ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 октября 2021 года № 916

О региональном государственном контроле
(надзоре) в сфере социального обслуживания

(с изменениями на 17 августа 2023 года)

-----------------------------------------------------------------------
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Нижегородской области от 17.08.2023 № 753     
-----------------------------------------------------------------------



В соответствии с пунктом 12 статьи 8, пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 248-ФЗ) Правительство Нижегородской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Положение о региональном государственном контроле (надзоре) в сфере социального обслуживания;

индикатор риска нарушения обязательных требований при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания.

2. Признать утратившими силу постановления Правительства Нижегородской области по перечню согласно приложению к настоящему постановлению.

3. Министерству социальной политики Нижегородской области в порядке, установленном Регламентом Правительства Нижегородской области, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 11 декабря 2009 г. № 920, с соблюдением сроков, установленных Федеральным законом № 248-ФЗ, разработать проект постановления Правительства Нижегородской области об утверждении перечня ключевых показателей регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания и их целевых значений, индикативных показателей для регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания.

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию.

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Нижегородской области Гнеушева А.Н. (п.5 изложен в новой редакции постановлением Правительства Нижегородской области от 17.08.2023 № 753 - см. предыдущую редакцию)



     И.о.Губернатора                                        А.Н.Гнеушев



УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Нижегородской области
от 15 октября 2021 г. № 916
(в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 17.08.2023 № 753)

Положение
о региональном государственном контроле
(надзоре) в сфере социального обслуживания


I. Общие положения

1.1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания (далее - государственный надзор).

1.2. К отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора, применяются положения федеральных законов от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 181-ФЗ), от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 442-ФЗ), от 29 декабря 2014 г. № 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 473-ФЗ), от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 248-ФЗ).

К отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора на территории опережающего социально-экономического развития, организацией и проведением проверок индивидуальных предпринимателей или являющихся коммерческими организациями юридических лиц, государственная регистрация которых осуществлена на территории опережающего социально-экономического развития, созданной на территории Нижегородской области, согласно законодательству Российской Федерации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), либо резидентов иной территории опережающего социально-экономического развития, создавших филиал или представительство на этой территории опережающего социально-экономического развития, которые заключили в соответствии с Федеральным законом № 473-ФЗ соглашение об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития и включены в реестр резидентов территории опережающего социально-экономического развития, применяются положения Федерального закона № 248-ФЗ с учетом особенностей осуществления государственного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.

1.3. Предметом государственного надзора являются:

1) соблюдение поставщиками социальных услуг из числа негосударственных (коммерческих и некоммерческих) организаций социального обслуживания и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание, требований Федерального закона № 442-ФЗ, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов Нижегородской области, регулирующих правоотношения в сфере социального обслуживания (далее - обязательные требования);

2) исполнение решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий.

1.4. Органом исполнительной власти Нижегородской области, уполномоченным на осуществление государственного надзора, является министерство социальной политики Нижегородской области (далее - министерство).

1.5. Государственный надзор уполномочены осуществлять следующие должностные лица министерства (далее - должностные лица):

1) министр социальной политики Нижегородской области (лицо, исполняющее его обязанности); (пп.1 в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 17.08.2023 № 753 - см. предыдущую редакцию)

2) заместитель министра социальной политики Нижегородской области в должностные обязанности которого в соответствии с должностным регламентом входит реализация полномочий по осуществлению государственного надзора, в том числе проведение профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий (далее - заместитель министра социальной политики Нижегородской области); (пп.2 в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 17.08.2023 № 753 - см. предыдущую редакцию)

3) руководители структурных подразделений министерства, в должностные обязанности которых в соответствии с должностными регламентами входит реализация полномочий по осуществлению государственного надзора, в том числе проведение профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий;

4) иные государственные гражданские служащие министерства, в должностные обязанности которых в соответствии с должностными регламентами входит реализация полномочий по осуществлению государственного надзора, в том числе проведение профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.

1.6. Должностными лицами, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, являются:

1) министр социальной политики Нижегородской области (лицо, исполняющее его обязанности); (пп.1 в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 17.08.2023 № 753 - см. предыдущую редакцию)

2) заместитель министра социальной политики Нижегородской области.

1.7. Должностные лица выполняют обязанности, установленные частью 1 статьи 29 Федерального закона № 248-ФЗ, пользуются правами, установленными частью 2 статьи 29 Федерального закона № 248-ФЗ.

Должностные лица несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1.8. Объектами государственного надзора являются (далее - объекты надзора):

1) деятельность, действия (бездействие) контролируемых лиц, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, в том числе предъявляемые к контролируемым лицам, осуществляющим деятельность, действия (бездействие);

2) результаты деятельности контролируемых лиц, в том числе услуги, к которым предъявляются обязательные требования;

3) пп. утратил силу постановлением Правительства Нижегородской области от 17.08.2023 № 753 - см. предыдущую редакцию

1.9. Министерством в рамках осуществления государственного надзора ведется учет объектов надзора и связанных с ними контролируемых лиц в электронном виде посредством ведения электронного журнала (далее - электронный журнал учета объектов надзора).

В целях учета объектов государственного надзора и связанных с ними контролируемых лиц в электронном журнале учета объектов надзора содержатся следующие сведения:

а) наименование контролируемого лица;

б) идентификационный номер налогоплательщика;

в) наименование объекта государственного надзора;

г) сведения о категории риска причинения вреда (ущерба);

д) сведения о проведенных профилактических и контрольных (надзорных) мероприятиях;

е) сведения о количестве получателей социальных услуг по формам социального обслуживания.

Информация об объектах надзора и связанных с ними контролируемых лицах актуализируется по мере ее поступления.

При сборе, обработке, анализе и учете сведений об объектах надзора для целей их учета министерство использует общедоступную информацию, а также информацию, содержащуюся в реестре поставщиков социальных услуг Нижегородской области.

При осуществлении учета объектов надзора на контролируемых лиц не может возлагаться обязанность по представлению сведений, документов, если иное не предусмотрено федеральными законами, а также если соответствующие сведения, документы содержатся в государственных или муниципальных информационных ресурсах.

1.10. При осуществлении государственного надзора уполномоченные на его осуществление должностные лица обеспечивают соблюдение требований, установленных статьей 15.1 Федерального закона № 181-ФЗ, в пределах своей компетенции.

    

 
     II. Управление рисками причинения вреда (ущерба)
     охраняемым законом ценностям при осуществлении
     государственного надзора

2.1. Государственный надзор осуществляется на основе управления рисками причинения вреда (ущерба).

2.2. Министерство при осуществлении государственного надзора относит объекты надзора к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) (далее - категории риска):

а) высокий риск;

б) средний риск;

в) низкий риск.

2.3. Критериями отнесения объектов надзора к категориям риска с учетом тяжести и вероятности причинения контролируемыми лицами вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в результате наступления негативных событий, а также вероятности несоблюдения ими обязательных требований (далее - критерии риска) являются:

1) наличие выявленных в ходе контрольных (надзорных) мероприятий нарушений обязательных требований;

2) предоставление контролируемым лицом социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания;

3) предоставление контролируемым лицом социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания;

4) предоставление контролируемым лицом социальных услуг в форме социального обслуживания на дому.

2.4. Объект надзора относится к категории высокого риска, если контролируемое лицо предоставляет социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания.

2.5. Объект надзора относится к категории среднего риска, если контролируемое лицо предоставляет социальные услуги в полустационарной форме социального обслуживания и в ходе последнего контрольного (надзорного) мероприятия выявлены нарушения соблюдения обязательных требований.

2.6. Объект надзора относится к категории низкого риска, если:

1) контролируемое лицо не осуществляет деятельность;

2) контролируемое лицо предоставляет социальные услуги в форме социального обслуживания на дому;

3) контролируемое лицо предоставляет социальные услуги в полустационарной форме социального обслуживания и в ходе контрольных (надзорных) мероприятий не выявлены нарушения соблюдения обязательных требований.

2.7. В отношении объектов надзора в зависимости от присвоенной категории риска предусмотрены следующие виды плановых контрольных (надзорных) мероприятий и периодичность их проведения:

1) для категории высокого риска - одно из указанных контрольных (надзорных) мероприятий:

инспекционный визит - один раз в 2 года;

документарная проверка - один раз в 2 года;

выездная проверка - один раз в 2 года;

2) для категории среднего риска - одно из указанных контрольных (надзорных) мероприятий:

инспекционный визит - один раз в 3 года;

документарная проверка - один раз в 3 года;

выездная проверка - один раз в 3 года.

2.8. В отношении объектов надзора, которые отнесены к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.

2.9. Отнесение объекта надзора к одной из категорий риска осуществляется министерством на основе сопоставления его характеристик с утвержденными критериями риска.

2.10. При наличии критериев риска, позволяющих отнести объект надзора к различным категориям риска, подлежат применению критерии, относящие объект надзора к более высоким категориям риска.

В случае, если объект надзора не отнесен министерством к определенной категории риска, он считается отнесенным к категории низкого риска.

Контролируемое лицо вправе подать в министерство заявление об изменении категории риска осуществляемой им деятельности либо категории риска принадлежащих ему (используемых им) иных объектов государственного надзора в случае их соответствия критериям риска для отнесения к иной категории риска.

2.11. В целях оценки риска причинения вреда (ущерба) при принятии решения о проведении и выборе вида внепланового контрольного (надзорного) мероприятия министерство разрабатывает индикаторы риска нарушения обязательных требований. Индикатором риска нарушения обязательных требований является соответствие или отклонение от параметров объекта надзора, которые сами по себе не являются нарушениями обязательных требований, но с высокой степенью вероятности свидетельствуют о наличии таких нарушений и риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

Перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении государственного надзора утверждается Правительством Нижегородской области.

     

     III. Профилактика рисков причинения вреда
     (ущерба) охраняемым законом ценностям

3.1. Министерством ежегодно утверждается программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

3.2. Министерство проводит следующие профилактические мероприятия:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»