенность, или заданий по оказанию сопутствующих услуг.

2.

Проверки качества выполнения задания являются частью системы управления качеством в аудиторской организации, и:

255

(a)

настоящий МСК устанавливает обязанности аудиторской организации по установлению политики или процедур в отношении заданий, по которым требуется проведение проверки качества их выполнения;

 

(b)

МСК 2 регламентирует порядок назначения лица, осуществляющего проверку качества выполнения задания, и его соответствие критериям для назначения в качестве такого лица, а также проведение и документальное оформление проверки качества выполнения задания.

________________

МСК 2 "Проверки качества выполнения заданий".



3.

Другие стандарты, выпущенные Советом по международным стандартам аудита и заданий, обеспечивающих уверенность:

 

(a)

составлены с учетом допущения, что аудиторская организация обязана соблюдать стандарты МСК или не менее строгие требования национального законодательства;

________________

См., например, Международный стандарт аудита (МСА) 220 (пересмотренный) "Управление качеством при проведении аудита финансовой отчетности", пункт 3.



 

(b)

включают требования к руководителям задания и другим членам рабочей группы в отношении управления качеством на уровне задания. Например, МСА 220 (пересмотренный) устанавливает особые обязанности аудитора в отношении управления качеством на уровне задания при проведении аудита финансовой отчетности, а также соответствующие обязанности руководителя задания (см. пункт A1).

4.

 Настоящий МСК следует рассматривать вместе с соответствующими этическими требованиями. Законы, нормативные акты или соответствующие этические требования могут устанавливать ответственность за управление качеством в аудиторской организации в дополнение к ответственности, описанной в данном МСК (см. пункт А2).

5.

 Настоящий МСК применим ко всем аудиторским организациям, которые проводят аудит или обзорные проверки финансовой отчетности, а также выполняют прочие задания, обеспечивающие уверенность, или задания по оказанию сопутствующих услуг (то есть если аудиторская организация выполняет какое-либо из этих заданий, к ней применим настоящий МСК и система управления качеством, которая создана в соответствии с требованиями настоящего МСК и позволяет аудиторской организации выполнять все эти задания на стабильно высоком уровне качества).

Система управления качеством в аудиторской организации

6.

Система управления качеством функционирует на непрерывной и циклической основе и учитывает изменения в характере и обстоятельствах аудиторской организации и ее заданий. Кроме того, она не функционирует как линейная структура. Однако для целей настоящего МСК система управления качеством охватывает следующие восемь компонентов (см. пункт A3):

 

(a)

процесс оценки рисков в аудиторской организации;

 

(b)

управление и высшее руководство;

 

(c)

соответствующие этические требования;

 

(d)

принятие решения о начале и (или) продолжении работы с клиентом либо работы по определенному заданию;

 

(e)

выполнение задания;

 

(f)

ресурсы;

 

(g)

информационная система и информационное взаимодействие;

 

(h)

процесс мониторинга и устранения недостатков.

7.

Настоящий МСК требует, чтобы при разработке, внедрении и обеспечении функционирования компонентов системы управления качеством аудиторская организация применяла риск-ориентированный подход на комплексной и скоординированной основе, чтобы аудиторская организация могла действовать на упреждение при управлении качеством выполняемых ею заданий (см. пункт A4).

8.

Риск-ориентированный подход внедрен в требования настоящего МСК путем:

 

(a)

постановки целей в области обеспечения качества. Установленные аудиторской организацией цели в области обеспечения качества включают цели в отношении компонентов системы управления качеством, которые должны быть достигнуты аудиторской организацией. Аудиторская организация обязана установить цели в области обеспечения качества, указанные в настоящем МСК, а также любые дополнительные цели, связанные с качеством, которые аудиторская организация считает необходимыми для достижения целей системы управления качеством;

 

(b)

выявления и оценки рисков, связанных с достижением целей в области обеспечения качества (в настоящем стандарте именуемых рисками, связанными с качеством). Аудиторская организация обязана выявить и оценить риски, связанные с качеством, чтобы разработать и внедрить мероприятия в ответ на эти риски;

 

(c)

разработки и внедрения мероприятий в ответ на риски, связанные с качеством. Характер, сроки и объем мероприятий аудиторской организации в ответ на риски, связанные с качеством, определяются с учетом обоснования выполненной оценки этих рисков.

9.

Настоящий МСК требует, чтобы не реже одного раза в год лицо или лица, на которых возложены конечная ответственность и обязанность отчитываться о системе управления качеством, оценивали эту систему от имени аудиторской организации и делали вывод о том, обеспечивает ли эта система аудиторской организации разумную уверенность в том, что были выполнены цели системы, указанные в пунктах 14(a) и (b) (см. пункт A5).

Масштабируемость

10.

При применении риск-ориентированного подхода аудиторская организация обязана принимать во внимание следующее:

 

(a)

характер и обстоятельства аудиторской организации;

 

(b)

характер и обстоятельства заданий, выполняемых аудиторской организацией.

 

Следовательно, организация системы управления качеством в аудиторской организации, в частности уровень сложности и формализации системы, будет варьироваться. Например, аудиторской организации, которая выполняет задания различных видов для самых разных организаций, включая аудит финансовой отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, с большой вероятностью потребуется более сложная и формализованная система управления качеством и подтверждающая документация, чем аудиторской организации, которая выполняет только обзорные проверки финансовой отчетности или задания по компиляции финансовой информации.

Сети и поставщики услуг

11

Настоящий МСК регламентирует обязанности аудиторской организации, если она:

 

(a)

входит в сеть и соблюдает требования сети или использует услуги сети в системе управления качеством либо при выполнении заданий или

 

(b)

использует ресурсы поставщика услуг в системе управления качеством либо при выполнении заданий.

 

Даже в тех случаях, когда аудиторская организация соблюдает требования сети или использует услуги сети или ресурсы поставщика услуг, аудиторская организация несет ответственность за свою систему управления качеством.



    

Область действия настоящего стандарта

12.

В пункте 14 сформулирована цель аудиторской организации при соблюдении настоящего МСК. Настоящий МСК включает следующее (см. пункт А6):

 

(a)

требования, которые должны позволить аудиторской организации достичь цели, указанной в пункте 14 (см. пункт А7);

 

(b)

соответствующие рекомендации в форме руководства по применению и прочих пояснительных материалов (см. пункт А8);

 

(c)

вводные положения, которые обеспечивают контекст, необходимый для надлежащего понимания настоящего стандарта;

 

(d)

определения (см. пункт А9).



    

Дата вступления в силу

13.

Система управления качеством в соответствии с настоящим МСК должна быть разработана и внедрена к 15 декабря 2022 года, а оценка системы управления качеством, которую требуется провести в соответствии с пунктами 53-54 настоящего МСК, должна быть выполнена в течение одного года начиная с 15 декабря 2022 года.



    

Цель

14.

Цель аудиторской организации состоит в том, чтобы разработать, внедрить и обеспечить функционирование системы управления качеством при проведении аудиторской организацией аудита и обзорных проверок финансовой отчетности, а также при выполнении прочих заданий, обеспечивающих уверенность, или заданий по оказанию сопутствующих услуг. При этом данная система обеспечивает аудиторской организации разумную уверенность в том, что:

 

(a)

аудиторская организация и ее персонал выполняют свои обязанности в соответствии с профессиональными стандартами, а также применимыми требованиями законов и нормативных актов и выполняют задания в соответствии с такими стандартами и требованиями;

 

(b)

заключения или отчеты по результатам задания, выпущенные аудиторской организацией или руководителями задания, носят надлежащий характер с учетом конкретных обстоятельств.

15.

Выполнение заданий на стабильно высоком уровне качества служит общественным интересам. Организация, внедрение и функционирование системы управления качеством позволяют выполнять задания на стабильно высоком уровне качества, обеспечивая аудиторской организации разумную уверенность в достижении целей, относящихся к системе управления качеством, указанных в пункте 14(a) и (b). Высокое качество выполнения задания достигается за счет планирования и выполнения заданий и выпуска заключений по ним в соответствии с профессиональными стандартами и применимыми требованиями законов и нормативных актов. Достижение целей данных стандартов и соблюдение требований применимых законов и нормативных актов предполагают использование профессионального суждения и, если применимо к конкретному виду задания, проявление профессионального скептицизма.



    

Определения

16

Для целей настоящего стандарта следующие термины имеют приведенные ниже значения:

 

(a)

Недостаток системы управления качеством в аудиторской организации (далее в настоящем МСК - "недостаток") имеет место в следующих случаях (см. пункты A10, A159-A160):

 

 

(i)

не поставлена цель в области обеспечения качества, которая требуется для достижения цели системы управления качеством;

 

 

(ii)

не выявлен или не оценен надлежащим образом риск, связанный с качеством, или сочетание данных рисков (см. пункт A11);

 

 

(iii)

ответное мероприятие или их комплекс не приводят к снижению до приемлемого уровня вероятности реализации соответствующего риска, связанного с качеством, в связи с тем, что ответные мероприятия должным образом не разработаны, не внедрены или не функционируют эффективно, или

 

 

(iv)

отсутствует какой-либо другой аспект системы управления качеством либо он должным образом не разработан, не внедрен или не функционирует эффективно, в связи с чем какое-либо требование настоящего МСК не было учтено (см. пункт A12).

 

(b)

Документация по заданию - записи о выполненной работе, полученных результатах и сделанных практикующим специалистом выводах (иногда используются иные термины, такие как "рабочие документы" или "рабочие материалы").

 

(c)

Руководитель задания - партнер или иной сотрудник аудиторской организации, который отвечает за задание и его выполнение, а также за выпускаемое от имени аудиторской организации заключение и которому предоставлены, если необходимо, надлежащие полномочия профессиональной организацией, юридическим лицом или органом регулирования.

________________

Под терминами "руководитель задания", "партнер" и "аудиторская организация" в соответствующих случаях следует понимать эквиваленты этих терминов, применяемые в государственном секторе.

 

(d)

Проверка качества выполнения задания - объективная оценка значимых суждений, сформированных рабочей группой, и выводов, сделанных на их основании, которая проводится лицом, осуществляющим проверку качества выполнения задания, и завершается не позднее даты заключения по результатам задания.

 

(e)

Лицо, осуществляющее проверку качества выполнения задания, - партнер, иной сотрудник аудиторской организации или стороннее лицо, назначаемое аудиторской организацией для проведения проверки качества выполнения задания.

 

(f)

Рабочая группа - все партнеры и сотрудники, выполняющие задание, а также любые лица, которые выполняют процедуры в рамках данного задания, за исключением внешних экспертов и внутренних аудиторов, которые непосредственно содействуют выполнению задания (см. пункт A13).

________________

МСА 620 "Использование работы эксперта аудитора", пункт 6(a), содержит определение термина "эксперт аудитора".

 

(g)

Внешние проверки - это инспектирование или расследования, которые проводит внешний уполномоченный орган в отношении системы управления качеством в аудиторской организации или выполняемых ею заданий (см. пункт A14).

 

(h)

Замечания (в отношении системы управления качеством) - информация о разработке, внедрении и функционировании системы управления качеством, которая была собрана в рамках мероприятий по мониторингу, внешних проверок, получена из других источников и которая указывает на возможное наличие одного или нескольких недостатков (см. пункты A15-A17).

 

 

(i)

Аудиторская организация - индивидуально практикующий специалист, партнерство или корпорация, или другая организация профессиональных бухгалтеров, или их эквивалент в государственном секторе (см. пункт A18).

 

 

(j)

Организация, ценные бумаги которой допущены к организованным торгам, - организация, акции, долевые или долговые инструменты которой котируются или включены в котировальные списки на какой-либо признанной фондовой бирже либо предлагаются к продаже в соответствии с регламентами признанной биржи или иной аналогичной организации.

 

(k)

Организация, входящая в сеть, - аудиторская организация, которая принадлежит сети.

 

(l)

Сеть - крупная структура, которая (см. пункт A19):

 

 

(i)

нацелена на сотрудничество;

 

 

(ii)

в явной форме нацелена на извлечение прибыли или разделение затрат либо предусматривает общих владельцев, общий контроль или общих членов руководства, общую внутреннюю политику и процедуры контроля качества, общую бизнес-стратегию, использование общего фирменного наименования или значительной части профессиональных ресурсов.

 

(m)

Партнер - любое физическое лицо, имеющее полномочия возложить на аудиторскую организацию обязательства по оказанию профессиональных услуг.

 

(n)

Персонал - партнеры и сотрудники аудиторской организации (см. пункты A20-A21).

 

(o)

Профессиональное суждение - использование результатов соответствующего обучения, знаний и опыта в контексте, определяемом профессиональными стандартами, при принятии обоснованных решений, которые касаются плана действий и являются надлежащими при разработке, внедрении и обеспечении функционирования системы управления качеством в аудиторской организации.

 

(p)

Профессиональные стандарты - выпущенные Советом по Международным стандартам аудита и заданий, обеспечивающих уверенность, стандарты заданий, как определено Советом по Международным стандартам аудита и заданий, обеспечивающих уверенность в Предисловии к международным стандартам управления качеством, аудита, обзорных проверок, прочих заданий, обеспечивающих уверенность, и заданий по оказанию сопутствующих услуг, а также соответствующие этические требования.

 

(q)

Цели в области обеспечения качества - желаемые результаты в отношении компонентов системы управления качеством, которые должны быть достигнуты аудиторской организацией.

 

(r)

Риск, связанный с качеством, - риск, по которому имеется обоснованная вероятность того, что:

 

 

(i)

он возникнет;

 

 

(ii)

отдельно или в сочетании с другими рисками он негативно повлияет на выполнение одной или более целей в области обеспечения качества.

 

(s)

Разумная уверенность - в контексте настоящего Международного стандарта управления качеством: высокая степень уверенности, но не абсолютная уверенность.

 

(t)

Соответствующие этические требования - принципы профессиональной этики и этические требования, которые применимы к профессиональным бухгалтерам при выполнении ими заданий по аудиту или обзорной проверке финансовой отчетности, или прочих заданий, обеспечивающих уверенность, или заданий по оказанию сопутствующих услуг. Соответствующие этические требования, как правило, включают положения Кодекса этики профессиональных бухгалтеров, выпущенного Советом по международным стандартам этики для бухгалтеров, касающиеся аудита или обзорных проверок финансовой отчетности, или выполнения прочих заданий, обеспечивающих уверенность, или заданий по оказанию сопутствующих услуг, а также более строгие требования национального законодательства (см. пункты A22-A24, A62).

 

(u)

Ответные мероприятия (применительно к системе управления качеством) - политика или процедуры, разработанные и внедренные аудиторской организацией в ответ на риск (риски), связанный (связанные) с качеством (см. пункты A25-A27, A50):

 

 

(i)

политика - это положения, касающиеся того, что следует или не следует делать для снижения риска (рисков), связанного (связанных) с качеством. Такие положения могут быть оформлены документально, четко сформулированы в рамках информационного взаимодействия или подразумеваться в действиях и решениях;

 

 

(ii)

процедуры - это действия по реализации политики.

 

(v)

Поставщик услуг (в контексте настоящего МСК) - стороннее по отношению к аудиторской организации физическое или юридическое лицо, которое предоставляет ресурс, используемый в системе управления качеством или при выполнении задания. К поставщикам услуг не относятся сеть, в которую входит аудиторская организация, другие аудиторские организации сети или другие структуры или организации внутри сети (см. пункты A28, A105).

 

(w)

Сотрудники - не входящие в состав партнеров нанятые аудиторской организацией профессионалы, включая экспертов.

 

(x)

Система управления качеством - система, разработанная аудиторской организацией, внедренная и функционирующая в ней для обеспечения аудиторской организации разумной уверенности в том, что:

 

 

 

(i) аудиторская организация и ее персонал выполняют свои обязанности в соответствии с профессиональными стандартами, а также применимыми требованиями законов и нормативных актов и выполняют задания в соответствии с такими стандартами и требованиями;

 

 

 

(ii) заключения или отчеты по результатам задания, выпущенные аудиторской организацией или руководителями задания, носят надлежащий характер с учетом конкретных обстоятельств.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»