ПРАВИТЕЛЬСТВО КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - КУЗБАССА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 октября 2020 года N 622


О внесении изменений в постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 24.12.2015 N 434 "Об утверждении государственной программы Кемеровской области "Оказание содействия добровольному переселению в Кемеровскую область соотечественников, проживающих за рубежом" на 2016 - 2020 годы"



В соответствии с Законом Кемеровской области от 11.12.2019 N 137-ОЗ "Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" (в редакции законов Кемеровской области - Кузбасса от 25.03.2020 N 31-ОЗ, от 23.06.2020 N 65-ОЗ, от 13.07.2020 N 84-ОЗ, от 06.08.2020 N 86-ОЗ), постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 21.02.2013 N 58 "Об утверждении Положения о государственных программах Кемеровской области" (в редакции постановлений Коллегии Администрации Кемеровской области от 31.05.2013 N 228, от 31.07.2013 N 320, от 17.02.2014 N 65, от 27.06.2014 N 257, от 29.08.2014 N 341, от 19.08.2015 N 262, от 23.11.2016 N 459, от 21.12.2017 N 650, от 17.04.2019 N 246, постановлений Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 15.08.2019 N 479, от 30.06.2020 N 383) Правительство Кемеровской области - Кузбасса постановляет:


1. Внести в постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 24.12.2015 N 434 "Об утверждении государственной программы Кемеровской области "Оказание содействия добровольному переселению в Кемеровскую область соотечественников, проживающих за рубежом" на 2016 - 2020 годы" (в редакции постановлений Коллегии Администрации Кемеровской области от 28.12.2016 N 546, от 27.12.2017 N 665, от 24.12.2018 N 605) следующие изменения:


1.1. Заголовок изложить в следующей редакции:

"Об утверждении государственной программы Кемеровской области - Кузбасса "Оказание содействия добровольному переселению в Кемеровскую область - Кузбасс соотечественников, проживающих за рубежом" на 2016 - 2022 годы"



1.2. В преамбуле слова "приказом ФМС России от 13.03.2015 N 151 "Об утверждении методических рекомендаций по разработке программы субъекта Российской Федерации по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" заменить словами "методическими рекомендациями по разработке программы субъекта Российской Федерации по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденными Министром внутренних дел Российской Федерации Колокольцевым В.А. 09.09.2020".


1.3. Пункты 1, 2 изложить в следующей редакции:


"1. Утвердить прилагаемую государственную программу Кемеровской области - Кузбасса "Оказание содействия добровольному переселению в Кемеровскую область - Кузбасс соотечественников, проживающих за рубежом" на 2016 - 2022 годы.


2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Кемеровской области - Кузбасса принять меры по выполнению мероприятий, направленных на реализацию государственной программы Кемеровской области - Кузбасса "Оказание содействия добровольному переселению в Кемеровскую область - Кузбасс соотечественников, проживающих за рубежом" на 2016 - 2022 годы, и определить круг должностных лиц, ответственных за ее реализацию на своих территориях.".


1.4. Пункт 4 изложить в следующей редакции:


"4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Кемеровской области - Кузбасса (по экономическому развитию) Венгера К.Г.".


1.5. Государственную программу Кемеровской области "Оказание содействия добровольному переселению в Кемеровскую область соотечественников, проживающих за рубежом" на 2016 - 2020 годы, утвержденную постановлением (далее - государственная программа), изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.


2. Настоящее постановление подлежит опубликованию на сайте "Электронный бюллетень Правительства Кемеровской области - Кузбасса".


3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Кемеровской области - Кузбасса (по экономическому развитию) Венгера К.Г.


4. Положения паспорта государственной программы, раздела 5 государственной программы, приложения N 4 к государственной программе в части объемов финансовых ресурсов на 2020 - 2022 годы распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2020.



Губернатор
Кемеровской области - Кузбасса
С.Е.ЦИВИЛЕВ



Приложение
к постановлению Правительства
Кемеровской области - Кузбасса
от 14 октября 2020 г. N 622



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - КУЗБАССА "ОКАЗАНИЕ СОДЕЙСТВИЯ ДОБРОВОЛЬНОМУ ПЕРЕСЕЛЕНИЮ В КЕМЕРОВСКУЮ ОБЛАСТЬ - КУЗБАСС СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ ЗА РУБЕЖОМ" НА 2016 - 2022 ГОДЫ



I. Паспорт государственной программы Кемеровской области - Кузбасса "Оказание содействия добровольному переселению в Кемеровскую область - Кузбасс соотечественников, проживающих за рубежом" на 2016 - 2022 годы (далее - Программа)

1

Дата согласования проекта Программы с Правительством Российской Федерации

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 июня 2020 г. N 1663-р

2

Уполномоченный орган исполнительной власти Кемеровской области - Кузбасса, ответственный за реализацию Программы (далее - уполномоченный орган)

Министерство труда и занятости населения Кузбасса

3

Цели Программы

1. Обеспечение реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 637 (далее - Государственная программа).

2. Улучшение демографической ситуации в Кемеровской области - Кузбассе, обеспечение экономики Кемеровской области - Кузбасса трудовыми ресурсами

4

Задачи Программы

1. Создание правовых, организационных и информационных условий, способствующих добровольному переселению соотечественников в Кемеровскую область - Кузбасс для постоянного проживания, быстрому их включению в трудовые и социальные связи.

2. Оказание содействия в приеме соотечественников, их жилищном обустройстве, социальной и культурной адаптации.

3. Увеличение численности молодежи, в том числе получающей образование в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, расположенных на территории Кемеровской области - Кузбасса.

4. Сокращение дефицита трудовых ресурсов.

5. Развитие малого и среднего предпринимательства

5

Исполнители основных мероприятий Программы

Министерство труда и занятости населения Кузбасса;

Комитет по управлению государственным имуществом Кузбасса;

Министерство строительства Кузбасса;

Департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка Кузбасса;

Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Кузбасса;

Министерство культуры и национальной политики Кузбасса;

Министерство физической культуры и спорта Кузбасса;

Министерство образования и науки Кузбасса;

Министерство здравоохранения Кузбасса;

Министерство социальной защиты населения Кузбасса

6

Этапы и сроки реализации Программы

2016 - 2022 годы, без выделения этапов

7

Объемы и источники финансирования Программы

Объемы финансирования Программы в 2016 - 2022 годах составят 53826,3 тыс. рублей, в том числе по годам реализации Программы:

2016 год - 10508,7 тыс. рублей;

2017 год - 3741,7 тыс. рублей;

2018 год - 4800,0 тыс. рублей;

2019 год - 8800,0 тыс. рублей;

2020 год - 8800,0 тыс. рублей;

2021 год - 8800,0 тыс. рублей;

2022 год - 8375,9 тыс. рублей,

из них:

средства областного бюджета 9238,2 тыс. рублей, в том числе по годам:

2016 год - 1500,0 тыс. рублей;

2017 год - 1010,3 тыс. рублей;

2018 год - 816,0 тыс. рублей;

2019 год - 1496,0 тыс. рублей;

2020 год - 1496,0 тыс. рублей;

2021 год - 1496,0 тыс. рублей;

2022 год - 1423,9 тыс. рублей;

иные не запрещенные законодательством источники, в том числе:

средства федерального бюджета 44588,1 тыс. рублей, в том числе по годам:

2016 год - 9008,7 тыс. рублей;

2017 год - 2731,4 тыс. рублей;

2018 год - 3984,0 тыс. рублей;

2019 год - 7304,0 тыс. рублей;

2020 год - 7304,0 тыс. рублей;

2021 год - 7304,0 тыс. рублей;

2022 год - 6952,0 тыс. рублей.

На реализацию мероприятий Программы возможно привлечение средств из федерального бюджета в виде субсидий бюджету Кемеровской области - Кузбасса на оказание дополнительных гарантий и мер социальной поддержки участникам Государственной программы и членам их семей, предоставленных на основании соглашения между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Правительством Кемеровской области - Кузбасса о предоставлении субсидии

8

Основные показатели эффективности Программы

1. Численность участников Государственной программы и членов их семей, прибывших в Кемеровскую область - Кузбасс и поставленных на учет Главным управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кемеровской области (далее - ГУ МВД России по Кемеровской области).

2. Количество презентаций Программы в государствах постоянного проживания соотечественников, проведенных уполномоченным органом, в том числе с использованием технических каналов связи.

3. Доля участников Государственной программы, которым выделены жилые помещения для временного размещения на срок не менее 6 месяцев либо которым компенсирован наем жилого помещения на указанный срок за счет средств бюджета Кемеровской области - Кузбасса или местных бюджетов, от общего числа участников Государственной программы.

4. Доля участников Государственной программы и членов их семей, нуждавшихся в гарантированном медицинском обслуживании в Кемеровской области - Кузбассе в период адаптации, от общего числа участников Государственной программы и членов их семей в Кемеровской области - Кузбассе, его получивших.

5. Доля участников Государственной программы и членов их семей, получающих среднее профессиональное, высшее образование, дополнительное профессиональное образование в образовательных организациях, расположенных на территории Кемеровской области - Кузбасса, от числа участников Государственной программы и членов их семей в возрастной категории до 25 лет.

6. Доля занятых участников Государственной программы и членов их семей, в том числе работающих по найму, получающих среднее профессиональное и (или) высшее образование, осуществляющих предпринимательскую деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, а также глав крестьянских (фермерских) хозяйств, в общем числе прибывших в Кемеровскую область - Кузбасс участников Государственной программы и членов их семей в трудоспособном возрасте.

7. Численность участников Государственной программы и членов их семей, прибывших в Кемеровскую область - Кузбасс, получивших поддержку в осуществлении малого и среднего предпринимательства, включая создание крестьянских (фермерских) хозяйств.

8. Доля рассмотренных уполномоченным органом заявлений об участии в Государственной программе от общего числа поступивших заявлений на участие в Государственной программе

9

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Реализация Программы позволит обеспечить:

1. Улучшение демографической ситуации в Кемеровской области - Кузбассе:

1.1. Вселение на территорию Кемеровской области - Кузбасса соотечественников, проживающих за рубежом, за 2016 - 2022 годы в количестве 9100 человек, из них 4550 участников Государственной программы и 4550 членов их семей, в том числе по годам:

2016 год - 1300 человек (650 участников Государственной программы и 650 членов их семей);

2017 год - 900 человек (450 участников Государственной программы и 450 членов их семей);

2018 год - 900 человек (450 участников Государственной программы и 450 членов их семей);

2019 год - 900 человек (450 участников Государственной программы и 450 членов их семей);

2020 год - 1700 человек (850 участников Государственной программы и 850 членов их семей);

2021 год - 1700 человек (850 участников Государственной программы и 850 членов их семей);

2022 год - 1700 человек (850 участников Государственной программы и 850 членов их семей).

1.2. Доля рассмотренных уполномоченным органом заявлений об участии в Государственной программе от общего числа поступивших заявлений на участие в Государственной программе на конец отчетного года - 100 процентов.

1.3. Количество презентаций Программы в государствах постоянного проживания соотечественников, проведенных

уполномоченным органом, в том числе с использованием технических каналов связи, - не менее 2 ежегодно.

1.4. Доля участников Государственной программы, которым выделены жилые помещения для временного размещения на срок не менее 6 месяцев либо которым компенсирован наем жилого помещения на указанный срок за счет средств бюджета Кемеровской области - Кузбасса или местных бюджетов, от общего числа участников Государственной программы - не менее 25 процентов.

1.5. Доля участников Государственной программы и членов их семей, нуждавшихся в гарантированном медицинском обслуживании в Кемеровской области - Кузбассе в период адаптации, от общего числа участников Государственной программы и членов их семей в Кемеровской области - Кузбассе, его получивших, - 100 процентов.

2. Обеспечение экономики Кемеровской области - Кузбасса трудовыми ресурсами:

2.1. Доля участников Государственной программы и членов их семей, получающих образование в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, расположенных на территории Кемеровской области - Кузбасса, от числа участников Государственной программы и членов их семей в возрастной категории до 25 лет - не менее 10 процентов ежегодно.

2.2. Доля занятых участников Государственной программы и членов их семей, в том числе работающих по найму, получающих среднее профессиональное и (или) высшее образование, осуществляющих предпринимательскую деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, а также глав крестьянских (фермерских) хозяйств в общем числе прибывших в Кемеровскую область - Кузбасс участников Государственной программы и членов их семей в трудоспособном возрасте - не менее 75 процентов от числа соотечественников в трудоспособном возрасте ежегодно.

2.3. Численность участников Государственной программы и членов их семей, прибывших в Кемеровскую область - Кузбасс, получивших поддержку в осуществлении малого и среднего предпринимательства, включая создание крестьянских (фермерских) хозяйств, - не менее 2 человек в год



II. Общая характеристика сферы реализации Программы


Численность населения Кемеровской области - Кузбасса на начало 2020 года, по предварительной оценке, составила 2657,8 тыс. человек.


В 2017 - 2019 годах демографическая ситуация в области ухудшалась: ежегодно сокращалось число родившихся, причем более высокими темпами, чем число умерших, вследствие чего увеличивалась естественная убыль населения; рос миграционный отток жителей области. В результате численность населения области за 2017 год сократилась на 0,5 процента, за 2018 год - на 0,8 процента, за 2019 год (по предварительным данным) - на 0,6 процента. Сокращение численности населения происходило, в большей степени, из-за естественной убыли населения.


Естественная убыль в 2019 году (по предварительным данным) увеличилась по сравнению с предыдущим годом на 13,8 процента и составила 13,9 тыс. человек (-5,2 на 1000 человек населения). Это максимальные значения естественной убыли за последние 12 лет.


Наибольшие значения коэффициента рождаемости за весь постсоветский период были отмечены в 2012 году (13,8 на 1000 человек населения), после чего уровень рождаемости пошел на спад, снизившись к 2019 году (по предварительным данным) до 9,0 на 1000 человек населения, что соответствует уровню 2000 года (в 2018 году - 9,9, в 2017 году - 10,5). В 2019 году по сравнению с 2018 годом число родившихся (по предварительным данным) сократилось на 2,6 тыс. человек (на 9,6 процента), в 2018 году по сравнению с 2017 годом - на 1,8 тыс. человек (на 6,3 процента).


Учитывая невысокие показатели рождаемости, особое значение приобретает снижение уровня смертности. Показатели смертности населения являются важнейшей характеристикой состояния его здоровья и уровня жизни.


Ожидаемая продолжительность жизни при рождении составила в 2018 году 69,32 года (в 2017 году она составляла 69,35 года, в 2016 году - 68,72 года).


Уровень смертности с 2006 года стал ежегодно снижаться, однако в 2018 году по сравнению с предыдущим годом он возрос с 14,1 до 14,4 на 1000 человек населения, продолжая при этом характеризоваться как "средний". В 2019 году по сравнению с 2018 годом (по предварительным данным) число умерших уменьшилось на 866 человек (на 2,2 процента), в 2018 году по сравнению с 2017 годом - увеличилось на 597 человек (на 1,6 процента).


Ситуация с естественной убылью населения усугубляется миграционным оттоком жителей области. За 2019 год отрицательное сальдо миграции составило 2,5 тыс. человек (за 2018 год - 8,4 тыс. человек, за 2017 год - 4,1 тыс. человек).


За 2019 год, по предварительной оценке, население области сократилось на 16,4 тыс. человек, за 2018 год - на 20,6 тыс. человек, за 2017 год - на 14 тыс. человек.


Наряду с абсолютным уменьшением численности населения, следовательно, его трудового потенциала, сохраняется процесс старения общества.


На протяжении последних 15 лет в Кемеровской области - Кузбассе наблюдается ежегодное сокращение численности населения в трудоспособном возрасте, его доля в общей численности населения области снизилась с 55,4 процента на начало 2017 года до 54,3 процента на начало 2019 года.


Согласно произведенному расчету баланса трудовых ресурсов тенденция к снижению численности трудоспособного населения в трудоспособном возрасте и его доли в численности постоянного населения сохранится и в последующие несколько лет.


Такое изменение возрастной структуры населения усиливает дефицит рабочей силы на рынке труда.


За последние 3 года наблюдается снижение числа граждан, которые не имели занятия, но активно его искали, и в соответствии с определением Международной организации труда классифицировались как безработные. В 2019 году численность безработных составила 70,8 тыс. человек, что на 25,6 процента меньше, чем в 2017 году. При этом в государственных учреждениях службы занятости населения на конец 2019 года в качестве безработных было зарегистрировано 18,2 тыс. человек.


По состоянию на 31 декабря 2019 г. в службе занятости населения области работодателями было заявлено 30,3 тыс. вакантных мест, что превышает аналогичные показатели предыдущих лет (кроме 2011 года - 35 тыс. вакансий и 2018 года - 32,3 тыс. вакансий).


Возросло качество вакансий. Средняя заработная плата по заявленным вакансиям, как и три года назад, составляла в декабре 2019 года 23,1 тыс. рублей. Среди них: 903 вакансии с заработной платой ниже МРОТ; 17,2 тыс. вакансий - от МРОТ до средней областной заработной платы; 2,4 тыс. вакансий - выше средней областной.


Наиболее востребованными стали специалисты рабочих профессий - водители автомобиля (1,6 тыс. вакансий со средней заработной платой 26,8 тыс. рублей), слесари (1 тыс. вакансий со средней заработной платой 22,7 тыс. рублей), машинисты (878 вакансий с заработной платой 32 тыс. рублей). Отмечается спрос на медицинских работников: насчитывается 1,1 тыс. вакансий для врачей узкого профиля и 532 рабочих места для медицинских сестер.


Трудоустроено в 2019 году 47 тыс. человек (в 2018 году - 42,8 тыс. человек, в 2017 году - 55 тыс. человек), из них 61 процент - безработные (в 2018 году - 65 процентов, в 2017 году - 66 процентов). Уровень трудоустройства граждан, ищущих работу, составил 62,7 процента (в 2018 году - 62,2 процента, в 2017 году - 67,7 процента), безработных граждан - 57,6 процента (в 2018 году - 59,4 процента, в 2017 году - 66,2 процента).


Наряду с трудоустройством на постоянные рабочие места служба занятости населения принимает участие в организации временных рабочих мест. На временные рабочие места ежегодно в течение 3 последних лет трудоустроены порядка 18 тыс. человек.


Среди безработных граждан востребованной остается государственная услуга по получению дополнительного профессионального образования, так как получение конкурентоспособной на рынке труда профессии является наиболее результативным выходом из безработицы.


Несмотря на то, что ситуация на региональном рынке труда постоянно меняется, трудоустройству граждан по-прежнему препятствует несоответствие профессионально-квалификационного состава безработных и ищущих работу граждан спросу на рабочую силу. Спрос на работников отдельных профессий превышает предложение в несколько десятков раз.


В целях удовлетворения потребности работодателей в нужных работниках Кемеровская область - Кузбасс вынуждена привлекать иностранных специалистов.


В 2019 году по разрешениям ГУ МВД России по Кемеровской области в рамках утвержденной потребности трудовую деятельность в Кемеровской области - Кузбассе осуществляли 350 иностранных работников, в 2018 году - 282, в 2017 году - 402, в 2016 году - 466.


Труд иностранных работников применяется в основном в обрабатывающей промышленности и оптовой торговле (40 и 30 процентов соответственно).


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»