ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

ПИСЬМО

от 10 марта 2021 года N 09-03-07/1563

О системе НК



Управление государственного строительного надзора Ростехнадзора, рассмотрев обращение о разъяснении требований федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Основные требования к проведению неразрушающего контроля технических устройств, зданий и сооружений на опасных производственных объектах" (далее - ФНП НК), утвержденных приказом Ростехнадзора от 1 декабря 2020 г. N 478 (зарегистрирован Минюстом России 24 декабря 2020 г., рег. N 61795), сообщает следующее.

ФНП НК устанавливают минимальный объем обязательных требований в области промышленной безопасности к проведению неразрушающего контроля (далее - НК) технических устройств (в том числе передвижных), применяемых (эксплуатируемых) на опасных производственных объектах (далее - ОПО), зданий и сооружений на ОПО, предназначенных для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, при осуществлении видов деятельности в области промышленной безопасности, для обеспечения контроля фактического состояния технических устройств, зданий и сооружений на ОПО и контроля качества работ, выполняемых в отношении них.

Исходя из вышеизложенного, следует отметить, что область применения НК на ОПО не ограничивается только вопросами контроля качества сварки.

Необходимость применения НК существует практически при осуществлении всех видов деятельности в области промышленной безопасности, в том числе для:

- уточнения характера и степени опасности возникающих в процессе эксплуатации оборудования дефектов, выявляемых при его обслуживании и проведении технического освидетельствования:

- выполнения контроля качества ремонта;

- определения фактического состояния эксплуатируемых технических устройств при техническом диагностировании, зданий и сооружений при обследовании, в том числе в объеме экспертизы промышленной безопасности.

В связи с этим одним из наиболее важных факторов, обеспечивающих безопасность эксплуатации технических устройств, зданий и сооружений на ОПО, является соответствующий уровень компетентности лабораторий и персонала, подтверждаемый при проведении их аттестации на предмет выполнения ими работ по НК с применением определенных методов (видов) НК технических устройств, зданий и сооружений на ОПО. Реализуемые при этом подходы к процедурам, оформлению результатов аттестации, в рамках единой системы, сформированной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2001 г. N 241 "О мерах по обеспечению промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 28 марта 2001 г. N 241), также играют важную роль в обеспечении безопасности объектов НК и в обеспечении возможности осуществлять контроль в данной области. Иные подходы могут привести к увеличению риска возникновения инцидентов, аварий и случаев травматизма на ОПО.

По вопросам компетентности и аттестации пунктом 9 ФНП НК предусмотрена необходимость проведения:

для лабораторий и работников, выполняющих НК технических устройств, зданий и сооружений на ОПО, подтверждения компетентности по установленной области НК в независимых органах по аттестации системы НК, сформированной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N 241, если иные требования не установлены

.....

технических устройств, зданий и сооружений на ОПО заключается в том, что в первом случае целью контроля является подтверждение соответствия выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов, а во втором случае контроль фактического состояния с учетом дефектов, образовавшихся при эксплуатации, в целях определения возможности дальнейшей эксплуатации, необходимости проведения ремонта либо прекращения эксплуатации с утилизацией.

В настоящее время обязательные требования к функционированию системы НК, сформированной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2001 г. N 241 "О мерах по обеспечению промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации", действующим законодательством в области промышленной безопасности не установлены.

Процедуры проверки компетенции персонала НК и лабораторий НК, содержащиеся среди прочего в отмененных в ходе реализации механизма "регуляторной гильотины" Правилах Госгортехнадзора (ПБ 03-440-02 и ПБ 03-372-00), не являются предметом ФНП НК и устанавливаются стандартами организаций и иными документами добровольного применения, принятыми в рамках системы НК. Организации руководствуются требованиями таких документов, устанавливающих указанные процедуры, в части, не противоречащей требованиям ФНП НК, а также иных федеральных норм и правил в области промышленной безопасности устанавливающих обязательные требования к НК на ОПО.

При организации и осуществлении деятельности системы НК в числе прочего применяются рекомендации национального стандарта ГОСТ Р ИСО 9712-2019 "Контроль неразрушающий. Квалификация и сертификация персонала" (утвержден и введен в действие приказом Росстандарта от 2 декабря 2019 г. N 1330-ст) и межгосударственного стандарта ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 "Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий" (введен в действие приказом Росстандарта от 15.07.2019 N 385-ст).

Кроме того, при организации и осуществлении деятельности системы ПК реализуются принципы гармонизации с процедурами Международного форума по аккредитации (IAF), Международной организации по аккредитации лабораторий (ILAC), Азиатско-Тихоокеанского объединения по аккредитации (АРАС), Международного комитета по неразрушающему контролю (ICNDT), Европейской Федерации по неразрушающему контролю (EFNDT), Азиатско-Тихоокеанской Федерации по неразрушающему контролю (APFNDT), Актуальная информация об участниках IAF, ILAC, АРАС, ICNDT, EFNDT, APFNDT от Российской Федерации, в том числе и координирующих органах системы НК, размещена на официальных сайтах соответствующих международных организаций в сети Интернет:

1) IAF (https://www.iaf.nu/articles/IAF_MEM_Russia_all/595);

2) ILAC (https://ilac.org/ilac-membership/);

3) APAC (https://www.apac-accreditation.org/membership/);

4) ICNDT (https://www.icndt.org/What-is-ICNDT/Membership-Directory);

5) EFNDT (http://www.efndt.org/Members);

6) APFNDT (http://www.apfndt.org/apfndt3.html).

Одновременно обращаем внимание на то, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.

Таким образом, письма Ростехнадзора и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм и не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

Начальник управления государственного
строительного надзора
А.Н.Горлов



Электронный текст документа

подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:

рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»