Статус документа
Статус документа

ПНСТ 470-2020



ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ

Термины и определения

Resources saving. Terms and definitions



ОКС 13.030.01

Срок действия с 2021-01-01
до 2022-01-01



Предисловие

     

1 РАЗРАБОТАН Техническим комитетом по стандартизации N 409 "Охрана окружающей природной среды" совместно с Федеральным государственным унитарным предприятием "Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия" (ФГУП "СТАНДАРТИНФОРМ")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации N 409 "Охрана окружающей природной среды"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 октября 2020 г. N 84-пнст

Правила применения настоящего стандарта и проведения его мониторинга установлены в ГОСТ Р 1.16-2011 (разделы 5 и 6).

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии собирает сведения о практическом применении настоящего стандарта. Данные сведения, а также замечания и предложения по содержанию стандарта можно направить не позднее чем за четыре месяца до истечения срока его действия разработчику настоящего стандарта по адресу: 117418 Москва, Нахимовский пр-т, д.31, корп.2, ФГУП "СТАНДАРТИНФОРМ" и/или в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии по адресу: 123112 Москва, Пресненская набережная, д.10, стр.2.

В случае отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты" и также будет размещена на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение


Необходимость разработки настоящего стандарта возникла в связи с существенными изменениями, внесенными в последние годы нормативно-правовыми актами [1]-[4] и новыми документами программно-целевого планирования [5]-[16].

В связи с выработкой новых подходов в области ресурсосбережения существенным изменениям подвергся понятийно-терминологический аппарат в российском законодательстве. Кроме того, возникла необходимость унификации терминологии в области ресурсосбережения, применяемой в российской нормативной базе, с целью приведения ее в соответствие с нормами международного права.

Разработка настоящего стандарта осуществлялась на основе детального анализа отечественной и зарубежной нормативной правовой базы в области ресурсосбережения, сравнительного анализа понятийно-терминологических аппаратов, принятых в международных нормативных документах государств-участников Содружества Независимых Государств, государств-членов Евразийского экономического союза, стран-членов Европейского союза, стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития, в международных конвенциях и протоколах, одной из сторон которых является Российская Федерация, а также подходов, применяемых в Российской Федерации. На этой основе уточнены и выработаны терминологические статьи в области ресурсосбережения, а также дополнен понятийно-терминологический аппарат терминами, не имеющими аналогов в российской нормативной правовой базе.

Основное назначение настоящего стандарта заключается в установлении гармонизированных с международными терминов и определений, которые связаны с ресурсосбережением.

Областью стандартизации является ресурсосбережение, аспектом - термины и определения.

В настоящем стандарте термины систематизированы по четырем основным факторам: ресурсным, производственно-технологическим, экологическим и социально-организационным, - стратегически обоснованным и обеспечивающим при добросовестном документировании и одновременной реализации устойчивость и результативность хозяйственной деятельности в части ресурсосбережения согласно [17]. Установленные в настоящем стандарте термины расположены в систематизированном порядке, отражающем систему понятий данной области знаний.

Настоящий стандарт разработан с целью совершенствования нормативного обеспечения ресурсосбережения с учетом произошедших изменений в законодательстве Российской Федерации, в т.ч. в части стратегического планирования хозяйственной деятельности.

При внешней достаточности нормативных правовых документов, информация о которых представлена в приложении А, согласно распорядительному документу [15]:

"В полной мере межотраслевое, межведомственное и межсубъектное взаимодействие в сфере управления, регулирования и организации деятельности в сфере ресурсосбережения, промышленной обработки, утилизации и обезвреживания отходов не отражены в законодательстве Российской Федерации.

Нормирование в области обращения с отходами сводится лишь к констатации образования, движения и размещения опасных отходов на основе проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Как правило, никаких действенных регулятивно-управленческих решений по ресурсосбережению, внедрению наилучших доступных технологий, вовлечению отходов в хозяйственный оборот, повышению эффективности деятельности в области обращения с отходами на основании данной документации не принимается. Подавляющая часть отходов IV-V классов опасности направляется в соответствии с утвержденными лимитами их размещения на захоронение".

Сложность стандартизации в области ресурсосбережения сопряжена с разнообразием регулируемых видов ресурсов. Согласно ГОСТ Р ИСО 9004:

"Ресурсы поддерживают функционирование всех процессов в организации и особенно важны для обеспечения результативной и эффективной деятельности и устойчивого успеха.

Организации следует определить и управлять ресурсами, необходимыми для достижения своих целей, учитывая связанные с ними риски и возможности, а также потенциальные последствия.

Примеры ключевых ресурсов включают в себя:

a) финансовые ресурсы;

b) человеческие ресурсы;

c) знания организации;

d) технику;

e) инфраструктуру, например оборудование, сооружения, энергию и коммуникации;

f) среду для процессов организации;

g) материалы, необходимые для предоставления продукции и услуг;

h) информацию;

i) ресурсы, предоставляемые внешними поставщиками, включая дочерние организации, партнерства и союзы;

j) природные ресурсы.

Организации следует принять необходимые меры по управлению своими процессами для результативного и эффективного использования ресурсов. В зависимости от характера и сложности организации некоторые ресурсы оказывают различное воздействие на устойчивый успех организации.

При рассмотрении потенциальных видов деятельности организации необходимо учитывать доступность и пригодность ресурсов, включая ресурсы, предоставляемые внешними поставщиками, чаще оценивать текущее использование ресурсов для определения возможностей с целью улучшения их использования, оптимизации процессов, а также внедрения новых технологий для снижения уровня рисков".

В настоящем стандарте установлены термины, которые связаны с общей системой требований к рациональному использованию и экономному расходованию материальных и энергетических ресурсов. Система охватывает стандартизацию ресурсосбережения:

- на стадиях жизненного цикла веществ, материалов, изделий, продукции, в том числе продукции бракованной и с истекшими сроками годности;

- в технологических процессах, работах и услугах любого рода организациями и предприятиями, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

Основными принципами формирования терминологической системы настоящего стандарта являются следующие:

- расширение перечня стандартизованных терминов по ресурсосбережению для обеспечения работ в сфере производства и управления материальными и энергетическими ресурсами;

- гармонизация терминов с международной, региональной и отечественной правовой и нормативной документацией по профилю.

В настоящем стандарте термины расположены в систематизированном порядке для удобства восприятия и использования по тематическим разделам.

Наличие квадратных скобок в терминологической статье означает, что в нее включены два термина, имеющие общие терминоэлементы. В алфавитном указателе данные термины приведены отдельно с указанием номера статьи.

Заключенная в круглые скобки часть термина может быть опущена при использовании термина в документах по стандартизации. При этом не входящая в круглые скобки часть термина образует его краткую форму, которая в алфавитном указателе набрана светлым шрифтом.

Краткие формы, представленные аббревиатурой или словосочетанием на базе аббревиатуры, приведены после стандартизованного термина и отделены от него точкой с запятой.

Термины-синонимы, набранные курсивом, приведены в качестве справочных данных и не являются стандартизованными.

Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом, их краткие формы и синонимы - светлым.

     1 Область применения


Настоящий стандарт устанавливает термины и определения в области ресурсосбережения, используемые в процессах хозяйственной деятельности при условиях рационального использования материальных и энергетических ресурсов.

Стандарт не распространяется на вопросы ресурсосбережения, относящиеся к радиационному, биологическому и военному профилям работы.

Термины, установленные в настоящем стандарте, предназначены для применения предприятиями, организациями и объединениями предприятий, в т.ч. союзами, ассоциациями, концернами, акционерными обществами, межотраслевыми, региональными и другими объединениями независимо от форм собственности и подчинения, а также федеральными органами управления, имеющими прямое отношение к производственным вопросам и вопросам управления в области ресурсосбережения.

     2 Термины и определения


Ресурсные факторы хозяйственной деятельности

1

ресурсы: Используемые и потенциальные источники удовлетворения потребностей общества.

Примечания

1 Совокупность веществ и материалов, являющихся основой сырьевой базы хозяйственной и иной деятельности.

2 Понятие "ресурсы" является первичным (родовым) по отношению ко вторичному (видовому) понятию "сырье".

3 Различают первичные ресурсы, образуемые и накапливаемые в биоестественных (природных) условиях, и вторичные ресурсы, образуемые в техногенных (антропогенных) условиях хозяйственной деятельности из отходов, сбросов и выбросов.

4 Ресурсами вторичного сырья являются ежегодно образующиеся и накопленные вторичные материальные ресурсы.


[ГОСТ Р 56828.15-2016, статья 2.167]


2

природные ресурсы: Компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность.

[[1], статья 1]

3 возобновляемые ресурсы: Часть природных ресурсов в пределах круговорота веществ в биосфере, способная к самовосстановлению в сроки, соизмеримые со сроками хозяйственной деятельности человека (растительность, животный мир, кислород атмосферы и др.).

4

невозобновляемые ресурсы: Часть природных ресурсов, вовлекаемых в хозяйственную деятельность, преобразуемых в продукцию и превращающихся в отходы на стадиях жизненного цикла продукции (например, нефть, газ, уголь, торф, сланцы и др.).

[ГОСТ Р 52104-2003, статья 4.16]

5 использование природных ресурсов [природопользование]: Эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, в т.ч. все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности.

6 ресурсопотребление; ресурсоиспользование: Естественное или целенаправленное использование, расход ресурсов различных видов на стадиях жизненного цикла объекта (изделия, продукции), развития общества.

7 эффективное использование ресурсов: Достижение экономически оправданной эффективности использования ресурсов при существующем уровне развития техники и технологии и соблюдении требований к охране окружающей среды.

Примечание - Эффективность использования ресурсов характеризуется соотношением результатов достижения целей и решения задач социально-экономического развития Российской Федерации с затратами федеральных и иных ресурсов на их достижение, которое включает определение экономности и (или) результативности использования федеральных и иных ресурсов.

8 экономное расходование ресурсов: Относительное сокращение расходования ресурсов, выражающееся в снижении их удельных расходов на производство единицы конкретной продукции, выполнение работ и оказание услуг установленного качества с учетом социальных, экологических и прочих ограничений.

9

эффективность: Соотношение между достигнутым результатом и использованными ресурсами.

[ГОСТ Р 54147-2010, статья 3.2.20]


10

результативность: Степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов.

[ГОСТ Р 54147-2010, статья 3.2.19]


Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs