Действующий

О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 14.11.2017 N 936

     Приложение
к постановлению
Правительства Санкт-Петербурга
от 29.07.2020 N 569

     

Государственная программа Санкт-Петербурга "Развитие сферы туризма в Санкт-Петербурге"

     

1.1. Паспорт государственной программы Санкт-Петербурга "Развитие сферы туризма в Санкт-Петербурге" (далее - государственная программа)

1

Ответственный исполнитель государственной программы

КРТ

2

Соисполнители государственной программы

КВЗПБ;
КГА;
КЗ;
КИ;
КИО;
КК;
КПООС;
КППИТ;
КРТИ;
КТ;
КЭИО

3

Участники государственной программы

Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение "Городское туристско-информационное бюро" (далее - ГБУ "ГТИБ");
Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение "Конгрессно-выставочное бюро" (далее - ГБУ "КВБ")

4

Цель государственной программы

Создание системных условий для реализации стратегической роли устойчивого туризма в экономическом и социокультурном развитии Санкт-Петербурга

5

Задачи государственной программы

Задача 1. Содействие строительству и модернизации объектов туристской и сопутствующей инфраструктуры (далее - Задача 1).
Задача 2. Расширение спектра, качества и доступности предоставляемых туристских услуг (далее - Задача 2).
Задача 3. Создание системных условий для интенсивного развития конгрессно-выставочной деятельности и делового туризма (далее - Задача 3).
Задача 4. Эффективная интеграция мета-бренда
Санкт-Петербурга в экономическое и социокультурное пространство Российской Федерации и за рубежом (далее - Задача 4).
Задача 5. Создание благоприятных условий для устойчивого развития туризма (далее - Задача 5)

6

Основания разработки государственной программы

Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2013 N 1039 "О порядке принятия решений о разработке государственных программ Санкт-Петербурга, формирования, реализации и проведения оценки эффективности их реализации";
государственная программа Российской Федерации "Развитие культуры и туризма", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 317;
Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.09.2019 N 2129-р

7

Региональные проекты, реализуемые в рамках государственной программы

Региональный проект "Экспорт услуг" в составе национального проекта "Международная кооперация и экспорт"

8

Перечень подпрограмм и отдельных мероприятий государственной программы

Подпрограмма 1. Развитие и совершенствование инфраструктуры туристской дестинации (далее - подпрограмма 1).
Подпрограмма 2. Диверсификация туристского предложения с учетом соблюдения принципов устойчивости туризма (далее - подпрограмма 2).
Подпрограмма 3. Развитие системы управления мета-брендом Санкт-Петербурга и его продвижения (далее - подпрограмма 3)

9

Общий объем финансирования государственной программы по источникам финансирования с указанием объемов финансирования, предусмотренных на реализацию региональных проектов, в том числе по годам реализации государственной программы

Общий объем финансирования государственной программы составляет 3771634,3 тыс.руб., из них:
за счет средств бюджета Санкт-Петербурга - 3771634,3 тыс.руб., в том числе по годам реализации:
2019 г. - 840882,8 тыс.руб.;
2020 г. - 676176,4 тыс.руб.;
2021 г. - 533416,6 тыс.руб.;
2022 г. - 552149,7 тыс.руб.;
2023 г. - 573435,7 тыс.руб.;
2024 г. - 595573,1 тыс.руб.;
за счет средств федерального бюджета - 0,0 тыс.руб.;
за счет внебюджетных средств - 0,0 тыс.руб.
Общий объем финансирования, предусмотренный
на реализацию региональных проектов в рамках государственной программы составляет 1865827,5 тыс.руб., из них:
за счет средств бюджета Санкт-Петербурга - 1865827,5 тыс.руб., в том числе по годам реализации:
2019 г. - 407308,3 тыс.руб.;
2020 г. - 299714,4 тыс.руб.;
2021 г. - 284119,6 тыс.руб.;
2022 г. - 284186,7 тыс.руб.;
2023 г. - 289754,2 тыс.руб.;
2024 г. - 300744,3 тыс.руб.;
за счет средств федерального бюджета - 0,0 тыс.руб.;
за счет внебюджетных средств - 0,0 тыс.руб.

10

Ожидаемые результаты реализации государственной программы

Увеличение доли туризма в ВРП до 6% в 2024 году;
перевод сферы туризма на инновационный путь развития, укрепление роли туризма как драйвера роста экономики Санкт-Петербурга, в том числе через широкое внедрение информационных технологий;
увеличение социальной роли туризма в развитии Санкт-Петербурга;
достижение необходимого уровня эффективности государственно-правового регулирования сферы туризма;
повышение качества, разнообразия, эффективности и доступности услуг в сфере туризма;
рост внутренних и въездных туристских потоков, включая увеличение числа поездок иностранных граждан в Санкт-Петербург до 4,8 млн. единиц к 2024 году и числа ночевок в гостиницах и аналогичных средствах размещения Санкт-Петербурга до 15,5 млн. единиц;
укрепление статуса Санкт-Петербурга как туристской дестинации мирового уровня;
повышение информированности иностранных и российских граждан о возможностях и преимуществах туристско-рекреационного комплекса Санкт-Петербурга

     

1.2. Характеристика текущего состояния сферы туризма Санкт-Петербурга


Государственную политику Санкт-Петербурга в сфере развития туризма проводит КРТ.

Туризм, являясь одной из крупнейших высокодоходных и наиболее динамичных отраслей экономики в мире, для Санкт-Петербурга имеет свою специфику, определяемую историко-культурным наследием Санкт-Петербурга, складывающейся социально-экономической ситуацией, а также влиянием ряда глобальных мегатрендов, меняющих институциональную среду отрасли.

Общий объем туристского потока в Санкт-Петербург ежегодно растет и в 2018 году достиг уровня 8,2 млн. человек, что почти на 9,3% больше показателя 2017 года и больше чем в 2 раза показателя 2005 года. При этом особенно примечателен значительный рост количества прибытий иностранных туристов. В 2018 году их количество составило 3,9 млн. человек, что на 8,3% больше по сравнению с 2017 годом. По численности российских и иностранных туристов, посещающих Российскую Федерацию, Санкт-Петербург уступает только Москве.

Увеличение туристской активности в 2018 году обеспечило рост потребления платных услуг в сфере туризма (услуги гостиниц и аналогичных средств размещения, услуги турфирм) относительно 2017 года на 30% (28,7 млрд.руб.). Наибольший рост зафиксирован в сегменте предоставления гостиничных услуг - 34%.

В значительной степени такая динамика была обусловлена проведением в Санкт-Петербурге мероприятий Кубка конфедераций FIFA в 2017 году и Чемпионата мира по футболу FIFA в 2018 году (далее - Чемпионат). За месяц проведения Чемпионата Санкт-Петербург посетило более 1 млн. болельщиков, из которых 65% составили иностранные туристы. По результатам Чемпионата отмечен беспрецедентный рост туристского потребления - расходы туристов составили более 8 млрд.руб., рост расходов иностранных граждан почти в 2 раза превысил показатели аналогичного периода 2017 года.

Прибытие туристов в Санкт-Петербург возможно через различные точки входа туристского потока. Точками входа туристского потока являются: автовокзалы (автостанции), аэровокзалы, железнодорожные вокзалы, пассажирские остановочные пункты (платформы), морские и речные вокзалы, причалы и пристани, пункты пропуска на государственной границе Российской Федерации.

Аэропорт "Пулково" выполняет полеты по 150 направлениям, среди наиболее востребованных маршрутов такие туристические направления, как Симферополь, Сочи, Калининград, Ларнака, Ираклион, Бургас, Энфидха, Джерба, Монастир, а также Пекин, Барселона, Рига. В 2018 году аэропорт "Пулково" обслужил более 18,1 млн. пассажиров, что на 12,4% превышает результат 2017 года.

В Санкт-Петербурге налажено сообщение с городами Российской Федерации и Европы по железной дороге. В Санкт-Петербурге действуют 5 железнодорожных вокзалов, обеспечивающих сообщение со всеми крупными городами страны, а благодаря скоростным поездам "Аллегро" и "Сапсан" можно легко и быстро добраться до Хельсинки и до Москвы за 4 часа.

В области водного транспорта на паромных, круизных морских и речных судах наблюдается тенденция увеличения пассажиропотока за счет повышения наполняемости принимаемых в Санкт-Петербурге судов. Современный пассажирский порт Санкт-Петербурга "Морской фасад" - первый и единственный в Северо-Западном регионе Российской Федерации специализированный пассажирский порт. Пассажирооборот указанного порта в 2018 году составил 1091,7 тыс. пассажиров. В 2018 году зафиксирован значительный рост круизного туризма: пассажиропоток круизных и паромных линий вырос на 29% по сравнению с 2017 годом и составил более 970 тыс. человек, из них 90% - это иностранные граждане из США и Европы.

Туристская привлекательность Санкт-Петербурга обусловлена высокой концентрацией музейно-исторических и культурно-зрелищных объектов, вхождением исторического центра Санкт-Петербурга в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Санкт-Петербург был дважды удостоен звания ведущего мирового культурно-туристического направления по версии World Travel Awards в 2017 и 2018 годах.

Однако климатические особенности Санкт-Петербурга, где влияние циклонов Балтийского моря дает жаркое влажное короткое лето и холодную сырую длинную зиму, а на протяжении большей части года преобладают дни с облачной пасмурной погодой, обусловливают ярко выраженную сезонность туристского интереса. Особенно большой поток туристов посещает Северную столицу в период белых ночей, приходящийся на конец мая - середину июля. "Высоким" сезоном в Санкт-Петербурге можно считать срок с мая по октябрь. Количество прибытий иностранных граждан по туристической визе через пограничные пункты пропуска Санкт-Петербурга и Ленинградской области во II и III кварталах почти в семь раз превышают количество прибытий в осенне-зимний сезон.

С учетом того, что количество туристов в Санкт-Петербурге уже несколько лет превышает население Санкт-Петербурга, очень большую значимость приобретает государственное регулирование сферы туризма, призванное сбалансировать интересы всех ее субъектов и содействовать максимально эффективному использованию туристских ресурсов в целях социокультурного и экономического развития Санкт-Петербурга.

Туристская функция является системообразующей, оказывая стимулирующее действие и на другие секторы экономики (в том числе транспорт, связь, торговлю), способствуя созданию значительного количества рабочих мест, увеличению налогооблагаемой базы и поступлений средств от налогов в бюджет Санкт-Петербурга и Российской Федерации.

Для систематизации туристских ресурсов, определения степени их востребованности и влияния на экономику Санкт-Петербурга в процесс государственного регулирования отрасли необходимо включать проведение научно-исследовательской работы, маркетинговых и социологических исследований и мероприятия по повышению кадрового потенциала сферы туризма.

Следует отметить, что Санкт-Петербург - первый город в Российской Федерации, применивший программно-целевые методы для развития туризма. После принятия первой долгосрочной программы развития Санкт-Петербурга как туристского центра на 2005-2010 годы количество туристов в Санкт-Петербурге за 10 лет увеличилось на 76% - с 3,7 млн. человек в 2005 году до 6,5 млн. человек в 2015 году, что в настоящее время требует актуализации целей и задач, стоящих перед отраслью.

По состоянию на 01.01.2019 на туристском рынке Санкт-Петербурга осуществляли деятельность 866 туристских операторов, что на 1,5% больше показателя 2017 года. Отмечается тенденция к увеличению доли туроператоров, работающих в сфере внутреннего и въездного туризма. В настоящее время она составляет более 86% от общего числа туристских операторов Санкт-Петербурга.

По состоянию на 01.01.2019 в Санкт-Петербурге классифицировано 1403 коллективных средства размещения, из которых 58,9% присвоена категория "без звезд" (хостелы, мини-отели, апартаменты и пр.); гостиницы категории "три звезды" составляют 23,1%; остальные 18% - гостиницы категорий "пять звезд", "четыре звезды" и "две звезды". Согласно данным Единой межведомственной информационно-статистической системы общий номерной фонд по всем коллективным средствам размещения в Санкт-Петербурге по итогам 2018 года составил 43093 номера общей вместимостью 97669 мест. В 2018 году по сравнению с 2017 годом количество классифицированных коллективных средств размещения увеличилось на 32,4%, номерной фонд - на 11,7%.

Растущий спрос на туристские услуги вызывает не только интерес инвесторов к строительству гостиниц, но и увеличение числа гостиниц, входящих в международные гостиничные сети: Kempinski, ACCOR (бренды Novotel и IBIS), Carlson Rezidor (бренды Radisson и Park Inn), Sokos Hotels, Marriott (бренды Courtyard by Marriott и Renaissance) Starwood (бренд "W"), Four Seasons Hotels & Resorts и целый ряд других.

В 2018 году на рынок гостиничного девелопмента Санкт-Петербурга вышли три международных бренда: Holiday Inn Express (четыре звезды, 244 номера), MEININGER (три звезды, 158 номеров), So/Sofitel (пять звезд, 137 номеров). Международные операторы AccorHotels и Carlson Rezidor Hotel Group также анонсировали новые проекты (Mercure, четыре звезды, 151 номер, и Radisson Blue Aurora, четыре звезды, 135 номеров), которые будут реализованы не ранее 2020 года.

Необходимо отметить, что отели Санкт-Петербурга заслуженно являются лучшими как в Российской Федерации, так и за рубежом - по версии престижной Европейской премии World Travel Awards 2018 года Radisson Royal Hotel был признан лучшим историческим отелем Европы. В Российской Федерации Lotte Hotel был признан лучшим отелем страны, Corinthia Hotel получил сразу три награды: лучший бизнес-отель и лучший конференц-отель, номер Royal Suite от Corinthia Hotel получил награду как лучший гостиничный номер в Российской Федерации.

Перспективным направлением совершенствования гостиничной индустрии Санкт-Петербурга является развитие гостиниц премиум-класса, гостиниц среднего ценового сегмента и хостелов, работающих по международным стандартам сервиса.

Кроме того, в связи с развитием индивидуального, прежде всего молодежного и семейного, видов туризма актуально развитие относительно нового для Санкт-Петербурга и Российской Федерации сектора индустрии гостеприимства - автокемпингов.