(с изменениями на 2 сентября 2024 года)
(в ред. Постановлений КМ РТ от 04.06.2022 N 520, от 09.07.2022 N 661, от 16.05.2023 N 597, от 22.06.2023 N 736, от 26.02.2024 N 96, от 02.09.2024 N 720)
Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Стратегию в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Республики Татарстан (далее - Стратегия).
2. Республиканским органам исполнительной власти:
(в ред. Постановления КМ РТ от 16.05.2023 N 597)
абзац утратил силу. - Постановление КМ РТ от 22.06.2023 N 736;
обеспечить реализацию Стратегии в курируемых отраслях.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство цифрового развития государственного управления, информационных технологий и связи Республики Татарстан и Министерство экономики Республики Татарстан.
Премьер-министр
Республики Татарстан
А.В.ПЕСОШИН
СТРАТЕГИЯ В ОБЛАСТИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ, СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ И ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
(в ред. Постановлений КМ РТ от 04.06.2022 N 520, от 09.07.2022 N 661, от 16.05.2023 N 597, от 22.06.2023 N 736, от 26.02.2024 N 96, от 02.09.2024 N 720)
1.1. Основаниями разработки Стратегии в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Республики Татарстан (далее - Стратегия) являются:
Абзац утратил силу. - Постановление КМ РТ от 02.09.2024 N 720.
(в ред. Постановления КМ РТ от 22.06.2023 N 736)
Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденные Председателем Правительства Российской Федерации 29 сентября 2018 г.;
(в ред. Постановления КМ РТ от 22.06.2023 N 736)
национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации", утвержденная протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 4 июня 2019 года N 7;
распоряжение Кабинета Министров Республики Татарстан от 10.04.2020 N 759-р "Об утверждении рабочей группы по реализации проектов в области цифровой трансформации Республики Татарстан".
1.2. В ходе реализации Стратегии цифровой трансформации будут внедрены следующие технологии:
искусственный интеллект. Будут разработаны и внедрены стандарты, регламентирующие правила использования алгоритмов и безопасность систем искусственного интеллекта;
платформенные решения. В частности, внедрение цифровых платформ позволит существенно повысить скорость и снизить стоимость процессов взаимодействия как в системе государственного управления, так и в экономике. Одним из важнейших преимуществ платформ является возможность пользователя получать услуги круглосуточно, с помощью разнообразных устройств и вне географических границ;
большие данные. Использование больших объемов данных на основе платформенных решений и технологий искусственного интеллекта позволит пользователям создавать новые продукты и услуги, а государству повысить эффективность системы управления. Ценность государства в цифровом будущем во многом будет определяться объемом и качеством данных, которые оно производит и на основе анализа которых будут приниматься соответствующие решения: выбор места проживания и осуществление экономической деятельности;
интернет вещей. Технология позволит собирать данные, обрабатывать и передавать с помощью устройств без участия человека;
цифровые двойники. Технология позволит иметь виртуальный прототип реальных производственных активов - скважины, турбины, ветроэлектрические установки и т.д. Цифровая модель поможет менять параметры работы оборудования и улучшать их гораздо быстрее и безопаснее, чем при экспериментах на реальных объектах.
Указанные технологии будут применены в рамках цифровой трансформации основных и дополнительных отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления.
1.3. Срок реализации Стратегии - до 2024 года включительно.
Стратегия утверждается один раз в три года, в году, предшествующему трехлетнему циклу бюджетного планирования Республики Татарстан, с учетом приоритетов федерального, регионального и муниципального уровней. Актуализация Стратегии возможна ежегодно, но не более одного раза в год.
В Республике Татарстан созданы государственное казенное учреждение "Центр цифровой трансформации Республики Татарстан" как центр компетенций по реализации проектов цифровой трансформации и Ассоциация содействия цифровому развитию для системного взаимодействия государственных структур и частного бизнеса в сфере цифровой трансформации, а также для формирования единой методологии при выборе и создании цифровых решений.
Приоритетные проекты (направления), указанные в разделе 6 Стратегии, декомпозируются с указанием конкретных проектов, реализуемых Республикой Татарстан, в программе цифровой трансформации Республики Татарстан, которая утверждается нормативным правовым актом Кабинета Министров Республики Татарстан в году утверждения Стратегии.
Наименование Стратегии | Стратегия в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Республики Татарстан |
Срок реализации | 2022 - 2024 годы |
Направления реализации Стратегии | 1. Сохранение и укрепление Республикой Татарстан лидерских позиций в Российской Федерации; 2. Повышение уровня жизни граждан Республики Татарстан; 3. Повышение инвестиционной привлекательности и международной конкурентоспособности Республики Татарстан; 4. Улучшение экологической ситуации, повышение качества среды обитания и комфортности городских агломераций в Республике Татарстан; 5. Улучшение здоровья населения и повышение уровня его образования в Республике Татарстан; 6. Повышение качества государственного управления |
Задачи | 1. Создание условий для развития человеческого капитала, жизни и работы в цифровую эпоху. 2. Формирование условий для устойчивого развития экономики на основе использования цифровых технологий. 3. Использование цифровых технологий для трансформации основных отраслей экономики, социальной сферы и городской среды. 4. Развитие безопасной информационной инфраструктуры для отраслей экономики и социальной сферы. 5. Увеличение доли цифрового бизнеса в общей доле экономики Республики Татарстан |
Исполнитель | Министерство цифрового развития государственного управления, информационных технологий и связи Республики Татарстан |
Результаты реализации Стратегии до 2024 года | 1. В рамках решения задач направления по сохранению и укреплению Республикой Татарстан лидерских позиций в Российской Федерации: созданы условия для развития человеческого капитала, жизни и работы в цифровую эпоху; увеличена доля цифрового бизнеса в общей доле экономики Республики Татарстан; использованы цифровые технологии для трансформации основных отраслей экономики, социальной сферы и городской среды; осуществлен запуск Региональной платформы государственного и муниципального управления с реализацией "цифрового профиля" жителя и предприятий республики; достигнуты лидерские позиции по уровню цифровой зрелости органов государственной и муниципальной власти; разработаны и реализуются отраслевые программы цифровой трансформации республиканских органов исполнительной власти, которые синхронизированы с федеральными ведомственными программами; созданы сервисы, обеспечивающие проактивное оказание государственных и муниципальных услуг для жителей и бизнеса; принятые решения в государственном и муниципальном управлении осуществлены с использованием единства данных и цифровых технологий на базе Единой цифровой платформы Республики Татарстан. 2. В рамках решения задачи направления повышения уровня жизни граждан Республики Татарстан: обеспечен рост уровня цифровой грамотности жителей республики и предпринимателей с помощью системы образовательных онлайн-платформ и программ "цифровых сертификатов"; достигнута доля домохозяйств (в городской и сельской местности) с возможностью широкополосного доступа в сеть "Интернет" - 91 процент; участие граждан в разработке и реализации государственных и муниципальных услуг и сервисов осуществлено в сервисах системы "Открытое Правительство"; обеспечен рост доли жителей республики, удовлетворенных качеством государственных и муниципальных услуг. 3. В рамках решения задачи направления повышения инвестиционной привлекательности и международной конкурентоспособности Республики Татарстан: обеспечено привлечение российских и иностранных инвестиций для реализации приоритетных проектов в области информационных и коммуникационных технологий; обеспечено достижение прогнозных показателей национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации"; созданы возможности развития инфраструктуры для подключения экономических субъектов к высокоскоростной сети "Интернет"; обеспечен рост доли предприятий ИТ-сектора в экономике региона; объем инвестиций в разработку и использование ИТ-технологий предприятий Республики Татарстан увеличен в четыре раза; реализованы меры поддержки проектов в сфере цифровых "сквозных технологий" ИТ-компаний Республики Татарстан. 4. В рамках решения задачи направления улучшения экологической ситуации, повышения качества среды обитания и комфортности городских агломераций в Республике Татарстан: создана система управления качеством окружающей среды и снижения техногенной нагрузки; созданы сервисы для детей дошкольного, школьного возраста и студентов, которые мотивируют к формированию экологического поведения; создана система комплексного мониторинга и управления процессами, связанными с деятельностью по распоряжению природными ресурсами, находящимися в собственности республики, и обеспечения рационального использования природных ресурсов, а также контроля их движения. 5. В рамках решения задачи направления улучшения здоровья населения и повышения уровня его образования в Республике Татарстан: используются технологии телемедицины и медицинских роботов; повышено качество системы здравоохранения за счет развития предиктивной медицины и повышения эффективности клинических исследований; созданы цифровые сервисы ранней диагностики, лечения и реабилитации, которые способствуют увеличению средней продолжительности жизни жителей республики до более чем 80 лет и увеличению активного и трудоспособного возраста граждан после достижения ими пенсионного возраста; разработаны и реализованы мероприятия по обучению высвобождаемых трудовых ресурсов навыкам цифровых технологий; обеспечен рост уровня цифровой грамотности жителей республики и предпринимателей с помощью системы образовательных онлайн-платформ и программ "цифровых сертификатов". 6. В рамках решения задачи направления повышения качества государственного управления в Республике Татарстан: осуществлен запуск Единой платформы государственного и муниципального управления с реализацией единого "цифрового профиля" жителя и предприятий республики; индекс цифровой зрелости органов государственной и муниципальной власти республики достиг уровня регионов-лидеров Российской Федерации; разработаны и реализуются отраслевые программы цифровой трансформации республиканских республиканских органов исполнительной власти, которые синхронизированы с федеральными ведомственными программами; созданы сервисы, обеспечивающие проактивное оказание государственных и муниципальных услуг для жителей и бизнеса; принятие решений в сфере нормотворчества, администрирования бюджетов, управления имуществом и контрольно-надзорной деятельности осуществляется с использованием единства данных и цифровых технологий на базе Единой цифровой платформы Республики Татарстан государственного и муниципального управления; 75 процентов специалистов органов государственной и муниципальной власти, участвующих в реализации программ цифровой трансформации, прошли переподготовку с целью развития компетенций и навыков в области цифровых технологий; к 2023 году 95 процентов наиболее востребованных социально значимых услуг переведены в цифровой вид |
(в ред. Постановления КМ РТ от 16.05.2023 N 597) | |
Бенефициары Стратегии | 1. Граждане Российской Федерации; 2. Родители; 3. Школьники; 4. Молодежь; 5. Рабочие и служащие; 6. Ученые и исследователи; 7. Государственные и муниципальные служащие; 8. Занятые в сфере образования; 9. Занятые в сфере здравоохранения; 10. Занятые в сфере государственного управления; 11. Занятые сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности; 12. Занятые в сфере социального обеспечения; 13. Занятые в сфере сельского хозяйства и охоты; 14. Самозанятые граждане; 15. Индивидуальные предприниматели; 16. Малый и средний бизнес; 17. Крупный бизнес (публичные и частные компании); 18. Инвесторы; 19. Некоммерческие организации; 20. Государственные компании и организации; 21. республиканские органы исполнительной власти; 22. Исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации; 22. Организации, ведущие деятельность в сфере культуры; 23. Организации, ведущие деятельность в сфере сельского хозяйства и охоты; 24. Организации, ведущие деятельность в сфере образования; 25. Организации, ведущие деятельность в сфере здравоохранения; 26. Организации, ведущие деятельность в сфере социального обеспечения; 27. Организации, ведущие деятельность в сфере спорта, организации досуга и развлечений |
(в ред. Постановления КМ РТ от 16.05.2023 N 597) | |
Ресурсы | 1. Федеральный бюджет; 2. Бюджет Республики Татарстан; 3. Внебюджетные источники |
Долгосрочные социально-экономические эффекты | Цифровая трансформация системы государственного и муниципального управления; поддержка развития цифровой экономики; рост цифровой грамотности жителей Республики Татарстан; повышение качества жизни жителей Республики Татарстан; повышение инвестиционной привлекательности Республики Татарстан |
Связь с показателями национальных целей | 1. Цифровая трансформация, в том числе: увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95%; достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления; увеличение доли домохозяйств, которым обеспечена возможность широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", до 97%; увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий в четыре раза по сравнению с показателем 2019 года. 2. Сохранение численности населения, здоровья и благополучия людей, в том числе: увеличение общего прироста численности населения; увеличение ожидаемой продолжительности жизни при рождении; снижение уровня бедности; увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом. 3. Возможности для самореализации и развития талантов, в том числе: повышение уровня образования; увеличение доли детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных услугами дополнительного образования; увеличение доли детей и молодежи в возрасте от 7 до 30 лет, у которых выявлены незаурядные способности и таланты; повышение индекса вовлеченности в систему воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций; увеличение общей численности граждан Российской Федерации, вовлеченных центрами (сообществами, объединениями) поддержки добровольчества (волонтерства) на базе образовательных организаций, в добровольческую (волонтерскую) деятельность; увеличение числа посещений культурных мероприятий. 4. Комфортная и безопасная среда для жизни, в том числе: увеличение количества семей, улучшивших жилищные условия; увеличение объема жилищного строительства; увеличение прироста среднего индекса качества городской среды по отношению к 2019 году; увеличение доли дорожной сети городских агломераций, находящейся в нормативном состоянии; увеличение сводного индекса обработки (сортировки), утилизации и захоронения твердых коммунальных отходов; увеличение отношения площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений; увеличение количества ликвидированных наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде. 5. Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство, в том числе: увеличение индекса реальной среднемесячной заработной платы; увеличение индекса реального среднедушевого денежного дохода населения; увеличение индекса физического объема инвестиций в основной капитал, за исключением инвестиций инфраструктурных монополий (федеральные проекты) и бюджетных ассигнований федерального бюджета; увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальное предпринимательство |
3.1. Целью цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Республики Татарстан является радикальное повышение результативности и создание новых возможностей для взаимодействия государственных и муниципальных органов власти и бизнеса с потребителями, более активное вовлечение граждан в сферу публичного управления и значительное повышение уровня удовлетворения их потребностей. В качестве интегрального показателя достижения цели определяется показатель "Место Республики Татарстан в национальном индексе развития цифровой экономики Российской Федерации (рейтинг цифрового развития регионов в первой тройке ведущих регионов)".
3.2. Задачи цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Республики Татарстан:
обеспечение формирования единой комплексной организационно-технической экосистемы, предполагающей эффективное решение вопросов межведомственного взаимодействия, интеграцию действующих государственных информационных систем на базе единства данных, реинжиниринга процессов государственного и муниципального управления и предоставления государственных и муниципальных услуг;
переход на проактивное оказание государственных и муниципальных услуг за счет расширения спектра услуг (сервисов), оказываемых в цифровом виде, их комплексности и реализации клиент-центрированного подхода;
применение цифровых технологий для обеспечения и повышения эффективности при планировании, мониторинге и оценке результатов деятельности органов власти;
регулярная переподготовка кадров с целью развития их компетенций и навыков в области цифровых технологий;
увеличение доли цифрового бизнеса в общей доле экономики Республики Татарстан;