МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 30 сентября 2020 года N 1050н
В соответствии с частью 3 статьи 82 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2016, N 1, ст.9; 2019, N 30, ст.4134)
приказываю:
Утвердить:
1. Утвердить примерную дополнительную профессиональную программу профессиональной переподготовки по специальности "Рентгенология" (со сроком освоения 990 академических часов) согласно приложению.
2. Признать утратившим силу приложение N 2 "Примерная дополнительная профессиональная программа профессиональной переподготовки врачей со сроком освоения 576 академических часов по специальности "Рентгенология" к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 августа 2017 г. N 538н "Об утверждении примерных дополнительных программ по специальности "Рентгенология" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 октября 2017 г., регистрационный N 48732).
Министр
М.А.Мурашко
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
28 января 2021 года,
регистрационный N 62260
Примерная дополнительная профессиональная программа профессиональной переподготовки по специальности "Рентгенология" (со сроком освоения 990 академических часов)
1.1. Цель примерной дополнительной профессиональной программы профессиональной переподготовки врачей по специальности "Рентгенология" (далее - Программа) заключается в приобретении врачами компетенций, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.
________________
Часть 5 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации 2012, N 53, ст.7598; 2020, N 6, ст.588) (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ).
Вид программы: практикоориентированная.
Трудоемкость освоения - 990 академических часов.
Основными компонентами Программы являются:
- общие положения, включающие цель программы;
- планируемые результаты обучения;
- учебный план;
- календарный учебный график;
- рабочие программы учебных модулей;
- организационно-педагогические условия;
- формы аттестации;
- оценочные материалы.
________________
Пункт 9 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 499 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 августа 2013 г., регистрационный N 29444) с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 ноября 2013 г. N 1244 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 января 2014 г., регистрационный N 31014) (далее - Порядок).
1.2. Реализация Программы осуществляется в рамках образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам и направлена на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей врачей, качественного расширения области знаний, умений и навыков, востребованных при выполнении нового вида профессиональной деятельности по специальности "Рентгенология".
На обучение по программе могут быть зачислены медицинские работники, соответствующие Квалификационным требованиям к медицинским работникам с высшим образованием по специальности "Рентгенология".
________________
Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 8 октября 2015 г. N 707н "Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки "Здравоохранение и медицинские науки" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 октября 2015 г., регистрационный N 39438) с изменениями, внесенными приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 июня 2017 г. N 328н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 июля 2017 г., регистрационный N 47273) и от 4 сентября 2020 г. N 940н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 октября 2020 г., регистрационный N 60182).
1.3. Программа разработана на основании Квалификационных требований к медицинским работникам с высшим образованием по специальности "Рентгенология", требований федерального государственного образовательного стандарта высшего образования, профессионального стандарта врача-рентгенолога.
________________
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 марта 2019 г. N 160н "Об утверждении профессионального стандарта "Врач-рентгенолог" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 апреля 2019 г., регистрационный N 54376).
1.4. Содержание Программы построено в соответствии с модульным принципом, где учебными модулями являются рабочие программы "Фундаментальные дисциплины", "Специальные дисциплины", "Смежные дисциплины". Структурными единицами модулей являются разделы. Каждый раздел дисциплины подразделяется на темы, каждая тема - на элементы, каждый элемент - на подэлементы. Для удобства пользования Программой в учебном процессе каждая его структурная единица кодируется. На первом месте ставится код раздела дисциплины (например, 1), на втором - код темы (например, 1.1), далее - код элемента (например, 1.1.1), затем - код подэлемента (например, 1.1.1.1). Кодировка вносит определенный порядок в перечень вопросов, содержащихся в Программе, что, в свою очередь, позволяет кодировать контрольно-измерительные (тестовые) материалы в учебно-методическом комплексе.
1.5. Для формирования трудовых функций, необходимых для оказания медицинской помощи пациентам, в программе отводятся часы на обучающий симуляционный курс (далее - ОСК).
ОСК состоит из двух компонентов:
1) ОСК, направленный на формирование общепрофессиональных умений и навыков;
2) ОСК, направленный на формирование специальных профессиональных умений и навыков.
1.6. Планируемые результаты обучения направлены на формирование трудовых функций врача-рентгенолога. В планируемых результатах отражается преемственность с профессиональным стандартом врача-рентгенолога и требованиями соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования к результатам освоения образовательных программ.
1.7. Учебный план определяет состав изучаемых дисциплин с указанием их трудоемкости, объема, последовательности и сроков изучения, устанавливает формы организации учебного процесса и их соотношение (лекции, ОСК, лабораторные занятия, семинарские и практические занятия), конкретизирует формы контроля знаний и умений врачей.
1.8. Организационно-педагогические условия реализации Программы включают:
а) учебно-методическую документацию и материалы по всем разделам (модулям) специальности;
б) материально-техническую базу, обеспечивающую организацию всех видов занятий:
- учебные аудитории, оснащенные материалами и оборудованием для проведения учебного процесса;
- клиники в образовательных и научных организациях, клинические базы;
в) кадровое обеспечение реализации Программы, соответствующее требованиям штатного расписания организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
1.9. Программа может реализовываться полностью или частично в форме стажировки. Стажировка осуществляется в целях получения врачом передового опыта, а также закрепления теоретических знаний, полученных при освоении Программы и приобретения практических навыков и умений для их эффективного использования при исполнении своих должностных обязанностей. Содержание стажировки определяется организациями, осуществляющими образовательную деятельность, реализующими Программу с учетом ее содержания и предложений организаций, направляющих врачей на стажировку.
________________
Часть 12 статьи 76 Федерального закона N 273-ФЗ.
1.10. При реализации Программы могут применяться различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии и электронное обучение.
________________
Часть 2 статьи 13 Федерального закона N 273-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации 2012, N 53, ст.7598, 2019, N 49, ст.6962).
Организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии при реализации Программы, за исключением производственной практики.
1.11. Программа может реализовываться организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевой формы.
________________
Статья 15 Федерального закона N 273-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации 2012, N 53, ст.7598; 2019, N 49, 6962).
1.12. В Программе содержатся требования к промежуточному контролю, текущему контролю и итоговой аттестации. Итоговая аттестация осуществляется посредством проведения экзамена. Обучающийся допускается к итоговой аттестации после изучения Программы в объеме, предусмотренном учебным планом. Успешно прошедший итоговую аттестацию обучающийся получает документ о квалификации - диплом о профессиональной переподготовке.
________________
Часть 10 статьи 60 Федерального закона N 273-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации 2012, N 53, ст.7598; 2019, N 30, ст.4134).
2.1. Требования к планируемым результатам освоения Программы, описание трудовых функций врача-рентгенолога, входящих в профессиональный стандарт "Врач-рентгенолог" и подлежащих формированию и совершенствованию:
- проведение рентгенологических исследований (в том числе компьютерных томографических (далее - КТ-исследования) и магнитно-резонансно-томографических исследований (далее - MP-исследования) и интерпретация их результатов;
- организация и проведение профилактических (скрининговых) исследований, медицинских осмотров, в том числе предварительных и периодических, диспансеризации, диспансерного наблюдения;
- проведение анализа медико-статистической информации, ведение медицинской документации, организация деятельности находящегося в распоряжении медицинского персонала;
- оказание медицинской помощи пациентам в экстренной форме.
Код | Наименование | Всего | В том числе | Форма | ||
разделов модулей | часов | лекции | ОСК | ПЗ, СЗ, ЛЗ | контроля | |
Рабочая программа учебного модуля "Фундаментальные дисциплины" | ||||||
1 | Топографическая и лучевая анатомия | 18 | 5 | 13 | ПК | |
2 | Клиническая фармакология | 6 | 2 | 4 | ПК | |
3 | Эффективная коммуникация | 6 | 2 | 4 | ТК | |
Рабочая программа учебного модуля "Специальные дисциплины" | ||||||
4 | Правовые основы медицинской деятельности. Организация работы службы лучевой диагностики. История лучевой диагностики | 18 | 6 | 12 | ТК | |
5 | Физико-технические основы рентгенологических и радионуклидных исследований | 30 | 10 | 20 | ПК | |
6 | Радиационная безопасность при рентгенологических исследованиях | 18 | 6 | 12 | ПК | |
7 | Рентгенологические исследования головного и спинного мозга | 78 | 24 | 54 | ПК | |
8 | Рентгенологические исследования органов головы и шеи | 42 | 16 | 26 | ПК | |
9 | Рентгенологические исследования органов дыхания и средостения | 78 | 24 | 54 | ПК | |
10 | Рентгенологические исследования органов пищеварительной системы | 78 | 24 | 54 | ПК | |
11 | Рентгенологические исследования молочных желез | 40 | 14 | 26 | ПК | |
12 | Рентгенологические исследования сердечно-сосудистой системы | 42 | 16 | 26 | ПК | |
13 | Рентгенологические исследования скелетно-мышечной системы | 78 | 24 | 54 | ПК | |
14 | Рентгенологические исследования мочеполовой системы | 78 | 24 | 54 | ПК | |
15 | Рентгенологические исследования в педиатрии | 52 | 16 | 36 | ||
Рабочая программа учебного модуля "Смежные дисциплины" | ||||||
16 | Ультразвуковая диагностика | 18 | 6 | 12 | ПК | |
17 | Основы онкологии | 10 | 4 | 6 | ТК | |
18 | Сердечно-легочная реанимация. Оказание медицинской помощи в неотложной форме при анафилактических реакциях | 6 | 6 | ПК | ||
Производственная практика | ||||||
19 | Производственная практика | 288 | 288 | ПК | ||
Итоговая аттестация | 6 | - | - | 6 | ||
Всего | 990 | 223 | 6 | 761 |