МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 15 июня 2020 года N 317/пр

Об утверждении Методики определения сметной стоимости строительства или реконструкции объектов капитального строительства, расположенных за пределами территории Российской Федерации

(с изменениями на 22 декабря 2023 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 августа 2022 года N 698/пр (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 19.12.2022, N 0001202212190125);

приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 22 декабря 2023 года N 968/пр (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 15.01.2024, N 0001202401150011).

____________________________________________________________________



В соответствии с пунктом 33 статьи 1, пунктом 7.5 части 1 статьи 6, частью 3 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст.16; 2020, N 17, ст.2725), подпунктом 5.4.23_1 пункта 5 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 47, ст.6117; 2020, N 7, ст.831),

приказываю:

Утвердить прилагаемую Методику определения сметной стоимости строительства или реконструкции объектов капитального строительства, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

Министр
В.В.Якушев



Зарегистрировано

в Министерстве юстиции

Российской Федерации

7 декабря 2020 года,

регистрационный N 61317

УТВЕРЖДЕНА
приказом Министерства строительства
и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации
от 15 июня 2020 года N 317/пр

     

Методика определения сметной стоимости строительства или реконструкции объектов капитального строительства, расположенных за пределами территории Российской Федерации

(с изменениями на 22 декабря 2023 года)

     

I. Общие положения

1. Методика определения сметной стоимости строительства или реконструкции объектов капитального строительства, расположенных за пределами территории Российской Федерации (далее - Методика), предназначена для определения сметной стоимости строительства или реконструкции объектов капитального строительства, расположенных за пределами территории Российской Федерации и финансируемых с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, при подготовке проектной и (или) иной технической документации, и в иных случаях, если это предусмотрено федеральным законом или договором (далее - сметная стоимость строительства).

2. По решению заказчика отдельные положения Методики применяются при определении сметной стоимости капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных за пределами территории Российской Федерации и финансируемых с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов.

3. Сметная стоимость строительства определяется при подготовке сметной документации на строительство или реконструкцию объектов капитального строительства в составе проектной документации, разрабатываемой в соответствии с Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст.744; 2020, N 18, ст.2916) (далее - Положение N 87), если иной состав проектной документации не установлен законодательством страны строительства, межправительственным соглашением и (или) иным документом, устанавливающим условия строительства.

4. В сметной стоимости строительства учитываются затраты, необходимые для осуществления строительства или реконструкции, относимые на капитальные вложения.

5. Сметная стоимость строительства учитывает стоимость строительных работ, работ по монтажу оборудования (далее - стоимость строительно-монтажных работ), стоимость оборудования и прочие затраты (в том числе стоимость пусконаладочных работ).

Стоимость строительно-монтажных работ включает сметные прямые затраты, накладные расходы и сметную прибыль.

Сметные прямые затраты учитывают сметные цены материалов, изделий, конструкций, затрат труда работников в строительстве, эксплуатации машин и механизмов (далее - строительные ресурсы), определенные с учетом количественных показателей расхода строительных ресурсов.

6. Сметная стоимость строительства определяется на основании сметной документации, в уровне цен, сложившихся ко времени составления сметной документации (далее - текущий уровень цен). Сметная документация разрабатывается с использованием:

а) сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, формируемый в соответствии с Порядком формирования и ведения федерального реестра сметных нормативов, утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 24 октября 2017 г. N 1470/пр (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 мая 2018 г., регистрационный N 51079) (далее соответственно - российские сметные нормативы, ФРСН);

б) нормативов и показателей, применяемых при определении стоимости строительства или реконструкции объекта капитального строительства на территории страны строительства, третьих стран и (или) сообществах стран, размещенных (опубликованных) в открытых источниках и (или) доступных для ознакомления (приобретения), предоставляемых на безвозмездной и (или) платной основе, источники информации о которых согласованы заказчиком (далее - иностранные сметные нормативы и показатели);

в) информации о сметных ценах строительных ресурсов и оборудования, а также иных ценовых показателях, в том числе работ, услуг (российских, в стране строительства, в третьих странах), информации о размере и (или) стоимости отдельных видов прочих затрат (российских, в стране строительства), не относящихся к сметной стоимости строительно-монтажных работ, но учитываемых в сметной стоимости строительства.

При отсутствии российских сметных нормативов, иностранных нормативов и показателей допускается определение сметной стоимости по наиболее экономичному варианту, определенному методом конъюнктурного анализа на основании сбора информации о ценах на аналогичные виды работ, услуги, строительные ресурсы и оборудование, в том числе с учетом исходных данных, представленных или согласованных заказчиком (далее - конъюнктурный анализ). Информация о ценах на аналогичные работы, услуги и строительные ресурсы и оборудование определяется в текущем уровне цен с учетом сопоставимости условий выполнения работ, оказания услуг, характеристик строительных ресурсов и оборудования.

7. При проведении конъюнктурного анализа используется информация не менее трех (при наличии) источников данных о ценах, в том числе поставщиков, производителей работ, услуг, строительных ресурсов и оборудования. По работам, услугам, строительным ресурсам и оборудованию, информация по которым принимается на основании одного источника данных, в том числе представленной единственным поставщиком, производителем, стоимость принимается на основании данных указанного источника.

8. В качестве источников данных для проведения конъюнктурного анализа используются общедоступная информация о ценах работ, услуг, строительных ресурсов и оборудования или полученная по запросу заказчика у подрядчиков, поставщиков, производителей, выполняющих аналогичные работы, оказывающих аналогичные услуги, осуществляющих производство, поставку аналогичных строительных ресурсов и оборудования, а также информация, полученная в результате размещения в открытых источниках запросов цен работ, услуг, строительных ресурсов и оборудования.

9. При проведении конъюнктурного анализа используются данные, заверенные подписями уполномоченных лиц подрядчиков, поставщиков, производителей или подписанные заказчиком, с указанием дат и (или) сроков действия ценовых предложений, полученных из следующих источников: коммерческие предложения, прайс-листы и другие документы, содержащие информацию о стоимости, в том числе размещенные в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальных сайтах производителей, поставщиков или полученные по запросу (официальное письмо, электронная почта, факс), данные электронных торговых площадок и котировок товарно-сырьевых бирж, результаты конкурсов, аукционов и данные, указанные в договорах (контрактах), которые исполнены и по которым не взыскивались неустойки (штрафы, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных этими договорами (контрактами), а также данные государственной статистической отчетности.

10. Рекомендуемый образец оформления результатов конъюнктурного анализа приведен в Приложении N 1 к Методике определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 4 августа 2020 г. N 421/пр (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 сентября 2020 г., регистрационный N 59986), с изменениями, внесенными приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 7 июля 2022 г. N 557/пр (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 августа 2022 г., регистрационный N 69860) (далее - Методика N 421/пр).

(Пункт в редакции, введенной в действие с 30 декабря 2022 года приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 августа 2022 года N 698/пр. - См. предыдущую редакцию)

II. Состав сметной документации и требования к ее оформлению

11. Для определения сметной стоимости строительства разрабатывается сметная документация и пояснительная записка к сметной документации в соответствии с Положением N 87, если иной состав сметной документации не установлен законодательством страны строительства, межправительственным соглашением и (или) иным документом, устанавливающим условия строительства.

12. В составе сметной документации разрабатываются следующие сметные расчеты:

а) сводка затрат (при необходимости);

б) сводный сметный расчет стоимости строительства;

в) объектные сметные расчеты (сметы);

г) локальные сметные расчеты (сметы);

д) сметные расчеты на отдельные виды затрат.

13. Сметные расчеты разрабатываются в текущем уровне цен.

14. К сметной документации прилагаются и являются ее неотъемлемой частью:

а) разделительная ведомость объемов работ;

б) сводная ресурсная ведомость;

в) обосновывающие документы.

15. В разделительной ведомости объемов работ указывается распределение предполагаемых к выполнению видов и объемов работ между привлекаемыми для выполнения работ по строительству или реконструкции юридическими лицами, зарегистрированными на территории Российской Федерации (далее - российский подрядчик) и зарегистрированными на территории страны строительства и (или) третьих стран (далее - иностранный подрядчик), на основании данных межправительственных соглашений и иных документов. Рекомендуемый образец оформления разделительной ведомости объемов работ приведен в Приложении N 6 к Методике.

16. В сводной ресурсной ведомости указываются перечень и объемы строительных ресурсов и оборудования. Сводная ресурсная ведомость разрабатывается на основании локальных сметных расчетов (смет) по объекту капитального строительства с указанием объемов строительных ресурсов и оборудования, поставляемых из Российской Федерации, страны строительства и третьих стран. Рекомендуемый образец оформления ресурсной ведомости приведен в Приложении N 7 к Методике.

17. Каждому сметному расчету присваивается шифр, содержащий буквенное обозначение и номер.

Буквенное обозначение отражает вид сметного расчета (сметы):

СР - сметный расчет на отдельные виды затрат;

ЛСР (ЛС) - локальный сметный расчет (смета);

ОСР (ОС) - объектный сметный расчет (смета);

ССРСС - сводный сметный расчет стоимости строительства.

Сквозная нумерация сметных расчетов на отдельные виды затрат производится целыми числами в порядке их включения в сметную документацию. Например, СР-1.

Номер локального сметного расчета (сметы) содержит три группы цифр: первые две группы цифр соответствуют номеру объектного сметного расчета (сметы), третья группа цифр - порядковому номеру локального сметного расчета (сметы) в объектном сметном расчете (смете). Например, ЛС-02-01-01.

Номер объектного сметного расчета (сметы) содержит две группы цифр: первые две цифры соответствуют номеру главы сводного сметного расчета, вторые две цифры - порядковому номеру строки в главе сводного сметного расчета стоимости строительства. Например, ОС-02-01.

Сводный сметный расчет стоимости строительства содержит буквенное обозначение - ССРСС. В случае, когда подготовка проектной документации по инициативе заказчика осуществляется применительно к отдельным этапам строительства, сводному сметному расчету стоимости строительства присваивается также номер этапа строительства.

Сводке затрат не присваивается буквенное обозначение и порядковый номер. Рекомендуемый образец оформления сводки затрат приведен в Приложении N 5 к Методике.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 30 декабря 2022 года приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 августа 2022 года N 698/пр. - См. предыдущую редакцию)

Нумерация сметных расчетов может быть дополнена группой цифр, соответствующих номеру этапа строительства.

18. Сметные расчеты разрабатываются на основании проектной документации, включающей ведомости объемов работ с указанием наименований работ, их единиц измерения и количества, расчета объемов работ и расхода материальных ресурсов, разработанные российской или иностранной организацией, осуществляющей подготовку проектной документации, разделительной ведомости объемов работ, прочих исходных данных, необходимых для определения сметной стоимости строительства.

19. Локальные сметные расчеты (сметы) разрабатываются на конструктивные решения и (или) комплексы и (или) виды работ в соответствии с технологической последовательностью выполнения работ и с учетом условий их выполнения, а также на основании данных о распределении предполагаемых к выполнению видов и объемов работ между российскими и иностранными подрядчиками.

20. Сметные расчеты на отдельные виды затрат разрабатываются для определения сметной стоимости затрат, не учтенных сметными нормативами, включаемых в сметные расчеты и учитываемых при формировании сметной стоимости строительных ресурсов и оборудования, прочих затрат. К ним относятся:

а) затраты на перевозку строительных ресурсов и оборудования;

б) затраты на транспортировку машин и механизмов;

в) затраты, связанные с командированием рабочих, выполняющих работы по строительству;

г) затраты на осуществление контроля иностранными лицензированными специалистами за соответствием работ по строительству или реконструкции объекта капитального строительства градостроительным требованиям и нормативам страны строительства и подготовки пакета документов для получения разрешения на строительство, эксплуатацию (при необходимости);

д) затраты на специальную проверку оборудования и комплектующих, поставляемых на объект капитального строительства;

е) другие необходимые для осуществления строительства или реконструкции затраты, в том числе затраты, определяемые на основании конъюнктурного анализа.

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 30 декабря 2022 года приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 августа 2022 года N 698/пр. - См. предыдущую редакцию)

21. Объектные сметные расчеты (сметы) разрабатываются на отдельные объекты капитального строительства и включают итоговые стоимостные показатели локальных сметных расчетов (смет).

Объектные сметные расчеты (сметы) составляются с выделением по каждой строке сметной стоимости работ, выполняемых российскими и иностранными подрядчиками.

22. Сводный сметный расчет стоимости строительства разрабатывается на основании итоговых стоимостных показателей объектных и локальных сметных расчетов (смет), а также сметных расчетов на отдельные виды затрат в целом на объект (объекты) капитального строительства, строительство или реконструкция которого осуществляется на основании единой проектной документации, или на отдельный этап строительства.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»