ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 сентября 2020 года N 1456-50

Об утверждении Правил предоставления Российской Федерацией государственных кредитов иностранным государствам - заемщикам

(с изменениями на 21 декабря 2023 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2023 года N 2223 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 22.12.2023, N 0001202312220096).

____________________________________________________________________



В соответствии с пунктом 5 статьи 122 и пунктом 4 статьи 125 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила предоставления Российской Федерацией государственных кредитов иностранным государствам - заемщикам.

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин

     

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 16 сентября 2020 года N 1456-50

     

Правила предоставления Российской Федерацией государственных кредитов иностранным государствам - заемщикам

(с изменениями на 21 декабря 2023 года)


ВЫПИСКА

I. Общие положения

1. Настоящие Правила определяют порядок предоставления Российской Федерацией иностранным государствам государственных экспортных и государственных финансовых кредитов, в том числе на цели официального содействия развитию иностранного государства (далее - государственные кредиты), включающий несколько взаимосвязанных этапов принятия управленческих решений и предполагающий взаимодействие заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и российских организаций, включая агентов Правительства Российской Федерации и российских хозяйствующих субъектов - экспортеров товаров (работ, услуг), поставка (выполнение, оказание) которых финансируется за счет средств государственных экспортных кредитов.

2. Настоящие Правила направлены на решение следующих задач:

а) обеспечивать согласованные действия участников процесса предоставления Российской Федерацией государственных кредитов на основе определенных настоящими Правилами принципов предоставления государственных кредитов;

б) способствовать эффективному взаимодействию федеральных органов исполнительной власти и российских организаций при подготовке решений Правительства Российской Федерации о предоставлении государственных кредитов;

в) формировать методологию определения условий предоставления и возврата государственных кредитов.

3. Принятие настоящих Правил не ведет к автоматическому пересмотру положений межправительственных соглашений о предоставлении иностранным государствам - заемщикам государственных кредитов (далее - межправительственное соглашение), заключенных до даты принятия настоящих Правил.

II. Цели предоставления государственных кредитов

4. Политика Российской Федерации в сфере предоставления государственных кредитов ориентирована на достижение следующих целей:

а) поддержка экспорта российских товаров (работ, услуг) с высокой долей добавленной стоимости;

б) закрепление присутствия российских хозяйствующих субъектов на перспективных внешних рынках;

в) содействие развитию и углублению политического, экономического и иных форм сотрудничества между Российской Федерацией и иностранными государствами - заемщиками;

г) формирование положительного имиджа Российской Федерации как ответственного международного кредитора и донора;

д) развитие отношений взаимовыгодного и равноправного партнерства с иностранными государствами на недискриминационной основе.

III. Принципы предоставления государственных кредитов

5. Подготовка и принятие решений о предоставлении государственных кредитов осуществляются исходя из следующих принципов:

а) безусловное выполнение Российской Федерацией как кредитором принимаемых международных обязательств.

Решение Правительства Российской Федерации об одобрении подготовленного Министерством финансов Российской Федерации проекта межправительственного соглашения принимается при наличии расчетов и обоснований, подтверждающих достаточность бюджетных ассигнований, необходимых для финансирования такого кредита в течение периода его использования иностранным государством - заемщиком. Федеральным органом исполнительной власти, ответственным за подготовку указанных расчетов и обоснований, является Министерство финансов Российской Федерации;

б) отсутствие между Российской Федерацией и иностранным государством - заемщиком неурегулированных вопросов в сфере кредитно-финансовых отношений.

Предоставление государственных кредитов, а также исполнение обязательств Российской Федерации как кредитора в рамках предоставленных государственных кредитов не осуществляются в случае наличия (возникновения) у иностранного государства - заемщика:

неурегулированной (просроченной) задолженности перед Российской Федерацией по предоставленным бывшим СССР или Российской Федерацией государственным кредитам;

иных неурегулированных взаимных финансовых требований и обязательств между Российской Федерацией и иностранным государством - заемщиком, включая вопросы возврата причитающихся Российской Федерации средств на счетах в банках иностранного государства - заемщика, вопросы внутреннего валютного долга бывшего СССР и Алмазного фонда бывшего СССР;

в) экономическая и коммерческая целесообразность предоставления государственного кредита.

Заключения заинтересованных (отраслевых) федеральных органов исполнительной власти или Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" (в соответствующих случаях) о согласовании проекта межправительственного соглашения содержат обоснования целесообразности экспорта российских товаров (работ, услуг), планируемых к финансированию в счет государственного кредита, с точки зрения необходимости их продвижения на зарубежные рынки и загрузки отечественных предприятий-изготовителей, финансовых и налоговых последствий оказания российскому экспортеру соответствующей государственной поддержки;

г) исключение конкуренции с частными и иными кредиторами.

При рассмотрении обращения правительства иностранного государства о предоставлении государственного экспортного кредита Министерство финансов Российской Федерации запрашивает позицию акционерного общества "Российский экспортный центр" о возможности организации внебюджетного финансирования производства и поставок товаров (работ, услуг), для финансирования которых запрашивается государственный экспортный кредит, на сопоставимых с запрашиваемыми иностранным государством - заемщиком условиях государственного экспортного кредита с использованием иных, отличных от государственных кредитов, механизмов финансирования, включая экспортные кредиты российских банков, в том числе под государственные гарантии Российской Федерации и страховое покрытие акционерного общества "Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций".

Российские организации - экспортеры товаров (работ, услуг), поставки (выполнение, оказание) которых планируются к финансированию в счет государственного экспортного кредита, представляют по запросу в Министерство финансов Российской Федерации обоснования отсутствия возможности осуществления финансирования таких поставок за счет иных источников, включая коммерческие кредиты, привлеченные на внутрироссийском и (или) международном рынке капитала;

д) обеспечение безусловного возврата предоставленных Российской Федерацией государственных кредитов.

Министерство финансов Российской Федерации осуществляет анализ долговой устойчивости иностранного государства - заемщика в соответствии с разделом VII настоящих Правил.

В качестве потенциальных заемщиков Российской Федерации рассматриваются государства, не относящиеся к одной или нескольким из следующих категорий, с учетом положений абзаца третьего пункта 21 настоящих Правил:

государства, участвующие или завершившие участие в международной расширенной Инициативе по облегчению долгового бремени беднейших стран (далее - Инициатива), до значимого улучшения своего финансово-экономического положения, а также государства - потенциальные бенефициары Инициативы;

государства, находящиеся в состоянии военных конфликтов и социально-политических кризисов;

государства, в отношении которых действуют поддержанные Российской Федерацией международные санкции, предусматривающие ограничения на предоставление внешнего финансирования;

государства, способствующие функционированию и (или) причастные к финансированию террористических или иных организаций, деятельность которых запрещена или противоречит законодательству Российской Федерации или общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам Российской Федерации;

государства, которые допустили дефолт по своим внешним долговым обязательствам и финансово-экономическое положение которых не претерпело значимого улучшения к моменту рассмотрения соответствующего обращения о предоставлении государственного кредита;

абзац утратил силу с 30 декабря 2023 года - постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2023 года N 2223 - см. предыдущую редакцию;

абзац утратил силу с 30 декабря 2023 года - постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2023 года N 2223 - см. предыдущую редакцию;

абзац утратил силу с 30 декабря 2023 года - постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2023 года N 2223 - см. предыдущую редакцию.

Погашение суммы основного долга и оплата процентов осуществляются иностранным государством - заемщиком исключительно в денежной форме в согласованной сторонами валюте, позволяющей обеспечить возвратность и платность предоставляемых государственных кредитов. Осуществление платежей в пользу Российской Федерации в российских рублях по обязательствам иностранного государства - заемщика с применением курса российского рубля к валюте, в которой выражены обязательства иностранного государства - заемщика, установленного Центральным банком Российской Федерации на даты осуществления платежей, признается надлежащим исполнением обязательств иностранного государства - заемщика перед Российской Федерацией.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 30 декабря 2023 года постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2023 года N 2223. - См. предыдущую редакцию)

В целях минимизации рисков невозврата государственных кредитов и соответствующих финансовых потерь федерального бюджета Министерство финансов Российской Федерации принимает меры к формированию сбалансированной страновой структуры государственных финансовых (долговых) требований к иностранным государствам - заемщикам.

В случае неспособности иностранного государства - заемщика погашать и обслуживать долг по государственному кредиту реструктуризация задолженности данного иностранного государства - заемщика может быть осуществлена на основании соответствующего обращения иностранного государства - заемщика в адрес Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации с соблюдением требования о ратификации, предусмотренного статьей 127 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Указанное обращение должно содержать обоснование невозможности выполнения иностранным государством - заемщиком принятых на себя обязательств по погашению (обслуживанию) долга по государственному кредиту вследствие существенного ухудшения своего финансово-экономического положения.

Неисполнение российской уполномоченной организацией принятых на себя обязательств по внешнеторговому контракту, финансируемому в счет средств предоставленного государственного экспортного кредита, не может являться основанием для реструктуризации долга иностранного государства - заемщика по данному кредиту.

Под реструктуризацией долга иностранного государства - заемщика понимается изменение любого из следующих финансовых условий возврата государственного кредита:

сумма задолженности;

процентная ставка по кредиту;

период погашения (возврата) кредита;

комиссия за обязательство (в случае государственного экспортного кредита).

Изменение (продление) периода использования кредита при неизменности периода погашения (возврата) кредита не является реструктуризацией задолженности по государственному кредиту;

е) подпункт утратил силу с 30 декабря 2023 года - постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2023 года N 2223 - см. предыдущую редакцию;

ж) инициирование процесса подготовки решений о предоставлении государственного кредита.

Рассмотрение заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и российскими организациями вопросов предоставления государственного кредита осуществляется на основании поручения Правительства Российской Федерации, данного по соответствующему обращению правительства или главы потенциального иностранного государства - заемщика на имя Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, содержащему сведения о форме и целях запрашиваемого кредита, его сумме, валюте, периодах использования и погашения, величине процентной ставки (далее - обращение).

Обращение о предоставлении государственного экспортного кредита на цели сооружения комплексных объектов "под ключ" за рубежом рассматривается Министерством финансов Российской Федерации при наличии согласованного заинтересованными организациями сторон технико-экономического обоснования проекта или иного документа, подтверждающего проведение подготовительных работ, необходимых для определения стоимости и сроков реализации проекта, а также подтверждения потенциальной российской организацией - исполнителем проекта готовности заключить на основе такого документа соответствующий внешнеторговый контракт.

В обычном случае финансирование работ по подготовке технико-экономического обоснования проекта осуществляется за счет средств иностранного заказчика. Достижение межправительственных договоренностей о финансировании работ по подготовке технико-экономического обоснования проекта за счет средств федерального бюджета возможно в исключительных случаях при условии, что предоставление такого финансирования документально обусловлено готовностью иностранного государства - заемщика обеспечить последующую реализацию соответствующего проекта силами российских исполнителей. При этом предоставление заемного финансирования подготовки технико-экономического обоснования проекта оформляется отдельным межправительственным соглашением о предоставлении государственного экспортного кредита на финансирование работ по подготовке технико-экономического обоснования проекта.

IV. Государственный экспортный кредит

6. Государственный экспортный кредит представляет собой форму бюджетного кредита, при которой за счет бюджетных средств осуществляется оплата товаров (работ, услуг), поставляемых (выполняемых, оказываемых) на территорию (территории) иностранного государства, в объеме и на условиях, которые предусмотрены межправительственным соглашением.

7. Государственный экспортный кредит является связанным (целевым) кредитом, то есть его средства используются для оплаты части стоимости экспортного контракта (контрактов), заключаемого (заключаемых) российскими уполномоченными организациями и уполномоченными организациями иностранного государства - заемщика и принятого (принятых) к финансированию Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с процедурами, установленными межправительственным соглашением (далее - контракт). При этом исполнение возникающих в результате использования кредита долговых обязательств иностранного государства - заемщика не может обусловливаться фактом завершения российским исполнителем реализации контракта.

8. Государственный экспортный кредит предоставляется при условии, что доля стоимости товаров (работ, услуг) российского происхождения, поставляемых (выполняемых, оказываемых) в рамках проекта (контракта) (далее - российская доля), финансируемого за счет средств такого кредита, составляет не менее стоимости товаров (работ, услуг), поставляемых (выполняемых, оказываемых) по проекту (контракту), финансируемых за счет государственного экспортного кредита. Объем государственного экспортного кредита может превышать российскую долю из соображений технологической безопасности и экономической целесообразности по решению Правительства Российской Федерации.

Минимальная величина российской доли устанавливается межправительственным соглашением.

Для целей настоящих Правил российская доля означает выраженное в процентах отношение стоимости поставляемых в рамках контракта товаров (работ, услуг) российского происхождения к общей стоимости поставляемых в рамках контракта товаров (работ, услуг).

Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за реализацию государственной политики и нормативно-правовое регулирование в соответствующей отрасли экономики, или Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" (в соответствующих случаях) осуществляют подготовку и направление в Министерство финансов Российской Федерации заключения об обоснованности заявленной российской уполномоченной организацией российской доли в контракте, планируемом к финансированию за счет средств государственного экспортного кредита. В случае если контрактом, планируемым к финансированию за счет средств государственного экспортного кредита, предусматривается поставка промышленной продукции, отнесенной к сфере ведения Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, данное заключение подлежит согласованию с указанным Министерством.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»