Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 58837-2020



НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Автомобильные транспортные средства

СИСТЕМЫ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Общие принципы проектирования

Motor vehicles. Automated control systems. General principles for design



ОКС 35.240.60

Дата введения 2021-04-01



Предисловие

     

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт "НАМИ" (ФГУП "НАМИ")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 056 "Дорожный транспорт"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 2 октября 2020 г. N 738-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение


Системы автоматизированного управления предназначены для частичного либо полного решения задач управления транспортными средствами категорий М и N согласно [1], обладающих уровнями автоматизации 1-5 по ГОСТ Р 58823, и принятия своевременных решений по применению управляющих воздействий (водителем или автоматически, в зависимости от уровня автоматизации и окружающих условий) на органы управления рассматриваемого транспортного средства, в частности рулевого управления, управления скоростью, а при необходимости - для автоматического устранения допущенных водителем ошибок при осуществлении управляющих воздействий с целью повышения безопасности дорожного движения.

Системы автоматизированного управления осуществляют следующие функции:

- информирование водителя рассматриваемого транспортного средства, оснащенного системой автоматизированного управления уровней автоматизации 1-4 в соответствии с ГОСТ Р 58823, о наличии на требуемом направлении движения подвижных и неподвижных препятствий, предупреждение о действующих для рассматриваемого транспортного средства дорожных знаках, сигналах светофора и линиях дорожной разметки, требования которых необходимо учесть для соблюдения [2] и обеспечения безопасности дорожного движения;

- при несоблюдении водителем рассматриваемого транспортного средства, оснащенного системой автоматизированного управления уровней автоматизации 1-4 в соответствии с ГОСТ Р 58823, данных предписаний и требований или при выявлении предпосылок к совершению дорожно-транспортных происшествий, обусловленных действиями или бездействием водителя рассматриваемого транспортного средства и/или других водителей, - изменение скорости и/или направления движения рассматриваемого транспортного средства для достижения состояния минимального риска;

- для систем автоматизированного управления уровня 5 в соответствии с ГОСТ Р 58823 обеспечение решения всех задач управления рассматриваемым транспортным средством в любых дорожных, географических, климатических и прочих условиях, при которых водитель был бы способен эффективно и безопасно управлять рассматриваемым транспортным средством.

Системы автоматизированного управления уровней автоматизации 1-4 функционируют в рамках ограничений, определенных в ГОСТ Р 58823, и не освобождают водителя от обязанности контролировать дорожную обстановку. Ответственность за безопасность движения несет водитель. На таких транспортных средствах водитель постоянно должен быть готов принять на себя решение задач управления рассматриваемым транспортным средством во избежание дорожно-транспортных происшествий.

Главным критерием при разработке новых систем и технологий является повышение уровня безопасности и удобства в использовании этих систем. В настоящем стандарте определены базовые принципы для проектирования и разработки систем автоматизированного управления транспортными средствами.

Системы активной безопасности транспортных средств являются переходной стадией, необходимой для апробации подсистем, входящих в состав систем автоматизированного управления уровней автоматизации 1-4 в соответствии с ГОСТ Р 58823, перед их применением в системах автоматизированного управления с уровнем автоматизации 5 (полная автоматизация задачи управления движением). Переход к системе уровня автоматизации 5 рекомендуется осуществлять не ранее, чем каждая из входящих в ее состав подсистем будет протестирована, внедрена и апробирована в процессе массовой эксплуатации транспортных средств с системами автоматизированного управления с уровнями автоматизации 1-4.

В случаях, когда управление рассматриваемым транспортным средством вызывает у системы автоматизированного управления уровней автоматизации 1-4 в соответствии с ГОСТ Р 58823 затруднения либо возникают сомнения в ее способности осуществить задачи управления при соблюдении всех условий безопасности дорожного движения в сложившейся дорожной обстановке, система автоматизированного управления должна выдать запрос водителю или пользователю, готовому к осуществлению резервного варианта выполнения задачи управления, для выполнения им задач управления. Для анализа подобных ситуаций целесообразно регистрировать подобные ситуации в бортовом устройстве регистрации событий рассматриваемого транспортного средства и, при наличии согласия пользователя, передавать информацию о них в дилерские сервисные центры для последующего анализа разработчиками систем автоматизированного управления и систем активной безопасности.

Приведенные в настоящем стандарте принципы относятся преимущественно к системам автоматизированного управления в целом, а не к ее конкретным подсистемам или компонентам. Если приведенные положения будут противоречить принципам, приведенным в стандартах на отдельные подсистемы и компоненты систем автоматизированного управления, то при проектировании следует руководствоваться последними.

     1 Область применения


Настоящий стандарт устанавливает общие принципы проектирования бортовых систем автоматизированного управления, включающих системы автоматизации управления движением (далее - САУД) и автоматические системы управления движением (далее - АСУД), а также систем активной безопасности (далее - САБ) или их подсистем, устанавливаемых на транспортные средства (далее - ТС) категорий М и N согласно [1], обладающие уровнями автоматизации 1-5 задачи управления движением (далее - ЗУД).

Примечание - Уровни автоматизации - в соответствии с ГОСТ Р 58823.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ 15150 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 33991 Электрооборудование автомобильных транспортных средств. Электромагнитная совместимость. Помехи в цепях. Требования и методы испытаний

ГОСТ Р 50607 (ИСО 10605:2008) Совместимость технических средств электромагнитная. Транспорт дорожный. Методы испытаний для электрических помех от электростатических разрядов

ГОСТ Р 51318.25 (СИСПР 25:2008) Совместимость технических средств электромагнитная. Транспортные средства, моторные лодки и устройства с двигателями внутреннего сгорания. Характеристики индустриальных радиопомех. Нормы и методы измерений для защиты радиоприемных устройств, размещенных на подвижных средствах

ГОСТ Р 56205/IEC/TS 62443-1-1:2009 Сети коммуникационные промышленные. Защищенность (кибербезопасность) сети и системы. Часть 1-1. Терминология, концептуальные положения и модели

ГОСТ Р 58497 (ИСО 15008:2017) Эргономика транспортных средств. Эргономические аспекты информационно-управляющей системы транспортного средства. Требования к представлению визуальной информации внутри транспортного средства и методы проверки их выполнения

ГОСТ Р 58804 Автотранспортные средства. Системы удержания транспортного средства в занимаемой полосе движения. Общие технические требования и методы испытаний

ГОСТ Р 58823-2020 Автомобильные транспортные средства. Системы автоматизации управления движением. Классификация и определения

ГОСТ Р 58824 Автомобильные транспортные средства. Системы адаптивного круиз-контроля. Общие технические требования и методы испытаний

ГОСТ Р 58834-2020 Автомобильные транспортные средства. Бортовые системы помощи водителю. Общие технические требования к компонентам и методы испытаний

ГОСТ Р 58839 Автомобильные транспортные средства. Системы опережающего экстренного торможения. Общие технические требования и методы испытаний

ГОСТ Р ИСО 15006 Эргономика транспортных средств. Эргономические аспекты информационно-управляющей системы транспортного средства. Требования к представлению звуковой информации внутри транспортного средства

СП 34.13330 "СНиП 2.05.02-85* Автомобильные дороги"

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов (сводов правил) в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку. Сведения о действии сводов правил целесообразно проверить в Федеральном информационном фонде стандартов.

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 58823, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 автоматическая система управления движением; АСУД: Аппаратные и программные средства, которые в совокупности способны выполнять всю ЗУД в длительном режиме вне зависимости от того, ограничена ли она конкретными условиями эксплуатации.

Примечания

1 Данный термин используется при описании систем автоматизации управления движением уровней автоматизации 3-5.

2 В отличие от АСУД, общий термин "система автоматизации управления движением; САУД" (см. 3.28) подразумевает систему или функцию любого уровня автоматизации от 1 до 5, которая выполняет ЗУД или ее часть в длительном режиме.

3 Уровни автоматизации 1-5 - согласно ГОСТ Р 58823.

3.2 аудиопредупреждения: Предупреждающие сообщения САБ, САУД или АСУД (тональные сигналы и голосовые сообщения), предназначенные для восприятия органами слуха водителя или пользователя рассматриваемого ТС.

3.3 визуальные сообщения: Предупреждающие сообщения, предназначенные для восприятия органами зрения водителя или пользователя рассматриваемого ТС.

3.4 вовлеченность водителя (пользователя) в процесс управления: Ситуация, при которой водитель (пользователь) рассматриваемого ТС непосредственно участвует в процессе управления и понимает состояние рассматриваемого ТС, воспринимает и анализирует дорожную обстановку, а также играет активную роль в системе "водитель - ТС", принимая решения и в случае необходимости реагируя на возникающие ситуации путем воздействия (непосредственно или посредством человеко-машинного интерфейса) на органы управления рассматриваемого ТС во избежание дорожно-транспортных происшествий.

3.5

вред здоровью (harm): Нанесение физической травмы или причинение ущерба здоровью человека.

[ГОСТ ISO 12100-2013, пункт 3.5]

3.6 второстепенная информация: Сведения, передаваемые водителю или пользователю рассматриваемого ТС САБ, САУД, АСУД или их подсистемами, не влияющие в условиях данной дорожной обстановки на безопасность дорожного движения.

3.7 голосовые сообщения: Аудиопредупреждения, представляющие собой речевые сообщения, созданные путем имитации или записи голоса человека.

3.8 графические сообщения: Визуальные сообщения, представляющие собой схематичные графические или видеоизображения рассматриваемого ТС и целевых объектов, находящихся в зоне контроля САБ, САУД или АСУД рассматриваемого ТС.

3.9 двухрежимное транспортное средство: Тип ТС, оснащенного АСУД, которое предназначено как для беспилотного функционирования, так и для управления обычным водителем на протяжении всей поездки.

Примечание - Определение "обычный водитель" - согласно ГОСТ Р 58823.

3.10 диспетчер (транспортного средства, оснащенного АСУД): Пользователь(и), который(ые) контролирует(ют) готовность ТС, оснащенного АСУД, к работе, а также активирует(ют) и деактивирует(ют) АСУД.

Примечания

1 Диспетчера не следует отождествлять с удаленным водителем, хотя диспетчер может стать удаленным водителем, если у него есть средства для дистанционного управления рассматриваемым ТС.

2 Диспетчер может задавать начальный, конечный и промежуточные пункты следования ТС, если они не предустановлены в программе АСУД.

3 Контроль готовности к работе включает в себя визуальный контроль работоспособности и чистоты систем ТС, а также проверку отсутствия сигналов систем самодиагностики ТС и АСУД, предупреждающих о системных сбоях, связанных с выполнением ЗУД.

3.11 дорожная обстановка: Совокупность:

- подвижных и неподвижных целевых объектов, находящихся в зоне контроля САБ, САУД или АСУД, с учетом направления и скорости их движения (если применимо) относительно направления и скорости движения рассматриваемого ТС;

- объектов дорожной инфраструктуры, таких как дорожные знаки, светофоры, шлагбаумы, линии разметки, разделительные барьеры и т.п., предписывающих разрешенные скорость, направление и режимы движения рассматриваемого ТС;

- погодных и сезонных условий, включающих время года, видимость, осадки, направление ветра и т.п.;

- дорожных условий, дорожных покрытий: сухое, влажное, обводненное, обледеневшее, со снежным накатом, поврежденное, с дефектами, со слабой несущей способностью; угол уклона дороги и т.п.

3.12 зона контроля: Область пространства, находящаяся перед передней либо за задней кромкой РТС, на которую распространяются дальность действия и угол обзора компонентов обнаружения САБ, САУД, АСУД или водителя рассматриваемого ТС.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»