МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 11 декабря 2020 года N 02-08-10/109210

[О направлении разъяснений по применению КОСГУ в части расходов, включенных в группы 200 "Расходы" КОСГУ и 300 "Поступление нефинансовых активов" (статьи 310-340) КОСГУ (приказ Министерства финансов Российской Федерации от 29 ноября 2017 г. N 209н "Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления")]



Министерство финансов Российской Федерации в дополнение к письму от 27 декабря 2019 г. N 02-08-10/102939 направляет для использования в работе разъяснения по применению классификации операций сектора государственного управления (далее - КОСГУ) в части расходов, включенных в группы 200 "Расходы" КОСГУ и 300 "Поступление нефинансовых активов" (статьи 310-340) КОСГУ (приказ Министерства финансов Российской Федерации от 29 ноября 2017 г. N 209н "Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления").



A.M.Лавров

     

Приложение
к письму Министерства финансов
Российской Федерации
от 11 декабря 2020 года N 02-08-10/109210


Руководство по применению классификации операций сектора государственного управления


Введение


Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 ноября 2017 г. N 209н (далее - Порядок применения КОСГУ), устанавливает единые правила применения кодов классификации операций сектора государственного управления (далее - КОСГУ) для ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, составления бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности, а также при детализации (дополнительной детализации) показателей бюджетной росписи, бюджетной сметы казенного учреждения, обоснований бюджетных ассигнований.

Порядок применения КОСГУ гармонизирован с требованиями руководства по Статистике государственных финансов 2014 года, а также федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора.


1. Общие положения



Порядок применения КОСГУ содержит следующие понятия, используемые при определении отнесения операций на соответствующие статьи (подстатьи) КОСГУ.

Сектор государственного управления (п.2 Порядка):


- органы государственной власти (государственные органы);

- органы местного самоуправления;

- органы управления государственными внебюджетными фондами;

- государственные (муниципальные) учреждения, в том числе находящиеся за пределами Российской Федерации;

- иные юридические лица, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации бюджетные полномочия получателя бюджетных средств, в части деятельности по бюджетным полномочиям.

Организации государственного сектора (п.7.1 Порядка):


- государственные (муниципальные) унитарные предприятия;

- государственные корпорации и компании, публично-правовые компании.

Финансовые организации (п.10.4 Порядка) - банки и небанковские кредитные организации, имеющие лицензию Банка России на осуществление банковских операций, а также юридические лица, предоставляющие на основании соответствующей лицензии услуги страхования, перестрахования, взаимного страхования, микрофинансовые организации, иные финансовые организации.


Нефинансовые организации (п.10.4 Порядка) - организации, занимающиеся производством товаров и оказанием нефинансовых услуг, работ.


Понятие "некоммерческие организации" используется в Порядке применения КОСГУ в том смысле, который определен Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", с той лишь особенностью, что в категорию "некоммерческих организаций" в целях Порядка применения КОСГУ не включаются учреждения, государственные корпорации, компании, публично-правовые компании, включенные в иные категории.


Для целей Порядка применения КОСГУ к нерезидентам относятся:


- юридические лица, организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;

- находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения указанных юридических лиц и организаций;

- иностранные юридические лица, зарегистрированные в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 г. N 290-ФЗ "О международных компаниях и международных фондах".

В группу "нерезиденты" в целях Порядка применения КОСГУ не включаются физические лица - нерезиденты, наднациональные организации, правительства иностранных государств, международные финансовые организации, в том случае, когда они выделяются на обособленных подстатьях КОСГУ.


Участники бюджетного процесса (п.13.5.1 Порядка):


- главные распорядители бюджетных средств;

- распорядители бюджетных средств;

- получатели бюджетных средств;

- государственные (муниципальные) бюджетные, государственные (муниципальные) автономные учреждения, осуществляющие в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, полномочия соответственно федерального органа государственной власти (государственного органа), органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств перед физическими лицами, подлежащих исполнению в денежной форме;

- иные получатели бюджетных средств, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени соответствующего публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета;

- главные администраторы доходов бюджета;

- администраторы доходов бюджета;

- главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета;

- администраторы источников финансирования дефицита бюджета;

- органы управления государственными внебюджетными фондами и территориальными государственными внебюджетными фондами, осуществляющих составление и исполнение соответствующих бюджетов.

Наднациональная организация - организация, созданная для обеспечения общих потребностей нескольких государств, наделенная нормоустановительными, исполнительными, контрольными правомочиями, которые имеют эффект на государства и частных лиц. Она имеет полномочия принимать решения, издавать правила, исполнять решения обязательные для государств-членов. Примерами наднациональных организаций являются следующие:

- Организация Объединенных Наций (ООН);

- Организация экономического развития и сотрудничества (ОЭСР);

- Экономический и Социальный Совет ООН;

- Организация стран - экспортеров нефти (ОПЕК);

- Международный олимпийский комитет (МОК);

- Всемирный банк (ВБ);

- Международный валютный фонд (МВФ);

- Европейский центральный банк (ЕЦБ);

- Международный суд ООН;

- Европейский суд по правам человека;

- Суд Европейского союза и др.

2. Классификация расходов


Основные расходные операции сгруппированы следующим образом:

1) оплата труда, начисления на выплаты по оплате труда (210);

2) приобретение работ и услуг (220) - представляет собой стоимость работ и услуг, закупленных сектором государственного управления для использования в своей деятельности.

Приобретение работ и услуг не включает работы и услуги, приобретенные сектором государственного управления для использования физическими лицами в целях удовлетворения их потребностей, в качестве их социального обеспечения;

3) обслуживание государственного (муниципального) долга (230) - представляют собой расходы, понесенные должником в связи с использованием средств другой институциональной единицы;

________________

Институциональная единица - хозяйствующая единица, которая обладает правом владеть активами и принимать обязательства и осуществлять операции от своего имени в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (согласно Общероссийскому классификатору организационно-правовых форм. ОК 028-2012, утвержденному Приказом Росстандарта от 16.10.2012 N 505-ст).

4) безвозмездные перечисления организациям (субсидии) (240, 280) - это текущие либо капитальные трансферты, которые перечисляются государственными (муниципальными) органами организациям, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг (исходя из уровня их производственной деятельности, либо на основе количества или стоимости товаров или услуг, которые они производят, продают, импортируют и т.п.). В данную категорию также включаются субсидии организациям, предназначенные для компенсации их убытков;

6) безвозмездные перечисления бюджетам (250) - это трансферты в денежной или натуральной форме, перечисляемые другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, международной, наднациональной организации, правительству иностранного государства;

7) социальное обеспечение (260) - социальные выплаты населению для покрытия нужд, возникающих в результате наступления таких событий, как болезнь, отсутствие работы, выход на пенсию или по иным обстоятельствам;

8) прочие расходы (290) включают все расходные операции, не отнесенные к другим категориям (например, налоги, штрафы и пени и пр.).

Классификация предусматривает разграничение выплат физическим лицам на социальные и несоциальные, а также по форме, в которой они осуществляются (денежной или натуральной) (п.7 Порядка).

По типу получателей социальные выплаты делятся на социальные выплаты физическим лицам, действующим работникам и бывшим работникам (служащим).

Выплаты относят к социальным, если они связаны с болезнью, утратой заработка или другими социальными рисками. Событие несет социальный риск, если может негативно повлиять на имущественное положение физического лица.

Несоциальными выплатами являются заработная плата, выплаты работодателей, связанные с привлечением и сохранением кадрового потенциала, а также выплаты работодателей, направленные на стимулирование занятости в соответствующей сфере трудовой деятельности, стипендии, а также выплаты компенсаций за ущерб (например, имуществу физического лица), причиненный сектором государственного управления, в том числе по решению суда.

К социальным пособиям в натуральной форме относится приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан, либо выплаты физическим лицам на приобретение товаров, работ, услуг, а также компенсации (возмещения) расходов физическим лицам на приобретение товаров, работ и услуг в объеме денежного эквивалента стоимости (полной или частичной) товара, услуги или работы на момент ее предоставления получателям (п.7 Порядка).

Когда социальные пособия выплачиваются в натуральной форме, физическое лицо не имеет свободы выбора в отношении того, как использовать пособия.

2.1. Оплата труда, начисления на выплаты по оплате труда (210)


Оплата труда работников представляет полное вознаграждение, подлежащее выплате лицу в рамках отношения между работодателем и наемным работником за работу, выполненную в течение определенного периода времени. Эти суммы подлежат выплате в порядке обмена за предоставляемые физическими лицами услуги (физического или умственного труда), используемые в процессе операционной деятельности, в процессе производства, оказания услуги.

Оплата труда работников не включает суммы, уплачиваемые вне отношений между работодателем и работником (например, подрядчикам и лицам, работающим не по найму, такие суммы, подлежащие выплате, классифицируются как оплата работ, услуг).

Оплата труда, начисления на выплаты по оплате труда состоит из:

- заработной платы (211);

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»