ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 1 апреля 2022 года N 321-П


О внесении изменения в приложение N 2 к государственной программе Ямало-Ненецкого автономного округа "Развитие внешних связей и науки, международной кооперации и экспорта"



В целях обеспечения реализации программы Ямало-Ненецкого автономного округа "Оказание содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, в Ямало-Ненецкий автономный округ" Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:


1. Утвердить прилагаемое изменение, которое вносится в приложение N 2 к государственной программе Ямало-Ненецкого автономного округа "Развитие внешних связей и науки, международной кооперации и экспорта", утвержденной постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 декабря 2013 года N 1133-П.


2. Настоящее постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2022 года.



Губернатор
Ямало-Ненецкого автономного округа
Д.А.АРТЮХОВ



Утверждено
постановлением Правительства
Ямало-Ненецкого автономного округа
от 1 апреля 2022 года N 321-П



ИЗМЕНЕНИЕ, КОТОРОЕ ВНОСИТСЯ В ПРИЛОЖЕНИЕ N 2 К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА "РАЗВИТИЕ ВНЕШНИХ СВЯЗЕЙ И НАУКИ, МЕЖДУНАРОДНОЙ КООПЕРАЦИИ И ЭКСПОРТА"


Приложение N 2 к государственной программе изложить в следующей редакции:

"Приложение N 2
к государственной программе
Ямало-Ненецкого автономного округа
"Развитие внешних связей и науки,
международной кооперации и экспорта"
     (в редакции постановления Правительства
Ямало-Ненецкого автономного округа
от 1 апреля 2022 года N 321-П)

ПРОГРАММА ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА "ОКАЗАНИЕ СОДЕЙСТВИЯ ДОБРОВОЛЬНОМУ ПЕРЕСЕЛЕНИЮ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ ЗА РУБЕЖОМ, В ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ"


I. Паспорт программы Ямало-Ненецкого автономного округа

Наименование Программы Ямало-Ненецкого автономного округа

"Оказание содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, в Ямало-Ненецкий автономный округ" (далее - Программа)

Дата согласования проекта Программы

30 июля 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 июля 2020 года N 1985-р)

Уполномоченный исполнительный орган государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа, ответственный за реализацию Программы (далее - уполномоченный орган, автономный округ)

департамент внешних связей Ямало-Ненецкого автономного округа

Цель Программы

1. Обеспечение реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 637 (далее - Государственная программа по переселению соотечественников).

2. Обеспечение социально-экономического развития автономного округа путем стимулирования и организации процесса добровольного переселения соотечественников на постоянное место жительства в автономный округ

Задачи Программы

1. Создание организационных, социально-экономических и информационных условий, способствующих добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, в автономный округ.

2. Сокращение дефицита трудовых ресурсов путем привлечения квалифицированных специалистов из числа соотечественников в сферы экономики автономного округа, содействие развитию малого и среднего предпринимательства

Исполнители основных мероприятий Программы

департамент внешних связей автономного округа при участии администраций муниципальных округов, муниципальных районов и городских округов в автономном округе

Этапы и сроки реализации Программы

2014 - 2024 годы

Объемы и источники финансирования Программы

объемы финансирования Программы, утвержденные законом об окружном бюджете, составляют 23927,00 тыс. рублей (в том числе средства федерального бюджета - 2326,30 тыс. рублей), в том числе по годам:

2014 год - 2564,00 тыс. рублей (в том числе средства федерального бюджета - 168,00 тыс. рублей);

2015 год - 3283,00 тыс. рублей (в том числе средства федерального бюджета - 455,00 тыс. рублей);

2016 год - 2216,00 тыс. рублей (в том числе средства федерального бюджета - 467,00 тыс. рублей);

2017 год - 2032,00 тыс. рублей (в том числе средства федерального бюджета - 185,00 тыс. рублей);

2018 год - 2248,00 тыс. рублей (в том числе средства федерального бюджета - 233,00 тыс. рублей);

2019 год - 1321,00 тыс. рублей (в том числе средства федерального бюджета - 125,30 тыс. рублей);

2020 год - 2216,00 тыс. рублей (в том числе средства федерального бюджета - 140,00 тыс. рублей);

2021 год - 2129,00 тыс. рублей (в том числе средства федерального бюджета - 157,00 тыс. рублей);

2022 год - 1850,00 тыс. рублей (в том числе средства федерального бюджета - 120,00 тыс. рублей);

2023 год - 1972,00 тыс. рублей (в том числе средства федерального бюджета - 132,00 тыс. рублей);

2024 год - 2096,00 тыс. рублей (в том числе средства федерального бюджета - 144,00 тыс. рублей).

На реализацию мероприятий Государственной программы по переселению соотечественников возможно привлечение средств федерального бюджета в виде субсидий бюджету автономного округа на оказание дополнительных гарантий и мер социальной поддержки участникам Государственной программы по переселению соотечественников и членам их семей, предоставленных на основании соглашения между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Правительством автономного округа

Основные показатели эффективности Программы

1. Численность участников Государственной программы по переселению соотечественников и членов их семей, прибывших в автономный округ и поставленных на учет в Управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по автономному округу (далее - УМВД России по ЯНАО).

2. Количество проведенных мероприятий организационного, социально-экономического и информационного характера, направленных на создание условий, способствующих добровольному переселению в автономный округ соотечественников.

3. Доля соотечественников, получивших положительное решение при рассмотрении заявлений.

4. Доля расходов окружного бюджета на реализацию предусмотренных Программой мероприятий, связанных с предоставлением мер дополнительной поддержки участникам Государственной программы по переселению соотечественников и членам их семей, в том числе оказанием помощи в жилищном обустройстве, в общем размере расходов окружного бюджета на реализацию предусмотренных Программой мероприятий.

5. Численность соотечественников из числа переселившихся в автономный округ, имеющих профессиональное образование.

6. Доля участников Государственной программы по переселению соотечественников и трудоспособных членов семьи, занятых трудовой, предпринимательской, образовательной и иной не запрещенной законодательством Российской Федерации деятельностью

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

реализация Программы позволит обеспечить:

1. Улучшение демографической ситуации за счет привлечения соотечественников на постоянное место жительства на территорию автономного округа:

1.1. численность участников Государственной программы по переселению соотечественников и членов их семей, прибывших в автономный округ и поставленных на учет в УМВД России по ЯНАО - 1800 соотечественников, в том числе 720 участников Государственной программы по переселению соотечественников,

1080 членов их семей, в том числе по годам:

2014 год - 90 участников Государственной программы по переселению соотечественников и 138 членов их семей;

2015 год - 60 участников Государственной программы по переселению соотечественников и 93 члена их семей;

2016 год - 60 участников Государственной программы по переселению соотечественников и 93 члена их семей;

2017 год - 60 участников Государственной программы по переселению соотечественников и 93 члена их семей;

2018 год - 60 участников Государственной программы по переселению соотечественников и 93 члена их семей;

2019 год - 65 участников Государственной программы по переселению соотечественников и 95 членов их семей;

2020 год - 65 участников Государственной программы по переселению соотечественников и 95 членов их семей;

2021 год - 65 участников Государственной программы по переселению соотечественников и 95 членов их семей;

2022 год - 65 участников Государственной программы по переселению соотечественников и 95 членов их семей;

2023 год - 65 участников Государственной программы по переселению соотечественников и 95 членов их семей;

2024 год - 65 участников Государственной программы по переселению соотечественников и 95 членов их семей;

1.2. доля соотечественников, получивших положительное решение на въезд в автономный округ при согласовании заявлений, - 85%.

1.3. количество проведенных мероприятий организационного, социально-экономического и информационного характера, направленных на создание условий, способствующих добровольному переселению в автономный округ соотечественников, - 24 шт.

2. Сокращение дефицита трудовых ресурсов в автономном округе:

2.1. численность соотечественников из числа переселившихся в автономный округ, имеющих профессиональное образование, - 640 человек;

2.2. доля участников Государственной программы по переселению соотечественников и трудоспособных членов семьи, занятых трудовой, предпринимательской, образовательной и иной не запрещенной законодательством Российской Федерации деятельностью, - 95%.

3. Повышение уровня удовлетворенности соотечественников условиями, создаваемыми для их приема и адаптации в автономном округе:

3.1. доля расходов окружного бюджета на реализацию предусмотренных Программой мероприятий, связанных с предоставлением мер дополнительной поддержки участникам Государственной программы по переселению соотечественников и членам их семей, в том числе оказанием помощи в жилищном обустройстве, в общем размере расходов окружного бюджета на реализацию предусмотренных Программой мероприятий - 92%


II. Общая характеристика сферы реализации Программы



Автономный округ занимает 769,3 тыс. км2 и по площади относится к числу крупнейших субъектов Российской Федерации.


Его территория расположена в экстремальной природно-климатической зоне Крайнего Севера и Полярного круга, что непосредственным образом осложняет жизнедеятельность людей, оказывает влияние на развитие производственной и социальной инфраструктуры.


По многим макроэкономическим показателям автономный округ занимает ведущие места среди субъектов Российской Федерации и Уральского федерального округа.


Основой экономики автономного округа выступает промышленное производство, представленное добычей углеводородного сырья.


О стабильной ситуации экономики региона свидетельствует высокий уровень инвестиций в основной капитал. В 2020 году автономный округ занял 2-е место в России по объему инвестиций (5,3% от общего объема по России). За 9 месяцев 2021 года объем капиталовложений составил 801,5 млрд рублей (102,5% к январю - сентябрю 2020 года).


Сегодня в регионе крупнейшими нефтегазодобывающими компаниями реализуются такие проекты, как:


- "Арктик СПГ-2": строительство завода по сжижению природного газа на ресурсной базе Салмановского месторождения, сопоставимого по мощностям с проектом "Ямал СПГ";


- "Обский ГХК": создание необходимой инфраструктуры для производства аммиака и метанола.


Также ведется обустройство нефтегазоконденсатных месторождений (крупнейшие из них: Северо-Комсомольское, Харасавейское, Харбейское, месторождения Большехетской впадины).


По состоянию на декабрь 2021 года автономный округ имеет следующие кредитные рейтинги, присвоенные российскими и международными рейтинговыми агентствами:


- Standard&Poor's на уровне BBВ-, прогноз "Стабильный";


- FitchRatings на уровне BBB, прогноз "Стабильный";


- RAEX (Эксперт РА) на уровне ru AAA, прогноз "Стабильный";


- АКРА (АО) на уровне ААА(RU), прогноз "Стабильный".


Рейтинги находятся на максимально возможном уровне для регионов Российской Федерации и по-прежнему сдерживаются суверенным рейтингом.


Кредитные рейтинги отражают высокий уровень бюджетной обеспеченности, высокие показатели устойчивости и ликвидности бюджета, что будет способствовать сохранению сбалансированности бюджета, а также поддержанию долговой нагрузки на приемлемом уровне, соответствующем текущим рейтингам.


Ямал является лидером среди регионов УрФО (среди регионов России - 2-е место) по объему промышленного производства на душу населения (в январе - октябре 2021 года - 6 158 000 (шесть миллионов сто пятьдесят восемь тысяч) рублей).


На протяжении многих лет автономный округ находится в тройке лидеров по объему строительных работ на душу населения среди субъектов России. В январе - октябре 2021 года с объемом в 872 000 (восемьсот семьдесят две тысячи) рублей на душу населения автономный округ занимает 1-е место среди регионов России.


В автономном округе отмечается достаточно высокий, по сравнению с другими регионами, средний уровень заработной платы.


В 2020 году размер среднемесячной номинальной начисленной заработной платы в автономном округе составил 111 215 (сто одиннадцать тысяч двести пятнадцать) рублей. При этом выявляется высокая отраслевая дифференциация: наиболее высокий уровень заработной платы отмечается в сфере добычи полезных ископаемых (158 917 (сто пятьдесят восемь тысяч девятьсот семнадцать) рублей), наиболее низкий - в сфере сельского, лесного хозяйства, рыболовства и рыбоводства (42 555 (сорок две тысячи пятьсот пятьдесят пять) рублей).


Величина прожиточного уровня на душу населения в 2021 году в целом по автономному округу составила 17 029 (семнадцать тысяч двадцать девять) рублей.


Большую часть расходов в структуре прожиточного минимума составляют расходы на продовольственные товары - 44%, на услуги приходится 26%, на непродовольственные товары - 22%, на обязательные платежи и сборы - 8% прожиточного минимума.


Стратегические планы развития автономного округа повышают требования к качеству рабочей силы, увеличивают спрос на квалифицированные кадры, оптимизируют их возрастную и профессиональную структуры.


Изменения на рынке труда в условиях распространения новой коронавирусной инфекции коснулись большинства стран мировой экономики, в том числе и России, в то же время ситуацию на рынке труда автономного округа можно назвать стабильной.


На протяжении многих лет автономный округ находится в числе лидеров по основным показателям, характеризующим рынок труда.


По итогам обследования рабочей силы, проведенного в октябре 2021 года, численность рабочей силы в среднем в августе - октябре 2021 года составила 324 тыс. человек (59,2%) от общей численности региона, из них 318,1 тыс. человек были заняты в экономике и 5,9 тыс. человек не имели занятия, но активно его искали (в соответствии с методологией Международной организации труда они классифицируются как безработные).


Уровень участия в рабочей силе (76,8%) и уровень занятости населения (75,4%) сохраняют высокие позиции и опережают значение показателей по Российской Федерации (62,6% и 59,8% соответственно).


Уровень общей безработицы (1,8%) в автономном округе значительно ниже показателя по Российской Федерации (4,4%).


По данным Федеральной службы государственной статистики на 01 января 2021 года численность населения округа составила 547,0 тыс. человек. Плотность населения - 0,7 человека на квадратный километр, удельный вес городского населения - 83,9%.


Начиная с 90-х годов прошлого века автономный округ входит в немногочисленную группу регионов России с постоянным положительным естественным приростом населения на уровне более 3,8 тыс. человек в год. В 2020 году этот показатель на 1 000 населения составил 6,9 человек (5-е место по России и 1-е место по УрФО). В январе - октябре 2021 года этот показатель на 1 000 населения составил 6,4 человек (5-е место по РФ и 1-е место по УрФО).


Ежегодно в автономном округе появляется более 6,8 тыс. новорожденных. В январе - октябре 2021 года на каждую 1 000 жителей региона родилось 12,5 детей, что выше общероссийского показателя (9,6 детей на 1 000 жителей). По уровню рождаемости автономный округ занимает 8-е место по стране и 1-е место по УрФО.


В субъекте отмечаются достаточно низкие показатели смертности населения: 6,1 человек на 1 000 населения в январе - октябре 2021 года. Это третье место по стране.


Автономный округ - один из самых многонациональных регионов Российской Федерации. В автономном округе проживают представители 112 народностей и национальностей. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года доля аборигенного населения в общей численности населения автономного округа составила 8% (41,2 тыс. человек), кочевой образ жизни ведут более 13 тыс. человек (что составляет 32% от всего аборигенного населения). Согласно переписи национальный состав населения автономного округа представлен следующим образом: русские - 61,7%; украинцы - 9,7%; ненцы - 5,9%; татары - 5,6%; ханты - 1,9%.


В то же время в автономном округе происходят достаточно интенсивные миграционные процессы. Общая миграция по итогам девяти месяцев 2021 года имеет положительное значение (1 697 человек), при этом миграция в пределах Российской Федерации имеет отрицательное сальдо (- 464 человека), международная миграция - положительное (2 161 человек).



Таблица 1

Оценка готовности автономного округа к приему участников Государственной программы по переселению соотечественников и членов их семей в период с 2019 по 2024 годы


N п/п

Наименование показателя

Год

Единица измерения

Значение показателя по автономному округу на последнюю отчетную дату (за последний отчетный период)

1

2

3

4

5

1.

Общая численность населения на 01 января

2018

тыс. чел.

538,5

2019

541,5

2020

544,4

2.

Естественный(ая) прирост (убыль) населения

2018

тыс. чел.

4,7

2019

4,3

2020

3,7

3.

Миграционный(ая) прирост (убыль) населения

2018

тыс. чел.

-1,7

2019

-1,3

2020

-1,1

4.

Удельный вес численности трудоспособного населения в общей численности населения

2018

%

58,5

2019

58,3

2020

56,8

5.

Удельный вес занятых в экономике в общей численности трудоспособного населения

2018

%

97,9

2019

98,1

2020

97,6

6.

Общая численность безработных (по методологии Международной организации труда)

2018

чел.

5500

2019

5493

2020

12229

7.

Уровень общей безработицы (по методологии Международной организации труда)

2018

%

2,0

2019

1,8

2020

2,6

8.

Численность граждан, признанных безработными государственными учреждениями службы занятости населения

2018

чел.

1805

2019

1795

2020

6482

9.

Уровень регистрируемой безработицы от экономически активного населения

2018

%

0,58

2019

0,57

2020

2,05

10.

Напряженность на рынке труда (число безработных на

1 вакансию)

2018

чел.

0,22

2019

0,22

2020

0,61

11.

Численность привлеченных иностранных работников

2018

чел.

21401

2019

19489

2020

10541

12

Прожиточный минимум (в среднем на душу населения)

2018

руб.

15905

2019

16318

2020

16541

13.

Количество жилья в среднем на 1 жителя

2018

кв. м

20,5

2019

20,5

2020

20,7

14.

Количество постоянного жилья для приема переселенцев

2018

кв. м

0

2019

0

2020

0

15.

Количество временного жилья для приема переселенцев

2018

кв. м

0

2019

0

2020

0

16.

Количество мест в учреждениях дошкольного образования на 1 тыс. детей дошкольного возраста

2018

мест

741

2019

782

2020

814

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»