Действующий

О платежной системе Банка России (с изменениями на 9 января 2024 года) (редакция, действующая с 1 апреля 2024 года)

Приложение 3
к Положению Банка России
от 24 сентября 2020 года N 732-П
"О платежной системе Банка России"



Порядок досудебного разрешения споров с участниками платежной системы Банка России, операционным центром, платежным клиринговым центром другой платежной системы по вопросам, связанным с предоставлением операционных услуг, услуг платежного клиринга, расчетных услуг в рамках платежной системы Банка России

(с изменениями на 23 декабря 2021 года)



1. В случае возникновения спора, связанного с предоставлением Банком России операционных услуг, услуг платежного клиринга, расчетных услуг, прямые участники обязаны направить претензию в подразделение Банка России, обслуживающее счет участника.

Претензия должна быть составлена на русском языке, подписана руководителем (лицом, его замещающим) либо лицом, уполномоченным распоряжаться денежными средствами, прямого участника, направившего претензию при возникновении спора (далее - заявитель), заверена печатью (при наличии) заявителя и содержать следующую информацию:

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 апреля 2022 года указанием Банка России от 23 декабря 2021 года N 6030-У. - См. предыдущую редакцию)

полное наименование (фирменное - при наличии) заявителя в соответствии с его учредительными документами;

фактическое место нахождения постоянно действующего исполнительного органа заявителя;

БИК заявителя;

номер банковского (корреспондентского) счета (субсчета) заявителя;

изложение обстоятельств, на которых основана претензия, с указанием ссылок на федеральные законы, нормативные акты Банка России, договор счета, иные документы, требования и (или) условия которых были нарушены по мнению заявителя.

К претензии могут быть приложены документы, содержащие сведения, подтверждающие обстоятельства, на которых основана претензия.

Претензия может также содержать предложение о создании согласительной комиссии для разрешения спора.

При возникновении у косвенного участника оснований для предъявления претензии претензия представляется прямым участником - заявителем.

В случае возникновения спора, связанного с предоставлением ОПКЦ СБП операционных услуг, услуг платежного клиринга для сервиса быстрых платежей, заявители - участники СБП направляют претензию в адрес ОПКЦ СБП, копию претензии направляют в подразделение Банка России, обслуживающее счет участника. Прием, рассмотрение претензии и принятие решения по ней, а также уведомление заявителей о принятом решении осуществляется ОПКЦ СБП в соответствии с договором, предусмотренным частью 1 статьи 17, частью 1 статьи 18 Федерального закона от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ "О национальной платежной системе", заключенным между участником СБП и ОПКЦ СБП.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 апреля 2022 года указанием Банка России от 23 декабря 2021 года N 6030-У. - См. предыдущую редакцию)

В случае принятия ОПКЦ СБП решения об отказе в признании претензии заявитель может направить претензию в подразделение Банка России, обслуживающее счет участника. Претензия рассматривается подразделением Банка России, обслуживающим счет участника, в соответствии с пунктами 2-8 настоящего приложения.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 апреля 2022 года указанием Банка России от 23 декабря 2021 года N 6030-У. - См. предыдущую редакцию)

В случае досудебного урегулирования споров между банком плательщика и банком получателя, являющимися участниками СБП, связанных с совершением (отказом от совершения) платежей плательщиком или получателем средств с использованием СБП (за исключением осуществления ТПСБП), с использованием автоматизированной системы, предоставленной ОПКЦ СБП в соответствии с договором об оказании операционных услуг, услуг платежного клиринга, предусмотренным частью 1 статьи 17, частью 1 статьи 18 Федерального закона от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ "О национальной платежной системе", заключенным участником СБП с ОПКЦ СБП, перевод денежных средств по результатам процесса досудебного урегулирования споров осуществляется на основании поручения для СБП, составленного Банком России.

(Абзац дополнительно включен с 1 апреля 2022 года указанием Банка России от 23 декабря 2021 года N 6030-У)

Для урегулирования споров между банком плательщика и банком получателя при осуществлении ТПСБП, связанных с совершением (отказом от совершения) платежей плательщиком или получателем средств с использованием СБП, заявитель может направить претензию в Банк России.

(Абзац дополнительно включен с 1 апреля 2022 года указанием Банка России от 23 декабря 2021 года N 6030-У)

2. Претензия представляется в двух экземплярах, на одном из которых не позднее рабочего дня, следующего за днем ее представления, проставляются штамп и подпись работника подразделения Банка России с указанием фактической даты приема претензии, после чего претензия возвращается заявителю в качестве подтверждения приема претензии.

3. По результатам рассмотрения претензии подразделение Банка России, обслуживающее счет участника, в срок не позднее тридцати календарных дней после дня приема претензии, сообщает заявителю в письменном виде об одном из следующих решений:

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 апреля 2022 года указанием Банка России от 23 декабря 2021 года N 6030-У. - См. предыдущую редакцию)

об удовлетворении претензии (в полном объеме или частично);

об отказе в признании претензии;