ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

ПРИКАЗ

от 24 марта 2020 года N 186

Об утверждении Концепции создания обучающих (просветительских) программ по вопросам здорового питания



В целях обеспечения реализации мероприятий федерального проекта "Укрепление общественного здоровья", входящего в состав национального проекта "Демография", в части реализации мероприятий по формированию среды, способствующей повышению информированности граждан об основных принципах здорового питания,

приказываю:

1. Утвердить Концепцию создания обучающих (просветительских) программ по вопросам здорового питания (приложение).

2. Контроль за выполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Руководитель
А.Ю.Попова



Приложение

УТВЕРЖДЕНА
приказом Роспотребнадзора
от 24 марта 2020 года N 186



Концепция создания обучающих (просветительских) программ по вопросам здорового питания



I. Общие положения


Концепция создания обучающих (просветительских) программ по вопросам здорового питания (далее - Концепция) разработана в целях реализации мероприятий по формированию среды, способствующей повышению информированности граждан об основных принципах здорового питания, в рамках выполнения федерального проекта "Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек" национального проекта "Демография" (далее - федеральный проект "Укрепление общественного здоровья"), а также в соответствии с Планом мероприятий Роспотребнадзора по реализации мероприятий федерального проекта "Укрепление общественного здоровья" на 2020 год, утвержденным приказом Роспотребнадзора от 21.01.2020 N 18.

II. Актуальность


Стратегически важной задачей, в настоящее время, является снижение смертности и заболеваемости социально значимыми неинфекционными заболеваниями (далее - НИЗ), увеличение продолжительности и повышение качества жизни населения Российской Федерации.

Эффективной стратегией снижения распространённости НИЗ является широкое внедрение профилактических мероприятий, направленных на продвижение здорового образа жизни, в том числе принципов здорового питания.

Достижение целей национального проекта "Демография" в части увеличения ожидаемой продолжительности здоровой жизни, снижения смертности населения старшего трудоспособного возраста и увеличения доли граждан, ведущих здоровый образ жизни, возможно только при обеспечении устойчивых изменений в образе жизни, повышении физической активности и оптимизации структуры питания детского и взрослого населения, обеспечивающей ликвидацию микронутриентной недостаточности, снижение потребления критически значимых для здоровья населения пищевых веществ (пищевая соль, сахара, жиры, включая жиры с насыщенными жирными кислотами и трансизомерами жирных кислот), увеличение потребления овощей и фруктов.

За последние 10-15 лет в Российской Федерации отмечены улучшения структуры питания за счет увеличения потребления мясных и молочных продуктов, фруктов и овощей, внедрения пищевых продуктов, обогащенных микронутриентами, биологически активных добавок к пище. Это привело к снижению распространенности дефицита ряда витаминов.

Однако остаются не решенными проблемы адекватной обеспеченности населения микронутриентами, а также сбалансированности рациона питания, который для большинства взрослого населения характеризуется избыточной калорийностью, высоким потреблением жира животного происхождения, соли, простых углеводов при недостатке овощей и фруктов, рыбы и морепродуктов, что приводит к распространению болезней, связанных с избыточным питанием.

Последствия неадекватного питания передаются от поколения к поколению, так как нездоровые пищевые привычки закладываются у детей в семье и школе, и дети, в свою очередь, став взрослыми с большей вероятностью сохраняют пищевое поведение, сформированное в детстве, сталкиваются с алиментарно-обусловленными заболеваниями: ожирением, гиперлипедемией, артериальной гипертензией, сахарным диабетом 2 типа и другими.

Все это связано с низким уровнем знаний населения о принципах здорового питания.

Для большинства россиян источником информации о здоровом питании являются средства массовой информации (газеты, журналы, специальные выпуски теле-(радио) передач, интернет-сайты) - 85%, только 11,7 % населения получает информацию от лечащего врача или в центре здоровья, а 29% вообще не интересуются такой информацией. Всего 34% населения всегда или почти всегда используют информацию о составе и пищевой ценности, указанную на этикетке, при выборе продуктов.

Очевидно, что факторами, повлиявшими на формирование структуры состояния питания населения, стали в том числе:

- низкий уровень образованности населения по практическим аспектам организации здорового рациона на фоне достаточно высокой, но бессистемной информированности о важности питания и взаимосвязи питания и здоровья;

- отсутствие ориентиров в выборе здоровых и безопасных пищевых продуктов, низкий уровень знаний и умений в области технологий приготовления блюд в соответствии с принципами здорового питания;

- богатый ассортимент пищевой продукции высокой степени переработки с высокой энергетической ценностью, с избыточным содержанием сахаров, жиров с насыщенными жирными кислотами и трансизомерами жирных кислот, пищевой соли (натрия), низким содержанием пищевых волокон, витаминов и других биологически активных веществ;

- активная реклама в средствах массовой информации концентрирует внимание потребителя на пищевой продукции с высокой энергетической ценностью и избыточным содержанием критически значимых нутриентов, повышая её привлекательность и делая осознанный выбор продуктов и формирование здорового рациона менее вероятным;

- давление медиапространства, насыщенного противоречивой, недостоверной и некорректной информацией о питании, затрудняющее принятие обоснованных решений в отношении своего рациона;

- преемственность привычных моделей неадекватного питания внутри семьи и сообществ.

Таким образом, с одной стороны, очевидна тенденция увеличения числа граждан, приверженных здоровому образу жизни и принципам здорового питания, повышения уровня их информированности о связи характера питания и факторах риска развития НИЗ. Однако данные о росте заболеваемости алиментарно-зависимыми НИЗ, распространенности избыточной массы тела и ожирения, а также данные о фактическом потреблении пищевых продуктов населением свидетельствуют о недостаточной осведомленности о правилах формирования здорового рациона, осознанном выборе пищевых продуктов и, следовательно, о необходимости улучшения системы всеобщего обучения населения России принципам здорового питания.

Ответом на существующие вызовы призвана стать системная деятельность, направленная на создание и поддержание информационно-просветительской среды, способствующей распространению устойчивых изменений в образе жизни, включая приверженность принципам здорового питания.

Инструментом эффективной реализации такой деятельности должны стать современные программы по гигиеническому обучению и воспитанию граждан, ориентированные на широкие слои населения и профессиональные сообщества, основывающиеся на принципах вариативности содержания и форм организации образовательного процесса, с учетом социально-демографических и культурных особенностей, с использованием активных, нацеленных на устойчивую модификацию поведения подходов.

Пищевое поведение, основывающееся на изначально сформированных в раннем возрасте или скорректированных в процессе жизнедеятельности пищевых привычках и моделях рационов питания, отвечающих современным принципам оптимального питания, с учетом сложившейся структуры и традиций питания, - ключевой компонент здорового образа жизни, наиболее эффективный путь профилактики большинства НИЗ и продления периода активной жизни.

В любом возрасте, на протяжении всего жизненного цикла внесение изменений в привычный рацион питания в соответствии с принципами здорового питания будет оказывать положительное воздействие на здоровье.

Максимально раскрыть потенциал образовательных мероприятий позволит внимание к потребностям и особенностям целевых аудиторий.

Дети и подростки - приоритетная целевая аудитория обучающих программ по вопросам здорового питания. Пищевое поведение, привычки и вкусовые предпочтения, сформированные в детстве, оказывают влияние на состояние здоровья на протяжении всего жизненного цикла. Включение в образовательный процесс дошкольных и школьных организаций изучения теоретических основ и освоения практических навыков здорового питания станет важным шагом к формированию здорового образа жизни и оптимального пищевого статуса учащихся.

Учитывая возрастные особенности принятия решений в отношении собственного питания, свойственные детям, и, в особенности, подросткам, важно, чтобы информация о правильном питании и здоровом образе жизни поступала из вызывающих у них максимальное доверие источников, включая социальные сети и лидеров мнений из числа сверстников.

Взаимодействие с семьёй ребенка, просветительская работа среди родителей и сотрудников учебных заведений, в том числе отвечающих за питание в школах и детских садах, будет способствовать формированию привычек здорового питания через единообразие подходов к приготовлению пищи в семье и образовательных организациях.

Взрослая аудитория обучающих программ заинтересована в получении простых, четко сформулированных и применимых на практике рекомендаций по организации здорового рациона питания.

Аудитория пожилого возраста заинтересована в получении информации о питании во взаимосвязи с конкретными заболеваниями. Рекомендации по планированию меню, включая стратегии бюджетных закупок и практические занятия, нацеленные на приобретение и совершенствование кулинарных умений и навыков, повысят эффективность образовательных мероприятий.

Последовательная реализация и масштабирование обучающих программ по вопросам здорового питания - ключевой механизм преодоления препятствий на пути к распространению и принятию в обществе норм здорового образа жизни и, в том числе здорового питания.

Таким образом, крайне актуальной становится необходимость последовательного проведения целевых просветительских и образовательных мероприятий, направленных на повышение уровня информированности и образованности населения в области здорового питания.

III. Цели и задачи Концепции


Целью Концепции является формирование у населения осознанного отношения к своему здоровью, приверженности здоровому образу жизни, развитию культуры здорового питания, обеспечивающей ликвидацию микронутриентной недостаточности, снижение потребления критически значимых для здоровья населения пищевых веществ (пищевая соль, сахара, жиры, включая жиры с насыщенными жирными кислотами и трансизомерами жирных кислот), увеличение потребления овощей и фруктов, профилактику алиментарно-зависимых заболеваний посредством создания и распространения научно-обоснованных адресных программ по гигиеническому обучению и воспитанию граждан по вопросам здорового питания (далее - обучающие (просветительские) программы по вопросам здорового питания).

Достижение указанной цели предусматривает решение следующих задач:

3.1. Создание обучающих (просветительских) программ по вопросам здорового питания для различных групп населения Российской Федерации и профессиональных сообществ.

3.2. Формирование у населения мотивации к приверженности здоровому образу жизни и питания с использованием обучающих (просветительских) программ по вопросам здорового питания.

3.3. Развитие у различных групп населения умений осознанного выбора пищевых продуктов и формирования здорового рациона питания с использованием обучающих (просветительских) программ по вопросам здорового питания.

3.4. Формирование в обществе представлений о социокультурных аспектах питания как составляющей общей культуры человека через обучающие (просветительские) программы по вопросам здорового питания.

3.5. Создание современных программных продуктов с целью просвещения населения по вопросам здорового питания.

IV. Механизмы реализации Концепции

     4.1. Требования к обучающим (просветительским) программам по вопросам здорового питания


Программы разрабатываются в соответствии со структурой обучающих (просветительских) программ по вопросам здорового питания (приложение*).

________________

* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

Программы должны отвечать следующим принципам:

- возрастная адекватность - соответствие используемых форм и методов обучения возрастным физиологическим и психологическим особенностям детей, подростков, взрослого населения;

- научная обоснованность и достоверность - содержание обучающих (просветительских) программ базируется на данных научных исследований в области нутрициологии и диетологии;

- практическая целесообразность - отражение наиболее актуальных проблем, связанных с организацией питания детей, подростков и различных групп взрослого населения;

- модульное построение содержания - позволяет осуществлять динамическое развитие и системность в изложении материала и достижении цели и задач в реализации программы;

- вовлеченность в реализацию обучающих (просветительских) программ педагогов и родителей учащихся, медицинских работников, работников организаций общественного питания и пищевой промышленности.

- культурологическая сообразность - в содержании программы отражены исторически сложившиеся традиции питания, являющиеся частью культуры народов России и других стран.

Целевой аудиторией обучающих (просветительских) программ должны быть:

- беременные и кормящие женщины;

- дети дошкольного и школьного возраста;

- студенты;

- родители;

- лица старше трудоспособного возраста;

- лица с повышенным уровнем физической активности;

- люди, проживающие на территориях с особенностями в части воздействия факторов окружающей среды (дефицит микро- и макронутриентов, климатические условия);

- люди, работающие в тяжелых и вредных условиях труда;

- педагогические и медицинские работники, работники пищевых производств и организаций общественного питания.

Основное содержание обучающих (просветительских) программ по вопросам здорового питания должно охватывать следующие аспекты.

- Основные законы науки о питании. Роль и значение в питании основных пищевых и биологически активных веществ (белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные и биологически активные вещества). Критически значимые компоненты пищи (соль, сахар, насыщенные жиры и транс-изомеры жирных кислот, пищевые волокна и другие).

- Значение в питании основных групп пищевых продуктов: зерновые, бобовые, мясо и мясопродукты, молоко и молочные продукты, рыба, овощи, фрукты, сахар и кондитерские изделия, напитки (соки, безалкогольные напитки и др.).

- Требования к качеству пищевой продукции, включая ее безопасность, потребительские свойства, энергетическую и пищевую ценность, аутентичность, способность удовлетворять потребности человека в пище при обычных условиях использования в целях обеспечения сохранения здоровья, особенности хранения и приготовления пищевых продуктов, маркировка продукции, профилактика инфекционных заболеваний.

- Здоровое питание как часть здорового образа жизни и его роль в профилактике алиментарно-зависимых неинфекционных заболеваний. Рациональные нормы потребления пищевых продуктов, режим питания. "Пищевая пирамида".

При формировании содержания обучающих (просветительских) программ необходимо учитывать современные принципы оптимального питания:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»