ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПРИКАЗ
от 24 марта 2020 года N 186
Об утверждении Концепции создания обучающих (просветительских) программ по вопросам здорового питания
В целях обеспечения реализации мероприятий федерального проекта "Укрепление общественного здоровья", входящего в состав национального проекта "Демография", в части реализации мероприятий по формированию среды, способствующей повышению информированности граждан об основных принципах здорового питания,
приказываю:
1. Утвердить Концепцию создания обучающих (просветительских) программ по вопросам здорового питания (приложение).
2. Контроль за выполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Руководитель
А.Ю.Попова
УТВЕРЖДЕНА
приказом Роспотребнадзора
от 24 марта 2020 года N 186
Концепция создания обучающих (просветительских) программ по вопросам здорового питания
Концепция создания обучающих (просветительских) программ по вопросам здорового питания (далее - Концепция) разработана в целях реализации мероприятий по формированию среды, способствующей повышению информированности граждан об основных принципах здорового питания, в рамках выполнения федерального проекта "Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек" национального проекта "Демография" (далее - федеральный проект "Укрепление общественного здоровья"), а также в соответствии с Планом мероприятий Роспотребнадзора по реализации мероприятий федерального проекта "Укрепление общественного здоровья" на 2020 год, утвержденным приказом Роспотребнадзора от 21.01.2020 N 18.
Стратегически важной задачей, в настоящее время, является снижение смертности и заболеваемости социально значимыми неинфекционными заболеваниями (далее - НИЗ), увеличение продолжительности и повышение качества жизни населения Российской Федерации.
Эффективной стратегией снижения распространённости НИЗ является широкое внедрение профилактических мероприятий, направленных на продвижение здорового образа жизни, в том числе принципов здорового питания.
Достижение целей национального проекта "Демография" в части увеличения ожидаемой продолжительности здоровой жизни, снижения смертности населения старшего трудоспособного возраста и увеличения доли граждан, ведущих здоровый образ жизни, возможно только при обеспечении устойчивых изменений в образе жизни, повышении физической активности и оптимизации структуры питания детского и взрослого населения, обеспечивающей ликвидацию микронутриентной недостаточности, снижение потребления критически значимых для здоровья населения пищевых веществ (пищевая соль, сахара, жиры, включая жиры с насыщенными жирными кислотами и трансизомерами жирных кислот), увеличение потребления овощей и фруктов.
За последние 10-15 лет в Российской Федерации отмечены улучшения структуры питания за счет увеличения потребления мясных и молочных продуктов, фруктов и овощей, внедрения пищевых продуктов, обогащенных микронутриентами, биологически активных добавок к пище. Это привело к снижению распространенности дефицита ряда витаминов.
Однако остаются не решенными проблемы адекватной обеспеченности населения микронутриентами, а также сбалансированности рациона питания, который для большинства взрослого населения характеризуется избыточной калорийностью, высоким потреблением жира животного происхождения, соли, простых углеводов при недостатке овощей и фруктов, рыбы и морепродуктов, что приводит к распространению болезней, связанных с избыточным питанием.
Последствия неадекватного питания передаются от поколения к поколению, так как нездоровые пищевые привычки закладываются у детей в семье и школе, и дети, в свою очередь, став взрослыми с большей вероятностью сохраняют пищевое поведение, сформированное в детстве, сталкиваются с алиментарно-обусловленными заболеваниями: ожирением, гиперлипедемией, артериальной гипертензией, сахарным диабетом 2 типа и другими.
Все это связано с низким уровнем знаний населения о принципах здорового питания.
Для большинства россиян источником информации о здоровом питании являются средства массовой информации (газеты, журналы, специальные выпуски теле-(радио) передач, интернет-сайты) - 85%, только 11,7 % населения получает информацию от лечащего врача или в центре здоровья, а 29% вообще не интересуются такой информацией. Всего 34% населения всегда или почти всегда используют информацию о составе и пищевой ценности, указанную на этикетке, при выборе продуктов.
Очевидно, что факторами, повлиявшими на формирование структуры состояния питания населения, стали в том числе:
- низкий уровень образованности населения по практическим аспектам организации здорового рациона на фоне достаточно высокой, но бессистемной информированности о важности питания и взаимосвязи питания и здоровья;
- отсутствие ориентиров в выборе здоровых и безопасных пищевых продуктов, низкий уровень знаний и умений в области технологий приготовления блюд в соответствии с принципами здорового питания;
- богатый ассортимент пищевой продукции высокой степени переработки с высокой энергетической ценностью, с избыточным содержанием сахаров, жиров с насыщенными жирными кислотами и трансизомерами жирных кислот, пищевой соли (натрия), низким содержанием пищевых волокон, витаминов и других биологически активных веществ;
- активная реклама в средствах массовой информации концентрирует внимание потребителя на пищевой продукции с высокой энергетической ценностью и избыточным содержанием критически значимых нутриентов, повышая её привлекательность и делая осознанный выбор продуктов и формирование здорового рациона менее вероятным;
- давление медиапространства, насыщенного противоречивой, недостоверной и некорректной информацией о питании, затрудняющее принятие обоснованных решений в отношении своего рациона;
- преемственность привычных моделей неадекватного питания внутри семьи и сообществ.
Таким образом, с одной стороны, очевидна тенденция увеличения числа граждан, приверженных здоровому образу жизни и принципам здорового питания, повышения уровня их информированности о связи характера питания и факторах риска развития НИЗ. Однако данные о росте заболеваемости алиментарно-зависимыми НИЗ, распространенности избыточной массы тела и ожирения, а также данные о фактическом потреблении пищевых продуктов населением свидетельствуют о недостаточной осведомленности о правилах формирования здорового рациона, осознанном выборе пищевых продуктов и, следовательно, о необходимости улучшения системы всеобщего обучения населения России принципам здорового питания.
Ответом на существующие вызовы призвана стать системная деятельность, направленная на создание и поддержание информационно-просветительской среды, способствующей распространению устойчивых изменений в образе жизни, включая приверженность принципам здорового питания.
Инструментом эффективной реализации такой деятельности должны стать современные программы по гигиеническому обучению и воспитанию граждан, ориентированные на широкие слои населения и профессиональные сообщества, основывающиеся на принципах вариативности содержания и форм организации образовательного процесса, с учетом социально-демографических и культурных особенностей, с использованием активных, нацеленных на устойчивую модификацию поведения подходов.
Пищевое поведение, основывающееся на изначально сформированных в раннем возрасте или скорректированных в процессе жизнедеятельности пищевых привычках и моделях рационов питания, отвечающих современным принципам оптимального питания, с учетом сложившейся структуры и традиций питания, - ключевой компонент здорового образа жизни, наиболее эффективный путь профилактики большинства НИЗ и продления периода активной жизни.
В любом возрасте, на протяжении всего жизненного цикла внесение изменений в привычный рацион питания в соответствии с принципами здорового питания будет оказывать положительное воздействие на здоровье.
Максимально раскрыть потенциал образовательных мероприятий позволит внимание к потребностям и особенностям целевых аудиторий.
Дети и подростки - приоритетная целевая аудитория обучающих программ по вопросам здорового питания. Пищевое поведение, привычки и вкусовые предпочтения, сформированные в детстве, оказывают влияние на состояние здоровья на протяжении всего жизненного цикла. Включение в образовательный процесс дошкольных и школьных организаций изучения теоретических основ и освоения практических навыков здорового питания станет важным шагом к формированию здорового образа жизни и оптимального пищевого статуса учащихся.
Учитывая возрастные особенности принятия решений в отношении собственного питания, свойственные детям, и, в особенности, подросткам, важно, чтобы информация о правильном питании и здоровом образе жизни поступала из вызывающих у них максимальное доверие источников, включая социальные сети и лидеров мнений из числа сверстников.
Взаимодействие с семьёй ребенка, просветительская работа среди родителей и сотрудников учебных заведений, в том числе отвечающих за питание в школах и детских садах, будет способствовать формированию привычек здорового питания через единообразие подходов к приготовлению пищи в семье и образовательных организациях.
Взрослая аудитория обучающих программ заинтересована в получении простых, четко сформулированных и применимых на практике рекомендаций по организации здорового рациона питания.
Аудитория пожилого возраста заинтересована в получении информации о питании во взаимосвязи с конкретными заболеваниями. Рекомендации по планированию меню, включая стратегии бюджетных закупок и практические занятия, нацеленные на приобретение и совершенствование кулинарных умений и навыков, повысят эффективность образовательных мероприятий.
Последовательная реализация и масштабирование обучающих программ по вопросам здорового питания - ключевой механизм преодоления препятствий на пути к распространению и принятию в обществе норм здорового образа жизни и, в том числе здорового питания.
Таким образом, крайне актуальной становится необходимость последовательного проведения целевых просветительских и образовательных мероприятий, направленных на повышение уровня информированности и образованности населения в области здорового питания.
Целью Концепции является формирование у населения осознанного отношения к своему здоровью, приверженности здоровому образу жизни, развитию культуры здорового питания, обеспечивающей ликвидацию микронутриентной недостаточности, снижение потребления критически значимых для здоровья населения пищевых веществ (пищевая соль, сахара, жиры, включая жиры с насыщенными жирными кислотами и трансизомерами жирных кислот), увеличение потребления овощей и фруктов, профилактику алиментарно-зависимых заболеваний посредством создания и распространения научно-обоснованных адресных программ по гигиеническому обучению и воспитанию граждан по вопросам здорового питания (далее - обучающие (просветительские) программы по вопросам здорового питания).
Достижение указанной цели предусматривает решение следующих задач:
3.1. Создание обучающих (просветительских) программ по вопросам здорового питания для различных групп населения Российской Федерации и профессиональных сообществ.
3.2. Формирование у населения мотивации к приверженности здоровому образу жизни и питания с использованием обучающих (просветительских) программ по вопросам здорового питания.
3.3. Развитие у различных групп населения умений осознанного выбора пищевых продуктов и формирования здорового рациона питания с использованием обучающих (просветительских) программ по вопросам здорового питания.
3.4. Формирование в обществе представлений о социокультурных аспектах питания как составляющей общей культуры человека через обучающие (просветительские) программы по вопросам здорового питания.
3.5. Создание современных программных продуктов с целью просвещения населения по вопросам здорового питания.
Программы разрабатываются в соответствии со структурой обучающих (просветительских) программ по вопросам здорового питания (приложение*).
________________
* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.
Программы должны отвечать следующим принципам:
- возрастная адекватность - соответствие используемых форм и методов обучения возрастным физиологическим и психологическим особенностям детей, подростков, взрослого населения;
- научная обоснованность и достоверность - содержание обучающих (просветительских) программ базируется на данных научных исследований в области нутрициологии и диетологии;
- практическая целесообразность - отражение наиболее актуальных проблем, связанных с организацией питания детей, подростков и различных групп взрослого населения;
- модульное построение содержания - позволяет осуществлять динамическое развитие и системность в изложении материала и достижении цели и задач в реализации программы;
- вовлеченность в реализацию обучающих (просветительских) программ педагогов и родителей учащихся, медицинских работников, работников организаций общественного питания и пищевой промышленности.
- культурологическая сообразность - в содержании программы отражены исторически сложившиеся традиции питания, являющиеся частью культуры народов России и других стран.
Целевой аудиторией обучающих (просветительских) программ должны быть:
- беременные и кормящие женщины;
- дети дошкольного и школьного возраста;
- студенты;
- родители;
- лица старше трудоспособного возраста;
- лица с повышенным уровнем физической активности;
- люди, проживающие на территориях с особенностями в части воздействия факторов окружающей среды (дефицит микро- и макронутриентов, климатические условия);
- люди, работающие в тяжелых и вредных условиях труда;
- педагогические и медицинские работники, работники пищевых производств и организаций общественного питания.
Основное содержание обучающих (просветительских) программ по вопросам здорового питания должно охватывать следующие аспекты.
- Основные законы науки о питании. Роль и значение в питании основных пищевых и биологически активных веществ (белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные и биологически активные вещества). Критически значимые компоненты пищи (соль, сахар, насыщенные жиры и транс-изомеры жирных кислот, пищевые волокна и другие).
- Значение в питании основных групп пищевых продуктов: зерновые, бобовые, мясо и мясопродукты, молоко и молочные продукты, рыба, овощи, фрукты, сахар и кондитерские изделия, напитки (соки, безалкогольные напитки и др.).
- Требования к качеству пищевой продукции, включая ее безопасность, потребительские свойства, энергетическую и пищевую ценность, аутентичность, способность удовлетворять потребности человека в пище при обычных условиях использования в целях обеспечения сохранения здоровья, особенности хранения и приготовления пищевых продуктов, маркировка продукции, профилактика инфекционных заболеваний.
- Здоровое питание как часть здорового образа жизни и его роль в профилактике алиментарно-зависимых неинфекционных заболеваний. Рациональные нормы потребления пищевых продуктов, режим питания. "Пищевая пирамида".
При формировании содержания обучающих (просветительских) программ необходимо учитывать современные принципы оптимального питания: