МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 27 ноября 2020 года N 836н

Об утверждении Правил по охране труда при осуществлении грузопассажирских перевозок на железнодорожном транспорте



В соответствии со статьей 209 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст.3; 2013, N 52, ст.6986) и подпунктом 5.2.28 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст.3528),

приказываю:

1. Утвердить Правила по охране труда при осуществлении грузопассажирских перевозок на железнодорожном транспорте согласно приложению.

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 года и действует до 31 декабря 2025 года.

Министр
А.О.Котяков



Зарегистрировано

в Министерстве юстиции

Российской Федерации

11 декабря 2020 года,

регистрационный N 61412

Приложение
к приказу Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 27 ноября 2020 года N 836н



Правила по охране труда при осуществлении грузопассажирских перевозок на железнодорожном транспорте

I. Общие положения

     

1. Правила по охране труда при осуществлении грузопассажирских перевозок на железнодорожном транспорте (далее - Правила) устанавливают государственные нормативные требования охраны труда, предъявляемые к организации и осуществлению основных производственных процессов и работ, связанных с перевозкой пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом (далее - грузопассажирские перевозки на железнодорожном транспорте).

2. Требования Правил обязательны для исполнения работодателями - юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм при организации и осуществлении ими работ, связанных с грузопассажирскими перевозками на железнодорожном транспорте.

3. На основе Правил и требований безопасности, установленных в эксплуатационной и технологической документации, работодателем разрабатываются правила и инструкции по охране труда при осуществлении грузопассажирских перевозок на железнодорожном транспорте для профессий (должностей) и (или) видов выполняемых работ, которые утверждаются локальными нормативными актами работодателя с учетом мотивированного мнения соответствующего профсоюзного органа либо иного уполномоченного работниками представительного органа (при наличии).

4. Работодатель обязан обеспечить безопасность производственных процессов и работ по перевозке пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом, безопасную эксплуатацию технологического оборудования в соответствии с государственными нормативными требованиями охраны труда.

5. Работодатель обязан обеспечить контроль за соблюдением требований Правил, а также локальных нормативных актов по охране труда при осуществлении грузопассажирских перевозок на железнодорожном транспорте, разрабатываемых работодателем.

6. Работодатель обязан обеспечить:

1) безопасность выполнения работ при подготовке, осуществлении и завершении процессов перевозки пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом, содержание оборудования в исправном состоянии и его эксплуатацию в соответствии с требованиями Правил и технической (эксплуатационной) документации организации-изготовителя;

2) обучение работников по охране труда и проверку знаний требований охраны труда;

3) контроль за соблюдением работниками требований инструкций по охране труда.

7. При организации выполнения отдельных видов работ и технологических процессов, применении методов работ, материалов, технологической оснастки, инструмента, инвентаря, оборудования и транспортных средств, требования к безопасному выполнению и применению которых не регламентированы Правилами, работодателем должны быть разработаны и утверждены специальные мероприятия (требования, локальные нормативные акты) по обеспечению безопасного производства работ, не противоречащие требованиям Правил и иных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда.

8. При выполнении работ по перевозке пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом, на работников возможно воздействие вредных и (или) опасных производственных факторов, в том числе:

1) движущийся железнодорожный подвижной состав;

2) движущиеся транспортные средства, участвующие в технологических процессах (операциях);

3) движущиеся машины, механизмы, оборудование и их элементы;

4) перемещаемые изделия, заготовки и материалы;

5) острые кромки, заусенцы и шероховатости на поверхности инструмента и технологического оборудования;

6) падающие с высоты и разлетающиеся предметы (ручная кладь и багаж при неправильной их укладке, элементы оборудования) и инструменты;

7) электрический ток, вызываемый разницей электрических потенциалов, под действие которого попадает работник, включая действие высоковольтного разряда в виде дуги и наведенного напряжения;

8) повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;

9) повышенные уровни шума, инфразвука, общей и локальной вибрации;

10) недостаточная освещенность рабочей зоны;

11) повышенная или пониженная температура, влажность и подвижность воздуха рабочей зоны;

12) повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования;

13) возможность образования горючей среды вследствие утечек или выбросов под избыточным давлением из трубопроводов масла, дизельного топлива и нагретых газов, а также возможность возникновения источников загорания с последующим воспламенением горючих материалов и жидкостей;

14) химические факторы при производстве работ с вредными веществами;

15) тяжесть производственного процесса;

16) напряженность трудового процесса.

9. При организации выполнения работ, связанных с воздействием на работников вредных и (или) опасных производственных факторов работодатель должен принимать меры по их исключению или снижению до уровней допустимого воздействия, установленных требованиями соответствующих нормативных правовых актов.

При невозможности исключения или снижения уровней вредных и (или) опасных производственных факторов до уровней допустимого воздействия в связи с характером и условиями производственного процесса проведение работ без обеспечения работников соответствующими средствами индивидуальной и (или) коллективной защиты запрещается.

10. Работодатель в зависимости от специфики своей деятельности и исходя из оценки уровня профессионального риска вправе:

1) устанавливать дополнительные требования безопасности, непротиворечащие Правилам;

2) в целях контроля за безопасным производством работ дополнительно применять средства, устройства, оборудование и (или) комплекс (систему) средств, устройств, оборудования, обеспечивающие дистанционную видео-, аудио или иную фиксацию процессов производства работ.

11. Допускается возможность ведения документооборота в области охраны труда в электронном виде с использованием электронной подписи или любого другого способа, позволяющего идентифицировать личность работника, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

II. Требования охраны труда при организации выполнения работ (производственных процессов)

     

12. К выполнению работ по осуществлению грузопассажирских перевозок на железнодорожном транспорте допускаются работники, прошедшие обучение по охране труда, обучение безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой (для работников, занятых на работах, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности труда) и проверку знания требований охраны труда.

Работники, совмещающие профессии (должности), должны пройти обучение, инструктаж, стажировку и проверку знания требований охраны труда в полном объеме, как по основной, так и по совмещаемой профессии (должности).

13. Перечень профессий, должностей работников и видов работ, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования охраны труда, утверждается локальным нормативным актом работодателя.

14. Работы с повышенной опасностью должны выполняться в соответствии с нарядом-допуском на производство работ с повышенной опасностью (далее - наряд-допуск), оформляемым уполномоченными работодателем должностными лицами.

Нарядом-допуском определяются содержание, место, время и условия производства работ с повышенной опасностью, необходимые меры безопасности, состав бригады и работники, ответственные за организацию и безопасное производство работ.

Перечень работ с повышенной опасностью, выполняемых с оформлением наряда-допуска, утверждается работодателем.

При совместном производстве нескольких видов работ, по которым требуется оформление наряда-допуска, допускается оформление единого наряда-допуска с включением в него требований по безопасному выполнению каждого из вида работ.

15. Работодатель должен обеспечивать работников, выполняющих работы на железнодорожных путях, сигнальными жилетами со световозвращающими полосами в порядке, устанавливаемом работодателем, а на железнодорожных путях общего пользования дополнительно с нанесением соответствующей маркировки о принадлежности к структурному подразделению (организации).

III. Требования охраны труда, предъявляемые к содержанию зданий, сооружений и территорий железнодорожных станций

     

16. Участки и зоны производственных помещений, эксплуатируемого железнодорожного подвижного состава, территорий, пребывание на которых вовремя выполнения работ связано с опасностью для работников, должны обозначаться соответствующими знаками безопасности. Перечень указанных участков и зон устанавливается локальным нормативным актом работодателя.

17. На пассажирских платформах, грузовых рампах должны быть нанесены ограничительные линии на расстоянии не менее 0,75 м от края платформы.

18. Для организации движения автотранспорта по территории железнодорожной станции руководителем подразделения, эксплуатирующим автотранспорт, должны быть разработаны схемы движения транспортных средств, инструкция по организации движения автотранспорта по территории железнодорожной станции, которые согласовываются с причастными подразделениями и утверждаются начальником железнодорожной станции. Движение транспортных средств должно быть организовано согласно утвержденной схеме.

19. Территория складов багажного отделения должна иметь искусственное освещение и покрытие, которое должно очищаться от снега, а также посыпаться при гололеде песком, противоскользящей смесью или мелким шлаком.

20. На сооружения и устройства, являющиеся негабаритными местами, должна быть нанесена предупреждающая окраска.

На границах зон, где пространство между габаритом приближения строения и габаритом железнодорожного подвижного состава не обеспечивает безопасность работников, должен быть установлен знак "Осторожно! Негабаритное место". Перечень указанных сооружений и устройств, а также перечень устанавливаемых знаков безопасности с указанием мест их установки утверждается локальным нормативным актом подразделения работодателя, а устанавливаемых на железнодорожных станциях - локальным нормативным актом железнодорожной станции.

21. Пути, на которых проводится экипировка пассажирских вагонов, должны иметь водосточные лотки, канализацию и колонки (водоразборные, электроотопительные, воздухоразборные).

22. В зимнее время маршруты служебного прохода и проезды на территории станции должны очищаться от снега и наледей и посыпаться песком, противоскользящей смесью или мелким шлаком. Для хранения песка (шлака) устанавливаются ящики с закрывающимися крышками, изолированные от попадания влаги. Порядок организации работ по содержанию и обслуживанию маршрутов служебных проходов, устанавливается локальным нормативным актом владельца (балансодержателя) инфраструктуры.

23. При осуществлении работ в темное время суток рабочие площадки и участки, места производства работ, подъезды и подходы к ним должны быть освещены.

IV. Требования охраны труда, предъявляемые к организации рабочих мест (зон)

     

24. На всех рабочих местах безопасность оборудования и производственных процессов должна обеспечиваться в соответствии с требованиями технологической документации и (или) проектов производства работ. Требования безопасности труда должны быть отражены в соответствующей технологической документации на производственные процессы и проектах производства работ.

25. Места временного или постоянного нахождения работников, не участвующих непосредственно в осуществлении операций, связанных с приемом и отправлением поездов, а также приемом, выдачей, погрузкой, выгрузкой, сортировкой, хранением багажа и грузобагажа, должны располагаться за пределами опасных зон.

26. Рабочие зоны с превышенным допустимым уровнем шума должны быть обозначены знаками безопасности, устанавливаемыми организациями (подразделениями), эксплуатирующими оборудование с повышенным уровнем шума.

27. Для снижения уровня шума на рабочих местах необходимо применять звукопоглощающее и звукоизолирующее покрытия, защитные кожухи и другие средства защиты от повышенного уровня шума.

28. Для снижения вредного воздействия общей вибрации на работников при организации рабочих мест следует предусмотреть возможность реализации защитных мер, включая (в порядке приоритетности): замену оборудования, применение конструктивных мер снижения уровней вибрации, уменьшение времени контакта с вибрирующими поверхностями, применение средств коллективной защиты, а для защиты от локальной вибрации - применение средств индивидуальной защиты.

V. Требования охраны труда при организации работ, осуществлении производственных процессов и эксплуатации технологического оборудования

     

29. При осуществлении производственных процессов и операций по погрузке, выгрузке багажа, грузобагажа в местах общего пользования, их взвешивании, обслуживанию пассажиров на вокзалах и в пути следования, а также иных работ (услуг), связанных с перевозкой пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом, необходимо выполнять государственные нормативные требования охраны труда и технической (эксплуатационной) документации организации-изготовителя.

30. При обнаружении (визуальном или звуковом) приближающегося подвижного состава работники, оказавшиеся на пути следования поезда в габарите подвижного состава, должны по команде руководителя работ отойти и убрать инструменты, приспособления, материалы и изделия с путей на обочину земляного полотна (в ниши, убежища), а при отсутствии достаточного места - на обочину смежного пути, на расстояние не менее 2,5 м от крайнего рельса.

31. Порядок прекращения работ и расстояние, на которое должны отойти работники от крайнего рельса при обнаружении приближающегося подвижного состава, устанавливаются локальным нормативным актом работодателя в зависимости от установленных скоростей движения.

32. При осуществлении работ по ремонту и обслуживанию устройств инфраструктуры железнодорожного транспорта одним работником, он должен быть обеспечен выписками из расписания движения высокоскоростных, скоростных, пассажирских и пригородных поездов и уточненной на день проведения работ выпиской из графика движения поездов по обслуживаемому участку и средствами связи с руководителем работ. Выполнение отдельных видов работ на железнодорожных путях одним работником допускается в соответствии с перечнем работ, утверждаемым работодателем.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»